СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Умка" «Школа будущего первоклассника. Подготовка детей к обучению в школе»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предшкольная подготовка предусматривает последовательное, преемственное и взаимосвязанное развитие дошкольников.

При работе с детьми учтены сочетание возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей, переход на личностно-ориентированную модель обучения, единство обучения, развития и воспитания, преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Умка" «Школа будущего первоклассника. Подготовка детей к обучению в школе»»

Готовим будущих первоклассников! 

Предшкольная подготовка предусматривает последовательное, преемственное и взаимосвязанное развитие дошкольников.

При работе с детьми учтены сочетание возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей, переход на личностно-ориентированную модель обучения, единство обучения, развития и воспитания, преемственность между дошкольным и начальным образованием.


ПЕДАГОГ:

Лисовская Оксана Вячеславовна– педагог дополнительного образования.

Образование: Высшее, Иркутский государственный педагогический институт, 1988 год., специальность учитель начальных классов.

Педагогический стаж – 33 года.


"Умка" представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, память, воображение, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Новизна программы состоит в том, что главной целью является не формирование ЗУНов, а выращивание функционально грамотной личности, развитие творческих способностей ребёнка, готовность к самореализации, поддерживание в ребенке всего того, что связано с личностным развитием.

В соответствии с основными целями концепция предшкольного образования отвечает общему подходу к процессу образования, который определен нами как развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный. Ребенок выступает не как объект процессов обучения и воспитания, а как личность со своими индивидуальными особенностями.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она отвечает потребностям общества. Предшкольное образование, как образование вообще, - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).

Ведущая идея программы «Умка» – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Отличительными особенностями программы предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи:

1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);

2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).

Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Это знание не является целью предшкольного образования; картина мира есть (в самом широком смысле) ориентировочная основа для адекватной деятельности человека в мире.



Содержание программы


Цель программы

Выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников.


Задачи программы

Образовательные.

Развитие мотивации к обучению.

Развитие познавательных и личностных качеств ребенка: восприятия, внимания, мышления, речи, памяти, воображения, способностей, силы воли, трудолюбия, ответственности.

Приобретение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.

Развивающие.

Развитие наглядно – образного и формирование словесно – логического мышления.

Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.

Развитие детской самостоятельности, инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Воспитательные.

Формирование устойчивой позитивной мотивации к учению в единстве с эмоциональными и социальными мотивами.

Формирование навыков работы в коллективе и коммуникативных отношений.

Формирование навыков здорового образа жизни;


Принципы организации деятельности

  • Нравственный пример педагога.

Педагог как главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

  • Социально-педагогическое партнерство.

Выстраивание педагогически целесообразных партнерских отношений с семьей.

  • Индивидуально-личностное развитие.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, необходимых для успешной социализации личности.

  • Социальная востребованность воспитания.


Режим занятий.

Программа «Умка» рассчитана на 1 год обучения. Занятие осваивает одна группа согласно расписанию 2 раза в неделю по 1 часу, всего 2 часа в неделю. Общее количество часов в год – 72.

Возраст детей – 6-6,5 лет. Вид группы – профильная. Состав группы – постоянный. Набор детей в детское объединение – свободный.


Формы и методы проведения занятий

Формы обучения:

  1. Занятия проходят в форме бесед.

  2. Теоретические и практические занятия

  3. Игра.

  4. Практические работы.

  5. Открытое занятие.

  6. Праздники.

  7. Экскурсия.

  8. Проведение конкурсов.

  9. Изготовление сувениров.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный

  • репродуктивный

  • рассказ

  • беседа

  • демонстрация

  • практический, обучающий контроль

  • дидактическая игра

  • игра - путешествие


Организационно – педагогические условия

(Концепция)

Основные психологические новообразования:

• возникновение основополагающих познавательных представлений: о различии живого и неживого и способов взаимодействия с ними, о социальном мире, в котором живут и действуют разные люди – со своими мыслями, желаниями, намерениями и переживаниями, о себе как включенном в этот мир, действующем в нем и способном изменяться – расти и обучаться новому;

• появление первых этических инстанций (начальных представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, правде и обмане);

• личное осознание, внутренняя регуляция поведения (произвольность), начальные уровни интеллектуального и эмоционального предвосхищения последствий своих поступков, соподчинение мотивов;

• осознанное сотрудничество со взрослыми и сверстниками;

• развитие функций речи и мышления;

• развитие воображения;

• появление сюжетно-ролевых игр;

• художественное творчество (рисование, лепка и т.д.). Основные формы деятельности в контексте образования:

• познание: исследование предметного мира, наблюдение и экспериментирование; освоение правил поведения в разных контекстах ближайшего социального окружения; освоение собственных физических возможностей и границ;

• общение: свободное установление отношений со сверстниками, в разви- той форме – формирование правил отношений;

• игра: индивидуальная сюжетно- ролевая игра на основе образцов, задан- ных ближайшим социальным окружением; коллективная сюжетно-ролевая игра, в развитой форме – сюжетно- ролевая игра на основе конвенциональ- но установленных правил;

• творчество: конструирование реальных и воображаемых объектов, в том числе как предметов для игры; изображение реальных и воображаемых сюжетов и ситуаций;

• труд: формирование установок к продуктивной деятельности и к освое- нию различных технологий. Возрастные задачи:

• закрепление представлений о себе как об «автономном» человеке; первоначальное знакомство с миром как с пространством собственного нахождения и объектом освоения;

• развитие воображения как способности творения новых образов, которых не дает непосредственное чувственное восприятие;

• овладение произвольностью в сюжетно-ролевой игре и контекстно- заданных нормах поведения;

• освоение принципов, адекватных возрасту форм и способов конструктор- ской и художественной деятельности. Образовательные задачи:

• выстроить пространства действительно автономного от взрослых суще- ствования и действования;

• сформировать у ребенка первый образ Я;

• сформировать принципы первоначальной систематизации знаний о мире и закрепления представлений о нем. Образовательный процесс условно раз- деляется на три части:

• специально организованное обучение в форме занятий;

• совместная взросло-детская деятельность: конструирование, совместное создание художественного продукта, игра, в которой правила удерживают- ся взрослым; свободная самостоятельная деятельность детей: игра, конструирование, художественное творчество. Гармоничное сочетание этих форм позволяет педагогу, с одной стороны, осуществлять обучение детей, расширяя их представления об окружающем мире и формируя основные навыки социального поведения, обогащая процессы их развития, а с другой – организовать для детей культурное пространство идентификации с идеалами и ценностями общества



Ожидаемые результаты.

По окончании реализации программы дети должны:

  1. удерживать внимание, слушать короткий текст,

  2. выполнять инструкцию взрослого,

  3. обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор,

  4. исправлять свою ошибку, если не получилось выполнить задание правильно,

  5. пользоваться книгой,

  6. строить развернутый ответ на вопрос,

  7. уметь пояснить, аргументировать свой ответ,

  8. уметь работать в паре,

  9. находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности,

  10. называть изученные звуки и буквы, различать их в устной и письменной речи,

  11. знать числа первого десятка, иметь начальные геометрические представления,

  12. уметь аккуратно выполнять штриховку,

  13. уметь ориентироваться в окружающем мире.


Качества детей, которые будут развиты в результате занятий:

- одинаковые стартовые возможности перед обучением в школе

( развитие речи, внимания, памяти, мышления);

- умение общаться со сверстниками и взрослыми.


Методический материал

Оценка результативности обучения по программе

Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Умка» учитывает  потребности обучающихся в развитии способностей каждого ребёнка, вхождение его в общество (социализацию). Система обеспечения эффективности образовательного процесса состоит в том, что содержание предшкольного образования обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:

 его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;

 культурное развитие - совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;

 познавательное развитие - собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.

Занятия обеспечивают приобретение теоретических знаний, и знаний, умений, переходящих в навыки при выполнении практических заданий, заданий творческого характера, которые не будут утомительными, вызывают у ребёнка интерес, что очень важно для детей любого возраста.

Эффективность образовательного процесса оценивается по высокому уровню мотивации учащихся к получению знаний, по уровню развития творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, и отслеживается в системе разнообразных форм подведения итогов.


Формы и способы проверки

Для оценки результативности учебных занятий применяются вводный, текущий, тематический, промежуточный и  итоговый виды контроля.

Начальный контроль осуществляется  на первом году обучения в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень ЗУН учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.

Текущий контроль происходит после изучения основных тем по программе, анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль теоретических знаний осуществляется с помощью наблюдения, собеседования, заданий педагога (выполнения комплекса заданий, как в устной форме, так и в письменной, игры и др.)

  Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.

   Промежуточный контроль осуществляется два раза в год - в конце I полугодия учебного года и в конце учебного года. Формы оценки: задания, беседа, игра.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки ЗУН выпускников:  задания, беседа, игра.


Условия реализации программы.

Для реализации программы имеется следующая материальная база:

  • Светлое, проветриваемое помещение

  • Мебель, соответствующая санитарным нормам и возрастным особенностям детей, нормам освещения

  • Мультимедийное оборудование

  • Информационное обеспечение – аудио, видео, фото и интернет источники






Скачать

© 2022 102 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!