СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей (экологическое направление) «GREEN WAVE»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей (экологическое направление) «GREEN WAVE»»

Муниципальное казенное образовательное учреждение Куртамышского района

« Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1»


«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ № ____ от __________ 2019г.

Директор МКОУ «Куртамышская СОШ № 1»

_____________ Комогорова О.Г.

ФИО






Программа

летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

(экологическое направление)

«GREEN WAVE»

Составитель: Лешукова

Любовь Анатольевна

Учитель биологии








2019 год

Содержание

1. Паспорт программы……………………………………………………………………………………..3

2. Пояснительная записка………………………………………………………………………………….4

3. Основное содержание программы……………………………………………………………………...5

4. Сроки реализации программы…………………………………………………………………………..9

5. Условия реализации программы………………………………………………………………………10

6. Критерии эффективности реализации программы…………………………………………………...11

7. Ожидаемые результаты………………………………………………………………………………...11

8. Режим дня……………………………………………………………………………………………….12

9. План-сетка мероприятий летнего оздоровительного лагеря………………………………………..12

10. Схема сотрудничества взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с социумом………..13

11. Список используемой литературы…………………………………………………………………...13































1. Паспорт программы

1

Полное название

программы

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МКОУ «Куртамышская СОШ № 1»

«GREEN WAVE» («Зеленая волна»)

2

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.

3

Направление

Экологическое

4

Сроки реализации программы

15.06.2019 – 02.07.2019

5

Кратко содержание программы

Программа представляет сочетание разнообразных методик по экологическому движению, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, командообразующих мероприятий, спортивных соревнований и туристических эстафет. 

6

Место реализации

Пришкольный летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при МКОУ «Куртамышская СОШ№ 1»

7

Название организации, автор программы

МКОУ «Куртамышская СОШ №1», Лешукова Л.А.

8

Адрес, телефон, эл.почта

641430 Курганская область, Куртамышский район, г.Куртамыш, ул. Матросова, д. 14;

Рабочий телефон – 2-13-85; [email protected]

9

Количество детей

1 смена: 200чел.

11

Ожидаемые результаты

  • укрепление здоровья детей;

  • укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

  • сформированнность умений, навыков, приобретение жизненного опыта поведения

  • создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического,патриотического и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;

  • пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями;

  • укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

  • развитие творческих способностей инициативы и активности ребенка; привитие навыков самообслуживания;

  • развитие чувства патриотизма;

  • воспитание уважение к родной природе.












2. Пояснительная записка

Лагерь – это место, где каждый ребенок

может состояться как уникальная личность…

Лагерь – это большая, умная Игра,

которая помогает детям радоваться жизни,

праздновать жизнь практически ежечасно.

С.А.Шмаков

Каникулы для детей – это всегда зарядка новой энергией, приобретение новых знаний, продолжение освоения мира, время открытий и побед. Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить. При правильной организации летней занятости детей и подростков можно говорить о социальном оздоровлении, гражданском взрослении и духовно-нравственном росте каждого отдельного ребенка. Известно, что далеко не все родители находят экономические и социальные возможности для предоставления своему ребёнку полноценного, правильно организованного отдыха. Поэтому открытие на базе школы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребываем, является лучшим решением для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эмоционального оздоровления детей и подростков в благоприятных созданных оздоровительно-образовательных условиях. Посещение лагеря способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма, приобщение к активному отдыху на природе.

Формируя воспитательное пространство лагеря, все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами, принципами организации педагогического процесса в рамках реализации программы лагеря, а это:

  • принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

  • принцип коллективной деятельности;

  • принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

  • принцип самостоятельности.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира, да ещё и умело отдохнуть с пользой на здоровье.

Воспитание экологической культуры параллельно с оздоровлением детей является основополагающей в составлении программы нашего лагеря. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках экологического лагеря, позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Пришкольный лагерь экологического направления «Зеленая волна» как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Ведь мы живём в тех красивейших местах нашей матушки-природы, и этим грех не воспользоваться. В этом и заключается актуальность программы деятельности лагеря, многообразие мероприятий по экологической тематике.







Организационные мероприятия:

Директор школы издает приказ об открытии лагеря, о назначении должностей и обязанностях лагеря. На основе этого формируется педагогический коллектив.

Общее руководство и ответственность за правильную постановку экологического воспитания и обеспечение материальных условий для занятий возлагается на начальника лагеря.

Оборудуется стенд для размещения плана работы, экрана, отражающего жизнь лагеря по дням и ход мероприятий с результатами. Перед открытием смены проводится собрание сотрудников, где начальник лагеря знакомит с обязанностями и инструктирует их.

Необходимая документация готовится и утверждается соответствующими лицами:

  1. Положение о пришкольном лагере отдыха.

  2. Программа.

  3. План работы на смену.

  4. План-сетка мероприятий.

  5. Меню-требование на выдачу продуктов питания.

До открытия лагеря все воспитатели должны пройти медосмотр. Непременным условием результативности работы лагеря является правильное использование его материальной базы. В распоряжение лагеря на весь период работы спортзал школы, столовая, кабинет для занятий, библиотека, пришкольный участок, школьный музей.

Цель - организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.

Задачи:

  1. Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной творческой деятельности.

  2. Формировать у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.

  3. Формировать у школьников навыки общения и толерантности.

  4. Прививать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье.

  5. Приобщать ребят к творческим видам деятельности, при этом развивая творческое мышление.

  6. Развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

  7. Воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.

3. Основное содержание программы

Продолжительность смены 15 дней. Количество смен – 1. Программа рассчитана на учащихся 1-9 классы. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечают воспитатели. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития школьников, их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей.

Высшим органом самоуправления является общий сбор участников смены. Проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня. Действует орган самоуправления: совет командиров, который собирается ежедневно.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

  • безопасность всех проводимых мероприятий;

  • учет особенностей каждой личности;

  • возможность проявления способностей во всех областях творческой деятельности и досуга всеми участниками лагеря;

  • достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;

  • распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;

  • четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;

  • моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;

  • ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.



Направления и виды деятельности:

  • Физкультурно-оздоровительная деятельность;

  • Образовательно-содержательное направление (экологическое воспитание);

  • Художественно-творческая деятельность.

Физкультурно-оздоровительная работа

Задачи:

  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

  • Выработка и укрепление гигиенических навыков;

  • Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  • Утренняя гимнастика (зарядка);

  • Спортивные игры на спортивной площадке;

  • Подвижные игры на свежем воздухе;

  • Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;

  • Ежедневный спортивный час;

  • Беседы фельдшера, например:

    • «Чем опасны клещи»;

    • «Профилактические прививки - «За» или «Против»?

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Образовательно-содержательное направление

(экологическое воспитание)

Образовательная часть включает теоретические занятия, учебные экскурсии, проведение исследовательской работы.

Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы, работа на пришкольных участках.

Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.

Художественно – творческая деятельность:

Мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации:

  • Изобразительная деятельность;

  • Конкурсные программы;

  • Творческие конкурсы;

  • Концерты, праздники;

  • Творческие игры;

  • Выставки (рисунков, поделок)

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Блоки программы

Программа осуществляется по следующим блокам

  1. Организационный

Цель: помощь каждому ребёнку адаптироваться в новых условиях. Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине.

Виды работ:

  1. Планирование.

  2. Оформление уголка.

  3. Определение обязанностей.

  4. Организация питания в лагере.

  1. Оздоровительный

Цели и задачи: научить отдыхающих ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде; научить правилам личной гигиены; дать правильное представление о нравственных и психологических отношениях между людьми; умению владеть собой; приемам самозащиты в экстремальных ситуациях.

  1. Утренняя гимнастика.

  2. Рациональное сбалансированное питание.

  3. Режим дня.

  4. Закаливание, солнечно-воздушные ванны.

  5. Спортивные мероприятия (эстафеты, весёлые старты, спортивные часы, игры).

Виды работ:

1. Углубленный медицинский контроль и наблюдения за здоровьем детей, оперативный контроль со стороны воспитателей и медика, профилактические и лечебные мероприятия.

2. Обеспечение активного двигательного режима отдыхающих - спортивно-массовая работа: обеспечение активного движения для нормального развития детей и профилактики умственного утомления: проведение утренней зарядки на свежем воздухе; проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий на свежем воздухе; обязательное проветривание; проведение дыхательных упражнений.

3. Профилактика стрессов и неврозов предусматривает: индивидуализацию оздоровительной программы в соответствии с уровнем здоровья, способностей и интересов каждого ребенка; организацию режима дня ребенка, его питания, досуга; организацию закаливания ребенка; обеспечение психологического комфорта ребенка: при взаимодействии с воспитателем, с друзьями; при участии в мероприятиях; пропаганду здорового образа жизни.

3. Экологический

  1. Изучение особенностей края.

  2. Бережное отношение к природе, лесу, воде.

  3. Трудовые десанты.

  4. Зелёный патруль.

  5. Экологические игры на местности.

4. Патриотический

Уважение к российской символике - гимну, флагу, культуре и традициям своей страны. Уважение к ветеранам войны и труда. Сохранение памяти о подвиге русского солдата. Проведение мероприятий посвящённых Дню памяти и скорби.

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

  1. Викторины о Великой Отечественной войне. Просмотр видеофильма о войне.

  2. Посещение школьного музея.

  3. Дни, посвящённые жизни замечательных людей. - А. Пушкину и др.

  4. День Независимости России.

5. Творческий

  1. Коллективно-творческая деятельность.

  2. Участие в мероприятиях.

  3. Работа творческих мастерских.

  4. Экскурсии с библиотеку.

  5. Конкурсы, викторины.

Кружки, студии и секции:

  • Кружки: «Мой друг компьютер», «Обереги», «Пластилиновая живопись», «Волшебная нить», «Созвездие», «Экологическая тропа», «Экоград», «Экотеатр».

  • Студии: «Студия танца - ритм», «Фотостудия», «Фитодизайн», «Веселая палитра».

  • Секции: «Мини футбол», «Пионербол».



Принципы организации педагогического процесса:

  • Гуманистической направленности.

  • Связи с жизнью и практикой.

  • Организационный принцип: последовательности и систематичности.

  • Научности.

  • Наглядности.

Принципы управления деятельностью воспитанников:

  • Активности детей.

  • Доступности и посильности.

  • Учета возрастных и индивидуальных особенностей.

  • Прочности и действенности результатов.

4.Сроки реализации программы



Программа рассчитана  на апрель-июнь 2019 г. и раскрывает следующие этапы и сроки реализации:

I этап.  Подготовительный – апрель – май 2019 г.

II этап. Организационный – 15.06. 2019 г.

III этап. Основной – 15.06 по 02.07. 2019г.

IV этап. Заключительный – 02. 07. 2019 г.

I этап.  Подготовительный – апрель – май 2019 г.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летней площадки экологического содержания начинается подготовка. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

  • издание приказа по школе об открытии пришкольной площадки;

  • разработка программы деятельности пришкольной экологической площадки «Зеленая волна»;

  • подготовка методического материала для работников площадки;

  • подбор кадров для работы;

  • составление необходимой документации для деятельности площадки (план-график, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

  • комплектование группы.

 

II этап. Организационный – 15 июня 2019 г.

 Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение бесед по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • запуск программы «Зеленая волна»;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности площадки;

  • выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

  • сплочение группы;

  • формирование законов и условий совместной работы;

  • подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

 

III. Основной этап – 15.06 по 02.07. 2019г.

Данный этап включает реализацию основных положений программы. Участники  площадки:

  • познают, отдыхают, трудятся;

  • делают открытия в себе, в окружающем мире;

  • помогают в проведении мероприятий;

  • учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

  •  развивают способность доверять себе и другим;

  • укрепляют свое здоровье;

  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческие дела;



Во время реализации программы воспитанники оформляют уголки с экологической тематикой,  здорового образа жизни, выставку рисунков,  поделок.

 

IV. Заключительный этап – 02 июля 2019 г.

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;

  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летней экологической площадки в будущем.

5. Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение:

  1. Создание оптимальных условий для проведения разнообразных мероприятий.

  2. Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей.

  3. Видеотехника и аудиоматериалы.

  4. Призы и награды для стимулирования.

Нормативно-правовые условия:

  1. Закон «Об образовании РФ»;

  2. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;

  3. Положение о лагере дневного пребывания;

  4. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;

  5. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;

  6. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;

  7. Инструкции по организации и проведению экскурсий;

  8. Приказы УО;

  9. Должностные инструкции работников;

  10. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;

  11. Заявления от родителей;

  12. Правила регистрации детей при поступлении;

  13. Акт приемки лагеря.


6. Критерии эффективности программы

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

  1. Постановка реальных целей и планирование результатов программы.

  2. Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.

  3. Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы.

  4. Творческое сотрудничество взрослых и детей.

7. Ожидаемые результаты

  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

  • Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

  • Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

  • Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

  • Расширение кругозора детей.

  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

  • Личностный рост участников смены.

  • Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.

  • Организационно - пропагандистские умения:

    • Применение знаний законодательства об охране природы;

    • Планирование практических дел по охране природы;

    • Пропаганда здорового образа жизни.

  • Поведенческие умения:

    • Формирование умений правильного поведения в природе;

  • Опознавательные умения:

    • Распознавание объектов природы;

    • Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.

  • Преобразовательные умения:

    • Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.

  • Тиражирование опыта

    • Проведение школьных конференций по итогам работы;

    • Публикация заметок и статей в местной печати и на сайте школы.

8. Распорядок дня

в летнем оздоровительном лагере «Зеленая волна»

Элементы режима дня

Время проведения

Сбор детей, зарядка

8.30 – 9.00

Утренняя линейка

9.00 – 9.15

Завтрак

9.15 – 10.00

Общелагерное мероприятие

10.00 – 12.00

Обед

12.00 – 12.45

Работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секции

12.45 – 14.15

Итоги дня

14.15 – 14.30

Уход детей домой

14.30



9. План – сетка

летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Зеленая волна»

День - 1

«День знакомств»

День- 2

«День Родного края»

День - 3

«День фантазий и юмора»

День - 4

«День здоровья и спорта»


День - 5

«День волшебных сказок»

День - 6

«День природы» (Посвященный международному «Дню цветка» 21 июня)

День - 7

«День памяти» (22 июня)

День - 8

«День кутюрье»

День - 9

«День театра и кино»

День - 10

«День умников и умниц»

День - 11

«День мастеров и художников»

День - 12

«День правил дорожного движения»

День - 13

«День путешествий»


День - 14

«День вежливости»

День - 15

«День талантов»

10. Схема сотрудничества взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с социумом



11. Список используемой литературы

  1. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2017;

  2. Титов С.В. Лето, здравствуй! Методические рекомендации по организации работы в лагере. – Волгоград: Учитель, 2016.

  3. «Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2015;

  4. А.Н. Никульников. «Школьная площадка», Новосибирск, 2006;

  5. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2015 г.

  6.   Журналы «1 сентября», электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!