Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска
имени Станислава Николаевича Сивкова»
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Школа волонтёра»
Педагог-организатор: Краснощекова А.М.
г. Козьмодемьянск
2020
Пояснительная записка.
В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Важнейшей задачей становится формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи. Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы. Поэтому программа внеурочной деятельности «Школа волонтера» является актуальной.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. Комплексная программа развития детского волонтерского движения преследует основную идею - воспитать поколение тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Программа кружка "Школа волонтера" создана для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы. Групповые занятия проводятся один раз в неделю, делятся на теоретические и практические. Практические занятия проводятся в форме игр, работы с населением, экологических десантов и др. Количество детей на занятиях -25человек. Занятия проводятся 1 час в неделю. Курс рассчитан на 33 часа.
Цель программы:
Развитие волонтерского движения в школе. Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, а также детям с ОВЗ.
Задачи программы:
Формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.
Оказание реальной помощи определенной категории людей, нуждающихся в помощи.
Пропаганда здорового образа жизни.
Развитие личных и социальных компетенций учащихся. Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности.
Рабочая программа кружка «Школа волонтера» составлена с учетом:
- федерального образовательного стандарта основного общего образования;
на основе программ:
-программы дополнительного образования «Я волонтер», составитель Жевлакова Наталья Александровна;
- программы внеурочной деятельности «Мы – волонтёры», составитель педагог дополнительного образования Вахрушева М.В.
Общая характеристика курса
Программа кружка «Школа волонтёра» преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
Направления работы
1. Духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
2. Патриотическое воспитание «Нам жить и помнить».
Цель: создать условия для гражданского становления и гражданской самореализации, оказывать шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труда, труженикам тыла.
Содержание деятельности: - организация праздников и встреч ко Дню Победы, поздравлений; - акция «Георгиевская ленточка» - благоустройство могил ветеранов ВОВ.
3. Гражданское воспитание «Мы в ответе за нашу планету».
Цель: организация и участие в акциях по благоустройству микрорайона школы и города.
Содержание деятельности: - озеленение территории школы; - разбивка цветников; - трудовые акции по очистке школьной территории от мусора; - экологические акции «Чистый двор», «Чистый берег».
4. Здоровьесберегающее и профилактика асоциального поведения «Спорт и здоровый образ жизни» – пропаганда ЗОЖ.
Цель: формирование у учащихся понимания значимости здоровья.
Содержание деятельности: - проведение спортивных праздников, соревнований; - организация и проведение рейдов по проверке внешнего вида, сохранности школьных принадлежностей, по выявлению негативных проявлений, по занятости во внеурочное время; - цикл уроков милосердия по воспитанию доброты, чуткости, толерантности; - коллективные творческие дела; - информационно – просветительская деятельность (выпуск школьных газет, листовок); - создание проектов и участие в социальном проектировании.
5.Формирование толерантности – организация праздников для пожилых людей и детей с ОВЗ:
-«Милосердие»
Цель: проявлять заботу и внимание к людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, сотрудничество с ЦСО г. Козьмодемьянска.
Содержание деятельности: - трудовые акции (оказание посильной помощи); - организация праздников и встреч ко Дню пожилых людей, поздравлений.
-«Шаг навстречу»
Цель: забота о малообеспеченных детях и детях с ОВЗ, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной
Содержание деятельности: - изготовление подарков и поздравление детей с праздниками; - благотворительные акции “Новогодние чудеса”, “Спешите делать добро”; - театрализованные представления для малышей, праздники, турслёт «Тропа доверия».
Программа "Школа волонтёра" социальной и духовно-нравственной направленности создана для обучающихся 6-8 классов.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Курс рассчитан на 33 часа. Возраст – 13-15 лет.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, экологических десантов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (определение позиции «Я хочу это сделать сам»). Для достижения результатов первого уровня используются следующие формы деятельности: беседы, практические работы.
Второй уровень результатов – формирование ценностного отношения учащихся к социальной реальности. Для достижения результатов второго уровня используются следующие формы деятельности: практические занятия, ролевые игры.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельной работы. Для достижения результатов третьего уровня используются следующие формы деятельности: проектные работы учащихся, участие в акциях.
Результаты работы:
1. Формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности. 2. Владение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию. 3. Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к курению, алкоголизму. 4. Привлечение детей к общественно значимой деятельности. 5. Умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.6. Способность оценивать результаты собственной волонтерской деятельности и деятельности сверстников. 7. Выявление при сотрудничестве с ЦСО г. Козьмодемьянска нуждающихся в помощи престарелых, одиноких, детей с ОВЗ и оказание им помощи и моральной поддержки. 8. Воспитание гражданственности и нравственности у учащихся. 9. Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.
Учащиеся должны научиться:
-владеть знаниями о ЗОЖ; формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму; - стремиться быть более ответственными, адаптированными к формированию здоровой, нравственной личности; - формировать у подшефных сверстников чувства нужности в этом непростом мире, нравственных качеств и чувства патриотизма.
Учащиеся должны уметь:
-аргументировано отстаивать свою позицию; - общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения; - участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом.
Критерии оценки волонтерской деятельности учащихся:
-активность участия;
-умение планировать работу волонтеров;
-самостоятельность
Содержание программы кружка
Кто такой волонтёр? Заповеди волонтера. Выбор актива. Составление плана работы
Организация и проведение акций и агитбригад, направленных на формирование ЗОЖ и профилактику ПАВ, на улучшение экологии города. Культурно-просветительские, спортивные акции. Патриотические акции. Акции, направленные на популяризацию нравственных ценностей.
Организация мероприятий.
Спортивные кроссы, День здоровья, турслёт.
1 этап – организационный
Цель: координация деятельности творческого коллектива, субъектов социума и всех заинтересованных граждан в оказании помощи тем, кто в ней нуждается.
Основные направления деятельности: - изучение условий, в которых проживают одинокие люди, с целью оказания им моральной и социальной помощи; - изучение реальных объектов социума, требующих преобразования; - составление плана работы творческой деятельности на год, распределение обязанностей, выбор актива; - определение перспектив развития.
2 этап – практический
Цель: реализация программы «Школа волонтера»
Заповеди волонтера:
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь генератором идей!
3. Уважай мнение других!
4. Обещаешь – сделай!
5. Не умеешь – научись!
6. Будь настойчив в достижении целей!
7. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Содержание курса
Введение. Волонтерское движение.
Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении, определят миссию волонтерского объединения, продумают направления работы и наметят план работы на год.
Вредные привычки
Беседа о вредных привычках. Подготовка устного журнала о вредных привычках. Анкетирование учащихся по теме «Вредные привычки». Беседы о вреде алкоголя, табакокурения и наркомании. Что такое СПИД?
Здоровый образ жизни
Учащиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.
Милосердие – души усердие
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ занятия | Наименование раздела и тем | Формы и виды контроля | Результаты | Дата |
1 | Вводное занятие «Кто такие волонтеры? Мифы о волонтерстве». Заповеди волонтёра | Беседа. Сбор информации в сети Интернет. | Ознакомление с волонтёрским движением и их деятельностью. | |
2 | Выборы актива. Состав-ление плана работы. | Практическая работа в группах. | Формирование навыков совместной работы. Пла-нирование деятельности по направлениям. | |
3 | Акция «Добро без границ» | Сбор канцелярских и школьных принадлежностей для детей из малообеспеченных семей. | Помощь в подготовке к учебному году нуждающимся семьям нашей школы. | |
4 | Школа и здоровье. Осенний кросс. | Проведение кросса. | Укрепление здоровья обучающихся школы. | |
5 | Поговорим о вредных привычках. | Разработка устного журнала «Вредные привычки» | Проведение мероприятия «Вредные привычки» перед учениками 4-5 классов. | |
6 | Акция «Подари своё тепло» | Агитбригада ко Дню пожилых людей и Дню учителя. | Поздравление учителей-ветеранов и одиноких пожилых людей. | |
7 | Употребление алкоголя – опасная болезнь. | Подбор материала и инсценировка «Алкоголь – беда» | Выступление о вреде алкоголя перед учениками 8-9 классов. | |
8 | Я иду в школу по безопасной дороге. | Практическая работа около школы. Выставка рисунков «Моя безопасная дорога». | Экскурсия. Повторение ПДД. Оказание помощи школьникам на улицах города. | |
9 | Осторожно! Наркотические вещества! | Анкетирование в 9-11 классах. Сбор и изучение информации по теме. | Создание листовок по теме и распространение их среди старшеклассников школы. | |
10 | Акция «Сохраним лес!» | Сбор макулатуры. | Сбор макулатуры. Спасение леса. | |
11 | Подвижные игры на переменах в начальной школе. | Подбор игр, апробация. | Помощь учителям в проведении перемен и привлечение ребят к ЗОЖ. | |
12 | Всемирный День борьбы со СПИДом. | Сбор и изучение информации по теме. | Создание листовок по теме и распространение их среди обучающихся школы. | |
13 | Ярмарка Милосердия | Подготовка и проведение Ярмарки. | Сбор денежных средств на проведение встреч и праздников для пожилых людей и детей с ОВЗ. | |
14 | Мы и наше здоровье | Встреча и беседа с медработником школы. | Выпуск стенгазеты с памятками о сохранении здоровья школьника. | |
15 | Внимание опасность! | Практическое занятие. | Проведение игры, где отрабатывается умение распознавать опасные ситуации и принимать верные решения. | |
16 | Акция «Кормушки для пернатых» | Конкурс кормушек. Рисунки «Птицы моего края». | Изготовление кормушек для птиц и их подкармливание. | |
17 | Здоровый образ жизни – это здорово! | Сбор интересной и важной информации по теме. | Выпуск стенгазеты для пропаганды ЗОЖ. | |
18 | Акция «Новогодние чудеса» | Театрализованное представление для детей с ОВЗ. | Проведение новогодней ёлки. | |
19 | Я люблю свой город! | Найти информацию и показать, как изменился наш город за 5 лет и какие изменения его ещё ждут. | Создание презентаций и рисунков по теме «Наш город». Анкета «Что нужно изменить в городе?» | |
20 | Акция «Неделя добрых дел» | Практическая работа. Проведение игр для детей, находящихся в больнице. | Формирование положительных личностных качеств, потребности проявления доброты, взаимопомощи. | |
21 | Поделись улыбкою своей. | Трудовой десант. Сотрудничество с ЦСО г. Козьмодемьянска. | Посещение одиноких пожилых людей, беседы с ними, помощь по хозяйству. | |
22 | Дети – детям. | Благотворительная акция. | Сбор игрушек и шоколадок для детей из малообеспеченных семей. | |
23 | День здоровья. «Снежный марафон». | Спортивный праздник. | Игры на свежем воздухе. Проведение спортивных эстафет (лыжи, санки). | |
24 | Рейд «Школьные книги». | Рейд по проверке сохранности школьных учебников. | Бережное отношение к учебникам. | |
25 | Тренинг «Как сказать нет!» | Составление и проведение тренинга. | Участие в тренинге с учениками 5-7 классов. | |
26 | Будь здоров и весел! | Подготовить и организовать фитнес - переме-ны. | Проведение фитнес - переменок с обучающимися начальной школы. | |
27 | Акция «Родной город – чистый город» | Сбор мусора на территории, прилегающей к школе. | Наведение порядка и чистоты около школы. Озеленение. Привитие общетрудовых навыков. | |
28 | Я помню, я горжусь! | Патриотическая акция. Сбор материала по теме. | Создание газеты о тружениках тыла нашего города. | |
29 | Акция «Чистый берег Волги» | Трудовой десант. | Сбор мусора на берегу реки Волга. | |
30 | «Почта Победы» | Письма-поздравления ветеранам ВОВ и труженикам тыла. | Написание и вручение поздравлений. Воспитание чувства патриотизма. | |
31 | Турслёт. | Участие в турслёте. | Забота о сохранении здоровья. | |
32 | Акция «Подари книгу». | Сбор книг в подарок школе. | Дарение книг школьной библиотеке. | |
33 | Подведение итогов работы за год. | | | |
6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
Список литературы:
Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.
Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.
Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.