СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Школа волонтера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Школа волонтера" создана для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы. Групповые занятия проводятся один раз в неделю, делятся на теоретические и практические. Практические занятия проводятся в форме игр, работы с населением, экологических десантов и др. Количество детей на занятиях -25человек. Занятия проводятся 1 час в неделю. Курс рассчитан на 33 часа.

Цель программы:

Развитие волонтерского движения в школе. Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям,  а также детям с ОВЗ.

Задачи программы:

  1. Формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
  2. Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.
  3. Оказание реальной помощи определенной категории людей, нуждающихся в помощи.
  4. Пропаганда  здорового образа жизни.
  5. Развитие личных и социальных компетенций учащихся. Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Школа волонтера"»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска

имени Станислава Николаевича Сивкова»









ПРОГРАММА КРУЖКА

«Школа волонтёра»









Педагог-организатор: Краснощекова А.М.















г. Козьмодемьянск

2020

Пояснительная записка.

В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Важнейшей задачей становится формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи. Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы.  Поэтому программа внеурочной деятельности «Школа волонтера» является актуальной.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. Комплексная программа развития детского волонтерского движения преследует основную идею - воспитать поколение тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Программа кружка "Школа волонтера" создана для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы. Групповые занятия проводятся один раз в неделю, делятся на теоретические и практические. Практические занятия проводятся в форме игр, работы с населением, экологических десантов и др. Количество детей на занятиях -25человек. Занятия проводятся 1 час в неделю. Курс рассчитан на 33 часа.


Цель программы:

Развитие волонтерского движения в школе. Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, а также детям с ОВЗ.


Задачи программы:

  1. Формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.

  2. Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.

  3. Оказание реальной помощи определенной категории людей, нуждающихся в помощи.

  4. Пропаганда здорового образа жизни.

  5. Развитие личных и социальных компетенций учащихся. Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности.


Рабочая программа кружка «Школа волонтера» составлена с учетом:

- федерального образовательного стандарта основного общего образования;

на основе программ:

-программы дополнительного образования «Я волонтер», составитель Жевлакова Наталья Александровна;

- программы внеурочной деятельности «Мы – волонтёры», составитель педагог дополнительного образования Вахрушева М.В.


Общая характеристика курса

Программа кружка «Школа волонтёра» преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

Направления работы

1. Духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

2. Патриотическое воспитание «Нам жить и помнить».

Цель: создать условия для гражданского становления и гражданской самореализации, оказывать шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труда, труженикам тыла.

Содержание деятельности: - организация праздников и встреч ко Дню Победы, поздравлений; - акция «Георгиевская ленточка» - благоустройство могил ветеранов ВОВ.

3. Гражданское воспитание «Мы в ответе за нашу планету».

Цель: организация и участие в акциях по благоустройству микрорайона школы и города.

Содержание деятельности: - озеленение территории школы; - разбивка цветников; - трудовые акции по очистке школьной территории от мусора; - экологические акции «Чистый двор», «Чистый берег».

4. Здоровьесберегающее и профилактика асоциального поведения «Спорт и здоровый образ жизни» – пропаганда ЗОЖ.

Цель: формирование у учащихся понимания значимости здоровья.

Содержание деятельности: - проведение спортивных праздников, соревнований; - организация и проведение рейдов по проверке внешнего вида, сохранности школьных принадлежностей, по выявлению негативных проявлений, по занятости во внеурочное время; - цикл уроков милосердия по воспитанию доброты, чуткости, толерантности; - коллективные творческие дела; - информационно – просветительская деятельность (выпуск школьных газет, листовок); - создание проектов и участие в социальном проектировании.

5.Формирование толерантности – организация праздников для пожилых людей и детей с ОВЗ:

-«Милосердие»

Цель: проявлять заботу и внимание к людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, сотрудничество с ЦСО г. Козьмодемьянска.

Содержание деятельности: - трудовые акции (оказание посильной помощи); - организация праздников и встреч ко Дню пожилых людей, поздравлений.

-«Шаг навстречу»

Цель: забота о малообеспеченных детях и детях с ОВЗ, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной

Содержание деятельности: - изготовление подарков и поздравление детей с праздниками; - благотворительные акции “Новогодние чудеса”, “Спешите делать добро”; - театрализованные представления для малышей, праздники, турслёт «Тропа доверия».

Программа "Школа волонтёра" социальной и духовно-нравственной направленности создана для обучающихся 6-8 классов.

Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Курс рассчитан на 33 часа. Возраст – 13-15 лет.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, экологических десантов.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (определение позиции «Я хочу это сделать сам»). Для достижения результатов первого уровня используются следующие формы деятельности: беседы, практические работы.

Второй уровень результатов – формирование ценностного отношения учащихся к социальной реальности. Для достижения результатов второго уровня используются следующие формы деятельности: практические занятия, ролевые игры.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельной работы. Для достижения результатов третьего уровня используются следующие формы деятельности: проектные работы учащихся, участие в акциях.


Результаты работы:

1. Формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности. 2. Владение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию. 3. Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к курению, алкоголизму. 4. Привлечение детей к общественно значимой деятельности. 5. Умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.6. Способность оценивать результаты собственной волонтерской деятельности и деятельности сверстников. 7. Выявление при сотрудничестве с ЦСО г. Козьмодемьянска нуждающихся в помощи престарелых, одиноких, детей с ОВЗ и оказание им помощи и моральной поддержки. 8. Воспитание гражданственности и нравственности у учащихся. 9. Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.

Учащиеся должны научиться:

-владеть знаниями о ЗОЖ; формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму; - стремиться быть более ответственными, адаптированными к формированию здоровой, нравственной личности; - формировать у подшефных сверстников чувства нужности в этом непростом мире, нравственных качеств и чувства патриотизма.

Учащиеся должны уметь:

-аргументировано отстаивать свою позицию; - общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения; - участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом.

Критерии оценки волонтерской деятельности учащихся:

-активность участия;

-умение планировать работу волонтеров;

-самостоятельность


Содержание программы кружка

  • Волонтерское движение

Кто такой волонтёр? Заповеди волонтера. Выбор актива. Составление плана работы

  • Акции. Агитбригады.

Организация и проведение акций и агитбригад, направленных на формирование ЗОЖ и профилактику ПАВ, на улучшение экологии города. Культурно-просветительские, спортивные акции. Патриотические акции. Акции, направленные на популяризацию нравственных ценностей.

  • Организация мероприятий.

  • Спортивные кроссы, День здоровья, турслёт.

1 этап – организационный

Цель: координация деятельности творческого коллектива, субъектов социума и всех заинтересованных граждан в оказании помощи тем, кто в ней нуждается.

Основные направления деятельности: - изучение условий, в которых проживают одинокие люди, с целью оказания им моральной и социальной помощи; - изучение реальных объектов социума, требующих преобразования; - составление плана работы творческой деятельности на год, распределение обязанностей, выбор актива; - определение перспектив развития.

2 этап – практический

Цель: реализация программы «Школа волонтера»

Заповеди волонтера:

  1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

  2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

  3. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.

  4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

Правила деятельности волонтера:

1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.

2. Будь генератором идей!

3. Уважай мнение других!

4. Обещаешь – сделай!

5. Не умеешь – научись!

6. Будь настойчив в достижении целей!

7. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.


Содержание курса

Введение. Волонтерское движение.

Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении, определят миссию волонтерского объединения, продумают направления работы и наметят план работы на год.

Вредные привычки

Беседа о вредных привычках. Подготовка устного журнала о вредных привычках. Анкетирование учащихся по теме «Вредные привычки». Беседы о вреде алкоголя, табакокурения и наркомании. Что такое СПИД?

Здоровый образ жизни

Учащиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.

Милосердие – души усердие

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

№ занятия

Наименование раздела и тем

Формы и виды контроля

Результаты

Дата

1

Вводное занятие «Кто такие волонтеры? Мифы о волонтерстве».

Заповеди волонтёра

Беседа. Сбор информации в сети Интернет.

Ознакомление с волонтёрским движением и их деятельностью.


2

Выборы актива. Состав-ление плана работы.

Практическая работа в группах.

Формирование навыков совместной работы. Пла-нирование деятельности по направлениям.


3

Акция «Добро без границ»

Сбор канцелярских и школьных принадлежностей для детей из малообеспеченных семей.

Помощь в подготовке к учебному году нуждающимся семьям нашей школы.


4

Школа и здоровье. Осенний кросс.

Проведение кросса.

Укрепление здоровья обучающихся школы.


5

Поговорим о вредных привычках.

Разработка устного журнала «Вредные привычки»

Проведение мероприятия «Вредные привычки» перед учениками 4-5 классов.


6

Акция «Подари своё тепло»

Агитбригада ко Дню пожилых людей и Дню учителя.

Поздравление учителей-ветеранов и одиноких пожилых людей.


7

Употребление алкоголя – опасная болезнь.

Подбор материала и инсценировка «Алкоголь – беда»

Выступление о вреде алкоголя перед учениками 8-9 классов.


8

Я иду в школу по безопасной дороге.

Практическая работа около школы. Выставка рисунков «Моя безопасная дорога».

Экскурсия. Повторение ПДД. Оказание помощи школьникам на улицах города.


9

Осторожно! Наркотические вещества!

Анкетирование в 9-11 классах. Сбор и изучение информации по теме.

Создание листовок по теме и распространение их среди старшеклассников школы.


10

Акция «Сохраним лес!»

Сбор макулатуры.

Сбор макулатуры. Спасение леса.


11

Подвижные игры на переменах в начальной школе.

Подбор игр, апробация.

Помощь учителям в проведении перемен и привлечение ребят к ЗОЖ.


12

Всемирный День борьбы со СПИДом.

Сбор и изучение информации по теме.

Создание листовок по теме и распространение их среди обучающихся школы.


13

Ярмарка Милосердия

Подготовка и проведение Ярмарки.

Сбор денежных средств на проведение встреч и праздников для пожилых людей и детей с ОВЗ.


14

Мы и наше здоровье

Встреча и беседа с медработником школы.

Выпуск стенгазеты с памятками о сохранении здоровья школьника.


15

Внимание опасность!

Практическое занятие.

Проведение игры, где отрабатывается умение распознавать опасные ситуации и принимать верные решения.


16

Акция «Кормушки для пернатых»

Конкурс кормушек. Рисунки «Птицы моего края».

Изготовление кормушек для птиц и их подкармливание.


17

Здоровый образ жизни – это здорово!

Сбор интересной и важной информации по теме.

Выпуск стенгазеты для пропаганды ЗОЖ.


18

Акция «Новогодние чудеса»

Театрализованное представление для детей с ОВЗ.

Проведение новогодней ёлки.


19

Я люблю свой город!

Найти информацию и показать, как изменился наш город за 5 лет и какие изменения его ещё ждут.

Создание презентаций и рисунков по теме «Наш город». Анкета «Что нужно изменить в городе?»


20

Акция «Неделя добрых дел»

Практическая работа. Проведение игр для детей, находящихся в больнице.

Формирование положительных личностных качеств, потребности проявления доброты, взаимопомощи.


21

Поделись улыбкою своей.

Трудовой десант. Сотрудничество с ЦСО г. Козьмодемьянска.

Посещение одиноких пожилых людей, беседы с ними, помощь по хозяйству.


22

Дети – детям.

Благотворительная акция.

Сбор игрушек и шоколадок для детей из малообеспеченных семей.


23

День здоровья. «Снежный марафон».

Спортивный праздник.

Игры на свежем воздухе. Проведение спортивных эстафет (лыжи, санки).


24

Рейд «Школьные книги».

Рейд по проверке сохранности школьных учебников.

Бережное отношение к учебникам.


25

Тренинг «Как сказать нет!»

Составление и проведение тренинга.

Участие в тренинге с учениками 5-7 классов.


26

Будь здоров и весел!

Подготовить и организовать фитнес - переме-ны.

Проведение фитнес - переменок с обучающимися начальной школы.


27

Акция «Родной город – чистый город»

Сбор мусора на территории, прилегающей к школе.

Наведение порядка и чистоты около школы. Озеленение. Привитие общетрудовых навыков.


28

Я помню, я горжусь!

Патриотическая акция. Сбор материала по теме.

Создание газеты о тружениках тыла нашего города.


29

Акция «Чистый берег Волги»

Трудовой десант.

Сбор мусора на берегу реки Волга.


30

«Почта Победы»

Письма-поздравления ветеранам ВОВ и труженикам тыла.

Написание и вручение поздравлений. Воспитание чувства патриотизма.


31

Турслёт.

Участие в турслёте.

Забота о сохранении здоровья.


32

Акция «Подари книгу».

Сбор книг в подарок школе.

Дарение книг школьной библиотеке.


33

Подведение итогов работы за год.





6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

Список литературы:

  1. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.

  2. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.

  3. Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!