Программа курса ОРКСЭ для 4 классов (модули ОМРК и ОПК)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов МБОУ Лицей №185 в соответствии с рабочей программой предмета «Основы мировых религиозных культур» обязательной предметной области «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для начального общего образования на основе:
- нормативных документов:
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373.
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373: приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241.
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373: приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357.
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373: приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. № 1060.
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Лицей №185.
информационно-методических материалов:
- авторской учебной программы А.Я. Данилюк. Основы мировых религиозных культур. 4 класс, 2010
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну.
В ФГОС начального общего образования с этой целью введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования включён обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с основами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур. Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России.
В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появляется возможность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия. В результате освоения данного предмета школьниками будут усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием. Всё это обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программы модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования и результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также требованиям, изложенным в приказе Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов…».
Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. В связи с этим предмет «Основы религиозных культур и светской этики» способствует формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Такие планируемые результаты освоения предмета ОРКСЭ обозначены и в ФГОС НОО. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны.
Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ организует коммуникативную деятельность обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии.
Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о духовных традициях посредством:
• ориентации содержания всех модулей учебного предмета на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
• педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного предмета; • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного предмета, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.);
• единых требований к планируемым результатам освоения содержания учебного предмета ОРКСЭ.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из модулей «Основы буддийской культуры», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения учебным предметом наряду с такими предметами, как русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени, отводимого на предмет, составляет 34 часа в год.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. Учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Изучается модуль в объёме 34 часов (1 час в неделю) в 4 классе.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства.
Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать:
• их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; • пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;
• осознанию ими ценности человеческой жизни;
• развитию их коммуникативных качеств.
В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет формироваться потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России. Младшие школьники научатся полноценно воспринимать притчи как произведения морально-этического содержания, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства.
Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:
— первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
— второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
— третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
• формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
• формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
• развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
• формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Модуль «Основы православной культуры». Россия — наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству.
Модуль «Основы мировых религиозных культур». Россия — наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Творческие работы учащихся. История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.
Календарно-тематическое планирование для 4 А класса по учебному предмету «Основы православной культуры» на 2019-2020 уч. год.
№ п\п | Раздел. Тема. | Дата проведения | Количес-тво часов | Причина пропуска и день ликвидации | Система диагностики |
По плану | По факту |
1 | Россия – наша Родина. | | | 1 | | |
2 | Россия – наша Родина . | | | 1 | | |
3 | Культура и религия. | | | 1 | | |
4 | Человек и Бог в православии. | | | 1 | | |
5 | Православная молитва. | | | 1 | | |
6 | Библия и Евангелие. | | | 1 | | |
7 | Проповедь Христа. | | | 1 | | |
8 | Христос и Его Крест. | | | 1 | | |
9 | Пасха. | | | 1 | | |
10 | Православное учение в человеке. | | | 1 | | |
11 | Совесть и раскаяние. | | | 1 | | |
12 | Заповеди. | | | 1 | | |
13 | Милосердие и сострадание. | | | 1 | | |
14 | Золотое правило этики. | | | 1 | | |
15 | Храм. | | | 1 | | |
16 | Икона. | | | 1 | | |
17 | Творческие работы учащихся. | | | 1 | | |
18 | Творческие работы учащихся. | | | 1 | | |
19 | Как христианство пришло на Русь. | | | 1 | | |
20 | Подвиг. | | | 1 | | |
21 | Заповеди блаженств. | | | 1 | | |
22 | Зачем творить добро? | | | 1 | | |
23 | Чудо в жизни христианина. | | | 1 | | |
24 | Православие о Божьем суде. | | | 1 | | |
25 | Таинство причастия. | | | 1 | | |
26 | Монастырь. | | | 1 | | |
27 | Отношение христианина к природе. | | | 1 | | |
28 | Христианская семья. | | | 1 | | |
29 | Защита Отечества. | | | 1 | | |
30 | Христианин в труде. | | | 1 | | |
31 | Любовь и уважение к Отечеству. | | | 1 | | |
32 | Подготовка творческих проектов. | | | 1 | | |
33 | Подготовка творческих проектов. | | | 1 | | |
34 | Промежуточная аттестация. Защита проекта. | | | 1 | | |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Нормативная документация
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011
Учебно-методический комплект
1 .А.В.Кураев, Основы православной культуры (учебник): 4 класс, 4-е издание, пепреработанное, М.: «Просвещение», 2017.
2. А.В.Кураев, Основы православной культуры ( рабочая тетрадь): 4 класс, 2-е издание, М.: «Просвещение», 2016.
Интернет – ресурсы.
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
УМК "Начальная школа ХХI века"
http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
Библиотека им.Л.Н. Толстого г. Новосибирска -http://cbstolstoy.ru/
Музей Октябрьского района г. Новосибирска района-m-nsk.ru
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету ОРКСЭ для 4А,4Б,4М, 4М-1 классов на 2019-2020уч.г
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | | | | | | | | | | Дата контроля. |
По плану 4А | По факту 4А | По плану 4Б | По факту 4Б | По плану 4М | По факту 4М | По плану 4М-1 | По плану 4М-1 | Причина пропуска и день ликвидации | |
1.-2 | Россия – наша родина | 2 | | | | | | | | | | |
3. | Культура и религия. | 1 | | | | | | | | | | |
4. | Культура и религия. | 1 | | | | | | | | | | |
5. | Возникновение религий. Древнейшие верования | 1 | | | | | | | | | | |
6. | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | 1 | | | | | | | | | | |
7. | Священные Книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака | 1 | | | | | | | | | | |
8. | Священные книга мира: Тора, Библия, Коран | 1 | | | | | | | | | | |
9. | Хранители предания в религиях мир Проверочная работа | 1 | | | | | | | | | | |
10. | Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния | 1 | | | | | | | | | | |
11. | Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | 1 | | | | | | | | | | |
12 | Человек в религиозных традициях мира | 1 | | | | | | | | | | |
13. | Священные сооружения. | 1 | | | | | | | | | | |
14. | Священные сооружения | 1 | | | | | | | | | | |
15. | Искусство в религиозной культуре | 1 | | | | | | | | | | |
16. | Искусство в религиозной культуре | 1 | | | | | | | | | | |
17. | Творческие работы учащихся .Практическая работа. | 1 | | | | | | | | | | |
18. | Презентация творческих работ | 1 | | | | | | | | | | |
19. | История религии России | 1 | | | | | | | | | | |
20. | Религии России | 1 | | | | | | | | | | |
21. | Религиозные ритуалы. Обычаи о обряды. | 1 | | | | | | | | | | |
22. | 1 | | | | | | | | | | |
23. | Паломничества и святыни | 1 | | | | | | | | | | |
24. | Праздники и календари | 1 | | | | | | | | | | |
25. | Праздники и календари | 1 | | | | | | | | | | |
26. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях Мира. Синквейн. | 1 | | | | | | | | | | |
27. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | 1 | | | | | | | | | | |
28. | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь | 1 | | | | | | | | | | |
29. | Семья | 1 | | | | | | | | | | |
30. | Долг, свобода, ответственность, труд | 1 | | | | | | | | | | |
31. | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | | | | | | | | | | |
32. | Подготовка творческих проектов. | 1 | | | | | | | | | | |
33-34. | Презентации творческих проектов | 2 | | | | | | | | | | |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Нормативная документация
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011
Учебно-методический комплект
А.Л Беглов, Е.В. Саплина, Основы мировых религиозных культур (учебник): 4 класс, М.: «Просвещение», 2012.
Интернет – ресурсы.
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
УМК "Начальная школа ХХI века"
http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
Библиотека им.Л.Н. Толстого г. Новосибирска -http://cbstolstoy.ru/
Музей Октябрьского района г. Новосибирска района-m-nsk.ru
6