СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Ритмика для пальчиков"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа представляет собой кружковую коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 2-3 уровня.

Ритм речи, особенно ритм стихов,  способствует развитию координации, ориентировке в пространстве, зрительно-двигательной памяти. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Ритмика для пальчиков"»

ПРОГРАММА КРУЖКА «РИТМИКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ»


Данная программа представляет собой кружковую коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 2-3 уровня.

Программа ориентирована исключительно на каждого ребёнка с учётом его личностных особенностей и возможностей, особенности речевого и общего развития.

Структура и формирование дополнительного образования в рамках кружка «Ритмика для пальчиков»

  • продолжительность занятий кружка - 1год

  • периодичность занятий - 1 раз в неделю;

  • Количество детей в группе – 12 человек.

Длительность одного занятия – 20 минут.

  • Критерий эффективности – реализация поставленных задач.

  • Критерии отбора детей – на основе запроса родителей.

Программа включает разделы:

  • пояснительная записка,

  • цель и задачи, кружковой работы

  • предполагаемые результаты,

  • перспективный тематический план кружка «Ритмика для пальчиков»

  • список используемой литературы

Пояснительная записка

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Актуальность кружка «Ритмика для пальчиков» заключается в том, что

Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации, ориентировке в пространстве, зрительно-двигательной памяти. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.


Условия реализации программы.

По программе кружковой работы «Ритмика для пальчиков»

для детей с общим недоразвитием речи ( 1-й год обучения) занимаются дети 5-6 лет, посещающие коррекционную группу.

  • Учебный год в кружках начинается с 1 октября и заканчивается 15 мая.

  • Занятия проводятся в игровой форме во внеурочное время согласно расписанию, по 20 минут со всей группой или по подгруппам

  • Педагог, осуществляющий кружковую работу, работает в тесном контакте с воспитателями и родителями воспитанников.


Цель кружка: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях, через ритм и слово.

Задачи:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
- формировать практические умения и навыки;
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движений рук;
- воздействовать на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма;

- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;


Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты);
- аппликация, оригами, пластилинопластика, тестопластика, торцеварие.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.


Предполагаемый результат:


В конце цикла кружковой работы дети

пройдут

оздоровление через воздействие на биоэнергетические точки рук

должны уметь;

- выполнять ритмичные упражнения пальцами в сочетании с текстом по пройденным темам;

- выполнять различные пальчиковые пробы;

- различать ритм- громко, тихо, медленно, быстро;

- уметь выкладывать по образцу, находить сходство и различие ;

- выполнять массаж пальцев и кистей рук.



Тематическое планирование


Варианты упражнений


1. Ритмирование:


«Телеграфисты». Дети по очереди воспроизводят серии хлопков, разделенных длинными и короткими паузами. Серии постепенно удлиняются и усложняются по струк­туре. Образцы ритмов:

№ 1 - I-II

№ 2 - II-II

№ 3- III- III

№ 4 - II -III, III-II


«Повтори ритм». Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2–2–3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит руки педагога). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, с закрытыми глазами):

— ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» – правой рукой, «2» – левой рукой, «3» – одновременно двумя руками);

— ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами: сначала отмашка всей ногой, затем движения только стопой; прыжки на одной, двух ногах.

«Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. Педагог отбивает какую-то ритмическую серию (при произнесении стихотворных рифмовок). Дети вместе с логопедом или внимательно прослушав ритм, повторяют (по отдельности или все вместе).


«Придумай ритм». Упражнения с применением ритмических музыкальных инструментов. Здесь ребенок может либо повторять заданный ритм, либо придумать его и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе, когда одни по кругу то воспроизводят ритмы других, то задают свой, контролируя при этом правильность повторения.


«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и сидя — ногами. Затем усложните задачу:

а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая-правая», хлопок, хлопок с партнером «правая-левая». Далее задача усложняется, увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами.

б) «кулак-ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, хлопок кулака о ладонь, хлопок, хлопок ладони о кулак (поза меняется на противоположную. Играя в паре, ребенок после хлопка «кулак-ладонь» делает с вами. В еще более сложном варианте — «кулак-ладонь» с партнером делается перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука).

в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (ставятся друг на друга ребрами).


Перекрестные движения «Шаги в море». Медленная ходьба на месте под счет педагога (с 5-10 шагов с постепенным увеличением): ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого. Модификация: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет педагога.


«Цыганочка». И.п.-стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до левого колена (согнутая в колене нога поднимается вперед и вверх). Затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правя нога отводится назад). Повторить весь цикл 3 раза.


«Здравствуйте, ушки!». По команде «ушки» дети дважды перекрестно накладывают руки на ушки, слегка захватив мочки (левая рука - на правое ушко и одновременно с этим правая рука – на левое; правая рука сверху, при повторном касании правая рука - снизу). По команде «Плечи» - дети дважды перекрестно, меняя «верхнюю» руку, захватывают руками именно плечи. 10-20 р. – чередуя команды «Ушки-Плечи-Колени-Локти». Усложнение: ведущий может намеренно «путать» детей их несоответствием.

«Ушко-носик». Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное (левое) ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью наоборот» (другой вариант - одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью наоборот»).


2.Упражнения, повышающие энергетический потенциал:


Массаж и самомассаж:

- подушечек пальцев и рук, фаланг пальцев, потягивания растирание ладоней («ручки замерзли»), растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев («расческа»), легкие постукивания пальчиками одной руки по ладони другой («прыгают зайчики»), одну ручку в кулачок - постукивания по ладони другой руки («мишка ходит»); (с помощью карандаша, толстой веревки, ореха, массажного мячика, шарика-суджок, сенсорного коврика - наждачная бумага);


- Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук;


- Массаж Су-джок кольцами и шариками.


«Мытье головы»

а) Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.

б) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.


«Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у основания волос (большие пальцы — по средней линии); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.

-ушей:


- «Ушки»: массирующими движениями «вверх и назад» для верхней части уха и «строго вниз» - на мочках -5 раз. Другой вариант: уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз – по вертикали; возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении – по горизонтали (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.


«Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.

Аналогично:

правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое плечо;

правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5–10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее, то же — левой рукой, затем обеими руками одновременно.


«Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз, повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

После массажа век и области вокруг глаз 3–5 раз повернуть глазные яблоки влево, вправо, вверх и вниз, по кругу. На несколько секунд широко открыть глаза, затем сильно зажмурить. Это снимает напряжение и улучшает кровообращение в области глаз, улучшает зрение.


«Часики» - и.п.сидя; энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу/вперед, назад (можно добавить слова «тик-так», вначале делать осторожно; до 25 раз).


«Молоток 1» - расположить свои ладони перпендикулярно друг другу и производить резкие хлопки (5-10 хлопков); места соприкосновения - углубления между запястьем и нижней частью ладони; затем местами соприкосновения становятся внешние стороны запястья.


«Молоток 2» - руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулак; резкие удары выполнять сначала кулаками, обращенными вверх, а затем - вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.


3. Упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия:


«Ладонь-кулак» - руки ладонями вниз лежат на столе, затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

«Солнышко и тучка»/ «Лягушка» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак («тучка»), другая лежит на плоскости стола (ладошка – «солнышко»). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

«Зеркальце и полочка» - ладонь правой руки раскрыта и поставлена вертикально, большой палец отставлен в сторону; взгляд -в центр ладони («зеркальце»); ладонь левой руки горизонтальна, большой палец руки плотно прижат к ладони, средний палец приставлен к ребру девой ладони у основания мизинца («полочка»)


«Кулак-ребро-ладонь» - Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет сначала вместе с педагогом, затем по памяти. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, потом двумя руками вместе (можно помогать себе командами вслух или про себя: «кулак – ребро - ладонь»)


«Колечки» - Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Сначала выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу), потом в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе


«Лезгинка» - Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 - 8 смен позиций


«Змейки» - Предложите ребенку представить, что его пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться, извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном направлении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом – друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки)


«Паровозик» - правую руку положить на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение


«Рисующий слон» - сесть в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклониться головой к плечу. Вытянуть руку вперед и рисовать ей горизонтальную восьмерку, затем повторить тоже другой рукой


«Сова» - с силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линия тела, поворачивая налево, направо. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы. Повторить тоже для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча – вдох, голова на груди – выдох с вокализацией «у-у-х», голова у другого плеча - вдох и т.д.

«Замок» - скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе; двигать пальцем, на который укажет ведущий; палец должен двигаться точно и четко.


«Ленивые восьмерки»/ «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза одной рукой, потом другой, затем двумя ускорении


«Рисуем в воздухе»/ «Симметричные рисунки» - нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки


4.Упражнения для развития графомоторных навыков:


«Обводка, копирование рисунков» (Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичева «Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков»): комплект «Волшебные обводилки» включает в себя 12 рисунков в формате А4 и 34 рисунка формата А3; листы располагаются вертикально или горизонтально; дети могут обводить и раскрашивать (заштриховать) рисунки одной рукой или двумя, стоя или сидя; упражнения на основе рисунков задуманы таким образом, чтобы у ребенка как можно дольше сохранялся интерес к работе, которая требует многократного копирования одних и тех же рисунков-образцов, которые могут быть использованы для штриховки, раскрашивания, создания разного рода поделок.


«Лабиринты»


Функциональные упражнения для развития концентрации внимания и двигательного контроля



«Руки – ноги» - и.п. стоя; прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами:

1.Ноги вместе - руки врозь.

Ноги врозь - руки вместе.

Ноги вместе – руки вместе.

Ноги врозь – руки врозь.

2.Ноги вправо – руки влево.

Ноги влево – руки вправо.

Ноги вправо – руки вправо.

Ноги влево - руки влево.

3.Левая рука вперед, правая рука назад + правая рука вперед, левая рука назад.

Левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед.

Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука назад + правая рука вперед, левая нога вперед.


«Буратино» - и.п. стоя.

Правая рука вверх + прыжок на левой ноге.

Левая рука вверх + прыжок на правой ноге.

Правая рука вверх + прыжок на правой ноге.

Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.


«Парад» - и.п.стоя. Марширование на счет «раз-два-три-четыре» с добавлением хлопков:

Раз (хлопок) – два - три - четыре.

Раз -два (хлопок) – три – четыре.

Раз – два -три (хлопок) – четыре.

Раз -два -три – четыре (хлопок).


«Море волнуется» - детям предлагается инстенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы:

Море волнуется - раз.

Море волнуется - два.

Море волнуется - три.

Морская фигура - замри.



тема

Содержание

сентябрь

Детский сад

1. Упр. «Прохлопай ритм»

2. Пальчиковая гимнастика «Часы»

3. Пальчики танцуют (указательный и средний)

4. Катание карандаша поочерёдно каждым пальчиком»

5. Выкладывание домика из палочек по образцу.

6. Упр. На внимание «Найди различия»

Часы

Дети сидят на полу (на коленях). "Бегут" пальчиками от пола до макушки.

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть который час.

Один хлопок над головой.

Вдруг часы сказали: "Бом!",

Руки скатываются на пол.

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть который час.

Два хлопка.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз...


Фрукты

1. Обрывание фрукта по контуру из салфеток.

2. Отстукивание пальчиками ритма (Падают яблоки с дерева)

Хлопать в ладоши тихо и громко,

3. Игра с пальчиками «Часы»

4. Игра «Дорисуй в квадрате недостающий фрукт»

5. Знакомство с мячиками су-джок


октябрь

овощи

1 Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно)

2. Катание горошин каждым пальчиком поочерёдно

3. Обведи и раскрась

4. Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

5. Игры с пальчиками

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)

6. Упражнение «Разложиовощи в корзину, а фрукты в вазу. (Куда ты положил яблоко? Я положил яблоко В вазу, потому что это фрукт.)


деревья

1. Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы. И крепкие кулачки, которые не разожмешь.

2. УПР. «Четвёртый лишний»

3. Игры с пальчиками


Паучок

Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит).

Паучок ползет опять,

Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

"Паучки" ползают на голове.

4. Упр. «Прохлопай ритм»


осень

1. Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу то медленно, то быстро. Упражнение проводить как левой, так и правой рукой.

2. Игра «Паучок»

3. Обведи и раскрась листочки

4. Хлопни в ладоши, если это бывает осенью, топни – если нет.

5. Массаж мячиками су-джок

6. Брейн Джим - перекрёстные движения «Ладошки»

7. Д/У «Куда спрятался смайлик?»Предлоги В, НА, ПОД

человек

1. Знакомство с пальчиками

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны

(покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)


2. Показать отдельно только один какой – то  палец, потом два, три и т. д.

3. Сжимание – разжимание пальцев в кулак правой и левой рукой одновременно и по очереди.

4. Найди различие»

5. Бусы для мамы (раскрась в чередовании)



ноябрь

игрушки

1. Показать отдельно только один какой – то  палец, потом два, три и т. д.

2. Игры с песком (манкой) «Найди игрушку»

3. Мять руками поролоновые шарики, губку.

4. Найди различие. Или найди одинаковые игрушки

5. Прохлопывание ритма слов, обозначающих игрушки

6. Обведи игрушки по точкам и раскрась.



Посуда

1. Махать в воздухе только пальцами.

2. Игра с пальчиками.

1-2-3-4, ( Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит подругой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку. (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли, ( одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Поварёшку потеряли.

Так мы маме помогали. ( удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

3. Отбивание ритма слов, обозначающих посуду.

4. Упражнение на внимание «Какую посуду ты видишь?»

5. Упражнение на развитие мелкой моторики «Перебери крупу»

Продукты

1. Кистями рук делать «фонарики»

2. Игра с пальчиками

Жили-были сыр, котлеты,

Мармелад, зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты,

Называем их – продукты,

Называем их – еда,

Очень вкусная всегда!

3. Работа над ритмом слов (продукты)

4. Вылепи и укрась торт.

5. Игра на классификацию «Магазин»

Одежда

1. Собирать все пальцы в щепотку.

2. Круговые движения кистями.

3. Игра с пальчиками «Перчатка»

Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.

Веселая мышка перчатку нашла,

Ладони смыкаются "ковшом"

Гнездо в ней устроив,

Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами. Сгибают - разгибают пальцы ("зовущий" жест).

мышат позвала.

Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальчиков.

Им корочку хлеба дала покусать,

Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному.

Погладила/отшлепала всех

Ладони прижаты друг другу, кладутся под щеку (спят).

и отправила спать.

На слово "отшлепала" - стучать (шлепать) подушечкой большого пальца по остальным.

4. Су -Джок – массаж пальцев рук и стоп мячами.


5. Прохлопывание слов, обозначающих одежду

6. Упражнение «Одень Колю» - раскраска.

7. Застёгивание и расстегивание пуговиц

обувь

1. Шнуровка. Учимся завязывать узелки.

2. Игры с пальчиками. «Дождик»

1-2-3-4-5 (удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого)

Вышел дождик погулять (беспорядочные удары пальцами обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке, (шагают средним и указательным пальцами обеих рук)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:(ритмичные удары то ладонями, то кулачками по столу)

«По газонам не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бить в ладоши)

- Ох! (Один хлопок)

И ушёл. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу)

3. Работа над ритмом с отхлопывание ритмического рисунка слов по теме.



декабрь

Вода

1. Завязывать узлы на веревке, шнурке.

2Пальчиковая игра

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, –

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» – поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок


3. Чайка летит над водой. (Руки переплетаем – делаем птицу. Птица летит и машет крыльями)

4. Работа над ритмом с отхлопыванием ритмического рисунка слов по теме.

5. Повторение любимых пальчиковых игр («Дождик», «Паучок» …)

6. Графическое упражнение «Волны»

7. Игра «Море волнуется»


Зима , зимние забавы

1. Перекладывание мелких предметов с места на место, причем по очереди выбирая треугольники, квадраты, полоски.

Из набора

2. Логоритмическая игра «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
 (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались(ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись(кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли(отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли(производим

3. Су-джок. Массаж кольцами пальцев рук.

4. Работа над ритмом с отхлопыванием ритмического рисунка слов по теме.

5. Найди отличия «Снеговик»

Новый год

1. Кинезиологическое перекрёсное упражнение «Нос – ухо»

2. Сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Мячик сильно я сжимаю

И ладошки поменяю

«Здравствуй мой любимый мячик!» -

Скажет утром каждый пальчик.

3. Работа над ритмом с отхлопыванием ритмического рисунка слов по теме.

4. Найди отличия «Ёлка»


январь

Зимующие птицы

1. Брейн- Джим – перекрёстные движения

2. Массаж мячами Су-джок пальцев рук и стоп

3. Упражнение для пальцев «Птички»4.

4. Упражнение «Хлопки под музыку»

5. Упражнение «Покормим птиц» -скатывание маленькихшариков (зёрнышек) из пластилина.

Дикие животн. и их детёныши

1. Брейн- Джим – перекрёстные движения

2. Массаж мячами Су-джок пальцев рук и стоп

3. Упражнение для пальцев: «ЗайчиК», «Зайчик играет на барабане»

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

4. Прохлопывание слов по теме.

5. Обведи и раскрась



февраль

Домашние животные

1. Брейн- Джим – перекрёстные движения

2. Массаж кольцами Су-джок пальцев рук

3. Упражнение для пальцев «Коза»

4. Упражнение « Прохлопай слова»

5. Обведи и раскрась



Детёныши домашних животных

1. Брейн- Джим – перекрёстные движения

2. Массаж мячами Су-джок пальцев рук и стоп

3. Упражнениедля пальцев

Котята

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу и разъединены.

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачивают руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Постукивают соответствующими пальцами друг об друга (от большого к мизинцу).

Два толстых, два ловких, два длинных,
два хитрых,
Два маленьких самых
и самых красивых.

4. Упражнение «Хлопки под музыку

5. Обведи и раскрась

Домашние птицы

1. Брейн- Джим – перекрёстные движения

2. Массаж кольцами Су-джок пальцев рук

3. Упражнение для пальцев

Пять утят

Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

Пять утят плывут вперед,
На берегу их мама ждет,

"Кивают" кистью руки ("мамой-уткой")

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут...
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывет вперед,
На берегу его мама ждет,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.


4. . Упражнение «Хлопки под музыку



Защитиники Отечества

1. Брейн- Джим – перекрёстные движения

2. Массаж мячами Су-джок пальцев рук и стоп

3. Удержи равновесие. Учиться стоять на одной ноге 5 -10 секунд

4.Игра «Кто быстрее?»- застёгивание пуговиц на рубашке

5. Игра «Разведчик» - повторение ритмического рисунка

6. Обведи и раскрась военную технику



март

весна

1. Упражнение для пальцев «Капель»

2. Упражнение с ладошками «Зеркало» - Одна ладошка повёрнута внутренней стороной , а другая тыльной. Попеременные движения менять ладошки одновременно

3. То же самое, только одна ладошка сжата в кулак.

4 Игра «Разведчик» - отстукивание ритма

Перелётные птицы

1. Игра «телефон» - сохранять ритмический рисунок слов, произнесённых шёпотом.

2. Упражнение с ладошками «Зеркало» - Одна ладошка повёрнута внутренней стороной, а другая тыльной. Попеременные движения менять ладошки одновременно

3. То же самое, только одна ладошка сжата в кулак.

4. Прохлопывание слов с выделением ударного слога (по теме)


апрель

Транспорт

1. Упражнение для пальцев «Транспорт на буксире» - завязывание узелков на верёвке.

2. Заведи мотор. Сцепить все пальцы рук кроме большого в замок. По сигналу взрослого «Мотор!» большие пальчики начинают крутиться друг вокруг друга (заводим мотор). Одновременно малыш говорит какой-то  звук (например, жжжжжж или рррррр). Мотор крутится до тех пор, пока длится звук.

3. Игра «телефон» - сохранять ритмический рисунок слов, произнесённых шёпотом.

4. Упражнение с ладошками «Зеркало» - Одна ладошка повёрнута внутренней стороной , а другая тыльной. Попеременные движения менять ладошки одновременно

5. То же самое, только одна ладошка сжата в кулак.

6. Перекрёстное движение рук с разворотом то внутренней стороной, то тыльной.


Профессии

1. Наматывание ниток на катушку, клубок.

2. Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот.

3. Прохлопывание ритмического рисунка слов с выделением ударного слога по теме

4. Игра «Телефон»



Космос

1. Тренировка космонавтов:

Перекатывание в пальцах карандаша

Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Массаж ладошек и стоп ног по системе «Су-джок»

Перекрёстные шаги, перекрёстные наклоны.

2. Подбор космических слов и прохлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога


Цветы

1. Упражнение для пальцев «Цветок»

2. Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе, отхлопывая названия цветов.

3. Упражнение «В сад забралась коза» Ладонь параллельно столу. Указательный палец и мизинец  выпрямлены и находятся параллельно столу (рога «смотрят» вперед). Средний, большой  и безымянный палец стоят на столе  (это ноги). Коза идет, переступая то передними ногами, то задними (их роль играет один большой палец). Важно, чтобы во время ходьбы рога козы не касались земли.

4. Проговаривание чистоговорки про козу с закреплением звука «З»

5. Перекрёстные движения


май

Насекомые


Сжимание – разжимание пальцев в кулак правой и левой рукой по очереди с перекрёстом рук.

Пальцы в замок. Попеременное сгибание и разгибание пальцев.

Круговые движения кистями.

Упражнение для пальцев

Пчелки

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "елке".

Домик маленький на елке,
Дом для пчел, а где же пчелки?
Надо в дом постучать,

Дети заглядывают в "улей".

Раз, два, три, четыре, пять.

Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга.

Я стучу, стучу по елке,

Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки.

Где же, Где же эти пчелки?
Стали вдруг вылетать:

Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими (пчелки летают)

Раз два, три, четыре, пять!



Мой город



Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак –  ладонь –ребро.

Игра «Ладошки»

Упражнение «Путешествие по городу» или Заведи мотор. Сцепить все пальцы рук кроме большого в замок. По сигналу взрослого «Мотор!» большие пальчики начинают крутиться друг вокруг друга (заводим мотор). Одновременно малыш говорит какой-то  звук (например, жжжжжж или рррррр). Мотор крутится до тех пор, пока длится звук. Задача – как можно дольше  «ехать» т.е. говорить звук. Упражнение развивает не только мелкую моторику, но и речевое дыхание и позволяет автоматизировать произношение нужного звука.





  • Упражнения пальчиковой гимнастики.

  • Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены вверх ( это «ушки»), остальные сжаты в кулак.

  • Зайчик играет на барабане: исходное положение то же. Достаем барабан – выпрямляем большой палец, он находится параллельно столу. Безымянным пальцем и мизинцем ( это «лапки») зайчик стучит по барабану (по подушечке большого пальца). Главное – чтобы стучали именно нужные пальчики – «лапки», а «ушки» в это время продолжали торчать вверх. Это достаточно сложно. Но дети всегда смеются, когда им говорю: «Ой, а у кого-то заяц ушами стал барабанить!!! Нет, лапками  барабань, зайка. Ушки побереги, они тебе еще пригодятся!»

  • Коза. Указательный пальчик и мизинец выпрямлены (рога),  безымянный палец и средний палец согнуты. Большой палец лежит на них.

  • Коза бежит. Ладонь параллельно столу. Указательный палец и мизинец  выпрямлены и находятся параллельно столу (рога «смотрят» вперед). Средний, большой  и безымянный палец стоят на столе  (это ноги). Коза идет, переступая то передними ногами, то задними (их роль играет один большой палец). Важно, чтобы во время ходьбы рога козы не касались земли. Упражнение очень смешное и очень нравится детям. Дается оно им непросто. Но ребята всегда очень смеются, когда у кого-то из них «рога по земле побежали» и быстро исправляют ошибку.

  • Человечек. Указательный и средний пальцы «идут» по столу.

  • Слоненок. Ладонь параллельно столу. Средний пальчик – хобот, он «смотрит вперед» и находится параллельно столу. Мизинчик и большой пальчик прижаты к ладошке (при этом большой палец лежит на мизинце). Указательный и безымянный пальчики «идут» по столу.

  • Очки. Сложить большой и указательный палец каждой руки колечками. Все другие пальчики выпрямлены и смотрят вверх. Поднести очки к глазам и посмотреть в них.

  • Заведи мотор. Сцепить все пальцы рук кроме большого в замок. По сигналу взрослого «Мотор!» большие пальчики начинают крутиться друг вокруг друга (заводим мотор). Одновременно малыш говорит какой-то  звук (например, жжжжжж или рррррр). Мотор крутится до тех пор, пока длится звук. Задача – как можно дольше  «ехать» т.е. говорить звук. Упражнение развивает не только мелкую моторику, но и речевое дыхание и позволяет автоматизировать произношение нужного звука.


  • Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость.

  • Запускать пальцами мелкие волчки.

  • Разминать пальцами пластилин, глину.

  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).

  • Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы. И крепкие кулачки, которые не разожмешь.

  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу то медленно, то быстро. Упражнение проводить как левой, так и правой рукой.

  • Показать отдельно только один какой – то  палец, потом два, три и т. д.

  • Махать в воздухе только пальцами.

  • Кистями рук делать «фонарики»

  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

  • Собирать все пальцы в щепотку.

  • Нанизывать крупные пуговицы, бусинки, шарики на нитку.

  • Наматывать тонкую проволоку на пальчик.

  • Завязывать узлы на веревке, шнурке.

  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

  • Закручивать шурупы, гайки.

  • Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

  • Складывание матрешек.

  • Игры с песком, водой.

  • Резать ножницами.

  • Рисование в воздухе.

  • Мять руками поролоновые шарики, губку.

  • Рисовать, раскрашивать, штриховать.

  • Перекладывание мелких предметов с места на место, причем по очереди выбирая треугольники, квадраты, полоски.

  • Преставление палочек в доске с отверстиями.

  • Сжимание – разжимание пальцев в кулак правой и левой рукой одновременно и по очереди.

  • Сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

  • Круговые движения кистями.

  • Отведение – приведение пальцев.

  • Сжимание ластика разными пальцами.

  • Соприкосновение концов пальцев разноименных рук с открытыми и закрытыми глазами. Касание указательным пальцем правой руки всех пальцев по очереди. Затем другими пальцами тоже самое. Темп, сила и надавливание разные.

  • Руки в замок – круговые движения влево – вправо, вперед – назад.

  • Постукивания пальцами рук по столу попеременно- большого до мизинца и в обратном направлении.

  • Перекладывание мячей разного диаметра.

  • Пальцы в замок. Попеременное сгибание и разгибание пальцев.

  • Исходное положение – сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены. Сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах.

  • Сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом рук наружу.

  • Перекатывание в пальцах карандаша.

  • Держать и передавать между пальцами теннисный шарик.

  • Различные виды деятельности дошкольников требуют участия обеих рук. Выполняя упражнения правой и левой рукой поочередно, стимулируется  развитие обеих рук. Проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!