Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №2 в д. Чичерино
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
кружка
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
для обучающихся 5 класса

Составил: учитель географии
Т.В. Баченина
Пояснительная записка
Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.
Педагогическая целесообразность реализации программы кружка заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам, к исследовательской деятельностью. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами..
Целями реализации программы являются:
- формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;
- получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;
- более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;
- ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;
- знакомство с народами и странами мира;
- развитие исследовательской деятельности;
- умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.
Важнейшими задачами являются:
- способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;
- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;
- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов в ходе изучения курса:
- повышение качества географических знаний и умений школьников;
- повышение успеваемости по предмету;
- повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;
- активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;
- повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;
- рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.
В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.
Темы индивидуальных и групповых проектных работ
Русские путешественники, прославившие Россию.
Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».
Страна, в которой я мечтаю побывать.
Эти уникальные животные требуют защиты человека.
«Семь чудес света» моей Родины.
Моя презентация (тема определяется учащимся).
Формы проведения занятий кружка
В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.
Кружок рассчитан на 35 занятий, проводится 1 занятие в неделю.
Содержание программы
Введение (1 час)
Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка. (1 час).
Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира (2 часа)
Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.
Видео путешествие: Природные зоны мира.
Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану (5 часа)
Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.
География Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океана.
Видео путешествия: Путешествие в глубины Тихого океана (2 занятия), Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.
Тема 3. Знакомимся с великими реками мира (6 часа)
Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.
Видео путешествия: Амазонка – великая река мира (2 занятия), Путешествие по Меконгу, Окаванго – загадочная река Африки, Колорадо – река застывшего камня.
Тема 4. Путешествуем по странам и материкам (9 часов)
Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира. Политическая карта мира. Современные международные отношения.
Видео путешествия: Величайшие вулканы и горы мира, Тектоника мировых плит,
Континентальная Азия, Путешествие в Центральную Америку, Ступени цивилизации: Великая Индия, Современный Китай, Жемчужины Австралии, Самые опасные животные африканского континента.
Тема 5. Туристические маршруты по России (10 часов)
Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.
Знакомимся с природными красотами России (видео путешествия): Карелия – край озер, Великий Кавказ, Седой Урал, Уникальный Байкал, Богатство Сибири, Удивительное Приморье, Неспокойная Камчатка, Старинные города Тюменской области
Заключительные занятия – 2 часа
Конференция. Защита членами кружка проектных работ и подведение итогов.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма занятия | Дата |
1. | Введение – 1 час. Организационное занятие. Мир моих увлечений. Знакомство с планом работы кружка | Круглый стол | Сентябрь/ 1 |
Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира – 2 часа |
2. | Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности. |
| Сентябрь/ 2 |
3. | Природные зоны мира. | Видео путешествие. | Сентябрь/ 3 |
Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану – 5 часов |
4. | Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана. | Занятие-викторина знатоков океанологов. | Сентябрь/ 4 |
5-6. | Путешествие в глубины Тихого океана | Видео путешествие. | Октябрь/ 1-2 |
7. | Тайны островов Тихого океана, Индийский океан. | Видео путешествие. | Октябрь/ 3 |
8. | Индийский океан. | Видео путешествие. | Октябрь/4 |
Тема 3. Знакомимся с великими реками мира – 6 часов |
9. | Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира. | Занятие-презентация учащихся. | Ноябрь/ 2 |
10-11. | Амазонка – великая река мира | Видео путешествие. | Ноябрь/ 3-4 |
12. | Путешествие по Меконгу | Видео путешествие. | Декабрь/1 |
13. | Окаванго – загадочная река Африки | Видео путешествие. | Декабрь/2 |
14. | Колорадо – река застывшего камня | Видео путешествие. | Декабрь/3 |
Тема 4. Путешествуем по странам и материкам – 9 часов |
15. | Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира. | Занятие-практикум (работа с картой, к/к) | Декабрь/4 |
16. | Величайшие вулканы и горы мира | Видео путешествие | Январь/3 |
17. | Путешествие в Центральную Америку | Видео путешествие | Январь/4 |
18. | Ступени цивилизации: Великая Индия | Видео путешествие | Февраль/1 |
19. | Современный Китай | Занятие-деловая игра, презентация | Февраль/2 |
20. | Жемчужины Австралии | Видео путешествие | Февраль/3 |
21. | Самые опасные животные африканского континента. | Видео путешествие | Февраль/4 |
22. | Политическая карта мира. Современные международные отношения. | Занятие-политическая информация «Сообщают наши корреспонденты …» Деловая игра | Март/1 |
22. | Как я знаю и умею работать с географической картой | Занятие-практикум. | Март/2 |
Тема 5. Туристические маршруты по России – 9 часов |
23. | Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России. | Занятие-практикум | Март/ 3 |
24. | Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер. | Презентация, сообщения членов кружка | Март/ 4 |
25. | Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ | Презентация. | Март/ 1 |
26. | Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал. Уральские самоцветы. | Видео путешествие, презентация | Март/ 2 |
27. | Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал | Видео путешествие | Март/ 3 |
28. | Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири | Видео путешествие, презентация | Март/ 4 |
29. | Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье | Видео путешествие | Апрель/ 1 |
30. | Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка. | Видео путешествие | Апрель/ 2 |
31. | Старинные города Тюменской области: Тюмень, Тобольск | Видео путешествие, презентация | Апрель/ 3 Апрель/4 |
32. |
33. | Как я знаю свою Родину | Практикум, викторина | Май/1 |
Заключительные занятия – 2 часа |
34-35. | Защита членами кружка проектных работ. Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев. | Конференция | Май/ 2-3 |
Итого – 35 занятий |
Методическое обеспечение работы кружка
- Оборудование:
1. Географические карты, глобусы, контурные карты.
2. Видеоматериалы:
3. Презентации:
4. Компьютерные фото-альбомы:
5. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.
6. Телевизор
- Литература для учителя:
1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.
2.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999.
3.Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М.: Просвещение, 1997.
4. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.
5.Интернет ресурсы.
- Литература для учащихся:
1.Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 1974
2.Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск.: Народная асвета, 1981.
3.Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 1980.
4.По родной стране. Книга для чтения для учащихся 8 класса. Составитель
А.А.Шибанова , М.: Просвещение, 1986.
6.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.: Просвещение, 1981.
7.Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.
8.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Составитель Г.В. Карпов,
М.: Педагогика, 1981.
9.Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2. М.: Юный натуралист, 1992.
10. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004.
11.Интернет ресурсы.
9