Курс по выбору (факультативный курс) «Христианские мотивы и образы в русской литературе ХІХ века – первой половины ХХ века» разработан с целью углубления и расширения представлений учащихся о библейской образности в русской литературе, ее особенностях и функционировании, а также с целью изучения влияния христианского мировоззрения на становление творчества русских писателей ХІХ – первой половины ХХ века. Данный курс вводится за счет компонента образовательной организации. Изучение курса направлено на формирование у учащихся общекультурных и учебных компетенций. Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций. Продолжительность курса 70 часов (35 часов – 10 класс, 35 часов – 11 класс).
Дегтярева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы, специалист первой категории, Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 72,
Нимак Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы, мировой художественной культуры, специалист первой категории, заместитель начальника отдела образования администрации Куйбышевского района города Донецка, отдел образования администрации Куйбышевского района города Донецка.
Сенчина Людмила Тимофеевна, доцент кафедры истории русской литературы и теории словесности, кандидат филологических наук (теоретик),
Червоная Лилия Ивановна, учитель русского языка и литературы, учитель-методист, высшая категория (практик),
В современных условиях напряженных взаимоотношений людей в обществе, разрушения моральных устоев необходимо найти основу для возрождения духовности, приложить усилия в воспитании подрастающего поколения. С этой целью разработан факультативный курс «Христианские мотивы и образы в русской литературе ХІХ века – первой половины ХХ века».
Содержание курса может быть использовано для написания творческих исследовательских работ.
Структура курса предполагает цикличность, возвращение к ранее изученным темам по литературе и их углубление за счет расширения темы.
Ученики знакомятся с Библией, при этом не игнорируют комментарии историков, философов, литературоведов, религиозных деятелей. Только после такого предварительного ознакомления ученики смогут осознанно подойти к разговору о христианских мотивах и сюжетах, их отражении в русской литературе.
Режим проведения: в 10-11 классах 1 час в неделю в течение года; общее количество часов – 70.
Язык преподавания: русский.
Ученики осознают роль христианства в культуре, искусстве, литературе. Руководствуются в повседневной жизни нормами морали.
Практический результат курса: написание исследовательской работы с дальнейшей защитой.
№ | Название раздела, темы | Содержание учебного материала | Количество часов | Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся) |
-
| РАЗДЕЛ І. Введение. Библия как памятник культуры и литературы | Христианство в кругу мировых религий. Влияние христианства на развитие европейской культуры. Библия как основа христианства. | 1 | Учащиеся: знают ведущие мировые религии; отмечают место христианства в кругу мировых религий, специфику православия; роль православия в русской культуре, историю его зарождения; отвечают на вопрос: «Почему православную эстетику можно рассматривать в качестве одного из компонентов русской ментальности?» |
-
| | Структура Библии. Ветхий Завет и его отражение в культуре и языке. События Ветхого Завета, книги пророков как предуготовление событий Нового Завета. Фразеологизмы ветхозаветного происхождения. | 1 | знают содержательную структуру библейского текста – Ветхий Завет и Новый Завет; отвечают на вопрос: «Почему события и персонажи Библии можно отнести к числу прецедентных феноменов?» изучают Ветхий завет в христианской художественно-эстетической системе; знают основные события Ветхого Завета, воплощённые в произведениях западноевропейского и русского искусства; называют фразеологизмы ветхозаветного происхождения. называют фразеологизмы ветхозаветного происхождения. |
-
| | Евангелие как «благая весть», его структура и предназначение. Новый Завет и проблемы прецедентности. Фразеология новозаветного происхождения. | 1 | знают значение слова «евангелие»; объясняют жанровое своеобразие Евангелия, содержание Евангелия, его образно-символическое отражение в праздничном цикле русской иконы (Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Исцеление Лазаря - деяния Иисуса, Вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, Плач в Гефсиманском саду, Предательство Иуды, Распятие, Воскрешение, Вознесение, Пятидесятница, праздник Пасхи), знают основные события Нового Завета, воплощённые в произведениях западноевропейского и русского искусства; называют фразеологизмы новозаветного происхождения; отвечают на вопрос: «Как повлиял библейский текст на развитие русской православной эстетики, христианского сознания?» |
-
| | Ветхозаветная и новозаветная реальность как предмет художественно-эстетического освоения в европейском искусстве эпохи Возрождения, Нового времени, в русском искусстве. | | самостоятельно готовят выступления о влиянии Библии на европейское и русское искусство; об отображении библейских сюжетов в произведениях искусства Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Пуссена, а также Иванова, Поленова, Перова, Крамского, Сурикова, Репина, Врубеля, Маковского, Нестерова, Рериха и др.; в творчестве Данте, Мильтона, Расина, Шатобриана, а также Достоевского, Толстого, Лескова, Шмелева, Бунина, Булгакова, Ахматовой, Цветаевой и др. |
-
| РАЗДЕЛ IІ Христианские мотивы и образы в русской литературе XIX в. Творчество А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя. Золотой век русской поэзии. | Тема воспитания добродетельной нравственной личности в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Вера и любовь как чувства, помогающие сохранить честь и достоинство в сложных жизненных обстоятельствах. | 1 | Учащиеся: словесно рисуют портреты героев, характеризуют их, анализируют поступки; раскрывают авторское отношение к героям и выражают собственную оценку их поступков и поведения; определяют христианские ценности, почитаемые в семье Петра Гринева и семье Маши Мироновой; выделяют основные черты добродетельной нравственной личности. |
-
| | Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку – залог семейного счастья. Утверждение идей свободы, гуманности, чести и долга. | 1 | отмечают высокие духовные качества Маши Мироновой; выявляют основы праведного воспитания в семье, определяют семейные ценности; отмечают роль женщины в православной семье; ведут диалог по предложенному заданию. |
-
| | Трансформация библейских сюжетов, образов, фразеологизмов. Повесть «Капитанская дочка» как «самое христианское произведение русской литературы» (Г. Федотов). | 1 | выявляют библейские мотивы и образы в повествовании, анализируют трансформацию библейских мотивов в повести, комментируют приведенное утверждение Г.Федотова. |
-
| | Христианские мотивы возмездия за грехи и пути спасения души в повестях Н.В. Гоголя. («Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Вий» и др.). | 1 | знают содержание повестей; характеризуют героев, отмечают национальные черты их характеров, выявляют авторское отношение к ним; отмечают, как переплетаются в повести сюжеты народных преданий и поверий с христианскими сюжетами и образами. |
-
| | Проповедь человеколюбия и христианского милосердия в повести Н.В. Гоголя «Шинель». | 1 | анализируют образ «маленького человека», определяют авторскую позицию по отношению к нему; рассматривают Акакия Акакиевича как жертву условий жизни, имеющую в своей душе искры человеческого чувства, затаенные мечты о лучшей жизни, но низведенные до положения раба; раскрывают гуманистический пафос произведения. |
-
| | Мотив хождения героя как отражение особенностей жанра древнерусской духовной литературы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». | 1 | знают жанровые особенности древнерусской житийной литературы; выделяют мотив хождения в поэме; определяют роль сюжетно-композиционных элементов в создании Книги об общественном благе. |
-
| | «Три «Пророка». (Сравнительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова). Тема Христа в стихотворении «Пророк». | 1 | выявляют особенность использования христианских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова путем сопоставления одноименных стихотворений «Пророк» Пушкина, Лермонтова и Некрасова; анализируют, сопоставляют стихотворные тексты, логически мыслят, высказываются на литературную тему, применяют ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера; рассматривают репродукцию картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне» и отвечаю на вопрос: «В чём заключается созвучие полотна И. Крамского и стихотворения Н. Некрасова?» |
-
| | Странничество главного героя как пример покаяния: осознания своих грехов и раскаяния в них в стихотворении Н.А. Некрасова «Влас». | 1 | раскрывают глубокое лирическое содержание стихотворения «Влас» как поиска смысла жизни и постижения основ национального характера, в основе которого лежит православное мировосприятие; анализируют стихотворение; определяют значение понятия «странничество», выявляют идейное содержание стихотворения; создают устное публичное и монологическое выступление. |
-
| | Проблема разлада человека с Богом, утраты истинной веры в лирике Ф.И. Тютчева. | 1 | выявляют мотив утраты человеком единения с Богом при несоблюдении заповедей Божиих, мотив конца света в поэзии; поднимают проблемный вопрос: «От чего зависит возрождение человека, оступившегося в жизни?»; выдвигают гипотезы, выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы; делают выводы. |
-
| | Осмысление ветхозаветных и евангельских сюжетов в поэзии А.А. Фета. («Когда у райских врат изгнанник…», «Горы», «Когда кичливый ум, измученный борьбою…», «В саду», «Когда божественный бежал…», «1 марта 1881 года…»). | 1 | анализируют стихотворения А.А. Фета; определяют своеобразие художественной системы, проявляющейся в контексте эстетических и религиозных взглядов поэта; высказывают свое мнение об интерпретации ветхозаветных и евангельских образов (Адама, Моисея, Иисуса Христа) в поэзии; отмечают самостоятельное художественное осмысление поэтом событий земной жизни Спасителя и связанные с ними реалии. |
-
| | Поэтическое переложение молитвы «Отче наш…» в стихотворении А.А. Фета «Чем доле я живу, тем больше пережил…». Простота и доступность стихотворного изложения. | 1 | отмечают связь текстуального и идейного содержания стихотворения «Чем доле я живу, тем больше пережил…» с молитвой «Отче наш…»; комментируют основные мотивы, образы, символы; выделяют особенности индивидуального авторского стиля. |
-
| | Художественное постижение христианского восприятия в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева. | 1 | |
-
| РАЗДЕЛ IІІ. Христианские мотивы и образы в русской литературе XIX в. Творчество И.С.Тургенева, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского. | Связь сюжета и идейного содержания романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева с притчей о блудном сыне. | 1 | проводят параллели между сюжетом притчи о блудном сыне и историей жизни, духовными исканиями Базарова, определяют особенности трансформации библейского мотива, значение финала романа; объясняют значение образа отца Алексея в идейном содержании. |
-
| | Поиск духовного пути, стремление к христианскому идеалу личности героев романа «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева. Смирение, самоотверженность, готовность к самопожертвованию во имя любви в образе Лизы Калитиной. | 1 | раскрывают значение поиска духовного пути главного героя, его стремления к христианскому идеалу; выявляют мотив блудного сына, мотив прихода, обращения к церкви, определяют духовный нравственный идеал женщины; анализируют христианские архетипы в структуре сюжета. |
-
| | Два типа отношения к Богу в драме А. Н. Островского «Гроза». Тема греха, её решение в образах представителей «тёмного царства» и Катерины. Путь греха Катерины Кабановой. | 1 | определяют проблему, поднятую драматургом; анализируют текст пьесы; выявляют роли лирических монологов в раскрытии темы греха; исследуют христианские и фольклорно-мифологические основы образа Катерины, лейтмотивы пьесы (песня, мотив птиц, полета); объясняют причины, толкнувшие героиню на грех; отвечают на вопрос: «Как такая набожная Катерина смогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу?» |
-
| | Идея христианской любви в творчестве Ф.М.Достоевского («Кроткая», «Бедные люди»). | 1 | знают содержание повести «Кроткая» и романа «Бедные люди», интерпретируют отношения героев в свете христианских заповедей, сравнивают представления героев о любви, благодеянии, милости, добре, благородстве. |
-
| | Библейские мотивы и числовая символика в романе «Преступление и наказание». | 1 | знакомятся с религиозно-философскими дискуссиями вокруг романа; отмечают обращение писателя к искусству предшествующих эпох, библейской, античной и языческой мифологии, к «вечным образам»; исследуют числовую символику в романе; отмечают сложность и глубину романа, роль библейских мотивов в романе «Преступление и наказание»; принимают участие в диалоге; комментируют выступления одноклассников. |
-
| | Возможность обновления и воскресения человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (образ Родиона Раскольникова). | 1 | исследуют проблему конфликта человека (в человеке) со злом; рассматривают героев романа в аспекте христианской нравственности, анализируют идеи Раскольникова, приведшие к преступлению, выявляют их антигуманность, сравнивают образы Родиона Раскольникова, Лужина и Свидригайлова, вырабатывают навык осмысления текста через элементы текста, цитаты, детали, ключевые слова. |
-
| | Воплощение в образе Сони Мармеладовой идеи спасения через жертвенную любовь. | 1 | анализируют образ Сони Мармеладовой, сравнивают ее с другими героинями романа, дают своё толкование понятию «жертвенная любовь», отвечают на вопрос: «Почему свой путь спасения Родион Раскольников находит именно с помощью Сони?», раскрывают роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в повествовании, готовятся к письменной работе. |
-
| | Князь Мышкин – образ «вполне прекрасного человека» в романе «Идиот». Христианские добродетели в образе князя Мышкина: смирение, жертвенность, сострадание, добросердечие. | 1 | знакомятся с содержанием романа «Идиот», выявляют в образе князя Мышкина черты, создающие «образ вполне прекрасного человека», анализируют отношения князя с другими героями романа, поясняют смысл понятий «смирение», «жертвенность», «сострадание», «добросердечие», отвечают на вопрос: «Какой смысл вкладывают герои романа в понятие «красота»?» |
-
| | Образы детей в произведениях Ф.М. Достоевского как носителей Царства Божия. | 1 | знакомятся с особенной поэтикой детских образов в творчестве Ф.М.Достоевского, с представлением писателя о ребенке как «образе Христовом на Земле», сравнивают высказывание Достоевского о необходимости уважительного отношения к детям, которые очеловечивают души взрослых («Дневник писателя»), с евангельским выражением «будьте как дети», самостоятельно выполняют и защищают исследовательскую работу на выбранную тему. |
-
| РАЗДЕЛ IV. Христианские мотивы и образы в русской литературе XIX в. Выражение христианских воззрений Л.Н.Толстого в романе «Война и мир». Творчество Н.С.Лескова, А.П.Чехова. | Мифологическая и библейская символика в романе | 1 | |
-
| | Христианский аспект духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. | 1 | поэтапно подробно рассматривают пути исканий Болконского и Безухова; самостоятельно составляют план, фиксирующий основные этапы эволюции героев; выполняют монографический анализ одного из двух образов – наиболее близкого и личностно интересного. |
-
| | Значение образов Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Воплощение лучших черт национального характера. | 1 | определяют, в чем заключается смысл бытия для Платона Каратаева и Тихона Щербатого; как выражается их отношение к жизни; какую роль сыграла встреча с Платоном Пьера Безухова, принимают участие в диалоге, комментируют выступления одноклассников, готовятся к письменной работе (выстраивание логических цепочек, обобщение) |
-
| | Женские образы. Праведничество Марии Болконской и путь к добродетельной жизни Наташи Ростовой. | 1 | обозначают общенародные, национальные черты русской женщины: подвижничество, самоотвержение, способность к высокому страданию; объясняют смысл сопоставления женских образов в контексте православного мировосприятия роли женщины в семье и обществе; принимают участие в диалоге. |
-
| | «Святочные шедевры» Н. С. Лескова – «Отборное зерно», «Маленькая ошибка», «Штопальщик». | 1 | |
-
| | Таланты и праведники русского народа в рассказах «Тупейный художник», «Человек на часах», «Левша». | 1 | выделяют и анализируют использованные автором в повести мотивы житий святых, народного эпоса – былин, авантюрных романов; в ходе обсуждения объясняют разностороннюю одаренность русского народа; путем анализа событий жизни героев учащиеся приходят к выводу о высшем смысле жизненного предназначения человека. |
-
| | Евангельская основа рассказа «Студент». | 1 | отмечают аспекты религиозного мировосприятия Чехова; исследуют представление Чехова о сущностных законах бытия; анализируют текст, акцентируя внимание на лексику и синтаксис произведений писателя; анализируют поступки героев; находят главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказах и повести А.П. Чехова; раскрывают особенность реализма Чехова, проникнутого религиозным содержанием; работают в группах-командах: отстаивают собственное мнение, задают вопросы, комментируют ответы товарищей, проводят корректировку гипотез; формулируют выводы, обобщают факты, подводят итоги. |
-
| | Изображение духовного сословия в рассказах «Святой ночью», «Архиерей». | 1 |
-
| | Внутренняя глубоко христианская направленность повести «Дуэль». | 1 |
-
| | Чеховский идеал гармонии человека и мира сквозь призму христианской системы ценностей в пьесе «Вишневый сад». | 1 | анализируют христианскую систему ценностей в пьесе, анализируют духовные искания героев пьесы, раскрывают идею произведения, раскрывают символическое значение названия. |
№ | Название раздела, темы | Содержание учебного материала | Количество часов | Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся) |
| РАЗДЕЛ І. Христианские образы в русской поэзии начала ХХ века. | Русский «религиозно-философский ренессанс» конца ХІХ – начала ХХ века. | 1 | Учащиеся: знакомятся с картиной мира, сформировавшейся в конце ХІХ – начале ХХ, с ведущими представителями религиозно-философской мысли рубежа веков, усваивают понятие «религиозно-философский ренессанс». |
| | Христианская концепция земной жизни в стихотворениях В. С. Соловьёва. | 1 | анализируют лирику В.Соловьева; раскрывают философский смысл стихотворений поэта; приходят к выводу, что теоретические изыскания Соловьева преследовали практические цели: совершенствование мира, преодоление себялюбия, осуществление христианских идеалов любви к ближнему, достижение абсолютных ценностей. |
| | Воплощение образов Богородицы и Спасителя в лирике А.А. Блока («Кто плачет здесь? На мирные ступени…», «Ты была светла до странности…», «Люблю высокие соборы…» и др.). | 1 | комментируют основные мотивы, образы, символы стихотворений А.А. Блока; рассматривают, в каких библейских образах нашли отражение философско-религиозные взгляды в поэзии А.А. Блока. определяют роль библеизмов в лирике Блока; анализируют приемы включения библейских фразеологизмов в тексты стихотворений; прослеживают семантическую связь выражения «траурный лавр» с библеизмом «терновый венец», часто встречающиеся в произведениях поэта и др.; |
| | Осмысление евангельской притчи о хлебном колосе в стихотворениях А.А. Блока «Вербы – это весенняя таль…», «Она росла за дальними горами…» | 1 | знают содержание евангельской притчи об умершем и воскресшем к новой жизни зерне, умеют ее трактовать; анализируют осмысление поэтом содержания притчи в стихотворениях; отмечают многозначность символа хлебного колоса. |
| | Восприятие октябрьского переворота Андреем Белым в поэме «Христос воскрес» - попытка интерпретации революционных событий с помощью языка Библии. | 1 | выделяют евангельские образы, анализируют поэму; приходят к выводу, что поэма «Христос воскрес» (1918) говорит в евангельских метафорах о начале «мировой мистерии» духовного страдания, умирания и воскресения. |
| | Христианская символика сборника Н.С. Гумилёва «Колчан». | 1 | отмечают, что поэтические тексты сборника «Колчан» насыщены христианской символикой: Падуанский собор, собор Святого Марка в Венеции, и храм Святого Петра в Риме, икона «Святителя и Чудотворца Николая» в русских «Старых усадьбах»; указывает на интерес Гумилева к библейским сюжетам, Житиям святых («Книга Юдифи», «Книга Исхода», Евангелия Марка, Луки, Матфея); приходят к выводу, что обращение к Источнику Вечной Мудрости напрямую связаны с постижением веры и обретением Бога; доказывают правоту А.Ахматовой, утверждающей, что главной темой сборника является православие. |
| | Своеобразие христианских идей в поэзии и прозе З.Н. Гиппиус. | 1 | анализируют лирику и прозу З. Гиппиус; определяют своеобразие художественной системы З.Н.Гиппиус, рассматривающейся в контексте эстетических, философских и религиозных исканий поэта. |
| | Неразрывность образа святой Руси с образами Христа и Богородицы в стихотворениях С.А. Есенина («Гой ты, Русь, моя родная…», «Чую радуницу Божью…», «Русь» и др.). | 1 | рассматривают истоки возникновения библейских тем и мотивов в творчестве С.А. Есенина в контексте его биографии: христианский семейный уклад; паломничество в монастыри; учеба в Спас-Клепиковской второклассной школе и др.; анализируют стихотворения с точки зрения сопряженности образа Христа и образа Богородицы с образом христианской святой Руси; раскрывают противоречивость православного мировоззрения крестьянина. |
| | Мотив нисхождения Духа Божьего в поэме С.А. Есенина «Иорданская голубица». | 1 | знакомятся с библейской историей снисхождения Духа Божьего в образе голубя во время крещения Иисуса в Иордане; раскрывают значение евангельского сюжета и символов в поэме «Иорданская голубица»; исследуют сочетание христианской и фольклорно-мифологической образности в поэме. |
| | Библейские аллюзии в лирике В.В. Маяковского: мотив распятия в поэме «Облако в штанах». Образ Христа в стихотворении В.В.Маяковского «Если звезды зажигают…» и др. | 1 | анализируют образ поэта как первообраз мученика, который следует путем Христа, переживает его страсти и приносит искупительную жертву ради спасения всего живого в ранней лирике и трагедии «Владимир Маяковский»; прослеживают эволюцию мировоззренческих установок поэта; выявляют библейские образы в лирике: распятие, Голгофа, терновый венок и др., объясняют значение, анализируют особенности создания образа Христа в стихотворении; выявляют библейские образы. |
| | «Мир ангельских видений и дьявольского шабаша» в романе В. Я. Брюсова «Огненный ангел». | 1 | отмечают исповедальность «повести» Брюсова; анализируют героев: графа Генриха фон Оттергейма (Мадиэлема), Ренату, Рупрехта; сопоставляют историю Рупрехта с евангельской историей о блудном сыне; делают выводы. |
| РАЗДЕЛ ІІ. Осмысление христианских сюжетов и образов в русской литературе первой половины XX века (Ф.К.Сологуб, Л.Н.Андреев, А.М.Ремизов, И.А.Бунин, А.И.Куприн). | Поэтика смерти в художественной системе Ф. К. Сологуба, её связь с христианской символикой. | 1 | отмечают специфику художественного пространства произведения; определяют систему образов, символику имен и фамилий в «Мелком бесе»; характеризуют образ Ардальона Борисовича Передонова; проводят параллель с известными образами: Беликовым (А. Чехов «Человек в футляре»), Чичиковым (Н.В. Гоголь «Мертвые души»), Базаровым («Отцы и дети») и др.; отмечают близость философских позиций Ф.К.Сологуба и Ф.М.Достоевского. |
| | Образ церкви в идеологической системе романа Ф. К. Сологуба «Мелкий бес». | 1 | отмечают противопоставление в романе «объективного» мира, воссоздаваемого в полном соответствии с материалистическими учениями Нового времени, и т.н. «субъективного» мира, который воссоздается посредством мифопоэтической образности; путем анализа и дискуссии приходят к выводу, что церковь в романе является «своего рода камертоном»; принимают участие в диалоге; комментируют выступления одноклассников; готовятся к письменной работе (выстраивание логических цепочек, обобщение). |
| | Философско-религиозные категории в прозе Л.Н.Андреева. | 1 | выявляют и анализируют художественные подходы Андреева к решению библейской проблемы борьбы добра со злом; выявляют и исследуют своеобразие традиционных философских и религиозных воззрений в новую историческую эпоху; определяют и исследуют художественно-эстетическую систему, задачи и цели, которые ставил писатель, обращаясь к библейской проблеме борьбы добра со злом; |
| | Проблема противостояния света и тьмы в рассказе Л.Н.Андреева «Елеазар». | 1 | отмечают особое умение Андреева поднимать в своем произведении вопросы и проблемы, поставленные Вечной книгой, с новой остротой подводить читателя к ним с иной стороны, смело перекраивать двухтысячелетние образы; делают вывод, что Андреев, используя тексты Евангелий, переосмысливает их сюжет, поэтому в основу пересказа положен фрагмент, являющийся в Библии эпизодическим. |
| | «Христианская легенда» в романе-коллаже Алексея Ремизова «Взвихренная Русь». | 1 | отмечают специфику композиции и стиля романа; отвечают на вопрос: «Какова оценка революционной эпохи в лирической эпопее Ремизова «Взвихренная Русь»? характеризуют художественные приемы, заимствованные А.М. Ремизовым из фольклорной песенной традиции; определяют степень использования А.М. Ремизовым эстетических принципов символизма А.Белого; выявить главные признаки « симфонического построения» ремизовских текстов. |
| | Библейские мотивы в лирике И.А.Бунина. | 1 | анализируют стихотворения поэта, вошедшие в сборники «В Гефсиманском саду», «Гермон», «Долина Иосафата», «Иерусалим», «Вход в Иерусалим»; отмечают самостоятельное художественное осмысление поэтом событий земной жизни Спасителя и связанные с ними реалии; выделяют особенности индивидуального авторского стиля, одной из эстетических сверхзадач которого является создание средствами словесного искусства аналога Мистерии. |
| | Роль мистико-религиозного подтекста в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». | 1 | отмечают глубину, масштаб нравственно-философского обобщения, заключенного в произведении, мастерство, оригинальность его художественной формы; определяют двуликость жанрово-повествовательной структуры рассказа, основную тему, разветвленную систему образов, стилевую ткань повествования; доминантный в рассказе мотив мертвенного существования господина из Сан-Франциско; символичность выбора двух главных христианских праздников, Пасхи и Рождества, в качестве временных пределов жизни и смерти героя; путем анализа приходят к выводу, что «вина» господина из Сан-Франциско не в том, что он богат, а в его уверенности «иметь право» на все лучшее в этой жизни, что это гордыня Нового Человека, который, благодаря фантастическим достижениям научно-технического прогресса и своему богатству, сделавшему его обладателем этих достижений, ощущает себя абсолютным властелином мира. |
| | Концепция любви в повести А.И. Куприна «Суламифь». | 1 | анализируя повесть, приходят к выводу, что автор достаточно точно и тщательно воспроизводит все основные сведения, данные в Библии; что сведения, почерпнутые из Библии, приобретают особенное звучание и значение в тексте благодаря: а) «обрамлению» художественным вымыслом; б) определенному стилистическому контексту; в) заимствованиям из Корана и легенд, придающим восточный колорит повествованию; отмечают композиционно-сюжетную структуру легенды, особенность которой определяется сопряжением трех планов повествования: легендарно-исторического, философско-»познавательного» и интимно-личного; особую структуру портретов главных героев; использование автором разнообразных образно-стилистических средств, подчеркивающих необыкновенность, чудесность любви Соломона и Суламифи. |
| РАЗДЕЛ ІІІ. Поэты серебряного века русской поэзии.) | Отражение мировоззрения М.И. Цветаевой в избирательности ветхозаветных и евангельских образов в поэзии («Уж и лед сошел, и сады в цвету…», «Ты пишешь перстом на песке…», «Меж нами – десять заповедей…», «О путях твоих пытать не буду…», «Крестины», «Есть счастливцы и счастливицы…», «Иосиф» и др.). | 1 | Учащиеся: отмечают неоднозначность, противоречивость, изменчивость отношения Цветаевой к христианским мотивам в разные периоды ее творчества; выясняют систему образов и сюжетов в творчестве М. Цветаевой; проанализировав стихотворения поэта разных периодов, выявляют христианскую тематику, библейские персонажи, получившие свою рефлексию в творчестве Марины Цветаевой; выявляют нетрадиционность понимания образа Бога, который складывается у поэта под влиянием религиозных философов XX века: Бердяева, Розанова, Ницше; высказывают свое мнение об интерпретации образа Магдалины в произведениях поэта, ассоциирующейся с любовью, покаянием и очищением, жертвенностью; интерпретации Адама, воплощающего в себе дискретность, сложность христианского учения; образа библейского персонажа Даниила – тайновидца и др.; отмечают актуальность образа Богоматери в лирике Цветаевой, как олицетворения жалеющей Матери, заступницы; образа Иисуса как Учителя, мудрость которого в том, что он разрешает своим ученикам знать о праве и невозможности; проводят семантическую параллель с библейскими образами через звуковое сходство. |
| | Поэтический календарь церковных праздников в лирике М.И.Цветаевой («2 февраля 1917. Сретение», «Благовещение 1918», «24 апреля 1918. Третий день Пасхи» и др.). | 1 | |
| | Любовь как таинство и любовь как соблазн в ранней лирике А.А.Ахматовой. Мотив вины, наказания за отступничество от религиозных канонов в сборнике «Четки». | 1 | анализируют обращение к различным библейским образам и мотивам в разные периоды творчества А.А. Ахматовой; выявляют всю глубину и неоднозначность чувства юношеской любви, воссозданную в сборнике «Четки»; раскрывают Божественную сущность и греховное начало любви в сознании лирической героини, гамму переживаний и стремление к исцелению от греховного недуга. |
| | Мотив пророчества и искупления в стихах А.А.Ахматовой. Проекция на Книгу бытия, евангельские и житийные источники горячих тем современности – войны, революции, эмиграции. | 1 | передают содержание ветхозаветных сюжетов и анализируют их в цикле «Библейские стихи»: «Рахиль», «Лотова жена», «Мелхола» и др.; раскрывают евангельский подтекст притчи о злом рабе в стихотворении «Дал ты мне молодость трудную…»; отмечают тему ответственности человека за собственную жизнь как за дар Бога, воздаяние за внутреннюю способность понять и принять свое назначение. |
| | Образы православных храмов в поэзии А.А.Ахматовой («Стал мне реже сниться, слава Богу…», «Широко распахнуты ворота…», «У самого моря» и др.). | 1 | обращаются к иллюстративным материалам, изучают истории возникновения и существования православных храмов: Исаакиевского собора, Софийского собора, Киево - Печерской лавры, Свято-Троицкого мужского монастыря, Херсонесского мужского Свято-Владимирского монастыря и др., образы которых созданы в поэзии А.А.Ахматовой |
| | Понимание творчества как благословенного труда и поэта как Божьего раба в стихотворениях А.А.Ахматовой «Я так молилась: «Утоли…», «Молитва». | 1 | отмечают тему отвергнутой жертвы как наказания или испытания, посылаемого призванному на высокое служение; выявляют мотив сораспятия как добровольного отречения ради высокой цели от всего, что дорого на земле в стихотворении «Молитва». |
| | «Мирами правит жалость». Неприятие всяческого насилия и принуждения в биографии и творчестве Б.Л.Пастернака. | 1 | рассказывают о жизни и творчестве поэта в контексте его религиозных убеждений, духовного противостояния всяческому насилию и принуждению в условиях тоталитарного режима; анализируют поэтическое воплощение библейских сюжетов в стихотворениях «Рождественская звезда», «Гефсиманский сад» и др. |
| | Бессмертие подвига воина, который жертвует своей жизнью ради других, бессмертие, исполнившего Божественную заповедь в стихотворениях Б.Л.Пастернака («Смерть сапера», «Разведчик», «Ожившая фреска», «Неоглядность» и др.). | 1 | называют особенности философско-религиозного осмысления поэтом тайн красоты Божьей, сущности искусства и совершенства природы, бессмертия человеческого духа; делают выводы; доказывают свою точку зрения, интерпретируют содержание стихотворений. |
| РАЗДЕЛ IV. Осмысление христианских сюжетов и образов в русской литературе первой половины XX века (И.С.Шмелёв, А.М.Горький, М.А.Булгаков). | Творчество Шмелёва - непревзойдённый в литературе XX века опыт духовного служения Богу средствами искусства. | 1 | Учащиеся: исследуют творчество, прослеживая сложный путь духовных исканий Шмелева от позитивистских взглядов к православному мировоззрению; сопоставляют работы известных ученых А.М.Любомудрова, И.А.Ильина и М.М.Дунаева, имевших разные точки зрения на проблему «Православие и художественное творчество Шмелева»; делают выводы; доказывают свою точку зрения в решении данной проблемы. |
| | Христианские мотивы в романе И.С. Шмелева «Лето Господне» | 1 | знают историю создания «Лета Господня» и его фабулу; определяют пространственно-временную особенность романа, стиль и язык произведения, систему образов; поднимают и обсуждают проблемные вопросы: «О чем «Лето Господне»? Через что надо пройти, как надо жить, чтобы обрести счастье?» анализируют эпизоды: «Москва-река» из главы «Петровками», «Лужа» из главы «Мартовская капель», «Кривая» из главы «Постный рынок»; праздники, описанные в произведении; делают выводы; доказывают свою точку зрения в решении данной проблемы. |
| | Выход из земных тупиков к путям небесным - содержание романа «Пути небесные». | 1 | анализируют роман «Пути небесные» как произведение, которое явилось своеобразным итогом духовных исканий Шмелева; отмечают уникальность произведения, в котором жизнь человека неразрывно связана с действием Божественного Промысла; определяют центральную проблему романа - спасение души человеческой; фабулу, тематику, жанровое своеобразие, систему образов; в ходе изучения приходят к выводу, что все в произведении подчинено сверхзадаче: глубочайшему исследованию темы судьбы человека; что главной темой является освобождение человека от материалистических взглядов. |
| | Гуманистические мечты А.М.Горького в раннем творчестве. | 1 | Учащиеся: принимают участие в дискуссии, отстаивают собственную точку зрения; самостоятельно выполняют исследовательскую работу; защищают свою работу. |
| | Проблема воплощения идеи Царства Божия на земле в пьесе А.М. Горького «На дне». | 1 | анализируют сцены споров персонажей, выявляя авторскую позицию; поднимают проблемный вопрос о поставленном автором выборе между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства. |
| | Христианская символика в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». Взгляд на земное существование с высоты вечных ценностей. | 1 | изучают христианскую символику, мотивы и образы в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия», определяют нравственные ценности, на которые ориентируются герои романа, анализируют значение и смысл вещего сна Алексея Турбина (ч. 1, гл. 5). |
| | Путь Мастера в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман Мастера о Понтии Пилате: противопоставление добра и сострадания трусости и предательству. | 1 | отмечают своеобразие композиции романа, систематизируют группы персонажей, анализируют образ Мастера – автора романа о Понтии Пилате, раскрывают тему предательства и милосердия в романе, раскрывают смысл названия романа. |
| | Милосердие как залог сохранения человечности и путь к прощению для героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 | анализируют образ Маргариты, определяют главные черты, которые позволяют героине сохранить человечность, раскрывают тему любви в романе, самостоятельно выполняют и защищают исследовательскую работу. |