Пояснительная записка
Программа курса «Мы- твои друзья» общеинтеллектуального направления.
Актуальность программы
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Описание места данного курса в основной образовательной программе
Календарно-тематическое планирование составлено по
авторской программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы – твои друзья» для 1-4 классов
Основной целью программы «Мы — твои друзья» является формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.
Общие задачи программы:
— формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
— развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;
— вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.
Центральный объект программы — взаимоотношения человека с домашними животными.
Основной акцент сделан на формировании ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным. Важно, чтобы ребенок воспринимал животное не только как объект наблюдения и изучения, но и понимал, что перед ним живое существо, которое может испытывать боль и радость, страх и удовольствие, резвиться и недомогать. Домашний питомец способен быть преданным и надежным другом, вызывать восхищение своей особой красотой, удивлять физическими способностями.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
Основная форма реализации программы — внеурочная деятельность (классные часы, факультативы и т.д.).
Дополнительные формы — интеграция в базовые учебные курсы.
Ведущая роль при этом принадлежит курсу «Окружающий мир». Этот предмет обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми. Программа данного курса также предусматривает знакомство младших школьников с различными домашними питомцами, особенностями их строения и поведения, элементарными правилами ухода за кошками и собаками.
На уроках литературного чтения младшие школьники изучают произведения отечественных и зарубежных писателей и поэтов, в которых отражены различные аспекты взаимоотношений человека и домашних животных.
Различные аспекты отношения к домашним питомцам рассматриваются на уроках предметов эстетического цикла. Определенным потенциалом обладают и другие учебные предметы (математика, иностранный язык, технология, ОБЖ, физкультура).
Содержательные элементы программы могут быть органично включены в такие разделы ООП НОО, как программа формирования у школьников универсальных учебных действий; программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Группа/категория учащихся: 9-10 лет.
Объем программы, срок ее освоения, режим занятий
На изучение предмета «Мы – твои друзья» отводится 1 час в неделю.
Курс рассчитан на 18 часов.
Планируемые результаты освоения курса «Мы- твои друзья» - 4 класс
Результаты освоения программы:
Личностные результаты:
— интерес к изучению домашних животных;
— умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
— готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;
— желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.
Метапредметные результаты:
— навыки организации своей деятельности: простановка цели, планирование этапов, оценка результатов своей деятельности;
— приемы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних животных: формулирование (с помощью учителя) цели исследования, наблюдение, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
— навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации; поиск, отбор и анализ информации;
— навыки эффективной коммуникации — взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированные представления об экологии как важном элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
в трудовой сфере — использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами;
в эстетической сфере — умение оценить красоту животного;
в сфере физической культуры — элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним животным могут повлиять на физическую активность хозяина.
Способы проверки результатов: исследовательские мини-проекты, опрос, отчет микрогрупп (творческие задания поискового характера).
Форма подведения итогов: вернисаж «Как кошка с собакой? »
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата (число, месяц, год) | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | | Давайте познакомимся! | 1 | |
2 | | Урок-проект . Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! | 1 | |
3 | | Урок-исследование. Как мы устроены? | 1 | |
4 | | Урок-практикум. Как за нами ухаживать? | 1 | |
5 | | Из опыта содержания домашних животных. Как правильно воспитывать питомцев? | 1 | |
6 | | На приёме у Айболита. Встреча с ветврачом. | 1 | |
7 | | Мы с тобой друзья! Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце. | 1 | |
8 | | Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки — герои. | 1 | |
9 | | Мой питомец — самый лучший! Выставка рисунков, плакатов, фотографий, поделок. | 1 | |
10 | | Игры с питомцем: проводим время вместе. | 1 | |
11 | | Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками. | 1 | |
12 | | Различные позы и поведение кошек и собак. Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек. | 1 | |
13 | | Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. | 1 | |
14 | | Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. | 1 | |
15 | | Собака или кошка? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать себе домашнего питомца. | 1 | |
16 | | Урок Добра. «Мы в ответе за тех, кого приручили. | 1 | |
17 | | Профессии людей. Фелинолог, кинолог , дрессировщик, кинологи — пограничники и др. | 1 | |
18 | | Вернисаж «Как кошка с собакой?» | 1 | |
Содержание программы курса «Мы -твои друзья»
Давайте познакомимся! Почему люди заводят домашних животных. Питомец — животное, за которым ухаживает человек, проявляя при этом ласку и заботу. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Влияние общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие человека. Почему важно обсудить приобретение питомца всей семьей? Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Справочная литература, периодические издания, телепередачи, интернет-ресурсы, посвященные содержанию животных. Нормативные документы, регулирующие правила содержания домашних питомцев. Права и обязанности хозяев животных.
Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! Родословное дерево собак и кошек. История их одомашнивания. История появления различных пород кошек и собак, их назначение. Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек. Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. Собака или кошка? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать себе домашнего питомца. «Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца — ответственность.
Как мы устроены и как за нами ухаживать? Особенности организма собак и кошек. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия. Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Животные тоже стареют. Культура содержания собак и кошек в городе. Как должно быть обустроено место для собаки или кошки в городской квартире. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Почему появляются бездомные кошки и собаки?
Школа для животные: как правильно воспитывать питомцев.
Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак. Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек. Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. Методы поощрения в воспитании. Как правильно воспитывать кошек? Игры с питомцем: проводим время вместе. Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками.
На приеме у Айболита
Здоров ли ваш питомец. Первые признаки недомогания у кошек и собак. В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. Что нужно знать о прививках собакам и кошкам. Гигиена — прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Какие правила помогут избежать заражения.
Мы с тобой друзья!
Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце. Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки — герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными. Мой питомец — самый лучший! Выставки рисунков, плакатов, фотографий, поделок в рамках тематических недель. Подведение итогов.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Авторская программа внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы – твои друзья» для 1-4 классов
Книга для учителя «Мы – твои друзья» для 1-4 классов авторов А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова
Рабочая тетрадь «Мы – твои друзья» для 1-4 классов автора А. Г. Макеевой
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. Слайды, соответствующие содержанию обучения.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Печатная продукция: Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения). Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).