Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 53 г.Челябинска»
Россия, 454005, г. Челябинск, ул. Овчинникова, 4 тел. (факс) 268-26-98, E-mail: [email protected]
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛЭПБУК - МОЙ ПОМОЩНИК»
(направление общеинтеллектуальное)
Возрастная категория учащихся: 9-11 лет (3-4 класс)
Сроки реализации: 1 год
Составитель: Лаптева М. В.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.1. Личностные результаты освоения курса:
осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья;
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
1.2. Метапредметные результаты освоения курса.
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
формирование первоначальных представлений о способах работы с информацией;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологии (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
умение интегрироваться в группы сверстников и строить общую деятельность (мобильность ребенка, непосредственность и раскованность при общении с одноклассниками);
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.
Лэпбук – сравнительно новая форма обучения, представляет с собой самодельную книгу, в которой в сжатом виде собраны материалы по изучаемой теме. Это яркие, многофункциональные папки с различными кармашками, окошками, где спрятано множество картинок, карточек, которые можно не только рассматривать с детьми, но и играть с ними. Кроме того, в лэпбуке можно найти развивающие игры, стихи, загадки, пословицы и многое другое.
Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, для индивидуальной работы с детьми, для самостоятельной деятельности. Можно выполнить свободной форме, индивидуально и как продукт совместной деятельности. Такое пособие поможет закрепить и систематизировать изученный материал, способствует развитию внимания, памяти, мышления.
Самое главное, дети сами находят сведения об изучаемых темах, с большим интересом участвуют в поисках, идут в библиотеку, пользуются интернетом.
Формы организации: познавательная беседа, индивидуально-групповая, практическая работа, проектная деятельность.
Виды деятельности: слушание; зарисовка, изготовление, подбор и составление макета/ схемы изделия, подбор материалов и инструментов; защита проектного изделия.
1.Вводное занятие. Правила Т.Б.
2.Лэпбук на свободную тему.
Теория:
— Введение в программу дополнительного образования, знакомство с основными терминами и понятиями лэпбука.
— Требования к поведению во время занятий.
— Соблюдение порядка на рабочем месте.
— Соблюдение правил по технике безопасности.
Практика:
— Подготовка плана-чертежа лэпбука.
— Изготовление с детьми простейших элементов лэпбука
3. «Золотая осень».
Теория:
— Беседа по теме « Золотая осень».
— Знакомство детей с временем года осень и с ее характерными признаками.
Практика:
— Подготовка плана — чертежа лэпбука.
— Художественное оформление фона лэпбука.
— Изготовление элементов лэпбука:
горизонтальные блокноты с загадками и пословицами; вертикальный блокнот – перевертыш (для записи понравившихся детям стихов об осени); кармашек с картинками «Приметы осени», игры «С какого дерева листик», « Какого цвета осень»; журнал наблюдений за погодой; вращающийся картонный круг для календаря природы; мини – кармашек: викторина « Овощи, фрукты»; изготовление 2 корзинок из цветной бумаги для распределения овощей и фруктов.
4. ЗОЖ.
Теория:
— Беседа о здоровом образе жизни.
— Знакомство детей с режимом дня, витаминами, пословицами, поговорками и загадками о ЗОЖ.
Практика:
— Подготовка плана — чертежа лэпбука.
— Художественное оформление ватмана красками.
— Изготовление элементов лэпбука:
конверты – восьмигранники разворачивая которые, мы будем видеть витамины;
прозрачные прямоугольные конверты с обрамлением, в которых нужно будет построить правильный режим дня; обычные конверты « Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни»; объемный кармашек с вырезанными деталями спортивного инвентаря;
вырезание с журнала и закрепление на ватман рисунка детей
« Приклей нужный спортивный инвентарь каждому из них»;
сгибание ватмана по бокам, прокалывание отверстий для продевания атласной ленты.
5. «Правила дорожного движения».
Теория:
— Рассказ о правилах дорожного движения.
— Знакомство детей с терминами и понятиями ПДД.
Практика:
— Подготовка плана – чертежа лэпбука.
— Художественное оформление фона лэпбука.
— Изготовление элементов лэпбука:
кармашек « Стихи о дорожных знаках», « Ребусы»; мини – книжка « Раскрась знак» (Раскраски по ПДД); фигурный конверт « Кроссворд» (постоянно обновляется); конверт « Физминутки по ПДД»; складывание гармошек из цветной бумаги с загадками;
фигурный конверт «Дорожные знаки»; конверт « Веселые вопросы» (Викторины по ПДД, постоянно обновляются); отрывающиеся фигурные цветные полоски « Продолжи пословицу»; конверт « Советы светофора»; кармашек (Дидактическая игра « Собери светофор по порядку цвета».
6. «Детский спорт в России».
Теория:
— Беседа с детьми « Что такое спорт?».
— Знакомство детей с понятием — спорт, значением спорта в жизни человека.
Практика:
— Подготовка плана — чертежа лэпбука.
— Художественное оформление фона лэпбука.
— Изготовление элементов лэпбука:
синий кармашек « Подбери инвентарь к виду спорта»; красный конверт « Загадки о спорте»; фигурный конверт « Картотека зимних игр» (постоянно обновляется);
конверт – восьмигранник с фотографиями « Зимние виды спорта»; голубой фигурный кармашек « Одень спортсменку»; мини – книжка « Спортивные раскраски».
7. «Моя семья».
Теория:
— Беседа на тему « Моя семья».
— Знакомство детей с такими понятиями и терминами, как семья, забота, внимание, доброта, понимание, уют, уважение.
Практика:
— Подготовка плана — чертежа лэпбука.
— Художественное оформление фона лэпбука.
— Изготовление элементов лэпбука:
разноцветные кармашки «Домашние дела» (картинки кто чем может заниматься (играет в футбол, печет пирожки, читает книги, катается на коньках, ходит в магазин и т.д); фигурные конверты (игры «Составь свою семью», «Собери портрет - пазл»); фигурные книжки- раскладушки « Загадки и пословицы о семье».
8. « Новогодние чудеса».
Теория:
— История появления праздника « Новый год».
— Знакомство детей с приметами зимы.
— Рассказ о том, чем отличается Санта- Клаус от Деда Мороза.
Практика:
— Подготовка плана — чертежа лэпбука.
— Художественное оформление фона лэпбука.
— Изготовление элементов лэпбука:
объемная елочка 3D из цветной бумаги на которой помещены новогодние шары с желаниями детей; мини — книжка « Найди отличия»; конверт – восьмигранник « Загадки с елочки»; фигурный блокнот в форме елочки « Новогодние стихи»; кармашек с разрезанными картинками. Игра – пазл «Откуда фрагмент»; полоски – гармошки « Из истории праздника»; фигурный конверт « Интересные факты про Новый год».
9. Военные праздники. День защитника Отечества.
Теория:
— Беседа о том, как появился праздник День защитника Отечества. В ходе беседы дети разгадывали загадки на военную тематику.
— Знакомство детей с военными чинами.
— Рассказ о героях России.
Практика:
— Подготовка плана-чертежа лэпбука.
— Художественное обрамление лэпбука камуфляжными пятнами.
— Изготовление элементов лэпбука:
вращающийся картонный круг для календаря; конверты с городами-героями, загадками;
моделирование из бумаги путем складывания оригами объемной военной рубашки;
прорезание на ватмане рамок для вставки военных фотографий; пришивание на пуговицы военных раскрасок и обрамление их атласной лентой; складывание гармошек из цветной бумаги со стихами; вырезание и закрепление на ватман цветных полосок с пословицами.
10. «Праздник мам».
Теория:
— Беседа о том, как появился праздник День матери.
Практика:
— Подготовка плана — чертежа лэпбука.
— Художественное оформление фона лэпбука.
— Изготовление элементов лэпбука:
конверт « Стихи для мамы»; объемная ромашка из бумаги « Напиши пожелание маме»;
кармашек « Пословицы о маме»; фигурный конверт из бархатной бумаги с объемными аппликациями в виде бабочек « Загадки о маме»; прозрачный кармашек с ажурной лентой с дидактической игрой «Помоги маме навести порядок».
11. «Символика моей страны».
Теория:
— Знакомство детей с флагом, гимном, гербом России.
Практика:
— Подготовка плана — чертежа лэпбука.
— Художественной оформление ватмана изображением на нем флага России.
— Изготовление элементов лэпбука:
мини — книжка « Рассказы о России»; кармашек с карточками « Символика России»;
кармашек « Стихи о патриотической символике России»; конверт « Пословицы на патриотическую тематику»; размещение на ватман гимна России в виде вертикального прямоугольника.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Правила Т.Б. | 1 |
2 | Лэпбук на свободную тему | 3 |
3 | «Золотая осень» | 3 |
4 | ЗОЖ | 3 |
5 | «Правила дорожного движения» | 3 |
6 | «Детский спорт в России» | 3 |
7 | «Моя семья» | 3 |
8 | « Новогодние чудеса» | 5 |
9 | Военные праздники. День защитника Отчества | 3 |
10 | «Праздник мам» | 3 |
11 | «Символика моей страны» | 3 |
12 | Выставка | 1 |
ИТОГО | | 34 |