5
ПРОГРАММА
элективного курса «Готовимся к ГИА по информатике»
( 9 класс, 1 ч. в неделю, всего 34ч.)
Пояснительная записка
Изменение целей и задач образования, а также условий его получения тесно связано с изменением подходов к определению и оценке качества образования. В настоящее время становится все более ясно, что образовательную ценность представляет не только система знаний человека, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми восполнять имеющиеся пробелы.
Одним из инструментов оценки качества образования является Государственная Итоговая Аттестация
Работу по подготовке к экзамену в формате ГИА можно разбить на две части. Первая состоит в том, что начиная с 8-го класса в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ГИА практически на каждом уроке. Вторая часть предполагает разработку программы элективных курсов по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.
Цель курса: Подготовка учащихся к Государственной Итоговой Аттестации по информатике.
Задачи курса:
формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний по информатике,
помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ,
отработка навыков работы с тестами.
Проверка знаний: тестирование по каждому разделу курса.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования с использованием тестовых материалов ГИА по информатике.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях:
о существующих методах измерения информации;
о моделировании, как методе научного познания.
Владеть фундаментальными знаниями по таким темам, как:
единицы измерения информации;
принципы кодирования;
системы счисления;
понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
основные алгоритмические конструкции;
основные элементы программирования;
основные элементы математической логики;
архитектура компьютера;
программное обеспечение;
основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
подсчитывать информационный объём сообщения;
осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
строить и преобразовывать логические выражения;
строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
уметь писать программы, используя следующие стандартные алгоритмы:
суммирование массива;
проверка упорядоченности массива;
слияние двух упорядоченных массивов;
сортировка (например, вставками)
поиск заданной подстроки (скажем, "abc") в последовательности символов
поиск максимального (минимального) элемента в массиве
разложение целого числа на множители (простейший алгоритм)
Программа данного элективного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ для подготовки к сдаче итоговой аттестации
Методы преподавания и учения.
Организация учебного процесса стандартная: содержательное обобщение по теме, разбор типичных заданий разной сложности, тренинг по всему тематическому блоку. Содержательное обобщение по теме представляет собой систематизированное изложение материала, на уровне, немного превышающем базовый, поскольку учитывается профильная направленность курса. В конце курса предлагается выполнить варианты экзаменационных работ по информатике.
Тематическое планирование (34 ч)
№ | Тема | Тип занятия | Кол-во часов | Дата |
Тематический блок «Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ГИА по информатике» (1ч) |
1 | Специфика тестовой формы контроля. Тес-товый балл и первичный балл. Интерпретация результатов. Типы заданий. Кодификатор элементов содержания по информатике для составления контрольно-измерительных мате-риалов (КИМ) ГИА- 2013 | Лекция | 1 | |
Тематический блок «Информация и ее кодирование» (5ч) |
4 | Содержательное обобщение изученного материала по теме «Информация и ее коди-рование» | Лекция | 1 | |
5 | Разбор заданий из демонстрационных тестов. | Решение задач | 2 | |
6 | Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А. | Тестирование | 1 | |
7 | Тренинг с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части В. | Тестирование | 1 | |
Тематический блок «Основы логики» (5ч) |
8 | Содержательное обобщение изученного мате-риала по теме «Основы логики» | Лекция | 1 | |
9 | Разбор заданий из демонстрационных тестов. | Решение задач | 2 | |
11 | Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А. | Тестирование | 1 | |
12 | Тренинг с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части В. | Тестирование | 1 | |
Тематический блок «Алгоритмизация и программирование» (13 ч.) |
13 | Содержательное обобщение изученного мате-риала по теме «Алгоритмизация и программирование» | Лекция | 1 | |
14 | Разбор заданий из демонстрационных тестов. | Решение задач | 5 | |
15 | Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А. | Тестирование | 1 | |
16 | Тренинг с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части В. | Тестирование | 2 | |
17 | Материал для тренинга с использованием заданий с развернутой формой ответа, используемых в части С. | Тестирование | 4 | |
Тематические блоки «Основные устройства информационных и коммуникационных технологий» и «Программные средства информационных и коммуникационных технологий» (3ч) |
18 | Содержательное обобщение изученного материала по темам «Основные устройства информационных и коммуникационных тех-нологий» и «Программные средства инфор-мационных и коммуникационных технологий» | Лекция | 1 | |
19 | Разбор заданий из демонстрационных тестов. | Решение задач | 1 | |
20 | Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А и с краткой формой ответа, используемых в части В. | Тестирование | 1 | |
Тематические блоки «Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии» (3ч) |
22 | Содержательное обобщение изученного материала по темам «Технология обработки текстовой, графической и звуковой информа-ции», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хране-ния, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные техноло-гии» | Лекция | 1 | |
23 | Разбор заданий из демонстрационных тестов. | Решение задач | 1 | |
24 | Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А и с краткой формой ответа, используемых в части В. | Тестирование | 1 | |
Тренинг по вариантам (4ч) |
26 | Тренинг по вариантам | Тестирование | 4 | |
Итого | 34 ч. | |
Библиографический список
Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс : учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 298 с.
Апатова К.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
Концепция информатизации образования. «Информатика и образование». -М., 1990. №1.
СелевкоА.Г. Современные информационно-технические средства в школе. М: Народное образование, 2002.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2003;
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2005;
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM – М.: БИНОМ, 2007.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2007.
Шамова Т.Н., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н, Управление образовательными системами: - М.: Издательский центр «Академия», 2002.