ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и Программы по экономике для 9-11 классов общеобразовательных школ (автор И.В. Липсиц) и отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Рабочая программа рассчитана на 36 учебных часов.
Данная программа предназначена для обучения 10 класса, срок реализации программы 1 год.
Цель: формирование основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях
Задачи:
• социальная адаптация учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества;
• профессиональная ориентация и развитие способностей уч-ся к деятельности в сфере экономики и предпринимательства ;
• развитие предпринимательской инициативы молодежи и ознакомление с предпринимательством и прикладными экономическими дисциплинами;
• содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
• ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Методическое сопровождение курса обеспечено на основе следующих пособий:
Учебник:
ЭКОНОМИКА. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. 8-е издание. М., ВИТА-ПРЕСС. 2011.
Рабочие программы по экономике по программе И.В. Липсица 9-11 классы в сборнике « Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву.10-11 классы» /авт.-сост.:Т.А.Корнева.-М.:Глобус, 2011.
2.Т.П. Бегенева «Поурочные разработки по экономике». 10-11 классы. М., ВАКО.2011.
Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу:
В результате изучения экономики в 10 классе ученик должен
Знать/Понимать
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства;
Уметь
приводить примеры: взаимодействия рынков;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы,
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса;
сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов;
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• исполнения типичных экономических ролей;
• решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Предусмотрена безотметочная система оценивания.
Содержание курса (36 часов):
Экономика как наука и хозяйство. Свободные и экономические блага. Факторы производства и факторные доходы. Ограниченность ресурсов. Главные вопросы экономики и их решение в различных экономических системах. Спрос и предложение. Действие рыночного механизма. Рыночное равновесие. Ценообразование. Причины возникновения и формы денег. Функции денег в современной экономике. Причины появления банков. Принципы кредитования. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Рынок труда. Профсоюзы и трудовые конфликты. Социальные факторы формирования заработной платы. Причины и виды безработицы. Способы сокращения безработицы. Экономические основы деятельности фирмы. Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику. Причины и формы участия государства в регулировании экономики. Макроэкономические процессы в экономике страны. Экономический рост и способы его ускорения. Мировая экономика. Глобальные экономические проблемы и пути их решения.
Календарно-тематическое планирование:
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Что такое экономика | 1 |
2 | Главные вопросы экономики | 1 |
3 | Традиционная и командная экономические системы | 1 |
4 | Рыночная и смешанная экономические системы | 1 |
5 | Спрос | 1 |
6 | Предложение | 1 |
7 | Рынок | 1 |
8 | Рыночное равновесие | 1 |
9 | Мир денег | 1 |
10 | Законы денежного обращения | 1 |
11 | Мировая финансовая система | 1 |
12 | Человек на рынке труда | 1 |
13 | Трудовое законодательство | 1 |
14 | Общество и рынок | 1 |
15 | Социальные проблемы рынка | 1 |
16 | Безработица | 1 |
17 | Современная ситуация на рынке труда | 1 |
18 | Фирма | 1 |
19 | Работа фирмы | 1 |
20 | Семейная экономика | 1 |
21 | Семейный бюджет | 1 |
22 | Неравенство доходов в мировой экономике | 1 |
23 | Последствия неравенства доходов | 1 |
24 | Государство в экономике | 1 |
25 | Экономические задачи государства | 1 |
26 | Государственные финансы | 1 |
27 | Бюджет Российской Федерации | 1 |
28 | Экономический рост | 1 |
29 | Факторы ускорения экономического роста | 1 |
30 | Экономическое развитие | 1 |
31 | Международная торговля | 1 |
32 | Особенности функционирования мировых торговых организаций | 1 |
33 | Глобальные экономические проблемы | 1 |
34-36 | Итоговое повторение | 3 |