СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по внеурочной деят-ти

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения, происходящие в современном обществе,  требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по внеурочной деят-ти»


Пояснительная записка.


Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.

В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. Одно из направлений – проектная деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Данная программа разработана для учащихся 4 класса на 1 год. Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и принципы:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации образовательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Цель программы – создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некоторого опыта социального действия.

Задачи программы:

  • формировать у учащихся позитивную самооценку, самоуважение;

  • формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве:
    умение вести диалог, участвовать в совместной деятельности с учащимися класса, родителями; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

  • формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
    умение самостоятельно планировать деятельность и сотрудничество;
    принимать решения;

  • формировать умение решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать различную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации.

1. Знакомство обучающихся с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предложить детям широкий их выбор, но и подсказать, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации: интернет, энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки; видео-материалы, рассказы взрослых, экскурсии; беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч.

Возможные экскурсии: экскурсии в музеи, на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека.

При разработке проектов учитываются возможности, интересы каждого ученика, планируется включение детей в разнообразные виды деятельности, создание ситуации успеха для каждого.

Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического. При изучении первого обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль во втором классе состоит из 5 модулей, каждый из которых представляет собой работу над конкретным проектом.


















Этапы работы над проектом

п/п

Этап работы

Характеристика видов деятельности

1

Поисковый

Моделирование искомой ситуации

Анализ имеющейся информации

Определение и анализ проблем

Определение потребности в информации

Сбор и изучение информации

2

Аналитический

Постановка цели проекта

Определение задач

Определение способа разрешения проблемы

Составление плана реализации проекта

Планирование продукта

Анализ ресурсов

Сбор и изучение информации

3

Практический

Выполнение плана работ

Текущий контроль

4

Презентационный

Предварительная оценка продукта

Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

Презентация продукта

5

Контрольный

Анализ результатов выполнения проекта

Оценка продукта

Оценка продвижения

Структура курса состоит из двух блоков: теоретического и практического. При изучении первого блока обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль в 4 классе включает в себя 5 разделов: 5 проектов. Программа реализуется в объеме 34 часов, 1ч в неделю.
























Календарно-тематическое планирование


п/п

Перечень разделов

Количество часов

1

Теоретический блок

4

2

Практический блок

30


Теоретическая часть (4 ч.)

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Познавательная беседа «Что такое проект?»

1 ч.

2.

Коллективная игра «Мы работаем над проектом»

1 ч.

3.

Игра « Я ищу информацию»

1 ч.

4.

Круглый стол «Секрет успешного выступления»

1 ч.



1 Проект «Радость малышам» (6 ч.)

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Беседа «Обязаны все твёрдо знать – малышам нужно помогать»

1 ч.

2.

Сбор информации (игры на свежем воздухе с детьми младшего возраста; загадки, пословицы, поговорки об осени; элементы оформления зала, сувениры, поделки для малышей)

2 ч.

3.

Проведение подвижных игр на прогулке в детском саду.

1 ч.

4.

Изготовление элементов оформления зала, сувениров, поделок для праздника «Золотая осень» в детском саду

1 ч.

5.

Участие в празднике «Золотая осень»

1 ч.


2 Проект “Новый год в моих фантазиях». (6 ч)

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Беседы на тему: «Новый год в моих фантазиях».

Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать? Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку? Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины?

2 ч

2.

Изготовление новогодних украшений для елки.

Конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей).

3 ч.

3

Защита проекта в виде новогоднего представления.

1 ч.


3 Проект «Проект наши бабушки и мамы» (6 ч.)

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Беседа о праздниках, посвященных мамам, бабушкам.

1 ч

2

Подготовка и выпуск рисунков, портретов: «Это мамочка моя», «Это бабушка моя».

2 ч.

3.

Подготовить и провести экскурсию на работу одной из мам.

1 ч

4.

Защита проекта «Наши бабушки и мамы».

1 ч.

5.

Праздник для мам

1 ч.




4 Акция «Память» (6 ч.)

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

«День Победы». Экскурсия в музей боевой славы. Беседа по итогам.

1 ч.

2.

Подготовка к концерту, изготовление открыток, буклетов.

3 ч.

3.

Встреча с ветеранами (концерт). Акция «Память».

2 ч.








5 Проект «До свидания, четвёртый класс!» (6ч)

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Беседа на тему « Мои достижения в начальной школе?»

1 ч.

2.

Защита и презентация «Моё портфолио»

2 ч.

3.

Подбор стихов, загадок, песен о школе, подготовка к празднику

1 ч.

4.

Сбор материала и выпуск стенгазет: «Мой любимый класс», оформление зала.

1 ч.

5.

Защита проекта в виде праздничного концерта: «До свидания четвёртый класс!»


1 ч.

































Форма организации

Занятия проводятся 1 час в неделю в учебном кабинете, в библиотеках, , на различных объектах села (детский сад, походы в лес, улицы, школьный двор, достопримечательности и пр.). Проектная деятельность осуществляется через наблюдений, экскурсий, защиты и реализации проектов. При этом необходимо планировать время для подведения итогов: обсуждение с детьми результативности их деятельности.

Прогнозируемые результаты

В результате участия во внеурочной проектной деятельности в четвертом классе у учащихся будет формироваться позитивная самооценка и самоуважение:

умение сотрудничать, вести диалог, как со сверстниками, так и с людьми старшего и младшего возраста;

они приобретут социально ценностные умения доброжелательного и чуткого отношения к людям;

получат некоторый опыт социального действия: организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений;

будут учиться работать с информацией: собирать, систематизировать и хранить ее.

Формирование УУД

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Критерии оценивания

Критерии внешней оценки проекта

  1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адек­ватность их изучаемой тематике.

  2. Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.

  3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

  4. Коллективный характер принимаемых решений.

  5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

  6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

  7. Доказательность принимаемых решений, умение аргумен­тировать свои заключения, выводы.

  8. Эстетика оформления результатов проекта.

  9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.


Учебно-методическое обеспечение

  • Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. 

  • На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления).

  • Технические средства.

  • Подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний. 

Материально-техническое обеспечение:

  • компьютер;

  • проектор;

  • Интернет;

  • электронные обучающие диски.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

  6. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.

  7. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

  8. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

  9. 9. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

  10. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!