АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Принята на заседании педагогического совета . От «29» августа 2022 г | Утверждаю Директор /Белаш Е.А. Приказ № 409С Протокол № 1 «30» августа 2022 г. |
| |
Рабочая программа кружка « PRO-чтение»
для учеников 2 класса
Составитель: учитель-логопед
Цирлина Наталья Александровна
Кстово, 2022 год
Пояснительная записка.
Программа учебного курса «Pro-чтение» составлена на основе на основании нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12. 2012 № 1060);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в редакции от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»);
Методические рекомендации МОиН РФ по вопросам введения ФГОС основного общего образования от 07.08.2015
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 30.08.2013 № 1015 (в редакции от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598);
Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 17.02.2016 № МО-16-09-01/173-ту «О внеурочной деятельности. («Об организации занятий внеурочной деятельности в образовательных организациях Самарской области, осуществляющих деятельность по основным общеобразовательным программам»)
Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ с. Надеждино
Программа кружка «Pro-чтение» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы обучащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
изменение характера чтения;
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 2 класса «Pro-чтение» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Этот курс необходим по ряду причин:
количество базисных часов уменьшилось.
перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге;
в программе по литературному чтению на произведения таких писателей, как В. Сутеева, М. Пришвина, В. Катаева, В. Бианки и др. отводится мало часов, а ведь именно на их произведениях выросло не одно поколение детей. Эти произведения направлены на нравственное воспитание ребёнка;
программа предполагает самостоятельный поиск произведений и их прочтение.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.
Цель данной программы- мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, данная программа может и должна готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Задачи:
формировать у детей интерес к книге;
уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;
учить отвечать на вопросы по содержанию;
учить пересказу;
развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков;
учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные «гипотезы смысла».
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Программа ориентирована на воспитанников 8-9 летнего возраста. предназначена для учащихся 2 класса.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Pro-чтение» рассчитана на 1 года обучения, из расчета 34 часа в год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Краткое обоснование ценностных ориентиров.
Содержание программы кружка «Pro-чтение» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружковых занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Формы и режим занятий.
Формы работы с книгой разнообразны. Для формирования интереса к чтению можно использовать разные формы организации занятий:
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Ожидаемые результаты.
В результате освоении программы кружка «Pro-чтение» формируются следующие:
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Личностные результаты
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
Пользоваться аппаратом книги;
Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Содержание программы
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Устное народное творчество. | 5 |
3 | Рассказы и сказки о животных.- | 6 |
4 | Люблю природу русскую. Стихотворения о временах года. | 4 |
5 | Писатели-детям. | 9 |
6 | Твои защитники. | 3 |
7 | Художественные произведения о матерях и детях. | 2 |
8 | Рассказы о твоих сверстниках. | 2 |
9 | Научно-популярная литература. | 2 |
Календарно-тематическое планирование кружка «Pro-чтение»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. Книга – твой лучший друг. | 1 | 02.09.2019 |
Устное народное творчество (5ч.) |
2. | Русские народные сказки о животных. | 1 | 09.09.2019 |
3. | Русские народные сказки. Секреты волшебных сказок. | 1 | 16.09.2019 |
4. | Сказки разных народов. Украинская сказка «Колосок» | 1 | 23.09.2019 |
5. | Сказки разных народов. Венгерская сказка. «Два жадных медвежонка». | 1 | 30.09.2019 |
6. | Сказки разных народов. Нанайская сказка «Айога», татарская сказка «Три дочери». | 1 | 07.10.2019 |
7. | Экскурсия в библиотеку. | 1 | 14.10.2019 |
Рассказы и сказки о животных (6 ч.) |
8 | Литературная сказка. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». | 1 | 21.10.2019 |
9 | Рассказы о людях и животных. К.Паустовский «Кот-ворюга». | 1 | 28.10.2019 |
10. | Рассказы о людях и животных. Е.Чарушин «Кошка- Маруська». | 1 | 11.11.2019 |
11 | Может ли художник быть учёным: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». | 1 | 18.11.2019 |
12. | В.Сутеев и его сказки | 1 | 25.11.2019 |
13 | Библиотечный урок. | 1 | 02.12.2019 |
14. | Люблю природу русскую.Стихотворения о временах года. Поэзия осени. | 1 | 09.12.2019 |
Писатели-детям (9ч.) |
15 | Рассказы Николая Николаевича Носова. Рассказ Н.Н.Носова «Заплатка». | 1 | 16.12.2019 |
16. | Рассказы Николая Николаевича Носова. Рассказ Н.Н.Носова «Мишкина каша». | 1 | 23.12.2019 |
17. | Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». | 1 | 30.12.2019 |
18. | Путешествие в страну сказок Корнея Ивановича Чуковского. | 1 | 13.01.2020 |
19. | К.И.Чуковский «Мойдодыр» | 1 | 20.01.2020 |
20. | Путешествие по веселым стихам Сергея Владимировича Михалкова. | 1 | 27.01.2020 |
21. | С.В. Михалков «Дядя Степа». | 1 | 03.02.2020 |
22. | Леонид Пантелеев «Честное слово» . | 1 | 10.02.2020 |
23. | Борис Степанович Житков о смелых и отважных людях. Б.С. Житков «Помощь идет». | 1 | 17.02.2020 |
24 | Люблю природу русскую.Стихотворения о временах года. Чтение стихотворений о зиме. | 1 | 02.03.2020 |
Твои защитники (3ч.) |
25 | С.Баруздин «Шел по улице солдат» | 1 | 16.03.2020 |
26. | Л.Кассиль «Твои защитники» | 1 | 06.04.2020 |
27. | Н.Богданов « Солдатская каша» | 1 | 13.04.2020 |
Художественные произведения о матерях и детях(2ч). |
28 | М.Скребцова «Сердце матери», Б. Емельянов «Мамины руки», Е.Благинина.Стихи. | 1 | 20.04.2020 |
29. | Нельзя оставлять человека в беде. Рассказ Л.Воронковой «Что сказала бы мама?» | 1 | 27.04.2020 |
Рассказы о твоих сверстниках (2ч.) |
30 | В.Драгунский «Денискины рассказы» | 1 | 04.05.2020 |
31 | Жизнь дана на добрые дела. Рассказы Е.Пермяка о доброте и отзывчивости. | 1 | 11.05.2020 |
Научно-популярная литература (2ч.) |
32. | «Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники. | 1 | 18.05.2020 |
33 | О чем рассказывают детские журналы. | 1 | 25.05.2020 |
34 | Люблю природу русскую.Стихотворения о временах года.Стихотворения о весне. | 1 | 30.05.2020 |
Выход за пределы аудитории.
Согласно Плану предполагается 1-2 экскурсии в библиотеку (см. Календарно-тематическое планирование).
Портфель достижение школьника.
В качестве портфеля достижений ученика учащиеся будут вести читательский дневник.
Материально-техническое обеспечение
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы
определённые условия:
наличие помещения для учебных занятий,
постоянное пополнение информационною банка (периодические издания,
вновь издаваемая популярная литература);
доступность Интернета;
компьютер;
программы на электронных носителях;
видеопроектор;
возможность для проведения экскурсий.
Список литературы.
Е. И. Матвеева. Учим младшего школьника понимать текст. М.2005.
Н. Н. Светловская О.В. Джежелей. Внеклассное чтение в 1-4 классе. М. 1983.
И.Г. Сухин. Литературная кроссворд - азбука. С.-П. 1999.
Н. Н. Светловская. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. Начальная школа № 4-6 2005.
Е.С. Гостимская М.И.Мишина Внеклассное чтение 2,3, 4 Класс. М. 2006.
И.Ф.Яценко «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 2 класс Москва, «ВАКО» 2006,
С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению», 3 класс, Москва, «ВАКО» 2007,
С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 4 класс Москва, «ВАКО» 2006.
Материалы сети Интернет с литературными презентациями..