СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Хочу все знать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Хочу все знать".

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Хочу все знать"»


I. Пояснительная записка


Программа курса внеурочной деятельности «Хочу все знать!» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основании следующих документов:

  • Учебного плана МБОУ Арбатская СОШ на 2017- 2018 уч. год.

  • Авторской программы учителей начальных классов Шевченко Е.А. учителя начальных классов МОУ СОШ № 160 г. Тайги.

Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. У некоторых обучающихся слабо развиты память, концентрация внимания, наблюдательность, воображение, низкий уровень общего кругозора.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

  • Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.

  • Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Программа рассчитана на учащихся 4 класса. В 4 классе – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы и объем занятий:

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).

  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

Режим и место проведения занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Занятия проводятся в учебном классе, в библиотеке, в кабинете трудового обучения.

Формы подведения итогов работы.

Формой подведения итога курса «Хочу все знать!» является защита проекта по заранее выбранной теме.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Использование информационно – коммуникативных технологий в ходе изучения курса «Хочу все знать!» в 4 классе предполагает:

  • Использование мультимедийных презентаций.

  • Использование Интернет ресурсов при организации учебно – познавательной деятельности на занятиях;

  • Использование электронных тренажеров.

Межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, музыка, ИКТ) прослеживаются через включение в содержание тем отрывков из произведений Б. Заходера, сказки Р.Киплинга , Антуана де Сент-Экзюпери и др с музыкальным сопровождением.

Этнокультурный компонент (НРК) представлен текстами из произведений хакасских писателей, поэтов.



II. Планируемые результаты освоения курса «Хочу все знать!»

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • предвосхищать результат.

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • установление причинно-следственных связей;

III. Тематическое планирование.

На изучение курса «Хочу все знать!» в 4 классе отводится 34 часа,

Тема занятия

Количество часов


Всего

Теория

практика

1

Как обходились без письма?


1

20 мин

20 мин

2

Древние письмена.

1

10 мин

30 мин

3

Русский сувенир

1

20 мин

20 мин

4

История глиняной игрушки.

1

20 мин

20 мин

5

Какой музыкальный инструмент был первым

1

20 мин

20 мин

6

«Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник)

1

10 мин

30 мин

7

«Свет мой зеркальце…»

1

15 мин

25 мин

8

Откуда пришла тарелка

1

10 мин

30мин

9

Как баклуши били (ложки)

1

15 мин

25мин

10

Столовые приборы

1

15 мин

25 мин

11

От бусинки до окна (стекло)

1

15 мин

25 мин

12

Время не ждет! (часы)

1

15 мин

25 мин

13

Из чего построен дом? Глиняный кирпич

1

15 мин

25 мин

14

Скатерть-самобранка.

1

15 мин.

25 мин

15

Висячие сады (комнатные растения)

1

10 мин

30мин

16

Кто изобрел перо?

1

10 мин

30 мин

17

Карандаш.

1

10 мин

30 мин

18

История шариковой ручки.

1

10 мин

30 мин

19

Кто изобрел ноты

1

15 мин

25 мин

20

Кто изобрел бумагу

1

15 мин

25 мин

21

Когда появились первые книги

1

10 мин

30 мин

22

Откуда пошли названия дней недели

1

15 мин

25 мин

23

Как возникли единицы измерения

1

20 мин

20 мин


24

Как люди начали добывать полезные ископаемые

1

10 мин

30 мин


15

У какой страны впервые появился флаг

1

20 мин

20 мин


26

Кто изобрел кроссворд

1

20 мин

20 мин


27

Кто придумал первую карту

1

20 мин

20 мин


28

Кто автор микроскопа

1

10 мин

30 мин


29

Как картофель попал в Россию?

1


40мин


30

Кое-что из истории конфет

1

10 мин

30мин


31

Откуда фрукты и овощи получили свое название

1

15 мин

25мин


32

Как был изобретен телефон

1

15 мин

25 мин


33

Светофор. Дорожные знаки

1

10 мин

30 мин


34

Защита проектов

1


40 мин


V .Календарно-тематический план

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

план

факт .

1

Как обходились без письма?


Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

1

игры,

легенда,

заучивание песенок

фронтальная

групповая

2.09


2

Древние письмена.

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. НРК (наскальные рисунки)

1

игры,

разгадывание иероглифов, чтение рассказа

парная

9.09


3

Русский сувенир

Беседа «Что такое сувенир». Презентация «Особенности русского сувенира»

1

Изготовление тряпичных кукол

фронтальная,

групповая

16.09


4

История глиняной игрушки

Посещение выставки глиняной игрушки в школьном кабинете ИЗО

1

Лепка игрушек из глины

фронтальная,

групповая

23.09


5

Какой музыкальный инструмент был первым

Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами

1

Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы

индивидуальная

30.09


6

«Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник)

Беседа «Из чего изготовлена свеча»

1

Лепка из пластилина подсвечника

фронтальная,

парная

7.10


7

«Свет мой зеркальце…»

История создания зеркала. Какие бывают зеркала

1

Изготовление зеркала для куклы

(из фольги)

индивидуальная

14.10


8

Откуда пришла тарелка

История появления

1

Тарелка из папье-маше

индивидуальная

21.10


9

Как баклуши били (ложки)

Беседа с презентацией

1

Роспись ложки

фронтальная,

групповая

28.10


10

Столовые приборы

Правила этикета

1

Сюжетная игра «Накрываем стол»

индивидуальная

11.11


11

От бусинки до окна (стекло)

Как люди создали стекло и его предназначение

1

Бусы из бисера

парная

18.11


12

Время не ждет! (часы)

Виды часов

Как они устроены

1

Изготовление циферблата из картона и проволоки

(работа в группах)

фронтальная,

парная

25.11


13

Из чего построен дом? Глиняный кирпич

Строительные материалы

Процесс изготовления кирпича

1

Лепка дома из кирпичиков (пластилин)

(работа в группах)

фронтальная,

групповая

2.12


14

Скатерть-самобранка

Понятие о столовых принадлежностях, их виды

1

Сюжетная игра «Накрываем на стол»

индивидуальная

9.12


15

Висячие сады (комнатные растения)

Роль комнатного растения в жизни человека Презентация «Они с нами рядом»

1

Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений

Составление памятки по уходу за комнатными растениями

парная

16.12


16

Кто изобрел перо

Беседа «Гусиное крылышко»

1

Изготовление ручки из пера

фронтальная,

парная

23.12


17

Карандаш

Заочное путешествие на карандашную фабрику

1

Рисование карандашами (тема любая)

фронтальная,

групповая

13.01


18

История шариковой ручки

Беседа «От пера до шариковой ручки…»

1

Поделки из сломанных ручек

индивидуальная

20.01


19

Кто изобрел ноты

Историческая справка

1

Письмо нот на нотном стане

парная

27.01


20

Кто изобрел бумагу

Использование информации из дополнительных источников


1

Аппликация из бумаги (тема любая)

фронтальная,

парная

3.02


21

Когда появились первые книги

Презентация «Русский книгопечатник»

1

Изготовление книжки-малышки

(работа в группах)

фронтальная,

групповая

10.01


22

Откуда пошли названия дней недели

Получение информации через интернет

1

Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)

индивидуальная

17.02


23

Как возникли единицы измерения

Беседа «Старинные меры измерения»

1

Измерение разными мерками

(работа в группах)

парная

24.02


24

Как люди начали добывать полезные ископаемые

Заочное путешествие в древний мир

1

Рассматривание коллекций полезных ископаемых

Экскурсия в кабинет географии

фронтальная

парная

3.03


25

У какой страны впервые появился флаг

Символы нашей страны

1

Рисование флага сказочной страны

(работа в группах)

фронтальная

групповая

10.03


26

Кто изобрел кроссворд

Историческая справка

1

Разгадывание кроссвордов

индивидуальная

17.03


27

Кто придумал первую карту

Роль карты в жизни человека

Какие бывают карты

1

Сюжетная игра «Найди клад» (по карте)

парная

24.03


28

Кто автор микроскопа

Историческая справка

1

Рассматривание предметов под микроскопом и лупой

фронтальная

групповая

7.04


29

Как картофель попал в Россию?

Презентация «Второй хлеб»

1

Поделки из картофеля

парная

14.04


30

Кое-что из истории конфет

Историческая справка

1

Плетение пояса из фантиков

индивидуальная

21.04


31

Откуда фрукты и овощи получили свое название

Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов приготовленная детьми

1

Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к книжке-малышке)

фронтальная

групповая

28.04


32

Как был изобретен телефон

Информация из справочника

1

Придумывание и рисование новой модели телефона

фронтальная,

парная

5.05


33

Светофор. Дорожные знаки

Беседа по правилам дорожного движения

1

Проект. «Макет светофора»

парная

12.05


34

Защита проектов


1

индивидуальная

19.05



VI. Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения . М.: Просвещение, 2011

2.Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011

3.Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

4.История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/

5.История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/

6.История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html

7.Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.

8.Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.

9. Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.

10. Электронный носитель Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 2 класс

11. Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!