СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса по выбору по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированный курс.    Программа и планирование курса  составлены на основе программного обеспечения  издательства «Учитель», Волгоград, 2008 г. Электронное пособие «Элективные курсы. Профильное обучение. Русский язык».  Содержание – Н.М. Божко и др.Адаптированный курс.    Программа и планирование курса  составлены на основе программного обеспечения  издательства «Учитель», Волгоград, 2008 г. Электронное пособие «Элективные курсы. Профильное обучение. Русский язык».  Содержание – Н.М. Божко и др.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору по русскому языку»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

г. Когалыма Тюменской области ХМАО-Югры



Программа курса по выбору по русскому языку



9Д класс /Базовый уровень/



Культура речи



Учитель: Амелькина

Людмила Валентиновна

Категория: соответствие занимаемой должности

г. Когалым

2017







Паспорт календарно-тематического планирования

Согласовано Утверждено

руководитель ППС зам. директора по УВР

учителей ….. ____________/__________ ____/___ _________ 2017г.

«____» _________ 2017 г. «____» _________ 2017г.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



по ________________ Культуре речи _________________

предмет (курс, модуль)

класс __9Д____


Учитель Амелькина Людмила Валентиновна

Квалификационная категория соответствие занимаемой должности


ФК ГОС-204



Количество часов в неделю по учебному плану 1 час

Всего количество часов в году по плану 34 часа


Количество обязательных контрольных работ_________1______________

Учебное пособие для учащихся___ УМК КУЛЬТУРА РЕЧИ, 9 класс __________

Адаптированный курс. Программа и планирование курса составлены на основе программного обеспечения издательства «Учитель», Волгоград, 2008 г. Электронное пособие «Элективные курсы. Профильное обучение. Русский язык». Содержание – Н.М. Божко и др.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на учащихся 9 классов.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса.

Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес, позволит сформулировать у них целостный взгляд на науку о русском языке, представление о языке как системе. На этой основе учащиеся смогут лучше овладеть и практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации и повысить свою речевую грамотность.

Данная программа позволит расширить знания учащихся по таким разделам, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, морфология, синтаксис, активизировать их внимание к собственной письменной и устной речи. Курс позволит обобщить полученные знания и применять их в практической ситуации.

Программа предусматривает использование нестандартных форм работы, творческие работы учащихся, занимательные упражнения, тестирование, викторины, различные виды диктантов, редактирование и трансформирование текста по заданному параметру и др.

Данная программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Цели элективного курса:

  • углубить и расширить основные понятия науки о культуре речи;

  • научить различным приемам использования выразительных средств;

  • способствовать росту речевой культуры школьника.

Программа направлена на достижение следующих задач:

  • знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование ее в речи;

  • сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;

  • проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

  • самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);

  • пользование нормативными словарями и справочной литературой.

Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • говорить и слушать, так как «уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура (Д. С. Лихачев), отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;

  • владеть устной и письменной речью;

  • владеть навыками стилистической правки текста;

  • проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.

Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия для развития творческой познавательной активности учащихся.

Особое внимание уделяется подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.

Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.

Эффективно использовать:

  • проблемное изложение теоретического материала, в частности таких вопросов: «как и почему сохраняются всегда категории «высокого» и «низкого», «хороший, «дурной» и истинный вкус – можно ли о них спорить»;

  • самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;

  • совершенствование рукописи с определенной точкой зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;

  • рецензирование;

  • сообщения как результат наблюдений.

Учащиеся, изучившие курс, должны знать:

  • общие сведения о русском языке;

  • определения основных изученных единиц языка и категорий;

  • орфографические и пунктуационные правила;

  • осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры.

У м е т ь:

  • опознавать (по изученным признакам) языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, словообразовательные, морфологические, синтаксические);

  • группировать языковые явления по определенным признакам;

  • давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;

  • правильно произносить слова в соответствии с орфографическими нормами;

  • находить в слове орфограммы, а в предложении – смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;

  • правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно оформлять предложения в текст;

  • создавать тексты различных типов и стилей речи;

  • совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Общие сведения о русском языке (2 часа).

Русский язык в современном обществе. Виднейшие учёные-русисты. Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Активные процессы в современном русском языке.

2. Фонетика. Орфоэпия. Графика (4 часа).

Основные фонетические процессы, происходящие в слове. Звук как единица языка. Сильные и слабые позиции звуков. Ударение в русском языке. Основные нормы произношения в русском языке (основные нормы современного литературного произношения). Основные нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

3. Лексика и фразеология (3 часа).

Происхождение лексики. Лексическое значение слова. Русская лексика с точки зрения сферы её употребления. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Однозначность и многозначность слов. Активный и пассивный словарный запас. Фразеология. Источники фразеологизмов: смысловое целое, членимый оборот.

4. Морфология и орфография (17 часов).

Обобщение и повторение частей речи. Морфологический разбор знаменательных частей речи и служебных. Знаменательные части речи. Существительные как часть речи. Правописание падежных окончаний и суффиксов имён существительных. Имя прилагательное. Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных. Имя числительное. Склонение и правописание имён числительных. Местоимение. Правописание местоимений. Глагол. Правописание глаголов. Причастие как глагольная форма. Правописание причастий. Деепричастие как часть речи. Наречие как часть речи. Правописание наречий. Слова категории состояния. Н и нн с разными частями речи. Не и ни с разными частями речи. Служебные части речи. Предлог. Правописание предлогов. Союз. Союзные слова. Правописание союзов. Частицы. Правописание частиц.

5. Речь. Функциональные стили речи. Текст (3 часа).

Речевая деятельность как процесс общения. Стили и типы речи. Текст. Основные признаки текста. Строение текста и виды его преобразования.

6. Синтаксис и пунктуация (5 часов).

Принципы русской пунктуации. Словосочетание как синтаксическая единица. Синтаксис и пунктуация простого предложения. Синтаксис и пунктуация сложного предложения.



Учебно-тематический план

п/п

Название тем
курса

Всего часов

Дата

Планируемая

ВТОРНИК

11:40– 12:20

5-й урок

Дата

фактическая

Виды деятельности
учителя и учащихся

1

2

3

4

5

6


Введение.

Общие сведения о русском языке.


2




1.

Русский язык в современном мире.

Виднейшие ученые-русисты.


1

03.10.


Лекция с элементами беседы. Практические занятия.

2.

Активные процессы в современном русском языке.

1

10.10.


Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов.


Фонетика. Орфоэпия. Графика.

4




3.

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Фонетика. Звук как единица языка.


1

17.10.


Лекция с элементами беседы. Графический диктант.

4.

Основные фонетические процессы, происходящие в слове. Графика. Фонетический разбор слов.

1

24.10.


Фонетический разбор повышенной трудности. Обучение звукописи. 


5-6.

Орфоэпия. Ударение в русском языке. Основные нормы произношения и ударения в русском языке.

2

07.11.


Работа с орфоэпическим словарем.

Самостоятельная работа

14.11.




Лексика и фразеология.

3




7.

Лексика и фразеология. Лексика. Лексическое значение слова.

1

21.11.


Комплексный анализ текста. Лабораторная работа.

8.

Русская лексика с точки зрения её употребления.

1

28.11.


Самостоятельные исследования учащихся. Тематический тест. Объяснительный диктант.

9.

Фразеология как раздел науки о языке.

Происхождение фразеологизмов русского языка.

1

05.12.


Индивидуальная работа по карточкам.

Фразеологическая викторина


Морфология и орфография.

17




10.

Морфология и орфография.

Принципы русской орфографии.

1

12.12.


Составление алгоритмов правил орфографии.

11.

Знаменательные части речи.


1

19.12.


Составление таблиц и схем.

12.

Имя существительное как часть речи.

1

26.12.


Составление таблиц и схем.

13.

Правописание падежных окончаний и суффиксов

имён существительных.

1

16.01.


Словарная работа.


14.

Имя прилагательное.

Правописание падежных окончаний и суффиксов.

1

23.01.


Тематические тесты. Объяснительный диктант.

15.

Имя числительное как часть речи.

Склонение и правописание имен числительных.

1

30.01.


Выборочный диктант. Индивидуальная работа по карточкам. Слуховой диктант.

16.

Местоимение как часть речи.

Правописание местоимений.

1

06.02.


Практические задания по теме «Морфология и орфография».

17.

Глагол. Правописание глагола.

1

13.02.


Работа со справочниками и словарями русского языка (Д. Э. Розенталь, С. И. Ожегов, В. И. Даль и др.).

18.

Причастие и деепричастие.

1

20.02.


Морфологический разбор знаменательных частей речи.

19.

Правописание причастий и деепричастий.

1

27.02.


Тематический зачёт.

20.

Наречие как часть речи.

1

06.03.


Творческая работа.

21.

Правописание наречий.

Слова категории состояния.

Буквы н-нн в причастиях, прилагательных и наречиях на -о, -е.

1

13.03.


Диктант с графическим объяснением.


22.

Правописание не и ни с разными частями речи.

1

20.03.


Тематический зачёт.

23.

Служебные части речи.

1

03.04.


Тематические тесты. Объяснительный диктант.

24-25.

Тематический тест по теме «Служебные части речи».

2

10.04.


Тематические тесты.

17.04


26.

Контрольный тест по теме «Морфология и орфография».

1

24.04.


Контрольный тест.


Речь. Функциональные стили речи. Текст.

3




27.

Речь. Стили речи. Типы речи. Текст.


1

08.05.


Исследовательская работа. Лабораторная работа.

28.

Основные признаки текста.

Строение текста.

1

15.05.


Упражнения на понимание текста. Анализ текста.

29.

Итоговый тест по теме

«Морфология, орфография, словообразование, речь».

1

15.05.


Творческо-поисковая работа. Итоговый тест


Синтаксис и пунктуация.

5




30.

Принципы русской пунктуации.

1

17.05.


Анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации.

31.

Словосочетание как синтаксическая единица.

1

18.05.


Исследовательская работа. Графический диктант.

32.

Синтаксис и пунктуация простого предложения.


1

19.05.


Выборочный диктант.

Анализ предложений

33.

Синтаксис и пунктуация сложного предложения.


1

22.05.


Составление таблицы и схемы классификации видов сложных предложений. Анализ предложений

34.

Итоговый контрольный тест.

1

22.05


Контрольный тест.


Итого

34












КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

               Контроль за результатами обучения осуществляется по следующим направлениям:

  • учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями;

  • учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

              Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат устные сообщения учащегося, письменные работы, проектные работы.

ЛИТЕРАТУРА

Д л я у ч и т е л я:

1. Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения: учебно-методическое пособие. М.: Глобус, 2008.

2. Львова С.И. Программы по русскому языку. Элективные курсы. 7, 8, 9 классы.

Программы по русскому языку. 5-11 классы. М.: Мнемозина, 2011.

3. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов. Курсы по выбору.

«Кубанская школа», 2004, № 1-2.

4. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы.

Основной курс. Элективные курсы. М.:Мнемозина, 2008.

5. Программы элективных курсов. Предпрофильное обучение. 9 класс.

Авт.-сост. С.К. Семенина. М.: Дрофа, 2006

1. Булатова, Л. Н., Касаткин, Л. Л., Строганова, Т. Ю. О русских народных говорах. –

М.: Просвещение,2005.

2. Гольдин, В. Е. Речь и этикет. – М., 2003.

3. Дивненко, О. В. Эстетика: серия «Школьная тетрадь». – М.: Спектор-5, 2004.

4. Каменская, Р. А. Культурология: опыт использования активных форм обучения в преподавании дисциплины. – В.: НОУ ВПО ВИБ, 2004.

5. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 2007.

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. – 11-е изд. – М., 1975.

7. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ–ЛТД, 1998.

8. Розенталь, Д. Э. А как лучше сказать? – М., 1988.

9. Солганик, Г. Я. Синтаксическая стилистика. – М.: Знание, 1978.

10. Словарь синонимов: справочное пособие / под ред. А. П. Евгеньевой. – М.: Наука, 1975.

11. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. – М., 1979

12. М.П. Усачева А.В. Милюк С.Г. Казарина «Стилистика и культура речи:

учебное пособие по русскому языку», Издательство: Феникс, 2004

Д л я у ч а щ и х с я:

1. Баранов, В. Ф. А как у вас говорят? – М.: Просвещение, 1986.

2. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В. А. Мызина. – М.: Просвещение, 1976.

3. Григорян, Л. Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1976.

4. Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.

5. Колосов, В. В. История русского языка в рассказах. – М.: Просвещение, 1982.

6. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 1976.8. Одинцов, В. В. О языке художественной прозы. – М.: Наука, 1973.

  • Арсирий, А. Г. Материалы для занимательной грамматики русского языка. – М.: Просвещение, 1990.

  • Вербицкая, Л. Б. Давайте говорить правильно! Пособие по русскому языку. – М., 2016.

  • Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи. – М., 2016.

  • Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по русскому языку: лексика, грамматика, культура речи.. – Ростов-н/Д., 2017.




ИНТЕРНЕТ-ресурсы

http://www.profile-edu.ru

http://www.openclass.ru

http://www.prosv.ru

http://www.drofa.ru

http://www.russkoe-slovo.ru

http://www.mnemozina.ru

http://www.lbz.ru

http://kpolyakov.narod.ru

http://www.fipi.ru

http://www.examen.ru

http://window.edu.ru

Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка" http://rus.1september.ru/

Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык" http://www.gramota.ru

Коллекция "Диктанты — русский язык" Российского общеобразователь­ного портала http://language.edu.ru

Культура письменной речи http://www.gramma.ru

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/

Имена.org — популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://raslit.ioso.ru

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литерату­ры (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org

Мир слова русского http://www.rusword.org/

Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru/

Опорный орфографический компакт:  

пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/

Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология:  

электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/

Российское общество преподавателей русского языка и литературы:  

Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

Русская грамматика:  академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru

Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/ras/galya

Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru/

Свиток — История письменности на Руси http://www.ivki.ru/svitok/

Система дистанционного обучения "Веди" — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru

Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru   

Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru

Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru

Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru/

Образовательные электронные ресурсы:

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/

Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html

Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

Русское слово http://www.rusword.com.ua

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!