СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса по выбору (факультативного курса) ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХІХ ВЕКА – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях напряженных взаимоотношений людей в обществе, разрушения моральных устоев необходимо найти основу для возрождения духовности, приложить усилия в воспитании подрастающего поколения. С этой целью разработан факультативный курс «Христианские мотивы и образы в русской литературе ХІХ века – первой половины ХХ века».

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору (факультативного курса) ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХІХ ВЕКА – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА»


Программа курса по выбору (факультативного курса)

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ХІХ ВЕКА – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

10-11 классы

(70 часов)


Курс по выбору (факультативный курс) «Христианские мотивы и образы в русской литературе ХІХ века – первой половины ХХ века» разработан с целью углубления и расширения представлений учащихся о библейской образности в русской литературе, ее особенностях и функционировании, а также с целью изучения влияния христианского мировоззрения на становление творчества русских писателей ХІХ – первой половины ХХ века. Данный курс вводится за счет компонента образовательной организации. Изучение курса направлено на формирование у учащихся общекультурных и учебных компетенций. Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций. Продолжительность курса 70 часов (35 часов – 10 класс, 35 часов – 11 класс).


Авторы:


Дегтярева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы, специалист первой категории, Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 72,

Нимак Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы, мировой художественной культуры, специалист первой категории, заместитель начальника отдела образования администрации Куйбышевского района города Донецка, отдел образования администрации Куйбышевского района города Донецка.

Рецензенты:


Сенчина Людмила Тимофеевна, доцент кафедры истории русской литературы и теории словесности, кандидат филологических наук (теоретик),

Червоная Лилия Ивановна, учитель русского языка и литературы, учитель-методист, высшая категория (практик),

Протоиерей Игорь Овчаренко, преподаватель Подразделения духовной культуры (теоретик)


Утверждено педагогическим советом школы

(протокол № 7 от “12” июня 2015)

Директор Громак Надежда Ивановна

Согласовано с научно-методическим центром

Специалист І категории

отдела образования администрации

Куйбышевского района

города Донецка Малахова Елена Леонидовна

Научно-методическая экспертиза ДРИ ДПО:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Пояснительная записка

В современных условиях напряженных взаимоотношений людей в обществе, разрушения моральных устоев необходимо найти основу для возрождения духовности, приложить усилия в воспитании подрастающего поколения. С этой целью разработан факультативный курс «Христианские мотивы и образы в русской литературе ХІХ века – первой половины ХХ века».

Актуальность разработки курса объясняется такими причинами:

  1. Необходимость концентрации на духовном усовершенствовании личности в современном обществе.

  2. Приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим истинам, которые определяют моральную сущность жизни людей.


Цель курса: углубить и расширить представление учеников 10-11 классов о библейской образности в русской литературе, ее особенностях и функционировании.


Задачи курса:

Учебные:

  • определить особенности Библии как Священного писания и как важнейшего памятника письменности и культуры человечества;

  • выявить специфику и определяющие черты библейской образности как художественного феномена;

  • определить, какую роль играют библейские образы в стиле русской литературы;

  • выявить влияние христианских идей, морального содержания христианства на развитие русской литературы;

  • проследить эволюцию библейской образности в русской литературе ХІХ–ХХ веков;

  • проследить, какое влияние имеет христианское мировоззрение на становление творчества русских писателей, на поиски ими морального смысла жизни;

  • проанализировать наиболее характерные случаи воплощения библейской образности в произведениях, которые изучаются в литературе по школьной программе.

Воспитательная:

  • формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников на основе морального наследия христианства.

Развивающая:

  • развивать эстетический вкус, высокую общую и читательскую культуру.

Содержание курса может быть использовано для написания творческих исследовательских работ.

Структура курса предполагает цикличность, возвращение к ранее изученным темам по литературе и их углубление за счет расширения темы.

Программа 10 класса объединяет четыре раздела:

  1. Библия как памятник культуры и литературы.

  2. Христианские мотивы и образы в истории русской литературы ХІХ века. Творчество А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. Золотой век русской поэзии.

  3. Христианские мотивы и образы в русской литературе XIX в. Творчество И.С.Тургенева, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского.

  4. Выражение христианских воззрений Л. Н. Толстого в романе «Война и мир». Творчество Н.С. Лескова, А.П. Чехова.

Ученики знакомятся с Библией, при этом не игнорируют комментарии историков, философов, литературоведов, религиозных деятелей. Только после такого предварительного ознакомления ученики смогут осознанно подойти к разговору о христианских мотивах и сюжетах, их отражении в русской литературе.

Программа 11 класса состоит из четырех разделов:

  1. Христианские образы в русской поэзии начала ХХ века.

  2. Осмысление христианских сюжетов и образов в русской литературе первой половины XX века (Ф.К.Сологуб, Л.Н.Андреев, А.М.Ремизов, И.А.Бунин, А.И.Куприн).

  3. Поэты серебряного века русской поэзии.

  4. Осмысление христианских сюжетов и образов в русской литературе первой половины XX века (И.С.Шмелёв, А.М.Горький, М.А.Булгаков).

Режим проведения: в 10-11 классах 1 час в неделю в течение года; общее количество часов – 70.

Язык преподавания: русский.

Предлагаемые формы проведения занятий:

  • дискуссии, семинары;

  • работа с текстом;

  • анализ жизненных ситуаций;

  • решение ситуаций морального выбора;

  • круглый стол;

  • самостоятельная исследовательская работа.

Ожидаемый результат курса:

Ученики осознают роль христианства в культуре, искусстве, литературе. Руководствуются в повседневной жизни нормами морали.

Практический результат курса: написание исследовательской работы с дальнейшей защитой.

В процессе изучения курса учащиеся будут знать:

  • правила ведения дискуссии;

  • основные законы культурологического анализа;

  • содержание выдающихся произведений русской классической литературы.

Ученики будут уметь:

  • обобщать материал в ходе дискуссии;

  • формулировать вопросы;

  • делать выводы, обобщения.

Учебно-тематический план курса по выбору (факультативного курса)

«Христианские мотивы и образы в русской литературе

XIX – первой половины XX века»

10-11 класс (70 часов)

10 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

РАЗДЕЛ І. Введение. Библия как памятник культуры и литературы.




    1. Христианство в кругу мировых религий. Влияние христианства на развитие европейской культуры. Библия как основа христианства.

1

1



    1. Структура Библии. Ветхий Завет и его отражение в культуре и языке. События Ветхого Завета, книги пророчеств как предуготовление событий Нового Завета. Фразеологизмы ветхозаветного происхождения.

1


1


    1. Евангелие как «благая весть», его структура и предназначение. Новый Завет и проблемы прецедентности. Фразеология новозаветного происхождения.

1


1


    1. Ветхозаветная и новозаветная реальность как предмет художественно-эстетического освоения в европейском искусстве эпохи Возрождения, Нового времени, в русском искусстве.

1


1

Самостоятельная исследовательская работа

Итого по разделу:

4

1

3


РАЗДЕЛ IІ. Христианские мотивы и образы в русской литературе XIX в. Творчество А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя. Золотой век русской поэзии.





    1. Тема воспитания добродетельной нравственной личности в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Вера и любовь как чувства, помогающие сохранить честь и достоинство в сложных жизненных обстоятельствах.

1


1


    1. Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку – залог семейного счастья. Утверждение идей свободы, гуманности, чести и долга.

1


1


    1. Трансформация библейских сюжетов, образов, фразеологизмов. Повесть «Капитанская дочка» как «самое христианское произведение русской литературы» (Г. Федотов).

1


1

Сочинение

    1. Христианские мотивы возмездия за грехи и пути спасения души в повестях Н.В. Гоголя. («Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Вий» и др.).

1


1


    1. Проповедь человеколюбия и христианского милосердия в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

1


1


    1. Мотив хождения героя как отражение особенностей жанра древнерусской духовной литературы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

1

1


Реферат

    1. «Три «Пророка». (Сравнительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова). Тема Христа в стихотворении «Пророк».

1


1


    1. Странничество главного героя как пример покаяния: осознания своих грехов и раскаяния в них в стихотворении Н.А.Некрасова «Влас».

1


1


    1. Проблема разлада человека с Богом, утраты истинной веры в лирике Ф.И. Тютчева.

1

1



    1. Осмысление ветхозаветных и евангельских сюжетов в поэзии А.А.Фета. («Когда у райских врат изгнанник…», «Горы», «Когда кичливый ум, измученный борьбою…», «В саду», «Когда божественный бежал…», «1 марта 1881 года…»).

1


1


    1. Поэтическое переложение молитвы «Отче наш…» в стихотворении А.А.Фета «Чем доле я живу, тем больше пережил…». Простота и доступность стихотворного изложения.

1


1


    1. Художественное постижение христианского восприятия в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева.

1

1


Самостоятельная исследовательская работа

Итого по разделу:

12

3

9


РАЗДЕЛ IІІ. Христианские мотивы и образы в русской литературе XIX в. Творчество И.С.Тургенева, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского.





    1. Связь сюжета и идейного содержания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева с притчей о блудном сыне.

1


1


    1. Поиск духовного пути, стремление к христианскому идеалу личности героев романа «Дворянское гнездо» И.С.Тургенева. Смирение, самоотверженность, готовность к самопожертвованию во имя любви в образе Лизы Калитиной.

1


1


    1. Два типа отношения к Богу в драме А.Н.Островского «Гроза». Тема греха, её решение в образах представителей «тёмного царства» и Катерины. Путь греха Катерины Кабановой.

1


1

Сочинение (ответ на проблемный вопрос)

    1. Идея христианской любви в творчестве Ф.М.Достоевского («Кроткая», «Бедные люди»).

1


1


    1. Библейские мотивы и числовая символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

1

1



    1. Возможность обновления и воскресения человека в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (образ Родиона Раскольникова).

1


1


    1. Воплощение в образе Сони Мармеладовой идеи спасения через жертвенную любовь.

1


1


    1. Князь Мышкин – образ «вполне прекрасного человека» в романе «Идиот». Христианские добродетели в образе князя Мышкина: смирение, жертвенность, сострадание, добросердечие.

1


1


    1. Образы детей в произведениях Ф.М.Достоевского как носителей Царства Божия.

1

1


Самостоятельная исследовательская работа

Итого по разделу:

9

2

7


РАЗДЕЛ IV. Христианские мотивы и образы в русской литературе XIX в. Выражение христианских воззрений Л. Н. Толстого в романе «Война и мир». Творчество Н.С. Лескова, А.П. Чехова.





    1. Мифологическая и библейская символика в романе.

1

1



    1. Христианский аспект духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского.

1


1


    1. Значение образов Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Воплощение лучших черт национального характера.

1


1


    1. Женские образы. Праведничество Марии Болконской и путь к добродетельной жизни Наташи Ростовой.

1


1

Самостоятельная исследовательская работа

    1. Таланты и праведники русского народа в рассказах Н.С. Лескова «Тупейный художник», «Человек на часах», «Левша».

1

1



    1. «Святочные шедевры» Н. С. Лескова – «Отборное зерно», «Маленькая ошибка», «Штопальщик».

1


1

Сочинение

    1. Евангельская основа рассказа А.П. Чехова «Студент».

1

1



    1. Изображение духовного сословия в рассказах А.П. Чехова «Святой ночью», «Архиерей».

1


1


    1. Внутренняя глубоко христианская направленность повести А.П. Чехова «Дуэль».

1


1


    1. Чеховский идеал гармонии человека и мира сквозь призму христианской системы ценностей в пьесе «Вишневый сад».

1


1

Реферат

Итого по разделу:

10

3

7


Всего:

35

9

26



11 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

РАЗДЕЛ І. Христианские образы в русской поэзии начала ХХ века.




    1. Русский «религиозно-философский ренессанс» конца ХІХ – начала ХХ века.

1

1



    1. Христианская концепция земной жизни в стихотворениях В.С.Соловьёва.

1


1

Реферат

    1. Воплощение образов Богородицы и Спасителя в лирике А.А.Блока («Кто плачет здесь? На мирные ступени…», «Ты была светла до странности…», «Люблю высокие соборы…» и др.).

1


1


    1. Осмысление евангельской притчи о хлебном колосе в стихотворениях А.А. Блока «Вербы – это весенняя таль…», «Она росла за дальними горами…»

1


1


    1. Восприятие октябрьского переворота Андреем Белым в поэме «Христос воскрес» - попытка интерпретации революционных событий с помощью языка Библии.

1


1

Сочинение

    1. Христианская символика сборника Н.С.Гумилёва «Колчан».

1

1



    1. Своеобразие христианских идей в поэзии и прозе З.Н.Гиппиус.

1

1



    1. Неразрывность образа святой Руси с образами Христа и Богородицы в стихотворениях С.А.Есенина («Гой ты, Русь, моя родная…», «Чую радуницу Божью…», «Русь» и др.).

1


1


    1. Мотив нисхождения Духа Божьего в поэме С.А. Есенина «Иорданская голубица».

1


1


    1. Библейские аллюзии в лирике В.В. Маяковского: мотив распятия в поэме «Облако в штанах», образ Христа в стихотворении «Если звезды зажигают…» и др.

1


1

Самостоятельная исследовательская работа

    1. «Мир ангельских видений и дьявольского шабаша» в романе В. Я. Брюсова «Огненный ангел».

1

1



Итого по разделу:

11

4

7


РАЗДЕЛ ІІ. Осмысление христианских сюжетов и образов в русской литературе первой половины XX века (Ф.К.Сологуб, Л.Н.Андреев, А.М.Ремизов, И.А.Бунин, А.И.Куприн).





    1. Поэтика смерти в художественной системе Ф. К.Сологуба, её связь с христианской символикой.

1

1



    1. Образ церкви в идеологической системе романа Ф.К.Сологуба «Мелкий бес».

1


1


    1. Философско-религиозные категории в прозе Л.Н. Андреева.

1

1



    1. Проблема противостояния света и тьмы в рассказе Л.Н.Андреева «Елеазар».

1


1

Эссе

    1. «Христианская легенда» в романе-коллаже А.М.Ремизова «Взвихренная Русь».

1

1



    1. Библейские мотивы в лирике И.А. Бунина.

1


1


    1. Роль мистико-религиозного подтекста в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

1


1


    1. Концепция любви в повести А.И.Куприна «Суламифь».

1


1

Самостоятельная исследовательская работа

Итого по разделу:

8

3

5


РАЗДЕЛ ІІІ. Поэты серебряного века русской поэзии.





    1. Отражение мировоззрения М.И.Цветаевой в избирательности ветхозаветных и евангельских образов в поэзии («Уж и лед сошел, и сады в цвету…», «Ты пишешь перстом на песке…», «Меж нами – десять заповедей…», «О путях твоих пытать не буду…», «Крестины», «Есть счастливцы и счастливицы…», «Иосиф» и др.).

1

1



    1. Поэтический календарь церковных праздников в лирике М.И.Цветаевой («2 февраля 1917. Сретение», «Благовещение 1918», «24 апреля 1918. Третий день Пасхи» и др.).

1


1


    1. Любовь как таинство и любовь как соблазн в ранней лирике А.А.Ахматовой. Мотив вины, наказания за отступничество от религиозных канонов в сборнике «Четки».

1

1



    1. Мотив пророчества и искупления в стихах А.А.Ахматовой. Проекция на Книгу бытия, евангельские и житийные источники горячих тем современности – войны, революции, эмиграции.

1


1

Сочинение

    1. Образы православных храмов в поэзии А.А.Ахматовой («Стал мне реже сниться, слава Богу…», «Широко распахнуты ворота…», «У самого моря» и др.).

1


1


    1. Понимание творчества как благословенного труда и поэта как Божьего раба в стихотворениях А.А.Ахматовой «Я так молилась: «Утоли…», «Молитва».

1


1


    1. «Мирами правит жалость». Неприятие всяческого насилия и принуждения в биографии и творчестве Б.Л. Пастернака.

1

1



    1. Бессмертие подвига воина, который жертвует своей жизнью ради других, бессмертие, исполнившего Божественную заповедь в стихотворениях Б.Л. Пастернака («Смерть сапера», «Разведчик», «Ожившая фреска», «Неоглядность» и др.).

1


1

Эссе

Итого по разделу:

8

3

5


РАЗДЕЛ IV. Осмысление христианских сюжетов и образов в русской литературе первой половины XX века (И.С.Шмелёв, А.М.Горький, М.А.Булгаков).





    1. Творчество Шмелёва – непревзойдённый в литературе XX в. опыт духовного служения Богу средствами искусства.

1

1



    1. Христианские мотивы в романе И.С. Шмелева «Лето Господне».

1


1


    1. Выход из земных тупиков к путям небесным – содержание романа «Пути небесные».

1


1

Эссе

    1. Гуманистические мечты А. М. Горького в раннем творчестве.

1

1



    1. Проблема воплощения идеи Царства Божия на земле в пьесе А.М. Горького «На дне».

1


1

Сочинение

    1. Христианская символика в романе М.А Булгакова «Белая гвардия». Взгляд на земное существование с высоты вечных ценностей.

1


1


    1. Путь Мастера в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман Мастера о Понтии Пилате: противопоставление добра и сострадания трусости и предательству.

1


1


    1. Милосердие как залог сохранения человечности и путь к прощению для героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1


1

Самостоятельная исследовательская работа

Итого по разделу:

8

2

6


Всего:

35

12

23




Программа курса по выбору (факультативного курса)

«Христианские мотивы и образы

в русской литературе XIX – первой половины XX века» 10-11 класс


10 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Название раздела, темы

Содержание учебного материала

Количество часов

Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся)

РАЗДЕЛ І.

Введение. Библия как памятник культуры и литературы


Христианство в кругу мировых религий. Влияние христианства на развитие европейской культуры. Библия как основа христианства.

1

Учащиеся:

  • знают ведущие мировые религии;

  • отмечают место христианства в кругу мировых религий, специфику православия;

  • роль православия в русской культуре, историю его зарождения;

  • отвечают на вопрос: «Почему православную эстетику можно рассматривать в качестве одного из компонентов русской ментальности?»


Структура Библии. Ветхий Завет и его отражение в культуре и языке. События Ветхого Завета, книги пророков как предуготовление событий Нового Завета. Фразеологизмы ветхозаветного происхождения.

1

  • знают содержательную структуру библейского текста – Ветхий Завет и Новый Завет;

  • отвечают на вопрос: «Почему события и персонажи Библии можно отнести к числу прецедентных феноменов?»

  • изучают Ветхий завет в христианской художественно-эстетической системе;

  • знают основные события Ветхого Завета, воплощённые в произведениях западноевропейского и русского искусства;

  • называют фразеологизмы ветхозаветного происхождения. называют фразеологизмы ветхозаветного происхождения.


Евангелие как «благая весть», его структура и предназначение. Новый Завет и проблемы прецедентности. Фразеология новозаветного происхождения.

1

  • знают значение слова «евангелие»;

  • объясняют жанровое своеобразие Евангелия, содержание Евангелия, его образно-символическое отражение в праздничном цикле русской иконы (Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Исцеление Лазаря - деяния Иисуса, Вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, Плач в Гефсиманском саду, Предательство Иуды, Распятие, Воскрешение, Вознесение, Пятидесятница, праздник Пасхи),

  • знают основные события Нового Завета, воплощённые в произведениях западноевропейского и русского искусства;

  • называют фразеологизмы новозаветного происхождения;

  • отвечают на вопрос: «Как повлиял библейский текст на развитие русской православной эстетики, христианского сознания?» 


Ветхозаветная и новозаветная реальность как предмет художественно-эстетического освоения в европейском искусстве эпохи Возрождения, Нового времени, в русском искусстве.


  • самостоятельно готовят выступления о влиянии Библии на европейское и русское искусство; об отображении библейских сюжетов в произведениях искусства Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Пуссена, а также Иванова, Поленова, Перова, Крамского, Сурикова, Репина, Врубеля, Маковского, Нестерова, Рериха и др.; в творчестве Данте, Мильтона, Расина, Шатобриана, а также Достоевского, Толстого, Лескова, Шмелева, Бунина, Булгакова, Ахматовой, Цветаевой и др.

РАЗДЕЛ IІ

Христианские мотивы и образы в русской литературе XIX в. Творчество А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя. Золотой век русской поэзии.



Тема воспитания добродетельной нравственной личности в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Вера и любовь как чувства, помогающие сохранить честь и достоинство в сложных жизненных обстоятельствах.

1

Учащиеся:

  • словесно рисуют портреты героев, характеризуют их, анализируют поступки;

  • раскрывают авторское отношение к героям и выражают собственную оценку их поступков и поведения;

  • определяют христианские ценности, почитаемые в семье Петра Гринева и семье Маши Мироновой;

  • выделяют основные черты добродетельной нравственной личности.


Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку – залог семейного счастья. Утверждение идей свободы, гуманности, чести и долга.

1

  • отмечают высокие духовные качества Маши Мироновой;

  • выявляют основы праведного воспитания в семье, определяют семейные ценности;

  • отмечают роль женщины в православной семье;

  • ведут диалог по предложенному заданию.


Трансформация библейских сюжетов, образов, фразеологизмов. Повесть «Капитанская дочка» как «самое христианское произведение русской литературы» (Г. Федотов).

1

  • выявляют библейские мотивы и образы в повествовании,

  • анализируют трансформацию библейских мотивов в повести,

  • комментируют приведенное утверждение Г.Федотова.


Христианские мотивы возмездия за грехи и пути спасения души в повестях Н.В. Гоголя. («Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Вий» и др.).

1

  • знают содержание повестей;

  • характеризуют героев, отмечают национальные черты их характеров, выявляют авторское отношение к ним;

  • отмечают, как переплетаются в повести сюжеты народных преданий и поверий с христианскими сюжетами и образами.


Проповедь человеколюбия и христианского милосердия в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

1

  • анализируют образ «маленького человека», определяют авторскую позицию по отношению к нему;

  • рассматривают Акакия Акакиевича как жертву условий жизни, имеющую в своей душе искры человеческого чувства, затаенные мечты о лучшей жизни, но низведенные до положения раба;

  • раскрывают гуманистический пафос произведения.


Мотив хождения героя как отражение особенностей жанра древнерусской духовной литературы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

1

  • знают жанровые особенности древнерусской житийной литературы;

  • выделяют мотив хождения в поэме;

  • определяют роль сюжетно-композиционных элементов в создании Книги об общественном благе.


«Три «Пророка». (Сравнительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина,

М.Ю. Лермонтова,

Н.А. Некрасова). Тема Христа в стихотворении «Пророк».

1

  • выявляют особенность использования христианских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова путем сопоставления одноименных стихотворений «Пророк» Пушкина, Лермонтова и Некрасова;

  • анализируют, сопоставляют стихотворные тексты, логически мыслят, высказываются на литературную тему, применяют ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера;

  • рассматривают репродукцию картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне» и отвечаю на вопрос: «В чём заключается созвучие полотна И. Крамского и стихотворения Н. Некрасова?»


Странничество главного героя как пример покаяния: осознания своих грехов и раскаяния в них в стихотворении Н.А. Некрасова «Влас».

1

  • раскрывают глубокое лирическое содержание стихотворения «Влас» как поиска смысла жизни и постижения основ национального характера, в основе которого лежит православное мировосприятие;

  • анализируют стихотворение;

  • определяют значение понятия «странничество», выявляют идейное содержание стихотворения;

  • создают устное публичное и монологическое выступление.


Проблема разлада человека с Богом, утраты истинной веры в лирике Ф.И. Тютчева.

1

  • выявляют мотив утраты человеком единения с Богом при несоблюдении заповедей Божиих, мотив конца света в поэзии;

  • поднимают проблемный вопрос: «От чего зависит возрождение человека, оступившегося в жизни?»;

  • выдвигают гипотезы, выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы;

  • делают выводы.


Осмысление ветхозаветных и евангельских сюжетов в поэзии А.А. Фета. («Когда у райских врат изгнанник…», «Горы», «Когда кичливый ум, измученный борьбою…», «В саду», «Когда божественный бежал…», «1 марта 1881 года…»).

1

  • анализируют стихотворения А.А. Фета;

  • определяют своеобразие художественной системы, проявляющейся в контексте эстетических и религиозных взглядов поэта;

  • высказывают свое мнение об интерпретации ветхозаветных и евангельских образов (Адама, Моисея, Иисуса Христа) в поэзии;

  • отмечают самостоятельное художественное осмысление поэтом событий земной жизни Спасителя и связанные с ними реалии.


Поэтическое переложение молитвы «Отче наш…» в стихотворении А.А. Фета «Чем доле я живу, тем больше пережил…». Простота и доступность стихотворного изложения.

1

  • отмечают связь текстуального и идейного содержания стихотворения «Чем доле я живу, тем больше пережил…» с молитвой «Отче наш…»;

  • комментируют основные мотивы, образы, символы;

  • выделяют особенности индивидуального авторского стиля.


Художественное постижение христианского восприятия в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева.

1

  • отмечают противоречивость отношения различных героев к христианским ценностям в стихотворениях в прозе;

  • выявляют особенности христианского восприятия действительности героями.

РАЗДЕЛ IІІ. Христианские мотивы и образы в русской литературе XIX в. Творчество И.С.Тургенева, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского.

Связь сюжета и идейного содержания романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева с притчей о блудном сыне.

1

  • проводят параллели между сюжетом притчи о блудном сыне и историей жизни, духовными исканиями Базарова, определяют особенности трансформации библейского мотива, значение финала романа;

  • объясняют значение образа отца Алексея в идейном содержании.


Поиск духовного пути, стремление к христианскому идеалу личности героев романа «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева. Смирение, самоотверженность, готовность к самопожертвованию во имя любви в образе Лизы Калитиной.

1

  • раскрывают значение поиска духовного пути главного героя, его стремления к христианскому идеалу;

  • выявляют мотив блудного сына, мотив прихода, обращения к церкви,

  • определяют духовный нравственный идеал женщины;

  • анализируют христианские архетипы в структуре сюжета.


Два типа отношения к Богу в драме А. Н. Островского «Гроза».

Тема греха, её решение в образах представителей «тёмного царства» и Катерины. Путь греха Катерины Кабановой.

1

  • определяют проблему, поднятую драматургом;

  • анализируют текст пьесы;

  • выявляют роли лирических монологов в раскрытии темы греха;

  • исследуют христианские и фольклорно-мифологические основы образа Катерины, лейтмотивы пьесы (песня, мотив птиц, полета);

  • объясняют причины, толкнувшие героиню на грех;

  • отвечают на вопрос: «Как такая набожная Катерина смогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу?»


Идея христианской любви в творчестве Ф.М.Достоевского («Кроткая», «Бедные люди»).

1

  • знают содержание повести «Кроткая» и романа «Бедные люди»,

  • интерпретируют отношения героев в свете христианских заповедей,

  • сравнивают представления героев о любви, благодеянии, милости, добре, благородстве.


Библейские мотивы и числовая символика в романе «Преступление и наказание».

1

  • знакомятся с религиозно-философскими дискуссиями вокруг романа;

  • отмечают обращение писателя к искусству предшествующих эпох, библейской, античной и языческой мифологии, к «вечным образам»;

  • исследуют числовую символику в романе;

  • отмечают сложность и глубину романа, роль библейских мотивов в романе «Преступление и наказание»;

  • принимают участие в диалоге;

  • комментируют выступления одноклассников.


Возможность обновления и воскресения человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (образ Родиона Раскольникова).

1

  • исследуют проблему конфликта человека (в человеке) со злом;

  • рассматривают героев романа в аспекте христианской нравственности,

  • анализируют идеи Раскольникова, приведшие к преступлению, выявляют их антигуманность,

  • сравнивают образы Родиона Раскольникова, Лужина и Свидригайлова,

  • вырабатывают навык осмысления текста через элементы текста, цитаты, детали, ключевые слова.


Воплощение в образе Сони Мармеладовой идеи спасения через жертвенную любовь.

1

  • анализируют образ Сони Мармеладовой, сравнивают ее с другими героинями романа,

  • дают своё толкование понятию «жертвенная любовь»,

  • отвечают на вопрос: «Почему свой путь спасения Родион Раскольников находит именно с помощью Сони?»,

  • раскрывают роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в повествовании,

  • готовятся к письменной работе.


Князь Мышкин – образ «вполне прекрасного человека» в романе «Идиот». Христианские добродетели в образе князя Мышкина: смирение, жертвенность, сострадание, добросердечие.

1

  • знакомятся с содержанием романа «Идиот»,

  • выявляют в образе князя Мышкина черты, создающие «образ вполне прекрасного человека»,

  • анализируют отношения князя с другими героями романа,

  • поясняют смысл понятий «смирение», «жертвенность», «сострадание», «добросердечие»,

  • отвечают на вопрос: «Какой смысл вкладывают герои романа в понятие «красота»?»


Образы детей в произведениях Ф.М. Достоевского как носителей Царства Божия.

1

  • знакомятся с особенной поэтикой детских образов в творчестве Ф.М.Достоевского, с представлением писателя о ребенке как «образе Христовом на Земле»,

  • сравнивают высказывание Достоевского о необходимости уважительного отношения к детям, которые очеловечивают души взрослых («Дневник писателя»), с евангельским выражением «будьте как дети»,

  • самостоятельно выполняют и защищают исследовательскую работу на выбранную тему.

РАЗДЕЛ IV. Христианские мотивы и образы в русской литературе XIX в. Выражение христианских воззрений Л.Н.Толстого в романе «Война и мир». Творчество Н.С.Лескова, А.П.Чехова.

Мифологическая и библейская символика в романе

1

  • отмечают уникальность произведения; наличие и особенность мифологической и христианской символики в романе;

  • выделяют и интерпретируют образы-символы в романе.


Христианский аспект духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского.

1

  • поэтапно подробно рассматривают пути исканий Болконского и Безухова;

  • самостоятельно составляют план, фиксирующий основные этапы эволюции героев;

  • выполняют монографический анализ одного из двух образов – наиболее близкого и личностно интересного.


Значение образов Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Воплощение лучших черт национального характера.

1

  • определяют, в чем заключается смысл бытия для Платона Каратаева и Тихона Щербатого; как выражается их отношение к жизни; какую роль сыграла встреча с Платоном Пьера Безухова,

  • принимают участие в диалоге,

  • комментируют выступления одноклассников,

  • готовятся к письменной работе (выстраивание логических цепочек, обобщение)


Женские образы. Праведничество Марии Болконской и путь к добродетельной жизни Наташи Ростовой.

1

  • обозначают общенародные, национальные черты русской женщины: подвижничество, самоотвержение, способность к высокому страданию;

  • объясняют смысл сопоставления женских образов в контексте православного мировосприятия роли женщины в семье и обществе;

  • принимают участие в диалоге.


«Святочные шедевры» Н. С. Лескова – «Отборное зерно», «Маленькая ошибка», «Штопальщик».

1

  • называют жанровые особенности «святочных рассказов»;

  • отмечают своеобразие положительного типа русского человека в произведениях Лескова.


Таланты и праведники русского народа в рассказах «Тупейный художник», «Человек на часах», «Левша».

1

  • выделяют и анализируют использованные автором в повести мотивы житий святых, народного эпоса – былин, авантюрных романов;

  • в ходе обсуждения объясняют разностороннюю одаренность русского народа;

  • путем анализа событий жизни героев учащиеся приходят к выводу о высшем смысле жизненного предназначения человека.


Евангельская основа рассказа «Студент».

1

  • отмечают аспекты религиозного мировосприятия Чехова;

  • исследуют представление Чехова о сущностных законах бытия;

  • анализируют текст, акцентируя внимание на лексику и синтаксис произведений писателя;

  • анализируют поступки героев;

  • находят главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказах и повести А.П. Чехова;

  • раскрывают особенность реализма Чехова, проникнутого религиозным содержанием;

  • работают в группах-командах: отстаивают собственное мнение, задают вопросы, комментируют ответы товарищей, проводят корректировку гипотез;

  • формулируют выводы, обобщают факты, подводят итоги.


Изображение духовного сословия в рассказах «Святой ночью», «Архиерей».

1


Внутренняя глубоко христианская направленность повести «Дуэль».

1


Чеховский идеал гармонии человека и мира сквозь призму христианской системы ценностей в пьесе «Вишневый сад».

1

  • анализируют христианскую систему ценностей в пьесе,

  • анализируют духовные искания героев пьесы,

  • раскрывают идею произведения,

  • раскрывают символическое значение названия.


11 класс (35 часов, 1 час в неделю)


Название раздела, темы

Содержание учебного материала

Количество часов

Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся)

РАЗДЕЛ І. Христианские образы в русской поэзии начала ХХ века.

Русский «религиозно-философский ренессанс» конца ХІХ – начала ХХ века.

1

Учащиеся:

  • знакомятся с картиной мира, сформировавшейся в конце ХІХ – начале ХХ, с ведущими представителями религиозно-философской мысли рубежа веков,

  • усваивают понятие «религиозно-философский ренессанс».


Христианская концепция земной жизни в стихотворениях

В. С. Соловьёва.

1

  • анализируют лирику В.Соловьева;

  • раскрывают философский смысл стихотворений поэта;

  • приходят к выводу, что теоретические изыскания Соловьева преследовали практические цели: совершенствование мира, преодоление себялюбия, осуществление христианских идеалов любви к ближнему, достижение абсолютных ценностей.


Воплощение образов Богородицы и Спасителя в лирике А.А. Блока («Кто плачет здесь? На мирные ступени…», «Ты была светла до странности…», «Люблю высокие соборы…» и др.).

1

  • комментируют основные мотивы, образы, символы стихотворений А.А. Блока;

  • рассматривают, в каких библейских образах нашли отражение философско-религиозные взгляды в поэзии А.А. Блока.

  • определяют роль библеизмов в лирике Блока;

  • анализируют приемы включения библейских фразеологизмов в тексты стихотворений;

  • прослеживают семантическую связь выражения «траурный лавр» с библеизмом «терновый венец», часто встречающиеся в произведениях поэта и др.;


Осмысление евангельской притчи о хлебном колосе в стихотворениях А.А. Блока «Вербы – это весенняя таль…», «Она росла за дальними горами…»

1

  • знают содержание евангельской притчи об умершем и воскресшем к новой жизни зерне, умеют ее трактовать;

  • анализируют осмысление поэтом содержания притчи в стихотворениях;

  • отмечают многозначность символа хлебного колоса.


Восприятие октябрьского переворота Андреем Белым в поэме «Христос воскрес» - попытка интерпретации революционных событий с помощью языка Библии.

1

  • выделяют евангельские образы, анализируют поэму;

  • приходят к выводу, что поэма «Христос воскрес» (1918) говорит в евангельских метафорах о начале «мировой мистерии» духовного страдания, умирания и воскресения.


Христианская символика сборника Н.С. Гумилёва «Колчан».

1

  • отмечают, что поэтические тексты сборника «Колчан» насыщены христианской символикой: Падуанский собор, собор Святого Марка в Венеции, и храм Святого Петра в Риме, икона «Святителя и Чудотворца Николая» в русских «Старых усадьбах»;

  • указывает на интерес Гумилева к библейским сюжетам, Житиям святых («Книга Юдифи», «Книга Исхода», Евангелия Марка, Луки, Матфея);

  • приходят к выводу, что обращение к Источнику Вечной Мудрости напрямую связаны с постижением веры и обретением Бога;

  • доказывают правоту А.Ахматовой, утверждающей, что главной темой сборника является православие.


Своеобразие христианских идей в поэзии и прозе

З.Н. Гиппиус.

1

  • анализируют лирику и прозу З. Гиппиус;

  • определяют своеобразие художественной системы З.Н.Гиппиус, рассматривающейся в контексте эстетических, философских и религиозных исканий поэта.


Неразрывность образа святой Руси с образами Христа и Богородицы в стихотворениях С.А. Есенина («Гой ты, Русь, моя родная…», «Чую радуницу Божью…», «Русь» и др.).

1

  • рассматривают истоки возникновения библейских тем и мотивов в творчестве С.А. Есенина в контексте его биографии: христианский семейный уклад; паломничество в монастыри; учеба в Спас-Клепиковской второклассной школе и др.;

  • анализируют стихотворения с точки зрения сопряженности образа Христа и образа Богородицы с образом христианской святой Руси;

  • раскрывают противоречивость православного мировоззрения крестьянина.


Мотив нисхождения Духа Божьего в поэме С.А. Есенина «Иорданская голубица».

1

  • знакомятся с библейской историей снисхождения Духа Божьего в образе голубя во время крещения Иисуса в Иордане;

  • раскрывают значение евангельского сюжета и символов в поэме «Иорданская голубица»;

  • исследуют сочетание христианской и фольклорно-мифологической образности в поэме.


Библейские аллюзии в лирике В.В. Маяковского: мотив распятия в поэме «Облако в штанах». Образ Христа в стихотворении В.В.Маяковского «Если звезды зажигают…» и др.

1

  • анализируют образ поэта как первообраз мученика, который следует путем Христа, переживает его страсти и приносит искупительную жертву ради спасения всего живого в ранней лирике и трагедии «Владимир Маяковский»;

  • прослеживают эволюцию мировоззренческих установок поэта;

  • выявляют библейские образы в лирике: распятие, Голгофа, терновый венок и др., объясняют значение, анализируют особенности создания образа Христа в стихотворении;

  • выявляют библейские образы.


«Мир ангельских видений и дьявольского шабаша» в романе В. Я. Брюсова «Огненный ангел».

1

  • отмечают исповедальность «повести» Брюсова;

  • анализируют героев: графа Генриха фон Оттергейма (Мадиэлема), Ренату, Рупрехта;

  • сопоставляют историю Рупрехта с евангельской историей о блудном сыне; делают выводы.

РАЗДЕЛ ІІ. Осмысление христианских сюжетов и образов в русской литературе первой половины XX века (Ф.К.Сологуб, Л.Н.Андреев, А.М.Ремизов, И.А.Бунин, А.И.Куприн).

Поэтика смерти в художественной системе

Ф. К. Сологуба, её связь с христианской символикой.

1

  • отмечают специфику художественного пространства произведения;

  • определяют систему образов, символику имен и фамилий в «Мелком бесе»;

  • характеризуют образ Ардальона Борисовича Передонова; проводят параллель с известными образами: Беликовым (А. Чехов «Человек в футляре»), Чичиковым (Н.В. Гоголь «Мертвые души»), Базаровым («Отцы и дети») и др.;

  • отмечают близость философских позиций Ф.К.Сологуба и Ф.М.Достоевского.


Образ церкви в идеологической системе романа Ф. К. Сологуба «Мелкий бес».

1

  • отмечают противопоставление в романе «объективного» мира, воссоздаваемого в полном соответствии с материалистическими учениями Нового времени, и т.н. «субъективного» мира, который воссоздается посредством мифопоэтической образности;

  • путем анализа и дискуссии приходят к выводу, что церковь в романе является «своего рода камертоном»;

  • принимают участие в диалоге;

  • комментируют выступления одноклассников;

  • готовятся к письменной работе (выстраивание логических цепочек, обобщение).


Философско-религиозные категории в прозе Л.Н.Андреева.

1

  • выявляют и анализируют художественные подходы Андреева к решению библейской проблемы борьбы добра со злом;

  • выявляют и исследуют своеобразие традиционных философских и религиозных воззрений в новую историческую эпоху;

  • определяют и исследуют художественно-эстетическую систему, задачи и цели, которые ставил писатель, обращаясь к библейской проблеме борьбы добра со злом;


Проблема противостояния света и тьмы в рассказе Л.Н.Андреева «Елеазар».

1

  • отмечают особое умение Андреева поднимать в своем произведении вопросы и проблемы, поставленные Вечной книгой, с новой остротой подводить читателя к ним с иной стороны, смело перекраивать двухтысячелетние образы;

  • делают вывод, что Андреев, используя тексты Евангелий, переосмысливает их сюжет, поэтому в основу пересказа положен фрагмент, являющийся в Библии эпизодическим.


«Христианская легенда» в романе-коллаже Алексея Ремизова «Взвихренная Русь».

1

  • отмечают специфику композиции и стиля романа;

  • отвечают на вопрос: «Какова оценка революционной эпохи в лирической эпопее Ремизова «Взвихренная Русь»?

  • характеризуют художественные приемы, заимствованные А.М. Ремизовым из фольклорной песенной традиции;

  • определяют степень использования А.М. Ремизовым эстетических принципов символизма А.Белого;

  • выявить главные признаки « симфонического построения» ремизовских текстов.


Библейские мотивы в лирике И.А.Бунина.

1

  • анализируют стихотворения поэта, вошедшие в сборники «В Гефсиманском саду», «Гермон», «Долина Иосафата», «Иерусалим», «Вход в Иерусалим»;

  • отмечают самостоятельное художественное осмысление поэтом событий земной жизни Спасителя и связанные с ними реалии;

  • выделяют особенности индивидуального авторского стиля, одной из эстетических сверхзадач которого является создание средствами словесного искусства аналога Мистерии.


Роль мистико-религиозного подтекста в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».




1

  • отмечают глубину, масштаб нравственно-философского обобщения, заключенного в произведении, мастерство, оригинальность его художественной формы;

  • определяют двуликость жанрово-повествовательной структуры рассказа, основную тему, разветвленную систему образов, стилевую ткань повествования; доминантный в рассказе мотив мертвенного существования господина из Сан-Франциско; символичность выбора двух главных христианских праздников, Пасхи и Рождества, в качестве временных пределов жизни и смерти героя;

  • путем анализа приходят к выводу, что «вина» господина из Сан-Франциско не в том, что он богат, а в его уверенности «иметь право» на все лучшее в этой жизни, что это гордыня Нового Человека, который, благодаря фантастическим достижениям научно-технического прогресса и своему богатству, сделавшему его обладателем этих достижений, ощущает себя абсолютным властелином мира.


Концепция любви в повести А.И. Куприна «Суламифь».

1

  • анализируя повесть, приходят к выводу, что автор достаточно точно и тщательно воспроизводит все основные сведения, данные в Библии; что сведения, почерпнутые из Библии, приобретают особенное звучание и значение в тексте благодаря: а) «обрамлению» художественным вымыслом; б) определенному стилистическому контексту; в) заимствованиям из Корана и легенд, придающим восточный колорит повествованию;

  • отмечают композиционно-сюжетную структуру легенды, особенность которой определяется сопряжением трех планов повествования: легендарно-исторического, философско-»познавательного» и интимно-личного; особую структуру портретов главных героев; использование автором разнообразных образно-стилистических средств, подчеркивающих необыкновенность, чудесность любви Соломона и Суламифи.

РАЗДЕЛ ІІІ. Поэты серебряного века русской поэзии.)

Отражение мировоззрения М.И. Цветаевой в избирательности ветхозаветных и евангельских образов в поэзии («Уж и лед сошел, и сады в цвету…», «Ты пишешь перстом на песке…», «Меж нами – десять заповедей…», «О путях твоих пытать не буду…», «Крестины», «Есть счастливцы и счастливицы…», «Иосиф» и др.).

1

  • Учащиеся:

  • отмечают неоднозначность, противоречивость, изменчивость отношения Цветаевой к христианским мотивам в разные периоды ее творчества;

  • выясняют систему образов и сюжетов в творчестве М. Цветаевой;

  • проанализировав стихотворения поэта разных периодов, выявляют христианскую тематику, библейские персонажи, получившие свою рефлексию в творчестве Марины Цветаевой;

  • выявляют нетрадиционность понимания образа Бога, который складывается у поэта под влиянием религиозных философов XX века: Бердяева, Розанова, Ницше;

  • высказывают свое мнение об интерпретации образа Магдалины в произведениях поэта, ассоциирующейся с любовью, покаянием и очищением, жертвенностью; интерпретации Адама, воплощающего в себе дискретность, сложность христианского учения; образа библейского персонажа Даниила – тайновидца и др.;

  • отмечают актуальность образа Богоматери в лирике Цветаевой, как олицетворения жалеющей Матери, заступницы; образа Иисуса как Учителя, мудрость которого в том, что он разрешает своим ученикам знать о праве и невозможности;

  • проводят семантическую параллель с библейскими образами через звуковое сходство.


Поэтический календарь церковных праздников в лирике

М.И.Цветаевой («2 февраля 1917. Сретение», «Благовещение 1918», «24 апреля 1918. Третий день Пасхи» и др.).

1


Любовь как таинство и любовь как соблазн в ранней лирике А.А.Ахматовой. Мотив вины, наказания за отступничество от религиозных канонов в сборнике «Четки».

1

  • анализируют обращение к различным библейским образам и мотивам в разные периоды творчества А.А. Ахматовой; выявляют всю глубину и неоднозначность чувства юношеской любви, воссозданную в сборнике «Четки»; раскрывают Божественную сущность и греховное начало любви в сознании лирической героини, гамму переживаний и стремление к исцелению от греховного недуга.


Мотив пророчества и искупления в стихах А.А.Ахматовой. Проекция на Книгу бытия, евангельские и житийные источники горячих тем современности – войны, революции, эмиграции.

1

  • передают содержание ветхозаветных сюжетов и анализируют их в цикле «Библейские стихи»: «Рахиль», «Лотова жена», «Мелхола» и др.;

  • раскрывают евангельский подтекст притчи о злом рабе в стихотворении «Дал ты мне молодость трудную…»;

  • отмечают тему ответственности человека за собственную жизнь как за дар Бога, воздаяние за внутреннюю способность понять и принять свое назначение.


Образы православных храмов в поэзии А.А.Ахматовой («Стал мне реже сниться, слава Богу…», «Широко распахнуты ворота…», «У самого моря» и др.).

1

  • обращаются к иллюстративным материалам, изучают истории возникновения и существования православных храмов: Исаакиевского собора, Софийского собора, Киево - Печерской лавры, Свято-Троицкого мужского монастыря, Херсонесского мужского Свято-Владимирского монастыря и др., образы которых созданы в поэзии А.А.Ахматовой


Понимание творчества как благословенного труда и поэта как Божьего раба в стихотворениях А.А.Ахматовой «Я так молилась: «Утоли…», «Молитва».

1

  • отмечают тему отвергнутой жертвы как наказания или испытания, посылаемого призванному на высокое служение;

  • выявляют мотив сораспятия как добровольного отречения ради высокой цели от всего, что дорого на земле в стихотворении «Молитва».


«Мирами правит жалость». Неприятие всяческого насилия и принуждения в биографии и творчестве

Б.Л.Пастернака.

1

  • рассказывают о жизни и творчестве поэта в контексте его религиозных убеждений, духовного противостояния всяческому насилию и принуждению в условиях тоталитарного режима;

  • анализируют поэтическое воплощение библейских сюжетов в стихотворениях «Рождественская звезда», «Гефсиманский сад» и др.


Бессмертие подвига воина, который жертвует своей жизнью ради других, бессмертие, исполнившего Божественную заповедь в стихотворениях Б.Л.Пастернака («Смерть сапера», «Разведчик», «Ожившая фреска», «Неоглядность» и др.).

1

  • называют особенности философско-религиозного осмысления поэтом тайн красоты Божьей, сущности искусства и совершенства природы, бессмертия человеческого духа;

  • делают выводы; доказывают свою точку зрения, интерпретируют содержание стихотворений.

РАЗДЕЛ IV. Осмысление христианских сюжетов и образов в русской литературе первой половины XX века (И.С.Шмелёв, А.М.Горький, М.А.Булгаков).


Творчество Шмелёва - непревзойдённый в литературе XX века опыт духовного служения Богу средствами искусства.

1

  • Учащиеся:

  • исследуют творчество, прослеживая сложный путь духовных исканий Шмелева от позитивистских взглядов к православному мировоззрению;

  • сопоставляют работы известных ученых А.М.Любомудрова, И.А.Ильина и М.М.Дунаева, имевших разные точки зрения на проблему «Православие и художественное творчество Шмелева»;

  • делают выводы; доказывают свою точку зрения в решении данной проблемы.


Христианские мотивы в романе И.С. Шмелева «Лето Господне»

1

  • знают историю создания «Лета Господня» и его фабулу;

  • определяют пространственно-временную особенность романа, стиль и язык произведения, систему образов;

  • поднимают и обсуждают проблемные вопросы: «О чем «Лето Господне»? Через что надо пройти, как надо жить, чтобы обрести счастье?»

  • анализируют эпизоды: «Москва-река» из главы «Петровками», «Лужа» из главы «Мартовская капель», «Кривая» из главы «Постный рынок»; праздники, описанные в произведении;

  • делают выводы; доказывают свою точку зрения в решении данной проблемы.


Выход из земных тупиков к путям небесным - содержание романа «Пути небесные».

1

  • анализируют роман «Пути небесные» как произведение, которое явилось своеобразным итогом духовных исканий Шмелева;

  • отмечают уникальность произведения, в котором жизнь человека неразрывно связана с действием Божественного Промысла;

  • определяют центральную проблему романа - спасение души человеческой; фабулу, тематику, жанровое своеобразие, систему образов;

  • в ходе изучения приходят к выводу, что все в произведении подчинено сверхзадаче: глубочайшему исследованию темы судьбы человека; что главной темой является освобождение человека от материалистических взглядов.


Гуманистические мечты А.М.Горького в раннем творчестве.

1

Учащиеся:

  • принимают участие в дискуссии, отстаивают собственную точку зрения;

  • самостоятельно выполняют исследовательскую работу;

  • защищают свою работу.


Проблема воплощения идеи Царства Божия на земле в пьесе А.М. Горького «На дне».

1

  • анализируют сцены споров персонажей, выявляя авторскую позицию;

  • поднимают проблемный вопрос о поставленном автором выборе между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства.


Христианская символика в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». Взгляд на земное существование с высоты вечных ценностей.

1

  • изучают христианскую символику, мотивы и образы в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия»,

  • определяют нравственные ценности, на которые ориентируются герои романа,

  • анализируют значение и смысл вещего сна Алексея Турбина (ч. 1, гл. 5).


Путь Мастера в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман Мастера о Понтии Пилате: противопоставление добра и сострадания трусости и предательству.

1

  • отмечают своеобразие композиции романа,

  • систематизируют группы персонажей,

  • анализируют образ Мастера – автора романа о Понтии Пилате,

  • раскрывают тему предательства и милосердия в романе,

  • раскрывают смысл названия романа.


Милосердие как залог сохранения человечности и путь к прощению для героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

  • анализируют образ Маргариты, определяют главные черты, которые позволяют героине сохранить человечность,

  • раскрывают тему любви в романе,

  • самостоятельно выполняют и защищают исследовательскую работу.







Литература, использованная при подготовке программы


  1. Бердяев Н. Истина Православия //Вестник русского западноевропейского патриаршего экзархата. – Париж. – № 11. – 1952. – С. 4-11.

  2. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-XX веках. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. – 1050с.

  3. Духовно-нравственная культура в школе: Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Сб. 1. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2007. – 400с.

  4. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Одинокий художник. – М., 1993.

  5. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал в философии // Критика и эстетика. – М., 1979. – С. 293 – 332

  6. Логачев К.И. Русская Библия во ІІ пол. XX века. – СПб, 1995.

  7. Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен. – СПб, 2000.

  8. Мень А. Таинство, слово и образ. – М., 1991.

  9. Мережковский Д. Иисус Неизвестный. – М.,2000.

  10. Савченко О. Духовність і зміст шкільної освіти // Директор школи, ліцею, гімназії. – 2004. – № 1. – С.7.

  11. Соловьев В.С. Литературная критика. – М.: Современник, 1990.

  12. Стежко. Ю. Морально-християнські цінності в особистому самовизначенні учнів // Рідна школа. – 2000. – № 11. – С. 11.

  13. Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении. – М., 1998.

  14. Флоренский П. Столп и утверждение истины. – М., 1990.

  15. Хомяков А.С. Церковь одна // Сочинения богословия. – СПб, 1995. – С.39-56.

  16. Шопенгауэр А. О свободе воли // Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. – М., 1998.


Литература, рекомендованная для учителя


  1. Азбука христианства. Словарь-справочник важнейших терминов христианского учения и обряда. Сост. Удовиченко А. – М., 1997.

  2. Библиографический словарь в 2-х ч. Русские писатели, ч.2. под ред. Скатова Н.Н. - М. 1998.

  3. Ветка Палестины. Стихи русских поэтов об Иерусалиме и Палестине. – М., 1993.

  4. Ветхий Завет в русской поэзии XVII-XX вв. М., 1996.

  5. Голгофа. Библейские мотивы в русской поэзии. М., 2001.

  6. Давыдова Т.Т. Русская неореалистическая проза (1900-1920 гг.) – М., 1996.

  7. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-XX веках. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.

  8. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.2 ч.2 Ленинград, 1991.

  9. История русской литературы к. XIX – нач. XX вв. Библиографический указатель под ред. К.Д. Муратовой. - Москва-Ленинград, 1963.

  10. История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., 1995.

  11. Литература русского зарубежья. – М., 1998.

  12. Литературно-энциклопедический словарь под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М. 1987.

  13. Минц З.Г. Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство – СПБ, 2004.

  14. Некрасова Е.Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии ХХ века. – М., 1997.

  15. Новоселов М.А. Сто русских философов. – М., 1995.

  16. Псалтирь в русской поэзии XVII-XX вв. – М., 1995.

  17. Русские писатели ХХ века. Биографический словарь / Главный редактор и составитель П.А. Николаев. – М., 2000.

  18. Русская литература ХХ-ХХI веков: проблемы теории и методологии изучения. – М., 2004.

  19. Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (ХХ век). – М., 1996.

  20. Струве Г. Русская литература в изгнании. – Париж-Москва, 1996.

  21. Христианство и русская литература: сб. статей – С.-Петербург, 1994.

  22. Хрестоматия. Библия и русская литература. Сост. Качурин М.Г. – М., 1995.

  23. Энциклопедический библиографический словарь под ред. Сорокина А.В. и Шалопаева В.В. – М., 1997.


Литература, рекомендованная для учащихся


  1. Азбука христианства. Словарь-справочник важнейших терминов христианского учения и обряда. Сост. Удовиченко А. – М., 1997.

  2. Библиографический словарь в 2-х ч. Русские писатели, ч.2. под ред. Скатова Н.Н. - М. 1998.

  3. Ветка Палестины. Стихи русских поэтов об Иерусалиме и Палестине. – М., 1993.

  4. Ветхий Завет в русской поэзии XVII-XX вв. М., 1996.

  5. Голгофа. Библейские мотивы в русской поэзии. М., 2001.

  6. Давыдова Т.Т. Русская неореалистическая проза (1900-1920 гг.) – М., 1996.

  7. История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., 1995.

  8. Литература русского зарубежья. – М., 1998.

  9. Литературно-энциклопедический словарь под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М. 1987.

  10. Русские писатели ХХ века. Биографический словарь / Главный редактор и составитель П.А. Николаев. – М., 2000.

  11. Струве Г. Русская литература в изгнании. – Париж-Москва, 1996.

  12. Хрестоматия. Библия и русская литература. Сост. Качурин М.Г. – М., 1995.

  13. Энциклопедический библиографический словарь под ред. Сорокина А.В. и Шалопаева В.В. – М., 1997.





Интернет-ресурсы


  1. http://www.pravoslavie.ru/ — «Православие.Ru», сайт создан 1 января 2000 года редакцией интернет-проектов московского Сретенского монастыря по благословению Патриарха Алексия II.

  2. http://www.bogoslov.ru/ — «Богослов.Ru», богословский портал, создан в 2007 году.

  3. http://www.sedmitza.ru/ — «Седмица.Ru», сайт церковно-научного центра «Православная Энциклопедия» Русской Православной Церкви.

  4. http://www.blagogon.ru — сайт журнала «Благодатный Огонь».

  5. http://donetsk.church.ua/ — «Донбасс православный», официальный сайт Донецкой епархии.

  6. http://www.textologia.ru/ — Интернет-журнал «Текстология.ру»

  7. www.openlesson.ru — сайт «ОТКРЫТЫЙ УРОК».

  8. http://www.feb-web.ru/ — сетевая многофункциональная информационная система «Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

  9. http://litera.edu.ru/ — Российский общеобразовательный портал (коллекция русской и зарубежной литературы для школы, коллекция произведений мировой художественной культуры).

  10. http://www.russofile.ru/ — информационный образовательный портал «Русофил».

  11. http://www.vehi.net/ — библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы








Приложение 1


Темы

для самостоятельных исследовательских работ, рефератов, сочинений, эссе


  1. Прецедентные феномены библейского происхождения.

  2. Соборность в русской ментальности.

  3. Влияние Библии на русское искусство.

  4. Библейские сюжеты в русском искусстве.

  5. Проблема покаяния в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

  6. Тема ханжества и лицемерия в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

  7. Мотивы греха и смерти - своеобразный ключ к разгадке самоубийства героини пьесы А.Н.Островского «Гроза».

  8. «Достоевский – это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви» (Д.С.Мережковский).

  9. Тема смирения и бунта в произведениях Ф. М.Достоевского.

  10. Понятие красоты в миросозерцании Ф.М.Достоевского

  11. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Личность и народ в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

  12. Платон Каратаев как образ народной покорности.

  13. Художественное решение темы нравственного совершенствования личности в рассказах А.П.Чехова.

  14. «Земля твоя в скрещенье перепутий – Ты человек на ней, а не червяк». Поэзия Н.С.Гумилева.

  15. Представления поэтов-символистов о мире и своём месте в нём.

  16. Откровения женской лирики. М.И. Цветаева.

  1. Категории добра и зла в произведениях Л.Н. Андреева.

  2. «Человек – это звучит гордо»! Тема Человека в пьесе А.М. Горького «На дне».

  3. Философский подтекст пьесы А.М. Горького «На дне».

  4. Христианские мотивы в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия».

  5. Тема предательства и милосердия в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

  6. Система образов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!