СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей социально-педагогической направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Таинственный друг» как ресурс для организации содержательной деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей социально-педагогической направленности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШКОЛА №1 г. ЧЕРЕМХОВО» 665415, Иркутская область, г. Черемхово, ул. Орджоникидзе,15, тел. 5-11-58

Дополнительная общеразвивающая программа «Таинственный друг» лагеря с дневным пребыванием детей

Авторский коллектив: Надина А.А., заместитель директора по НМР, Семенова Т.В., заместитель директора по ВР, Звягина Т.Л., заместитель директора по УВР, Алексеева Л.А., руководитель МО учителей начального уровня образования




Раздел I. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Таинственный друг» направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся 1-5 классов, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом развитии личности в процессе организации педагогически целесообразного досуга.

Особенность данной программы заключается в её тематическом характере и в проектировании образовательной среды летнего лагеря с использованием технологии «Длительная образовательная игра».

Основой образовательной игры «Таинственный друг» является художественное произведение - яркая красочная книга А. Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».

Длительность летней тематической смены составляет 15 дней. Организация и содержание каждого дня проектируется с учётом педагогической технологии «Длительная образовательная игра». Длительная образовательная игра - это процесс активного погружения и проживания серии игровых событий, познание нового посредством игровой деятельности и создание материальных объектов, артефактов в течение летней тематической смены. Игра «Таинственный друг» содержит 6 игровых циклов длительностью два дня.

Для эффективного детско-взрослого взаимодействия формируются разновозрастные группы постоянного состава – патрули в количестве 8-9 человек. За каждым патрулём закрепляется педагог-игротехник, который на протяжении всей летней смены направляет и организует деятельность патруля. Общее руководство игрой осуществляет руководитель игры.

Технология длительной образовательной игры предполагает существование традиций и ритуалов. В день открытия лагерной смены дети знакомятся с легендой игры. Каждому её участнику вручается книга А. Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» с обращением «автора» на форзаце. В начале каждого игрового дня проводится общий утренний сбор участников летней смены, где исполняется гимн игры, представляется девиз нового игрового дня, подводятся итоги предыдущего дня с награждением отличившихся патрулей. Каждый игровой день предполагает сюжетное погружение в текст художественного произведения. Ежедневно, в конце игрового дня, в каждом патруле проходит рефлексивный диалог, где каждый участник может поделиться своим мнением и эмоциями по отношению к произошедшим игровым событиям. Педагог-игротехник наблюдает за процессом общения в патруле и поддерживает тех ребят, кто нуждается в этом.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

  • программа имеет тематический характер, так как в основу содержания положен сюжет художественного произведения

  • программа предполагает сюжетное погружение в текст художественного произведения, что позволяет повысить уровень читательской грамотности детей

  • в программе содержатся подходы к организации инициативного сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками и педагогами


В программе предусмотрена деятельность патрулей в творческих мастерских, строительной фирме, арт-студии, драматическом кружке. Особую ценность представляет использование оригинального инструментария «Школы тайн и открытий» (инновационного курса «Изучение младшими школьниками окружающего мира»), которые включают в себя:

  • список ролей-ответственностей – инструмент для фиксации и выполнения задач, связанных с игровой деятельностью школьников. В процессе продвижения школьников по маршруту игры появляются новые роли-ответственности (летописец, конструктор, хронолог, метеоролог, астроном, умелый читатель, хранитель книг, мудрец, корреспондент, художник, сценарист, режиссёр, гримёр, координатор патруля). Смена ролей ответственностей помогает школьникам осваивать «азбуку» организационного мастерства, формировать реально действующее соуправление в патруле. Смена поручений проводится с обязательным подведением итогов коллективного и индивидуального выполнения поручения.

  • летопись патруля – инструмент, куда учащиеся ежедневно заносят результаты метеонаблюдений, фиксируют основные события дня. Совместными усилиями всех членов патруля создаётся продукт визуализации жизни патруля в течение всей летней смены. Данный инструмент является одним из наиболее эффективных педагогических инструментов в процессе формирования детской общности. (отражение наблюдений за погодой и новости прожитого дня)


  • коробка изобретателя - инструмент для развития изобретательских способностей школьников и реализации проектного подхода (для конструирования героев повести и создания декораций и костюмов )


  • карта понятия – инструмент, который даёт возможность сформулировать рабочее определение нового понятия, используемого в игровой деятельности. Карты понятий служат инструментом для развития понятийного мышления и описания смысла понятий на языке школьников



Цель: создание игрового воспитательного пространства для формирования у детей эстетических интересов, образцов нравственного поведения и позитивного опыта социального взаимодействия.

Задачи программы:

  1. организовать педагогически целесообразный досуг детей, определяющий нормы и правила жизнедеятельности, традиции и ритуалы;

  2. пробудить у школьников устойчивый интерес к произведениям отечественной и мировой детской литературы, формировать навыки смыслового чтения;

  3. создать условия для позитивного социального развития школьников и возможности реализовать свои потребности, желания, увлечения в разных видах деятельности;

  4. расширить возможности участия семьи в пространстве «Семья-школа»

Способы и методы определения результатов реализации программы:

  • визуализация продвижения по игре

  • презентационный анализ содержания летописи патрулей

  • рефлексивный диалог с детьми (ежедневно)

  • профессиональная рефлексия педагогов (ежедневно)

  • анкетирование родителей

  • организация выставки творческих работ по итогам игры для школьного сообщества





Ресурсы, используемые для организации игры:

  • современная технология «Длительная образовательная игра»

  • Особую ценность представляет использование оригинального инструментария «Школы тайн и открытий» (инновационного курса «Изучение младшими школьниками окружающего мира»)

  • текст художественного произведения – сказочной повести А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».



Педагогам программа позволит:

  • создать условия для продуктивного разновозрастного взаимодействия детей в составе малых групп (патрулей)

  • организовать эффективное соуправление в малой группе (патруле) с использованием оригинальных инструментов «Школы тайн и открытий»

  • развивать профессиональные компетенции в области организации образовательной деятельности с использованием игровых технологий

  • осваивать актуальные профессиональные роли (игротехник, тьютор)



Планируемые результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы «Таинственный друг»

Школьники получат возможность:

  • организовывать инициативное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и педагогами

  • осваивать различные социальные роли

  • развивать навыки межличностной и групповой коммуникации

  • повысить уровень своей читательской грамотности

























Содержание программы (учебный план)

Методический конструктор длительной образовательной игры «Таинственный друг»

Первый игровой цикл


Игровой цикл «Давайте знакомиться: Буратино!»


3-4 июня

Элементы игровой деятельности

Пространство игровой деятельности

Роль педагога

Деятельность школьников

Ожидаемые результаты игровой деятельности

Ритуалы

Общий утренний сбор школьников: гимн игры, девиз и символ игрового цикла, подведение итогов прошедшего игрового дня.

Распределение ролей-ответственностей

Визуализация продвижения участников игры

Педагог-игротехник

Активно погружаются в предстоящую игровую деятельность. Выбирают роли- ответственности.





Зарождающийся интерес к предстоящей игровой деятельности. Принятие членами патруля своей роли-ответственности.

Игровое событие

  • Старт игры. Знакомство с легендой игры

  • Тимбилдинг (командообразующие игры в патрулях)

  • Просмотр фрагментов м /ф «Золотой ключик или приключения Буратино»

  • Сюжетное погружение в текст художественного произведения (чтение 1 – 3 глав)

Работа творческой мастерской «Замочная скважина»

(изготовление ключницы для хранения ключей)

  • Виртуальное путешествие в коморку к папе Карло и знакомство с деревянной куклой (просмотр фрагмента художественного фильма «Приключения Буратино».

  • Работа в творческой мастерской папы Карло.

Педагог –значимый взрослый

Активно погружаются в сюжет сказочной повести А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Определяют принадлежность к своему патрулю. Создают ключницы и ключики -благодарности средствами изобразительного искусства.

Создают главного героя повести Буратино.

Рефлексивный диалог

Приём «Солнышко» (определение настроения, эмоционального состояния учащихся)






Предметный след




Организация деятельности в пространстве семья-школа в соответствии с задачами игры


Сюжетное погружение

Чтение 1 - 3 глав


Портреты героев

Инструменты ШТиО, используемые в игровой деятельности

Список ролей-ответственностей

летописец, конструктор, хронолог, метеоролог, астроном, умелый читатель, хранитель книг, мудрец, корреспондент, художник-иллюстратор, , координатор патруля

Летопись патруля

Разработка дизайна странички летописи патруля; ведение летописи по игровым дням

Коробка изобретателя

Стаканчики, бумага, ножницы, краски, кисточки, фломастеры, веревка, проволока.









Второй игровой цикл


Игровой цикл «Кукольный театр! Только одно представление!»


5 - 7 июня

Элементы игровой деятельности

Пространство игровой деятельности

Роль педагога

Деятельность школьников

Ожидаемые результаты игровой деятельности

Ритуалы

Общий утренний сбор школьников: гимн игры, девиз и символ игрового цикла, подведение итогов прошедшего игрового дня.

Распределение ролей-ответственностей

Визуализация продвижения участников игры

Педагог-игротехник

Активно погружаются в предстоящую игровую деятельность. Выбирают роли- ответственности.



Интерес к предстоящей игровой деятельности. Принятие членами патруля своей роли-ответственности. Сформированные рабочие определения понятий «театр»

Игровое событие

  • Сюжетное погружение в текст художественного произведения (чтение 6-8 глав)

  • Экскурсия в драматический театр имени В. П. Гуркина «Тайны закулисья»

  • Работа строительной фирмы «Мастерок» по созданию макетов зданий театра.

Педагог –значимый взрослый

Принимают роль активных слушателей, знакомятся с новыми понятиями. Открывают для себя тайны закулисья в театре.

Рефлексивный диалог

Приём «Знаю-хочу-умею» (три фазы: вызов, осмысление, рефлексия)


Предметный след

Организация деятельности в пространстве семья-школа в соответствии с задачами игры


Сюжетное погружение

Чтение 6-8 глав


Создание макетов зданий театра.

Инструменты ШТиО, используемые в игровой деятельности

Список ролей-ответственностей

летописец, конструктор, хронолог, метеоролог, астроном, умелый читатель, хранитель книг, мудрец, корреспондент, художник-иллюстратор, , координатор патруля

Летопись патруля

Ведение страничек летописи по игровому циклу

Карта понятия

театр

Коробка изобретателя

Пластилин, пластиковые стаканчики, коктейльные трубочки, клеевой пистолет, ножницы, бумага, ткань и т.д.

Третий игровой цикл

Игровой цикл «Безопасность прежде всего!»

10 – 13 июня

Элементы игровой деятельности

Пространство игровой деятельности

Роль педагога

Деятельность школьников

Ожидаемые результаты игровой деятельности

Ритуалы

Общий утренний сбор школьников: гимн игры, девиз и символ игрового цикла, подведение итогов прошедшего игрового дня.

Распределение ролей-ответственностей

Визуализация продвижения участников игры

Педагог-игротехник

Активно погружаются в предстоящую игровую деятельность. Выбирают роли- ответственности



Позитивное освоение новых ролей. Формирование устойчивого интереса к предстоящей деятельности. Сформированные рабочие определения понятий «взаимовыручка»

Игровое событие

  • Сюжетное погружение в текст художественного произведения (чтение 9-12 глав)

  • Квест – игра «Спасательная операция по освобождению друга»

  • Марафон стихотворений о дружбе

  • Викторина «Шаг за шагом с «Буратино»

  • Работа творческой мастерской «Куклы Карабаса - Барабаса» (конструирование героев кукольного театра)

  • Флешмоб «Здорово здоровым быть!»

Педагог –значимый взрослый

Принимают роль активных слушателей, знакомятся с новыми понятиями. Наполняют личностным смыслом понятие «взаимовыручка».

Рефлексивный диалог

Приём «Цепочка пожеланий»


Предметный след

Организация деятельности в пространстве семья-школа в соответствии с задачами игры


Сюжетное погружение

Чтение 9-12 глав


Чтение стихотворений о дружбе.

Создание героев кукольного театра


Инструменты ШТиО, используемые в игровой деятельности

Список ролей-ответственностей

летописец, конструктор, хронолог, метеоролог, астроном, умелый читатель, хранитель книг, мудрец, координатор патруля

Летопись патруля

Ведение страничек летописи по игровому циклу

Карта понятия

взаимовыручка

Коробка изобретателя

Картонные коробки, изолента, скотч, ножницы, цветная бумага, картон.















Четвёртый игровой цикл


Игровой цикл «Знакомства продолжаются»

14 – 17 июня

Элементы игровой деятельности

Пространство игровой деятельности

Роль педагога

Деятельность школьников

Ожидаемые результаты игровой деятельности

Ритуалы

Общий утренний сбор школьников: гимн игры, девиз и символ игрового цикла, подведение итогов прошедшего игрового дня.

Распределение ролей-ответственностей

Визуализация продвижения участников игры

Педагог-игротехник

Активно погружаются в предстоящую игровую деятельность. Выбирают роли- ответственности



Позитивное освоение новых ролей. Формирование устойчивого интереса к предстоящей деятельности. Сформированные рабочие определения понятий «пруд», «фауна», «флора»

Игровое событие

  • Сюжетное погружение в текст художественного произведения (чтение 15,17,18, 19 глав)

  • Проведение образовательных блоков «Жители пресных водоёмов»

  • Работа конструкторского бюро Тортилы (конструирование жителей пруда)

Педагог –значимый взрослый

Принимают роль активных слушателей, знакомятся с новыми понятиями.

Рефлексивный диалог

Приём «Рефлексивный круг»


Предметный след

Организация деятельности в пространстве семья-школа в соответствии с задачами игры


Сюжетное погружение

Чтение 15-19 глав


Презентация карт понятий, организация выставки поделок

Инструменты ШТиО, используемые в игровой деятельности

Список ролей-ответственностей

летописец, конструктор, хронолог, метеоролог, астроном, умелый читатель, хранитель книг, мудрец, координатор патруля

Летопись патруля

Ведение страничек летописи по игровому циклу

Карта понятия

пруд, фауна, флора



Пятый игровой цикл


Игровой цикл «Тайна золотого ключика»

18 – 19 июня

Элементы игровой деятельности

Пространство игровой деятельности

Роль педагога

Деятельность школьников

Ожидаемые результаты игровой деятельности

Ритуалы

Общий утренний сбор школьников: гимн игры, девиз и символ игрового цикла, подведение итогов прошедшего игрового дня.

Распределение ролей-ответственностей

Визуализация продвижения участников игры

Педагог-игротехник

Активно погружаются в предстоящую игровую деятельность. Выбирают роли- ответственности



Позитивное освоение новых ролей. Формирование устойчивого интереса к предстоящей деятельности. Сформированные рабочие определения понятий «арт-студия», «афиша»

Игровое событие

  • Сюжетное погружение в текст художественного произведения (чтение 23-26 глав)

  • Работа арт-студии «Креативные находки» (создание афиши мини-спектакля патруля)

  • Работа драматических кружков «Маски» (репетиция мини-спектаклей в патрулях)

Педагог –значимый взрослый

Принимают роль активных слушателей и читателей. Знакомятся с новыми понятиями.

Рефлексивный диалог

Приём «Букет настроения»





Предметный след


Организация деятельности в пространстве семья-школа в соответствии с задачами игры


Сюжетное погружение

Чтение 23-26 глав


Презентация афиш, подготовка к театральному фестивалю.

Инструменты ШТиО, используемые в игровой деятельности

Список ролей-ответственностей

летописец, конструктор, хронолог, метеоролог, астроном, умелый читатель, хранитель книг, режиссёр, сценарист, мудрец, художник-иллюстратор,, координатор патруля

Летопись патруля

Ведение страничек летописи по игровому циклу



Шестой игровой цикл


Игровой цикл «Театральный фестиваль «Мы – вместе!»


20 - 21 июня

Элементы игровой деятельности

Пространство игровой деятельности

Роль педагога

Деятельность школьников

Ожидаемые результаты игровой деятельности

Ритуалы

Общий утренний сбор школьников: гимн игры, девиз и символ игрового цикла, подведение итогов прошедшего игрового дня.

Распределение ролей-ответственностей

Визуализация продвижения участников игры

Педагог-игротехник

Активно погружаются в предстоящую игровую деятельность. Выбирают роли- ответственности



Позитивное освоение новых ролей. Формирование устойчивого интереса к предстоящей деятельности.

Игровое событие

  • Сюжетное погружение в текст художественного произведения (чтение 27-29 глав)

  • Театральный фестиваль


Педагог –значимый взрослый

Принимают роль активных слушателей и читателей, актёров

Рефлексивный диалог

Приём «Букет настроения»





Предметный след


Организация деятельности в пространстве семья-школа в соответствии с задачами игры


Сюжетное погружение

Чтение 27-29 глав


Фестиваль!!!


Инструменты ШТиО, используемые в игровой деятельности

Список ролей-ответственностей

летописец, конструктор, хронолог, метеоролог, астроном, умелый читатель, хранитель книг, сценарист, модельер – дизайнер, мудрец, координатор патруля

Летопись патруля

Ведение страничек летописи по игровому циклу












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!