СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка Pro-чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка может быть использована во 2 и 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка Pro-чтение»



АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»





Принята на заседании педагогического совета

. От «29» августа 2022 г


Утверждаю

Директор /Белаш Е.А.

Приказ № 409С Протокол № 1 «30» августа 2022 г.








Рабочая программа кружка « PRO-чтение»

для учеников 2 класса












Составитель: учитель-логопед

Цирлина Наталья Александровна









Кстово, 2022 год



Пояснительная записка.

Программа учебного курса «Pro-чтение» составлена на основе на основании нормативно-правовых документов:



  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12. 2012 № 1060);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в редакции от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»);

  • Методические рекомендации МОиН РФ по вопросам введения ФГОС основного общего образования от 07.08.2015

  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 30.08.2013 № 1015 (в редакции от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598);

  • Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 17.02.2016 № МО-16-09-01/173-ту «О внеурочной деятельности. («Об организации занятий внеурочной деятельности в образовательных организациях Самарской области, осуществляющих деятельность по основным общеобразовательным программам»)

  • Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ с. Надеждино




Программа кружка «Pro-чтение» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы обучащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

  • изменение характера чтения;

  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;

  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 2 класса «Pro-чтение» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

Этот курс необходим по ряду причин:

  1. количество базисных часов уменьшилось.

  2. перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге;

  3. в программе по литературному чтению на произведения таких писателей, как В. Сутеева, М. Пришвина, В. Катаева, В. Бианки и др. отводится мало часов, а ведь именно на их произведениях выросло не одно поколение детей. Эти произведения направлены на нравственное воспитание ребёнка;

  4. программа предполагает самостоятельный поиск произведений и их прочтение.

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.

Цель данной программы- мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, данная программа может и должна готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

Задачи:

  1. формировать у детей интерес к книге;

  2. уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;

  3. учить отвечать на вопросы по содержанию;

  4. учить пересказу;

  5. развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков;

  6. учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные «гипотезы смысла».


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Программа ориентирована на воспитанников 8-9 летнего возраста. предназначена для учащихся 2 класса.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Pro-чтение» рассчитана на 1 года обучения, из расчета 34 часа в год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Краткое обоснование ценностных ориентиров.

Содержание программы кружка «Pro-чтение» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружковых занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Формы и режим занятий.

Формы работы с книгой разнообразны. Для формирования интереса к чтению можно использовать разные формы организации занятий:

  • занятие-диспут;

  • занятие-спектакль;

  • занятие-праздник;

  • интегрированное занятие;

  • конференция;

  • устный журнал;

  • конкурсы;

  • литературные встречи;

  • литературная гостиная;

  • литературный ринг и т. д.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.


Ожидаемые результаты.

В результате освоении программы кружка «Pro-чтение» формируются следующие:

Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;

  • Формировать потребность в систематическом чтении;

  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные результаты

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д. 

Универсальные учебные действия:

  • Находить книгу в открытом библиотечном фонде;

  • Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

  • Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

  • Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

  • Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

  • Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

  •   Пользоваться аппаратом книги;

  •   Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

  • Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.







Содержание программы

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Устное народное творчество.

5

3

Рассказы и сказки о животных.-

6

4

Люблю природу русскую. Стихотворения о временах года.

4

5

Писатели-детям.

9

6

Твои защитники.

3

7

Художественные произведения о матерях и детях.

2

8

Рассказы о твоих сверстниках.

2

9

Научно-популярная литература.

2



Календарно-тематическое планирование кружка «Pro-чтение»


Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие. Книга – твой лучший друг.

1

02.09.2019

Устное народное творчество (5ч.)

2.

Русские народные сказки о животных.

1

09.09.2019

3.

Русские народные сказки. Секреты волшебных сказок.

1

16.09.2019

4.

Сказки разных народов. Украинская сказка «Колосок»

1

23.09.2019

5.

Сказки разных народов. Венгерская сказка. «Два жадных медвежонка».

1

30.09.2019

6.

Сказки разных народов. Нанайская сказка «Айога», татарская сказка «Три дочери».

1

07.10.2019

7.

Экскурсия в библиотеку.

1

14.10.2019

Рассказы и сказки о животных (6 ч.)

8

Литературная сказка. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

1

21.10.2019

9

Рассказы о людях и животных. К.Паустовский «Кот-ворюга».

1

28.10.2019

10.

Рассказы о людях и животных. Е.Чарушин «Кошка- Маруська».

1

11.11.2019

11

Может ли художник быть учёным: сложный авторский взгляд на мир.

В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

1

18.11.2019

12.

В.Сутеев и его сказки

1

25.11.2019

13

Библиотечный урок.

1

02.12.2019

14.

Люблю природу русскую.Стихотворения о временах года. Поэзия осени.

1

09.12.2019

Писатели-детям (9ч.)

15

Рассказы Николая Николаевича Носова. Рассказ Н.Н.Носова «Заплатка».

1

16.12.2019

16.

Рассказы Николая Николаевича Носова. Рассказ Н.Н.Носова «Мишкина каша».

1

23.12.2019

17.

Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

1

30.12.2019

18.

Путешествие в страну сказок Корнея Ивановича Чуковского.

1

13.01.2020

19.

К.И.Чуковский «Мойдодыр»

1

20.01.2020

20.

Путешествие по веселым стихам Сергея Владимировича Михалкова.

1

27.01.2020

21.

С.В. Михалков «Дядя Степа».

1

03.02.2020

22.

Леонид Пантелеев «Честное слово» .

1

10.02.2020

23.

Борис Степанович Житков о смелых и отважных людях. Б.С. Житков «Помощь идет».

1

17.02.2020

24

Люблю природу русскую.Стихотворения о временах года. Чтение стихотворений о зиме.

1

02.03.2020

Твои защитники (3ч.)

25

С.Баруздин «Шел по улице солдат»

1

16.03.2020

26.

Л.Кассиль «Твои защитники»

1

06.04.2020

27.

Н.Богданов « Солдатская каша»

1

13.04.2020

Художественные произведения о матерях и детях(2ч).

28

М.Скребцова «Сердце матери»,

Б. Емельянов «Мамины руки», Е.Благинина.Стихи.

1

20.04.2020

29.

Нельзя оставлять человека в беде. Рассказ Л.Воронковой «Что сказала бы мама?»

1

27.04.2020

Рассказы о твоих сверстниках (2ч.)

30

В.Драгунский «Денискины рассказы»

1

04.05.2020

31

Жизнь дана на добрые дела. Рассказы Е.Пермяка о доброте и отзывчивости.

1

11.05.2020

Научно-популярная литература (2ч.)

32.

«Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники.

1

18.05.2020

33

О чем рассказывают детские журналы.

1

25.05.2020

34

Люблю природу русскую.Стихотворения о временах года.Стихотворения о весне.

1

30.05.2020


Выход за пределы аудитории.

Согласно Плану предполагается 1-2 экскурсии в библиотеку (см. Календарно-тематическое планирование).


Портфель достижение школьника.

В качестве портфеля достижений ученика учащиеся будут вести читательский дневник.



Материально-техническое обеспечение

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы
определённые условия:

наличие помещения для учебных занятий,

постоянное пополнение информационною банка (периодические издания,

вновь издаваемая популярная литература);

доступность Интернета;

компьютер;

программы на электронных носителях;

видеопроектор;

возможность для проведения экскурсий.


Список литературы.

  1. Е. И. Матвеева. Учим младшего школьника понимать текст. М.2005.

  2. Н. Н. Светловская О.В. Джежелей. Внеклассное чтение в 1-4 классе. М. 1983.

  3. И.Г. Сухин. Литературная кроссворд - азбука. С.-П. 1999.

  4. Н. Н. Светловская. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. Начальная школа № 4-6 2005.

  5. Е.С. Гостимская М.И.Мишина Внеклассное чтение 2,3, 4 Класс. М. 2006.

  6. И.Ф.Яценко «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 2 класс Москва, «ВАКО» 2006,

  7. С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению», 3 класс, Москва, «ВАКО» 2007,

  8. С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 4 класс Москва, «ВАКО» 2006.

  9. Материалы сети Интернет с литературными презентациями..









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!