СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Ловкие пальчики" для детей средней группы

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Ловкие пальчики" расчитана на один учебный год. Учитель-логопед реализует её с детьми средней группы, имеющими речевые нарушения.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Ловкие пальчики" для детей средней группы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29»



Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Детский сад №29»

____________/М.В. Ябурова/









Программа кружка

«Ловкие пальчики»

(средняя группа)




Автор: Мелехина Е.Ю.

Учитель-логопед



















п. Яйва

2018 – 2019 учебный год

Актуальность программы

В последнее время всё более актуальной становится проблема несформированного вовремя графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения. Дети в период освоения грамоты нередко сталкиваются с трудностями в написании элементов букв: неправильно держат ручку, при этом очень напряжены, линии получаются дрожащие, неровные. Ребёнок чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает наших надежд. Появляется неудовлетворение, дети нервничают, плачут. Возникает нелюбовь к письму, т.е., говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения. Встаёт вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребёнка? И надо ли готовить её лучше и основательнее? Именно в дошкольном возрасте важна подготовка руки ребёнка к письму, умению выполнять мелкие движения. К 6 -7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развития мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребёнка в школу. Начинать работу по развитию пальчиков нужно уже с раннего возраста, это первейшая забота родителей, которые должны заблаговременно позаботиться об основательной и систематической подготовке своего ребёнка к будущему обучению.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное основание. Истинный исследователь детской речи М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движения пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Все эти факторы должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Согласно данным психологов и физиологов у многих детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. У большинства детей пальцы малоподвижны, их движения отличаются неточностью и несогласованностью. Вот почему в последнее время развитию мелкой моторики педагоги уделяют всё больше времени, решая сразу две задачи:

1.Косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка.

2.Готовят к овладению навыком письма.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми средней группы углублённую и систематическую работу в этом направлении, работая в тесном контакте с воспитателями группы и родителями.

Цель программы: подготовка к освоению графо-моторного навыка через совершенствование мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениям.

Задачи:

- развивать точность и координацию движений рук;

- способствовать развитию словарного запаса, творческих способностей;

- совершенствовать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;

- воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми, к собственной деятельности.

Программа кружка рассчитана на один учебный год. Проводятся два занятия в месяц; продолжительность занятия в средней группе – 20 минут. Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и детей в форме кружковой работы.

Ожидаемый результат: У детей развиты активные движения пальцев рук, точность и координация движений рук. Улучшилась моторная сторона речи. Увеличился словарный запас. Совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. Формируется графо-моторный навык.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Проведение открытого мероприятия для родителей.

  • Презентации.

  • Проведение мастер-класса для педагогов.











Перспективно-тематический план работы кружка «Ловкие пальчики»


Месяц


Тема занятия


Дидактические игры и упражнения



Сентябрь


1.Первичная диагностика



2.Детский сад и игрушки


Пальчиковые пробы. Штриховка в разных направлениях. Обвести по трафарету «Грибок». Нарисовать по точкам «Яблоко»


Пальчиковая гимнастика «Пальцы здороваются», «Шарик». Выложить из счётных палочек «Кубик», нарисовать по точкам «Мяч».



Октябрь


1.Овощи




2.Фрукты


1.Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Овощи». Выложить из счётных палочек «Морковку». Обвести по трафарету «Огурец».


Пальчиковая игра «Мы делили апельсин», «Слива». Нарисовать по точкам «Грушу». Заштриховать «Яблоко».



Ноябрь


1.Лес




2.Семья


Пальчиковая гимнастика «Ёлка», «Дерево». Нарисовать по точкам «Ёлочку». Обвести по трафарету «Гриб».


Пальчиковая гимнастика «Семья», «Человечки». Выложить из счётных палочек «Дом». Заштриховать «Сердце».



Декабрь


1.Зима





2.Домашние животные


Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы», «Перед нами ёлочка». Выложить из счётных палочек «Снежинку». Нарисовать по точкам «Ёлочное украшение».


Пальчиковая гимнастика «Собака», «Лошадка». Обвести по трафарету «Кошечку». Заштриховать «Поросёнка».




Январь


1.Дикие животные



2.Рыбы


Пальчиковая гимнастика «Зайка – колечко», «Мишки». Заштриховать «Ёжика». Нарисовать по точкам «Медведя».


Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Щука». Обвести по трафарету «Рыбку». Выложить из спичек «Рыбку».



Февраль


1.Защитники Отечества


2.Транспорт


Пальчиковая гимнастика «Солдаты». Обвести по трафарету «Звезду». Рисовать по точкам «Флаг».


Пальчиковая гимнастика «Пароход», «Лодочка». Выложить из спичек «Лодочку». Заштриховать «Машину».



Март


1.Школа




2.Весна


Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Ладонь – кулак». Нарисовать по точкам «Колокольчик». Обвести по трафарету «Карандаш».


Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы», «Флажок». Заштриховать «Капельку». Выложить из спичек «Солнышко».



Апрель


1.Посуда




2.Мебель



Пальчиковая гимнастика «Помощник». Заштриховать «Тарелочку». Обвести по трафарету «Стакан».


Пальчиковая гимнастика «Стол», «Стул». Выложить их спичек «Кроватку». Нарисовать по точкам «Шкаф».



Май


1.Цветы



2.Итоговая диагностика


Пальчиковая гимнастика «Цветы». Обвести по трафарету «Вазу». Заштриховать «Цветок».


Пальчиковые пробы. Штриховка в разных направлениях. Обвести по трафарету «Грибок». Нарисовать по точкам «Яблоко».


Список литературы

1.Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику. Спб., «Линка-Пресс», 2009 год.

1.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., «Детство-Пресс», 2001 год.

2.Светлова И.Н. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Сфера», 2001 год.

3.Цвынтарный В. Играем пальчиками – развиваем речь. М., «Центрополиграф», 2004 год.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!