Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»
РАССМОТРЕНО | | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО | | Директор ___________Е.А. Пакулев |
Оборонно-массового и эсттического цикла. | | (подпись) |
Протокол № 1 от 31.08.2019 | | Приказ по СОШ №1г.Белоярский №809 от 31 августа 2019г. |
| | ПРИНЯТО на заседании |
| | педагогического совета школы |
СОГЛАСОВАНО | | от «31» августа 2019г. |
зам. директора (ВР) | | Протокол № 8 |
_____________/_Н.А.Нероева | | |
«31» августа 2019 г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
художественного направления
«Тепло рук»
на 2019-2020 учебный год
(для учащихся 5-10 классов)
Составитель: Цекот С.А.
педагог дополнительного
образования
г. Белоярский, 2019г.
Пояснительная записка
Свой идеал я вижу в том, чтобы буквально каждый ребёнок увидел прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал прекрасное частицей своей души…
ВА. Сухомлинский
Данная образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства.
Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В наши дни стало модным украшать одежду и предметы быта изделиями, связанными коротким крючком и длинным. Данная программа рассматривает несколько видов вязания спицами и крючком: это филейное вязание, ажурное вязание, тамбурное вязание, из которых можно создать различные изделия: салфетки, панно, прихватки, создать узоры для наволочек, манишек, кофточек, платьев, жилетов, пальто.
Привлекает в этой работе относительная дешевизна используемых материалов. В этой технике могут работать дети, не имеющие швейной машинки и с небольшим материальным достатком.
Девочка, будущая хозяйка, подготавливается к семейной жизни, учится быть бережливой, практичной, расширяет познания в дальнейшем выборе профессии.
В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Это можно достичь во внеклассной работе, занимаясь в разных кружках.
В школе работает кружок рукоделия « Тепло твоих рук»,желающие девочки будут обучаться вязанию, вышивке, бисероплетению. Основная группа детей, обучающихся в кружке это учащиеся 5-10 кл. Разница в возрасте вроде бы и большая, но это позволит мне вести занятия с учётом возрастных и психологических особенностей детей разного возраста, определить методику проведения занятий, запланировать время для теоретических и практических работ с учётом знаний, умений и навыков данного возраста.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций в изготовлении декоративно-прикладных изделий из пряжи, бисера, лент и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии выполнения вязки, плетения, вышивки, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из материала и заканчивая его представлением на выставках.
Цель кружка: формирование у учащихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
Задачи:
Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.
Формировать интерес к рукоделию.
Создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству
Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.
Развивать эстетический вкус, образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
Развивать положительные эмоции и волевые качества;
Развивать моторику рук, глазомер, координацию рук.
Развивать художественный вкус и творческую инициативу.
Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.
Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи
Программа создана на основе программы «Технология народных ремесел. Бисер, вязание, береста, макраме»; /автор-составитель В.А. Мураева. Волгоград: Учитель, 2009г.
Срок реализации 2016-2017 уч.год - по 1 часу в неделю, всего 37 часов.
Формы и методы обучения и воспитания
Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов.
методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
Репродуктивный (воспроизводящий);
Проблемный (ставится проблема, и дети под руководством педагога ищут пути её решения);
Эвристический (проблема формулируется детьми, ими же и предлагаются способы решения).
В проведении занятий используются индивидуальные и коллективные формы работы
По целевой направленности программа развивающая . Форма общения – рассказ, диалог, беседа.
Обучение проводится в двух направлениях:
Усвоение теоретических знаний;
Формирование практических навыков.
Теоретическая часть предусматривает определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов с привлечением иллюстрированного материала или готовых изделий.
Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с материалами и инструментами, навыки изготовления поделок и композиций. В проведении занятий используются индивидуальные и коллективные формы работы
Ожидаемые результаты
Учащиеся посещают музей, проводятся беседы о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками
Учащиеся должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества.
Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.
Безопасные приемы работы.
Начальные сведения о цветовом сочетании.
Основные рабочие приемы вязания спицами, крючком .
Условные обозначения вязальных петель.
Порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.
Должны уметь:
Пользоваться схематичным описанием рисунка.
Выполнять простейшие элементы вязания на спицах, крючком.
Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.
Подбирать инструменты и материалы для работы.
Изготавливать изделие.
В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс - вопросов на каждом занятии, также в кружке проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу. Итогом работы детей является участие их в выставках и конкурсах различного уровня. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.
Данная программа предусматривает изучение приемов вязания, ажурного вязания, филейного вязания, тамбурного вязания и применение его в современных условиях и умения: умение выполнять все виды ручных швов, используемых в технике пэчворк; умение конструировать несложные узоры, умение изготавливать несложные панно.
Условия реализации программы.
Кружок проводится в специальном кабинете. Кабинет хорошо оборудован. Все материалы и инструменты хранятся в определенном месте. В кабинете расположены шкафы, где размещается постоянная выставка детских работ. Кабинет отвечает требованиям СанПиН и противопожарной безопасности. Имеется мультимедийный проект, компьютер, обеспечивающие просмотр видеоматериалов, презентаций.
Содержание программы
Тема №1 (1 час). Вводное занятие. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы Виды декоративно-прикладного искусства
Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Беседа «Чему бы я научилась, занимаясь в кружке»
Анкета “Расскажи о себе”.
Виды декоративно-прикладного искусства (пэчворк, вышивка, вязание, бисероплетение). Художественное творчество в отделки предметов одежды.
Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.
Самостоятельная работа. Продумать варианты применения изученных видов рукоделия для оформления предметов одежды.
Тема №2 (1 час). Вязание спицами. История возникновения.
Инструменты и материалы.
Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.
Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.
Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания носков.
Тема №3 (2 часа). Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой.
Закрытие петель.
Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.
Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.
Практическая работа. Связать образцы лицевой вязки и изнаночной.
Тема №4 (2 часа). Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.
Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.
Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.
Самостоятельная работа. Рассчитать количество петель для изготовления носка.
Практическая работа. Выполнить манжету носка.
Тема №5 (3 часа) . Вязание носков.
Особенности вязания обыкновенной пятки и пятки “бумеранг”. Последовательность формирования пятки. Вязание ступни. Формирование мысика.
Требования к знаниям: последовательность вязания пятки, ступни и мысика. Требования к умениям: вывязывание пятки одним из способов, ступни и мысика.
Практическая работа: Вязание носков.
Тема №6 (2 часа). Орнамент в вязании спицами.
Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.
Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.
Практическая работа. Выполнение образца орнамента.
Тема №7 (3 часа). Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.
Порядок расчета петель. Подбор орнамента. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.
Требования к знаниям: определение плотности вязания. Цветовое решение в орнаменте. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки. Требования к умениям: расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.
Самостоятельная работа: Рассчитать количество петель для изготовления варежки.
Практическая работа. Вязание варежек.
Тема №8 (1 час). Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.
Отличительные особенности вязания крючком и на спицах. Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда.
Требования к знаниям: виды крючков и их размерный ряд. Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Безопасные приемы работы крючком. Требования к умениям: подбор крючка по номеру для нити. Правильное положение крючка в руке.
Тема реферата: “ Крючки разные важны”.
Тема №9 (2 часа). Воздушная петля. Столбики без накида.
Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида.
Требования к знаниям: виды петель. Условное изображение петель. Требования к умениям: набор определенного количества петель. Выполнение столбика без накида.
Практическая работа. Вязание образца столбиками без накида.
Тема №10 (2 часа). Изготовление прихватки.
Набор цепочки из воздушных петель. Ввод нитки другого цвета в работу. Обвязка прихватки обратным рядом. Изготовление петельки-вешалки.
Требования к знаниям: подбор ниток и крючка. Цветовые сочетания. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов из столбиков без накида. Ввод нити другого цвета.
Практическая работа. Выполнение прихватки.
Тема №11 (3 часа). Столбики с накидом. Вязание бижутерии.
Порядок образования столбика с накидом. Условное изображение. Столбики с одним, двумя накидами. Рекомендуемые нитки для изготовления бижутерии. Обвязка колец. Последовательное соединение колец. Оформление изделия.
Требования к знаниям: порядок образования столбиков с различным количеством накидов. Требования к умениям: соединение воздушных петель в кольцо, выполнение столбиков с накидом.
Самостоятельная работа. Подбор ниток для выполнения бижутерии.
Практическая работа. Изготовление бижутерии.
Тема №12 (3 часа). Чтение схемы. Вязание салфетки.
Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание салфетки по схеме.
Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.
Практическая работа. Изготовление салфетки.
Тема №13 (1 час). Художественное творчество и народные ремесла. Техника выполнения счетной вышивки .
Познакомить учащихся с историей вышивания; материалах и инструментах, применяемых при вышивке; учить наносить рисунок на ткань различными способами.
Требования к знаниям: подготовка к вышивке. Правила безопасной работы. Требования к умениям: простые приемы работы с иглой. Выполнение вышивальных швов.
Самостоятельная работа. Подобрать материалы и инструменты для изготовления салфетки.
Практическая работа: Вышивка образца.
Тема №14 (1 час). Посещение музея национального творчества.
Знакомство учащихся с культурой, традициями и художественным творчеством .
Требования к знаниям :ремесла, предметы одежды, виды украшений, быт, уклад жизни. Требования к умениям: определение различий и сходства в одежде разных народов.
Тема №15 (9 часов). Изготовление предмета быта или одежды по выбору.
Предметы одежды, быта и украшения. Традиционные и нетрадиционные способы изготовления. Художественно-эстетическое оформление.
Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Материалы, инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия. Основные технологические приемы.
Самостоятельная работа. Художественное оформление изделия.
Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.
Тема №16 (2 час). Защита творческих работ. Выставка изготовленных изделий.
Творческий отчет учащихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.
Практическая работа. Оформление выставки.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов | Теорети- ческие занятия | Практи-ческие занятия |
1 | Вводное занятие. Санитарно-гигиенические требования. Виды декоративно-прикладного искусства | 1 | 1 | - |
2 | Вязание спицами. История возникновения. Инструменты и материалы. Безопасные приемы работы | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель. | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок. | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Вязание носков. | 3 | 1 | 2 |
6 | Орнамент в вязании спицами. | 2 | 0,5 | 1,5 |
7 | Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек. | 3 | 0,5 | 2,5 |
8 | Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. | 1 | 1 | - |
9 | Воздушная петля. Столбики без накида. | 1 | - | 1 |
10 | Изготовление прихватки. | 2 | 0,5 | 1,5 |
11 | Столбики с накидом. Вязание бижутерии. | 3 | 0,5 | 2,5 |
12 | Чтение схемы. Вязание салфетки | 3 | - | 3 |
13 | Художественное творчество и народные ремесла. Техника выполнения счетной вышивки . | 1 | - | 1 |
14 | Посещение музея национального творчества. | 1 | 1 | - |
15 | Изготовление предмета быта или одежды по выбору. | 9 | - | 9 |
16 | Защита творческих работ. Выставка изготовленных изделий. | 2 | 2 | - |
| Итого: | 37 | 11 | 26 |
Методическое обеспечение программы
Технические средства обучения
- персональный компьютер - acer;
- мультимедиапроектор – BENQ
- принтер – brother;
- колонки.
Электронное наглядное пособие:
- плакаты в электронном виде «вязание на спицах», «Вязание крючком» , «Изделия из бисера» «Технологические карты»
Наглядные пособия:
- Стенды со схематическими рисунками.
- Образцы практических работ.
- Журналы и книги.
Ведется папка накопления материалов.
- материально – техническая база (нитки, крючки и вспомогательные инструменты);
- дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей);
- методическое обеспечение (методическая литература; образцы узоров вязания, показ приемов техники вязания; фотографии и рисунки моделей; изделия, выполненные в натуральную величину);
- правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами.
Список литературы
А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб.: ТОО “Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.
Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) – СПб, СКФ “Человек”, 1992 – 376 с.
Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002. - №3. – С.41.
Е.Н. Петрова Уроки по курсу “Технология”: 5-9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.
Рукоделие / Сост. И.А. Сокол. – Харьков: Фолио, 1998. – 480 с.
Технология: поурочные планы по разделу “Вязание”. 5-9 классы / авт.-сост. Е.А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2006. – 200 с.
Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под. ред. В.Д. Симоненко / авт. – сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 191 с.
Н. С. Шевченко “Волшебный крючок” Ростов-на-Дону “Феникс” 2003.
Н. В. Фарафошина “Художественное вязание” “Алфавит” 1993.
В.С. Кришталёва “Вязание узоров крючком” Москва Легпромбытиздат 1989.
Т.А. Терешкович “Школа вязания” Минск “Полымя” 1995.
Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М., 1993г
Интернет-ресурсы.
Список литературы для учащихся
1. Технология 5- 8 класс / Под ред.Симоненко В.Д./. – М.: Просвещение, 2014-2015., М.;Вентана-Граф. 2015.
2. Энциклопедия домашнего хозяйства. Москва, 1992 г.
3. Все о вязании. Все классические узоры. АСТ-Астрель. Москва 2001.
4. Вязаные скатерти и салфетки. /С.А.Хворостухина. – М.:РИПОЛ классик,2008.
Приложение
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности |
Теоретическая часть занятия форма органи ции деятельности | Практическая ча-сть занятия форма организации деятельности |
1 | 9.09 | Вводное занятие .Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Виды декоративно-прикладного искусства | 1 | ТБ. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Художественное творчество и народные ремесла | |
2 | 16.09 | Вязание спицами. История возникновения Инструменты и материалы. | 1 | Краткие историчес-кие сведения. Зна-чение вязания в современной жизни. | Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания |
3 | 25.09 ,7.10 | Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель | 2 | Принципы обра-зования начально-го ряда. ромочная петля. Способы вязания петель | вязания лице--вой, изнаноч-ной петли. |
4 | 14.10, 21.10 | Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок. | 2 | Беседа. Демонстрации Рассчитать кол-во петель для изгото-вления носка | Практическая работа. Выполнить манжету носка |
5 | 28.10 11.11 18.11 | Вязание носков. | 3 | Беседа. Демонстрации -способы вывязывания | Практическая работа. вывязывание плотных узоров |
6 | 25.11 2.12 | Орнамент в вязании спицами. | 2 | Беседа.Схемы орна-ментов. Способы расчета петель.Осо-бенности чередова-ния нитей разных цветов. | Практическая работа. Выполнение вязального орнамента в два цвета. |
7 | 9,16, 23.12 | Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек. | 3 | Беседа. -подготовка мате-риалов, рисунков; -последовательно-сть изготовления | Рассчет кол-во петель для изготов-ления варежки.Практическая работа. Вязание варежек |
8 | | Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. | 1 | Беседа. -Общие сведения о вязании крючком. -виды крючков, строение. -общие правила по охране труда. Демонстрация | |
9 | | Воздушная петля. Столбики без накида. | 1 | | Пр. работа. В язание образца столбиками без накида. |
10 | | Изготовление прихватки. | 2 | Беседа. -подбор ниток и крючка; -цветовые сочетания. | Практическая работа. Выполнение прихватки |
11 | | Столбики с накидом. Вязание бижутерии. | 3 | Беседа. -условное изображение; -рекомендуемые нитки для изготовления бижутерии. -обвязка колец; -последовательное соединение колец. | Практическая работа Подбор ниток для выпо-лнения бижуте-рии. Изготовление бижутерии |
12 | | Чтение схемы. Вязание салфетки | 3 | Таблица условных знаков. Раппорт порядок чтения схемы - чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. | Практическая работа. Вязание салфетки по схеме. Изготовление салфетки |
13 | | Художественное творчество и народные ремесла. Техника выполнения счетной вышивки . | 1 | Беседа. История вышива-ния материалы и инстру-менты, применяемых при вышивке; -нанесение рисунка на ткань различ-ными способами. | |
14 | | Посещение музея национального творчества. | 1 | Беседа. -знакомство с культурой, традициями и художественным творчеством | |
15 | | Изготовление предмета быта или одежды по выбору. | 9 | | Практическая работа: художественное оформление изделия. -изготовление изделия по выбору. |
16 | | Защита творческих работ. Выставка изготовленных изделий. | 2 | Презентация изделий | Оформление выставки. |