СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА КРУЖКА «КУЛИНАРИЯ» по специальности 19.02.10. Технология продукции общественного питания

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется, в основном, в детских домах, которые остаются  основными социальными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс и подготовку детей к жизни в обществе. Учитывая особый образ жизни в детском доме, который культивирует в детях такие качества, как беспомощность, потребительство,  приспособленчество, возникла необходимость подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и формирования у них определенных социальных знаний, умений, навыков.

Образовательная программа кружка « Кулинария» направлена на оказание дополнительной помощи воспитанникам детского дома в производственном обучении и профессиональной подготовке. Она играет важную роль в воспитании  детей-сирот, в развитии творческих способностей, повышает инициативу и предприимчивость воспитанников.    Занятия в кружке позволяют развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества. У воспитанников формируются навыки в приготовлении блюд и их  эстетического оформления.

   Основными целями и задачами программы является получение детьми дополнительных знаний, умений и навыков по кулинарии, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности и применения в быту.

   Особенностью данной  программы является то, что у воспитанников появляется возможность широкого и разнообразного применения своих знаний, которые им  могут быть полезны после выпуска из детского дома.          

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КРУЖКА «КУЛИНАРИЯ» по специальности 19.02.10. Технология продукции общественного питания»

Министерство образования Ставропольского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Александровский сельскохозяйственный колледж»














ПРОГРАММА КРУЖКА «КУЛИНАРИЯ»


по специальности 19.02.10. Технология продукции общественного питания




















2023 г.









Содержание программы


1.

Пояснительная записка

2.

Учебно - тематический план

3 .

Содержание курса

4.

Методическое обеспечение

5.

Список литературы






































Паспорт программы


Наименование программы

«Кулинария»

Основания для разработки программы

На формирование общей  культуры личности.

Заказчик программы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Александровский сельскохозяйственный колледж»

Разработчик программы

Преподаватель специальных дисциплин Грибинченко Т.В.

Исполнители программы

Преподаватель специальных дисциплин Грибинченко Т.В.

Цели и задачи программы

ЦЕЛИ: -  Социальная адаптация детей детских домов и интеграция их в общество.

Подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у воспитанников детского дома навыков самостоятельного приготовления разнообразной и здоровой пищи.  

ЗАДАЧИ: формировать знания умения и навыки технологии приготовления блюд.

ОСВОЕНИЕ: технологических знаний, основ культуры представление о технологической культуре.

ОВЛАДЕНИЕ: специальными умениями, необходимыми для поиска технологической информации, создание продуктов труда, введение домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных планов, безопасными приёмами труда.

РАЗВИТИЕ: познавательных интересов пространственного воображения интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.

 ВОСПИТАНИЕ: трудолюбие, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости. Ответственности за результаты своей деятельности, уважительное отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Основные направления деятельности   по  реализации программы

-Личностное развитие, социальная адаптация воспитанников.

-Трудовое воспитание.

-Художественное – эстетическое воспитание.

Основные оценочные  показатели программы

Анализ, статистика, составление планов мероприятий. Итоговые занятия

Ожидаемые результаты

РЕЗУЛЬТАТЫ: обучения предоставлены в требованиях к уровню подготовки и содержит три компонента:

Знать- Понимать – перечень необходимых для усвоения каждым ребенком знаний.

Уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а так же компонент, включающий знания и умения ориентированный на решение разнообразных задач.

Результаты обучения сформированы в требования в обобщенном виде.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию материалов, необходимых для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами умения оценивать свои интересы и склонность к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные планы, навыки самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства. Формирование культуры труда, уважительное отношение к труду и результатам труда. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Координация и контроль реализации программы


Сроки реализации программы

2023-2024г.

Пояснительная записка.

     Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется, в основном, в детских домах, которые остаются  основными социальными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс и подготовку детей к жизни в обществе. Учитывая особый образ жизни в детском доме, который культивирует в детях такие качества, как беспомощность, потребительство,  приспособленчество, возникла необходимость подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и формирования у них определенных социальных знаний, умений, навыков.

Образовательная программа кружка « Кулинария» направлена на оказание дополнительной помощи воспитанникам детского дома в производственном обучении и профессиональной подготовке. Она играет важную роль в воспитании  детей-сирот, в развитии творческих способностей, повышает инициативу и предприимчивость воспитанников.    Занятия в кружке позволяют развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества. У воспитанников формируются навыки в приготовлении блюд и их  эстетического оформления.

   Основными целями и задачами программы является получение детьми дополнительных знаний, умений и навыков по кулинарии, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности и применения в быту.

   Особенностью данной  программы является то, что у воспитанников появляется возможность широкого и разнообразного применения своих знаний, которые им  могут быть полезны после выпуска из детского дома.          

Программа не дублирует работы детей в школе имеет свою специфику. В результате занятий, в данном кружке дети должны получить на только знания и умения, отвечающих стандарту общего образования, но и закрепить свои практические навыки в условиях дома.

План кружка составлен с учетом разновозрастной группы и условиями технической базы Детского дома.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

   Программа ориентирована на воспитанников 10-18 лет. Практика показала, что  дети данного возраста успешно и с интересом занимаются в кружке по кулинарии. Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают им в повседневной жизни. Формы и методы работы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

 Срок реализации дополнительной образовательной программы- 3 года.

        1 год - блюда первого уровня сложности.

        2 год - блюда второго уровня сложности.

        3 год - блюда  третьего уровня сложности.

Занятия  групп проводятся по 1 академическому часу, всего 48часов в год.

 Продолжительность учебного часа- 45 минут. Основными формами образовательного процесса являются: практико - ориентированные учебные занятия, творческие мастерские, экскурсии на предприятия общественного питания.

          На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитанникам дается самостоятельные задания с учетом его возможности); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема); групповая ( разделение на мини группы для выполнение определенной работы);

Воспитанники изучат правила санитарии и гигиены при кулинарных работах; безопасные приемы работы с кулинарным оборудованием и инструментами;  познакомятся историей, обычаями и традициями национальной кухни; узнают различия кухонь; будут иметь представления об  организации современных предприятий общественного питания; усвоят классификацию блюд современных национальных кухонь и правила сервировки стола; смогут самостоятельно готовить блюда по рецептам, а также будут способны выдвигать творческие идеи,       сотрудничать в коллективе.

  Для контроля за усвоением изученного материала будут использоваться - тесты, проверочные,  практические работы.

   Система контроля знаний будет осуществляться после каждого года обучения (через творческий проект), а также после прохождения основных блоков программы с целью проверки знаний, умений, навыков. Программа предполагает использовать           формы контроля: собеседование, тестирование, соревнование и творческие задания.

     Главный показатель реализации программы - личностный рост каждого воспитанника, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.        

       Критерием уровня эффективности программы является усвоение образовательной части, повышение интеллектуального уровня, воспитанности и готовность к самостоятельной жизни в плане организации своего быта.

              Завершается работа кружка выполнением творческого проекта и его защитой.

ЦЕЛИ: -  Социальная адаптация детей детских домов и интеграция их в общество.

Подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у воспитанников детского дома навыков самостоятельного приготовления разнообразной и здоровой пищи.  

ЗАДАЧИ: формировать знания умения и навыки технологии приготовления блюд.

ОСВОЕНИЕ: технологических знаний, основ культуры представление о технологической культуре.

ОВЛАДЕНИЕ: специальными умениями, необходимыми для поиска технологической информации, создание продуктов труда, введение домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных планов, безопасными приёмами труда.

РАЗВИТИЕ: познавательных интересов пространственного воображения интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.

 ВОСПИТАНИЕ: трудолюбие, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости. Ответственности за результаты своей деятельности, уважительное отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Краткое содержание курса

СЕНТЯБРЬ

Заготовка продуктов

Основные теоретические требования,- Способы консервирования, сохранность питательных веществ. Стерилизация в домашних условиях. Время стерилизации. Условия максимального сохранения витаминов. Условия и сроки хранения.

Практические работы. - Первичная обработка овощей и фруктов. Подготовка банок и крышек для консервирования. Определение количества соли и специй. Стерилизация и укупорка банок.  

Варианты объектов труда.- Соленый огурец, помидор, ассорти, компоты из фруктов.

ОКТЯБРЬ

Блюда из овощей.

Основные теоретические требования- Виды овощей, содержание в них минеральных веществ белков, жиров, углеводов, витаминов. Влияние экологии на качество овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу и рыбе.

Практические работы.- Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Приготовление блюд из сырых и варёных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности. Выполнение эскизов, оформление салатов для различной формы салатниц; круглой, овальной, квадратной. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда.- Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и варёных овощей. Овощные гарниры.

                                     

НОЯБРЬ

Блюда из рыбы.

Основные теоретические требования. - Понятие о пищевой ценности рыбы. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой рыбы.

Практические работы - Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка, и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда- блюда из варенной и жареной рыб

ДЕКАБРЬ

 Блюда из мяса

Основные теоретические требования - Значение и место блюд из мяса, субпродуктов в питании. Виды мясного сырья, сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов. Особенности кулинарного использования субпродуктов.

Санитарные условия обработки мяса, субпродуктов. Условия и сроки хранения полуфабрикатов из мяса и котлетной массы.

Практические работы - Способы тепловой обработки мяса, мясных полуфабрикатов, субпродуктов. Приготовление натуральной рубленой массы из мяса. Определение времени варки и жаренья до готовности. Приготовление блюд из субпродуктов. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов movoa – Блюда из мяса и субпродуктов.

ЯНВАРЬ

Бутерброды и горячие напитки

Основные теоретические сведения - Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы - Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и различных досок. Сервировка и подача к столу

Варианты объектов труда  Бутерброды и горячие напитки к завтраку.

ФЕВРАЛЬ

Блюда из птицы

Основные теоретические сведения - Виды домашней птицы и их кулинарное употребление. Виды тепловой обработки, применяемые  при приготовлении блюд из домашней птицы. Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Оформление готовых блюд при подаче к столу.

Практические работы - Определения качества птицы. Первичная обработка птицы. Приготовление блюд из домашней птицы. Разделка птицы и украшение перед подачей к столу. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда - Блюда из птицы.

МАРТ

Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного

и слоеного теста.

Основные теоретические сведения - Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста.

Практические работы - Выполнения эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. Выпечка и оформления из теста. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда - Праздничный пирог, торт, пряник, пирожные

АПРЕЛЬ

Блюда из яиц

Основные теоретические сведения - Строение яйца. Приспособления и оборудование для приготовления  блюд из яиц. Особенности кулинарного использования яиц.

Практические работы - Первичная обработка яиц, приготовления блюда из яиц. Выполнения эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда - Омлет, яичница, вареные яйца.

МАЙ

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

Основные теоретические сведения - Виды круп и макаронных изделий. Правило варки. Крупных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранения в них витаминов группы «Б». Причины Увеличения веса и объёма при варки.

Практические работы- Подготовка к варки круп, бобовых и макаронных изделий.
Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной
консистенции и гарниров их крупы, бобовых и макаронных изделий. Сервировка
и подача к столу.        

Варианты объектов труда - Каши, гарниры из риса и макаронных изделий.

ИЮНЬ

Блюда из молока и кисломолочных продуктов

Основные теоретические сведения - Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Условия и сроки его хранения. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов.

Практические работы - Первичная обработка крупы. Приготовление молочного супа и молочной каши. Приготовление простокваши, творога в домашних условиях. Приготовление блюда из кисломолочных продуктов. Сервировка и подача к столу

Варианты объектов труда - Молочный суп, молочная каша, сырники, запеканка из творога.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

3

3


2

Гигиена приготовления пищи

3

2

1

3

Техника безопасности на занятиях по кулинарии

3

1

2

4

Сервировка стола. Правила поведения за столом

6

2

4

5

Первичная обработка овощей.

3

1

2

6

Заготовка продуктов

6

2

4

7

 Блюда из рыбы

4

1

3

8

Мясные блюда

15

3

12

9

Бутерброды и  горячие напитки

9

3

6

10

Блюда из птицы

12

3

9

11

Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста.

18

3

16

12

Блюда из яиц

9

3

6

13

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

12

3

9

14

Блюда из молока и кисломолочных продуктов

12

3

9

15

Приготовление в походных условиях

6

1

5

16

Сладкие блюда и напитки.

9

1

8

17

Итоговое занятие

6

3

3

Методическое обеспечение прилагается

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации, ст. 43

2.Конвенция о правах ребенка

3.Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. Мудрость воспитания

4.Л.К. Сидорова. Программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Москва, 2003

5.Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Рыбинский Г.М. возрастные стандарты социализации детей-сирот, Москва, 1991

6.Иконников Г.Г.Социальная адаптация. Программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и преодолению трудностей социализации. Нижегородский гуманитарный центр, 1998

7.Головков А. Кухня без секретов, Москва, 1991.

8.Новоженов Ю.М., Титюнник А.И. Кулинарная характеристика блюд:

 Обществ. питание.

9.Национальные кухни наших народов.-М.:Центрполиграф,1997.

10.Национальная и зарубежная кухня. Похлебкин В.В

11.Из истории русской кулинарной культуры. –М.:  Центрполиграф, 1996.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!