УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от « » августа 2016 года протокол№
Председатель_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по английскому языку
«Увлекательный английский»
Ступень обучения (класс) основное общее образование 6 класс
Количество часов 34
Учитель Богданова Наталья Станиславовна
I. Пояснительная записка
Программа разработана на основе «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011(стандарты второго поколения)
«Стандарты второго поколения»: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011.
В основе cтандартов второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава.
Актуальность программы: актуальность изучения английского языка определяется потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится жизнеобеспечением общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школе, но и в начальной школе. Являясь существенным элементом культуры народа – иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Педагогическая целесообразность: Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях, учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.
Основной и главной формой программы является игровая деятельность. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности данного возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.
Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Предлагаемая программа направлена на закрепление базы знаний, полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения иностранного языка в средней школе. Данный курс рассчитан на 1 год (34 учебных часа по 45 минут).
Изучение школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка.
Ведущая деятельность детей 10-11 лет – игровая, поэтому занятия проходят в форме игр, соревнований, инсценировок, разучивания песен и рифмовок.
Цель программы данного курса - это развитие языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком в средней школе. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные.
Одна из важных задач курса заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятии. Большинство заданий представлено в игровой форме. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.
Задачи:
I. Познавательный аспект.
познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
развивать двигательные способности детей через драматизацию.
познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.Таким образом, данная рабочая программа нацеливает на обучение детей в пятом классе всем видам речевой деятельности параллельно, при условии, что говорение и аудирование на занятиях проводятся в игровой форме.
Общая характеристика курса
Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в средней школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
Цели обучения.
В процессе обучения важно реализовать следующие цели:
формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании;
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования;
обеспечение коммуникативно - психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной речью на английском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий(предложение, части речи, интонация), наблюдаемых в родном и английском языке;
приобщение к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на английском языке; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Место курса в учебном плане
Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:
межпредметностью( содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, истории, математики);
многоуровневостью( с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырех видах речевой деятельности);
полифункциональностью( может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.
Срок реализации программы 1год. Группа комплектуется из учащихся: первый год обучения- 5 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы - 12 -15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время по 1 часу (34часа в год). Форма организации – кружок.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение и содействующих социализации.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 5 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Данная деятельность не предусматривает участие в ней всех учащихся класса.
Данная программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
регулятивные:
самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
решать проблемы творческого и поискового характера;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
коммуникативные:
- готовность и способность осуществлять межкультурное общение на АЯ:
- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
- уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
- уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
- уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
- уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
Планируемые результаты реализации курса
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
- читать и выполнять различные задания к текстам;
- уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
- понимать на слух короткие тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
инсценировать изученные сказки;
сочинять оригинальный текст на основе плана;
соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность ( в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Формы проведения занятий : игра ; диалог; практикумы ;коллективные и индивидуальные исследования
Способы проверки знаний и умений: зачёт ; анализ работы; подведение итогов работы; внутришкольный контроль
Основными критериями оценки работы учащихся являются: ожидаемые результаты
Оценка личностных результатов: основным объектом оценки является сформированность УУД , включаемых в 3 блока: сформированность основ гражданской идентичности личности ; готовность к переходу к самообразованию ; сформированность социальных компетенций
Оценка метапредметных результатов: проводится в ходе различных процедур .Одна из основных процедур итоговой оценки – защита итогового индивидуального проекта(эссе ; реферат ; аналитические материалы ;обзорные материалы ;отчёты о проведённых исследованиях ; стендовый доклад ; макет
II. Пояснительная записка
В основе cтандартов второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава.
Программа разработана на основе программы «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011(стандарты второго поколения). «Стандарты второго поколения»: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011.
Актуальность программы: изучения английского языка определяется потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится жизнеобеспечением общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школе, но и в начальной школе. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира.
Педагогическая целесообразность: Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях, учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 5 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Данная деятельность не предусматривает участие в ней всех учащихся класса.
Основной и главной формой программы является игровая деятельность. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности данного возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.
Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Предлагаемая программа направлена на закрепление базы знаний, полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения иностранного языка в средней школе. Задачи программы заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятиях. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.
Цель программы развитие языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком в средней школе, приобщение младших школьников к новому социальному опыту на основе проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Задачи программы:
Обучающие
познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающие
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
развивать двигательные способности детей через драматизацию;
Воспитательные
совершенствовать умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой;
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
развитие коммуникативной компетенции в пределах следующих сфер общения социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной;
Общая характеристика курса
Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в средней школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые являются метапредметными по своему содержанию.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
Место курса в учебном плане
Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:
межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, истории, математики);
многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырех видах речевой деятельности);
полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.
Возраст учащихся, участвующих в реализации программы
Программа «Увлекательный английский » предназначена для детей в возрасте от 11 до 13 лет. В группе занимается 15 человек;
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа)
Режим проведения занятий
Занятия проводятся во второй половине дня, не менее чем через 45 минут после окончания уроков. Продолжительность одного занятия 45 минут.
Формы организации и проведения занятий ( игра ; диалог; практикумы, коллективные и индивидуальные исследования)
Фронтальная используется в теоретической части занятий, бесед, экскурсий, лекций.
Групповая применяется при проведении викторин, игр, конкурсов, диспутов;подготовке и защите проектов.
Индивидуальная форма применяется при составлении личных дневников – наблюдений;
Ожидаемые результаты: (у детей должны быть сформированы УУД):
Личностные результаты:
приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура);
получение опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
решать проблемы творческого и поискового характера;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
Коммуникативные УУД:
готовность и способность осуществлять межкультурное общение на АЯ:
выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
Планируемые результаты реализации программы
формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании;
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования;
обеспечение коммуникативно - психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной речью на английском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий(предложение, части речи, интонация), наблюдаемых в родном и английском языке;
приобщение к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на английском языке; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения.
В конце обучения учащиеся:
должны знать/понимать:
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
должны уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
читать и выполнять различные задания к текстам;
уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
понимать на слух короткие тексты;
Способом проверки знаний и умений является:
Текущий контроль знаний в процессе устного опроса и тестирования;
Промежуточный тематический контроль в процессе наблюдения за выполнением практической части программы;
Итоговый контроль применяется при анализе результатов освоения программы и участия в коллективном творчестве;
Основными критериями оценки работы учащихся являются ожидаемые результаты
Оценка личностных результатов: основным объектом оценки является сформированность УУД , включаемых в 3 блока: сформированность основ гражданской идентичности личности ; готовность к переходу к самообразованию ; сформированность социальных компетенций
Оценка метапредметных результатов: проводится в ходе различных процедур .Одна из основных процедур итоговой оценки – защита итогового индивидуального проекта(эссе ; реферат ; аналитические материалы ;обзорные материалы ;отчёты о проведённых исследованиях ; стендовый доклад ; макет
Формы подведения итогов зачёт, открытые занятия, чтение авторских работ, издание творческих работ с оформлением, тестирование, драматизация сказок, диагностика личных дневников-наблюдений, анализ работы, подведение итогов работы, внутришкольный контроль.
Учебный план программы «Увлекательный английский» ( 6 кл.)
№ | Раздел | Количество часов | Основное содержание материала | Основные виды деятельности |
| Введение | 2 | Устно-речевая практика монолог, диалог Прослушивание, чтение текстов. | Умение воспринимать английскую речь на слух, строить высказывание по образцу |
1 | Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии | 11 | Диалогическая речь, парная работа Монолог, диалог. Прослушивание текстов. Защита проектов «Готовим как в Британии». | Составление презентаций «Странные Британские обычаи и приметы ». Работа над проектом «Готовим как в Британии » .Подготовка к конкурсу рисунков. Ознакомление и подбор материала к викторине «Что? Где? Когда?» |
2 | Соединённые Штаты Америки. | 7 | Чтение текстов, введение новой лексики, беседа по теме проектов. Диалогическая, монологическая речь, развитие навыков аудирования. | Расширение кругозора уч-ся. Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки проектов и проведения праздников |
3 | Австралия | 8 | Просмотр кинофильма Беседа по фильму, страноведческая викторина по фильму. Обучение краткому монологическому высказыванию по теме. | Работа с картами и флагами. Расширение кругозора уч-ся. Свободная работа в группах, составление презентации. |
4 | Канада | 6 | Просмотр кинофильма Беседа по фильму, презентациям, страноведческая викторина по фильму. Обучение краткому монологическому высказыванию по теме. | Работа со словарями, географическими картами и флагами. Расширение кругозора уч-ся. Парная работа, свободная работа в группах, составление презентации. |
Всего: 34 часа
Календарно- тематическое
планирование программы
«Увлекательный английский» (6 класс)
Тема | Количество часов | |
Теория | практика | всего | |
| Введение | | 2ч | |
1. | Правила охраны труда и безопасности на занятиях. | | | 1 |
2. | Введение (показ презентации «Англоговорящие страны»). | | | 1 |
| 1 раздел: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии | | | 11ч |
3. | Великобритания (виртуальная экскурсия). Географическое положение, флаг, герб, гимн, карта, язык, религия, песни, имена, система правительства. | 1 | | 1 |
4. | Конкурс рисунков на тему: «Великобритания». | | 1 | 1 |
5. 6. 7. 8-9. | Традиции и обычаи. а)Церемония передачи ключей. Королевская семья. Шокирующие факты. б) Праздники и обычаи. в) Традиционная еда в Британии и английская еда сегодня. г) Странные британские обычаи и британские приметы. | 1 0,5 1 1 | 0,5 1 | 1 1 1 2 |
10. | Кулинарный конкурс «Британия далёкая и близкая.» Приготовление одного из традиционных блюд Британии. | | 1 | 1 |
11. | Столица Великобритании – Лондон. Его достопримечательности (виртуальная экскурсия). | 1 | | 1 |
12. | Конкурс рисунков. Одна из достопримечательностей Лондона, которая мне запомнилась больше всего. | | 1 | 1 |
13. | Игра-соревнование «Что? Где? Когда?» на тему: «Великобритания». | | 1 | 1 |
| 2 раздел: Соединенные Штаты Америки | | | 7ч |
14. | Америка (презентация). Географическое положение, флаг, герб, гимн, карта, система правительства, президенты, штаты Америки. | 0,5 | 0,5 | 1 |
15. | Конкурс рисунков: «Что я увидел в Америке». | | 1 | 1 |
16. | Праздники в США (творческая мастерская). | 1 | | 1 |
17. | Столица США – Вашингтон. Его достопримечательности. Нью-Йорк и его достопримечательности. (презентация). | 1 | | 1 |
18. | Конкурс рисунков на лучшую достопримечательность Вашингтона или Нью-Йорка. | | 1 | 1 |
19. | Другие города США. Мини-путеществие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
20. | Игра: Звездный час по теме «США» | | 1 | 1 |
| 3 раздел: Австралия | | | 8ч |
21. | Австралия (презентация). Географическое положение, флаг, герб, гимн, карта, политическая система, язык, национальные цвета, птицы и звери, спорт. | 1 | | 1 |
22. | Животный и растительный мир Австралии. (презентация). Мини-тест. | 1 | | 1 |
23. | Конкурс рисунков. Самое загадочное растение в Австралии. Самое необыкновенное животное Австралии. | | 1 | 1 |
24. | Столица Австралии – Канберра и ее достопримечательности. Сидней и Мельбурн – одни из крупных городов Австралии. Другие города Австралии (Аделаида, Дарвин, Брисбон, Хобарт и др.) (презентация). | 1 | | 1 |
25. | Конкурс рисунков «Самое интересное в столице Австралии». | | 1 | 1 |
26. | Городская жизнь Австралии. | 1 | | 1 |
27. | Игра - соревнование по карте города Мельбурна. | | 1 | 1 |
28. | Игра «Зов джунглей». | | 1 | 1 |
| 4 раздел: Канада | | | 6ч |
29. | Канада. (презентация). Географическое положение, флаг, герб, гимн, карта, политическая система. | 1 | | 1 |
30. | Оттава – столица Канады. Ее достопримечательности. Другие города Канады. (презентация). | 1 | 1 | 1 |
31. | Конкурс рисунков «Частичка Канады». | | 1 | 1 |
32. | Традиции и обычаи. Спорт. | | 1 | 1 |
33. | Игра «Брейн-ринг». «Животный и растительный мир Канады». | | 1 | 1 |
34. | Обобщение. Защита творческих проектов по теме : « Англоговорящие страны». | | 1 | 1 |
Всего: 34 часа
Содержание программы внеурочной деятельности
«Увлекательный английский » ( 6 класс)
Вводные занятия.
Тема 1. Правила техники безопасности и дорожного движения. Ознакомление с программой.
Тема 2. Показ и обсуждение презентации «Англоговорящие страны».
1 раздел: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Тема 3. Великобритания (виртуальная экскурсия). Географическое положение, флаг, герб, гимн, карта, язык, религия, песни, имена, система правительства.
Расширение кругозора уч-ся. Работа с картами и флагами. Географическое положение, история, культура англо-говорящих стран. Образ жизни, традиции и обычаи, особенности речевого и неречевого поведения жителей англо-говорящих стран, социокультурные различия. Свободная работа в группах, составление презентации.
Устно-речевая практика монолог, диалог. Обучение краткому монологическому высказыванию по теме.
Тема 4. Конкурс рисунков на тему: «Великобритания». Проводится в виде вернисажа. Учащиеся описывают изображённые ими объекты. Высказывают своё отношение. Обучение краткому монологическому высказыванию по теме. Умение воспринимать английскую речь на слух. Мышление в образах. Истоки художественных образов. Рождение художественного творчества.
Тема 5. Традиции и обычаи. Церемония передачи ключей. Королевская семья. Шокирующие факты. Умение воспринимать английскую речь на слух.
Тема 6. Праздники и обычаи. Зарисовки. Обучение краткому монологическому высказыванию по теме.
Тема 7. Традиционная еда в Британии и английская еда сегодня. Работа по предложенному учителем плану. Умение воспринимать английскую речь на слух.
Тема 8-9. ( 2 часа) Странные британские обычаи и приметы. Просмотр и обсуждение презентаций учащихся о британских обычаях и приметах по выбору учащихся. Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки и защиты проектов.
Тема 10. Кулинарный конкурс «Готовим как в Британии.» Приготовление одного из традиционных блюд Британии с представлением рецептуры и его защита. Проводится в рамках защиты группового проекта.
Тема 11. Столица Великобритании – Лондон. Его достопримечательности (виртуальная экскурсия).Теория.Восприятие и осознание. Сознательное и бессознательное. Познание и созерцание мира.Обучение краткому монологическому высказыванию по теме. Умение воспринимать английскую речь на слух.
Тема 12. Конкурс рисунков. Одна из достопримечательностей Лондона, которая мне запомнилась больше всего. Вернисаж творчества. Устно-речевая практика монолог, диалог. Обучение краткому монологическому высказыванию по теме. Анализ работ детей. Мышление в образах. Истоки художественных образов. Рождение художественного творчества.
Тема 13. Игра-соревнование «Что? Где? Когда?» на тему: «Великобритания». Расширение кругозора уч-ся. Свободная работа в группах. Обмен опытом. Круглый стол
2 раздел: Соединённые Штаты Америки.
Тема 14. Америка (презентация). Географическое положение, флаг, герб, гимн, карта, система правительства, президенты, штаты Америки.Устно-речевая практика монолог, диалог. Развитие навыков аудирования.
Тема 15. Конкурс и защита рисунков: «Что я увидел в Америке». Обучение краткому монологическому высказыванию по теме. Умение воспринимать английскую речь на слух. Мышление в образах. Истоки художественных образов. Рождение художественного творчества.
Тема 16. Праздники в США (творческая мастерская). Защита проектов. Адекватно используют речевые действия для решения коммуникативной задачи. Слушают и понимают речь учителя и одноклассников, контролируют действия партнера, осознанно строят речевые высказывания по теме.
Тема 17. Столица США – Вашингтон. Его достопримечательности. Нью-Йорк и его достопримечательности. (презентация). Слушают и понимают речь учителя и одноклассников , контролируют действия партнера, осознанно строят речевые высказывания по теме урока.
Тема 18. Конкурс рисунков на лучшую достопримечательность Вашингтона или Нью-Йорка. Творческая мастерская. Мышление в образах. Истоки художественных образов. Рождение художественного творчества.
Тема 19. Другие города США. Мини-путешествие. Составление путеводителя по крупным городам США. Творческая мастерская. Развитие навыков письма. Используются знаково-символические средства (грамматические модели и условные обозначения ).
Тема 20. Игра: Звездный час по теме «США». ). Строят рассуждения в форме простых связей суждений об объекте, его признаках, особенностях и характерных чертах. Свободная работа в группах.
Раздел 3 Австралия.
Тема 21. Австралия (презентация). Географическое положение, флаг, герб, гимн, карта, политическая система, язык, национальные цвета, птицы и звери, спорт. Расширение кругозора уч-ся. Работа с картами и флагами. Географическое положение, история, культура англо-говорящих стран. Образ жизни, традиции и обычаи, особенности речевого и неречевого поведения жителей англо-говорящих стран, социокультурные различия. Свободная работа в группах.
Тема 22. Животный и растительный мир Австралии. (презентация). Мини-тест. Расширение кругозора уч-ся. Просмотр кинофильма. Беседа по фильму.
Тема 23. Конкурс рисунков. «Самое загадочное растение в Австралии. Самое необыкновенное животное Австралии». Развитие творческих способностей учащихся, их кругозора. Мышление в образах. Истоки художественных образов. Рождение художественного творчества.
Тема 24. Столица Австралии – Канберра и ее достопримечательности. Сидней и Мельбурн – одни из крупных городов Австралии. Другие города Австралии (Аделаида, Дарвин, Брисбон, Хобарт и др.) (презентация).Разбор адаптированного текста, прогнозирование развития его сюжета.
Тема 25. Конкурс рисунков «Самое интересное в столице Австралии». Восприятие и осознание. Защита рисунков. Составление монологического высказывания. Строят рассуждения в форме простых связей суждений об объекте, его признаках, особенностях и характерных чертах. Мышление в образах. Истоки художественных образов. Рождение художественного творчества.
Тема 26. Городская жизнь Австралии. Расширение кругозора уч-ся. Работа с картами и флагами. Географическое положение, история, культура англо-говорящих стран. Образ жизни, традиции и обычаи, особенности речевого и неречевого поведения жителей англо-говорящих стран, социокультурные различия. Свободная работа в группах.
Тема27. Игра - соревнование по карте города Мельбурна
Чтение текстов, введение новой лексики, беседа по теме. Расширение кругозора уч-ся
Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки и проведения игры.
Тема 28. Игра «Зов джунглей». Поиск необходимой информации.
Расширение кругозора уч-ся. Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки и проведения игры.
Раздел 4 Канада.
Тема 29. Канада. (презентация). Географическое положение, флаг, герб, гимн, карта, политическая система. Расширение кругозора уч-ся. Работа с картами и флагами. Географическое положение, история, культура англо-говорящих стран. Образ жизни, традиции и обычаи, особенности речевого и неречевого поведения жителей англо-говорящих стран, социокультурные различия. Свободная работа в группах.
Тема 30. Оттава – столица Канады. Ее достопримечательности. Другие города Канады. (презентация).
Чтение текстов, введение новой лексики, беседа по теме. Расширение кругозора уч-ся. Поиск необходимой информации. Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки и проведения урока.
Тема 31. Конкурс рисунков «Частичка Канады». Расширение кругозора уч-ся. Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки и проведения вернисажа. Мышление в образах. Истоки художественных образов. Рождение художественного творчества.
Тема 32. Традиции и обычаи. Спорт.
История, культура англо-говорящих стран. Образ жизни, традиции и обычаи, особенности речевого и неречевого поведения жителей англо-говорящих стран, социокультурные различия. Свободная работа в группах.
Тема 33. Игра «Брейн-ринг». «Животный и растительный мир Канады».
Работа со словарями, картами и флагами. Географическое положение, история, культура англо-говорящих стран. Образ жизни, традиции и обычаи, особенности речевого и неречевого поведения жителей англо-говорящих стран, социокультурные различия. Свободная работа в группах.
.Тема 34. Обобщение. Защита творческих проектов по теме :
« Англоговорящие страны».
Расширение кругозора уч-ся. Свободная работа в группах. Защита проекта. Обмен опытом. Круглый стол
Методическое обеспечение образовательной программы.
Планируемые формы занятий:
- виртуальные путешествия, экскурсии
- презентации
- игра, конкурсы
-театрализация, праздники
На занятиях используется техническое оснащение в виде:
- цветные журналы
- справочники
- книги
- карточки с заданиями
- доска
- компьютер - альбомы, краски, карандаши, фломастеры
- реквизит к проведению праздников и обычаев
- магнитофон с музыкой
Формами подведения итогов будут являться итоговые тесты по каждому разделу, игры – соревнования.
Ожидаемыми результатами будут являться положительное отношение учащихся к культуре и обычаям англоязычных стран, умение рассказывать много полезной информации о странах изучаемого языка, умение дать рекомендации сверстникам какие страны лучше посетить ( дать примеры, рассказать о достопримечательностях и т.п.). Умение применять полученные знания на практике. Заинтересованность учащихся в дальнейшем изучении английского языка и англоговорящих стран.
Список литературы:
Английский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ И.Ю. Баканова, Н.В. Береговая, Н.Г. Брюсова и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 624с.
Журнал ИЯШ № 7, 2006г. с26-28, 35-37, 69-70, 72-73.
Журнал для изучающих английский язык «Speak Out – What are the British like?» Изд. Глосса – пресс. – 64с.
Журнал для изучающих английский язык «Speak Out – Let’s go to London». Изд. Глосса – пресс. – 64с.
К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман. Учебник английского языка. Изд. Титул. 2007г. – 256с.
Клементьева Т.Б., J.A.Shannon. Счастливый английский. Книга 3 для 10-11 классов общеобразовательной школы. Изд. Титул. 2000г. – 350с.
Клементьева Т.Б. Книга для чтения к учеб. изданию Счастливый английский 2. изд. Титул. Обнинск. 1996г. – 334с.
Методическая Мозаика № 7, 2006г. с 21-23.