Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области
«Владимирский индустриальный колледж»
Программа
кружка технического творчества
«Металлист»
Авторы: - Щетников В.Б. мастер производственного обучения ГБПОУ ВО «ВИК»
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы - техническая.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.
Большую роль в формировании личности подростков, адаптации их в современных социальных условиях играют занятия в кружках технического творчества. Все блага цивилизации – это результат технического творчества. Начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан творческим людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человека. В последние годы, с оживлением экономики, требуется все больше и больше грамотных инженеров, особенно в области высоких технологий, однако среди молодежи престиж инженерных профессий падает.
Объединения технического творчества – это именно та среда, где раскрывается талант и дарования ребенка, именно здесь происходит его становление как творческой личности. Занимаясь техническим творчеством, подрастающее поколение осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи. Создавая модель того или иного изделия ребенок превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится самостоятельно находить единственно верное решение на пути к успеху.
Развитие творческих способностей детей и подростков является важнейшим психологическим условием овладения не только глубокими знаниями, но и способами их добывания. Умения работать руками, инструментом, на станках, достигать требуемого качества сопутствуют всей жизни каждого «кружковца» технического творчества и обеспечивают устойчивый интерес к технике, стремление изобретать и совершенствовать всевозможные устройства. Обучение в технических объединениях дает еще один важный эффект – это сокращение времени становления специалиста, и, следовательно, продление времени продуктивной работы.
Кроме формирования специальных компетентностей в области деятельности, занятия в детском объединении дают подросткам возможность развить познавательную, информационную, коммуникативную, социальную и организаторскую компетентность.
Цель и задачи программы кружка технического творчеств «Металлист»
Цель программы: формирование научно – технических знаний, развитие творческих познавательных, изобретательских и профессиональных
способностей учащихся техникума через приобщение к техническому творчеству.
Задачи:
Обучающие:
●формировать специальные компетентности обучающихся в области технического конструирования;
● формировать профессиональную компетентность;
● развивать познавательную компетентность;
● формировать информационную компетентность;
● совершенствовать коммуникативную компетентность;
● развивать социальную и гражданскую компетентность;
● развивать организаторскую компетентность;
Воспитательные:
● воспитывать гражданские качества личности, патриотизм;
● воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
● формировать потребность в самоорганизации: аккуратность,
трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность, умение
доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
● развивать логическое и техническое мышление обучающихся;
● развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
● развивать умения излагать мысли вчеткой логической последователь-ности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
● развивать любознательность и интерес к решению творческих и изобретательских задач, проектированию, изготовлению изделий из металла.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.
Дополнительная образовательная программа составлена с учетом многолетнего педагогического опыта работы автора в системе дополнительного образования детей. Программа не копируя, дополняет программу производственного обучения, учитывает современные социальные и экономические условия и составлена на три года обучения по уровню сложности.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы16 - 18 лет. Уровень программы кружка технического творчества «Металлист» определяется на основании соответствия содержания программы требованиям к результату дополнительных образовательных основного общего и среднего (полного) общего образования.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Продолжительность образовательного процесса составляет 264 часа:
● 1 год обучения 88 часов (первая ступень сложности);
● 2 год обучения 88 часов (вторая ступень сложности);
● 3 год обучения 88 часов (третья ступень сложности).
Формы и режим занятий. Режим занятий по программе соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251–03 в части определения рекомендуемого режима занятий, а также требованиям к обеспечению безопасности обучающихся согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ.
● 1 год обучения 1 занятие в неделю по 2 часа;
● 2 год обучения 1 занятие в неделю по 2 часа;
● 3 год обучения 1 занятие в неделю по 2 часа.
Формы занятий:
● теоретические учебные занятия;
● практические учебные занятия;
● творческие учебные занятия;
● экскурсии;
● выставки;
● презентации;
● рационализаторская;
● проектная деятельность;
● учебно-исследовательская конференция;
● изучение специальной литературы;
● ознакомление с новинками техники;
● изготовление изделий согласно программы;
● консультации специалистов.
При организации самостоятельной работы и работы по индивидуальным заданиям используются инструктаж, консультации, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов, экспертиза. Программа кружка технического творчества «Металлист» создаёт условия для приобретения общих (универсальных) способов действия (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в разных видах деятельности, что составляет основу компетентностного подхода в дополнительном образовании.
Программа кружка технического творчества «Металлист» направлена на становление следующих ключевых и профессиональных
компетентностей:
● познавательная компетентность (способность к обучению в течение всей жизни как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте; использование наблюдений, измерений, моделирования; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения);
● информационная компетентность (способность работать с разными источниками информации; способность к критическому суждению в отношении получаемой информации; владение телекоммуникационными технологиями в общении с людьми; компьютерная грамотность, умение использовать планы и конспекты, знаковые системы (таблицы, схемы и т.д.), работать в графических редакторах;
● коммуникативная компетентность (владение различными средствами письменного и устного общения; выбор адекватных ситуациям форм вербального и невербального общения, способов формирования и формулирования мысли; владение способами презентации себя и своей деятельности);
● социальная и гражданская компетентность (соблюдение социальных и культурных норм поведения, правил здорового образа жизни; умение ориентироваться в социальных ситуациях и занимать адекватные позиции; способность к регулированию конфликтов ненасильственным путем; способность жить и общаться с людьми других языков, религий и культур; готовность к участию в позитивных социальных преобразованиях);
● организаторская компетентность (планирование и управление собственной деятельностью; владение навыками контроля и оценки деятельности;способность принимать ответственность за собственные действия; владение способами совместной деятельности).
● специальные компетентности в области образовательной деятельности технического направления дополнительного образования детей.
Ожидаемые результаты:
● умение учащихся изготавливать технические объекты по образцу, чертежу, по рационализаторским предложениям;
● умение учащихся внедрять рацпредложения в жизнь;
● умение учащихся использовать в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений;
● формирование навыков безопасной работы с инструментом и приспособлениями при обработке различных материалов;
● формирование интереса к техническим видам творчества;
● воспитание гражданских качеств личности, патриотизма;
● воспитание доброжелательного отношения к окружающим;
● формирование потребностей в самоорганизации: аккуратности, трудолюбия, основ самоконтроля, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
● развитие логического и технического мышления обучающихся;
● развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде;
● развитие умений излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно, находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАБОТЫ КРУЖКА «МЕТАЛЛИСТ»
№ | Наименование темы | Всего часов | Кол – во часов |
т/о | п/о |
Первая ступень сложности |
1 | Вводное (организационное) занятие. Задачи и содержание занятий по техническому творчеству на первом году обучения с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, знакомство с правилами поведения в объединении, техники безопасности при работе в лаборатории. | 2 | 2 | |
2 | История развития технического творчества в мире и в России. Вклад русских учёных в развитии техники. | 2 | 2 | |
3 | Экскурсия в музей технического творчества «ВИТ». | 2 | 2 | |
4 | Знакомство с технической деятельностью человека. | 2 | 2 | |
5 | Ознакомление с приёмами и методами художественно-прикладного творчества (с учетом региональной составляющей) и влиянии на формообразование изделий стилей и моды сегодняшнего времени. | 2 | 2 | |
6 | Первоначальные конструкторско – технологические понятия.Конструирование поделок, технических объектов на станках с ЧПУ в лаборатории. | 8 | 1 | 7 |
7 | Организация изобретательской и рационализаторской работы. | 2 | 2 | |
8 | Роль научно-технической и патентной информации в развитии творчества. Понятие об интеллектуальной собственности и её защите. Открытия, изобретения, рацпредложения, товарные знаки и их основные признаки. | 2 | 2 | |
9 | Конструирование изделий из металла на станках ЧПУ. Роль красоты в развитии творческих способностей человека. | 2 | 2 | |
10 | Коллективный поиск решений творческих задач. | 3 | 1 | 2 |
11 | Выполнение творческих заданий. Проектирование, конструирование и изготовление предметов бытового назначения (различные полезные вещи для техникума, дома, дачи, сада). | 33 | 2 | 31 |
12 | Выполнение творческих проектов. | 8 | 1 | 7 |
| Изготовление продукции на выставку- ярмарку. | 18 | 1 | 17 |
13 | Подведение итогов работы объединения за первый курс обучения. | 2 | 2 | |
| Всего за первый курс | 88 | 24 | 64 |
Вторая ступень сложности |
14 | Вводное (организационное) занятие. Задачи и содержание занятий по техническому творчеству на втором году обучения с учётом конкретных целей и задач объединения. Расписание занятий, знакомство с правилами поведения в объединении, техники безопасности при работе в объединении. | 2 | 2 | |
15 | Решение творческих и изобретательских задач. Изготовление изделий из металлопластиковых труб (настольные лампы, подсвечники)на фрезерном станке с ЧПУ. | 12 | 2 | 10 |
16 | Выполнение изделий из остатков пластика. Изготовление номерков, кубков, декоративных элементов на станках с ЧПУ. | 8 | 1 | 7 |
17 | Разработка и изготовление по выбору (в зависимости от умений, навыков и знаний учащихся) художественных, технических изделий из металла и прочих конструкционных материалов. | 54 | 4 | 50 |
18 | Разработка творческих проектов, изготовление изделий на олимпиаду «Творчество и профессия» | 10 | 1 | 9 |
19 | Подведение итогов работы. | 2 | 2 | |
| Всего за второй курс | 88 | 12 | 76 |
Третья ступень сложности |
20 | Вводное (организационное) занятие. Задачи и содержание занятий по техническому творчеству на третьем году обучения с учётом конкретных целей и задач объединения. Расписание занятий, знакомство с правилами поведения в объединении, техники безопасности при работе в объединении. | 2 | 2 | |
21 | Изготовление эталонов изделий для уроков производственного обучения по поурочному планированию. | 10 | 1 | 9 |
22 | Выполнение творческих заданий с использованием приемов фантазирования. (Творческие проекты). | 16 | 2 | 14 |
23 | Смотр конкурс на лучшее изделие. | 6 | 1 | 5 |
24 | Участие в конкурсах профессионального мастерства. | 6 | 1 | 5 |
25 | Решение изобретательских и рационализаторских задач на предприятии во время прохождения производственной практики. | 12 | 2 | 10 |
26 | Выполнение чертежей в среде АDEMи SYMplusv5.1. | 5 | 1 | 4 |
27 | Изготовление изделий повышенной сложности на ярмарку СПО. | 29 | 2 | 27 |
28 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. | 2 | 2 | |
29 | Всего за третий курс | 88 | 14 | 74 |
8