Авдеева Ольга Юрьевна, учитель высшей категории,
МОУ гимназия №3, г. Волгоград
Программа курса «Калейдоскоп наук» для третьего класса
Пояснительная записка
Программа курса «Калейдоскоп наук» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе авторской программы Р. Г. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа» и авторских программ по предметам А. Л. Чекина «Математика», Н. Г. Агарковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, Т. А. Байковой, Н. Л. Лавровой «Русский язык» и О.Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой «Окружающий мир» (Акдемкнига/Учебник, 2012 г.), учебных пособий О. А. Захаровой «Практические задачи по математике. 3 класс» (Акдемкнига/Учебник, 2012 г.), Ю. В. Межуевой «Комплексная работа с текстом. 3 класс» (Лицей, 2017 г.), Е. Е. Абросимова, И. А. Мурашкина, С. В. Сучкова, Л. В. Коротченкова «Комплексные задания к текстам. 3 класс» (Лицей, 2017 г.) .
Программа составлена с учетом внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий и рассчитана на учащихся второго класса общеобразовательной школы.
Актуальность курса
В рамках реализации ФГОС НОО начальная школа должна создавать условия для осуществления образовательного процесса на основе системно - деятельностного подхода, предполагающего организацию детской самостоятельной и инициативной исследовательской деятельности, ориентацию на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов, ритмическую организацию образовательного процесса.
Настоящая программа курса «Калейдоскоп наук» имеет интеллектуальную направленность и способствует раскрытию индивидуальных способностей второклассника, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в совместной деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Программа построена таким образом, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. Развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, мелкая моторика, расширяется словарный запас.
В содержании интегрированы задания из различных областей знаний русского языка, окружающего мира и математики. Темы занятий курса расширяют и углубляют знания по учебными предметами.
На факультативных занятиях курса школьники учатся участвовать в совместной деятельности при решении различных учебных задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность. Дифференцированный подход к учащимся способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.
Образовательные и воспитательные задачи обучения решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых приемов и методов обучения, которые формируют умения учащихся как в группах, так и самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
На занятиях курса предполагается уделять большое внимание рассмотрению нестандартных заданий и заданий повышенного уровня сложности.
В результате проделанной работы учащиеся смогут получить дополнительную информацию по предметам, сформировать устойчивый интерес к учению, развить логическое мышление, повысить речевую культуру.
Цели и задачи курса
Цель программы - создание благоприятных условий для создания у второклассников положительных эмоций по отношению к учебе через включение их в творческую деятельность по предметам учебного курса второго класса и решению практических задач.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач, направленных на формирование:
* позитивной самооценки, самоуважения;.
* коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности, способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать, социально адекватных способов поведения;
* способности к организации деятельности и управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости, навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени, умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения.
* умения решать творческие задачи, работы с информацией.
Ценностные ориентиры
Ценностные ориентиры факультативного курса связаны с целевыми и ценностными установками начального общего образования, представленными в Примерной основной образовательной программе начального общего образования и предусматривают:
• формирование основ гражданской идентичности личности
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности
Реализация указанных ценностных ориентиров в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечит высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Описание места факультативного курса в учебном плане
Курс «Калейдоскоп наук» предназначен для обеспечения школьного компонента учебного плана.
Курс рассчитан для 3 класса, на 30 часов в год, 1 час в неделю.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы практических задач к темам учебных курсов 2 класса в комплексе с творческими олимпиадными заданиями, дидактическими и развивающими играми.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми практических заданий, сочетающих в себе задания из разных предметов учебных курсов третьего класса. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задания определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задания. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
В курсе используются задания разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
беседа, обсуждение, диалог;
создание проблемной ситуации;
чтение и анализ текстов и задач различных типов;
звуко-буквенный, морфемный, словообразовательный анализ слов, синтаксический разбор предложения;
работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
разгадывание и составление ребусов;
геометрические построения с помощью линейки, циркуля;
арифметические вычисления;
упорядочение предметов и математических объектов (по длине, массе);
дидактические игры на развитие внимания и закрепления терминологии; игры-конкурсы (с делением на команды); сюжетные игры на закрепление пройденного материала; интеллектуально-познавательные игры; интеллектуально-творческие игры, решение олимпиадных заданий
работать с несколькими источниками информации.
Планируемые результаты освоения программы факультативного курса «Калейдоскоп наук»
В результате факультативного курса обучающиеся:
научатся использовать начальные математические и филологические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и речи, приобретут необходимые вычислительные и орфографические навыки;
научатся применять знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения знаний в повседневных ситуациях;
научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; накопят опыт решения практических задач;
продолжат знакомство с простейшими плоскими и объёмными геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
научатся соблюдать нормы русского литературного языка и собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
выбирать слова из предложенного ряда для успешного решения коммуникативных задач;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки и применять разные способы проверки орфограмм;
оценивать правильность выполнения учебной задачи;
приобретут в ходе работы с таблицами и графиками важные для практико-ориентированной деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные:
формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные:
умения учиться: в навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные:
ориентироваться в книге, используя условные обозначения;
работать с моделями слов, предложений;
находить необходимые данные в тексте; задавать вопросы по тексту;
различать приставки и предлоги, части речи, знать и оперировать терминами, изменять существительные по падежам, определять падежи прилагательных и существительных, определять и проверять основные орфограммы, проводить синтаксический разбор простого предложения;
выполнять сложение, вычитание многозначных чисел, устные способы умножение и деление двузначных чисел ;
чертить с помощью линейки и циркуля простейшие плоские геометрические фигуры и отрезки заданной длины, измерять углы с помощью транспортира, вычислять периметр и площадь прямоугольника и квадрата, сравнивать периметры и площади этих фигур;
различать природные объекты и выделять их признаки и связи в различных природных сообществах: лес, водоём, поле, луг и т.п.;
приводить примеры животных и растений любого сообщества и своего края;
называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
выявлять особенности некоторых природных памятников России.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
Курс факультатива «Калейдоскоп наук» предполагает безотметочную форму оценивания. Основную роль должна играть словесная оценка товарищей и учителя. Предусматривается самооценка и самоконтроль учащихся - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты могут фиксироваться в зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Тематическое планирование занятий кружка «Калейдоскоп наук»
для учащихся 3-ого класса
№ п/п | Тема занятия | Дата | Кол-во часов | Содержание |
-
| Очень важные науки постигаем мы без скуки | | 1 | Вводное занятие. Условия безопасной работы. (Введение в программу.) Умение ставить цели, делать умозаключения, выводы увиденного. |
-
| Осень в лесу | | 1 | Распространённые и нераспространённые предложения. Устные способы вычислений в пределах 100. Сообщество - лес. Растения и животные леса. |
-
| Почему вымерли мамонты? | | 1 | Развитие орфографической зоркости и навыка проверки изучаемых орфограмм: безударных гласных, парных, удвоенных и непроизносимых согласных, разделительных Ь и Ъ, приставок и предлогов. Лексическое значение слова. |
-
| Удивительные животные или как живут бобры | | 3 | Умножение и деление. Связь деления и умножения. Табличные случаи деления. Предложение и его грамматическая основа. Правописание безударных гласных, удвоенных согласных, предлогов и приставок. Сообщество – водоём. Животные водоёмов. |
-
| |
-
| |
-
| История сахарного тростника | | 1 | Четырёхзначные числа. Класс тысяч. Названия и сравнение четырёхзначных чисел. Название материков, страны мира. Лента времени. Культурные растения разных континентов. История появления сахара. |
-
| Цветок из легенды. | | 2 | Типы тексов. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи: существительное, прилагательное, глагол. Решение задач. Взаимосвязи живой и неживой природы. Растения леса, занесённые в Красную книгу. Ландыш. |
-
| |
-
| Родина русской матрёшки. | | 2 | Состав слова. Изменение существительных по падежам. Форма слов. Сергиев Посад – город Золотого кольца. |
-
| |
-
| Акула пресных вод | | 1 | Предложение и словосочетание. Взаимосвязь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Длина и масса. Сравнение единиц измерения массы и длины. Сообщество – пресный водоём. Рыбы пресного водоёма. |
-
| Мозаика заданий | | 6 | Решение олимпиадных заданий по русскому языку, математике и окружающему миру. Логические и нестандартные задания. |
-
| |
-
| |
-
| |
-
| |
-
| |
-
| Сказочный мир горных пещер | | 1 | Умножение на 10. Умножение на двузначное число. Запись умножения столбиком. Работа воды. Природные памятники полуострова Крым. |
-
| Красота, созданная людьми | | 1 | Четырёхзначные числа. Класс тысяч. Названия и сравнение четырёхзначных чисел. Деление на 10, 100, 1000. Деление на однозначное и двузначное число. Работа с данными. Составление таблиц. Древние кремли России. |
-
| Если сверкает молния. | | 2 | Звуко-буквенный анализ слов. Род, число и падеж существительных и прилагательных. Деление текста на части. План текста. Составление плана текста Решение задач, изученных видов. Логические задачи. Гроза как природное явление. Безопасность во время грозы. |
-
| |
-
| От зёрнышка до хлебушка | | 2 | Глагол. Формы глагола. Изменение глагола по числам, родам и временам. План текста. Растения поля. Процесс изготовления хлеба. |
-
| |
-
| Самая большая страна на планете | | 1 | Площадь многоугольника. Измерение и вычисление площади. Способы сравнения площадей. Диаграмма как способ записи условия задачи. Природные зоны России. Природоохранная деятельность человека. |
-
| Озёра России | | 3 | Умножение. Соотношение между различными единицами измерения площади. Вычисление площади прямоугольника. Озёра России: Баскунчак, Байкал, Каспийское море. |
-
| |
-
| |
-
| Путешествие в мир геометрии | | 1 | Геометрические построения с помощью циркуля и линейки. Периметр и площадь прямоугольника и квадрата. Сравнение площадей и периметров простых фигур. |
-
| Мини-конференция «Мои достижения» | | 1 | Обобщение за курс, рассказ о своих успехах. Мини-проекты. |