ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Наименование разделов | стр |
1 | Целевой раздел | 4 |
1.1. | Пояснительная записка | 4 |
1.2. | Цели и задачи программы | 6 |
1.3. | Планируемые результаты | 6 |
2 | Содержательный раздел | 7 |
2.1 | Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | 7 |
2.2 | Основные направления работы | 8 |
2.3 | Содержание работы по дополнительному образованию «Песочные сказки» | 8 |
2.4 | Методы и приёмы песочной терапии | 16 |
2.5 | Формы работы | 17 |
3 | Организационный раздел | 18 |
3.1 | Оснащение кабинета песочной терапии | 18 |
3.2 | Режим, учебная нагрузка | 19 |
3.3 | Материалы песочной терапии | 20 |
3.4 | Методическое обеспечение | 20 |
| Приложения: | |
1 | Учет посещаемости кружка | |
2 | Ритуалы приветствия | |
3 | Упражнения с использованием песка | |
4 | Диагностика | |
5 | Конспект занятия с элементами песочной терапии «Две песочные страны» | |
6 | Консультация для родителей «Песочная терапия» | |
Целевой раздел
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются эгоисты, чёрствые, бедные душой дети – а затем и взрослые.
Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! ». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Песочная терапия – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка. В настоящее время песочная терапия широко используется во всем мире в области дошкольного образования.
Песочная терапия намного эффективнее, чем стандартные приемы обучения. В условиях детского сада не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки, наглядно-образное мышление, восприятие и память. Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Частичный перенос коррекционных занятий в песочницу, дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во - первых усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во - вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа ручного интеллекта. В – третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика. В – четвертых, совершенствуется предметно – игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной…
В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни! Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
1.2 Цели и задачи программы
Цель – развитие эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук посредством песочной терапии.
Задачи:
Способствовать обеспечению психологического благополучия и здоровья детей;
Способствовать снятию мышечной напряжённости, стабилизации эмоционального состояния;
Пробуждать познавательную активность детей, расширять коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторик рук;
Развивать творческое воображение, зрительно-пространственную ориентировку, творческие (креативные) способности;
Способствовать развитию объективной самооценки, чувству контроля своего поведения, воспитывать положительные качества личности: усидчивость, терпение и т.д.
1.3 Планируемые результаты
• Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;
• Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т. д.) ;
• Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;
• Повышение уровня развития психических познавательных процессов;
• Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;
• Повышение самооценки дошкольника;
• Воспитание положительных нравственных качеств личности.
2. Содержательный раздел
2.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных устанок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома. Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
2.2 Основные направления работы
Вся работа ведется в трех направлениях:
Социально- личностное | Здоровьесберегающее | Интеллектуальное |
Эмоциональное благополучие | физкультурно – оздоровительная работа | расширение кругозора детей |
положительное отношение ребенка к себе и окружающим людям | профилактическая работа | формирование целенаправленного интереса к познанию |
развитие коммуникативной компетентности ребенка | работа по ОБЖ | развитие интеллектуальных способностей детей |
развитие социальных навыков у детей | | организация опытно – экспериментальной работы. |
бережное отношение к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному). | | |
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Но вся работа идет в три этапа.
2.3 Содержание работы по дополнительному образованию «Песочные сказки»
Сентябрь
1 занятие:
знакомство детей с правилами поведения в песочнице
- приветствие «Ладошки»
Цель: развивать сплоченность детей
- упражнение « Здравствуй, песок»
Цель: знакомство детей с песком, его свойствами.
- игра «Интервью»
Цель: развивать навыки общения детей
2 занятие:
- приветствие «Чуткие руки»
Цель: развивать доброжелательность детей
Упражнение «Песочный ветер»
Цель: учить детей управлять вдохом и выдохом
- игра «Дракон кусает свой хвост»
Цель: учить детей снимать напряженность, учить детей общаться
3 занятие:
Тема: «Песочный город»
- упражнение «Мы создаем город»
Цель: развивать и расширять представление об окружающем мире
- упражнение «Город и его жители»
Цель: развивать воображение и фантазию детей
- игра «Найди себе пару»
Цель: развивать самосознание детей
4 занятие:
Тема «Моя вообразилия»
- упражнение «Узоры на песке»
Цель: развивать зрительно-моторную координацию, воображение
- упражнение «Узоры из камешков»
Цель:учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию
- игра «Друзья»
Цель: развивать коммуникативные навыки детей
Октябрь
5 занятие:
Тема: «Мы исследователи»
-упражнение «Раскопайте мину»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия
- упражнение «Археология»
Цель: Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь
- игра «Гусеница»
Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества
6 занятие:
Тема: «Наше настроение»
- упражнение «Победитель злости»
Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие
- упражнение «Азбука настроения»
Цель: развивать фантазию, мелкую моторику рук
- игра «Комплименты»
Цель: учить детей позитивному отношению друг к другу
7 занятие:
Тема: «Мои друзья»
- упражнение «В гости к мышатам»
Цель : развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие
- упражнение «Зверюшки на дорожках»
Цель: развивать наблюдательность, учить детей сравнивать
- игра «Зайчики»
Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях
8 занятие:
Тема: «Сказки»
- упражнение «Три медведя»
Цель: развивать воображение, учить распологать предметы по всей плоскости песочного ящика
- упражнение «Песочное царство»
Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение, творческое мышление
- игра «Сочиняем сказки»
Цель : развивать умение выражать свое эмоциональное состояние
Ноябрь
9 занятие:
Тема: «Мы строители»
- упражнение «Мы строим, строим»
Цель: учить детей строить из песка, развивать внимание, воображение
- упражнение «Песочные строители»
Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и
зрительную память
- игра «Подари улыбку»
Цель: учить детей справляться с грустью
10 занятие:
Тема: «Мы путешественники»
- упражнение «Путешествие в сказку»
Цель: развивать образное мышление, воображение
- упражнение «Морские путешественники»
Цель: учить детей реализовывать свой потенциал
- игра «Тух, тух»
Цель: учить детей снимать мышечное напряжение детей
11 занятие:
Тема : «Животные»
- упражнение «Идут медвежата»
Цель: развивать тактильную чувствительность, воображения
- упражнение «Ползут змейки»
Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение
- игра ««Зайчики»
Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях
12 занятие:
Тема: «Угадалки»
- упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»
Цель: развивать умения представлять предметы по их словесному описанию
- упражнение «Угадай, какую цифру я нарисовала на песке?»
Цель: развивать у детей способность к счету, внимание, память
- игра «Угадалка»
Цель: развивать коммуникативные навыки детей
13 занятие:
Тема : «Ученики»
- упражнение «Перерисуй правильно точки»
Цель: помочь ребенку тренировать внимание инавыки счета
- упражнение «Геометрические фигуры»
Цель: развивать память , внимание, мышление
- игра « Школа»
Цель: развивать доброжелательные отношения,учить детей быть терпимее друг к другу
Декабрь
14 занятие:
Тема: «Мы ищем клад»
- упражнение « Волшебные отпечатки»
Цель: развивать зрительную память, воображение
- упражнение « В поисках клада»
Цель: развивать тактильную чувствительность, усидчивость
- игра «Найди клад»
Цель: развивать доброжелательные отношения
15 занятие:
Тема: « Детский сад»
- упражнение «Детские секретики»
Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию
- упражнение «Песочный садик»
Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, усидчивость,
- игра «Взаимоотношения»
Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях
16 занятие:
Тема: «Наши ладошки»
- упражнение «Чувствительные ладошки»
Цель:развивать интерес, стимуляцию внимания
- упражнение «Волшебные отпечатки»
Цель: развивать зрительную память , воображение
- игра «Отпечатки»
Цель: развивать коммуникативные навыки детей
17 занятие:
Тема : «Следы»
- упражнение « Необыкновенные следы»
Цель: развивать тактильную чувствительность, восприятие
- упражнение «Следы»
Цель: развивать мелкую моторику рук, речь детей
- игра «Кого не стало?»
Цель: развивать наблюдательность детей
Январь
18 занятие:
Тема: «Игрушки»
- упражнение «Спрячь игрушки»
Цель: развивать тактильное восприятие, мышление, фантазию
- упражнение «Забавы»
Цель: учить детей экспериментировать с мокрым песком
- игра « Игрушки»
Цель: развивать доброжелательное отношение детей друг к другу
19 занятие:
Тема: «Фантазии»
- упражнение «Страна чудес»
Цель: развивать фантазию, воображение, творчество
- упражнение «Фантазия»
Цель: развивать тактильную чувствительность
- игра «Радость»
Цель: учить детей быть терпимее друг к другу
20 занятие:
Тема: «Наше творчество»
- упражнение «Апликация на песке»
Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, речь, усидчивость
- упражнение «Моделирование»
Цель: развивать внимание, память, наблюдательность
- игра « Маленькое приведение»
Цель: учить детей проявлять свои чувства
21 занятие:
Тема: «Мы играем»
- упражнение «Игра с игрушками»
Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление, фантазию, усидчивость
- упражнение «Мы играем»
Цель: развивать пространственные представления, учить ориентироваться на « песочном листке»
- игра « Найди пару»
Цель: учить детей развивать самосознание
Февраль
22 занятие:
Тема: «Времена года»
- упражнение «Песочный дождик»
Цель: учить регулировать мышечное напряжение
- упражнение « Песочный ветер»
Цель: учить детей управлять вдохом и выдохом
- игра «Дождь»
Цель: развивать выдержку, самосознание
23 занятие:
Тема: «Умелые ручки»
- упражнение «Наши пальчики»
Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, усидчивость
- упражнение «Мы рисуем»
Цель: развивать творческое воображение, фантазию
- игра «Отпечатки»
Цель: развивать коммуникативные навыки детей
24 занятие:
Тема: «Весна»
- упражнение «Бусы для весны»
Цель: развивать мелкую моторику рук, фантазию
- упражнение «Почки березы»
Цель: развивать тактильную чувствительность
- игра «Волшебный сад»
Цель: учить детей снимать мышечное напряжение
25 занятие:
Тема: «Радость»
- упражнение «Радостные детки»
Цель: развивать творческое воображение, речь
- упражнение « Улыбка»
Цель: развивать мелкую моторику рук,речь
- игра «Радость»
Цель: учить детей быть терпимее друг к другу, развивать доброжелательность
26 занятие:
Тема: «В поисках клада»
- упражнение «Мой клад»
Цель: развивать тактильную чувствительность детей
- упражнение «Мой клад»
Цель: развивать мелкую моторику, усидчивость, речь
- игра «Чего не стало»
Цель: развивать наблюдательность детей
Март
27 занятие:
Тема : «Спасение принцессы»
- упражнение «Две принцессы»
Цель: развивать пространственные отношения, учить ориентироваться на «песочном листке»
- упражнение «Кто к нам приходил?»
Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие
- игра «Спасение принцессы»
Цель: развивать коммуникативные навыки, межличностные отношения
28 занятие:
Тема: «Секретные задания»
- упражнения « Секретные задания кротов»
Цель: развивать тактильную чувствительность, учить детей расслабляться
- упражнение «Мир из песка»
Цель : учить познавать внутренний мир ребенка, тактильную стимуляцию
- игра «Разведчики»
Цель: развивать наблюдательность, коммуникативные навыки детей
29 занятие:
Тема: «Веселые игры»
- упражнение « Мы играем»
Цель: Учить детей строить из песка, развивать внимание, воображение
- упражнение «Кроказябра»
Цель: развивать воображение, мышление, речь
- игра «Зайчики»
Цель: учить детей задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях
30 занятие:
Тема: «В поисках радуги»
Цель: гармонизация эмоционального состояния детей, коррекция негативных эмоциональных проявлений (тревога, страх, повышенный уровень агрессии).
Апрель
31 занятие:
Тема: «Лето»
- упражнение «Бусы для лето»
Цель: развивать мелкую моторику рук, фантазию
- упражнение «Листья березы»
Цель: развивать тактильную чувствительность
- игра «Волшебный сад»
Цель: учить детей снимать мышечное напряжение
32 занятие:
Тема: «Секретные задания»
- упражнения « Секретные задания кротов»
Цель: развивать тактильную чувствительность, учить детей расслабляться
- упражнение «Мир из песка»
Цель : учить познавать внутренний мир ребенка, тактильную стимуляцию
- игра «Разведчики»
Цель: развивать наблюдательность, коммуникативные навыки детей
33 занятие:
Тема: «Рисование цветным песком «Лето»
- пальчиковая игра «У кого картинка?»
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам
- Рисование цветным песком «Лето»
Цель: учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.
Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.
34 занятие:
Тема: «Мы идем в лес»
- упражнение «По тропинкам, по дорожкам»
Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие
- упражнение «Лес, поляна»
Цель: развивать тактильную чувствительность, слуховую память, произвольность
- игра «Найди себе пару»
Цель: развивать самосознание детей
Май
35 занятие:
Тема: «Мы играем с песком»
- упражнение «Песочный дождик»
Цель: учить регулировать мышечное напряжение
- упражнение « Песочный ветер»
Цель: учить детей управлять вдохом и выдохом
- игра «Дождь»
Цель: развивать выдержку, самосознание
36 занятие:
Тема: «Моя Фанталия»
- упражнение «Страна чудес»
Цель: развивать фантазию, воображение, творчество
- упражнение «Фантазия»
Цель: развивать тактильную чувствительность
- игра «Радость»
Цель: учить детей быть терпимее друг к другу
37 занятие:
Тема: «Наши игры»
- упражнение «Игра с игрушками»
Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление, фантазию, усидчивость
- упражнение «Мы играем»
Цель: развивать пространственные представления, учить ориентироваться на « песочном листке»
- игра « Найди пару»
Цель: учить детей развивать самосознание.
2.4 Методы и приёмы песочной терапии
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
5. Релаксация.
6.Концентрация.
7. Функциональная музыка.
8.Сказкотерапия.
2.5 Формы работы
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
9. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»; тематические праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т.д.
Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например: "Заборчики". (Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.
3. Организационный раздел
3.1 Оснащение кабинета песочной терапии
1.Стол с подсветкой, наполненный песком
Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.
2. Технические устройства
- Фотоаппарат, компьютер
3. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов.
Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.
- Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.
-Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т.п.)
- Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестница., заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение(вокзалы, больницы, школы и т.п.), храмы различных религий.
- Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.
- Деревья, кусты, цветы и другие растения.
- Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.
-Небесные объекты (солнце, луна, звезды, радуга и пр.)
- Транспортные средства( наземные, водные, воздушные)
- Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.
- Монеты, пуговицы, ювелирные изделия, нитки, кусочки кожи, меха.
- Миниатюрные музыкальные инструменты.
- Ритуальные предметы.
- «Мультяшные» персонажи.
- Маски
- Зеркала
- Ларцы, коробочки.
3.2 Режим, учебная нагрузка
Программа «Песочные сказки» рассчитана на 1 год, для детей от 5 до 6 лет. Занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю. Индивидуально с ребенком, с подгруппой 3-5 человек или с группой 10 человек. Продолжительность занятия 25-30 минут.
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Цель – настраиваю детей на совместную работу, устанавливаю эмоциональный контакт между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая
Основные цели: подвожу итог занятия, создаю у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепляю положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.
3.3. Материалы песочной терапии
- К материалам относятся различные предметы, используемые в песочной терапии. Все они обладают определенным содержанием, делятся на разные группы и вызывают у ребенка различные реакции.
Материалы, из которых изготовлены предметы песочной терапии:
-Металл -Кости
- Камень -Перья
- Стекло и кристаллы -Пластмасса
- Минералы
- Дерево
- Раковины.
3.4. Методическое обеспечение
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
2. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2010.
3. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», №3, 2004.
4. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб.: Речь, 2006.
5. Песочная терапия на сайте ndou195.ruindex.php…
6. Чудеса из песка на сайте stranagnomov.ru
7. М.Н. Заостровцева «Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников».
8. Журнал «Дошкольник» 2011 №7.
9. Журналы «Дошкольная педагогика»2008г. №3, 5, 2011г. №4,5.
10. Н.В. Микляева «Авторские методики и программы ДОУ: технология, разработка и описания».
11. С.Д. Саджина « Составление рабочих учебных программ для ДОУ
12. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – с. 2
13. Кузуб Н., Осипук Э., В гостях у Песочной Феи. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста// Вестник практической психологии образования - №1/2006
14. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – с. 65
15. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2002 г.
27