СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружковой работы "Волшебная кисточка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Волшебная кисточка» относится к духовно - нравственному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС  и рассчитана на два года обучения.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружковой работы "Волшебная кисточка"»










































Содержание

1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность

2. Программа дополнительного образования:

2.1 Цель программы

2.2 Задачи

2.3 Принципы

2.4 Этапы

2.5 Условия для занятия кружка

2.6 Средства для организации кружка:

3. Условия реализации программы:

3.1 Методы, приёмы и формы учебно – воспитательного процесса

3.2 Организационное обеспечение

3.3 Прогнозирование результатов

3.4 Оценка и анализ работ

3.5 Формы подведения итогов

4. Приложения



















«Ум ребенка – на кончиках его пальцев…»

В. А. Сухомлинский

1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность.


В современном мире детей все больше и больше увлекают информационные технологии – компьютеры, планшеты, сотовые телефоны и т. д. Что перерастает в снижение интереса к окружающему, стиранию граней между добром и злом, красивым и некрасивым. Перед взрослыми становиться вопрос как показать детям красоту и необычность мира, природы. Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.

До самореализации – долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. Это период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.

На протяжении всей моей работы я столкнулась с тем, что далеко не все семьи сегодня могут дать своим детям возможность развивать свои творческие способности в платных студиях, специализированных творческих школах, кружках и т.п.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированость графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря в группе, разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

К нетрадиционным способам рисования относится: рисование пальцами, восковые мелки, свеча, акварель, оттиск смятой бумагой, печать по трафарету, рисование по точкам, пластилиновое рисование, кляксография обычная, монотипия, монотипия пейзажная, набрызг, отпечатки листьев, тычкование, рисование манкой.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ. Проводятся консультации, презентации, на которых я показываю родителям, как рисовать нетрадиционными техниками.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к

развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения

индивидуальности. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь».

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно – творческих

способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных

материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

 Развивает уверенность в своих силах.

 Способствует снятию детских страхов.

 Учит детей свободно выражать свой замысел.

 Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

 Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми

материалами.

 Развивает мелкую моторику рук.

 Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

 Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

 Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной программы «Волшебная кисточка» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.


2. Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования разработана для детей в возрасте от 5 до 7 лет.  Все занятия в разработанной программе направлены на развитие у дошкольников

художественно – творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования. 

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные

потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

2.1 Цель программы: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

2.2 Задачи программы:

1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник

рисования с использованием различных изобразительных материалов.

2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

3. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобрази – тельных навыков ребенка.

4. Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

2.3 Принципы:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

  • Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих

целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно

образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в

воспитательный процесс.

  • Принцип интегрированного подхода реализуется с семьёй, а также при

перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление,

полученное ребенком от окружающей действительности.

  • Принцип гуманизма: ребёнок рассматривается как активный субъект в совместной с

педагогом деятельности.

  • Принцип доступности материала.


2.4 Этапы:

На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.


2.5 Условия организации кружка:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- музыкальное сопровождение и т. п.

- эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.

- новизна обстановки;

- разнообразные материалы;

- экспериментирование с красками, водой и бумагой, различными материалами

(ватные палочки, диски, семена и т.д).

2.6 Средства для организации кружка:

- книги о художниках, работающих в разных техниках;

- презентации;

- коллекции природных материалов.

3. Условия реализации программы:


    1. Методы, приёмы и формы учебно-воспитательного процесса:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последователь -

ности работы, совет)

- наглядные

- практические

- игровые

Используемые методы:

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как

следствие, познавательных способностей.

Основные применяемые технологии:

– Здоровьесберегающие технологии.

– Личностно-ориентированная технология.

– Игровые технологии

– Технология исследовательской деятельности

– ИКТ

    1. Организационное обеспечение:

- участники: педагоги – воспитатель, дети, родители. Необходимый контингент

воспитанников – 8 – 10 детей. Набор детей носит свободный характер и

обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Помощь родителей в подготовке дополнительных материалов для занятий, организации и проведения выставок, конкурсов.

- длительность: программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во

второй половине дня. Продолжительность занятий: старшая группа – 25 мин., Подготовительная к школе группа – 30 минут. Общее количество учебных занятий в год 36 ч.

Методы и приёмы

  • рисование песком;

  • рисование мыльными пузырями;

  • печать по трафарету;

  • граттаж;

  • кляксография с трубочкой;

  • монотипия;

  • набрызг;

  • оттиск мятой бумагой;

  • рисование поролоном;

  • гравюра;

  • пластилинография;

  • рисование пальцами и ладошками;

  • тычок жесткой полусухой кистью;

  • свеча + акварель;

  • рисование ватными палочками;

  • обрывание салфеток;

  • аппликация из резанных ниток;

  • аппликация из круп;

  • аппликация из ткани;

  • аппликация из крепированной бумаги;

    1. Ожидаемый результат:

На уровне ребенка:

  • желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;

  • умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности

разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;

  • развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных

умений цветовосприятия и зрительно – двигательной координации, умений анализиро – вать натуру;

  • умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания

законченного образа; умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявление желания участвовать в выставках детских работ;

  • развитие чувства прекрасного.

На уровне педагога:

  • создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с

использованием разнообразного художественного материала;

  • повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие;

  • поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах

художественно – эстетического воспитания детей.

На уровне родителей:

  • повышение компетентности в вопросах развития творческого воображения

дошкольников средствами рисования в нетрадиционных техниках;

  • развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми

творчеству.

На уровне педагогических технологий:

  • обогащение методов, приемов и форм работы по развитию творческого воображения у

детей дошкольного возраста.


3.4 Оценка и анализ работ

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.  По желанию дети забирают работы домой.

Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

3.5 Формы подведения итогов:

  • оформление выставочного стенда;

  • выступление на родительских собраниях;

  • проведение мастер – класса среди педагогов

Работа с родителями.

Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ. Проводятся консультации, презентации, на которых я показываю родителям, как рисовать нетрадиционными техниками.

Совместно с родителями будут осуществляться проекты:

– «Скоро, скоро Новый год!»;

– фотовыставка «Праздник пап, праздник мам»,

– будет оформлен уголок для детей: «Мастерская – «Умелые ручки».

Родительские собрания будут проводиться в разных формах: круглый стол, родительская приемная и т.п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам.

Содержание и формы работы с семьей в моей группе отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность тех или иных знаний.


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА» ПО «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Месяц(неделя)

Тема

Программное содержание

Вид работы

Сентябрь

(1 неделя)

Диагностика

(свободное эксперимен-тирование с материалами)

Совершенствовать умения и навыки в свобод - ном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадицион -

ных изобразительных техниках.

ОЭД

Сентябрь

(2 неделя)

Диагностика

(свободное эксперимен-тирование с материалами)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материа- лами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

ОЭД

Сентябрь

(3 неделя)

«Растения в нашей группе»

Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.

Оттиск поролоном

Сентябрь

(4 неделя)

«Грибы в корзинке»

Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки

Рисунки ладошками

Октябрь

(1 неделя)

«Мое любимое дерево осенью»

Познакомить детей с новым приёмом рисова - ния – кляксография трубочкой. Развивать воображение.

Кляксография трубочкой, рисование пальчиками

Октябрь

(2 неделя)

«Осень на опушке краски разводила»

Познакомить с новым видом изобразитель -

ной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Печать листьев

Октябрь

(3 неделя)

«Зачем человеку зонт»

Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.

Работа с трафаретом

Октябрь

(4 неделя)

«Мой любимый свитер»

Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы.

Оттиск печатками, рисование ластиками

Ноябрь

(1 неделя)

«Улетаем на юг»

Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги.

Кляксография

Ноябрь

(2 неделя)

«Необычная посуда»

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о пред -

метах.

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

Ноябрь

(3 неделя)

«Обои в моей комнате»

Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.

Оттиск печатками

+ поролон

Ноябрь

(4 неделя)

«Первый снег»

Учить рисовать дерево без листьев,

изображать снег пальчиками.

Монотипия, рисование пальчиками

Декабрь

(1 неделя)

«Зимние напевы»

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.

Набрызги

Декабрь

(2 неделя)

«Дымковская игрушка» (конь)

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.

Оттиск печатками

Декабрь

(3 неделя)

«Елочка нарядная»

Закрепить умение изображать елочные игрушки.

Рисование пальчиками, оттиск поролоном

Декабрь

(4 неделя)

«Дед Мороз»

Научить новому приему оформления

изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности

изображения.

Гуашь + соль

Январь

(2 неделя)

«Зимний лес»

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.

Рисунки из ладошки

Январь

(3 неделя)

«Морозный узор»

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Восковые мелки

+ акварель

Январь

(4 неделя)

Узор на тарелочке – городецкая роспись «Посуда»

Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь.

Тычок полусухой жесткой кистью

Февраль

(1 неделя)

«Необычные машины»

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.

Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ».

Февраль

(2 неделя)

«Галстук для папы»

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

Февраль

(3 неделя)

«Зимние напевы»

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.

Набрызг

Февраль

(4 неделя)

«Семеновские матрешки»

Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие.

Оттиск печатками

Март

(1 неделя)

Открытка для мамы

«8 Марта»

Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.

Печать по трафарету, воздушные фломастеры.

Март

(2 неделя)

Рисование + аппликация

«Моя семья»

Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения.

ОЭД

Март

(3 неделя)

«Веселые человечки»

Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении.

Волшебные веревочки

Март

(4 неделя)

«Ранняя весна»

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.

Монотипия пейзажная

Апрель

(1 неделя)

«Космический пейзаж»

Научить новому способу получения изображения – граттажу.

Освоение техник рисования – граттаж

Апрель

(2 неделя)

«Грачи прилетели»

Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.

Печать ластиком

Апрель

(3 неделя)

«Ворона»

Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.

Гуашь + манка

Апрель

(4 неделя)

«Аквариум»

Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.

Рисунки из ладошки

Май

(1 неделя)

«Праздничный салют»

Познакомить детей с новой техникой рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит.

Освоение техники рисования – восковые мелки + акварель.

Май

(2 неделя)

«Одуванчики в траве»

Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения, развивать мелкую моторику, цветовосприя –

тие, эстетические восприятие, воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.

Тычок жесткой полусухой кистью

+ манка

Май

(3 неделя)

«Красивый пейзаж»

Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы.

Рисование песком

Май

(4 неделя)

Диагностика

(свободное эксперимен-тирование с материалами)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материа- лами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

ОЭД


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА» ПО «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ


Месяц(неделя)

Тема

Программное содержание

Вид работы

Сентябрь

(1 неделя)

Диагностика

(свободное эксперимен-тирование с материалами)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

ОЭД

Сентябрь

(2 неделя)

Диагностика

(свободное эксперимен-тирование с материалами)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материа- лами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

ОЭД

Сентябрь

(3 неделя)

«Воздушные шары»

Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматически-ми (основными) и ахроматическими цвета-ми. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.

Освоение смешивания основных цветов краски для получения новых оттенков, более сложных.

Сентябрь

(4 неделя)

«Компоты и варенье»

Познакомить детей с новым видом изобразительной технике – печатание фруктами. Упражнять в печатании. Развивать чувства композиции световос-приятие, память, наблюдательность. Обобщить знания о фруктах и ягодах.

Освоение техники печатание фруктами (оттиск).

Октябрь

(1 неделя)

«Волшебный лес»

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Познакомить с новым видом изобразительной техники - «печать расте-ний». Развивать у детей видение художест-венного образа и замысла через природные формы. Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Освоение техники печатания растениями.

Октябрь

(2 неделя)

«Пестрый котенок»

Познакомить детей с техникой рисования тычком. Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного.

техника рисования тычком.

Октябрь

(3 неделя)

«Красная смородина»

Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом красной смородины. Формировать чувство композиции и ритма. Учить объединять разные техники в одной работе. (Техника тычка, печатание листьями.)

Освоение навыка совмещения, объединения двух техник в одной работе (тычки, печатание листьями).

Октябрь

(4 неделя)

«Подводный мир»

Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить детей работать с гуашью.

Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

Освоение техники рисования мыльными пузырями. (Заготовка фона для бедующего коллажа).

Ноябрь

(1 неделя)

«Разноцветные рыбки»

Вызвать интерес к рисованию восковыми карандашами. Стремиться передавать образ рыбки, добиваться выразительного образа. Познакомить детей с техникой коллаж. Закрепить умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккурат-ность, самостоятельность.

Освоение навыка рисования восковыми карандашами, техники коллаж.

Ноябрь

(2 неделя)

«Унылая пора! Очей очарованье»

Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).

Развивать эмоционально – эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.

Рисование ладошками, пальцами.

Ноябрь

(3 неделя)

«Рисуем по шаблону»

Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второсте-пенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изобра-жения разных объектов приемом обрисо-вывания готовых шаблонов разных геомет-рических форм.

Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Освоение рисования по шаблону.

Ноябрь

(4 неделя)

«Невидимый зверек»

Познакомить детей с техникой рисования свечей. Продолжать учить рисовать по шаблону. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятель-ность в выборе сюжета.

Освоение техники рисования свечой.

Декабрь

(1 неделя)

«Снегири на ветках»

Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью. Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир.

Освоение техники рисования тычком сухой, жесткой кистью.

Декабрь

(2 неделя)

«Зимние узоры»

Познакомить детей со способами изобра-жения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать вырази-тельные возможности, особенности рисова-ния данными способами. Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.

Продолжить освоение техники монотипия.

Декабрь

(3 неделя)

«Письмо для деда мороза»

Создать предпраздничное нестроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравив-шейся технике.

Самостоятельная работа детей.

Декабрь

(4 неделя)

«В лесу родилась елочка»

 Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.

Рисование нитками.

Январь

(2 неделя)

«Волшебница зима»

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызг. Учить новым спосо-бам получения изображений. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе.

Освоение технике рисования - набрызг.

Январь

(3 неделя)

«Сказочный зимний лес»

Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования. Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков).

Освоение техники – оттиск (капустный лист).

Январь

(4 неделя)

«Семья снеговиков»

Познакомить детей с техникой рисования оттиск тканью. Создать радостное, предпраздничное настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление.

Освоение технике рисования оттиск тканью.

Февраль

(1 неделя)

Симпатические чернила

включение детей в экспериментально-исследовательскую деятельность на основе формирования представлений о симпати-

ческих (невидимых) чернилах.

ОЭД

Февраль

(2 неделя)

«Разноцветное небо»

Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы.

Освоение техники рисования по мокрой бумаги.

Февраль

(3 неделя)

«Соленое море»

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображе-ния. Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

Освоение техники рисования с солью по сырой краске.

Февраль

(4 неделя)

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - нитко-графия (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

Освоение техники рисования – ниткография.

Март

(1 неделя)

«Подарок маме»

Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

Самостоятельная работа детей.

Март

(2 неделя)

«Фокус с тканью»

Узнать о свойствах воды и воздуха. Как можно сохранить ткань сухой в воде.

ОЭД

Март

(3 неделя)

«Ваза с цветами»

Учить детей создавать на картоне компози-

цию из природного материала — макарон, фасоли, гороха.

(аппликация из макаронных изделий)

Март

(4 неделя)

«Весенняя фантазия»

Упражнять в рисовании методом размы-вания краски на стекле и оттиска стекла на лист бумаги. Определить какими красками пользуется «Весна», развивать фантазию, воображение.

Освоение техники рисования – оттиск стеклом.

Апрель

(1 неделя)

«Весеннее дерево»

Продолжать знакомить детей с нетради-ционной техникой рисования «кляксо-графия». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и тычок). Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.

Освоение техник рисования – кляксография, тычок.

Апрель

(2 неделя)

«Планеты»

Закрепить умения детей в технике коллаж. Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность.

Заготовить детали для будущего коллажа, упражнять в вырезы-вании.

Апрель

(3 неделя)

«Космические дали»

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной технике и технике коллаж. Развивать умение самос-тоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрас-ного, желание создавать что-то нетради-ционное. Вызывать эмоциональное отноше-ние к образу.

Освоение техники коллаж. Продолжить осваивать набрызг.

Апрель

(4 неделя)

«Праздничная верба»

Рассказать почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Познакомить детей с новым материалом для рисования (пастель). Учить рисовать вербу по затонированой бумаге пастелью.

Рисование пастелью.

Май

(1 неделя)

«Праздничный салют»

Познакомить детей с новой техникой рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит.

Освоение техники рисования – восковые мелки + акварель.

Май

(2 неделя)

«Одуванчики - пушистое чудо природы»

Продолжить развивать у детей художест-венно-творческие способности с помощью техники - «набрызг». Обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие, воспитывать бережное отношение к приро-де средствами искусства.

Продолжить осваивать технику – набрызг (многослойный).

Май

(3 неделя)

«Вот и лето пришло»

Закреплять умение детей рисовать понра-вившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятель-ности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, жела-ние доводить начатое дело до конца.

Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей

Май

(4 неделя)

Диагностика

(свободное эксперимен-тирование с материалами)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материа- лами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

ОЭД


В программе «Волшебная кисточка» разработан механизм диагностики качества

образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитан –

никами теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используется диагностическая методика Г. А. Урунтаевой

«Диагностика изобразительной деятельности дошкольников». Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу – матрицу. В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень – В, средний – С, низкий – Н.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения недостатков.































Приложение

Нетрадиционные техники рисования.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо

вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по

бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом

заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой

или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,

салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки,

пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы

пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета,

листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или

окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и

правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются

салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в

блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет

мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от

маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный

комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная

подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и

размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие

мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная

подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и

размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и

мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная

подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и

размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и

блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой

бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок

мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем

закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается

белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной

его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются

симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист

снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно

украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно – белый граттаж

(грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть,

черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной

порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь

был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной

порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой

процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая

ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску,

выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из

трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости

процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика

(5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью

о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или

несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных

цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка.

Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой

поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет.

Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно

использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой

поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки

можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные

акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с

заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь

был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом.

После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание

недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение

пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной

половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке

(отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина

листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок,

после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку.

На кафельную плитку наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным

листом бумаги. Пейзаж получается размытым.










































Литература и интернет – источники


1.Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:

Мозаика – Синтез: ТЦ Сфера, 2003 – 75 с.

2. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144 с.

3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. – М.: Издательство

«Скрипторий 2003, 2013. – 80 с.

4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. – М.: Издательство

«Скрипторий 2003», 2013. – 72 с.

5. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие

дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.

6. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для

воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 128 с.

7. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,

планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2008 – 128 с.

8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим

навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, № 2.

9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2008. – 208 с., 16 л. вкл.

10. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml 8 августа 2018

11. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованых родителей. – СПб.: КАРО,2016. – 96 с. + 16 с. цв. вкл.

12. Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной

деятельности в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008. – 28 с.

13. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной

изобразительной деятельности. – СПб.: Каро, 2009. – 176 с.

14. Урунтаева Г. А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника»

– М.: «Академия», – 1999. – 96 с.

15. Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет. – М.: «Издательство Гном», 2007. – 64 с.

16. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96 с.

17. Цквитария Т. А Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в

ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

18. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста.

Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.

19. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 89 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!