Учреждение образования «Столинский государственный аграрно-экономический колледж» | | УТВЕРЖДАЮ Директор УО «Столинский государственный аграрно-экономический колледж» __________А. Г Бут-Гусаим _______2018 г. | ПРОГРАММА объединения по интересам «Умелец» Педагог дополнительного образования Комаров Александр Юрьевич Возраст учащихся: 14-15 лет Пояснительная записка Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи технического профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по техническому профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию. Технический профиль включает образовательные области (направления): техническое конструирование, техническое моделирование, художественно-техническое направление, предметно-техническое направление, профессионально-техническое направление и иные, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы детей и молодежи. Срок получения дополнительного образования детей и молодежи определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (программа объединения по интересам, индивидуальная программа, экспериментальная программа) по техническому профилю. Цель реализации программы – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащегося средствами технического творчества. Задачи: развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству; удовлетворять образовательные потребности учащихся в сфере технического творчества, изобретательства и рационализаторства, информационных технологий; формировать политехническое мировоззрение и пространственное мышление, ценности научно-исследовательской, инженерно-конструкторской и проектной деятельности; профессионально ориентировать учащихся на технические специальности; укреплять физическое и нравственное здоровье учащихся; формировать культуру использования свободного времени учащихся. Программа рассчитана на 1 год. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность одного учебного часа – 45 минут Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля является занятие (теоретическое и практическое). В образовательном процессе при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля используются, как правило, смешанные виды занятий: чередование теоретических и практических видов деятельности. В процессе практических занятий рекомендуется проводить физкультминутки, направленные на активацию дыхания, кровообращения и активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности. Направление и вид деятельности художественно-техническое направление: создание с помощью различных технических устройств, механизмов, приспособлений, приборов и оборудования художественных изделий или объектов духовной культуры; Учебно-тематический план №п/п | Название дисциплин, разделов и тем | Всего, часов | Теория, часы | Практика, часы | 1. | Введение. Техника безопасности на учебных занятиях | 1 | 1 | | 2. | Основы материаловедения. | 2 | 2 | | 3. | Материалы, инструменты и приспособления. | 3 | 3 | | 4. | Виды резьбы по дереву. | 2 | 2 | | 5. | Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. | 6 | 2 | 4 | 6. | Технические приёмы выпиливания орнамента. | 5 | 1 | 4 | 7. | Сборочные и отделочные работы. | 6 | 1 | 5 | 8. | Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. | 5 | 1 | 4 | 9. | Работа над конструкцией изделия. | 4 | 1 | 3 | 10. | Построение орнамента. | 8 | 2 | 6 | 11. | Отделка изделия. | 4 | 1 | 3 | 12. | Изготовление изделия. | 40 | 2 | 38 | 13 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | 3 | 2 | 1 | 14 | Декорирование изделий выжиганием. | 4 | 1 | 3 | 15 | Основы композиции. | 6 | 2 | 4 | 16 | Подготовка заготовок к работе. | 4 | 1 | 3 | 17 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | 8 | 1 | 7 | 18 | Основные приёмы выжигания. | 7 | 1 | 6 | 19 | Технология выполнения приёмов выжигания | 10 | | 10 | 20 | Отделка изделия. | 4 | 1 | 3 | 21 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | 60 | | 60 | 22 | Итоговое занятие | 2 | 2 | | 23 | Резерв | 6 | | 6 | ИТОГО | 200 | 30 | 170 | Содержание программы Раздел I Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика. Тема 1.2. Основы материаловедения Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи. Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки. Тема 1.4. Виды резьбы по дереву. Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь). Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь) Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента. Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку. Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет. Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ. Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей. Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки. Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия. работа над конструкцией изделия. плоские, объёмные изделия; изделия округлой формы; изделия со сложным орнаментом. Практическая работа: сборка корзиночки для конфет. Тема 1.10. Построение орнамента. Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. Тема 1.11. Отделка изделия. Практическая работа: отделка изделия. Тема 1.12. Изготовление изделия. Практическая работа: выполнение настенного панно. Раздел II Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем. Правила: поведения и техники безопасности; пожарной и электробезопасности; санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева. Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием. Технология декорирования изделий выжиганием подготовка материалов; перевод рисунка; приёмы выжигания. Тема 2.3. Основы композиции. Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Основы композиции. Основные принципы композиции; Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе. Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине Тема 2.5. Теория. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Практическая работа: выполнение контурного выжигания. Тема 2.6. Основные приёмы выжигания. Технология основных приёмов выжигания. Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно. Тема 2.8. Отделка изделия. Практическая работа: выполнение настенного панно. Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Практическая работа: выполнение настенного панно форма и конструкция изделия; назначение и виды орнамента; симметрия; изделия со сложным орнаментом. Ожидаемые результаты В программе обозначают предполагаемые результаты по освоению участниками образовательного процесса областей, направлений . Эти результаты выражаются в системе усвоенных знаний и сформированных умений и навыков. Ожидаемые результаты освоения программы для каждого уровня, года обучения и возраста учащихся имеют свои особенности. Ожидаемые результаты соответствуют поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям: усвоение специальных теоретических знаний по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин технического профиля; приобретение умений и навыков технической деятельности; публичное предъявление учащимися собственных результатов технической деятельности; развитие личностных качеств учащихся. Формы и методы реализации программы Реализация типовой программы технического профиля требует традиционных и нетрадиционных форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворении их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого. Формы обучения: групповые и индивидуальные. При групповых формах обучения (звеньевая, бригадная, кооперировано-групповая, дифференцированно-групповая, индивидуально-групповая) педагог дополнительного образования управляет обучением учащихся, распределенных по группам в составе объединения по интересам. Звеньевая форма обучения предполагает организацию образовательного процесса для постоянных групп учащихся при моделировании и конструировании сложных технических объектов, требующих длительного процесса реализации. При бригадной форме организуется работа специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп. Кооперировано-групповая форма предполагает деление объединения по интересам на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения объединяет учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности практических умений и навыков. При реализации типовой программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля наиболее распространенной является индивидуально-групповая форма обучения. Педагог дополнительного образования обучает учащихся разновозрастного состава, различного уровня подготовленности, поочередно работая с каждым и предлагая им практические задания. Рекомендуется также парная работа над выполнением конкретного задания. При реализации типовой программы технического профиля на практических занятиях с применением уникального оборудования, технических устройств, приборов и механизмов, требующих повышенного внимания при их использовании, которые невозможно эксплуатировать при групповой форме обучения, рекомендуется применять индивидуальные формы обучения. Индивидуальные формы обучения используются также при реализации индивидуальной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля с одаренными учащимися; учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития; учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия; учащимися, получающими дополнительное образование в заочной (дистанционной) форме получения образования. Методы обучения (общие): - объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором обучающиеся получают знания на занятиях во время беседы, лекции, тренинга, диспута, дискуссии, семинара, консультации, инструктажа, обсуждения; из учебной, технической, справочной литературы; через мультимедийные и экранные пособия, интернет и др.; - репродуктивный метод обучения – метод, в котором применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность учащихся носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях; - метод проблемного обучения – метод, при котором используются самые различные источники и средства. Педагог дополнительного образования детей и молодежи, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует техническую задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи; - эвристический метод обучения применяется для организации активного поиска решения выдвинутых в обучении или самостоятельно сформулированных технических и познавательных задач. Для стимулирования активного поиска решения поставленных задач педагог дополнительного образования использует элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), применяет методы: мозговой штурм, проб и ошибок, синектики, морфологический анализ, фокальных объектов, контрольных вопросов, аналогий, объединения, секционирования, модифицирования, копирования прототипов, оптимального проектирования, унификации, агрегатирования, модификации, стандартизации, инверсии, конструирования «КАРУС» и др. Формы воспитания: массовые, групповые, индивидуальные. Рекомендуется проводить воспитательные мероприятия, развивающие творческие технические способности учащихся по направлениям: -гражданско-патриотическое воспитание: тематические часы (авиации, автомобилиста, космонавтики, флота, радио, поиска в Интернете, компьютерной графики, изобретений (открытий) и др.), мероприятия, посвященные юбилейным и памятным датам в мире науки и технического творчества, конкурсы и акции патриотической направленности, мероприятия, приуроченные к наиболее значимым событиям в жизни белорусского государства и общества, экскурсии по местам воинской славы, на промышленные предприятия, в научные учреждения, презентации, показы рекламных роликов, круглые столы, встречи, конференции, интернет-форумы с участием государственных и общественных деятелей, ветеранов войны и труда и др.; - нравственное и эстетическое воспитание: выставки технического творчества, фестивали детского и молодежного видео, слеты юных техников и изобретателей, культпоходы, праздники, недели технического творчества, показ видеопрограмм о техническом творчестве, встречи с изобретателями и рационализаторами, учеными, авторами книг по технике и др.; - воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности: мероприятия на развитие творческих способностей и поддержку одаренных обучающихся (соревнования по автомодельному, авиамодельному, ракетомодельному, судомодельному спорту, юношескому мотомногоборью, радиоспорту, конкурсы научно-технического творчества детей и молодежи и др.); - воспитание культуры здорового образа жизни: спартакиады по техническим видам спорта, дни здоровья и др.; -семейное воспитание: тематические дни (семьи, матери), родительские клубы, детско-родительские технические лаборатории, родительские гостиные, панорамы педагогического опыта, мастер-классы, тренинги, совместные праздники и технические соревнования и др.); - трудовое и профессиональное воспитание: слеты изобретателей и рационализаторов, тематические дни (профориентации, открытых дверей, профессии и др.), трудовые акции, профессионально-технические конкурсы в рамках будущей профессии и др.; - экологическое воспитание: экологические акции и игры, турниры, конкурсы проектов по использованию альтернативных источников энергии и энергосбережению, акции по сбору вторичного материального сырья и др.; - воспитание культуры безопасной жизнедеятельности: беседы, конкурсы, викторины по правилам безопасной жизнедеятельности и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и др. Список литературы для педагога: 1. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков / В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979. 2. Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву. М.: Лесная промышленность, 1981. 3. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова. М.: Просвещение, 1981. 4. Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.М.: Высшая школа, 1978. 5. Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. М., 1977 6. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе Список рекомендуемой литературы для учащихся: Прекрасное своими руками / Сост. С. С. Газарян.- М.: Детская литература 1980. Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок. М.: Физкультура и спорт, 1978. Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт. Л.: Судостроение, 1982. Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. М., 1983. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. 4-е изд. М., 1983. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М 1981.' Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художественные промыслы. М., 1984. Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.М.,1983 Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. М., 1987. Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002 Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ ПРЕСС,1999 |