СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Школьное лесничество "Святобор"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая программа кружка «Школьное лесничество «Святобор»», предназначена для реализации в средней общеобразовательной школе, строится на обсуждении проблемных вопросов охраны окружающей среды, на выполнении экспериментальных и практических работ. В программе заложено воспитание чувства единства с природой, привитие любви к родному краю и к «зеленому другу».

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Школьное лесничество "Святобор"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Ветлужская средняя общеобразовательная школа


Согласовано Утверждаю

Зам.дир. по ВР Директор__________/В.А.Тестова /

__________ / Е.В. Лебедева / Пр № 82 от «27» августа 2021 г

«27» августа 2021 года





Дополнительная общеразвивающая программа кружка


Школьное лесничество

«Святобор»


направленность программы – эколого-биологическая,

возраст обучающихся с 13 до 17 лет,

срок реализации – 1 год обучения





Руководитель кружка:

Губарева Валентина Валентиновна








р.п. Ветлужский

2021

Содержание





Введение…………………………………………………..….……….………3

1. Основное содержание курса…………………….………………..……...4

1.1. Пояснительная записка………………………………..……………..…..4

1.2. Планируемые результаты. …………………………………………...…8

1.3. Содержание программы курса……………………………………….…12

1.4. Тематическое планирование………………………………………...…...15



2. Оценочные материалы ………………...………………..……………… 18



3. Календарный учебный график ……………………………………….. 21



7. Список литературы………………………………………………….…..22









































Введение



Одним из актуальных для современной школы направлений является внеклассная работа. Она позволяет наиболее полно учесть индивидуальные и психологические особенности учащихся, их интересы и жизненный опыт. Особенно важно, что, выполняя исследования, проводя наблюдения, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая захватывает душу ребёнка, сохраняет её чистоту и чуткость.

Необходимость разработки программы «Школьное лесничество «Святобор»» определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов. Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическая ситуация в современном мире такова, что невозможно оставаться равнодушным созерцателем ее дальнейшего развития. Действительность требует воспитания у молодых людей активной позиции по отношению к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует именно практическая и исследовательская деятельность.

Сегодня, кажется, уже никого не надо убеждать, что лес оказывает на окружающую среду огромное влияние. Всё, что составляет сегодня лес, сейчас как никогда нуждается в защите. К сожалению, мало кто помнит, что лес – зеленое золото нашей страны. Уметь понимать и чувствовать живой лес доступно немногим. Это возможно только тогда, когда лес становится призванием и делом всей жизни. И еще, когда тебе с детства помогают сделать первые шаги на этом пути. Невозможно заниматься охраной природы, сбережением природных богатств: лесов, рек и озер, птиц и зверей,

недр и воздуха без привлечения к этой работе подрастающего поколения.

Для решения этой проблемы на базе нашей школы в 2017 году было создано школьное лесничество «Святобор». В соответствии с этим, предлагаемая программа кружка «Школьное лесничество «Святобор»», предназначенная для реализации в средней общеобразовательной школе, строится на обсуждении проблемных вопросов охраны окружающей среды, на выполнении экспериментальных и практических работ.





  1. Основное содержание курса

    1. Пояснительная записка



Школьное лесничество "Святобор" работает под руководством Департамента лесного хозяйства Нижегородской области.

Школьное лесничество - это объединение школьников, увлечённых единым делом - изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса

Актуальность. Экологическая ситуация в современном мире такова, что невозможно оставаться равнодушным созерцателем ее дальнейшего развития. Действительность требует воспитания у молодых людей активной позиции по отношению к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует именно практическая и исследовательская деятельность.

Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к освоению учащимися методики биологического эксперимента – от теоретических умений по лесоведению (постановка цели и задач исследования, подбор и анализ научной литературы по теме, выбор методов и объектов исследования) до узкопрактических навыков (оформление исследовательских работ, статистическая обработка данных, построение диаграмм и т.д.).

Отличительные особенности программы. Практические умения и теоретические знания, полученные учащимися в ходе работы по программе кружка «Школьное лесничество «Святобор»», являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников.

Принципы, методы, формы обучения.

Программа состоит из следующих дидактических принципов обучения:

  • принцип доступности и последовательности – простота изложения и понимания материала, построения учебного процесса от простого к сложному;

  • принцип природосообразности: учёт возрастных особенностей и задатков, обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

  • принцип креативности (увлекательности и творчества): развитие творческих способностей, обучающихся;

  • принцип связи теории с практикой, связи обучения с жизнью: органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми; возможность использования полученных знаний на практике;

  • принцип системности и преемственности в обучении

  • принцип межпредметности: связь с другими науками или другими областями деятельности.

Для организации учебного процесса используются такие методы как:

Методы обучения (по характеру деятельности обучающихся):

1. Информационные.

2. Объяснительно-иллюстративные.

3. Проблемные (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения).

4. Исследовательские методы.

Методы обучения (по способу подачи материала), в основе которых лежит способ организации занятий:

1. Словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ, беседа, объяснение, анализ и т.д.).

2. Наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, демонстрация плакатов, фотографий, гербариев, природных материалов, наблюдение и т.д.).

3. Практические (уход за лесными культурами, проведение природоохранных рейдов, разработка проектов, создание творческих, научно-исследовательских работ, изготовление средств наглядной агитации и т.д.).

4. Статистические (анализом и обработкой результатов исследований).

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении исследовательских работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, исследовательских работ, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы, научно-практические конференции.

Формы организации образовательного процесса:

Занятия в объединении проводятся в форме:

  • традиционные занятия;

  • практические занятия;

  • экскурсия;

  • консультативная работа, разработка и защита проекта;

  • акция;

  • викторина;

  • лабораторное занятие;

  • наблюдение;

  • поход;

  • презентация;

  • научно-практическая конференция.

Основной формой организации учебного процесса являются практические занятия.

Осуществляется работа по направлениям:

  1. Природоохранная деятельность:

  • Установка и изготовление кормушек, подкормка птиц.

  • Проведение биотехнических мероприятий.

  • Участие в природоохранных акциях.

  • Охрана лесов от пожаров (патрулирование).

  • Проведение природоохранных рейдов, опросов населения.

  • Установка аншлагов, развешивание плакатов, листовок, кормушек, скворечников, создание презентаций, видеофильмов.

  1. Лесохозяйственная деятельность:

  • Прополка посевов.

  • Уход за лесными культурами.

  • Сбор лесных семян.

  • Сбор лекарственного сырья.

  • Работа в школьном дендрарии.

  • Знакомство с основами лесоведения, лесоводства и лесовосстановления

  1. Эколого-просветительская деятельность:

  • выступление агитбригады «Святобор».

  • изготовление средств наглядной агитации (аншлагов, плакатов, листовок, буклетов, видеофильмов, презентаций и т.д.).

  • Проведение экологических форумов, конференций, семинаров, игр, викторин, вечеров, встреч с работниками лесного хозяйства.

  1. Учебно-исследовательская деятельность:

  • Теоретические занятия.

  • Проведение опытов.

  • Проведение исследовательских работ.

  • Экологических проектов

Области применения программы.

Программа рассчитана на реализацию внеурочной деятельности, включающей в себя учебно-практический план, в который входят организационно-технические мероприятия, образовательная и опытническая работа.

Программа включает, как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий на опытническом участке, исследовательскую деятельность и ведение наблюдений с последовательными записями их в дневник.

В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использованы выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями

Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении

массовых праздников:

  • «День птиц»

  • «День работников леса»

  • Участие в трудовых операциях

  • «Покормите птиц!»

  • «Лесная аптека»

  • «Каждой пичужке по домишке!»

  • «Посади дерево»

  • «Озеленение»

  • «Экологические акции»

Программа кружка включает знакомство с профессиями лесного профиля,

пропаганды важности и значимости такой деятельности.

В Программе предусмотрены походы и экскурсии, которые могут использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.

Материал кружка актуален для учащихся, которые планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного профиля.

Цель программы кружка:

воспитать чувство единства с природой, привить любовь к родному краю,

научить бережному отношению к «зеленому другу».

Задачи:

  1. Дать представление о лесничестве, как науке о жизни леса, роли лесного

  2. хозяйства.

  3. Углубить теоретические знания об окружающем мире, тесных экологических связей в природе, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу и мерах ее лесоохраны.

  4. Обучение школьников специальным навыкам исследовательской и практической природоохранной работы, направленной на изучение вопросов рационального лесопользования и сохранение лесных экосистем.

  5. Вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями выполнения

  6. лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, а также умениями

  7. агитационной, пропагандистской деятельности по охране лесных богатств и зеленых насаждений.

  8. Воспитать качества рачительного и разумного природопользования.

  9. Воспитать у школьников чувства любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственности за их судьбу.

  10. Оказание практической помощи Краснобаковскому районному лесничеству, в деле использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

  11. Участие в областных и российских конкурсах, областном Слете школьных лесничеств, массовых мероприятиях – акциях природоохранного направления.

  12. Профориентация на профессии лесного профиля.

  13. Пропаганда знаний о лесе среди широких масс населения.

Программа предназначена для обучающихся 8-11 классов как внеурочное и внешкольное занятие по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями. Программа кружка «Святобор» включает как теоретические, так и практические занятия. Занятия проводятся в разновозрастной группе. Программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю).



    1. Планируемые результаты

Данная программа способствует формированию у школьников следующих личностных и метапредметых универсальных учебных действий (УУД).

Личностные универсальные учебные действия:

Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планировать пути достижения целей;

  • уметь самостоятельно контролировать свое рабочее время и управлять им;

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Универсальные учебные действия:

  • владеть основами реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • проводить наблюдения под руководством учителя;

  • искать необходимую информацию с применением методов информационного поиска;

  • выбирать наиболее эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий;

  • давать определения понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • анализировать объекты с целью выявления признаков;

  • выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов;

  • строить логическую цепь рассуждений;

  • выдвигать и обосновывать гипотезы;

  • предлагать способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • работать в группе;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:

Кружковцы должны знать (понимать):

  1. Технику безопасности;

  2. названия инструментов и приспособлений и правила работы сними;

  3. правила сбора полевого материала;

  4. основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления;

  5. роль лесных богатств в жизни населения региона;

  6. цели и задачи школьного лесничества;

  7. направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих технологий;

  8. способы природоохранной деятельности учащихся;

  9. правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод.

  10. Биологические способы защиты леса. Правила изготовления искусственных гнездовий и мест зимней подкормки животных.

  11. Основные лесоустроительные понятия (квартальный столб, деляночный столб, квартал, выдел, делянка, просека и др.).

  12. Болезни леса.

  13. Особо охраняемые территории.


Кружковцы должны уметь:

  1. проводить наблюдения, исследования в природе;

  2. обрабатывать собранный полевой материал;

  3. проводить самостоятельный поиск биологической информации;

  4. составлять проект исследовательской работы;

  5. проводить самооценку собственных знаний и умений;

  6. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  7. использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования;

  8. распознавать основные породы древесной растительности своей местности;

  9. различать виды деревьев по листьям, побегам, коре и древесине;

  10. сажать деревья, ухаживать за саженцами, вести фенологические наблюдения;

  11. оформлять лозунги, плакаты, листовки природоохранной тематики, подбирать и оформлять материалы для проведения бесед по охране природы среди детей и подростков школы, посёлка;

  12. виды пожаров, определить пожарную технику, оборудование, инвентарь и дать его характеристику. Назвать способы его применения при тушении пожаров;

  13. давать характеристику одного из видов лесных пожаров (низовой, верховой, подземный).

  14. биологические способы защиты леса. Распределить птиц по ярусам дерева. Правила изготовления искусственных гнездовий и мест зимней подкормки животных;

  15. определять вид и степень поражения вредителями и болезнями деревьев на определённом участке;

  16. Выполнять геоботаническое описание растительного сообщества на пробной площадке размером 1х1м.

Оценка достижения результатов внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты:

  • Участие в конкурсах (фотоконкурсах, конкурсах рисунков)

  • Овладение способами исследовательской деятельности.

  • Практическое применение теоретических знаний.

  • Создание проектов.

  • Выпуски стенгазет и видеороликов по тематике леса.

  • Участие в природоохранной деятельности.

  • Знакомство с техникой тушения лесных пожаров.

  • Участие в озеленении и закладывании парков и скверов.

Условия реализации программы

  • Реализация программы возможна при следующих условиях:

  • наличие подходящего для занятий помещения;

  • регулярном посещении кружка детьми;

  • материальном обеспечении (материалы и инструменты, необходимые для работы в кружке);

  • использование учебно-методической литературы;

  • поощрение детей.

Реализация программы даёт возможность детям сегодняшним, а потом и детям наших детей в будущем жить в гармоничном мире ярких красок и песен пернатых друзей и птиц.


В ходе занятий учащиеся учатся выражать свои мысли, слушать друг друга, быть терпимыми к различным мнениям (толерантность).


Результатом работы в школьном лесничестве является:

    1. Участие в региональных, федеральных конкурсах

    2. Участие в региональном слёте школьных лесничеств Нижегородской области;

    3. Участие в акциях.

    4. Выполнение и защита научно-исследовательских работ по темам лесного хозяйства Краснобаковского района, участие в мероприятиях Департамента лесного хозяйства Нижегородской области.


















    1. Содержание программы курса

(72 часа – 2 часа в неделю)

Тема 1. Основы организации жизнедеятельности школьного лесничества (2 часа).

Теория (1ч):

Ознакомление обучающихся с целями и задачами объединения, программой и планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Знакомство с положением о школьном лесничестве, выборы лесничего и старших экологических постов. Движение школьных лесничеств в России. История школьных лесничеств в России. Предмет, методы и задачи. Направления деятельности школьных лесничеств: прошлое и настоящее.

Практика (1ч):

Ознакомление обучающихся с целями и задачами объединения, программой и планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с формами информационно-коммуникативных технологий в режиме on-lainc использованием сети Интернет. Изучение рекомендованной литературы по теме; составление глоссария новых терминов и форм организации научного знания по разделу.


Тема 2. Основы лесной экологии (6 часов).

Теория (3ч):

Леса Российской Федерации и Нижегородской области. Лесистость. Общий запас древесины. Жизненная форма (дерево, кустарник, кустарничек, полукустарник, травы). Характерные признаки деревьев. Антропогенное воздействие человека на лес. Работы поэтов, писателей и художников о лесе.

Практика (3ч):

Определение диаметра и высоты дерева, протяженности кроны. Выделение различий деревьев в лесу и вне леса (кроны, ствола, сучьев, плодоношения).

Примеры приспособлений живых организмов леса к разнообразным факторам среды. Самоизреживание (естественный отпад).


Тема 3. Лесные растения (14 часов).

3.1. Общая ботаника (8ч)

Теория (4ч):

Особенности строения и физиологии растений лесных сообществ.

Морфология. Знание морфологии растений - как основы определения видов растительных организмов.

Особенности морфологии растений: строение побегов. Строение и ветвление стебля, строение почки, формы почек, расположение почек на побеге; строение листа, черешковые и сидячие листья, форма листовой пластинки, строение хвои; строение и особенности коры растений. Описание деревьев и кустарников по внешнему виду коры. Строение древесины и сердцевины. Особенности морфологии растений: Строение генеративных органов растений: семя, шишка, цветок, плод. Строение шишек и семян сосны и ели. Плоды и семена лиственных пород. Определение растений. Особенности работы с определителями и определительными карточками. Правила работы с определителями. Ярусное расположение растений в лесу.


Практика (4ч):

Работа с гербарным материалом, фотографиями, атласами-определителями, определительными карточками, электронными определителями.

Определение видов древесных пород по листьям побегам, плодам и семенам. Определение видов хвойных пород по шишкам и хвое.

Определение растений в весенне-летний период по строению стебля, листа, по положению почек на стебле и листорасположению, строению коры.

Определение растений в весенне-летний период по строению цветка, плода, шишки. Определение растений в осенне-зимний период (по контурам, ветвлению побега, строению почки).

Определение возраста дерева по годичным кольцам.

Сбор растений и составление гербариев: древесно-кустарниковых пород, лекарственных растений леса, пищевых растений леса.

Фотографирование, коллекционирование, работа с научно-популярной литературой, Интернет- ресурсами, полевыми определителями, электронными определителями.

3.2. Лесные деревья и кустарники (6ч)

Теория (4ч):

Лесные культуры ближнего окружения. Растения краснокнижники.

Рост и развитие хвойных растений. Рост и развитие лиственных пород. Определение прироста хвойных и лиственных пород по разным показателям (ветвлению, годичным кольцам, периоду наступления плодоношения и т.д.). Возрастная структура леса. Определение возрастной структуры леса. Семенной лес. Вторичный лес (порослевой). Признаки семенного и порослевого леса.

Практика (2ч):

Определение травянистых растений с помощью гербария и определителей.

Определение хвойных растений с помощью гербария и определителей.

Определение деревьев с помощью гербария и определителей.

Определение кустарников с помощью гербария и определителей.


Тема 4. Лесные животные (13 часов).

4.1 Лесные птицы (5ч)

Теория (3ч):

Орнитология - наука о птицах. Особенности строения птиц леса. Приспособления птиц к жизни в лесу. Особенности полета птиц леса. Зависимость вида полета от экологической ниши. Виды полетов птиц леса: пассивный или парящий (планирующий, бреющий), активный или машущий. Высота полета птиц.

Птицы полога леса, птицы открытых пространств (опушек), птицы лесных водоемов.

Кормовое поведение и экологические групп птиц по характеру питания: растительноядные, хищные, насекомоядные, всеядные. Трофические связи птиц и их значение в лесном ценозе. Экологические группы птиц леса по степени оседлости: оседлые, кочующие, перелетные. Сезонные миграции. Наблюдение за перелетными птицами.

Экологические группы птиц по биологической ритмике: дневные и ночные птицы леса. Гнездование птиц. Места гнездований птиц. Группы птиц по месту гнездования: кроногнёздные (на деревьях (иволга); кустарниковые (на кустарниках (малиновка)); наземные (на земле (овсянка)); дуплогнёздные (в дуплах (пищуха)); норники (под землёй (береговые ласточки)). Привлечение птиц. Искусственные гнездовья.

Практика (2ч):

Изучение птиц леса разных экологических групп по картинкам, фотографиям, видеофрагментам, в зоологическом уголке.

Определение птиц с помощью определителей.

4.2 Лесные звери (5ч)

Теория (3ч):

Лесные животные: многообразие, численность. Науки о животных, их многообразие и взаимосвязанность. [(Науки о животных (Зоология): Мамология (териология)- наука о млекопитающих, батрахология - наука о земноводных, серпентологией - наука о змеях (пресмыкающихся), Герпетология — раздел зоологии, изучающий земноводных (или амфибий) и пресмыкающихся (или рептилий); раздел о змеях называют серпентологией, Ихтиология - наука о рыбах, Арахнология - наука о пауках, и др. по усмотрению педагога)].

Классификация и систематика лесных животных. Поведение животных.

Пресмыкающиеся и земноводные леса. Ядовитые животные леса. Распознавание ядовитых животных леса.

Крупные и мелкие хищники. Медведь, волк, лисица, колонок, куница и др. Их роль в лесном сообществе.

Копытные животные. Лось, Олень, Кабан и др. Их роль в лесном сообществе.

Насекомоядные животные леса. Их роль в лесном сообществе.

Грызуны. Зайцеобразные. Заяц-беляк, заяц-русак. Бобр. Роль бобров в лесном сообществе. Бобровые хатки, запруды. Мелкие грызуны. Белка. Бурозубка.

Вблизи водоемов: выдра, норка, водяная крыса, акклиматизируются ондатра, бобр, енотовидная собака. Акклиматизация животных. Роль акклиматизации для местных видов животных. Промысловые и пушные звери.

Красная книга животных. Красная книга животных Нижегородской области. Меры охрана животных.

Практика (2ч):

Фауна леса. Определение животных с помощью определителей.

Следы жизнедеятельности животных. Следы на снегу

4.3 Лесные насекомые (3ч)

Теория (2ч):

Энтомология - наука о насекомых. Насекомые леса, их роль в лесных экосистемах. Экологические группы насекомых (хищные; растительноядные; насекомые-падалееды, копрофаги и питающиеся древесиной; насекомые-паразиты; насекомые - опылители растений; водные насекомые; почвенные насекомые).

Общественные насекомые леса: муравьи, пчелы. Насекомые строители. Жилища общественных насекомых. Муравьи. Их роль и значение в природных процессах. Значение рыжих муравьев в лесном хозяйстве (Санитары леса). Расселение муравьев. Охрана муравейников в лесу. Дикие пчелы. Дупляки (дуплянки). Бумажные осы (общественные осы - полисты). Особенности строения гнезд бумажных ос. Земляные осы и пчелы. Гименоптерология —раздел энтомологии (науки о насекомых), изучающий представителей перепончатокрылых (муравьи, наездники, осы, пчелы, шмели и др.). Значение общественных насекомых в жизни леса. Природоохранные мероприятия по защите общественных насекомых леса.

Практика (1ч):

Изучение коллекций насекомых своей местности.



Тема 5. Основы лесоведения (13 часов)

5.1 Значение леса в природе и в жизни человека (3ч)

Теория (2ч):

Водоохранное и почвоохранное значение леса. Последствия исчезновения лесов.

Рекреационная функция леса. Парки, скверы, лесопарки, национальные парки.

Практика (1ч):

Викторина: леса Нижегородской области. Выращивание саженцев (дуба, ели, сосны и др.).

5.2 Основы воспроизводства лесов (4ч)

Теория (1ч):

Методы искусственного лесовозобновления. Черенкование, отводки, прививка, посадка на пень.

Практика (3ч):

Определение всхожести семян. Выращивание саженцев (дуба, ели, сосны и др.).

5.3 Основы лесной типологии (2ч)

Теория (1ч):

Лесные экосистемы Нижегородской области. Южная тайга. Широколиственные леса. Лесостепи. Сосняки как интразональный тип растительности.

Практика (1ч):

Квест: Что где растёт?

5.4 Основы лесной таксации (4ч)

Теория (2ч):

Понятие таксации леса. Методы таксации (глазомерный, измерительный, перечислительный (учет деревьев на лесном участке)).

Морфология лесных растений. Деревья, кустарники, лианы, полукустарники, кустарнички, травы.

Практика (2ч):

Глазомерная съемка и подсчет древостоя лесного участка. Определение основных пород деревьев по внешнему виду.


Тема 6. Основы охраны лесов от пожаров (4 часа)

Теория (2ч):

Источники пожаров в лесу. Виды пожаров: низовой и верховой. Сухостой.

Правила поведения в лесу при разведении костра. Профилактика лесных пожаров. Противопожарная пропаганда.

Практика (2ч):

Правила вызова экстренных служб и объема сообщаемой информации о возгорании. "Прямая линия лесной охраны".

Мониторинг лесных пожаров (наземный, авиационный, космический).

Тема 7. Основы защиты лесов от вредных организмов (8 часов).

7.1 Основы лесной фитопатологии (4ч)

Теория (2ч):

Понятие о болезнях растений и фитопатологических явлениях. Грибы, бактерии, вирусы, насекомые, цветковые растения как возбудители болезней растений.

Практика (2ч):

Поиск фитопатогенов в лесном квартале. Составление списка фитопатологий.


7.2 Защита леса от вредных организмов (4ч)

Теория (2ч):

Вредители как естественное явление в экосистеме. Наиболее распространенные вредители леса в Нижегородской области. Насекомые, грибы, бактерии, вирусы.

Практика (2ч):

Поиск пораженных деревьев в окрестностях образовательной организации. Принятие решения о возможных мерах лечения и их реализация.


Тема 8. Общественно-значимая деятельность (8 часов)

Практика (8ч):

Изготовление и распространение листовок. Лекции для обучающихся и местного населения. Культурно массовые мероприятия (21 марта - Международный день леса. 1 апреля - День птиц. 15 апреля - День экологических знаний. 22 апреля - День Земли. Акции: «Птицы - наши друзья», «Посади дерево», «Экологический десант», «Ёлочка живи»).

Тема 9. Лесные профессии (3 часа)

Теория (1ч):

Ведущие предприятия региона и ситуация на рынке труда Нижегородской области. Отрасли лесной промышленности.

Практика (2ч):

Анализ профессий: Лесничий. Лесовод. Лесозаготовитель. Дендролог.

Итоговое занятие «Турнир знатоков леса»






















Учебно – тематический план


п /п

Наименование разделов и тем

Кол – во часов

Из них

Теория

Практика

Основы организации жизнедеятельности школьного лесничества

2

1

1

Основы лесной экологии

6

3

3

Лесные растения

3.1. Общая ботаника

3.2. Лесные деревья и кустарники

14

8

6


4

4


4

2

Лесные животные

4.1 Лесные птицы

4.2 Лесные звери

4.3 Лесные насекомые

13

5

5

3


3

3

2


2

2

1

Основы лесоведения

5.1 Значение леса в природе и в жизни человека

5.2 Основы воспроизводства лесов

5.3 Основы лесной типологии

5.4 Основы лесной таксации

13

3

4

2

4


2

1

1

2


1

3

1

2

Основы охраны лесов от пожаров

4

2

2

Основы защиты лесов от вредных организмов

7.1 Основы лесной фитопатологии

7.2 Защита леса от вредных организмов

8


4

4



2

2



2

2

Общественно-значимая деятельность

8

0

8

Лесные профессии

3

1

2

Итоговое занятие «Турнир знатоков леса»

1

0

1


Итого

72

33

39



















    1. Календарно – тематическое планирование.

п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Дата

Теория

Практика

План

Факт


Тема 1. Основы организации жизнедеятельности школьного лесничества (2 часа)

1

Ознакомление обучающихся с целями и задачами объединения, программой и планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Движение и история школьных лесничеств в России.

1


-

02.09.


2

Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с формами информационно-коммуникативных технологий в режиме on-lain c использованием сети Интернет. Изучение рекомендованной литературы по теме.

-


1

06.09.



Тема 2. Основы лесной экологии (6 часов)

3

Леса Российской Федерации и Нижегородской области. Лесистость. Общий запас древесины.

1

-

09.09.


4

Жизненная форма (дерево, кустарник, кустарничек, полукустарник, травы). Характерные признаки деревьев.

1

-

13.09.


5

Антропогенное воздействие человека на лес. Работы поэтов, писателей и художников о лесе.

1

-

16.09.


6

Определение диаметра и высоты дерева, протяженности кроны.

-

1

20.09.


7

Выделение различий деревьев в лесу и вне леса (кроны, ствола, сучьев, плодоношения).

-

1

23.09.


8

Примеры приспособлений живых организмов леса к разнообразным факторам среды. Самоизреживание (естественный отпад).

-

1

27.09.



Тема 3. Лесные растения (14 часов).

3.1. Общая ботаника (8ч)

9

Особенности строения и физиологии растений лесных сообществ. Морфология.

1

-

30.09.


10

Особенности морфологии растений: Строение побегов.

1

-

04.10.


11

Строение вегетативных органов растений.

1

-

07.10.


12

Строение генеративных органов растений.

1

-

11.10.


13

Работа с гербарным материалом, фотографиями, атласами-определителями, определительными карточками, электронными определителями.

-

1

14.10.


14

Определение видов древесных пород по листьям побегам, плодам и семенам. Определение видов хвойных пород по шишкам и хвое.

-

1

18.10.


15

Определение растений в весенне-летний период.

-

1

21.10.


16

Сбор растений и составление гербариев: древесно-кустарниковых пород, лекарственных растений леса, пищевых растений леса.

-

1

28.10.


3.2. Лесные деревья и кустарники (6ч)

17

Лесные культуры ближнего окружения. Растения краснокнижники.

1

-

01.11.


18

Рост и развитие хвойных растений. Рост и развитие лиственных пород.

1

-

04.11.


19

Определение прироста хвойных и лиственных пород по разным показателям.

1

-

08.11.



20

Возрастная структура леса. Определение возрастной структуры леса. Семенной лес.

1

-

11.11.


21

Определение травянистых и кустарниковых растений с помощью гербария и определителей.

-

1

15.11.


22

Определение деревьев с помощью гербария и определителей.

-

1

18.11.



Тема 4. Лесные животные (13 часов).

4.1 Лесные птицы (5ч)

23

Орнитология - наука о птицах. Особенности строения птиц леса. Приспособления птиц к жизни в лесу.

1

-

22.11.


24

Особенности полета птиц леса. Зависимость вида полета от экологической ниши. Виды полетов птиц леса.

1

-

25.11.


25

Экологические группы птиц леса по характеру питания, степени оседлости и биологической ритмике.

1

-

29.11.


26

Изучение птиц леса разных экологических групп по картинкам, фотографиям, видеофрагментам, в зоологическом уголке.

-

1

02.12.


27

Определение птиц с помощью определителей

-

1

06.12.


4.2 Лесные звери (5ч)

28

Лесные животные: многообразие, численность. Науки о животных, их многообразие и взаимосвязанность.

1

-

09.12.


29

Классификация и систематика лесных животных. Поведение животных. Пресмыкающиеся и земноводные леса. Ядовитые животные леса.

1

-

13.12.


30

Крупные и мелкие хищники, копытные животные, насекомоядные животные леса, грызуны и зайцеобразные. Их роль в лесном сообществе.

1

-

16.12.


31

Фауна леса. Определение животных с помощью определителей.

-

1

20.12.


32

Следы жизнедеятельности животных. Следы на снегу.

-

1

23.12.


4.3 Лесные насекомые (3ч)

33

Насекомые леса, их роль в лесных экосистемах. Экологические группы насекомых.

1

-

27.12.


34

Общественные насекомые леса: муравьи, пчелы. Значение общественных насекомых в жизни леса. Природоохранные мероприятия по защите общественных насекомых леса.

1

-

30.12.


35

Изучение коллекций насекомых своей местности.

-

1

10.01.


Тема 5. Основы лесоведения (13 часов)

5.1 Значение леса в природе и в жизни человека (3ч)

36

Водоохранное и почвоохранное значение леса. Последствия исчезновения лесов.

1

-

13.01.


37

Рекреационная функция леса. Парки, скверы, лесопарки, национальные парки.

1

-

17.01.


38

Викторина: леса Нижегородской области. Выращивание саженцев

-

1

20.01.


5.2 Основы воспроизводства лесов (4ч)

39

Методы искусственного лесовозобновления. Черенкование, отводки, прививка, посадка на пень.

1

-

24.01.


40

Определение всхожести семян.

-

1

27.01.


41

Выращивание саженцев дуба.

-

1

31.01.


42

Выращивание саженцев ели и сосны.

-

1

03.02.



5.3 Основы лесной типологии (2ч)

43

Лесные экосистемы Нижегородской области.

1

-

07.02.


44

Квест: Что где растёт?

-

1

10.02.


5.4 Основы лесной таксации (4ч)

45

Понятие таксации леса. Методы таксации.

1

-

14.02.


46

Морфология лесных растений. Деревья, кустарники, лианы, полукустарники, кустарнички, травы.

1

-

17.02.


47

Глазомерная съемка и подсчет древостоя лесного участка.

-

1

21.02.


48

Определение основных пород деревьев по внешнему виду.

-

1

24.02.


Тема 6. Основы охраны лесов от пожаров (4 часа)

49

Источники пожаров в лесу. Виды пожаров: низовой и верховой. Сухостой.

1

-

28.02.


50

Правила поведения в лесу при разведении костра. Профилактика лесных пожаров. Противопожарная пропаганда.

1

-

03.03.


51

Правила вызова экстренных служб и объема сообщаемой информации о возгорании. "Прямая линия лесной охраны".

-

1

07.03.


52

Мониторинг лесных пожаров (наземный, авиационный, космический).

-

1

10.03.


Тема 7. Основы защиты лесов от вредных организмов (8 часов).

7.1 Основы лесной фитопатологии (4ч)

53

Понятие о болезнях растений и фитопатологических явлениях.

1

-

14.03.


54

Грибы, бактерии, вирусы, насекомые, цветковые растения как возбудители болезней растений.

1

-

17.03.


55

Поиск фитопатогенов в лесном квартале.

-

1

10.03.


56

Составление списка фитопатологий.

-

1

14.03.


7.2 Защита леса от вредных организмов (4ч)

57

Вредители как естественное явление в экосистеме.

1

-

21.03.


58

Наиболее распространенные вредители леса в Нижегородской области. Насекомые, грибы, бактерии, вирусы.

1

-

24.03.


59

Поиск пораженных деревьев в окрестностях образовательной организации.

-

1

04.04.


60

Принятие решения о возможных мерах лечения и их реализация.

-

1

07.04.


Тема 8. Общественно-значимая деятельность (8 часов)

61

Изготовление и распространение листовок.

-

1

11.04.


62

Лекции для обучающихся и местного населения.

-

1

14.04.


63

Культурно массовые мероприятия: 21 марта - Международный день леса.

-

1

18.04.


64

1 апреля - День птиц.

-

1

21.04.


65

15 апреля - День экологических знаний.

-

1

25.04.


66

22 апреля - День Земли.

-

1

28.04.


67

Акции: «Птицы - наши друзья», «Посади дерево».

-

1

05.05.


68

Акции: «Экологический десант», «Ёлочка живи».

-

1

12.05.


Тема 9. Лесные профессии (3 часа)

69

Ведущие предприятия региона и ситуация на рынке труда Нижегородской области. Отрасли лесной промышленности.

1

-

16.05.


70

Анализ профессий: Лесничий. Лесовод.

-

1

19.05.


71

Анализ профессий: Лесозаготовитель. Дендролог

-

1

23.05.


72

Итоговое занятие «Турнир знатоков леса»

-

1

26.05.

























  1. Оценочные материалы

Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:

социальную: позволяет установить соответствие лич­ных достижений каждого ученика требованиям програм­мы; воспитательную: отслеживается динамика про­движения каждого ученика в обучении;

образовательную: определяется уровень усвоения материала, анализируются результаты и вносятся коррективы в содержание и планирование учебного мате­риала;

эмоционально-развивающую: эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат — радость, огор­чение, безразличие — может укрепить его учебную мотива­цию или породить неуверенность в себе и нежелание продолжать данный курс.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы «Святобор», предполагает комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

  1. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения учащимися планируемых результатов в их личностном развитии. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД, включаемых в следующие три основных блока:

- самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося – развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения;

- смыслообразование – понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремление к преодолению этого разрыва;

- морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.

  1. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких учебных действий, которые направлены на анализ своей познавательной активности и управление ею.

  2. Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, умение работать в группах, изучение техники работы с соленым тестом.

Способы проверки результативности

Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

  1. Творческие конкурсы

Праздники: «День работника леса», «Синичкин день»; «Международный

день леса», «День птиц».














3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы кружка "Святобор"

Год обучения

сентябрь


октябрь



ноябрь


декабрь



январь




2




6

9

13

16

20

23

27


30

4

7

11

14

18

21

28

1

4

8






11

15

18

22

25

29

2

6

9

13

16

20

23

27


30

10

13

17

20

24

27

31


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1




Год обучения

февраль


март


апрель


май

Всего учебных недель/

часов

Всего часов

по программе




3




7

10

14

17

21

24

28


3

7

10

14

17

21

24

4

7






11

14

18

21

25

28

2

5

12

16

19

23

26

30




теор

прак









1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


36

72

33

39


32















  1. Список литературы

Нормативно - правовые акты и документы

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  3. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

  4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Санитарноэпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);

  5. Поручение Правительства Российской Федерации по развитию школьных лесничеств, письмо аппарата Правительства от 25 октября 2017 г. №П9- 55808.

Литература для педагога (региональный компонент).

  1. Аверкиев, Д. С., Аверкиев В. Д. Определитель растений Горьковской области. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во.1985 г.

  2. Алексеев. Фенологический календарь (календарь русской природы).

  3. Евстигнеева, Г.В., Сметова А.М. Лекарственные растения Горьковской области. - Горький, 1976.

  4. Карманная книга натуралиста и краеведа. - М.: изд-во географической литературы, 1961.

  5. Касаткина, В.А. Животные нашего края (млекопитающие). Нижний Новгород, 2006.

  6. Касаткина, В. А. Растительный мир нашего края. Нижний Новгород, 2007.

  7. Красная книга Нижегородской области. Том 1. Животные. - Н. Новгород, 2003.

  8. Лабораторные работы и экскурсии по ботанике. Методические рекомендации для учителей и студентов педвузов. ГГПИ, 1977.

  9. Лукина, Е.В., Боканина Ф.М. Памятники природы города Нижнего Новгорода. - Н.Новгород: изд-во «Чувашия», 1997.

  10. Мининзон, ИЛ. Флора Нижнего Новгорода. - Нижний Новгород: НООНО «Кабинет методов Краеведческой работы и развития Нижегородской агломерации», 2004. - 104 с.

  11. Наши зимующие птицы. Составители: Неручев В. В., Шустов С. Б., Орлов Е. В- Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт», 1994

  12. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Составитель Бака А.И. - Нижний Новгород, изд-во экоцентр «Дронт» 1997.

  13. Отечество моё Нижегородское: Книга для чтения. Составитель Камерилова Г. С. - Н Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.

  14. Охрана живой природы. Пособие для слушателей экологической школы. - Н.Новгород, 1991.

  15. Природа Горьковской области. - Горький: Волга - Вятское кн. изд-во,1974.

  16. Птицы Горьковской области, их изучение на экскурсиях в природу и охрана. Составитель Аникин В. И,- Горький: «Знание», 1988.

  17. Рыбы Горьковской области, их охрана и использование. Составители Яковлев С. В., Залозных Д. В. и др. - Горький: «Знание», 1988г.

  18. Сидоренко М.В., Федоровский Д.Н. Экскурсии в природу Нижегородского Заволжья: Методические рекомендации. - Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт», 1996. - 105 с, ил.

  19. Сидоренко, М.В.В царстве Берендея. О жизни леса и его обитателях. Уч.пособие - Нижний Новгород, 1997.

  20. Смирнова, А. Д. Охраняемые растения Горьковской области. -Горький: Волга- Вятское кн. изд-во, 1982.

  21. Тихомирова, А. В. Фенологические наблюдения за растениями. - М., 1998.

  22. Федоровский, Д. Н., Тамойкин И. Ю. Редкие животные Нижегородской области: Пособие по дополнительному экологическому образованию. - Н. Новгород: изд-во Волга - Вятской академии государственной службы, 1998.

  23. Экологические тропы. Пособие для слушателей экологической школы. Нижний Новгород, 1991.

  24. Экологические экскурсии в леса Нижегородской области. Растения Автор соискатель

Н.В.Симакова. Выпуск 1. - Нижний Новгород.: экоцентр «Дронт», 1995.

Литература к разделу «Лесные растения»

  1. Аверкиев, Д. С., Аверкиев В. Д. Определитель растений Горьковской области. — 2-е изд., испр. и доп.— Горький: Волго-Вятское кн. изд-во. 1985.—320 с.

  2. Авт. Е. М. Васильева Т. В. Горбунова Л. И. Кашина. Эксперимент по физиологии растений в средней школе. Пособие для учителей. М. «Просвещение» 1978.

  3. Афонькин С.Ю. Деревья - СПб.: «ББК», 2013. Большая иллюстрированная энциклопедия.

  4. Боголюбов, А.С. Определители деревьев в осенне-зимний период. - М.: Вентана-Граф.

  5. Боголюбов, А.С. Определители кустарников в осенне-зимний период. - М.: Вентана - Граф.

  6. Боголюбов, А.С. Определители травянистых растений по цветкам. Растения (цветы) лесов. - М.: Вентана-Граф.

  7. Боголюбов, А.С. Определитель деревьев в весенне-летний период. - М.: Вентана - Граф.

  8. Гавриленко В.Ф.: Большой практикум по фотосинтезу. - М.: Академия, 2003

  9. Грязнов В.П.: Практикум по физиологии растений. - Белгород: БелГУ, 2001

  10. Демьянков, Е.Н. Биология. Мир растений: задачи. Дополнительные материалы: 6 кл. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

  11. Ивченко, С. И. Занимательно о ботанике. - Смоленск: Русич, 2001. - 240 с. - (Занимательный мир).

  12. Новиков, В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для обучающихся. —М.: Просвещение, 1985. — 239

  13. Новиков, B.C., Губанов, И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - 3-е изд. Стериотип. - М.: Дрофа, 2006.

  14. Петров, В.В. Весна в жизни леса / В.В Петров. - М.: Москва: Наука, 2016. - 20 с.

  15. Петров, В.В. Лес и его жизнь: Кн. Для обучающихся. - М.: Просвещение, 1986. - 159с.

  16. Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины. - М.: Просвещение, 1981.

  17. Растения и животные: Руководство для натуралиста- Пер. с нем./К. Нидон, д-р И. Петерман, П. Шеффель Б. Шайба, -М.: Мир, 1991. -263

  18. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн. 1. — М.: Агропромиздат, 1989. —383 е.: ил.

  19. Юртаева Н.Ю.; Нижегор. гос. архитектур, -строит, ун-т - Н.Новгород: ННГАСУ, 2015

  20. Якушкина Н.И.: Физиология растений. - М.: Просвещение, 1993.

Литература к разделу «Лесные животные»

  1. Акимушкин, И. И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. — 2-е изд., испр. и доп. —М.: Мысль, 1988. — 445[ 1 ] с.: ил. — (Библ. сер.).

  2. Бей-Биенко, Г. Я. Общая энтомология. 3-е изд. М., 1980.

  3. Воронцов, А. П., Мозолевская Е. Г. Практикум по лесной энтомологии. 2-е изд. М., 1978.

  4. Гудков, В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник - определитель.

  5. Гудков, В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник - определитель.

  6. Ижевский,С.С., Лобанов АЛ., Соснин А.Ю. Жизнь замечательных жуков. М.: ООО «Издательский дом «Кодекс»», 2014.

  7. Казенас, В.Л. Роющие осы. (Тип Членистоногие, класс Насекомые). Серия «Животные Казахстана в фотографиях». - Алматы, 2013. - 160

  8. Козлов, М. А., Олигер И. М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. — М.: Просвещение, 1991. —207 с.: ил.

  9. Козлов, М.А., Олигер, И.М. Атлас - определитель беспозвоночных. - М.: Просвещение, 1991.

  10. Ласуков, Р.Ю. Звери и их следы. Карманный определитель. - М.: Лесная страна, Изд. 2- е, изм., 128 с., с ил. - (Полевые справочники-определители. Средняя полоса Европейской части России).

  11. Ласуков, Р.Ю. Обитатели водоемов. Карманный определитель. - М.: Лесная страна, ЕЯ Изд. 2-е, изм., 128 с., с ил. - (Полевые справочники-определители. Средняя полоса Европейской части России).

  12. Ласуков, Р.Ю. Птицы. Карманный определитель. - М.: Лесная страна, Изд. 2-е, изм., 160 с., с ил. - (Полевые справочники-определители. Средняя полоса Европейской части России).

  13. Мариковский, П.И. Удивительный мир насекомых (занимательная энтомология. Т. 1 - Алматы, 2012.

  14. Мариковский, П.И. Удивительный мир насекомых (занимательная энтомология. Т. 2 - Алматы, 2012.

  15. Определитель насекомых европейской части СССР/Под общей ред. Г. Я. Бей-Биенко. М., 1964 - 1982.

  16. Растения и животные: Руководство для натуралиста- Пер. с нем./К. Нидон, д-р И. Петерман, П. Шеффель Б. Шайба, -М.: Мир, 1991. -263 с., ил.

  17. Редкие и исчезающие животные. Земноводные и пресмыкающиеся: Справ, пособие. - М, Высш. Шк., 1988. —463 с. [16] л.: ил.

  18. Сосновский, И. П. Редкие и исчезающие животные: По страницам Красной книги СССР. - М.: Металлургия, 1987- 367 с., ил.

  19. Федоровский, Д.Н., Тамойкин И.Ю. Животные Нижегородской области, редкие и не очень. Пособие по дополнительному экологическому образованию. [Текст]: учебное пособие/ Д.Н.Федоровский, И.Ю.Тамойкин; Нижегород. гос. архит. -строит, ун-т,-

Н.Новгород: ННГАСУ, 2007,- 233 с., ил. ISBN 978-5-87941-485

  1. Хедстром, Р. Приключения с насекомыми. - М.: Мир, 1967.

  2. Храбрый, В. М. Школьный атлас-определитель птиц: Кн. для обучающихся, — М.: Просвещение, 1988,—224 с.: ил.

  3. Школа дикой природы: Пособие для юных натуралистов по практ. экологии/С. И. Бурнашев, А. А. Мосалов, Д. А. Константинов и др. — М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 192 с. ил. — (Программа: Обновление гуманит. образования в России).

  4. Школьный атлас-определитель бабочек: Кн. для обучающихся. —М.: Просвещение, 1986.

Литература по общим вопросам по флоре и фауне лесов.

  1. Адольф, Т.А. Заповедными тропами. - М.: Просвещение, 1980.

  2. Браун, В. Настольная книга любителя природы. Л., Гидрометеоиздат, 1985. - 280 стр., с ил.

  3. Велек, И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М.: «Прогресс», 1983.

  4. Дмитриев, Ю. Д. Солнцеворот. М., «Молодая гвардия», 1975.

  5. Доманова, Н.М. Здравствуй, лес, - М.: Изд. Гринпис России, 2003.

  6. Захлебный, А. Н. Книга для чтения по охране природы: Для обучающихся 9—10 кл. сред. шк. / Сост. А. Н. Захлебный. —М.: Просвещение, 1986. —175 с., ил.

  7. Колбовский, Е. Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке/Художники Г. Ю. Горшков, В. Н. Куров. — Ярославль: «Академия развития», «Академия КО», 1998. — 256 с., ил. — (Серия: «Это мы не проходили»),

  8. Куликова, Г.В. Юному лесоводу. - М.: Россельхозиздат, 1987.

  9. Молис С. А. Книга для чтения по зоологии: Для обучающихся 6—7 кл. /Сост. С. А. Молис. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986. — 224 с., ил.

  10. Некляев, С.Э. Справочник юного лесничего. 2-е издание, переработанное/С.Э. Некляев. Рязань: «Арсенал АМТ», 2015.

  11. Стрекач, В.П. Голос леса. Рассказы о природе / В.П. Стрекач. - М.: Саратов: Приволжское книжное издательство, 2016. - 34 с.

  12. Тайны природы: Пособие для обучающихся 5-7 классов / Сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана-Граф, 2001. - 208 с.: ил.

  13. Федоровский, Д.Н. Охрана среды и заповедное дело [Текст]: учебное пособие /Д.Н.Федоровский; Нижегород.гос.архит.-строит, ун-т, - Н.Новгород: ННГАСУ, 2007- 198 с. ISBN 978-5-87941-486-8

  14. Федорос, Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для обучающихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана- Граф, 2006. —384 с. — (Библиотека элективных курсов).

Литература к разделу «Основы опытно-исследовательской деятельности»

  1. Белоносова В.В. Учебно-исследовательская работа как вид самостоятельной учебной деятельности [Текст] / В.В. Белоносова // Реальный и виртуальный мир нового тысячелетия. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. - С. 145-147.

  2. Иванов Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. Книга для обучающихся старших классов [Текст] / Г.И. Иванов. - М.: Просвещение, 1994. - 208 с.

  3. Основы устойчивого управления лесным хозяйством/ Учебное пособие для обучающихся/ под ред. В. Б Калинина. - СПб., 2006

  4. Травникова, В.В. Биологические экскурсии: учебно-методическое пособие / В.В. Травникова. - СПб, 2002.

Литература к разделу «Основы лесного законодательства»

  1. Гурьева, JI. А. Лесное законодательство: учебное пособие / Л. А. Гурьева; Сыкт. лесн. ин-т. - Сыктывкар: СЛИ, 2013. - 84 c.http://diss.seluk.ru/m-mashinostroenie/10112-1-1- gureva-lesnoe-zakonodatelstvo-uchebnoe-posobie-utverzhdeno-uchebno-metodicheskim- sovetom-siktivkarskogo-lesnogo-instituta-kachest.php

  2. Боголюбов, С.А. Реализация принципа общего лесопользования: Сб. статей. Использование и охрана лесов: проблема реализации законодательства. М.: Юриспруденция, 2012. С. 11.

  3. Быковский, В. К. Лесное право России: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. К. Быковский; ответственный редактор Н. Г. Жаворонкова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09307-0. https://urait.ru/viewer/lesnoe-pravo-rossii- 427596#раае/10

  1. Козаченко, М.А. Нормативно-правовые акты в лесном деле: краткий курс лекций для студентов IV курса направления подготовки 35.03.01 Лесное дело / М.А.Козаченко // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». - Саратов, 2016. - 97 с.

  2. Петров, А. П. Государственное и хозяйственное управление лесами в условиях децентрализации [Текст]: учеб. пособие / А. П. Петров. — Пушкино: ВНИИЛМ, 2007. - 92 с.

  3. Петров, А. П. Государственное управление лесами [Текст]: учеб. пособие / А. П. Петров. — Пушкино: ВНИИЛМ, 2011. — 166 с.

  4. Ловцова, Н. В. Правовое регулирование использования лесов [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Ловцова. - Пушкино: ВИПКЛХ, 2011. - 146 с.

  5. Ловцова, Н. В. Федеральный государственный лесной надзор [Текст]: учеб. пособие / Н.

В. Ловцова. - Пушкино: ВИПКЛХ, 2011. -196 с.

  1. Петров, А. П. Государственное управление лесами [Текст]: учеб. пособие / А. П. Петров. - Пушкино: ВНИИЛМ, 2011. - 166 с.

  2. Петров, А. П. Лесные отношения в Российской Федерации: коррупционные факторы и риски, пути их устранения [Текст]: учеб. пособие / А. П. Петров. - Пушкино: ВНИИЛМ, 2010. -84 с.

  3. Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / А. С. Захаренков [и др.]; под общ. ред. А. П. Петрова. - М.: Всемирный банк, 2011. - 240 с.

  4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012 № 133-Ф3) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф

  5. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

  6. Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов Приказ МПР России от 10.04.2007 г. № 84.

  7. Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений Приказ МПР России от 10.04.2007 г. № 83.

  8. Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства Приказ Минсельхоза РФ от 14.05.2010 г. № 161.

  9. Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности Приказ МПР России от 28.05.2007 г. №137.

  10. Правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов. Приказ МПР от 10 мая 2007 г. № 123.

  11. Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Приказ Рослесхоза РФ от 10 июня 2011 г. № 223.

  12. Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейныхобъектов Приказ Минсельхоза России от 05.02.2010 г. № 28

  13. Правила пожарной безопасности в лесах Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417

  14. Правила санитарной безопасности в лесах Постановление Правительства РФ от 29 июня 2007 г. № 414

  15. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. Приказ Рослесхоза РФ от 21 февраля 2012 г. № 62

  16. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки. Приказ Рослесхоза РФ от 29.02.2012 г. № 69.

  17. Правила лесоразведения Приказ МПР России от 08.06.2007 г. № 149

  18. Правила заготовки древесины. Приказ МПР России от 16.07.2007 г. № 184

  19. Правила лесовосстановления. Приказ МПР России от 16.07.2007 г. № 183

  20. Правила ухода за лесами Приказ МПР России от 16.07.2007 г. № 185

  21. Лесоустроительная инструкция Приказ Рослесхоза от 12.12.2011 N 516.

  22. Российский национальный стандарт добровольной лесной сертификации по схеме Лесного попечительского совета. - М., 2007. - 140 с.

Интернет ресурсы

по теме 3 и 4:

http ://ib. komi sc. пд/add/rb/introduction/

http ://ozonit. ru/krasnaya_kniga/krasnaya_kniga_komi. php

http://ecosystema.ru/08nature/trees/index.html

http://ecocenter.rkomi.ru/system/attachments/uploads/000/107/038/original/05%D0%B7%D

0%B 5%D0%BB%D 1 %8 0%D0%B0%D 1 %81. pdf

https://xn-jlahfl.xn—p 1 ai/library/videomateriali_zanyatie 522_uchyot_vegetativno_podvi_064801 .html

https://www.labirint.ru/screenshot/goods/638981/l/https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-

po-biologii-izuchenie-stroeniya-i-mnogoobraziya-golosemennih-rasteniy-klass-737088.html

https://videouroki.net/catalog/?utm_source=multiurok&utm_medium=button&utm_campaig

n=mdwl&utm_content=catalog&utm_term=&dlink=https%3A%2F%2Fmultiurok.ru%2Ffil

es%2Fdownload%2F898dfb2bc684217ded829d38694ad934%2F%3Fk%3D5dc633ca5e293

a250c3ff3ef08dl leec

http://biologylib.ru/books/item/fD0/s00/z0000024/st004.shtml https://www.uu.ru/les/84618443 .html

https://berendeyka.info/forest_news/poleznye-lesnye-nasekomye-chast-l.html http://www.sivatherium.narod.ru/postcard/sled/sled.htm https://www.booksite.ru/rusles/42.html#0 unnaturalist.ru - Журнал «Юный натуралист».

MyBirds.ru — советы любителям птиц.

http://kpdbio.ru/course/vievv.php?id=66 видео об опытах по биологии.

http://www.zanimatika.narod.ru/Book6.htm - биологическая часть проекта «Знаем и любим Россию».

6- http://tana.ucoz.ru/ - сайт учителя биологии (фильмы, презентации, тексты) http://www.knowbiology.ru/ -Биология. Электронная энциклопедия. http://luts.ucoz.ru/ - занимательная биология.

http://oopt.info/index.php?page=l - информационно-справочная система ООПТ России. http://muzey-factov.ru/tag/biology - музей фактов.

http://sbio.info/list.php?c=zbiology - сайт по интересным фактам в биологии

Литература для обучающихся:

  1. Ашихмина, Т. Я. Школьный экологический мониторинг. - М.: АГАР, 2000. 2

  2. Додик, С.Д. Грибы российских лесов. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

  3. Мы изучаем лес. - Сост. В.А. Самкова/ Под ред. И.Т. Суравегиной. -М.: Центр «Экология и образование», 1993.

  4. Небел, Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир: В 2-х т. Пер. с англ. - М.: Мир, 1993.

  5. Чернова, Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1997.

Чернова, Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии: Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2001.

23


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!