СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка «Занимательная грамматика» для учащихся 5-6 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Занимательная грамматика"

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Занимательная грамматика» для учащихся 5-6 классов»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мужукайский Агротехнологический лицей» с.Мужукай Бабаюртовского района РД










Программа кружка


«Занимательная грамматика»


для учащихся 5-6 классов








Автор программы

учитель русского языка и литературы

Магомедова Гульяр Атаевна






2019 – 2020 уч.г.


Программа кружка «Занимательная грамматика»

для учащихся 5-6 классов


Пояснительная записка


Программа кружка «Занимательная грамматика» относится к  программам социально-педагогической направленности, так как содержание программы и методы обучения, используемые на занятии, содействуют приобретению и закреплению школьниками знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, литературы, и тем самым обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

     В работе с детьми можно использовать проектную деятельность и элементы исследования, работу в парах и группах. В программе большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

   Актуальность программы в том, что русский язык является обязательным экзаменом в ГИА. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

      Успешное овладение знаниями в общеобразовательной школе невозможно без интереса детей к учёбе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная грамматика», являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий со школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по программе.

      Педагогическая целесообразность данной программы дополнительного образования обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного их интеллектуального развития.

       Практическая значимость

      Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики дети могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.  Развитие речи создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.

    Программа курса составлена в соответствии с программой по русскому языку: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М.:Просвещение, 2010 г. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI  класса посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.  

     Дополнительная общеобразовательная программа предназначена для обучающихся 5-6 классов и разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);

  • Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

  • Устав МКОУ «Мужукайский Агротехнологический лицей»

   Цели программы: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи

  Задачи:

  1. Овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;

  2. Обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;

  3. Формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;

  4. развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.


Планируемые результаты


Личностные:

1) осознание ценности русского языка, уважительное отношение к русскому языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию;

2) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

3) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.


Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как языка для межнационального общения и о роли русского языка в жизни человека и общества;

2) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о русском языке.

4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка

(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей

речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации

речевого общения;

7) проведение анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой

практике;


9) осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов

художественной литературы.


Метапаредметные результаты :

1) владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;

- овладение приемами самостоятельного отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- способность заниматься исследовательской и проектной деятельностью;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; давать устную и письменную оценку своего выступления и выступления одноклассников.

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности ( «что сделано») и пооперационный контроль ( «как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).


Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).


Коммуникативные универсальные учебные действия

Чтение и аудирование.

Ученик может:

- осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план.

- просматривая тексты, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием. - - слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать её;

- на занятиях замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочёты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов.


Анализ текста.

Ученик может

- определять стиль речи, находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей;

- выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение- объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста;

- определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.


Воспроизведение текста.

Ученик может:

- пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования;

- осуществлять информационную переработку текста: передавать его содержание в виде плана (простого, сложного), типологической схемы, таблицы;

- кратко, в тезисной форме выражать основную мысль текста;

- подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы;

- сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.


Создание текста.

Ученик может:

- создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учётом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учётом основной мысли);

- составлять сложный план готового текста и своего высказывания;

- отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений;

- писать небольшие сочинения-рассказы из собственной жизни, используя в них речь типа изобразительного повествования и описания;

- составлять краткое информационное сообщение (типа аннотации) о книге (статье, фильме, телепередаче) двух видов: а) о чём говорится и б) что говорится;

- давать отзыв о прочитанной книге (сочинении или устном ответе учащегося) в форме рассуждения с оценочным тезисом и его обоснованием;

- строить устное определение научного понятия.


Совершенствование текста.

Ученик может:

- совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.



Рекомендованы   следующие виды учебных заданий:

– нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;

– анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, формулах речевого этикета, фразеологизмах, сказках, стихотворениях, прозаических текстах;

– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы;

– моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от возможных ошибок и др.) с использованием пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, крылатых выражений;

– наблюдения за использованием изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;

– составление текстов, рассказов, сочинение загадок, сказок, стихотворений.

Учебный материал на занятиях может быть предъявлен учащимся в форме серии вопросов для любознательных, вопросов-шуток, словесных игр, лингвистических задач, занимательного материала, пословиц и поговорок, высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов из жизни слов и др.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от  11 - 12лет. 

   Ведущая деятельность  этого  возраста - личностное общение в процессе игровой  деятельности и обучения.  Развивается критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к самостоятельности, что соответствует избранным формам и методам освоения материала данной программы.

Формы занятий:

              - увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку;

– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;

– занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями;

– викторины на лучшего знатока русского слова;

– конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы,

демонстрируют умения выразительного чтения.

 

Ожидаемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;  сочувствовать другим людям, сопереживать;

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

В результате изучения материалов программы обучающиеся должны  понимать:

- назначение слов и фразеологизмов в речи, особенности употребления однозначных и многозначных слов, слов в прямом и переносном значении, исконно русских и заимствованных слов, синонимов, антонимов;

- формулы и правила речевого этикета, основные речевые этикетные ситуации;

- выразительные возможности слов и фразеологизмов, их роль в сохранении и передаче культурного наследия народа;

- правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний в пределах орфографической нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V-VI  классов;

- постановку знаков препинания в простом и сложном предложении в пределах пунктуационной нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V-  VI классов;

уметь:

- находить в фольклорных текстах, в текстах художественной, научной, научно-популярной и занимательной литературы лексико-фразеологические единицы с культурным компонентом значения, разъяснять их смысл и роль в тексте;

- правильно и уместно использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, исконно русские и заимствованные слова, синонимы и антонимы;

- выбирать, анализировать и правильно употреблять в устной и письменной речи формулы речевого этикета в соответствии с речевыми этикетными ситуациями и правилами;

- разъяснять написание слов, постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами;

- находить нужные слова и фразеологизмы в толковых словарях, словарях иностранных слов, синонимов, антонимов, многозначных слов и др., извлекать нужную информацию из словарной статьи.

 Способы проверки результатов освоения программы.

   Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме защиты проектов по выбранной тематике  либо во время проведения внеклассного мероприятия,  во время которых будут задействованы  работы детей по конкретным темам.

    Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, метаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

1.Игровая

2.Теоретическая

3.Практическая.

Основные методы и технологии

- технология  разноуровневого обучения;

- развивающее обучение;

- технология  обучения в сотрудничестве;

- коммуникативная технология.

   Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника


Программа рассчитана   на 68 часов, по 2 часа в неделю

      Содержание программы

1 год обучения (68)

Введение. Организационное занятие. (4ч.)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. Язык – «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Значение языка для общения. Мировые языки. Языки малых групп. Различие языков по фонетике, лексике, грамматике. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (10 ч)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (16 ч)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями

Тема 2.5 Сказочные превращения.

Тема 2.6 Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (10ч)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) (11 ч)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Тема 4.5 нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;

 Анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, , фразеологизмах, сказках,

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел 5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (9ч)

Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.

Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.

Тема5.4. Какими бывают предложения.

Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет.(8 ч)

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм

6.3Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников». Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка.

6.4Выпуск стенной газеты «Тайны языка» с рубриками «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке»

Раздел 7

Обобщающее занятие Тема7.1 Аукцион знаний. Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник занятии проводится мониторинг .


Учебно- тематический план кружка «Занимательная грамматика»


Название темы

(раздела)

Всего

часов

Из них

тео-рия

прак-тика

1-4

Организационное занятие

4

2

2

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (10 ч)

5-6

Разночтение слов в звучании и написании.

2

1

1

7-9

Для чего используют звуковые повторы в речи.

3

2

1

10-11

Какова роль интонации в устной речи

2

1

1

12-14

Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»

3

2

1

Загадки русского словообразования.

(Морфемика. Словообразование. Этимология) (16 ч)

15-17

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

3

2

1

18-20

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

3

 2

1

21-23

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова?

3

2

1

24-26

Этимология слов. Работа со словарями

3

1

2

27-28

Сказочные превращения.

2


2

29-30

Презентация творческой работы. «Этимология слова»

2

 

2

Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (10ч)

31-32

Зачем нужно знать алфавит.

2

2


33-34

В чём секрет правописания морфем.

2

2


35-36

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

2

1

1

37-38

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

2

2


39-40

Бенефис знаний.

2


2

Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (11ч)

41-42

На какие группы делится словарный состав русского языка

2

2


43-44

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

2

1

1

45-47

О чём рассказывают фразеологизмы

3

1

2

48-49

Фразеология в художественных произведениях.

2


2

50 -51

Практическая работа.  нахождение пословиц, поговорок в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте; анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, фразеологизмах, сказках.

2


2

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (9ч)

52

Чем отличаются склоняемые части речи  друг от друга.

1

1

 

53-54

В чём секрет глагола и его форм.

2

1

1

55-56

Как отличать грамматические омонимы.

2

1

1

57-58

Какими бывают предложения.

2

1

1

59-60

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

2

 

2

Речевой этикет (8 ч)

61-62-

Правила речевого этикета. Проект

2

1

1

63

Формулы речевого этикета.

1

1


64

Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников

1


1

65-66

Выпуск социальных плакатов «За чистоту русского языка»

2


2

67-68

Обобщающее занятие. (2ч) Защита проектов

2


2


Итого часов:

68

32

36


Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение курса


Учебно-методическое обеспечение


Учебники, учебные пособия

Методическое обеспечение

2

3

1.Школьный толковый словарь русского языка п/р Ф.П.Филина М:, Просвещение,1981.

2.Словарь- справочник лингвистических терминов п/р Д.Е. Розенталя. М:, 1976

3. Русское литературное произношение и ударение. п/р Р.И.Аванесова, С.И. Ожегова. М:, 1959

4 Универсальный словарь по русскому языку. Санкт- Петербург:, «Весь», 2009

.Олимпиадные задания

 по литературе. 5-7 классы./

О.А. Финтисова.-

 Волгоград.: Учитель, 2008.

  1. 1. Е.П.Преображенская. Кружок русского языка в школе. М.: 1999

  2. 2. А.Т.Кунгурова Внеклассная работа по русскому языку. М.: 2000

3Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2009.

4. http://lit.1septemba.ru

   3. Волжина Е.Д.        

   Школьные

олимпиады. Русский язык

 5-11 классы.-М.: Айрис-пресс, 2008

Материально-техническое обеспечение курса

Оборудова-ние и программное обеспечение

Характеристика (или название) и количество

Минимальные требования

Оптимальные требования

Компьютеры

1 компьютер

Доступ в стационарный или мобильный компьютерный класс на 10-12 машин, выход в Интернет,

Колонки

2

2

Доступ в Интернет

есть

есть



Список литературы:

1. Аверьянова А. П. Как образуются слова. М. 2004.

2. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М. 2004.

3. Александрова Н. Ф. Занимательная грамматика. Минск. 2001

4. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М. 2005.

5. Зарецкий А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М. 2006.

6. Лопатин В. В. Рождение слова. М. 2001.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Правильность речи. Словарь – справочник. М. 2003.

8. Уразов И. Почему мы так говорим. М. 2005.

9. Чуковский К. Живой как жизнь. М. 1999.

10. Шанский Н. М. В мире слова. М. 2007.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!