СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка -Умелец-

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи технического профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по техническому профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка -Умелец-»


Учреждение образования

«Столинский государственный аграрно-экономический колледж»




УТВЕРЖДАЮ

Директор УО «Столинский государственный аграрно-экономический колледж»

__________А. Г Бут-Гусаим

_______2018 г.





ПРОГРАММА

объединения по интересам

«Умелец»











Педагог дополнительного образования

Комаров Александр Юрьевич

Возраст учащихся: 14-15 лет




Пояснительная записка

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи технического профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по техническому профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

Технический профиль включает образовательные области (направления): техническое конструирование, техническое моделирование, художественно-техническое направление, предметно-техническое направление, профессионально-техническое направление и иные, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы детей и молодежи.

Срок получения дополнительного образования детей и молодежи определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (программа объединения по интересам, индивидуальная программа, экспериментальная программа) по техническому профилю.


Цель реализации программы – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащегося средствами технического творчества.


Задачи:

  • развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;

  • удовлетворять образовательные потребности учащихся в сфере технического творчества, изобретательства и рационализаторства, информационных технологий;

  • формировать политехническое мировоззрение и пространственное мышление, ценности научно-исследовательской, инженерно-конструкторской и проектной деятельности;

  • профессионально ориентировать учащихся на технические специальности;

  • укреплять физическое и нравственное здоровье учащихся;

  • формировать культуру использования свободного времени учащихся.

Программа рассчитана на 1 год. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.

Продолжительность одного учебного часа – 45 минут


Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля является занятие (теоретическое и практическое).

В образовательном процессе при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля используются, как правило, смешанные виды занятий: чередование теоретических и практических видов деятельности.

В процессе практических занятий рекомендуется проводить физкультминутки, направленные на активацию дыхания, кровообращения и активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности.


Направление и вид деятельности

художественно-техническое направление: создание с помощью различных технических устройств, механизмов, приспособлений, приборов и оборудования художественных изделий или объектов духовной культуры;


Учебно-тематический план

п/п

Название дисциплин,

разделов и тем

Всего, часов

Теория, часы

Практика, часы

1.

Введение. Техника безопасности на учебных занятиях

1

1


2.

Основы материаловедения.

2

2


3.

Материалы, инструменты и приспособления.

3

3


4.

Виды резьбы по дереву.

2

2


5.

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.

6

2

4

6.

Технические приёмы выпиливания орнамента.

5

1

4

7.

Сборочные и отделочные работы.

6

1

5

8.

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

5

1

4

9.

Работа над конструкцией изделия.

4

1

3

10.

Построение орнамента.

8

2

6

11.

Отделка изделия.

4

1

3

12.

Изготовление изделия.

40

2

38

13

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

3

2

1

14

Декорирование изделий выжиганием.

4

1

3

15

Основы композиции.

6

2

4

16

Подготовка заготовок к работе.

4

1

3

17

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

8

1

7

18

Основные приёмы выжигания.

7

1

6

19

Технология выполнения приёмов выжигания

10


10

20

Отделка изделия.

4

1

3

21

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

60


60

22

Итоговое занятие

2

2


23

Резерв

6


6

ИТОГО

200

30

170


Содержание программы


Раздел I

Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

Тема 1.2. Основы материаловедения

Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления

Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.

Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.

Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание

Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь).

Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком

Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь)

Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.

Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.

Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет.

Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.

Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.

Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки.

Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

  • художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - назначение и виды орнамента;

  • симметрия;

  • орнаментальные розетты и полосы;

  • сетчатый орнамент.

Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.

  • работа над конструкцией изделия.

  • плоские, объёмные изделия;

  • изделия округлой формы;

  • изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа: сборка корзиночки для конфет.

Тема 1.10. Построение орнамента.

Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.

  • плоские, объёмные изделия;

  • изделия округлой формы;

  • изделия со сложным орнаментом.

Тема 1.11. Отделка изделия.

Практическая работа: отделка изделия.

  • отделочные материалы;

  • нетрадиционные материалы;

  • облицовывание шпоном;

  • циклование и шлифование;

  • устранение дефектов;

  • прозрачная отделка.

Тема 1.12. Изготовление изделия.

Практическая работа: выполнение настенного панно.

Раздел II

Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем.

Правила:

  • поведения и техники безопасности;

  • пожарной и электробезопасности;

  • санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.

Технология декорирования изделий выжиганием

  • подготовка материалов;

  • перевод рисунка;

  • приёмы выжигания.

Тема 2.3. Основы композиции.

Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Основы композиции. Основные принципы композиции;

  • форма и конструкция изделия.

Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.

Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине

  • основные требования к инструменту;

  • уход за инструментом.

Тема 2.5. Теория. Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

  • подготовка материалов;

  • перевод рисунка;

  • приёмы выжигания;

  • способы соединения деталей;

  • сборка изделия;

  • устранение дефектов;

  • прозрачная отделка.

Практическая работа: выполнение контурного выжигания.

Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.

Технология основных приёмов выжигания.

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания.

Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно.

Тема 2.8. Отделка изделия.

Практическая работа: выполнение настенного панно.

  • отделочные материалы;

  • нетрадиционные материалы;

  • устранение дефектов;

  • прозрачная отделка.

Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Практическая работа: выполнение настенного панно

  • форма и конструкция изделия;

  • назначение и виды орнамента;

  • симметрия;

  • изделия со сложным орнаментом.


Ожидаемые результаты

В программе обозначают предполагаемые результаты по освоению участниками образовательного процесса областей, направлений . Эти результаты выражаются в системе усвоенных знаний и сформированных умений и навыков.

Ожидаемые результаты освоения программы для каждого уровня, года обучения и возраста учащихся имеют свои особенности.

Ожидаемые результаты соответствуют поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям:

  • усвоение специальных теоретических знаний по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин технического профиля;

  • приобретение умений и навыков технической деятельности;

  • публичное предъявление учащимися собственных результатов технической деятельности;

  • развитие личностных качеств учащихся.


Формы и методы реализации программы

Реализация типовой программы технического профиля требует традиционных и нетрадиционных форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворении их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.

Формы обучения: групповые и индивидуальные.

При групповых формах обучения (звеньевая, бригадная, кооперировано-групповая, дифференцированно-групповая, индивидуально-групповая) педагог дополнительного образования управляет обучением учащихся, распределенных по группам в составе объединения по интересам.

Звеньевая форма обучения предполагает организацию образовательного процесса для постоянных групп учащихся при моделировании и конструировании сложных технических объектов, требующих длительного процесса реализации.

При бригадной форме организуется работа специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп.

Кооперировано-групповая форма предполагает деление объединения по интересам на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.

Дифференцированно-групповая форма обучения объединяет учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности практических умений и навыков.

При реализации типовой программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля наиболее распространенной является индивидуально-групповая форма обучения. Педагог дополнительного образования обучает учащихся разновозрастного состава, различного уровня подготовленности, поочередно работая с каждым и предлагая им практические задания. Рекомендуется также парная работа над выполнением конкретного задания.

При реализации типовой программы технического профиля на практических занятиях с применением уникального оборудования, технических устройств, приборов и механизмов, требующих повышенного внимания при их использовании, которые невозможно эксплуатировать при групповой форме обучения, рекомендуется применять индивидуальные формы обучения.

Индивидуальные формы обучения используются также при реализации индивидуальной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля с одаренными учащимися; учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития; учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия; учащимися, получающими дополнительное образование в заочной (дистанционной) форме получения образования.

Методы обучения (общие):

- объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором обучающиеся получают знания на занятиях во время беседы, лекции, тренинга, диспута, дискуссии, семинара, консультации, инструктажа, обсуждения; из учебной, технической, справочной литературы; через мультимедийные и экранные пособия, интернет и др.;

- репродуктивный метод обучения – метод, в котором применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность учащихся носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях;

- метод проблемного обучения – метод, при котором используются самые различные источники и средства. Педагог дополнительного образования детей и молодежи, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует техническую задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи;

- эвристический метод обучения применяется для организации активного поиска решения выдвинутых в обучении или самостоятельно сформулированных технических и познавательных задач. Для стимулирования активного поиска решения поставленных задач педагог дополнительного образования использует элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), применяет методы: мозговой штурм, проб и ошибок, синектики, морфологический анализ, фокальных объектов, контрольных вопросов, аналогий, объединения, секционирования, модифицирования, копирования прототипов, оптимального проектирования, унификации, агрегатирования, модификации, стандартизации, инверсии, конструирования «КАРУС» и др.

Формы воспитания: массовые, групповые, индивидуальные.

Рекомендуется проводить воспитательные мероприятия, развивающие творческие технические способности учащихся по направлениям:

-гражданско-патриотическое воспитание: тематические часы (авиации, автомобилиста, космонавтики, флота, радио, поиска в Интернете, компьютерной графики, изобретений (открытий) и др.), мероприятия, посвященные юбилейным и памятным датам в мире науки и технического творчества, конкурсы и акции патриотической направленности, мероприятия, приуроченные к наиболее значимым событиям в жизни белорусского государства и общества, экскурсии по местам воинской славы, на промышленные предприятия, в научные учреждения, презентации, показы рекламных роликов, круглые столы, встречи, конференции, интернет-форумы с участием государственных и общественных деятелей, ветеранов войны и труда и др.;

- нравственное и эстетическое воспитание: выставки технического творчества, фестивали детского и молодежного видео, слеты юных техников и изобретателей, культпоходы, праздники, недели технического творчества, показ видеопрограмм о техническом творчестве, встречи с изобретателями и рационализаторами, учеными, авторами книг по технике и др.;

- воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности: мероприятия на развитие творческих способностей и поддержку одаренных обучающихся (соревнования по автомодельному, авиамодельному, ракетомодельному, судомодельному спорту, юношескому мотомногоборью, радиоспорту, конкурсы научно-технического творчества детей и молодежи и др.);

- воспитание культуры здорового образа жизни: спартакиады по техническим видам спорта, дни здоровья и др.;

-семейное воспитание: тематические дни (семьи, матери), родительские клубы, детско-родительские технические лаборатории, родительские гостиные, панорамы педагогического опыта, мастер-классы, тренинги, совместные праздники и технические соревнования и др.);

- трудовое и профессиональное воспитание: слеты изобретателей и рационализаторов, тематические дни (профориентации, открытых дверей, профессии и др.), трудовые акции, профессионально-технические конкурсы в рамках будущей профессии и др.;

- экологическое воспитание: экологические акции и игры, турниры, конкурсы проектов по использованию альтернативных источников энергии и энергосбережению, акции по сбору вторичного материального сырья и др.;

- воспитание культуры безопасной жизнедеятельности: беседы, конкурсы, викторины по правилам безопасной жизнедеятельности и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и др.


Список литературы для педагога:

1. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков
/ В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.

2. Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву. М.: Лесная промышленность, 1981.

3. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова.
М.: Просвещение, 1981.

4. Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.М.: Высшая школа, 1978.

5. Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. М., 1977

6. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе


Список рекомендуемой литературы для учащихся:

  1. Прекрасное своими руками / Сост. С. С. Газарян.- М.: Детская литература 1980.

  2. Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок. М.: Физкультура и спорт, 1978.

  3. Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт. Л.: Судостроение, 1982.

  4. Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. М., 1983.

  5. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. 4-е изд. М., 1983.

  6. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М 1981.'

  7. Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художественные промыслы. М., 1984.

  8. Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.М.,1983

  9. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. М., 1987.

  10. Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002

  11. Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ ПРЕСС,1999




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!