Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с требованиями ФК ГОС среднего общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (утверждено приказом МБОУ Гимназия № 63 от 31.01.2018г.).
Адресность: для учащихся 9-х классов, 34 часа (1 час в неделю).
1. осознание смысла своего стихотворного произведения и произведений современных поэтов и классиков;
2. отличение и оценивание хорошей литературы.
№ | Тема | Количество часов | Тип занятия | Элементы содержания | Основные виды деятельности |
1 | Вводное занятие | 1 | Инструктаж | Цели и задачи творческого объединения, обсуждение тематики занятий | ознакомление обучающихся со спецификой курса; обсуждение целей и задач на учебный год; беседа обучающихся с педагогом |
2 | «Роды литературы: эпос, лирика, драма. Особенности лирики» | 1 | Игра | Понятие лирики и прозы. Понятие родов литературы. Медитативная и суггестивная лирика. Разновидности лирики по тематике. Виды лирики: стихотворная (поэзия), драматизированная (ролевая), прозаическая | Анализ произведений литературы, выявление понятий «лирика» и «проза». Викторина по тематике лирических произведений. Игра на основе стихотворных текстов с целью определения выразительности лирики (медитативная и суггестивная) |
3 | «Лирические и лиро-эпические стихотворные жанры» | 1 | Комбинированное | Жанровые особенности оды, гимна, элегии, сонета, послания, мадригала, романса, песни, рондо, эпиграммы, поэмы и т.д. | Лекция по теме занятия. Игра на определение жанрового своеобразия произведений |
4 | «Секреты малых жанров» | 1 | Комбинированное | Как устроены загадки, скороговорки, пословицы? Для чего в них рифма? | Беседа по теме занятия. Викторина по загадкам. Игровые упражнения на скороговорки. Обсуждение смысла русских пословиц |
5 | «Смысловая наполняемость стихотворения. Зачем писать стихи?» | 1 | Комбинированное | Тема стихотворения. Идея. Роль оглавления в стихотворении. Глубинный смысл. Символы и их роль. | Беседа по теме урока. Анализ стихотворений различных авторов. |
6-7 | «Рифма. Какой она может быть» | 2 | Комбинированное | Виды рифм по слоговому объему: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, открытая, закрытая. Рифмы по точности звучания: богатые, бедные, приблизительные, точные, ассонансы, тавтологические, составные, неравносложные, диссонансы, равноударные. Перекрестная, кольцевая, парная, смешанная рифмовки. Рифмоиды и белый стих | Работа с теоретическими понятиями. Анализ стихотворений с целью определения особенностей рифмы |
8 | «Системы стихосложений: тоническое, силлабическое, силлабо- тоническое» | 1 | Комбинированное | Понятие тоничекой, силлабической и силлабо- тонической систем стихосложения. Понятие «стопы», «метра» и «ритма», «стихотворного размера» | Лекция по теме занятия. Практикум на определение системы стихосложения |
9 | «Классические размеры стиха: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест» | 2 | Практикум | Понятие стопы, двустопных и трехстопных стихотворных размеров. Приемы определения стихотворного размера. | Работа с теоретическими понятиями. Анализ стихотворений с целью определения стихотворных размеров |
10-11 | «Понятие пиррихия, спондей, сверхсхемного ударения, трибрахия, усечения, пентаметра» | 2 | Практикум | Определение понятий «пиррихий», «спондей», «трибрахий», «пентаметр». Особенности сверхсхемного ударения и усечения. | Работа с теоретическими понятиями. Анализ стихотворений с целью определения стихотворных размеров |
12 | «Неклассические стихотворные размеры и их особенности» | 1 | Практикум | Александровский стих. Анакруза. Гекзаметр. Логаэд. Односложник. Пентон. Пиррихий. | Работа с теоретическими понятиями. Анализ стихотворений с целью определения стихотворных размеров |
13 | «Строфа и ее виды» | 1 | Игра | Работа с понятиями: «двустишие», «терцет», «катрены», «квинтет», «секстина», «сентима», «октава», «нона», «децима», «Онегинская строфа», «балладная строфа», «сонет», «терцина», «триолет», «рондо», «сицилиана» и др. | Работа с теоретическими понятиями. Игра по воссозданию стихотворений на отработку теоретических понятий занятия |
14 | «Средства выразительности, их роль в стихотворении. Звукопись» | 1 | Лекция | Фонетические средства выразительности. Особенности звукописи в стихотворении. Аллитерация и ассонанс. | Лекция учителя. Разбор теоретической информации по теме урока. Беседа с учениками |
15 | «Средства выразительности, их роль в стихотворении. Звукопись» | 1 | Практикум | Фонетические средства выразительности. Особенности звукописи в стихотворении. Аллитерация и ассонанс. | Анализ стихотворений известных русских поэтов на предмет фонетических средств выразительности |
16 | «Средства выразительности, их роль в стихотворении. Лексика» | 1 | Лекция | Особенности лексических средств выразительности. Авторские неологизмы. Просторечия. Устаревшая лексика. Возвышенная лексика. Омонимы, синонимы, антонимы и т.п. | Лекция учителя. Разбор теоретической информации по теме урока. Беседа с учениками |
17 | «Средства выразительности, их роль в стихотворении. Лексика» | 1 | Практикум | Особенности лексических средств выразительности. Авторские неологизмы. Просторечия. Устаревшая лексика. Возвышенная лексика. Омонимы, синонимы, антонимы и т.п. | Анализ стихотворений известных русских поэтов на предмет лексических средств выразительности |
18 | «Средства выразительности, их роль в стихотворении. Синтаксис» | 1 | Лекция | Особенности синтаксических средств выразительности. Анафора и эпифора. Антитеза. Повтор. Эллипсис. Инверсия и т.п. | Лекция учителя Разбор теоретической информации по теме урока. Беседа с учениками |
19 | «Средства выразительности, их роль в стихотворении. Синтаксис» | 1 | Практикум | Особенности синтаксических средств выразительности. Анафора и эпифора. Антитеза. Повтор. Эллипсис. Инверсия и т.п. | Анализ стихотворений известных русских поэтов на предмет синтаксических средств выразительности |
20 | «Средства выразительности, их роль в стихотворении. Тропы» | 1 | Лекция | Особенности средств, основанных на сравнении. Сравнение. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Оксюморон. Перифраза. Эпитет и т.д. | Лекция учителя. Разбор теоретической информации по теме урока. Беседа с учениками |
21 | «Средства выразительности, их роль в стихотворении. Тропы» | 1 | Практикум | Особенности средств, основанных на сравнении. Сравнение. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Оксюморон. Перифраза. Эпитет и т.д. | Анализ стихотворений известных русских поэтов на предмет синтаксических средств выразительности |
22 | «Как выполнить анализ стихотворения и оставаться объективным?» | 1 | Комбинированное | Анализ стихотворения: этапы, содержание, особенности, виды | Беседа с обучающимися. Выделение учениками этапов анализа стихотворения. Коллективное выполнение анализа стихотворения |
23 | «Как выполнить анализ стихотворения и оставаться объективным?» | 1 | Комбинированное | Анализ стихотворения: этапы, содержание, особенности, виды | Беседа с обучающимися. Выделение учениками этапов анализа стихотворения. Коллективное выполнение анализа стихотворения |
24-25 | «Чтение и анализ стихотворений любимых поэтов» | 2 | Литературно- музыкальная гостиная | Стихи поэтов 19-20 вв., выбранные обучающимися. | Выступление со стихотворениями любимых авторов классической и современной литературы |
26 | «Как грамотно критиковать произведение» | 1 | Проблемно- ценностное общение | Что такое критика? Что такое объективизм и субъективизм. Особенности интонации критикующего. Правила критика | Выведение в процессе беседы советов по критике стихотворений начинающих поэтов |
27-28 | «Проба пера. Написание стихотворений на предложенную тему» | 2 | Лабораторное | Написание авторского стихотворения | Написание стихотворений с контролем со стороны педагога |
29-32 | «Представление собственного опыта стихосложения» | 4 | Концерт | Выступление со стихами собственного сочинения | Публичное выступление с авторскими стихами. Обсуждение и критика стихотворений учащихся. Самоанализ |
33-34 | «Коррекция стихотворений и подготовка их к публикации» | 2 | Практикум | Редакционная деятельность. Проверка на орфографическую, пунктуационную грамотность. Проверка рифмовки, размера. Оглавление. | Практическая работа |
В обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:
– онлайн-урок новых знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы zoom;
В обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть включены следующие основные виды учебной деятельности обучающихся:
Арнаудов М. Психология литературного творчества. М„ 1970.
Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.
Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах/ 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;
Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.