Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 182
с углубленным изучением математики и литературы»
Утверждаю:
директор Тачкова М.Б.
«__»_________2021г.
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Умелые ручки»
для летнего пришкольного лагеря
Составитель:
Сироткина Анастасия Александровна,
учитель начальных классов
Новосибирск
2021
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».
Сухомлинский В.А.
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего ещё не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
Деятельность детей на занятиях кружка «Умелые ручки» направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Дети фантазируют, выражают своё мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, способствует духовно-нравственному развитию личности.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения разными видами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
-
духовно-нравственное развитие обучающихся;
-
развитие творческих способностей детей, сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;
-
развитие воображения и фантазии, внимания, памяти, терпения, трудолюбия, интереса к истории родного края, его культуре; проектных способностей младших школьников;
-
формирование целостной картины мира, осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
-
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; умений выполнять работу коллективно, овладение приёмами работы с различными материалами и технологиями;
-
воспитание любви и уважения к своему труду, интереса к искусству.
Формы занятий
В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
Методы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности кружковцев:
-
объяснительно – иллюстративный – воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию;
-
репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-
частично – поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с воспитателем;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
-
фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
-
индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-
групповой – организация работы в группах.
-
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Среди приёмов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
Формы работы
-
индивидуальная (каждый кружковец должен сделать свою поделку);
-
парная (в процессе подготовки и выполнения парной композиции кружковцы работают все вместе, не разделяя обязанностей);
-
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание).
Принципы, лежащие в основе программы:
«Чем больше органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются№.
К.Д. Ушинский;
-
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
-
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении самостоятельных сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учётом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Количество занятий за лагерную смену - 8. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Возраст детей от 6,5 до 15 лет.
Ожидаемые результаты
В результате работы по данной программе:
-
дети научатся различным приёмам работы с бумагой, солёным тестом, природными материалами, пластилином, спичками;
-
будут знать основные понятия;
-
научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать используясь инструкционными картами и схемами;
-
будут создавать композиции, выполненныме в технике квиллинга;
-
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие
способности и фантазию;
-
познакомятся с искусством оригами;
-
овладеют навыками культуры труда;
-
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.
В плане формирования личностных качеств детей – это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.
Для занятий в кружке объединяются дети, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приёмы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой и картоном, работа с пластилином, работа с ватными дисками, работа с природными материалами, поделки из спичек, работа с тканью).
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчёт о проделанной работе. Отчёт о проделанной работе позволяет научить ребёнка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участие в различных конкурсах.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приёмов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Содержание программы
Работа с бумагой и картоном 2 часа.
Теория
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с сюжетом сказки «Царевна лягушка» (с использованием мультимедийных продуктов).
Знакомство с сюжетом сказки «У лукоморья дуб зелёный» (с использованием мультимедийных продуктов).
Практика
Объёмное моделирование сюжета сказки «Царевна лягушка».
Объёмная аппликация сюжета сказки «У лукоморья дуб зелёный».
Работа с пластилином 2 часа
Теория
Инструктаж по ТБ
Знакомство со свойствами пластилина и разными техниками выполнения творческих работ.
Практика
Изготовление аппликации в технике «шарики»;
Пластилиновая аппликация на картоне «Летний пейзаж» (по образцу).
Работа с ватными дисками 1 час
Теория
Инструктаж по ТБ
Знакомство со свойствами и составом материала.
Практика
Изготовление поделки «Ватный снеговик».
Работа с природными материалами 1 час
Теория
Инструктаж по ТБ
Первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика
Изготовление поделок из соломы.
Поделки из спичек 1 час
Теория
Инструктаж по ТБ
знакомство с разными техниками выкладывания панно из спичек. Практика
Изготовление панно приёмом шахматного порядка.
Работа с тканью 1 час
Теория
Инструктаж по ТБ
Знакомство с техникой изготовления поделок из ткани.
Практика
Изготовление тряпичной куклы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1-2. | Вводное занятие. Работа с бумагой и картоном. Объёмная аппликация и объёмное моделирование. | 2 | 1 | 1 |
3-4. | Работа с пластилином. Аппликация на картоне | 2 | 1 | 1 |
5. | Работа с ватными дисками. Аппликация | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. | Работа с природными материалами. Поделка из соломы | 1 | 0,5 | 0,5 |
7. | Поделки из спичек (панно) | 1 | 0,5 | 0,5 |
8. | Работа с тканью. Изготовление тряпичной куклы | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Итого: | 8 | 4 | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения |
1- 2. | Вводное занятие. Работа с бумагой и картоном. Объёмное моделирование. Работа с бумагой и картоном. Объёмная аппликация. | 2 | |
3-4. | Работа с пластилином. Аппликация на картоне | 2 | |
5. | Работа с ватными дисками. Аппликация | 1 | |
6. | Работа с природными материалами. Поделка из соломы | 1 | |
7. | Поделки из спичек (панно) | 1 | |
8. | Работа с тканью. Изготовление тряпичной куклы | 1 | |
Список литературы
-
Агапова И., Давыдова М. Поделки из бумаги. М.:ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008.
-
Агапова И., Давыдова М. «114 игрушек и поделок из всякой всячины». М.: ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008.
-
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома», М.: Аким, 97., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).
-
Боден Д. «Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг» и др.
-
Быстрицкая А. «Бумажная филигрань». М.: «Айрис-Пресс». 2010.
-
Гончар В. «Игрушки из бумаги», М.: Аким, 1997, 64 с.,
-
Гусакова А. М. «Рукоделие в начальных классах». М.: «Просвещение», 1985.
-
Рудакова И. «Уроки бабушки Куми». М.: Аст – Пресс. 1994.
-
Фименко Ф.П. «Поделки из природных материалов». М.: «Просвещение». 1998.