Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Сотницынская средняя школа»
Согласовано: « Утверждаю»
заместитель директора по УВР Директор _____________________
_____________
«__»___________2020 г приказ №___ от «__»__________2020г
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
1-4 классы
Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю (34 недели).
Составила учитель
первой квалификационной категории
Пономарева Н.И.
Сотницыно
2020-2021 уч.год
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
Рабочая программа внеурочной деятельности “Я – гражданин России!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации .
С учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.
Программа развития МКОУ «Сотницынская СШ»
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
1.3. Цель и задачи программы
Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
– содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;
– помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,
– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
– формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме;
1.4. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, “увидеть” прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся ГБОУ СОШ “ОЦ” с.Денискино. Преподавание курса строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой. Естественным продолжением его в основной школе будет курс Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. “Я – гражданин России”
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для учащихся 7–11 лет
1.6. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 135 часов: 67 часов в 1-2 классе и 68 часов в 3-4-м классе.
Этапы реализации:
1. Подготовительно-организационный
– создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников;
– анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания;
– сбор материалов для кружковой деятельности, подготовка игровой комнаты.
– разработка рабочей программы.
2. Основной
– проведение занятий по данной программе;
– участие в различных проектах, социальных акций
– коррекция рабочей программы в конце учебного года.
3. Заключительный
– мониторинг работы школы по данной программе;
– анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в школе 2 ступени.
1.7. Формы и режим занятий
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями в кружке, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.
Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты
Социальные связи: музейный ресурсный центр; Совет Ветеранов; комитет по делам семьи и опеки; дом культуры, инспекция по делам несовершеннолетних.
Время проведения: вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.
Осуществляется в конце четвёртого года занятия
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
Предполагаемый результат деятельности:
1 год:
сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;
узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
2 год:
сформированы понятия “родня”, “дружба”, “Отечество”;
получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
3 год:
сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
получат возможность участвовать в создании экологических проектов: “Брешь в зелёном царстве”, “Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух”, “Янтарное светило”, “Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны”.
4 год.
сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы
Участие в школьных олимпиадах по краеведению о Рязанской области.
Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.
Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ
Подготовлены результаты педагогического наблюдения и диагностики
Подготовлены результаты анкетирования и диагностики, проводимой психологом школы
Оформлены портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.
Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе и в регионе.
Содержание курса « Я – гражданин России»
Содержание программы
1 класс
Общий годовой план работы составляет – 33 часа, из них: теоретических – 10, практических – 23.
Я и школа (8 Ч)
Цель: формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Праздник для дошколят. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, школьному двору. Праздники. Акции. Игры.
Я и культура (5ч.)
Цель.: формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени. История моего города. Откуда пришли ёлочные игрушки. Встречаем Новый год.
Экскурсия в школьный музей. Конкурс поделок из природного материала. Праздник.
Я и я (4ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к себе
Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек.
Антиреклама. Диагностика. Игры. Конкурсы. Викторины.
Я и семья (6ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома.
В чем я должен им помочь? Слушаем сказки моей бабушки. Кто мои бабушка, дедушка? Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков, сказок, стихов. Оформление фотовыставки.
Я и мое Отечество (6ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности. С чего начинается родина? Они защищают родину. Поклон тебе, солдат России. Мои родные – защитники родины. Маленькие герои большой войны.
Игры конкурсы стихов. Фотовыставка. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Встречи с ветеранами войны.
Я и планета (4ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к планете Земля.
Маленькая страна. Планета просит помощи. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.
Викторины. Экскурсии, экологические акции. Выпуск стенгазет.
Цель: формирование гражданского отношения к школе.
Я люблю свою школу. По каким правилам мы живем в школе? Обязанности ученика в школе. Самый уютный класс. Десант чистоты и порядка. Школьная символика.
Конкурсы рисунков, сочинений, мини-проекты. Трудовой десант
Я и я (4ч.) 2 класс
Я и школа (6ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
Я и семья (5ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье. Об отце говорю с уважением. Моя любимая мамочка. Здесь живет моя семья Мам, папа, я – спортивная семья.
Конкурсы рисунков, сочинений, Заочное путешествие, соревнование.
Я и школа (6ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
Я и семья (5ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье. Об отце говорю с уважением. Моя любимая мамочка. Здесь живет моя семья Мам, папа, я – спортивная семья.
Конкурсы рисунков, сочинений, Заочное путешествие, соревнование.
Я и культура (4ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь. То и пожнешь. Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи. Выпуск буклетов. Игры.
Я и моё Отечество (9 ч.): формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мой любимый поселок. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг). Наш поселок. О чем говорят названия улиц родного поселка. Мы и наши права. Богатырские забавы. След Великой Отечественной
Цель: войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков. Экскурсии в музеи, по поселку. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Встречи с ветеранами войны.
Я и планета (6ч.)
Цель: формирование гражданского отношения к нашей планете Земля.
Осень в родном поселке. Знай и люби свой край. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Экология нашего поселка. День добрых волшебников.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков. Заочное путешествие.
3 класс
Я и моё Отечество (10ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Символы российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Дорогая моя столица.Поселок, в котором я живу. Посмотри, как он хорош мир, в котором ты живешь. История Отечества. Путешествие по стране. Они служили в армии. Честь имею. Дети войны. Вам, защитники Отечества!
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Экскурсии, заочные путешествия, конкурсы, презентации.
Я и школа (6ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Знакомство со школьным уставом. Мои права и обязанности. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. По каким правилам мы живем. Десант чистоты и порядка.
Конкурс сочинений. Викторина. Диагностика. Трудовой десант.
Я и семья (6ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали? Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – добрые люди. Золотые бабушкины руки. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мамины помощники.
Выставки, презентации, практикумы, фотовыставки. Конкурсы рисунков, сочинений, стихов. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
Я и культура (5ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к искусству.
Новогодние зарисовки. Новогодняя сказка. Раз - словечко, два – словечко – будет песенка. Люблю тебя, моя Россия. Где живут книги? Встреча с поэтами города Кемерово.
Экскурсии в вернисаж, библиотеку. Праздники, выставки книг. Конкурсы стенгазет.
Я и я (3ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к себе.
Для чего я рожден? Кому нужна моя помощь? Кот и что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Быть человеком.
Диагностика, викторина, конкурс рисунков. Разведка добрых дел.
Я и планета (4ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Загадки о природе. День экологических фантазий. Мои домашние животные. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Конкурс загадок о природе. Презентация, просмотр видеофильма.
4 класс
Я и моё Отечество (11ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Символика России. Символы нашего края. От вершины к корням. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. Путешествие в страну Законию. Есть такая профессия – защищать родину. Герои Великой Отечественной войны. Города герои. Память. Мы – россияне. Я – гражданин и патриот России.
Конкурсы сочинений. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Игры, конкурсы, викторины. Встречи с участниками войны и труда.
Я и школа (5ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать школьный устав. Я и мой класс. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Мой лучший школьный друг. Наказы будущим первоклассникам.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика, Выпуск буклетов.
Я и семья (5ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилых людей. Панорама добрых дел. Забота о родителях - дело совести каждого. Моя семья. Мои семейные обязанности.
Акции. Оформление фотовыставки. Презентации.
Я и я (4ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к самому себе.
Хочу и надо. Тест «Познай себя» Правила жизни. «Можно или нельзя» в жизни. Письмо самому себе.
Конкурс на лучшее письмо. Диагностика, Презентация.
Я и культура (4ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к искусству.
Встречаем Масленицу. Знаменитые писатели и поэты. Известные художники. Война на страницах литературных произведений.
Конкурс на лучший рецепт блинов. Викторины, экскурсии, выставки.
Я и планета (5ч.)
Цель: Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Волшебный мир руками детей. Знаешь ли ты страны мира? Природа в поэзии. Я – житель планеты Земля. Будь природе другом.
Конкурс стихов о природе. Просмотр видеофильма. Игры, викторины, урок-конференция.
5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Наименование разделов, тем | Основные виды деятельности, УУД |
Я и школа | Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
Я и культура | Умение выбирать информацию на основе иллюстраций. Выделять виды изобразительного искусства |
Я и я | Моделирование ситуаций в общении, и находить конструктивный выход из них. Умение находить гармоничные пути развития. |
Я и семья | Построение взаимоотношения в семье, знать свои корни, дорожить опытом предков. |
Я и моё Отечество | Анализ исторических фактов, оценивание подвигов предков, сохрание традиций предыдущих поколений. |
Я и планета | Ориентировка по карте звездного неба, определение планет двух групп, планет Солнечной системы. |
| |
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»
1-й класс. Маленькие Россияне (33 часа)
Дата | Наименование разделов, тем | Количество часов | Вид деятельности обучающихся |
План | Факт | | Всего | Теория | Практ. | |
| | Я и школа | 4 | | | |
| | Праздник первого звонка | 1 | | 1 | Игровая, досуговая. |
| | Мой школьный дом. Экскурсия по школе | 1 | | 1 | Ролевые игры. Воспитание чувства ответственности |
| | Правила поведения в школе. Урок-игра | 1 | | 1 | Игровая |
| | Законы жизни в классе. Урок- игра | 1 | | 1 | Игровая |
| | Я и культура | 2 | | | |
| | Дары природы. Конкурс поделок из природного материала | 1 | | 1 | Экологическая |
| | Мисс осени | 1 | | 1 | Театральная |
| | Я и я | 4 | | | |
| | Я, ты, мы. Игра | 1 | | 1 | Ролевая, игровая |
| | Мой сосед по парте. Час откровенного разговора | 1 | 1 | | Психологическая (тренинг общения) |
| | Кто что любит делать. Конкурс-викторина | 1 | | 1 | Развлекательно-игровая |
| | Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков | 1 | | 1 | Изобразительная. |
| | Я и семья | 3 | | | |
| | Моя семья – моя радость | 1 | 1 | | Ассоциативная(рисуем древо семьи) |
| | Слушаем сказки моей бабушки | 1 | 1 | | Познавательная |
| | Моя красивая мама. Беседа | 1 | 1 | | Изобразительная |
| | Я и культура | 3 | | | |
| | История моего поселка. Экскурсия в школьный музей | 1 | 1 | | Познавательная |
| | Откуда пришли ёлочные игрушки. Изготовление игрушек на елку | 1 | | 1 | Художественно-прикладная |
| | Встречаем Новый год. Новогодний карнавал | 1 | | 1 | Театральная |
| | Я и семья | 3 | | | |
| | Фотографии из семейного альбома. Презентация | 1 | | 1 | Информационная |
| | Кто мои бабушка, дедушка? Моя помощь им. | 1 | 1 | | Познавательно-воспитательная |
| | Загляните в мамины глаза. Праздник для мам | 1 | | 1 | Театральная |
| | Я и моё Отечество | 6 | | | |
| | Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | | Ознакомительная |
| | С чего начинается Родина? КВН | 1 | | 1 | Краеведческая |
| | Они защищают Родину. Конкурс чтецов | 1 | | 1 | Литературная |
| | Поклон тебе, солдат России. Конкурс рисунков | 1 | | 1 | Изобразительная |
| | Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка | 1 | | 1 | Ознакомительная |
| | Маленькие герои большой войны. Урок мужества | 1 | 1 | | Воспитательная |
| | Я и школа | 4 | | | |
| | Школа вежливости. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | | Этическая |
| | Десант чистоты и порядка | 1 | | 1 | Экологическая |
| | Праздник для дошколят | 1 | | 1 | Развлекательная |
| | Самый красивый школьный двор. Акция «Озелени свой школьный двор» | 1 | | 1 | Экологическая |
| | Я и планета | 4 | | | |
| | Маленькая страна. Экологическая акция | 1 | | 1 | Экологическая |
| | Планета просит помощи. Конкурс стенгазет | 1 | | 1 | Изобразительная |
| | Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина | 1 | | 1 | Познавательная |
| | В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу | 1 | 1 | | Экологическая |
| | всего | 33 | 10 | 23 | |
6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ» 2-й класс. Моя малая родина (34ч.)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата | Виды деятельности обучающихся | |
Все го | Теория | Прак тика | план | факт | | |
| Я и школа | 4 | | | | | | |
| | |
1 | Я люблю свою школу. Конкурс сочинений, рисунков. | 1 | | 1 | 07.09 | | Творческая | |
2 | По каким правилам мы живем в школе. Игра | 1 | | 1 | 14.09 | | Игровая | |
3 | Обязанности ученика в школе. Беседа | 1 | 1 | | 21.09 | | Познавательная | |
4 | Самый уютный класс. Конкурс мини проектов. | 1 | | 1 | 28.09 | | Творческая | |
| Я и я | 4 | | | | | | |
5 | Я ученик . Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | | 05.10 | | Ролевая игра | |
6 | Мой портфель. Игра-экспромт | 1 | | 1 | 12.10 | | Экологическая | |
7 | Подумайте о других. Беседа с элементами игры.. | 1 | 1 | | 19.10 | | Познавательная | |
8 | Игры на развитие произвольных процессов | 1 | | 1 | 26.10 | | Игровая | |
| Я и планета | 2 | | | | | | |
9 | Осень в моем поселке. Фотоконкурс. | 1 | | 1 | 09.11 | | | |
| | | |
10 | Из истории государства Российского | 1 | | 1 | 16.11 | | познавательная |
| Я и мое Отечество | 2 | | | | | |
11 | Символы государства | 1 | | 1 | 23.11 | | познавательная |
12 | Моя малая Родина. | 1 | | 1 | 07.12 | | краеведческая |
| Я и моё Отечество | 4 | | | | | |
13 | Мой край родной | 1 | 1 | | 14.12 | | краеведческая |
14 | Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг) | 1 | 1 | | 21.12 | | познавательная |
15 | Наш поселок готовится к встрече Нового года. Экскурсия по поселку. | 1 | 1 | | 28.12 | | краеведческая |
16 | О чем говорят названия улиц родного края? Конкурс рисунков. | 1 | | 1 | 11.01 | | творческая |
| Я и культура | 4 | | | | | |
17 | Родной край в древности. Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 1 | | 18.01 | | краеведческая |
18 | Поэты и писатели нашего края. Конкурс чтецов. | 1 | | | 25.01 | | литературная |
19 | Что посеешь, то и пожнёшь. Беседа с элементами игры | 1 | 1 | | 01.02 | | Досугово-развлекательая |
20 | Широкая Масленица. Игра | 1 | | 1 | 08.02 | | игровая |
| Я и школа | 2 | | | | | |
21 | Школьная символика | 1 | 1 | | 15.02 | | познавательная |
22 | Десант чистоты и порядка | 1 | | 1 | 20.02 | | экологическая |
| Я и семья | 4 | | | | | |
23 | Здесь живет моя семья. Заочное путешествие | 2 | | 1 | 29.02-29.02 | | театральная |
24 | Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | | 14.03 | | игровая |
25 | Мама, папа, я – спортивная семья. Конкурс – соревнование | 1 | | | 28.03 | | спортивная |
| Я и моё Отечество | 5 | | | | | |
26 | Мы и наши права. Игра | 1 | | 1 | 4.04 | | игровая |
27 | Богатырские забавы. Конкурс-соревнование | 1 | | 1 | 11.04 | | спортивная |
28 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в школьный музей | 1 | | 1 | 18.04 | | краеведческая |
29 | Герои Советского союза – наши земляки. Урок мужества | 1 | 1 | | 25.04 | | патриотическая |
30 | Открытки ветерану. Акция. | 1 | 1 | | 25.04 | | художественная |
| Я и планета | 3 | | | | | |
31 | Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. | 1 | | 1 | 16.05 | | литературная |
32 | День птиц. Вывешивание скворечников | 1 | | 1 | 23.05 | | экологическая |
33 | Экология нашей станицы. Беседа | 1 | 1 | | 23.05 | | экологическая |
| | | | | | | |
| ИТОГО: | 34 | 14 | | 20 | | |
6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»
3-й класс. Россия – родина моя (34 ч.)
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Дата | Деятельность обучающихся |
Всего | Теор | Практик | План | Факт | |
| Я и моё Отечество | 5 | | | | | |
1 | Урок милосердия и доброты | 1 | 1 | | 07.09 | | воспитательная |
2 | Символы Российского государства | 1 | 1 | | 14.09 | | познавательная |
3 | Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала | 1 | | 1 | 21.09 | | краеведческая |
4 | Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | | 28.09 | | познавательная |
5 | Дорогая моя столица. Заочное путешествие | 1 | | 1 | 05.10 | | краеведческая |
| Я и школа | 4 | | | | | |
6 | Знакомство со школьным уставом | 1 | 1 | | 12.10 | | познавательная |
7 | Мои права и обязанности | 1 | 1 | | 19.10 | | познавательная |
8 | Каков я в школе? Сценки из школьной жизни | 1 | | 1 | 26.10 | | театральная |
9 | Наша школа в будущем. Конкурс мини-проектов, сочинений | 1 | | 1 | 09.11 | | творческая |
| Я и семья | 6 | | | | | |
10 | В гостях у предков. Сказочный марафон | 1 | | 1 | 16.11 | | театральная |
11 | Почему меня так назвали? Презентация | 1 | | 1 | 23.11 | | познавательная |
12 | Спешите творить добро! Ситуативный практикум | 1 | | 1 | 07.12 | | Психолого-воспита тельная |
13 | Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов | 1 | | 1 | 14.12 | | литературная |
14 | Что значит быть хорошим сыном или дочерью Беседа | 1 | 1 | | 21.12 | | дискуссионная |
15 | Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | | 28.12 | | творческая |
| Я и культура | 5 | | | | | |
16 | Новогодние зарисовки. Конкурс стенгазет | 1 | 1 | | 11.01 | | творческая |
17 | Новогодняя сказка. Праздник | 1 | | 1 | 18.01 | | Досугово-развле кательная |
18 | Раз – словечко, два – словечко - Будет песенка Конкурс песен (караоке) | 1 | | 1 | 25.01 | | музыкальная |
19 | Где живут книги? Экскурсия в библиотеку. | 1 | 1 | | 01.02 | | литературная |
20 | Встреча с поэтами города. Конкурс стихов | 1 | | 1 | 08.02 | | художественная |
| Я и я | 4 | | | | | |
21 | Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | | 15.02 | | творческая |
22 | Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел | 1 | | 1 | 20.02 | | поисковая |
23 | Мы все такие разные. Конкурс рисунков | 2 | | 1 | 29.02-29.02 | | творческая |
| Я и моё Отечество | 5 | | | | | |
24 | Посмотри, как он хорош мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов | 1 | | 1 | 14.03 | | литературная |
25 | Они служили в армии. Конкурс сочинений о службе в армии родных | 1 | | 1 | 28.03 | | творческая |
26 | Вам, защитники Отечества! Акция | 1 | | 1 | 4.04 | | Патриотическая, творческая |
28 | Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. | 1 | | 1 | 11.04 | | Творческая, патриотическая |
| Я и школа | 2 | | | | | |
29 | По каким правилом мы живем. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | | 18.04 | | игровая |
30 | Десант чистоты и порядка | 1 | | 1 | 25.04 | | экологическая |
| Я и планета | 4 | | | | | |
31 | Конкурс загадок о природе | 1 | | 1 | 25.04 | | литературная |
32 | Мои домашние животные. Презентация | 1 | | 1 | 16.05 | | Информационно-коммуникативная |
33 | Чем живет планета Земля? КВН | 1 | | 1 | 23.05 | | Досугово- развлекательная |
34 | Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол | 1 | | 1 | 23.05 | | дискуссионная |
| ИТОГО: | 34 | 12 | 22 | | | |
7.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»
4-й класс. Я гражданин России (34ч.)
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Дата | Деятельность обучающихся |
Всего | Теория | Практика | План | Факт | |
| Я и моё Отечество | 5 | | | | | |
1 | Символика России | 1 | 1 | | 07.09 | | познавательная |
2 | Символы нашего края | 1 | 1 | | 14.09 | | краеведческая |
3 | От вершины к корням. Из истории появления законов. | 1 | 1 | | 21.09 | | исследовательская |
4 | Основной закон жизни нашего государства | 1 | 1 | | 28.09 | | познавательная |
5 | Путешествие в страну Законию. Викторина. | 1 | | 1 | 05.10 | | игровая |
| Я и школа | 5 | | | | | |
6 | Продолжаем изучать школьный устав | 1 | 1 | | 12.10 | | познавательная |
7 | Я и мой класс. Конкурс рисунков. | 1 | | 1 | 19.10 | | творческая |
8 | Школьный двор. Десант чистоты и порядка. | 1 | | 1 | 26.10 | | экологическая |
9 | Мой лучший школьный друг. Письмо другу | 1 | | 1 | 09.11 | | литературная |
10 | Наказы будущим первоклассникам. Изготовление буклетов для дошколят. | 1 | | 1 | 16.11 | | творческая |
| Я и семья | 5 | | | | | |
11 | День пожилых людей Акция «Доброта души» | 1 | | 1 | 23.11 | | патриотическая |
12 | Панорама добрых дел | 1 | | 1 | 07.12 | | игровая |
13 | Забота о родителях - дело совести каждого | 1 | 1 | | 14.12 | | воспитательная |
14 | Моя семья. Фотовыставка | 1 | | 1 | 21.12 | | творческая |
15 | Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. | 1 | | 1 | 28.12 | | Игровая, поучительная |
| Я и я | 4 | | | | | |
16 | Хочу и надо. Тест «Познай себя» | 1 | | 1 | 11.01 | | Психологическая |
17 | Правила жизни. Беседа с элементами игры | 1 | 1 | | 18.01 | | Игровая, поучительная |
18 | «Можно или нельзя» в жизни. Игра-упражнение | 1 | | 1 | 25.01 | | тренинговая |
19 | Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо | 1 | | 1 | 01.02 | | творческая |
| Я и культура | 4 | | | | | |
20 | Встречаем Масленицу Конкурс на лучший рецепт блинов | 1 | | 1 | 08.02 | | игровая |
21 | Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина . Встреча с поэтами станицы | 1 | | 1 | 15.02 | | литературная |
22 | Известные художники. Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 1 | | 20.02 | | краеведческая |
23 | Война на страницах литературных произведений | 1 | 1 | | 29.02 | | Литературно- исследовательская |
| Я и мое Отечество | 6 | | | | | |
24 | Есть такая профессия – защищать родину. Конкурсно - познавательная программа | 1 | | 1 | 29.02 | | игровая |
25 | Герои Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей славы | 1 | 1 | | 14.03 | | краеведческая |
26 | Города герои. Урок мужества | 1 | 1 | | 28.03 | | патриотическая |
27 | Мы помним – мы ценим. Изготовление поздравительных открыток | 1 | | 1 | 04.04 | | творческая |
28 | Мы – россияне. Анкетирование. | 1 | | 1 | 11.04 | | исследовательская |
29 | Я – гражданин и патриот России. Игра-викторина. | 1 | | 1 | 18.04 | | игровая |
| Я и планета | 5 | | | | | |
30 | Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества | 1 | | 1 | 25.04 | | творческая |
31 | Знаешь ли ты страны мира? Викторина | 1 | | 1 | 25.04 | | познавательная |
32 | Природа в поэзии. Викторина1 | 1 | | | 16.05 | | литературная |
33 | Я – житель планеты Земля. Круглый стол | 1 | 1 | | 23.05 | | дискуссионная |
34 | Будь природе другом. Урок-конференция | 1 | 1 | | 23.05 | | экологическая |
8.Планируемые результаты:
любовь к России, своему народу, своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
8.1Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я - гражданин России»
Критерий | Индикатор | Измеритель |
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Имеет четкое представление о принадлежности к РФ | Анкета (самостоятельно составляет учитель) |
Испытывает чувство гордости за родную страну | Анкета (самостоятельно составляет учитель), педагогическое наблюдение, педагогический анализ |
Имеет представление о понятиях «гражданин» и «патриот» | Анкета (самостоятельно составляет учитель) |
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека | Анализ творческих работ, собеседование |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности ( методики М. И. Шиловой, Н. П. Капустиной), наблюдение педагогов, родителей |
Ценностное отношение к учебному труду, сформированность первоначальных навыков общественно полезной и личностно-значимой деятельности | Имеет ценностные установки «Учение», «Труд» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций «Незаконченное предложение» (Ж. Нюттен, А. Е. Орлов), портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ |
Участвует в общественно полезной деятельности | Мониторинг участия в общественно полезных делах, акциях |
Ценностное отношение к природе, окружающей среде | Имеет ценностную установку «Природа» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, , портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах | Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих работ |
Ценностное отношение к семье, старшему поколению | Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями | Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)» (Л, И, Лаврентьева). Анализ творческих работ, собеседование, отзывы родителей |
Развитое социальное партнерство | Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей | Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся |
,
8.2. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы, ее эффективности организуется мониторинг внедрения программы, который проводится 2 раза в год. Оформляется Портфолио.
Формы и средства контроля:
-диагностика нравственной воспитанности по методике М. И. Шиловой;
-анкеты «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А. С. Прутченков);
-методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)» (Л. И. Лаврентьева);
-изучение самооценки личности младшего школьника;
-методика определения самооценки(Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн);
-проектная методика «Автопортрет»;
-конкурс рисунков «Я и мой класс»;
-социометрия;
-изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А. А. Андреева;
-определение социальной активности школьника по методике Е. Н. Степанова;
-методики «Пословицы» (С. М. Петрова), «Наши отношения» (Л. М.Фридман);
-диагностика уровня воспитанности (методика Н. П. Капустиной);
-тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой) (прил.).
Основные отношения Показатели воспитанности | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го до нулевого уровня) |
Отношение к обществу |
Патриотизм |
Отношение к родной природе | 3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других 2 – любит и бережет природу 1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя 0 – природу не ценит и не бережет |
Гордость за свою страну | 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим 2 – интересуется историческим прошлым 1 – Знакомится с историческим прошлым при побуждении старших 0 – не интересуется историческим прошлым |
Служение своими силами | 3 – находит дела на службу малому Отечеству т организует других 2 - находит дела на службу малому Отечеству 1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей 0 – Не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству |
Забота о своей школе | 3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса 1 – в делах класса участвует при побуждении 0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает |
Отношение к умственному труду |
Любознательность |
Познавательная активность | 3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное 2 – сам много читает 1 – читает при побуждении взрослых, учителей 0 – читает недостаточно. На побуждения учителя не реагирует |
Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим 2 - стремится учиться как можно лучше 1 – учится при наличии контроля 0 – плохо учится даже при наличии контроля |
Саморазвитие | 3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей 2 - есть любимое полезное увлечение 1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя 0 – во внеурочной деятельности не участвует |
Организованность в учении | 3 – работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам 2 - работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно, аккуратно 1 - работу на уроке и домашнее задание выполняет под контролем 0 – на уроках невнимателен, домашнее задание не выполняет |
Отношение к физическому труду |
Трудолюбие |
Инициативность и творчество в труде | 3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом 1 – участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими 0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество на проявляет |
Самостоятельность | 3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей 2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен 1 – трудится при наличии контроля 0 – участия в труде не принимает |
Бережное отношение к результатам труда | 3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует других 2 - бережет личное и общественное имущество 1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу 0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества |
Осознание значимости труда | 3 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам 1 – не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве 0 – не осознает значимости труда, не умеет и любит трудиться |
Отношение к людям |
Доброта и отзывчивость |
Уважительное отношение к старшим | 3 – уважает старших , не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников 2 - уважает старших 1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве 0 - не уважает старших, допускает грубость |
Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость 2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам 1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших 0 – груб и эгоистичен |
Милосердие | 3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других 2 - сочувствует и помогает слабым, больным 1 – помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 – неотзывчив, иногда жесток |
Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми 1 – не всегда честен 0 – не честен |
Отношение к себе |
Самодисциплина |
Самообладание и сила воли | 3 – проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей 1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других 0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать |
Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других 1 – нормы, правила поведения соблюдает при анличии контроля 0 – нормы и правила не соблюдает |
Организованность и пунктуальность | 3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела 1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле 0 – начатые дела не выполняет |
Требовательность к себе | 3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках 1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках 0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках |
Ресурсное обеспечение программы
Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
Чутко Н.Я. «Я - гражданин России (Я - моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Медиаресурсы и пр.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,
Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Информационно-коммуникативные средства.
1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).
2. Словарь юного географа (CD).
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.