СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса «Литература». 10 – 11 классы. Базовый уровень/ авт. – сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 48 с. – (ФГОС. Инновационная школа)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа курса «Литература». 10 – 11 классы. Базовый уровень/ авт. – сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 48 с. – (ФГОС. Инновационная школа)»

Раздел I. Пояснительная записка

Программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Рабочая программа составлена на основе:

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования с изменениями и дополнениями.

  2. Программа курса «Литература». 10 – 11 классы. Базовый уровень/ авт. – сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 48 с. – (ФГОС. Инновационная школа)

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательной программе в образовательном учреждении.

  4. Приказ об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных организаций Ставропольского края от 25.07.2014 №784-пр

  5. Методические рекомендации СКИРО ПК и ПРО по организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края в 2020 – 2021 учебном году. Авторы Н. Г. Масюкова, А.Г. Кунникова

  6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУЛ №3 г. Светлограда.

  7. Учебный план МБОУЛ №3 на 2020 – 2021 учебный год

  8. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУЛ №3 г. Светлограда.

  9. Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным). Основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.


Сведения об авторской программе

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (базовый уровень) и обеспечена:

  • УМК автор Зинин С.А.

  • Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях / С.А. Зинин, В.И. Сахаров.  – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2020

  • Методических рекомендаций по использованию учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В.А.Чалмаев, С.А.Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях / авт.-сост. С.А.Зинин – 4-е издание. – М.: «Русское слово», 2012 г. На период карантина рабочая программа по литературе реализуется с использованием электронного обучения

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего общего образования. Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2020 – 2021 учебном году в МБОУЛ № 3 в 10-х классах предполагает изучение литературы на базовом уровне в объеме 102 часа (3 часа в неделю).

В соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования Ставропольского края 10% времени отведено на изучение литературы, что составляет в 10 классе 10 часов в год.


Раздел II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литература»

в основной школе (к окончанию 10 класса)

Содержание стандарта будет реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико - стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  1. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  2. Самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Планируемые результаты изучения литературы за курс 10 класса


Личностными результатами изучения предмета «Литература» в основной школе являются:

  1. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  2. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  5. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  6. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  8. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  9. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  11. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются в:

Регулятивные

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. Смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  10. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Познавательные

  1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух

  2. Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным

  3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема)

  4. Владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным)

  5. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)

  6. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно

  7. Пользоваться словарями, справочниками

  8. Осуществлять анализ и синтез

  9. Устанавливать причинно-следственные связи

  10. Строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения

Коммуникативные

  1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  2. Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

  3. Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы

  4. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

  5. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

  6. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

  7. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра

  8. Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание

  9. Высказывать и обосновывать свою точку зрения

  10. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

  11. Задавать вопросы






Предметные результаты обучающихся основной школы состоят в следующем:

В познавательной сфере:

  1. Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  2. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  3. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  4. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  5. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  6. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

  7. Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  8. Собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  9. Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  10. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  11. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат их текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  12. Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  13. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  14. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств

В ценностно-ориентационной сфере:

  1. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  2. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  3. Собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  4. Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

В коммуникативной сфере:

  1. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  2. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  3. Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки

Внутренняя оценка включает:

1. Стартовая диагностика проводится с целью фиксации уровня подготовки по русскому языку и для оценки сформированности познавательных метапредметных умений, владение которыми является необходимым условием для продолжения обучения в основной школе.

Формы: тест, самостоятельная работа, проверочная работа, контрольное списывание с дополнительным грамматическим заданием.

Задания стартовой диагностики проверяют уровень сформированности у учащихся учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

2. Текущая и тематическая оценка проводится с целью фиксации уровня усвоения учебного материала по русскому языку или литературе и для оценки сформированности познавательных метапредметных умений.

Формы: самостоятельная работа, лабораторная работа, практикум, контрольная работа, проект.

3. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений оценки качества:

– диагностирует состояние учебно-воспитательного процесса, выявляет отклонения от запрограммированного результата (стандарта образования) образовательной организации, создает обстановку заинтересованности, доверия и совместного творчества: учитель – ученик, руководитель – учитель;

– формирует у учащихся положительное отношение к учебной деятельности, навыков самостоятельного учебного труда;

– повышает ответственность учителей за результативность работы;

– является эффективным инструментом управленческой деятельности.

4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в переводных классах всех ступеней обучения, тематического контроля, проводимого как учителями, так и администрацией, административного контроля.

Формы:

– итоговая контрольная работа;

– переводные письменные и устные экзамены;

– собеседование;

– итоговый опрос;

– тестирование;

– защита рефератов и творческих работ;

– защита проектов и другие формы.

К внешним процедурам оценивания относятся:

– государственная итоговая аттестация,

– независимая оценка качества образования и мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.

В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём:

– оценки трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);

– использование комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки;

– использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;

– использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.);

– целесообразно в обеспечении комплексности подхода к оценке образовательных достижений обучающихся использование материалов портфолио.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.


Оценка метапредметных результатов

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе

за курс Х класса

Учащиеся должны знать:

  1. Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм);

  2. Основные этапы развития литературы в XIX и XX столетиях;

  3. Содержание изученных произведений;

  4. Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;

  5. Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;

Учащиеся должны уметь:

Воспроизводить содержание литературного произведения;

  1. Определять родо-жанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;

  2. Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);

  3. Давать характеристику литературному произведению, исходя из
    особенностей исторической эпохи, в которую было создано это
    произведение;

  4. Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;

  5. Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  6. Выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;

  7. Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;

  8. Написать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;

  9. Написать сочинение на заданную тему.


Приложение № 1


№ урока

Вид контроля

Дата

Урок 14

Вводная контрольная работа


Урок 21

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по драме А.Н.Островского «Гроза»


Урок 28

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов»


Урок 35

Р.р. Анализ эпизода «Смерть Базарова».


Урок 37

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С. Тургенева


Урок 39

Контрольная работа за 1 полугодие


Урок 48

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. А. Некрасова


Урок 52

Р.р. Анализ стихотворения А.А. Фета


Урок 54

Р.р. Классное сочинение: анализ стихотворения (по выбору)


Урок 57

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. С. Лескова


Урок 60

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина (анализ сказки)


Урок 77

Р.р. Классное сочинение: сравнительная характеристика героев романа «Война и мир»


Урок 78

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»


Урок 86

Р.р. Анализ эпизода (классное сочинение) романа «Преступление и наказание»


Урок 88

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание»


Урок 96

Контрольная работа за 2 полугодие






Раздел III. Содержание тем учебного курса


Введение. Из истории русской литературы 19 века (1ч)


Из литературы первой половины XIX века (13 ч)


А.С. Пушкин (4 ч) Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бо­га роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

М.Ю. Лермонтов (4 ч) Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору.

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Н.В. Гоголь (4 ч) Повести: «Невский проспект». «Нос»

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» H.B. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.


Литература второй половины XIX века (84 ч)

Введение (1 ч)

Социально-политическая ситуация в России второй половины ХIХ века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1860–1880-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, её обращённость к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др. «Некрасовское» и «эстетическое» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины ХIХ века в развитие отечественной и мировой культуры.

Опорные понятия: историко-литературный процесс.

Внутрипредметные связи: «вечные» темы русской классики.

Межпредметные связи: отображение в литературе исторической эпохи.


А.Н.Островский (6 ч)

Пьеса «Свои люди - сочтемся!»

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!» Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка – три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

Пьеса «Гроза».

Статьи: Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве» (фрагменты); Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы» (фрагменты); А. А. Григорьев «После “Грозы” Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты).

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и её разрешение в пьесе.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев).

Опорные понятия: драма, семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: обращение героев А. Н. Островского к народной фразеологии; традиции отечественной драматургии в творчестве А. Н. Островского (пьесы Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя).

Межпредметные связи: А. Н. Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А. Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».


И.А. Гончаров (8 ч)

Роман «Обломов».

Статьи: Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?» (фрагменты); А. В. Дружинин «“Обломов”. Роман И. А. Гончарова» (фрагменты); Д. И. Писарев «Роман А. И. Гончарова “Обломов”» (фрагменты).

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали, психологический портрет.

Внутрипредметные связи: функции и виды сравнения в романе «Обломов»; И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (реж. Н. С. Михалков).


И.С. Тургенев (9 ч)

Цикл «Записки охотника» (2–3 рассказа по выбору). Роман «Отцы и дети». Стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю. П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Статьи: Н. Н. Страхов «И. С. Тургенев “Отцы и дети”» (фрагменты); Д. И. Писарев «Базаров. “Отцы и дети”, роман И. С. Тургенева» (фрагменты); М. А. Антонович «Асмодей нашего времени» (фрагменты).

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и её место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д. И. Писарева, Н. Н. Страхова, М. А. Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман, принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Внутрипредметные связи: особенности речевой характеристики героев романа «Отцы и дети»; И. С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: роман «Рудин».


Н.Г. Чернышевский (2 ч)

Роман «Что делать?» (обзор).

«Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г.Чернышевского.


Н.А. Некрасов (7 ч)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и Гражданин», «Тройка», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «Элегия. А.Н. Еву», «О Муза! я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Умру я скоро. Жалкое наследство…» и др. по выбору. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н. А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и её яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрёны Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т. п.). Проблема счастья и её решение в поэме Н. А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность литературного творчества, демократизация поэтического языка, трёхсложные размеры стиха.

Внутрипредметные связи: языковые средства «некрасовского стиля»; образ пророка в лирике А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, И. Е. Репина, Н. А. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н. А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».


Ф.И. Тютчев (2 ч)

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять…», «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое…»), «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Ещё земли печален вид…», «Полдень», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…» и др. по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф. И. Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской мантической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика, лирическая миниатюра.

Внутрипредметные связи: художественная функция глаголов с семантикой состояния в стихотворениях Ф. И. Тютчева; пантеизм как основа тютчевской философии природы; роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф. И. Тютчева.

Межпредметные связи: песни и романсы русских композиторов на стихи Ф. И. Тютчева (С. И. Танеев, С. В. Рахманинов и др.).

А.А. Фет (2 ч)

Стихотворения: «Шёпот, робкое дыханье…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Ещё майская ночь», «Заря прощается с землёю…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «На заре ты её не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Это утро, радость эта…», «Одним толчком согнать ладью живую…» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А. А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А. А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: лирическая исповедальность, мелодика стиха, звукопись, лирический образ-переживание.

Внутрипредметные связи: особенности поэтической морфологии лирики А. А. Фета; традиции русской романтической поэзии в фетовской лирике; А. А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Д. Минаева).

Межпредметные связи: П. И. Чайковский о музыкальности лирики А. А. Фета.


Н.С. Лесков (4 ч)

Повесть «Очарованный странник».

Стремление Н. С. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ, жанр путешествия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. С. Лескова и поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатлённый ангел».


М.Е. Салтыков-Щедрин (4 ч)

Сказки: «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пискарь». Роман-хроника «История одного города» (обзорное изучение).

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приёмы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т. п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина.

«История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка, сарказм, гротеск, ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные элементы в языке сатирической прозы М. Е. Салтыкова-Щедрина; фольклорные мотивы в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д. И. Фонвизина и Н. В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. С. Карасёв, М. С. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: сказки «Орёл-меценат», «Богатырь», «Коняга».


А.К. Толстой (2 ч)

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Государь ты наш батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Против течения» и др. по выбору.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А. К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А. К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма, историческая песня.

Внутрипредметные связи: традиции народной поэзии в лирике А. К. Толстого; А. К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приёмы в творчестве А. К. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А. К. Толстого; романсы П. И. Чайковского на стихи А. К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».


Л.Н. Толстой (17 ч)

Роман-эпопея «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романаэпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т. п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т. п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романаэпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея, «диалектика души», историософская концепция.

Внутрипредметные связи: своеобразие толстовского синтаксиса в романе-эпопее «Война и мир»; Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев; стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Н. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л. Н. Толстого (И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, М. В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. С. Башилов, Л. О. Пастернак, П. М. Боклевский, В. А. Серов, Д. А. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».


Ф.М. Достоевский (10 ч)

Роман «Преступление и наказание».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф. М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорблённых» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея, полифония (многоголосие), герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: особенности речевой характеристики героев «Преступления и наказания»; творческая полемика Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф. М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: язык и стиль Ф. М. Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. А. Завадского, Ю. П. Любимова, К. М. Гинкаса, Л. А. Кулиджанова, А. Н. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».


А.П. Чехов (7 ч)

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Студент», «Палата № 6» и др. по выбору. Пьеса «Вишнёвый сад».

Различение понятий «быт» и «бытие» в прозе А. П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишнёвый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотёп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишнёвом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие, лирическая комедия, подтекст, символическая деталь.

Внутрипредметные связи: «речевые портреты» персонажей «Вишнёвого сада»; А. П. Чехов и Л. Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях А. П. Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишнёвый сад» (постановки К. С. Станиславского, Ю. И. Пименова, В. Я. Левенталя, А. В. Эфроса, Л. Г. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Гроза», «Дядя Ваня».


Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века (1ч)


Зарубежная литература (4ч)

Г.де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы. Система образов.

Г.Ибсен. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения.

А.Рембо. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия.




Учебно-тематический план



№ п/п

Содержание

Количество часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

РК

1

Введение

1




2

Из литературы первой половины XIX века

13

3


3

3

Из литературы второй половины X IX века

84

14

8

7

4

Из зарубежной литературы

4


3


5

Итого

102

17

11

10






п/п

Раздел

Всего часов

Изучение нового материала

Развитие речи

Контрольная работа

Внеклассное чтение

1

Введение. Русская литература XIX века

1

1




Русская литература первой половины XIX века

2

А. С. Пушкин

4

3

1



М.Ю. Лермонтов

4

3

1



Н. В. Гоголь

4

3

1



Вводная контрольная работа

1



1


Русская литература второй половины XIX века

3


Обзор русской литературы второй половины XIX века

1

1




А. Н. Островский

6

5

1



И. А. Гончаров

8

6

1


1

И. С. Тургенев

9

6

2


1

Н. Г. Чернышевский

2

2




Контрольная работа за 1 полугодие

1



1


Н.А. Некрасов

7

6

1



Ф.И. Тютчев

2

2




А. А. Фет

2

1

1



А.Н. Толстой

2

1

1



Н. С. Лесков

4

2

1


1

М. Е. Салтыков – Щедрин

4

2

1


1

Л. Н. Толстой

17

13

2


2

Ф. М. Достоевский

10

7

2


1

А. П. Чехов

7

5

1


1

Контрольная работа за 2 полугодие

1



1


Итоговый урок

1

1










4

Зарубежная литература

4

1



3

ВСЕГО

102

71

17

3

11




Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 10 классе


№ п/п

Тема урока


Колич. часов

Дата

Примечание

Подготовка к ВПР, ЕГЭ


Литература XIX века

Введение (1 час)

1

Введение. Из истории русской литературы XIX века

1


1.1, 1.6

Литература первой половины XIX века (13 часов)

2

А.С. Пушкин (4 ч). Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики.

РК-1: Кавказ в судьбе поэта.

1


4.4


3

Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.).

1


4.4, 1.12

1.14

4

Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

1


4.4

5

Развитие речи. Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

1


4.4

1.12 / 1.14

6

М.Ю. Лермонтов (4ч). Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

РК-2: «Здесь Пушкина изгнанье началось, а Лермонтова кончилось изгнанье».

1


4.4

1.12 / 1.14

7

Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

1


4.4 / 1.12

8

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность.

1


1.12 / 4.6


9

Развитие речи. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

РК-3: Лермонтовские адреса на Кавказе.

1


1.12

4.6 / 1.14

10

Н. В. Гоголь (4 ч). Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» H.B. Гоголя.

1


1.12 / 4.6

11

Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе.

1


С 1 - С 5

12

Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире.

1


С 1 - С 5

13

Развитие речи. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

1


4.8

14

Вводная контрольная работа


1



Русская литература второй половины XIX века (84 часа)

15

Введение (1 ч). Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе. Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни. Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

1


1.7

4.8

16

А.Н.Островский (6 ч). Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!» Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии.

1


4.8 / 1.7

1.8

1.12 / 1.14

17

Большов, Подхалюзин и Тишка – три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

1


1.8


18

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза».

1


8.1

19

Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

1


С 1 - С 5

20

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.

1


С 1 - С 5

21

Развитие речи. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев). Подготовка к домашнему сочинению по драме А.Н.Островского «Гроза»

1


1.8 / 1.9

22

И.А.Гончаров (8 ч). Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.

1


5.5

23

Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.).

1


5.5

1.15

24

Любовная ис­тория как этап внутреннего самоопределения героя.

1


5.5

25

Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».

1


5.5

26

Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова».

1


1.8

27

Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.

1



28

Развитие речи. «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин). Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1



29

Внеклассное чтение. Нравственные проблемы, отраженные в современной литературе.

РК-4: Публицисты Ставрополья о «нравственном здоровье»

1


5.5

1.8

30

И. С. Тургенев (9 ч). Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

1


5.2

31

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.

1


5.2

32

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий.

1


5.2

33

Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.

1


5.2

34

Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения.

1


5.2

35

Развитие речи. Анализ эпизода «Смерть Базарова».

1



36

Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

1


5.2

Сочинение

37

Развитие речи. Стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача». Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С. Тургенева

1



38

Внеклассное чтение. Человек и окружающий мир. Экологическая проблема современности: защита природы или бездуховность – что страшнее?

РК-5: Человек и природа в творчестве ставропольских писателей.

1



39

Контрольная работа за 1 полугодие

1


Проекты

40

Н.Г. Чернышевский (2 ч). «Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.

1



41

Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г.Чернышевского.

1


5.3

42

Н.А. Некрасов (7 ч). «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасо­ва-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет.

1


5.3

43

Лирический эпос как фор­ма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

1



44

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказоч­но-мифологические приемы построения сюжета поэмы.

1


5.4

45

Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта–Оболдуева, князя утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.).

1


5.4

46

Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.).

1



47

Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

1


5.6

5.7

48

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. А. Некрасова

1


5.6

49

Ф.И. Тютчев (2 ч). «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глуби­на и образная насыщенность. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния че­ловеческого «я» и стихийных сил природы.

1


5.7

50

Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм зву­чания любовной лирики поэта.

1


5.7

51

А. А. Фет (2 ч). Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного на­строения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы.

1



52

Развитие речи. Кра­сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника. Анализ стихотворения

РК-6: Пейзажная лирика ставропольских поэтов

1


1.12 / 1.14

53

А. К. Толстой (2 ч). Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

1



54

Развитие речи. Классное сочинение: анализ стихотворения (по выбору)

1



55

Н.С. Лесков (4 ч). Повесть «Очарованный странник». Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести.

1


5.8

56

«Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере.

1


5.9

57

Развитие речи. Сказовый характер повествования, стилистиче­ская и языковая яркость «Очарованного странника». Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. С. Лескова

1


5.9

58

Внеклассное чтение. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

1


5.10

С1-5

59

М. Е. Салтыков-Щедрин (4 ч).

Сказки: «Медведь нам воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь». «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина – сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1



60

Развитие речи. Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках.

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина (анализ сказки)

1


5.10

61

Внеклассное чтение. Роман-хроника «История одного города»

«История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”.

1


5.10

62

Внеклассное чтение. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”

1



63

Л.Н. Толстой (17 ч). Роман «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п.

1



64

Художественно-философское осмысление сущности войны в романе.

1



65

Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

1


5.10

66

Внеклассное чтение. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого

РК-7: Толстой на Кавказе

1



67

Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора.

1


5.10

68

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова

1


5.10

69

Сложность и противоречивость жизненного пути героев

1


5.10

70

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.).

1


5.10

71

Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

1



72

«Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса.

1


5.11

73

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

1


5.11

74

Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе.

1


5.11

75

Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народ­но-патриотического сознания.

1


5.11

76

Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи.

1


5.11

77

Развитие речи. Классное сочинение: сравнительная характеристика героев романа (по выбору): Кутузов и Наполеон, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Наташа Ростова и Элен Курагина, семья Ростовых и семья Курагиных

1


5.11

78

Развитие речи. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. Подготовка к домашнему сочинению Анализ эпизода из романа «Война и мир».

1


5.11

79

Внеклассное чтение. Человек на войне. Тема войны в современной литературе.

РК-8: Ставропольские писатели о ВОв.

1


5.11

80

Ф.М. Достоевский (10 ч). Роман «Преступление и наказание».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.

1


5.12

81

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

1



82

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

1



83

Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.).

1



84

Принцип полифонии в решении философской проблематики романа.

1



85

Раскольников и «вечная Сонечка».

1



86

Развитие речи. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Анализ эпизода (классное сочинение)

1



87

Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова.

1



88

Развитие речи. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание»

1



89

Внеклассное чтение. Человек и общество на страницах современной литературы.

РК-9: Реализация темы в творчестве ставропольских авторов

1



90

А.П. Чехов (7 ч). Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.

1


6.1

6.2

91

Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

1


6.1

С1-5

92

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад».

1


6.1

93

Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии.

1


6.1

94

Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе.

1


6.1

95

Развитие речи. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

1


6.1

96

Контрольная работа за 2 полугодие

1



97

Итоговый урок (1ч). Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века

1



98

Внеклассное чтение. К. Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяже­лой жизни простого народа, тема женской судьбы, об­раз горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

РК-10:Национальная литература народов Кавказа

1


5.6

5.7

5.8

Зарубежная литература (4 часа)

99

Внеклассное чтение. Г.де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы. Система образов.

1


С 1 - С 5

100

Внеклассное чтение. Г.Ибсен. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения.

1



101

Внеклассное чтение. А.Рембо. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия.

1



102

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения

1








16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!