МБОУ «Наводовская ОШ»
филиал Наводовский детский сад
Программа кружка
«Мастерилка»
(поделки из природного и бросового материала)
для детей группы
компенсирующей направленности
Программу разработала воспитатель
Капустина Ирина Викторовна.
2022 – 2023 г.г.
Чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок
Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка:
Программа «Мастерилка» разработана для детей группы компенсирующей направленности, с учётом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей и является программой художественно - эстетической направленности.
Ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки, учатся мыслить.
Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Природный и бросовый материал интересны в работе, помогут развивать творческое мастерство, сенсомоторные реакции.
В процессе работы по программе «Мастерилка» у детей развивается способность работать руками, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Цель: Создание условий для развития у детей познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания поделок, используя природный и бросовый материал.
Задачи:
1.Обучающие:
- Учить детей самостоятельному изготовлению поделок из природного и бросового материала.
2.Развивающие:
- Способствовать развитию у детей: мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.).
- Развивать творческие способности детей.
3.Воспитательные:
- Воспитывать навыки аккуратной работы, самостоятельность, отзывчивость, доброту, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ, помогать товарищам.
Структура программы:
Программа «Мастерилка» основана на принципах:
- Наглядность.
- Активность.
- Доступность.
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Систематичность и последовательность.
Структура занятия:
- Создание игровой ситуации.
- Рассматривание образца.
-Объяснение и показ приемов работы.
- Работа сматериалами.
- Физкультминутка.
-Продолжение работы.
- Рассматривание готовых работ.
Основные методы работы:
- Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж, беседа по теме.
-Наглядный – показ образца изделия, анализ образца, работа по образцу.
- Практический – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Формы подведения итогов:
- Участие в конкурсах.
- Выставки работ детей.
Организация деятельности кружка:
Форма занятий – коллективная и индивидуальная.
Возраст детей - 4 – 6 лет.
Сроки реализации программы – сентябрь 2021 г. – май 2022г.
Режим занятий – 2 раза в месяц.
Продолжительность – 20 - 25 минут.
Календарно-тематическое планирование.
Месяц | Деятельность с детьми. |
| Тема | Цель, оборудование |
Сентябрь | 1. Знакомство детей с программой «Мастерилка». | Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка, предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно готовить поделки, |
| 2. «Угостим зайчика морковкой». | Развитие творческих способностей в освоении нетрадиционной техники прикрепления разрезанных ниток на картон для получения объемной аппликации. |
Октябрь | 3. «Мухоморчик». | Развивать умение работать с бросовым материалом, учить детей передавать в конструировании характерные особенности грибов. Воспитывать аккуратность в работе с клеем и безопасность при работе с ножницами. |
| 4. «Шумят колосья золотые». | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изготовления аппликации, с использованием природного материала (тыквенные семечки). |
Ноябрь | 5. «Цыплята». | Учить создавать интересные поделки из капсул от киндера, доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику, фантазию, творческие способности. |
| 6. «Животные жарких стран». | Воспитывать интерес у детей к конструированию из природного материала, обследованию шишек, скорлупы грецкого ореха, веточек, перышек, семечек и созданию животных из них. |
Декабрь | 7. «Зимушка - зима». | Закреплять у детей представления об особенностях зимней природы, создавая образ Зимушки-зимы:холодная,ледяная,суровая,белая,студеная,вьюжная,ветреная и т. д. используя в работе ватные диски |
| 8. «Снегирь». | Учить детей соотносить реальные образы с образами на картинке. На основе полученных знаний создать аппликацию с образами птиц – снегирей, передавая яркость, используя элементы декоративного оформления. |
Январь | 9.«Стиральная машинка». | Учить детей создавать объемные поделки из бросового материала. Совершенствовать навыки работы с ножницами, кистью и клеем. Развивать творческое воображение, образное мышление. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность, чувство коллективизма. |
| 10. «Золотая рыбка». | Учить детей мастерить поделки своими руками из природного материала и использовать в играх с друзьями. Продолжить совершенствовать навыки работы с ножницами, кистью и клеем. |
Февраль | 11. «Поваренок». | Развивать художественное творчество у детей посредством овладения конструирования с элементами аппликации. Формировать умение следовать устным инструкциям. |
| 12. «Цветы для мамы». | Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству. Воспитывать терпения и аккуратности. Научиться выполнять цветок в горшке из различного материала. |
Март | 13.«Прилетели к нам скворцы». | Продолжить уточнять и расширять знания детей о живой и не живой природе. Продолжить развивать умение детей изготавливать скворцов техникой прикрепления разрезных ниток, дорисовывать отдельные части тела и композиции. |
| 14.«Платье для куклы». | Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус, мелкую моторику рук. Продолжить формировать умение вырезать ножницами. Обогащать словарный запас детей. |
Апрель | 15. «Мороженое». | Продолжить учить приемам наклеивания, располагать шарики в рожке, закреплять знания детей о цветах. Воспитывать аккуратность в работе, учить доводить начатое дело до конца. |
| 16.«Открытка ветерану». | Воспитывать чувство ответственности, уважение и желание принести радость старшему поколению. Воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе. |
Май | 17.«Тюльпан» | Заинтересовать и вовлечь в работу по изготовлению тюльпанов из одноразовых ложек. Продолжить обучать технологии работы с бросовым материалом (пластиковые ложки). Развивать творческие способности детей, инициативу. |
| 18. «Наши работы» - фотовыставка, подведение итогов. | Подвести итоги деятельности кружка за год. |