Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №18»
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «___» __________ 2023 г. Протокол № ___________ | Утверждаю: Директор МБОУ «СШ № 18» _______________Батюкова Г.В. Приказ № ___ от _________ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
познавательной направленности
«Мир вокруг нас»
Возраст обучающихся: 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Легкова Анна Николаевна, педагог дополнительного образования (???)
Смоленск
2023-2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Мир вокруг нас» является программой познавательной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБОУ «СШ № 18».
Актуальность программы: Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Педагогическая целесообразность: Кружок имеет особое значение в формировании у обучающихся целостного взгляда на окружающую нас мир, место человека в природе, его биологическую и социальную роль.
Новизна программы: в программу включены методы экспериментирования и исследовательская деятельность.
Адресат программы: обучающиеся 7 лет.
Доступность программы для различных категорий детей
Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Объем программы: всего 39 часов, в неделю 1 час.(???)
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.
Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Виды занятий:
- мастер-классы;
- мастерские;
- познавательные, дидактические игры;
- выставки работ;
- эксперименты;
- исследовательская деятельность;
- наблюдение;
Цель программы: формирование социального и исследовательского опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Задачи
- расширять знания о народной культуре;
- познакомить с интересными местами нашей Родины;
- расширять знания связанные с познанием нового;
- развивать желание познавать и узнавать новое;
- развивать интерес к сохранению семейных и исторических традиций;
- воспитывать бережное отношение к природе, заботу о ней;
- воспитание таких личностных качеств как доброта, взаимопомощь, патриотизма, любви к родному краю;
Планируемые результаты
- воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников;
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности;
- формирование приёмов работы с информацией;
- приобретение знаний об окружающем мире, о своей стране, о животном мире страны, об ее национальностях, о странах мира;
- умение приводить примеры, дополняющие научные данные;
Условия реализации программы:
- кабинет, оснащенный партами, стульями, учебной доской;
- ноутбук;
- видео и фото материалы;
Виды и формы контроля
Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме беседы, игры, педагогического наблюдения;
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, анализа выполнения творческих работ;
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре-месяце. Формы проведения: практическое задание, дидактическая игра, викторина, беседа, наблюдение, эксперимент, исследовательская деятельность;
Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме выполнения практического задания, выставки, дидактическая игра, викторина, беседа, наблюдение, эксперимент, исследовательская деятельность;
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
| Моя Родина Россия. Путешествия по городам России. | 5 | 4 | 1 | беседа, игра, педагогическое наблюдение |
| Страны мира. | 3 | 2 | 1 | беседа, игра, педагогическое наблюдение |
| О космосе детям. | 3 | 2 | 1 | педагогическое наблюдение, беседы, игры |
| Природные явления. | 6 | 5 | 1 | беседа, разгадывание загадок, дидактическая игра, эксперимент,исследовательская деятельность, педагогическое наблюдение |
| Человек | 10 | 9 | 1 | беседа, разгадывание загадок, дидактическая игра, эксперимент,исследовательская деятельность, педагогическое наблюдение, исследовательский проект |
| Безопасность | 6 | 5 | 1 | беседа, игра, педагогическое наблюдение |
| Экология | 6 | 5 | 1 | беседа, игра, педагогическое наблюдение |
Итого: | 39 | 32 | 7 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
| Темы: | Содержание работы: |
| Вводное занятие. «Моя Родина – Россия».1 | Знакомство с коллективом детей. Беседа. Просмотр фильма о России, обсуждение, ответы на вопросы. |
| «Моя Родина – Россия»: Достопримечательности нашего города». | Рассказ о нашем городе, о его названии, о достопримечательностях. Беседа о любимом месте отдыха в нашем городе. |
| «Моя Родина – Россия»: «Города России». «Самые красивые места России». | Рассказ о городах России и их достопримечательностях. Просмотр фото иллюстраций. |
| «Моя Родина – Россия»: «Семь чудес России». | |
| «Моя Родина – Россия»: итоговое занятие». | Практическая работа. Игра «Угадай город по фото». Викторина. Педагогическое наблюдение. |
| «Страны мира: части света». | Рассказ (беседа) о том, какие есть страны мира с использованием фото и видеоматериалов. Беседа о языках, какие есть языки. Знакомство с картой мира. Нахождение и показ расположения стран на карте. Обсуждение. |
| «Страны мира: самые крупные и жаркие страны». | Знакомство с жаркими странами. Беседа о том, какие там есть достопримечательности. На каких языках разговаривают там жители. Природа и ее особенности. Рефлексия. |
| «Страны мира: итоговое занятие». | Практическая работа. Игра «Угадай страну по фото». Задания. Викторина. Педагогическое наблюдение. |
| «Космос: что мы знаем о космосе, знакомство с планетами солнечной системы и спутниками планет». | Беседа о том, что дети знают о космосе, что такое солнечная система, какие в ней есть планеты, краткие рассказы о самых больших планетах. Урок оснащен видео презентацией. |
| «Космос: покорение космоса, интересные факты о космосе». | Беседа о людях побывавших в космосе, о выдающихся и значимых людях, которые сделали большой вклад в изучение космоса. Демонстрация фото и видео материалов, рассказ об интересных космических фактах. |
| «Космос: практическое занятие». | Письменный опрос по теме двух занятий. Беседа. |
| «Природные явления: знакомимся с извержением вулкана». | Знакомство обучающихся с вулканом. Ответы на вопросы «Что такое вулкан?», «Чем опасен вулкан?». Рассказ о том, какие есть вулканы. Просмотр фильма. Экспериментальная деятельность – сделай свой вулкан. |
| «Природные явления: молния». | |
| «Природные явления: град». | |
| «Природные явления: торнадо». | |
| «Природные явления: волны». | |
| «Природные явления: итоговое занятие». | Экспериментальная деятельность. Наблюдение. Решение проблемных ситуаций. Подведение обучающихся к общему выводу. Рефлексия. |
| «Человек: Строение тела человека. Части тела». | |
| «Человек: глаза-зеркало души». | |
| «Человек: Для чего нужен язык?». | |
| «Человек: Загадки уха». | |
| «Человек: Как устроен волос». | |
| «Человек: Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?». | Рассказ об организме человека, об устройстве органа зрения. На практическом пособии демонстрируем течение слезы из глаза. |
| «Человек: Что такое икота?». | |
| «Человек: Кожа-самый большой орган человека». | |
| «Человек: Сон человека». | |
| «Человек: Итоговое занятие по теме». | Исследовательский проект. Обсуждение. Рефлексия. |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Форма контроля |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации
(нужно перечислить учебные пособия, учебно-методические рекомендации, рабочие тетради, справочники, словари, энциклопедии, видеоматериалы и т.п.)
Дидактический материал:
Здесь нужно перечислить демонстрационные и раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
Наглядный материал
Здесь нужно перечислить альбомы, атласы, карты, таблицы, которые Вы используете на занятиях
Описание общей методики работы
Здесь нужно кратко описать общую методику работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями обучающихся. (Можно описать структуру типичного занятия.)
Методы обучения
перечислить
Технологии обучения
В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:
здоровьесберегающие;
перечислите технологии, которые Вы используете (например: игровые, ИКТ-технологии, личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, проетного обучения, дифференцированного обучения, ТРИЗ и др.)
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы
Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.);
перечислите оценочные материалы (тестовые задания, анкеты, методики контроля), с учетом специфики Вашей программы.
VI. ЛИТЕРАТУРА
?
?
VII . ПРИЛОЖЕНИЕ
Материалы для оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучения ребенка по программе (диагностичесие таблицы, тесты, задания и т.п.)
Планирование составлено на основе авторской программы по внеурочной деятельности В.А. Горской, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2010 и сборника программ внеурочной деятельности: 1-4. Виноградовой Н. Ф. – М.: Вентана – Граф,2014 г.;
Верзилин Н.М. «По следам Робинзона». М.: Просвещение, 1990г.;
Григорьев Д.В. «Внеурочная деятельность школьников». М:. «Просвещение», 2004г.
Интернет ресурсы;