СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса ОРКСЭ (модули ОМРК и ОПК) для 4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса ОРКСЭ (модули ОМРК и ОПК)

Просмотр содержимого документа
«Программа курса ОРКСЭ (модули ОМРК и ОПК) для 4 классов»

Программа курса ОРКСЭ для 4 классов (модули ОМРК и ОПК)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов МБОУ Лицей №185 в соответствии с рабочей программой предмета «Основы мировых религиозных культур» обязательной предметной области «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для начального общего образования на основе:

- нормативных документов:

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373.

О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373: приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241.

О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373: приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357.

О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373: приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. № 1060.

Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Лицей №185.

информационно-методических материалов:

- авторской учебной программы А.Я. Данилюк. Основы мировых религиозных культур. 4 класс, 2010



В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну.

В ФГОС начального общего образования с этой целью введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования включён обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с основами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур. Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России.

В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появляется возможность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия. В результате освоения данного предмета школьниками будут усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием. Всё это обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным.















ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Программы модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования и результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также требованиям, изложенным в приказе Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов…».

Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. В связи с этим предмет «Основы религиозных культур и светской этики» способствует формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Такие планируемые результаты освоения предмета ОРКСЭ обозначены и в ФГОС НОО. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны.

Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ организует коммуникативную деятельность обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии.

Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.

Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о духовных традициях посредством:

• ориентации содержания всех модулей учебного предмета на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

• педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного предмета; • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного предмета, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.);

• единых требований к планируемым результатам освоения содержания учебного предмета ОРКСЭ.

































МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из модулей «Основы буддийской культуры», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения учебным предметом наряду с такими предметами, как русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени, отводимого на предмет, составляет 34 часа в год.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. Учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Изучается модуль в объёме 34 часов (1 час в неделю) в 4 классе.













ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства.

Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать:

• их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; • пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;

• осознанию ими ценности человеческой жизни;

• развитию их коммуникативных качеств.

В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет формироваться потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России. Младшие школьники научатся полноценно воспринимать притчи как произведения морально-этического содержания, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства.

Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России





ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:

— первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

— второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

— третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Личностные результаты:

• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;

• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

• формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

• развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

• совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

• совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;

• формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;

• развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;

• формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности







































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Модуль «Основы православной культуры». Россия — наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству.



Модуль «Основы мировых религиозных культур». Россия — наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Творческие работы учащихся. История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.



















Календарно-тематическое планирование для 4 А класса по учебному предмету «Основы православной культуры» на 2019-2020 уч. год.

п\п

Раздел. Тема.






Дата проведения

Количес-тво часов

Причина пропуска и день ликвидации

Система диагностики

По плану

По факту

1

Россия – наша Родина.




1



2

Россия – наша Родина

.



1



3

Культура и религия.




1



4

Человек и Бог в православии.




1



5

Православная молитва.




1



6

Библия и Евангелие.




1



7

Проповедь Христа.




1



8

Христос и Его Крест.




1



9

Пасха.




1



10

Православное учение в человеке.




1



11

Совесть и раскаяние.



1



12

Заповеди.



1



13

Милосердие и сострадание.



1



14

Золотое правило этики.



1



15

Храм.



1



16

Икона.



1



17

Творческие работы учащихся.



1



18

Творческие работы учащихся.



1



19

Как христианство пришло на Русь.



1



20

Подвиг.



1



21

Заповеди блаженств.



1



22

Зачем творить добро?



1



23

Чудо в жизни христианина.



1



24

Православие о Божьем суде.



1



25

Таинство причастия.



1



26

Монастырь.



1



27

Отношение христианина к природе.



1



28

Христианская семья.



1



29

Защита Отечества.



1



30

Христианин в труде.



1



31

Любовь и уважение к Отечеству.



1



32

Подготовка

творческих

проектов.



1



33

Подготовка

творческих

проектов.



1



34

Промежуточная аттестация. Защита проекта.



1




ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Нормативная документация

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011


Учебно-методический комплект

1 .А.В.Кураев, Основы православной культуры (учебник): 4 класс, 4-е издание, пепреработанное, М.: «Просвещение», 2017.

2. А.В.Кураев, Основы православной культуры ( рабочая тетрадь): 4 класс, 2-е издание, М.: «Просвещение», 2016.


Интернет – ресурсы.

  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

  • УМК "Начальная школа  ХХI века"

  • http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

  • http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

  • http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

  • Библиотека им.Л.Н. Толстого г. Новосибирска -http://cbstolstoy.ru/

  • Музей Октябрьского района г. Новосибирска района-m-nsk.ru





Календарно-тематическое планирование по учебному предмету ОРКСЭ для 4А,4Б,4М, 4М-1 классов на 2019-2020уч.г



п/п

Тема

урока

Кол-во часов










Дата контроля.

По плану 4А

По факту 4А

По плану 4Б

По факту 4Б

По плану 4М

По факту 4М

По плану 4М-1

По плану 4М-1

Причина пропуска и день ликвидации


1.-2

Россия – наша родина


2











3.

Культура и

религия.

1











4.

Культура и

религия.

1











5.

Возникновение религий.

Древнейшие

верования

1











6.

Возникновение религий.

Религии

мира и их

основатели.

1











7.

Священные

Книги религий мира: Веды, Авеста,

Трипитака

1











8.

Священные

книга мира:

Тора, Библия,

Коран

1











9.

Хранители

предания в религиях

мир Проверочная работа

1











10.

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния

1











11.

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1











12

Человек в

религиозных традициях

мира

1











13.

Священные

сооружения.

1











14.

Священные

сооружения

1











15.

Искусство в

религиозной

культуре

1











16.

Искусство в

религиозной

культуре

1











17.

Творческие

работы

учащихся .Практическая работа.

1











18.

Презентация

творческих

работ

1











19.

История религии

России

1











20.

Религии

России

1











21.

Религиозные

ритуалы.

Обычаи о

обряды.

1











22.

1











23.

Паломничества и святыни

1











24.

Праздники и календари

1











25.

Праздники и календари



1











26.

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в религиях

Мира. Синквейн.

1











27.

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в религиях мира

1











28.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

1











29.

Семья

1












30.

Долг, свобода, ответственность, труд

1











31.

Любовь и

уважение к

Отечеству.


1











32.


Подготовка

творческих

проектов.

1











33-34.

Презентации

творческих

проектов

2












ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Нормативная документация

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011


Учебно-методический комплект

А.Л Беглов, Е.В. Саплина, Основы мировых религиозных культур (учебник): 4 класс, М.: «Просвещение», 2012.

Интернет – ресурсы.

  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

  • УМК "Начальная школа  ХХI века"

  • http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

  • http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

  • http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

  • Библиотека им.Л.Н. Толстого г. Новосибирска -http://cbstolstoy.ru/

  • Музей Октябрьского района г. Новосибирска района-m-nsk.ru




6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!