Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №8 города Бирска муниципального района Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР _________Ахмадеева Л.Г. «___»_________2018г. | . | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №8 Г. Бирска _________Ахмадиева А.Н. Приказ №161-К от 31 августа 2018г. |
Рабочая программа кружка
«Познай себя»
для 8 класса
на 2018-2019 учебный год
Составила учитель биологии
Салиева Надежда Александровна
Рассмотрено на заседании ШМО
Классных руководителей
МБОУ СОШ №8 г. Бирска
Протокол №1 от 28 августа 2018 года
Руководитель ШМО классных руководителей
________Ахмадеева Л.Г.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный Стандарт (Приказ МОиН РФ № 1897 от «17» декабря 2010 года);
3.Изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», (Приказ МОиН РФ от 29.12.2014 № 1644);
4. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»);
6. Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
7. Календарный учебный график на 2018-2019 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
8. Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2018-2019 учебный год для 5-8 классов
Пояснительная записка
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.
Кружок «Познай себя» чрезвычайно актуален, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.
Программа предназначена для учащихся 8 классов и построена с учетом особенностей взросления.
Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.
Систематическая, целенаправленная работа по реализации данной программы кружка «Познай себя» с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Программа кружка «Познай себя» реализует следующую цель:
Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи:
Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.
Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.
Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы кружка «Познай себя» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
- приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
- получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Состав участников
Программа курса ориентирована на учащихся 8 классов.
Принципы программы:
- принцип коллективности обучения и воспитания детей;
- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса;
- принцип наглядности;
- принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе;
- принцип опоры на « положительное» в человеке, поддержки сильных сторон его личности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.
Занятия являются тематическими и определены структурой проведения, частота проведения 1 час в неделю в объеме 35 часов в год.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседы, викторины;
Коллективные творческие дела;
Тренинги общения
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Планируемые результаты
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- использование полученной на занятиях информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
-способность объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей,
-сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Календарно - тематическое планирование
№ занятия | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Примеча- ния |
1 | | | Я – часть природы | |
2 | | | Будь здоров на сто годов | |
3 | | | Каковы еда и питье, таково и житье | |
4 | | | Мой режим дня | |
5 | | | Моя семья – мое богатство | |
6 | | | Семейные праздники | |
7 | | | Согласие да лад – в семье клад | |
8 | | | Мои права и обязанности в семье | |
9 | | | Я – ученик. Мои права и обязанности в школе. | |
10 | | | Ученье да труд к славе ведут | |
11 | | | Мои друзья. Умею ли я дружить? | |
12 | | | Мои увлечения. | |
13 | | | Наши таланты. | |
14 | | | Что такое психология? | |
15 | | | Как я ощущаю окружающий мир? | |
16 | | | Что такое восприятие? | |
17 | | | Зачем нам общаться? | |
18 | | | Простые правила этикета | |
19 | | | По одежке встречают | |
20 | | | Приятного аппетита | |
21 | | | Я иду в гости | |
22 | | | Я встречаю гостей | |
23 | | | Все мы разные | |
24 | | | Если бы я был волшебником | |
25 | | | Подарим радость людям | |
26 | | | Все профессии нужны, все профессии важны | |
27 | | | Дело мастера боится | |
28 | | | «Город мастеров» | |
29 | | | Я выбираю профессию | |
30 | | | Мой любимый поселок | |
31 | | | Мы по улицам идем | |
32 | | | Всякому мила своя сторона | |
33 | | | Поселок нашей мечты | |
34 | | | Я и природа | |
35 | | | Мои каникулы | |
Список литературы:
Л.Ю.Дранова, О.В.Лямина, Н.Г.Пантюхина «Основы жизненного самоопределения («Познаю себя»)» Киров 2018
Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – с.223
Н.Е. Щуркова. Воспитание в режиме повседневной жизни. – Воспитание школьников. - №7.- 2007. – с.17-23
13