Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ «Детский сад №29»
____________/М.В. Ябурова/
Программа кружка
«Ловкие пальчики»
(средняя группа)
Автор: Мелехина Е.Ю.
Учитель-логопед
п. Яйва
2018 – 2019 учебный год
Актуальность программы
В последнее время всё более актуальной становится проблема несформированного вовремя графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения. Дети в период освоения грамоты нередко сталкиваются с трудностями в написании элементов букв: неправильно держат ручку, при этом очень напряжены, линии получаются дрожащие, неровные. Ребёнок чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает наших надежд. Появляется неудовлетворение, дети нервничают, плачут. Возникает нелюбовь к письму, т.е., говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения. Встаёт вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребёнка? И надо ли готовить её лучше и основательнее? Именно в дошкольном возрасте важна подготовка руки ребёнка к письму, умению выполнять мелкие движения. К 6 -7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развития мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребёнка в школу. Начинать работу по развитию пальчиков нужно уже с раннего возраста, это первейшая забота родителей, которые должны заблаговременно позаботиться об основательной и систематической подготовке своего ребёнка к будущему обучению.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное основание. Истинный исследователь детской речи М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движения пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Все эти факторы должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Согласно данным психологов и физиологов у многих детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. У большинства детей пальцы малоподвижны, их движения отличаются неточностью и несогласованностью. Вот почему в последнее время развитию мелкой моторики педагоги уделяют всё больше времени, решая сразу две задачи:
1.Косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка.
2.Готовят к овладению навыком письма.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми средней группы углублённую и систематическую работу в этом направлении, работая в тесном контакте с воспитателями группы и родителями.
Цель программы: подготовка к освоению графо-моторного навыка через совершенствование мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениям.
Задачи:
- развивать точность и координацию движений рук;
- способствовать развитию словарного запаса, творческих способностей;
- совершенствовать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
- воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми, к собственной деятельности.
Программа кружка рассчитана на один учебный год. Проводятся два занятия в месяц; продолжительность занятия в средней группе – 20 минут. Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и детей в форме кружковой работы.
Ожидаемый результат: У детей развиты активные движения пальцев рук, точность и координация движений рук. Улучшилась моторная сторона речи. Увеличился словарный запас. Совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. Формируется графо-моторный навык.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Перспективно-тематический план работы кружка «Ловкие пальчики»
Месяц | Тема занятия | Дидактические игры и упражнения |
Сентябрь | 1.Первичная диагностика 2.Детский сад и игрушки | Пальчиковые пробы. Штриховка в разных направлениях. Обвести по трафарету «Грибок». Нарисовать по точкам «Яблоко» Пальчиковая гимнастика «Пальцы здороваются», «Шарик». Выложить из счётных палочек «Кубик», нарисовать по точкам «Мяч». |
Октябрь | 1.Овощи 2.Фрукты | 1.Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Овощи». Выложить из счётных палочек «Морковку». Обвести по трафарету «Огурец». Пальчиковая игра «Мы делили апельсин», «Слива». Нарисовать по точкам «Грушу». Заштриховать «Яблоко». |
Ноябрь | 1.Лес 2.Семья | Пальчиковая гимнастика «Ёлка», «Дерево». Нарисовать по точкам «Ёлочку». Обвести по трафарету «Гриб». Пальчиковая гимнастика «Семья», «Человечки». Выложить из счётных палочек «Дом». Заштриховать «Сердце». |
Декабрь | 1.Зима 2.Домашние животные | Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы», «Перед нами ёлочка». Выложить из счётных палочек «Снежинку». Нарисовать по точкам «Ёлочное украшение». Пальчиковая гимнастика «Собака», «Лошадка». Обвести по трафарету «Кошечку». Заштриховать «Поросёнка». |
Январь | 1.Дикие животные 2.Рыбы | Пальчиковая гимнастика «Зайка – колечко», «Мишки». Заштриховать «Ёжика». Нарисовать по точкам «Медведя». Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Щука». Обвести по трафарету «Рыбку». Выложить из спичек «Рыбку». |
Февраль | 1.Защитники Отечества 2.Транспорт | Пальчиковая гимнастика «Солдаты». Обвести по трафарету «Звезду». Рисовать по точкам «Флаг». Пальчиковая гимнастика «Пароход», «Лодочка». Выложить из спичек «Лодочку». Заштриховать «Машину». |
Март | 1.Школа 2.Весна | Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Ладонь – кулак». Нарисовать по точкам «Колокольчик». Обвести по трафарету «Карандаш». Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы», «Флажок». Заштриховать «Капельку». Выложить из спичек «Солнышко». |
Апрель | 1.Посуда 2.Мебель | Пальчиковая гимнастика «Помощник». Заштриховать «Тарелочку». Обвести по трафарету «Стакан». Пальчиковая гимнастика «Стол», «Стул». Выложить их спичек «Кроватку». Нарисовать по точкам «Шкаф». |
Май | 1.Цветы 2.Итоговая диагностика | Пальчиковая гимнастика «Цветы». Обвести по трафарету «Вазу». Заштриховать «Цветок». Пальчиковые пробы. Штриховка в разных направлениях. Обвести по трафарету «Грибок». Нарисовать по точкам «Яблоко». |
Список литературы
1.Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику. Спб., «Линка-Пресс», 2009 год.
1.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., «Детство-Пресс», 2001 год.
2.Светлова И.Н. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Сфера», 2001 год.
3.Цвынтарный В. Играем пальчиками – развиваем речь. М., «Центрополиграф», 2004 год.