СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса ВД "Стихосложение"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена  на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с требованиями ФК ГОС среднего общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и Положением о порядке  разработки  и утверждения   рабочих программ учебных предметов, курсов (утверждено приказом МБОУ Гимназия № 63 от 31.01.2018г.).

Адресность: для учащихся 9-х классов,  34 часа (1 час в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Программа курса ВД "Стихосложение"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия




Рассмотрена на заседании МО Утверждена директором МБОУ

и рекомендована к утверждению Приказ от 31.08.2019 № 345

протокол от 28.08.2019 № 1










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ»





Год составления: 2020-2021 учебный год

Классы - 9

Количество часов по плану – 34 часа

Количество часов в неделю – 1 час
















Новый Уренгой


2020

1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с требованиями ФК ГОС среднего общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (утверждено приказом МБОУ Гимназия № 63 от 31.01.2018г.).

Адресность: для учащихся 9-х классов, 34 часа (1 час в неделю).

  1. Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

1. осознание смысла своего стихотворного произведения и произведений современных поэтов и классиков;

2. отличение и оценивание хорошей литературы.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. планирование своих действий в творческой работе;

  2. оценка своих действий;

  3. коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. самостоятельная работа с литературой, систематизация и анализ информации;

  2. установка причинно-следственных связей в своем произведении и произведениях авторов;

  3. определение выводов и обобщений в результате совместной работы группы;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. умение договариваться о распределении социальных ролей во время игры, работы в совместной деятельности;

  2. умение допускать существование различных точек зрения;

  3. учёт разных мнений;

  4. овладение монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты:

    1. умение определять жанр лирического произведения;

    2. знания в области стихосложения: ритм, рифма, размер и т.п.

    3. умение давать характеристику поэтическому тексту, анализировать стихотворения;

    4. умение использовать языковые средства при написании стихотворений;

  1. умение находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

  2. умение совершенствовать содержание и языковое оформление собственного поэтического текста.

В результате изучения курса ученик научится:

    1. определять жанр стихотворного произведения, стихотворный размер, тип рифмовки;

    2. выполнять различные анализы лирических произведений;

    3. давать оценку стихотворениям, критиковать, выражать собственную точку зрения о произведениях;

    4. совершенствовать содержание и языковое оформление стихотворения;

    5. пользоваться разнообразными языковыми средствами в стихах;

    6. находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

    7. создавать собственные стихотворные произведения;

    8. пользоваться научной, справочной и художественной литературой;

В результате прохождения данного курса обучающийся получит возможность научиться:

  1. пользоваться различными системами стихосложения при написании собственных произведений;

  2. создать собственный сборник стихотворений;

  3. нестандартно подходить к решению литературоведческих задач;

  4. анализировать собственные затруднения и адекватно оценивать свои теоретические и творческие навыки;

  5. свободно оперировать теоретическими понятиями стихосложения.

3.Содержание учебного курса с указанием основных видов деятельности

Тема

Количество часов

Тип занятия

Элементы содержания

Основные виды деятельности

1

Вводное занятие

1

Инструктаж

Цели и задачи творческого объединения, обсуждение тематики занятий

ознакомление обучающихся со спецификой курса;

обсуждение целей и задач на учебный год;

беседа обучающихся с педагогом

2

«Роды литературы: эпос, лирика, драма. Особенности лирики»

1

Игра

Понятие лирики и прозы. Понятие родов литературы.

Медитативная и суггестивная лирика.

Разновидности лирики по тематике. Виды лирики: стихотворная (поэзия), драматизированная (ролевая), прозаическая

Анализ произведений литературы, выявление понятий «лирика» и «проза».

Викторина по тематике лирических произведений.

Игра на основе стихотворных текстов с целью определения выразительности лирики (медитативная и суггестивная)

3

«Лирические и лиро-эпические стихотворные жанры»

1

Комбинированное

Жанровые особенности оды, гимна, элегии, сонета, послания, мадригала, романса, песни, рондо, эпиграммы,
поэмы и т.д.

Лекция по теме занятия.

Игра на определение жанрового своеобразия произведений


4

«Секреты малых жанров»

1

Комбинированное

Как устроены

загадки,

скороговорки, пословицы? Для чего в них рифма?


Беседа по теме занятия.

Викторина по загадкам.

Игровые упражнения на скороговорки.

Обсуждение смысла русских пословиц

5

«Смысловая наполняемость стихотворения. Зачем писать стихи?»

1

Комбинированное

Тема стихотворения. Идея. Роль оглавления в стихотворении. Глубинный смысл. Символы и их роль.

Беседа по теме урока. Анализ стихотворений различных авторов.

6-7

«Рифма. Какой она может быть»

2

Комбинированное

Виды рифм по слоговому объему: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, открытая, закрытая. Рифмы по точности звучания: богатые, бедные, приблизительные, точные, ассонансы, тавтологические, составные, неравносложные, диссонансы, равноударные. Перекрестная, кольцевая, парная, смешанная рифмовки. Рифмоиды и белый стих

Работа с теоретическими понятиями. Анализ стихотворений с целью определения особенностей рифмы

8

«Системы стихосложений: тоническое, силлабическое, силлабо- тоническое»

1

Комбинированное

Понятие тоничекой, силлабической и силлабо- тонической систем стихосложения. Понятие «стопы», «метра» и «ритма», «стихотворного размера»

Лекция по теме занятия. Практикум на определение системы стихосложения

9

«Классические размеры стиха: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест»

2

Практикум

Понятие стопы, двустопных и трехстопных стихотворных размеров. Приемы определения стихотворного размера.

Работа с теоретическими понятиями. Анализ стихотворений с целью определения стихотворных размеров

10-11

«Понятие пиррихия, спондей, сверхсхемного ударения, трибрахия, усечения, пентаметра»

2

Практикум

 Определение понятий «пиррихий», «спондей», «трибрахий», «пентаметр». Особенности сверхсхемного ударения и усечения.

Работа с теоретическими понятиями. Анализ стихотворений с целью определения стихотворных размеров

12

«Неклассические стихотворные размеры и их особенности»

1

Практикум

Александровский стих. Анакруза. Гекзаметр. Логаэд. Односложник. Пентон. Пиррихий.

Работа с теоретическими понятиями. Анализ стихотворений с целью определения стихотворных размеров

13

«Строфа и ее виды»

1

Игра

Работа с понятиями: «двустишие», «терцет», «катрены», «квинтет», «секстина», «сентима», «октава», «нона», «децима», «Онегинская строфа», «балладная строфа», «сонет», «терцина», «триолет», «рондо», «сицилиана» и др.

Работа с теоретическими понятиями.

Игра по воссозданию стихотворений на отработку теоретических понятий занятия

14

«Средства выразительности, их роль в стихотворении. Звукопись»

1

Лекция

Фонетические средства выразительности. Особенности звукописи в стихотворении. Аллитерация и ассонанс.

Лекция учителя.

Разбор теоретической информации по теме урока.

Беседа с учениками


15

«Средства выразительности, их роль в стихотворении. Звукопись»

1

Практикум

Фонетические средства выразительности. Особенности звукописи в стихотворении. Аллитерация и ассонанс.

Анализ стихотворений известных русских поэтов на предмет фонетических средств выразительности

16

«Средства выразительности, их роль в стихотворении. Лексика»

1

Лекция

Особенности лексических средств выразительности. Авторские неологизмы. Просторечия. Устаревшая лексика. Возвышенная лексика. Омонимы, синонимы, антонимы и т.п.

Лекция учителя.

Разбор теоретической информации по теме урока.

Беседа с учениками

17

«Средства выразительности, их роль в стихотворении. Лексика»

1

Практикум

Особенности лексических средств выразительности. Авторские неологизмы. Просторечия. Устаревшая лексика. Возвышенная лексика. Омонимы, синонимы, антонимы и т.п.

Анализ стихотворений известных русских поэтов на предмет лексических средств выразительности

18

«Средства выразительности, их роль в стихотворении. Синтаксис»

1

Лекция

Особенности синтаксических средств выразительности. Анафора и эпифора. Антитеза. Повтор. Эллипсис. Инверсия и т.п.

Лекция учителя

Разбор теоретической информации по теме урока.

Беседа с учениками


19

«Средства выразительности, их роль в стихотворении. Синтаксис»

1

Практикум

Особенности синтаксических средств выразительности. Анафора и эпифора. Антитеза. Повтор. Эллипсис. Инверсия и т.п.

Анализ стихотворений известных русских поэтов на предмет синтаксических средств выразительности

20

«Средства выразительности, их роль в стихотворении. Тропы»

1

Лекция

Особенности средств, основанных на сравнении. Сравнение. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Оксюморон. Перифраза. Эпитет и т.д.

Лекция учителя.

Разбор теоретической информации по теме урока.

Беседа с учениками


21

«Средства выразительности, их роль в стихотворении. Тропы»

1

Практикум

Особенности средств, основанных на сравнении. Сравнение. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Оксюморон. Перифраза. Эпитет и т.д.

Анализ стихотворений известных русских поэтов на предмет синтаксических средств выразительности

22

«Как выполнить анализ стихотворения и оставаться объективным?»

1

Комбинированное

Анализ стихотворения: этапы, содержание, особенности, виды

Беседа с обучающимися.

Выделение учениками этапов анализа стихотворения. Коллективное выполнение анализа стихотворения

23

«Как выполнить анализ стихотворения и оставаться объективным?»

1

Комбинированное

Анализ стихотворения: этапы, содержание, особенности, виды

Беседа с обучающимися.

Выделение учениками этапов анализа стихотворения. Коллективное выполнение анализа стихотворения

24-25

«Чтение и анализ стихотворений любимых поэтов»

2

Литературно- музыкальная гостиная

Стихи поэтов 19-20 вв., выбранные обучающимися.

Выступление со стихотворениями любимых авторов классической и современной литературы

26

«Как грамотно критиковать произведение»

1

Проблемно- ценностное общение

Что такое критика? Что такое объективизм и субъективизм. Особенности интонации критикующего. Правила критика

Выведение в процессе беседы советов по критике стихотворений начинающих поэтов

27-28

«Проба пера. Написание стихотворений на предложенную тему»

2

Лабораторное

Написание авторского стихотворения

Написание стихотворений с контролем со стороны педагога

29-32

«Представление собственного опыта стихосложения»

4

Концерт

Выступление со стихами собственного сочинения

Публичное выступление с авторскими стихами. Обсуждение и критика стихотворений учащихся. Самоанализ

33-34

«Коррекция стихотворений и подготовка их к публикации»

2

Практикум

Редакционная деятельность. Проверка на орфографическую, пунктуационную грамотность. Проверка рифмовки, размера. Оглавление.

Практическая работа


В обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:

– онлайн-урок новых знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы zoom;

  • онлайн-лекция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы zoom;

  • онлайн-урок контроля знаний в режиме видеоконференцсвязи;

  • онлайн-урок обобщения и систематизации знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы zoom

  • онлайн-семинар в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы zoom;

  • онлайн-урок читательская конференция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы zoom;

  • онлайн-урок развития речи в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы zoom;

  • онлайн-консультация в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы zoom;

  • комбинированный онлайн-урок в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы zoom;

  • онлайн-урок систематизации и обобщения знания в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы zoom;

  • веб-занятие;

  • практическая работа;

  • самостоятельная внеаудиторная работа;

  • офлайн-урок с использованием платформ дистанционного обучения.

В обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть включены следующие основные виды учебной деятельности обучающихся:

  • выполнение интерактивных заданий;

  • просмотр видеолекций;

  • прослушивание аудиолекций;

  • компьтерное тестирование;

  • онлайн-тестирование с автоматизированной проверкой результатов;

  • изучение печатных и других учебных и методических материалов;

  • самостоятельное изучение учебного материала;

  • выполнение практических работ.

  1. Календарно- тематическое планирование

    Тема

    Дата по плану

    Дата фактическая

    1

    Вводное занятие

    1.09-6.09


    2

    «Роды литературы: эпос, лирика, драма. Особенности лирики»

    7.09-12.09


    3

    «Лирические и лиро-эпические стихотворные жанры»

    14.09-19.09


    4

    «Секреты малых жанров»

    21.09-26.09


    5

    «Смысловая наполняемость стихотворения. Зачем писать стихи?»

    28.09-3.10


    6

    «Рифма. Какой она может быть»

    5.10-10.10


    7

    «Рифма. Какой она может быть»

    12.10-17.10


    8

    «Системы стихосложений: тоническое, силлабическое, силлабо- тоническое»

    19.10-24.10


    9

    «Классические размеры стиха: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест»

    2.11-7.11


    10

    «Понятие пиррихия, спондей, сверхсхемного ударения, трибрахия, усечения, пентаметра»

    9.11-14.11


    11

    «Понятие пиррихия, спондей, сверхсхемного ударения, трибрахия, усечения, пентаметра»

    16.11-21.11


    12

    «Неклассические стихотворные размеры и их особенности»

    23.11-28.11


    13

    «Строфа и ее виды»

    30.11-5.12


    14

    «Средства выразительности, их роль в стихотворении. Звукопись»

    7.12-12.12


    15

    «Средства выразительности, их роль в стихотворении. Звукопись»

    14.12-19.12


    16

    «Средства выразительности, их роль в стихотворении. Лексика»

    21.12-26.12


    17

    «Средства выразительности, их роль в стихотворении. Лексика»

    11.01-16.01


    18

    «Средства выразительности, их роль в стихотворении. Синтаксис»

    18.01-23.01


    19

    «Средства выразительности, их роль в стихотворении. Синтаксис»

    25.01-30.01


    20

    «Средства выразительности, их роль в стихотворении. Тропы»

    1.02-6.02


    21

    «Средства выразительности, их роль в стихотворении. Тропы»

    8.02-13.02


    22

    «Как выполнить анализ стихотворения и оставаться объективным?»

    15.02-20.02


    23

    «Как выполнить анализ стихотворения и оставаться объективным?»

    22.02-27.02


    24

    «Чтение и анализ стихотворений любимых поэтов»

    1.03-6.03


    25

    «Чтение и анализ стихотворений любимых поэтов»

    8.03-13.03


    26

    «Как грамотно критиковать произведение»

    15.03-20.03


    27

    «Проба пера. Написание стихотворений на предложенную тему»

    22.03-27.03


    28

    «Проба пера. Написание стихотворений на предложенную тему»

    5.04-10.04


    29

    «Представление собственного опыта стихосложения»

    12.04-17.04


    30

    «Представление собственного опыта стихосложения»

    19.04-24.04


    31

    «Представление собственного опыта стихосложения»

    26.04-1.05


    32

    «Представление собственного опыта стихосложения»

    3.05-8.05


    33

    «Коррекция стихотворений и подготовка их к публикации»

    10.05-15.05


    34

    «Коррекция стихотворений и подготовка их к публикации»

    17.05-22.05


  2. Список используемых источников

Книги и периодические издания

  1. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М„ 1970.

  2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.

  3. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.

  4. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах/ 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

  5. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;

  6. Маранцман В.Г. Анализ литературного произ­ведения и читательское восприятие школьни­ков. – Л., 1974.

  7. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.

  8. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.

  9. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.

  10. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

  11. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.

  12. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.

Интернет-ресурсы

  1. Академический орфографический словарь [Электронный ресурс] //. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop

  2. Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера [Электронный ресурс] //. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm

  3. Грамота.ру [Электронный ресурс] //. URL: http://gramota.ru/ (дата обращения: 26.08.2019).

  4. Лингвистика для школьников [Электронный ресурс] //. URL: http://www.lingling.ru

  5. Мир русского слова [Электронный ресурс] //. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs

  6. Портал «Культура письменной речи» [Электронный ресурс] //. URL: http://gramma.ru/ (дата обращения: 25.08.2019).

  7. Портал «Мир русского слова» [Электронный ресурс] //. URL: https://www.rusword.com.ua/ (дата обращения: 26.08.2019).

  8. Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи [Электронный ресурс] //. URL: http://doc-style.ru

Платформы дистанционного обучения

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] //. URL: http://school-collection.edu.ru/

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] //. URL: http://school-collection.edu.ru/)

  3. Онлайн- портал «Российская электронная школа» [Электронный ресурс] //. URL: https://resh.edu.ru/

  4. Онлайн-платформа для создания викторин «Quizizz» [Электронный ресурс] //. URL: https://quizizz.com/admin

  5. Платформа проведения видео- конференций «Zoom» [Электронный ресурс] //. URL: https://zoom.us/

  6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) [Электронный ресурс] //. URL: http://fcior.edu.ru/)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!