СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Веселая рифма" (по развитию литературных способностей у детей старшего дошкольного возраста)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Веселая рифма" (по развитию литературных способностей у детей старшего дошкольного возраста)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 23 «ГНОМИК» ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА









программа кружка





(по развитию литературных способностей у детей старшего дошкольного возраста)





Программа разработана

Воспитателем

Дьячковой Ольгой Валерьевной

Срок реализации программы: 1 год









Южно-Сахалинск, 2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по развитию литературных способностей детей 5 - 6 лет базируется на программе под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы».


Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности детского творчества. Создание кружка по развитию литературных способностей способствует развитию творческого потенциала детей.

ЦЕЛЬ: речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое и социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

1. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к языковому богатству и умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и словесном творчестве.

2. Создать благоприятные условия для активизации словесного творчества.

3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, самостоятельность мышления детей.

Для решения поставленных программой задач необходимо выполнение следующих условий:

1. Планирование по тематическим блокам.

2. Создание развивающей среды для реализации ребенком потребности в познании, общении, творчестве.

3. Профессиональная компетентность педагога.

4. Развитие положительной эмоциональной сферы, творческих способностей каждого ребенка.


В основе занятий лежат принципы, присущие занятиям в разных видах деятельности:

  • учет возрастных особенностей старших дошкольников;

  • принцип комплексного подхода;

  • принцип сочетания различных форм организации деятельности.

  • игровой принцип;

  • принцип безоценочного позитивного принятия ребенка.


Программа по развитию литературных способностей состоит из следующих направлений:

  • социально-нравственное развитие ребенка;

  • эмоционально-экспрессивное развитие;

  • художественно-эстетическое воспитание;

  • активизация влияния семейного воспитания;

  • проведение выставок творческих работ.

Программа рассчитана на один год обучения детей 6 - 7 лет.

Занятия проводятся:

  • Старшая группа – 25 мин. 1 раз в неделю.

Основные формы кружковой работы:

Тематические, интегрированная непосредственная образовательная деятельность, в нее включены: беседы, чтение, заучивание стихотворных тестов, словесные и творческие игры, подвижные игры, психогимнастика, упражнения для развития интонационной выразительности речи, инсценировка сказок, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация).



Ожидаемые результаты:


  • формирование социальной и культурной компетентности;

  • развитие лексической, фонетической, грамматической сторон речи;

  • развитие творческих способностей детей.

Критерии результативности обучения:


  • дети знают и проявляют интерес к произведениям художественной литературы;

  • дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач;

  • умеют создавать короткие творческие монологи с использованием выразительных средств языка;

  • умеют определять жанровые особенности (сказки, рассказа, стихотворения);

  • используют полученные навыки в самостоятельной деятельности



















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Предварительная работа в регламентированной и нерегламентированной деятельности. Задачи.

Сентябрь

3 неделя









4 неделя

«Детский сад»










«Здоровье в наших руках»

Вспомнить с детьми стихотворения А.Барто из цикла «Игрушки». Побуждать детей на то, чтобы они договаривали знакомые строки стихотворений. Познакомить детей с понятиями «рифма» и «рифмованные слова». Учить находить в знакомых стихотворениях рифмованные слова. Детские зарисовки по данной теме.


Вспомнить произведения К.И Чуковского «Мойдодыр», «Айболит». Побуждать детей на договаривание знакомых стихотворных строк. Продолжать знакомить детей с понятиями: рифма, рифмованные слова. Учить находить в знакомых стихотворениях рифмованные слова. Детские зарисовки по данной теме.


Беседа о роли труда взрослых в детском саду. Познакомить с особенностями дошкольного учреждения (территория, внутреннее помещение). Экскурсия по детскому саду.

Занятие по речевому развитию.

Воспитывать уважение к труду людей, работающих в детском саду, положительные эмоции, связанные с пребыванием в детском саду.


Беседа о значении и необходимости профилактических мероприятий (закаливающие процедуры, гимнастика различных видов), вредной и здоровой пищи для человека; беседа об особенностях некоторых биологических систем человека (работа сердца и опорно-двигательного аппарата).

Занятие по речевому развитию.

Вызывать стремление к здоровому образу жизни.

Октябрь

1 неделя









2 неделя










3 неделя











4 неделя

«Страна, в которой мы живем»








«Мой город»










«Мой дом»












«Семья. Друзья»


Д/и «Скажи веселое словечко». Продолжать знакомить с понятиями: рифма, рифмованные слова. Учить находить в стихотворениях рифмованные слова. Детские

зарисовки по данной теме.





Продолжать учить находить в стихотворных строках рифмованные слова. Д/и «Веселые слова». коллективное составление двустиший по опорным рифмованным словам на тему: «Мой город». Детские зарисовки по данной теме.




Продолжать знакомить с понятиями: рифма, рифмованные слова. Д/и «Веселые слова». Коллективное составление двустиший по опорным рифмующимся словам. Детские зарисовки по данной теме.




Продолжать знакомить с рифмованными словами. Д/и «Веселые слова». Коллективное составление двустиший по опорным рифмованным словам. Детские зарисовки по данной теме.








Формировать представление о различных странах, которые населяют люди разных национальностей ( у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн), представление о нашей стране – России (особенности флага, герба, имени и

фамилии президента), о Москве – главном городе России, его достопримечательностях. Занятие по речевому развитию.


Познакомить с историей города Тамбова (легенды, сказания, исторические факты). Его достопримечательности (памятники, улицы, площади). Чем славится родной город (известные люди, промыслы). Воспитывать любовь к родным местам, гордость за свою малую родину.

Занятие по речевому развитию



Познакомить с архитектурой родного города. Дать представление о распространенных формах архитектурных сооружений (одноэтажные, многоэтажные, деревянные, кирпичные дома). Классификация зданий по назначению (детские сады, больницы, магазины, театры, общественные здания). Улицы города, домашний адрес. Воспитывать любовь к родному городу. Занятие по развитию речи.


Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг. Дать понятие о том, что у каждого человека есть фамилия, имя, которые отличают их от других людей. Способствовать развитию у детей чувства собственного достоинства.

Занятие по речевому развитию.

Ноябрь

1 неделя








2 неделя










3 неделя









4 неделя


«Осенний лес»









«Перелетные птицы»









«Дикие животные»








«Домашние животные»


Продолжать знакомить с рифмованными словами. Д/и «Скажи веселое словечко». Коллективное составление двустиший по опорным рифмованным словам. Детские зарисовки по данной теме.




Д/и «Скажи веселое слово». Продолжать знакомить с рифмованными словами и находить их в знакомых стихотворных строках. Коллективное составление двустиший по опорным рифмованным словам. Объединение полученных двустиший в общее получившееся стихосложение. Детские зарисовки по данной теме.


Д/и «Веселые слова». Коллективное составление двустиший с использованием рифмованных слов. Объединение полученных двустиший в общее получившееся стихосложение. Детские зарисовки по данной теме.




Д/и «Придумай рифму». Коллективное стихосложение по опорным рифмованным словам. Детские зарисовки по данной теме.




Закреплять представление о сезонных изменениях в природе. Дать представление о различных видах леса (лиственный, хвойный, смешанный), взаимосвязях природы и человека. Закреплять представления о подготовке животных к зиме (белка, волк, лиса, медведь, кабан).

Занятие по речевому развитию.


Продолжать знакомить с жизнью птиц, особенностями поведения в осенний период. Закреплять представление о перелетных и зимующих птицах. Воспитывать чувство ответственности за «пернатых друзей».

Занятие по речевому развитию.





Формировать представление об особенностях внешнего вида, условиях обитания животных Севера и Юга в сравнении с животными центральной полосы.

Занятие по речевому развитию.





Закреплять представление о домашних животных центральной полосы. Формировать представление об особенностях внешнего вида, условиях обитания домашних животных Севера и Юга. Показать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные и как о них заботятся.

Занятие по речевому развитию.



Декабрь

1 неделя







2 неделя








3 неделя








4 неделя

«Части света»








«Времена года»








«День – ночь»








«Новый год»

Д/и «Придумай рифму». Коллективное стихосложение по опорным рифмованным словам. Продолжать учить детей самостоятельно выделять рифмованные слова из стихотворных строк. Детские зарисовки по данной теме.


Д/и «Веселые слова». Коллективное составление стихотворных строк по опорным рифмованным словам. Учить самостоятельно выделять рифмованные слова из двустиший. Детские зарисовки по данной теме.



Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение по опорным рифмованным словам. Продолжать учить самостоятельно выделять рифмующиеся слова из стихотворных строк. Детские зарисовки по данной теме.


Д/и «Веселая рифма». Коллективное составление стихотворных строк по данной теме с использованием рифмующихся слов. Детские зарисовки на новогоднюю тему.

Знакомить детей с природно-климатическими зонами и их характерными особенностями. Учить устанавливать взаимосвязь между животными и средой их обитания.

Занятие по речевому развитию.




Учить видеть и устанавливать взаимосвязь времен года, знать особенности, цикличность времен года. Закреплять представление о сезонных изменениях зимой, особенностях поведения животного и растительного мира. Воспитывать эстетические чувства.

Занятие по речевому развитию.


Дать детям элементарные представления о Солнечной системе, месте Земли в космическом пространстве. Установить причины связи и зависимость между сменой дня и ночи с вращением Земли. Совершенствовать представление о времени и частях суток. Занятие по речевому развитию.


Формировать представление об истории празднования Нового года в России, традициях встречи этого праздника в различных странах.

Занятие по речевому развитию.




Январь

3 неделя






4 неделя

«Вода»







«Природные материалы»

Д/и «Веселые слова». Составление коллективного стихосложения по данной теме с использованием рифмующихся слов. Детские зарисовки на тему: «Падают снежинки».



Продолжать учить детей самостоятельно выделять из стихотворных строк рифмованные слова. Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение с использованием рифмующихся слов на тему: «Лепим мы из глины». Детские зарисовки по данной теме.



Формировать представление о физических свойствах воды, трех ее состояниях и их отличительных особенностях. Закреплять представление о значимости воды для человека и бережном отношении к ней.

Занятие по речевому развитию.


Формировать представление о свойствах песка, глины, камней, использовании их в соответствии со свойствами. Знакомство с понятием «почва».

Занятие по речевому развитию.

Февраль

1 неделя










2 неделя








3 неделя








4 неделя


«Мир бумаги»











«Ткани»








«Профессии»








«Транспорт»

Самостоятельное выделение рифмованных слов из стихотворений. Д/и «Веселая рифма». Коллективное стихосложение с использованием рифмующихся слов на тему: «Бумажный кораблик». Детские зарисовки по данной теме.





Д/и «Веселая рифма». Самостоятельное выделение рифмованных слов из стихотворных строк. Коллективное стихосложение с использованием рифмующихся слов на тему: «Мама сшила платье мне». Детские зарисовки по данной теме.


Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение с использованием рифмующихся слов на тему: «Папа мой военный ». Самостоятельное выделение рифмованных слов. Детские зарисовки по данной теме.



Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение описательного характера с использованием рифмующихся слов на тему: « Машина грузовая». Детские зарисовки по данной теме.



Формировать представление о различных видах бумаги (салфеточная, писчая, чертежная), сравнение их качественных характеристик, свойств и способов использования.

Занятие по развитию речи.






Формировать представление о различных видах тканей, их свойствах и использовании для изготовления сезонной одежды.

Занятие по речевому развитию.





Формировать представление о профессиях, связанных со сферой обслуживания и защитой Родины. Воспитывать желание защищать свою Родину, развивать чувство гордости и ответственности за нее.

Занятие по речевому развитию.



Расширять представление о видах транспорта (наземном, подземном, водном, воздушном). Учить различать транспорт по его назначению. Закреплять знание правил дорожного движения и культуру поведения в общественном транспорте.

Занятие по речевому развитию.






Март

1 неделя






2 неделя







3 неделя






4 неделя

«Женский день – 8 марта»






«Комнатные растения»






«Деревья. Кустарники»





«Весна. Первоцветы»

Д/и «Веселые слова». Самостоятельное выделение рифмованных слов из стихотворных строк. Коллективное стихосложение с использованием рифмующихся слов на тему: «Мама». Детские зарисовки по данной теме.


Д/и «Веселая рифма». Коллективное стихосложение на тему: «Цветы». Самостоятельное выделение рифмованных слов из стихотворных строк. Детские зарисовки по данной теме.


Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение с использованием рифмующихся слов на тему: «Белая береза у нас стоит в саду». Детские зарисовки по данной теме.


Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение на тему: «Первый цветок появился весной». самостоятельное выделение рифмованных слов из стихотворных строк. Детские зарисовки по данной теме.

Закреплять представление о роли женщины в семье. Воспитывать бережное, доброжелательное отношение к женщине не только в этот день, но и всегда.

Занятие по речевому развитию.



Формировать представление о разновидностях комнатных растений, уходе, условиях их роста, влиянии на здоровье человека. Воспитывать эстетическое отношение к комнатным растениям.

Занятие по речевому развитию.


Формировать представление о различных видах деревьев и кустарников в сравнении. Развивать бережное отношение к окружающей природе.

Занятие по речевому развитию.


Закреплять представление о сезонных изменениях весной, особенностях поведения животного и растительного мира. Познакомить с первоцветами, особенностями их внешнего вида. Воспитывать любовь к природе, желание изучать и замечать первые признаки прихода весны.

Занятие по речевому развитию.

Апрель

1 неделя








2 неделя









3 неделя






4 неделя















«Реки и их обитатели»








«Насекомые»









«День космонавтики»





«Природа и человек»














Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение с использованием рифмующихся слов на тему: «На болоте есть лягушки». Продолжать учить детей самостоятельно выделять рифмованные слова из стихотворных строчек. Детские зарисовки по данной теме.


Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение на тему: «Бабочка-красавица». Детские зарисовки по данной теме.






Коллективное стихосложение с использованием рифмованных слов на тему: «Ракета летит». Самостоятельное выделение рифмующихся слов. Детские зарисовки по данной теме.


Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение на тему: «Хороша природа наша». Детские зарисовки по данной теме.












Знакомство с реками нашего города (Цна, Студенец), необходимости сохранения рек. Формирование представления об обитателях рек, особенностях их внешнего вида и образа жизни.

Занятие по речевому развитию.




Формирование представления о среде обитания, особенностях внешнего вида и поведения в различные сезоны, пользе и вреде для природы и человека. Учить устанавливать взаимосвязь живых организмов в природе. Воспитывать бережное отношение к окружающему.

Занятие по речевому развитию.


Формировать представление о космическом пространстве и профессии космонавта, связанной с его исследованием. Воспитывать интерес к данной профессии.

Занятие по речевому развитию.


Формировать представление о том, какие действия людей вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению, взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы. Развивать понимание того, что планета Земля – наш общий дом, а человек несет ответственность за ее сохранность перед будущими поколениями.

Занятие по речевому развитию.

Проведение конкурса: «Веселая рифма» на лучшее чтение стихосложений собственного сочинения.


Май




«Веселая рифма»


Составление сборника стихов, используя коллективные работы по стихосложению, иллюстрированные детскими рисунками по данным темам.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!