Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности детского творчества. Создание кружка по развитию литературных способностей способствует развитию творческого потенциала детей.
1. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к языковому богатству и умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и словесном творчестве.
2. Создать благоприятные условия для активизации словесного творчества.
3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, самостоятельность мышления детей.
1. Планирование по тематическим блокам.
2. Создание развивающей среды для реализации ребенком потребности в познании, общении, творчестве.
3. Профессиональная компетентность педагога.
4. Развитие положительной эмоциональной сферы, творческих способностей каждого ребенка.
Тематические, интегрированная непосредственная образовательная деятельность, в нее включены: беседы, чтение, заучивание стихотворных тестов, словесные и творческие игры, подвижные игры, психогимнастика, упражнения для развития интонационной выразительности речи, инсценировка сказок, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация).
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Предварительная работа в регламентированной и нерегламентированной деятельности. Задачи. |
Сентябрь 3 неделя 4 неделя | «Детский сад» «Здоровье в наших руках» | Вспомнить с детьми стихотворения А.Барто из цикла «Игрушки». Побуждать детей на то, чтобы они договаривали знакомые строки стихотворений. Познакомить детей с понятиями «рифма» и «рифмованные слова». Учить находить в знакомых стихотворениях рифмованные слова. Детские зарисовки по данной теме. Вспомнить произведения К.И Чуковского «Мойдодыр», «Айболит». Побуждать детей на договаривание знакомых стихотворных строк. Продолжать знакомить детей с понятиями: рифма, рифмованные слова. Учить находить в знакомых стихотворениях рифмованные слова. Детские зарисовки по данной теме. | Беседа о роли труда взрослых в детском саду. Познакомить с особенностями дошкольного учреждения (территория, внутреннее помещение). Экскурсия по детскому саду. Занятие по речевому развитию. Воспитывать уважение к труду людей, работающих в детском саду, положительные эмоции, связанные с пребыванием в детском саду. Беседа о значении и необходимости профилактических мероприятий (закаливающие процедуры, гимнастика различных видов), вредной и здоровой пищи для человека; беседа об особенностях некоторых биологических систем человека (работа сердца и опорно-двигательного аппарата). Занятие по речевому развитию. Вызывать стремление к здоровому образу жизни. |
Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Страна, в которой мы живем» «Мой город» «Мой дом» «Семья. Друзья» | Д/и «Скажи веселое словечко». Продолжать знакомить с понятиями: рифма, рифмованные слова. Учить находить в стихотворениях рифмованные слова. Детские зарисовки по данной теме. Продолжать учить находить в стихотворных строках рифмованные слова. Д/и «Веселые слова». коллективное составление двустиший по опорным рифмованным словам на тему: «Мой город». Детские зарисовки по данной теме. Продолжать знакомить с понятиями: рифма, рифмованные слова. Д/и «Веселые слова». Коллективное составление двустиший по опорным рифмующимся словам. Детские зарисовки по данной теме. Продолжать знакомить с рифмованными словами. Д/и «Веселые слова». Коллективное составление двустиший по опорным рифмованным словам. Детские зарисовки по данной теме. | Формировать представление о различных странах, которые населяют люди разных национальностей ( у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн), представление о нашей стране – России (особенности флага, герба, имени и фамилии президента), о Москве – главном городе России, его достопримечательностях. Занятие по речевому развитию. Познакомить с историей города Тамбова (легенды, сказания, исторические факты). Его достопримечательности (памятники, улицы, площади). Чем славится родной город (известные люди, промыслы). Воспитывать любовь к родным местам, гордость за свою малую родину. Занятие по речевому развитию Познакомить с архитектурой родного города. Дать представление о распространенных формах архитектурных сооружений (одноэтажные, многоэтажные, деревянные, кирпичные дома). Классификация зданий по назначению (детские сады, больницы, магазины, театры, общественные здания). Улицы города, домашний адрес. Воспитывать любовь к родному городу. Занятие по развитию речи. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг. Дать понятие о том, что у каждого человека есть фамилия, имя, которые отличают их от других людей. Способствовать развитию у детей чувства собственного достоинства. Занятие по речевому развитию. |
Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Осенний лес» «Перелетные птицы» «Дикие животные» «Домашние животные» | Продолжать знакомить с рифмованными словами. Д/и «Скажи веселое словечко». Коллективное составление двустиший по опорным рифмованным словам. Детские зарисовки по данной теме. Д/и «Скажи веселое слово». Продолжать знакомить с рифмованными словами и находить их в знакомых стихотворных строках. Коллективное составление двустиший по опорным рифмованным словам. Объединение полученных двустиший в общее получившееся стихосложение. Детские зарисовки по данной теме. Д/и «Веселые слова». Коллективное составление двустиший с использованием рифмованных слов. Объединение полученных двустиший в общее получившееся стихосложение. Детские зарисовки по данной теме. Д/и «Придумай рифму». Коллективное стихосложение по опорным рифмованным словам. Детские зарисовки по данной теме. | Закреплять представление о сезонных изменениях в природе. Дать представление о различных видах леса (лиственный, хвойный, смешанный), взаимосвязях природы и человека. Закреплять представления о подготовке животных к зиме (белка, волк, лиса, медведь, кабан). Занятие по речевому развитию. Продолжать знакомить с жизнью птиц, особенностями поведения в осенний период. Закреплять представление о перелетных и зимующих птицах. Воспитывать чувство ответственности за «пернатых друзей». Занятие по речевому развитию. Формировать представление об особенностях внешнего вида, условиях обитания животных Севера и Юга в сравнении с животными центральной полосы. Занятие по речевому развитию. Закреплять представление о домашних животных центральной полосы. Формировать представление об особенностях внешнего вида, условиях обитания домашних животных Севера и Юга. Показать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные и как о них заботятся. Занятие по речевому развитию. |
Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Части света» «Времена года» «День – ночь» «Новый год» | Д/и «Придумай рифму». Коллективное стихосложение по опорным рифмованным словам. Продолжать учить детей самостоятельно выделять рифмованные слова из стихотворных строк. Детские зарисовки по данной теме. Д/и «Веселые слова». Коллективное составление стихотворных строк по опорным рифмованным словам. Учить самостоятельно выделять рифмованные слова из двустиший. Детские зарисовки по данной теме. Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение по опорным рифмованным словам. Продолжать учить самостоятельно выделять рифмующиеся слова из стихотворных строк. Детские зарисовки по данной теме. Д/и «Веселая рифма». Коллективное составление стихотворных строк по данной теме с использованием рифмующихся слов. Детские зарисовки на новогоднюю тему. | Знакомить детей с природно-климатическими зонами и их характерными особенностями. Учить устанавливать взаимосвязь между животными и средой их обитания. Занятие по речевому развитию. Учить видеть и устанавливать взаимосвязь времен года, знать особенности, цикличность времен года. Закреплять представление о сезонных изменениях зимой, особенностях поведения животного и растительного мира. Воспитывать эстетические чувства. Занятие по речевому развитию. Дать детям элементарные представления о Солнечной системе, месте Земли в космическом пространстве. Установить причины связи и зависимость между сменой дня и ночи с вращением Земли. Совершенствовать представление о времени и частях суток. Занятие по речевому развитию. Формировать представление об истории празднования Нового года в России, традициях встречи этого праздника в различных странах. Занятие по речевому развитию. |
Январь 3 неделя 4 неделя | «Вода» «Природные материалы» | Д/и «Веселые слова». Составление коллективного стихосложения по данной теме с использованием рифмующихся слов. Детские зарисовки на тему: «Падают снежинки». Продолжать учить детей самостоятельно выделять из стихотворных строк рифмованные слова. Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение с использованием рифмующихся слов на тему: «Лепим мы из глины». Детские зарисовки по данной теме. | Формировать представление о физических свойствах воды, трех ее состояниях и их отличительных особенностях. Закреплять представление о значимости воды для человека и бережном отношении к ней. Занятие по речевому развитию. Формировать представление о свойствах песка, глины, камней, использовании их в соответствии со свойствами. Знакомство с понятием «почва». Занятие по речевому развитию. |
Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Мир бумаги» «Ткани» «Профессии» «Транспорт» | Самостоятельное выделение рифмованных слов из стихотворений. Д/и «Веселая рифма». Коллективное стихосложение с использованием рифмующихся слов на тему: «Бумажный кораблик». Детские зарисовки по данной теме. Д/и «Веселая рифма». Самостоятельное выделение рифмованных слов из стихотворных строк. Коллективное стихосложение с использованием рифмующихся слов на тему: «Мама сшила платье мне». Детские зарисовки по данной теме. Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение с использованием рифмующихся слов на тему: «Папа мой военный ». Самостоятельное выделение рифмованных слов. Детские зарисовки по данной теме. Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение описательного характера с использованием рифмующихся слов на тему: « Машина грузовая». Детские зарисовки по данной теме. | Формировать представление о различных видах бумаги (салфеточная, писчая, чертежная), сравнение их качественных характеристик, свойств и способов использования. Занятие по развитию речи. Формировать представление о различных видах тканей, их свойствах и использовании для изготовления сезонной одежды. Занятие по речевому развитию. Формировать представление о профессиях, связанных со сферой обслуживания и защитой Родины. Воспитывать желание защищать свою Родину, развивать чувство гордости и ответственности за нее. Занятие по речевому развитию. Расширять представление о видах транспорта (наземном, подземном, водном, воздушном). Учить различать транспорт по его назначению. Закреплять знание правил дорожного движения и культуру поведения в общественном транспорте. Занятие по речевому развитию. |
Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Женский день – 8 марта» «Комнатные растения» «Деревья. Кустарники» «Весна. Первоцветы» | Д/и «Веселые слова». Самостоятельное выделение рифмованных слов из стихотворных строк. Коллективное стихосложение с использованием рифмующихся слов на тему: «Мама». Детские зарисовки по данной теме. Д/и «Веселая рифма». Коллективное стихосложение на тему: «Цветы». Самостоятельное выделение рифмованных слов из стихотворных строк. Детские зарисовки по данной теме. Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение с использованием рифмующихся слов на тему: «Белая береза у нас стоит в саду». Детские зарисовки по данной теме. Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение на тему: «Первый цветок появился весной». самостоятельное выделение рифмованных слов из стихотворных строк. Детские зарисовки по данной теме. | Закреплять представление о роли женщины в семье. Воспитывать бережное, доброжелательное отношение к женщине не только в этот день, но и всегда. Занятие по речевому развитию. Формировать представление о разновидностях комнатных растений, уходе, условиях их роста, влиянии на здоровье человека. Воспитывать эстетическое отношение к комнатным растениям. Занятие по речевому развитию. Формировать представление о различных видах деревьев и кустарников в сравнении. Развивать бережное отношение к окружающей природе. Занятие по речевому развитию. Закреплять представление о сезонных изменениях весной, особенностях поведения животного и растительного мира. Познакомить с первоцветами, особенностями их внешнего вида. Воспитывать любовь к природе, желание изучать и замечать первые признаки прихода весны. Занятие по речевому развитию. |
Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Реки и их обитатели» «Насекомые» «День космонавтики» «Природа и человек» | Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение с использованием рифмующихся слов на тему: «На болоте есть лягушки». Продолжать учить детей самостоятельно выделять рифмованные слова из стихотворных строчек. Детские зарисовки по данной теме. Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение на тему: «Бабочка-красавица». Детские зарисовки по данной теме. Коллективное стихосложение с использованием рифмованных слов на тему: «Ракета летит». Самостоятельное выделение рифмующихся слов. Детские зарисовки по данной теме. Д/и «Веселые слова». Коллективное стихосложение на тему: «Хороша природа наша». Детские зарисовки по данной теме. | Знакомство с реками нашего города (Цна, Студенец), необходимости сохранения рек. Формирование представления об обитателях рек, особенностях их внешнего вида и образа жизни. Занятие по речевому развитию. Формирование представления о среде обитания, особенностях внешнего вида и поведения в различные сезоны, пользе и вреде для природы и человека. Учить устанавливать взаимосвязь живых организмов в природе. Воспитывать бережное отношение к окружающему. Занятие по речевому развитию. Формировать представление о космическом пространстве и профессии космонавта, связанной с его исследованием. Воспитывать интерес к данной профессии. Занятие по речевому развитию. Формировать представление о том, какие действия людей вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению, взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы. Развивать понимание того, что планета Земля – наш общий дом, а человек несет ответственность за ее сохранность перед будущими поколениями. Занятие по речевому развитию. Проведение конкурса: «Веселая рифма» на лучшее чтение стихосложений собственного сочинения. |
Май | «Веселая рифма» | Составление сборника стихов, используя коллективные работы по стихосложению, иллюстрированные детскими рисунками по данным темам. | |