СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" (1-4 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" (1-4 классы)»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Сотницынская средняя школа»



Согласовано: « Утверждаю»

заместитель директора по УВР Директор _____________________

_____________

«__»___________2020 г приказ №___ от «__»__________2020г


ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Я – гражданин России»

1-4 классы

Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю (34 недели).



Составила учитель

первой квалификационной категории

Пономарева Н.И.

Сотницыно

2020-2021 уч.год

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы

Рабочая программа внеурочной деятельности “Я – гражданин России!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности.

Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации .

С учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.

Программа развития МКОУ «Сотницынская СШ»

Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.

В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.

Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.

Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.

Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.

1.3. Цель и задачи программы

Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников

Задачи:

– содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;
– помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,
– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
– формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме;

1.4. Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, “увидеть” прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.

Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся ГБОУ СОШ “ОЦ” с.Денискино. Преподавание курса строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой. Естественным продолжением его в основной школе будет курс Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. “Я – гражданин России”

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа разработана для учащихся 7–11 лет

1.6. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 135 часов: 67 часов в 1-2 классе и 68 часов в 3-4-м классе.

Этапы реализации:

1. Подготовительно-организационный 

– создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников;
– анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания;
– сбор материалов для кружковой деятельности, подготовка игровой комнаты.
– разработка рабочей программы.

2.  Основной 

– проведение занятий по данной программе;
– участие в различных проектах, социальных акций
– коррекция рабочей программы в конце учебного года.

3. Заключительный 

– мониторинг работы школы по данной программе;
– анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в школе 2 ступени.

1.7. Формы и режим занятий

Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями в кружке, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.

Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты

Социальные связи: музейный ресурсный центр; Совет Ветеранов; комитет по делам семьи и опеки; дом культуры, инспекция по делам несовершеннолетних.

Время проведения: вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Личностные результаты:

– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.

Осуществляется в конце четвёртого года занятия

Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.

Предполагаемый результат деятельности:

1 год:

  • сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;

  • получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;

  • получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;

  • узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

2 год:

  • сформированы понятия “родня”, “дружба”, “Отечество”;

  • получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.

3 год:

  • сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;

  • получат возможность участвовать в создании экологических проектов: “Брешь в зелёном царстве”, “Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух”, “Янтарное светило”, “Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны”.

4 год.

  • сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.

  • сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

  • получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.

1.9. Формы подведения итогов реализации программы

  • Участие в школьных олимпиадах по краеведению о Рязанской области.

  • Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.

  • Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ

  • Подготовлены результаты педагогического наблюдения и диагностики

  • Подготовлены результаты анкетирования и диагностики, проводимой психологом школы

  • Оформлены портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.

  • Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе и в регионе.

Содержание курса « Я – гражданин России»

Содержание программы

1 класс

Общий годовой план работы составляет – 33 часа, из них: теоретических – 10, практических – 23.

Я и школа (8 Ч)

Цель: формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Праздник для дошколят. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.

Экскурсии по школе, школьному двору. Праздники. Акции. Игры.

Я и культура (5ч.)

Цель.: формирование отношения к искусству.

Дары природы. Мисс осени. История моего города. Откуда пришли ёлочные игрушки. Встречаем Новый год.

Экскурсия в школьный музей. Конкурс поделок из природного материала. Праздник.

Я и я (4ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к себе

Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек.

Антиреклама. Диагностика. Игры. Конкурсы. Викторины.

Я и семья (6ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома.

В чем я должен им помочь? Слушаем сказки моей бабушки. Кто мои бабушка, дедушка? Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков, сказок, стихов. Оформление фотовыставки.

Я и мое Отечество (6ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности. С чего начинается родина? Они защищают родину. Поклон тебе, солдат России. Мои родные – защитники родины. Маленькие герои большой войны.

Игры конкурсы стихов. Фотовыставка. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Встречи с ветеранами войны.

Я и планета (4ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к планете Земля.

Маленькая страна. Планета просит помощи. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.

Викторины. Экскурсии, экологические акции. Выпуск стенгазет.

Цель: формирование гражданского отношения к школе.

Я люблю свою школу. По каким правилам мы живем в школе? Обязанности ученика в школе. Самый уютный класс. Десант чистоты и порядка. Школьная символика.

Конкурсы рисунков, сочинений, мини-проекты. Трудовой десант



Я и я (4ч.) 2 класс

Я и школа (6ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика. Сбор игр.

Я и семья (5ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье. Об отце говорю с уважением. Моя любимая мамочка. Здесь живет моя семья Мам, папа, я – спортивная семья.

Конкурсы рисунков, сочинений, Заочное путешествие, соревнование.

Я и школа (6ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика. Сбор игр.

Я и семья (5ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье. Об отце говорю с уважением. Моя любимая мамочка. Здесь живет моя семья Мам, папа, я – спортивная семья.

Конкурсы рисунков, сочинений, Заочное путешествие, соревнование.

Я и культура (4ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к искусству.

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь. То и пожнешь. Широкая Масленица.

Экскурсии в музеи. Выпуск буклетов. Игры.

Я и моё Отечество (9 ч.)формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мой любимый поселок. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг). Наш поселок. О чем говорят названия улиц родного поселка. Мы и наши права. Богатырские забавы. След Великой Отечественной

Цель: войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков. Экскурсии в музеи, по поселку. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Встречи с ветеранами войны.

Я и планета (6ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к нашей планете Земля.

Осень в родном поселке. Знай и люби свой край. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Экология нашего поселка. День добрых волшебников.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков. Заочное путешествие.



3 класс

Я и моё Отечество (10ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Символы российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Дорогая моя столица.Поселок, в котором я живу. Посмотри, как он хорош мир, в котором ты живешь. История Отечества. Путешествие по стране. Они служили в армии. Честь имею. Дети войны. Вам, защитники Отечества!

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Экскурсии, заочные путешествия, конкурсы, презентации.

Я и школа (6ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Знакомство со школьным уставом. Мои права и обязанности. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. По каким правилам мы живем. Десант чистоты и порядка.

Конкурс сочинений. Викторина. Диагностика. Трудовой десант.

Я и семья (6ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали? Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – добрые люди. Золотые бабушкины руки. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мамины помощники.

Выставки, презентации, практикумы, фотовыставки. Конкурсы рисунков, сочинений, стихов. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

Я и культура (5ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к искусству.

Новогодние зарисовки. Новогодняя сказка. Раз - словечко, два – словечко – будет песенка. Люблю тебя, моя Россия. Где живут книги? Встреча с поэтами города Кемерово.

Экскурсии в вернисаж, библиотеку. Праздники, выставки книг. Конкурсы стенгазет.

Я и я (3ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к себе.

Для чего я рожден? Кому нужна моя помощь? Кот и что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Быть человеком.

Диагностика, викторина, конкурс рисунков. Разведка добрых дел.

Я и планета (4ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Загадки о природе. День экологических фантазий. Мои домашние животные. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.

Конкурс загадок о природе. Презентация, просмотр видеофильма.





4 класс

Я и моё Отечество (11ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Символика России. Символы нашего края. От вершины к корням. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. Путешествие в страну Законию. Есть такая профессия – защищать родину. Герои Великой Отечественной войны. Города герои. Память. Мы – россияне. Я – гражданин и патриот России.

Конкурсы сочинений. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Игры, конкурсы, викторины. Встречи с участниками войны и труда.

Я и школа (5ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать школьный устав. Я и мой класс. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Мой лучший школьный друг. Наказы будущим первоклассникам.

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика, Выпуск буклетов.

Я и семья (5ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилых людей. Панорама добрых дел. Забота о родителях - дело совести каждого. Моя семья. Мои семейные обязанности.

Акции. Оформление фотовыставки. Презентации.

Я и я (4ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к самому себе.

Хочу и надо. Тест «Познай себя» Правила жизни. «Можно или нельзя» в жизни. Письмо самому себе.

Конкурс на лучшее письмо. Диагностика, Презентация.

Я и культура (4ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к искусству.

Встречаем Масленицу. Знаменитые писатели и поэты. Известные художники. Война на страницах литературных произведений.

Конкурс на лучший рецепт блинов. Викторины, экскурсии, выставки.

Я и планета (5ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Волшебный мир руками детей. Знаешь ли ты страны мира? Природа в поэзии. Я – житель планеты Земля. Будь природе другом.

Конкурс стихов о природе. Просмотр видеофильма. Игры, викторины, урок-конференция.




5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Наименование разделов, тем

Основные виды деятельности, УУД

Я и школа

Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

Я и культура

Умение выбирать информацию на основе иллюстраций. Выделять виды изобразительного искусства

Я и я

Моделирование ситуаций в общении, и находить конструктивный выход из них. Умение находить гармоничные пути развития.


Я и семья


Построение взаимоотношения в семье, знать свои корни, дорожить опытом предков.

Я и моё Отечество


Анализ исторических фактов, оценивание подвигов предков, сохрание традиций предыдущих поколений.

Я и планета

Ориентировка по карте звездного неба, определение планет двух групп, планет Солнечной системы.





6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»

1-й класс. Маленькие Россияне (33 часа)

Дата

Наименование разделов, тем

Количество часов

Вид деятельности обучающихся

План

Факт


Всего

Теория

Практ.




Я и школа

4






Праздник первого звонка

1


1

Игровая, досуговая.



Мой школьный дом. Экскурсия по школе

1


1

Ролевые игры.

Воспитание чувства ответственности



Правила поведения в школе. Урок-игра

1


1

Игровая



Законы жизни в классе. Урок- игра

1


1

Игровая



Я и культура

2






Дары природы. Конкурс поделок из природного материала

1


1

Экологическая



Мисс осени

1


1

Театральная



Я и я

4






Я, ты, мы. Игра

1


1

Ролевая, игровая



Мой сосед по парте. Час откровенного разговора

1

1


Психологическая

(тренинг общения)



Кто что любит делать. Конкурс-викторина

1


1

Развлекательно-игровая



Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков

1


1

Изобразительная.



Я и семья

3






Моя семья – моя радость

1

1


Ассоциативная(рисуем древо семьи)



Слушаем сказки моей бабушки

1

1


Познавательная



Моя красивая мама. Беседа

1

1


Изобразительная



Я и культура

3






История моего поселка. Экскурсия в школьный музей

1

1


Познавательная



Откуда пришли ёлочные игрушки. Изготовление игрушек на елку

1


1

Художественно-прикладная



Встречаем Новый год. Новогодний карнавал

1


1

Театральная



Я и семья

3






Фотографии из семейного альбома. Презентация

1


1

Информационная




Кто мои бабушка, дедушка? Моя помощь им.

1

1


Познавательно-воспитательная



Загляните в мамины глаза. Праздник для мам

1


1

Театральная



Я и моё Отечество

6






Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием

1

1


Ознакомительная



С чего начинается Родина? КВН

1


1

Краеведческая



Они защищают Родину. Конкурс чтецов

1


1

Литературная



Поклон тебе, солдат России. Конкурс рисунков

1


1

Изобразительная



Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка

1


1

Ознакомительная



Маленькие герои большой войны. Урок мужества

1

1


Воспитательная



Я и школа

4






Школа вежливости. Беседа с творческим заданием

1

1


Этическая



Десант чистоты и порядка

1


1

Экологическая



Праздник для дошколят

1


1

Развлекательная



Самый красивый школьный двор. Акция «Озелени свой школьный двор»

1


1

Экологическая



Я и планета

4






Маленькая страна. Экологическая акция

1


1

Экологическая



Планета просит помощи. Конкурс стенгазет

1


1

Изобразительная



Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина

1


1

Познавательная



В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу

1

1


Экологическая



всего

33

10

23





6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ» 2-й класс. Моя малая родина (34ч.)

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

Виды

деятельности обучающихся


Все

го

Теория

Прак

тика

план

факт




Я и школа

4










1

Я люблю свою школу. Конкурс сочинений, рисунков.

1


1

07.09


Творческая


2

По каким правилам мы живем в школе. Игра

1


1

14.09


Игровая


3

Обязанности ученика в школе. Беседа

1

1


21.09


Познавательная


4

Самый уютный класс. Конкурс мини проектов.

1


1

28.09


Творческая



Я и я

4







5

Я ученик . Беседа с творческим заданием

1

1


05.10


Ролевая игра


6

Мой портфель. Игра-экспромт

1


1

12.10


Экологическая


7

Подумайте о других. Беседа с элементами игры..

1

1


19.10


Познавательная


8

Игры на развитие произвольных процессов

1


1

26.10


Игровая



Я и планета

2







9

Осень в моем поселке. Фотоконкурс.

1


1

09.11








10

Из истории государства Российского

1


1

16.11


познавательная


Я и мое Отечество

2






11

Символы государства

1


1

23.11


познавательная

12

Моя малая Родина.

1


1

07.12


краеведческая


Я и моё Отечество

4






13

Мой край родной

1

1


14.12


краеведческая

14

Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг)

1

1


21.12


познавательная

15

Наш поселок готовится к встрече Нового года. Экскурсия по поселку.

1

1


28.12


краеведческая

16

О чем говорят названия улиц родного края? Конкурс рисунков.

1


1

11.01


творческая


Я и культура

4






17

Родной край в древности. Экскурсия в краеведческий музей

1

1


18.01


краеведческая

18

Поэты и писатели нашего края. Конкурс чтецов.

1



25.01


литературная

19

Что посеешь, то и пожнёшь. Беседа с элементами игры

1

1


01.02


Досугово-развлекательая

20

Широкая Масленица. Игра

1


1

08.02


игровая


Я и школа

2






21

Школьная символика

1

1


15.02


познавательная

22

Десант чистоты и порядка

1


1

20.02


экологическая


Я и семья

4






23

Здесь живет моя семья. Заочное путешествие

2


1

29.02-29.02


театральная

24

Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

1

1


14.03


игровая

25

Мама, папа, я – спортивная семья. Конкурс – соревнование

1



28.03


спортивная


Я и моё Отечество

5






26

Мы и наши права. Игра

1


1

4.04


игровая

27

Богатырские забавы. Конкурс-соревнование

1


1

11.04


спортивная

28

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в школьный музей

1


1

18.04


краеведческая

29

Герои Советского союза – наши земляки. Урок мужества

1

1


25.04


патриотическая

30

Открытки ветерану. Акция.

1

1


25.04


художественная


Я и планета

3






31

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.

1


1

16.05


литературная

32

День птиц. Вывешивание скворечников

1


1

23.05


экологическая

33

Экология нашей станицы. Беседа

1

1


23.05


экологическая










ИТОГО:

34

14


20










6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»

3-й класс. Россия – родина моя (34 ч.)

п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Дата

Деятельность обучающихся

Всего

Теор

Практик

План

Факт



Я и моё Отечество

5






1

Урок милосердия и доброты

1

1


07.09


воспитательная

2

Символы Российского государства

1

1


14.09


познавательная

3

Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала

1


1

21.09


краеведческая

4

Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием

1

1


28.09


познавательная

5

Дорогая моя столица. Заочное путешествие

1


1

05.10


краеведческая


Я и школа

4






6

Знакомство со школьным уставом

1

1


12.10


познавательная

7

Мои права и обязанности

1

1


19.10


познавательная

8

Каков я в школе? Сценки из школьной жизни

1


1

26.10


театральная

9

Наша школа в будущем. Конкурс мини-проектов, сочинений

1


1

09.11


творческая


Я и семья

6






10

В гостях у предков. Сказочный марафон

1


1

16.11


театральная

11

Почему меня так назвали? Презентация

1


1

23.11


познавательная

12

Спешите творить добро! Ситуативный практикум

1


1

07.12


Психолого-воспита

тельная

13

Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов

1


1

14.12


литературная

14

Что значит быть хорошим сыном или дочерью Беседа

1

1


21.12


дискуссионная

15

Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.

1

1


28.12


творческая


Я и культура

5






16

Новогодние зарисовки. Конкурс стенгазет

1

1


11.01


творческая

17

Новогодняя сказка. Праздник

1


1

18.01


Досугово-развле

кательная

18

Раз – словечко, два – словечко - Будет песенка Конкурс песен (караоке)

1


1

25.01


музыкальная

19

Где живут книги? Экскурсия в библиотеку.

1

1


01.02


литературная

20

Встреча с поэтами города. Конкурс стихов

1


1

08.02


художественная


Я и я

4






21

Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием

1

1


15.02


творческая

22

Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел

1


1

20.02


поисковая

23

Мы все такие разные. Конкурс рисунков

2


1

29.02-29.02


творческая


Я и моё Отечество

5






24

Посмотри, как он хорош мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов

1


1

14.03


литературная

25

Они служили в армии. Конкурс сочинений о службе в армии родных

1


1

28.03


творческая

26

Вам, защитники Отечества! Акция

1


1

4.04


Патриотическая,

творческая

28

Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.

1


1

11.04


Творческая,

патриотическая


Я и школа

2






29

По каким правилом мы живем. Беседа с элементами игры.

1

1


18.04


игровая

30

Десант чистоты и порядка

1


1

25.04


экологическая


Я и планета

4






31

Конкурс загадок о природе

1


1

25.04


литературная

32

Мои домашние животные. Презентация

1


1

16.05


Информационно-коммуникативная

33

Чем живет планета Земля? КВН

1


1

23.05


Досугово-

развлекательная

34

Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол

1


1

23.05


дискуссионная


ИТОГО:

34

12

22









7.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»

4-й класс. Я гражданин России (34ч.)

№ п/п



Название разделов и тем

Количество часов

Дата

Деятельность обучающихся

Всего

Теория

Практика

План

Факт



Я и моё Отечество

5






1

Символика России

1

1


07.09


познавательная

2

Символы нашего края

1

1


14.09


краеведческая

3

От вершины к корням. Из истории появления законов.

1

1


21.09


исследовательская

4

Основной закон жизни нашего государства

1

1


28.09


познавательная

5

Путешествие в страну Законию. Викторина.

1


1

05.10


игровая


Я и школа

5






6

Продолжаем изучать школьный устав

1

1


12.10


познавательная

7

Я и мой класс. Конкурс рисунков.

1


1

19.10


творческая

8

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.

1


1

26.10


экологическая

9

Мой лучший школьный друг. Письмо другу

1


1

09.11


литературная

10

Наказы будущим первоклассникам. Изготовление буклетов для дошколят.

1


1

16.11


творческая


Я и семья

5






11

День пожилых людей Акция «Доброта души»

1


1

23.11


патриотическая

12

Панорама добрых дел

1


1

07.12


игровая

13

Забота о родителях - дело совести каждого

1

1


14.12


воспитательная

14

Моя семья. Фотовыставка

1


1

21.12


творческая

15

Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.

1


1

28.12


Игровая, поучительная


Я и я

4






16

Хочу и надо. Тест «Познай себя»

1


1

11.01


Психологическая

17

Правила жизни. Беседа с элементами игры

1

1


18.01


Игровая, поучительная

18

«Можно или нельзя» в жизни. Игра-упражнение

1


1

25.01


тренинговая

19

Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо

1


1

01.02


творческая


Я и культура

4






20

Встречаем Масленицу Конкурс на лучший рецепт блинов

1


1

08.02


игровая

21

Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина . Встреча с поэтами станицы

1


1

15.02


литературная

22

Известные художники. Экскурсия в краеведческий музей

1

1


20.02


краеведческая

23

Война на страницах литературных произведений

1

1


29.02


Литературно-

исследовательская


Я и мое Отечество

6






24

Есть такая профессия – защищать родину. Конкурсно - познавательная программа

1


1

29.02


игровая

25

Герои Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей славы

1

1


14.03


краеведческая

26

Города герои. Урок мужества

1

1


28.03


патриотическая

27

Мы помним – мы ценим. Изготовление поздравительных открыток

1


1

04.04


творческая

28

Мы – россияне. Анкетирование.

1


1

11.04


исследовательская

29

Я – гражданин и патриот России. Игра-викторина.

1


1

18.04


игровая


Я и планета

5






30

Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества

1


1

25.04


творческая

31

Знаешь ли ты страны мира? Викторина

1


1

25.04


познавательная

32

Природа в поэзии. Викторина1

1



16.05


литературная

33

Я – житель планеты Земля. Круглый стол

1

1


23.05


дискуссионная

34

Будь природе другом. Урок-конференция

1

1


23.05


экологическая



















8.Планируемые результаты:

  • любовь к России, своему народу, своей малой родине, закон и правопо­рядок, свобода и ответственность, доверие к людям;

  • долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толе­рантность;

  • родная земля, заповедная природа, планета Земля;

- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.




8.1Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я - гражданин России»

Критерий

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Имеет четкое представление о принадлежности к РФ

Анкета (самостоятельно составляет учитель)

Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета (самостоятельно составляет учитель), педагогическое наблюдение, педагогический анализ

Имеет представление о понятиях «гражданин» и «патриот»

Анкета (самостоятельно составляет учитель)

Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека

Анализ творческих работ, собеседование

Сформированность моральных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности ( методики М. И. Шиловой, Н. П. Капустиной), наблюдение педагогов, родителей

Ценностное отношение к учебному труду, сформированность первоначальных навыков общественно полезной и личностно-значимой деятельности

Имеет ценностные установки «Учение», «Труд»

Методика изучения ценностных установок и ориентаций «Незаконченное предложение» (Ж. Нюттен, А. Е. Орлов), портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ

Участвует в общественно полезной деятельности

Мониторинг участия в общественно полезных делах, акциях

Ценностное отношение к природе, окружающей среде

Имеет ценностную установку «Природа»

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, , портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах

Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих работ

Ценностное отношение к семье, старшему поколению

Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)» (Л, И, Лаврентьева). Анализ творческих работ, собеседование, отзывы родителей

Развитое социальное партнерство

Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей

Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся




,

8.2. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

С целью контроля реализации программы, ее эффективности организует­ся мониторинг внедрения программы, который проводится 2 раза в год. Оформляется Портфолио.

Формы и средства контроля:

-диагностика нравственной воспитанности по методике М. И. Шиловой;

-анкеты «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А. С. Прутченков);

-методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)» (Л. И. Лаврентьева);

-изучение самооценки личности младшего школьника;

-методика определения самооценки(Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн);

-проектная методика «Автопортрет»;

-конкурс рисунков «Я и мой класс»;

-социометрия;

-изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А. А. Андреева;

-определение социальной активности школьника по методике Е. Н. Степанова;

-методики «Пословицы» (С. М. Петрова), «Наши отношения» (Л. М.Фридман);

-диагностика уровня воспитанности (методика Н. П. Капустиной);

-тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой) (прил.).




Основные отношения

Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств

(от 3-го до нулевого уровня)

Отношение к обществу

  1. Патриотизм

  1. Отношение к родной природе

3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других

2 – любит и бережет природу

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя

0 – природу не ценит и не бережет

  1. Гордость за свою страну

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим

2 – интересуется историческим прошлым

1 – Знакомится с историческим прошлым при побуждении старших

0 – не интересуется историческим прошлым

  1. Служение своими силами

3 – находит дела на службу малому Отечеству т организует других

2 - находит дела на службу малому Отечеству

1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей

0 – Не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

  1. Забота о своей школе

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса

1 – в делах класса участвует при побуждении

0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает

Отношение к умственному труду

  1. Любознательность

  1. Познавательная активность

3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное

2 – сам много читает

1 – читает при побуждении взрослых, учителей

0 – читает недостаточно. На побуждения учителя не реагирует

  1. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим

2 - стремится учиться как можно лучше

1 – учится при наличии контроля

0 – плохо учится даже при наличии контроля

  1. Саморазвитие

3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей

2 - есть любимое полезное увлечение

1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя

0 – во внеурочной деятельности не участвует

  1. Организованность в учении

3 – работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам

2 - работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно, аккуратно

1 - работу на уроке и домашнее задание выполняет под контролем

0 – на уроках невнимателен, домашнее задание не выполняет

Отношение к физическому труду

  1. Трудолюбие

  1. Инициативность и творчество в труде

3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд

2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом

1 – участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими

0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество на проявляет

  1. Самостоятельность

3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей

2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен

1 – трудится при наличии контроля

0 – участия в труде не принимает

  1. Бережное отношение к результатам труда

3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует других

2 - бережет личное и общественное имущество

1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу

0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества

  1. Осознание значимости труда

3 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам

2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам

1 – не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве

0 – не осознает значимости труда, не умеет и любит трудиться

Отношение к людям

  1. Доброта и отзывчивость

  1. Уважительное отношение к старшим

3 – уважает старших , не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников

2 - уважает старших

1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве

0 - не уважает старших, допускает грубость

  1. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам

1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших

0 – груб и эгоистичен

  1. Милосердие

3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других

2 - сочувствует и помогает слабым, больным

1 – помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля

0 – неотзывчив, иногда жесток

  1. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми

1 – не всегда честен

0 – не честен

Отношение к себе

  1. Самодисциплина

  1. Самообладание и сила воли

3 – проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других

2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других

0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать

  1. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других

2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других

1 – нормы, правила поведения соблюдает при анличии контроля

0 – нормы и правила не соблюдает

  1. Организованность и пунктуальность

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других

2 - своевременно и качественно выполняет свои дела

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле

0 – начатые дела не выполняет

  1. Требовательность к себе

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках

2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках

1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках

0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках






Ресурсное обеспечение программы

  1. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011

  2. Чутко Н.Я. «Я - гражданин России (Я - моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009

  3. Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009

  4. Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012

  5. Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012

  6. Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012




Медиаресурсы и пр.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru

3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,

Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok

Информационно-коммуникативные средства.

1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).

2. Словарь юного географа (CD).

Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Интерактивная доска.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!