ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
Программа
курса внеурочной деятельности
«В мире музыки»
(Проектная деятельность)
Направление общекультурное
5 класс
Срок реализации 1 год
2019 – 2020 учебный год
Автор-составитель программы Асанова Елена Анатольевна, учитель музыки
г. Сланцы Муниципальное образование Сланцевский муниципальный район Ленинградской области 2019 г.
Пояснительная записка
Программа «В мире музыки» составлена в соответствии с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования;
программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность.
Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности
обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой
последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования,определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования,определение необходимых ресурсов.
Исходным этапом работы над проектом является предпроект. В ходе этого этапаосуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры,планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта.
Актуальность курса.
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуацияхнеопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценкиформированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.
Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у
обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (проектной
деятельности) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.
Разнообразие тем проектов позволяет сформировать как предметные, так и
метапредметные универсальные учебные действия. А вся работа над проектом формирует регулятивные умения.
Цели рабочей программы - планирование, организация и управление
проектной деятельностью учащихся;
- научить самостоятельному достижению намеченной цели;
- научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать
полученные знания и опыт;
- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.
Средняя ступень школьного образования является исключительно
благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей и
сотрудничества, для вхождения в проектную деятельность.
Задача программы - конкретное определение содержания, объема, спецкурса для достижения учащимися высокого уровня владения универсальными учебными действиями.
Общая характеристика
В проектной деятельности складывается ситуация, в которой школьники сами ставят цели проектирования. Проектирование - это обязательно практическая деятельность, в которой новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу,ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства.
Проект - весь путь от идеи до получения продукта.
Критерии оценки проектной деятельности:
- Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.
- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления
проекта.
- Качество оформления.
- Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и
убеждённость.
- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.
- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.
- Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность,
контактность.
Этапы работы над проектом
- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления
проекта.
- Качество оформления.
- Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и
убеждённость.
- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.
- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.
- Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность,
Структура проектной деятельности:
1. Ориентация на получение конкретного результата
2. Предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной
степени конкретизации
3. Относительно жесткая фиксация срока достижения результата
4. Предварительно планирование действий по достижению результата
5. Программирование – планирование во времени с конкретизацией
результатов отдельных действий, обеспечивающих достижение общего
результата проекта
6. Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией
7. Получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной
ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
2. Организационный этап:
2.1. Планирование деятельности.
2.2. Выполнение проекта.
3. Этап представления готового продукта.
4. Этап оценки процесса и результатов работы.
Организация работы над проектом.
Для организации групповой работы учащиеся делятся на группы по 3-4 человека.
Задание даётся всей группе, а не отдельному ученику.
Цели организации работы в группе:
1. Создание учебной мотивации;
2. Пробуждение в учениках познавательного интереса;
3. Развитие стремления к успеху и одобрению;
4. Снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это
порицание;
5. Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
6. Формирование умения общаться и взаимодействовать с другими
обучающимися.
Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные
результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания. Во время работы обучающихся в группах учитель может занимать следующие позиции — руководителя, «режиссёра»группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы.
Рабочая программа включает три раздела:
1. Основные понятия. (2 час)
2. Подготовка к выполнению проекта. (28 часов)
3. Практическая часть. (38 часов)
Описание места предмета в учебном плане.
Рабочая программа по проектной деятельности рассчитана на 68 учебных часа
(2час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Учащиеся научатся:
Предметным УУД:
владеть основными понятиями курса.
Личностным УУД:
1. Выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
2. Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
3. Знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
4. Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде,
необходимости ее сохранения и рационального использования.
Метапредметным УУД:
1. планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели,
методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
2. выявлять и формулировать проблему;
отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
3. планировать этапы выполнения работ;
4. выбирать средства реализации замысла,
5. работать с разными источниками информации;
6. обрабатывать информацию;
7. структурировать материал;
8. контролировать ход и результаты выполнения проекта;
9. представлять результаты выполненного проекта
10. выдвигать гипотезу
11. находить доказательства
12. формулировать вытекающие из исследования выводы;
Учащиеся получат возможность научиться:
1. совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;
2. самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
3. использовать догадку, озарение, интуицию;
4. целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,осваивать новые языковые средства;
5. формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
6. способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практическихумений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Настоящая программа по проектной деятельности для 6 класса создана на
основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
1. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа. Ред. И. А. Сафронова. – М.: Просвещение,
2011 (работаем по новым стандартам)
2. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. –
2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-192с. – (работаем по новым стандартам).
3. Информационное пространство fgos.seminfo
4. Компьютер
5. Проектор
6. Ноутбук
7. Канцтовары, ватман
8. Экран
9. Принтер
Тематическое планирование проектной деятельности
«В мире музыке» 5 класс
№ урока | Тема занятия | Форма | Основное содержание |
1 | История проектирования. | Беседа, мозговой штурм. | История становления метода проектов Исследование как форма познания |
2 | Сотрудничество. Развитие навыков работы в команде. | Тренинг | Как работать в команде? Формирование умения договариваться и решать совместно поставленную задачу |
3 | Проекты в современном мире. | Лекция. | Проекты, как вид деятельности Проектные технологии в образовании. Проектная деятельность. Основные понятия. |
4 | Учимся сотрудничеству Проект «Экскурсия в мир музыки» | Лекция | Формирование проектных групп. Распределение обязанностей между членами группы |
5 | Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Проект «Экскурсия в мир музыки» | Беседа | Деловая беседа, стратегии ведения. Предъявление собственной позиции и понимание позиции партнеров. |
6 | Учимся определять проблему. Помощь в постановке проблемы. | Лекция , беседа | Постановка проблемы. |
7 | От проблемы к цели. | Лекция , беседа | Определение целей проекта. |
8 | Планирование | Лекция , беседа | Планирование деятельности. |
9 | Планирование. Лист планирования и продвижения по заданию | Беседа. Мозговой штурм | Планирование деятельности. |
10 | Работа со справочной литературой | Лекция. Беседа | Ориентиры в информационном поле. Рекомендации по подбору литературы. |
11 | Способы первичной обработки информации | Ярмарка идей. | Ориентиры в информационном поле. |
12 | Поиск информации в интернете | Лекция. Беседа | Ориентиры в информационном поле. |
13 | Гипотеза и доказательства | Лекция. Беседа | Формирование ресурсов для успешного осуществления проекта. |
14 | Основы риторики. Публичное выступление | Лекция. Беседа | Способы воздействия на аудиторию. |
15 | Презентация проекта «Экскурсия в мир музыки» | Семинар | Рекомендации по выбору индивидуального стиля представления результатов проекта. |
16 | Самооценка. | Беседа | Лист самооценки |
17 | Проект «Музыка в мультипликационных фильмах» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
18 | Проект «Музыка в мультипликационных фильмах» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
19 | Проект «Музыка в мультипликационных фильмах» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
20 | Проект «Музыка в мультипликационных фильмах» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
21 | Проект «Музыка в мультипликационных фильмах» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
22 | Проект «Музыка в мультипликационных фильмах» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
23 | Проект «Героическая музыка в кинофильмах». | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
24 | Проект «Героическая музыка в кинофильмах». | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
25 | Проект «Героическая музыка в кинофильмах». | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
26 | Проект «Героическая музыка в кинофильмах». | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
27 | Проект «Героическая музыка в кинофильмах». | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
28 | Проект «Героическая музыка в кинофильмах». | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
29 | Проект « Мой любимый композитор» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
30 | Проект « Мой любимый композитор» | Проектная деятельность | Анализ результатов работы. Организация проектной деятельности |
31 | Проект « Мой любимый композитор» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
32 -33 | Проект « Мой любимый композитор» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
34 | Конкурс творческих работ. | Круглый стол | Анализ результатов работы. |
| | | |
Литература
1. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
2. Новые педагогические и информационные технологий в системе.
образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
3. Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995.
4. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной
деятельности школьников // Школа и производство. 1999.
5. http://festival.1september.ru/articles/532929/
6. http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm