Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов»
«Утверждаю» Зам. директора по ВР __________Светлакова А.Н. «_____»____________2017 г. |
3 класс
Учитель – Ноготысова Н.В.
г.Нарьян – Мар
2017 год
Программа математического кружка «В царстве смекалки»
Введение
Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Само собой разумеется при этом, что умственную самостоятельность и «смекалку» нельзя ни «вдолбить», ни «вложить» ни в чью голову. Результаты надежны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью. Для этого можно использовать кружковую работу по предмету.
Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике.
Кружок “ В царстве смекалки ” предназначен для детей, проявляющих повышенный интерес к математике.
Пояснительная записка
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 – 40 минут.
Цель, задачи и принципы программы:
Целью занятий в кружке является формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и других математических играх и конкурсах.
Успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в школьной математической олимпиаде;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Содержание курса рассчитано на 30 часов.
Тематическое планирование.
3 класс
№п/п | Дата | Тема занятия |
-
| 22.09 | Вводное занятие. Решение занимательных задач. |
-
| 27.09 | Как люди научились считать. Решение ребусов и логических задач |
-
| 6.10 | Решение занимательных задач в стихах, отгадывание ребусов Числа-великаны. Коллективный счет. Загадки-смекалки. Игра «Знай свой разряд» |
-
| 13.10 | Подумай и реши. |
-
| 20.10 | Решение логических задач. |
-
| 27.10 | Математические горки. Наглядная алгебра. Логические задачи. Загадки. Игра «У кого какая цифра» |
-
| 10.11 | Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат» Играем с Кенгуру. (Материал из уч.) |
-
| 17.11 | Решение занимательных задач. Меры в пословицах. |
-
| 24.11 | Конкурс знатоков. |
-
| 1.12 | Задачи-смекалки. Задача о встречных поездах. Логическая игра «Молодцы и храбрецы» |
-
| 8.12 | Немного истории. Детям о времени. |
-
| 15.12 | Играем с Кенгуру. |
-
| 22.12 | «Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями. |
-
| 29.12 | Математический КВН |
-
| 12.01 | Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. |
-
| 19.01 | Детство талантливой женщины-математика С.В.Ковалевской. Игра «Задумай число» |
-
| 26.01 | Решение олимпиадных задач. |
-
| 2.02 | Выпуск математической стенгазеты. |
-
| 9.02 | Открытие нуля. |
-
| 16.02 | Играем с Кенгуру. (Материал из уч.) |
-
| 21.02 | Играем с Кенгуру. (Материал из уч.) |
-
| 23.02 | Подготовка к игре «Кенгуру» |
-
| 2.03 | Математическая олимпиада |
-
| 9.03 | Итоги математической олимпиады |
-
| 16.03 | Магические квадраты |
-
| 6.04 | Знакомство с математиком Пифагором. Решение задач с многовариантными решениями. |
-
| 13.04 | Решение задач повышенной трудности. |
-
| 20.04 | Решение задач повышенной трудности. |
-
| 27.04 | Игра «Крестики-нолики» |
-
| 4.05 | Интеллектуальный марафон |
-
| 11.05 | Интеллектуальный марафон |
-
| 18.05 | Итоговое занятие. |
Итого за год – 32 ч
Литература
1. Белякова О.И. Занятия математического кружка./ О.И. Белякова-Волгоград.:Учитель,2007
2. Гин С.Г.Мир логики. Методическое пособие для учителей начальной школы/ С.Г.Гин. - М.:Вита, 2001
3. Дьячкова Т.Г. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе/Т.Г.Дьячкова- Волгоград.:Учитель,2007
4. Королева Е.В.Предметные олимпиады в начальной школе./Е.В.Королева- М.:Аркти, 2007
5. Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики. Газета «Начальная школа» .- №41,2001, №12,2002
6. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики/А.П. Тонких.- Ярославль: Академия развития, 1997.
7. Яковлева С. Развитие логического мышления на уроках математики./С.Яковлева.- Газета «Начальная школа». - №47,2000г.