Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»
«Школа интересных каникул» («ШИК»)
Программа
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Волшебная планета»![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/12/s_5acf224325264/881471_1.jpeg)
Программа составлена
учителем 1 категории И.А. Парыгиной
2015 г.
Содержание
№ | Наименование раздела | № страницы |
1. | Паспорт Программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Цели, задачи, ожидаемые результаты реализации Программы | 6 |
4. | Механизм реализации программы «ШИК» | 8 |
4.1. | Этапы реализации Программы | 8 |
4.2. | Принципы деятельности лагеря «Волшебная планета», используемые в Программе | 9 |
4.3. | Формы, методы и технологии работы с детьми | 10 |
5 | Условия реализации Программы | 14 |
5.1. | Нормативно-правовые условия | 14 |
5.2. | Материально-техническое и ресурсное обеспечение | 14 |
5.3. | Смета расходов | 15 |
5.4. | Кадровое обеспечение | 15 |
6 | Комплекс мероприятий, реализуемых Программой | 16 |
7 | Критерии оценки эффективности Программы | 19 |
8 | Список используемой литературы | 21 |
| Приложение | |
Паспорт программы
Название программы | Программа «Школа интересных каникул» (далее - «ШИК») летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Волшебная планета» |
Учреждение, реализующее программу | МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» Адрес: 679385, ЕАО, Ленинский р-н, с. Биджан, ул. Пионерская, 32 Телефон:8(42663)35282 |
Место реализации программы | Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Волшебная планета» на базе МКОУ СОШ с. Биджан |
Автор программы | Учитель 1 категории, начальник летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в период 2 смены Парыгина Ирина Анатольевна |
Аннотация | Программа «ШИК» рассчитана на школьников в возрасте 6-15 лет и направлена на создание условий для интересного, разнообразного, познавательного отдыха, способствующего нравственному, творческому и физическому развитию ребенка, укреплению его физического, психического и эмоционального здоровья |
Сроки реализации программы | 2-я смена летних каникул 2015 года продолжительностью 21 календарный день |
Количество, возраст участников | Количество учащихся – 70 чел. в возрасте от 6 до 15 лет |
Количество отрядов | 2 отряда |
Кадровое обеспечение | Начальник лагеря – 1 чел.; воспитатель - 5 чел., медицинский работник – 1 чел. |
Пояснительная записка
Каникулы – самое яркое по эмоциональной окраске время школьной жизни. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям необходима смена впечатлений. Каникулы – в своём роде клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем каникулы для детей – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, продолжение освоения мира, богатейшее время для воспитания и самовоспитания.
Главное предназначение организованного отдыха детей и подростков заключается в том, чтобы создать такие условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни. Поэтому одной из главных целей пришкольного лагеря является помочь каждому ребенку «найти себя», одновременно развив социальные способности.
Отличительной особенностью образовательно-оздоровительной деятельности лагеря является взаимодействие педагогических, медицинских, социальных и индивидуальных связей. Только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию детей и подростков, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей, развитию и разносторонних способностей, социального опыта в целом.
Ежегодно в период летних каникул для детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет, являющихся учащимися Средней общеобразовательной школы с. Биджан, организована работа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
Для проведения каждый смены лагеря разрабатываются и утверждаются разнопрофильные программы, включающие комплекс мероприятий по организации отдыха, занятости и оздоровления детей. Социальная значимость разрабатываемых программ обусловлена тем, что более половины учащихся школы, воспитываются в малоимущих семьях, и посещение летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей является единственной доступной формой организованного отдыха и оздоровления:
Показатель | Учебный год |
2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 |
Количество учащихся МКОУ СОШ с. Биджан, чел. | 166 | 207 | 205 |
Количество детей, состоящих на профилактических учетах: внутришкольном, КДН, (чел.) | 5 | 4 | 5 |
Количество детей из малоимущих семей, посещающих летний пришкольный лагерь, (чел.) | 96 | 107 | 112 (планируемый показатель) |
Доля детей из малоимущих семей и посещающих летний пришкольный лагерь в общем контингенте учащихся школы, (%) | 57,8 | 51,7 | 54,6 |
С целью реализации в период 2-ой смены летних каникул 2015 года на базе МКОУ СОШ с. Биджан разработана авторская программа «Школа интересных каникул» («ШИК») летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Волшебная страна».
Программа «Школа интересных каникул» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Волшебная страна» позволяет смоделировать организованную социальную среду, выступающую пространством интенсивного межличностного общения детей и их взаимодействия в режиме свободного времени с одной стороны, и пространством личностной самореализации с другой.
Название программы «Школа интересных каникул» обусловлено тем, что она включает мероприятия, направленные на целенаправленное, комплексное, интенсивное формирование новых привычек у детей, обеспечивающих дальнейшее самостоятельное развитие их коммуникативных, креативных, интеллектуальных, физических и организаторских способностей, посредством занимательного отдыха.
Комплекс мероприятий Программы включает разнообразные формы работы с целью заинтересовать детей и подростков, включить их в общий процесс, чтобы в дальнейшем учащийся самостоятельно принимал активное участие в жизни лагеря.
В целях реализации программы «ШИК» разработан алгоритм структуры жизнедеятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Волшебная страна»:
1. Время знакомства детей с лагерем, друг с другом, с педагогами-воспитателями; формирование межличностных отношений, микроклимата в отрядах, в лагере в целом; определение потребностей и интересов детей, их творческого потенциала – первые 3 дня.
2. Пик творческой и социальной активности детей и взрослых; включенность в массовые, командные формы и виды деятельности; развитие у детей старшего возраста навыков проявления заботы и ответственности за малышей; создание теплой семейной атмосферы внутри лагеря; мотивация коллектива на успех – 4-19 дни.
3. Завершение отдыха – анализ и оценка полученного опыта, поддержание сформировавшегося микроклимата в коллективе, осознание ценностей, полученных коллективных и индивидуальных результатов - 20-21 дни.
Программа универсальна, так как разработана для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
При разработке Программы учтены все особенности формирования одновозрастных и разновозрастных отрядов.
В рамках работы лагеря «Волшебная страна» будут сформированы 2 одновозрастных отряда. Это позволит создать группы детей с примерно одинаковым уровнем знаний и развития, общими интересами, сходными психологическими особенностями, а главное позволит обеспечить соблюдение необходимых режимных требований, зависящих от возраста ребенка.
Вместе с тем, запланированное проведение совместных мероприятий и занятий между отрядами позволит каждому ребенку удовлетворить возрастные потребности в общении, проявить себя в отношениях «взрослый - младший», «умелый - начинающий», повысить уровень личной самостоятельности в конкретной ситуации. При такой работе очевидно воспитательное влияние старших на младших, процесс социализации протекает естественно, значительно быстрее и качественнее приобретаются необходимые составляющие опыта.
Основанием для зачисления в лагерь является письменное заявление родителя или законного представителя ребенка. При комплектовании отрядов особое внимание уделяется детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации: детям из малоимущих семей, детям-инвалидам, - а также детям из многодетных и неполных семей, опекаемым детям.
Все положения Программы отвечают требованиям действующего законодательства Российской Федерации (См. подробнее - Раздел № 5 стр.).
Цели, задачи, ожидаемые результаты реализации Программы
Цель Программы – организация в период летних каникул досуга, отдыха и оздоровления, способствующих укреплению здоровья детей, их физическому и духовному развитию, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей, социального опыта в целом.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение ряда задач, которые можно разделить на несколько блоков:
1. Укрепление здоровья детей
организация рационального питания детей с соблюдением правильного режима приема пищи;
создание условий для укрепления физического и психического здоровья путем осуществления комплекса медицинских, физкультурно-спортивных мероприятий;
выработка и укрепление у детей гигиенических навыков, формирование антинаркотических установок, расширение знаний детей об охране здоровья.
2. Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание с отдыхом ребенка
организация разнообразной досуговой деятельности;
развитие творческих способностей, создание условий для самореализации каждого ребенка;
воспитание культуры поведения;
расширение кругозора через различные формы досуговой деятельности;
преодоление разрыва между физическим и духовным развитием детей посредством игры, познавательной и трудовой деятельности;
создание условий для развития лидерских качеств у детей.
3. Обеспечение безопасности детей в период летних каникул
организация отдыха детей с соблюдением норм и требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья ребенка;
предотвращение случаев детского травматизма посредством обеспечения занятости детей организованным отдыхом под присмотром воспитателей;
формирование у детей навыков безопасного поведения.
4. Предотвращение детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, межличностных и групповых отношений и взаимодействий, деятельности детей;
привлечение детей, входящих в группу риска, к активному участию в жизни лагеря с целью дальнейшего вовлечения их во все формы организованной занятости (участие в классных и школьных мероприятиях, работе кружков и секций и др.);
выработка у детей навыков бесконфликтного, толерантного поведения, развитие коммуникативных способностей детей.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
развитие лидерских и организаторских качеств, творческих способностей, детской самостоятельности, коммуникативных способностей и толерантности;
получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;
расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;
личностный и духовно – нравственный рост участников смены.
Методики, используемые в Программе, направлены на работу с каждым ребенком, поэтому результаты ее реализации в количественном выражении – 100% охвата детей (согласно плану -70 человек).
4. Механизм реализации программы «ШИК»
4.1. Этапы реализации Программы
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/12/s_5acf224325264/881471_2.png)
I. Подготовительный этап (апрель – июнь 2015 года):
- административно-управленческая работа: проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к 2 смене летних каникул 2015 года; составление необходимой документации для деятельности лагеря: приказов об открытии лагеря и назначении ответственных лиц, социального паспорта, штатного расписания и др.;
-работа с кадрами: отбор сотрудников для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере и их подготовка: прохождение медицинской комиссии, прохождение инструктажей, ознакомление с мероприятиями Программы лагеря;
- работа с родителями и детьми: информирование о планируемой работе лагеря «Волшебная планета» и наборе детей для его посещения, прием заявлений, консультирование, составление списков детей-участников смены, комплектование отрядов;
-методическая работа: подготовка методического материала для работников лагеря и вожатых, разработка плана работы лагеря, отрядов, комплексного плана мероприятий и др., подготовка информационных стендов;
-работа по подготовке материально-технической базы и ресурсного обеспечения: осмотр и в случае необходимости приведение в соответствие технического состояния помещений и территорий, утвержденных для работы лагеря (актовый и спортивный залы, кабинеты, туалеты, спортивные площадки на пришкольной территории), подготовка инвентаря, приобретение канцелярских товаров, призов, оформление помещений.
II. Основной (практический) этап (июнь - июль 2015 года) – работа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Волшебная страна» в период 2-ой смены летних каникул 2015 года:
-оздоровительная деятельность: организация питания детей, проведение медико-профилактических, физкультурно-спортивных мероприятий, мероприятий по пропаганде ЗОЖ и др.;
-культурно-досуговая деятельность: организация и проведение различных культурно-массовых мероприятий, индивидуальных и групповых занятий с детьми и др.;
-образовательная деятельность: проведение просветительских и информационно-обучающих мероприятий и занятий.
-методическая работа с воспитателями.
III. Аналитический этап (июль – август 2015 года):
- подведение итогов: оценка достигнутых результатов и эффективности реализованной Программы;
-анализ факторов, оказавших влияние на достижение результатов в ходе реализации Программы;
- выработка перспектив деятельности пришкольного лагеря в будущие периоды на основании предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам деятельности лагеря «Волшебная планета».
4.2. Принципы, планируемые и используемые при организации деятельности лагеря «Волшебная планета»
Программа «ШИК» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Волшебная планета» опирается на следующие принципы:
безопасность всех проводимых мероприятий;
достаточное ресурсное обеспечение: необходимое количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;
педагогическое сопровождение ребенка на протяжении всей смены.
В свою очередь работа воспитателей с детьми основана на педагогических принципах:
Принцип гуманизации отношений, основанный на: создании уважительных демократических отношения между взрослыми и детьми; уважении и терпимости к мнению детей; защите каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек; создании ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формировании чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности. Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Волшебная планета» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания предполагает: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности позволяет в полной мере реализовать, развить творческий потенциал каждого участника смены.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка может быть реализован при следующих условиях: необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы; оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей может быть реализован при следующих условиях: вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности; сочетании форм работы, учитывающих возрастные особенности детей; постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих с его эмоциональным состоянием и психикой.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода определяет пять «граней»: грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»); грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»); грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»); грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»); грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я может быть реализован при следующих условиях: при наличии задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа; при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия может быть реализован при следующих условиях: добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность; доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия; в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
4.3. Формы, методы и технологии работы с детьми
Реализация Программы предусматривает различные формы работы с детьми.
-индивидуальная (воспитатель - ребенок);
-групповая (воспитатель – группа детей);
- коллективная (воспитатель – несколько групп детей, весь коллектив).
-организаторами мероприятия являются взрослые: начальник лагеря, воспитатели;
-деятельность реализуется на основе сотрудничества, организатором может выступать отряд;
-инициатива организации и проведение мероприятия принадлежит ребенку или отдельной группе детей.
-кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
-продолжительные (продолжительностью несколько дней);
-традиционные (регулярно повторяющиеся).
- экспромт;
-относительно длительная предварительная подготовка.
-обязательное участие;
-добровольное участие.
Основными методами организации деятельности являются:
метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Основной технологией работы с детьми, используемой в Программе, является КТД.
Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности. Технология КТД - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.). В технологии КТД такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, общие сборы, коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников.
Таким образом, коллективно-творческое дело (КТД) – это событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
организаторские дела;
-общественно-политические дела;
-познавательные дела;
-трудовые дела;
-художественные дела;
-спортивные дела.
Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий:
I стадия - предварительная работа. Педагог составляет модель будущего КТД, осмысливает воспитательные цели и задачи, анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе, определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы: «Какова основная идея КТД? В какой форме будет проходить КТД? Кого привлечь к участию? К кому обратиться за помощью? Когда провести стартовую беседу?». В конце данной стадии воспитатель проводит стартовую беседу, суть которой заключается в том, чтобы «зажечь» детей интересным и полезным делом.
II стадия - коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы: «Что и для кого будем делать? С кем вместе это будем делать? Кто будет участником? Кто и кому будет помогать?».
III стадия - коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган - Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
IV стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.
V стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащий первичные вопросы-задачи на размышление: «Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?». Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное (его должно быть больше, чем негативного); обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела; наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.
VI стадия - последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.
Также в работе лагеря, применяется методика самоуправления.
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
Психолого-педагогическое сопровождение смены - это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
-проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
-беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
5. Условия реализации Программы
5.1. Нормативно-правовые условия
Программа «Школа интересных каникул» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Волшебная планета» разработана в соответствии с:
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
-Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
-Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
-Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
-Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказом Минобразования РФ от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении Порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 № 25 «Об утверждении СанПиН 2.2.4.2599-10»;
-локальными актами МКОУ СОШ с. Биджан, а также нормативными актами Учредителя – администрации муниципального образования «Ленинский район Еврейской автономной области».
При реализации Программы в работе применяются:
-Положение о лагере с дневным пребыванием детей;
-Правила внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием детей;
-Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
-Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми;
-Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий;
-должностные инструкции работников и др.
5.2. Материально-техническое и ресурсное обеспечение
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Волшебная планета» организуется на базе МКОУ СОШ с. Биджан.
В соответствии с утвержденной сметой для организации досуга детей приобретаются: канцелярские товары, расходные материалы для творческой деятельности детей, призы и др.
Используемая материально-техническая база:
№ | Наименование помещений, территорий | Назначение |
1 | Три учебных кабинета, расположенных на 1-м этаже | Организация двух отрядных мест, оборудование одного кабинета для проведения тихого часа - сна |
2 | Компьютерный класс | Информационное сопровождение мероприятий, занятия компьютерной грамотности для детей, организация досуга |
3 | Спортивный зал | Проведение физкультурно-спортивных мероприятий, занятий |
4 | Актовый зал | Проведение различных культурно-досуговых мероприятий |
5 | Кабинет медицинского работника | Осуществление медицинского осмотра детей, оказание необходимой медицинской помощи |
6 | Фойе 1-го этажа школы | Организация досуга детей, проведение мероприятий |
7 | Школьная библиотека | Обеспечение детей и воспитателей литературой, организация досуга детей |
8 | Школьная столовая | Обеспечение здорового питания детей |
9 | Туалеты | |
10 | Спортивная площадка | Проведение физкультурно-спортивных занятий |
11 | Школьный стадион | Проведение физкультурно-спортивных мероприятий, занятий, игр на свежем воздухе |
12 | Территория школьного двора | Проведение физкультурно-спортивных мероприятий, игр на свежем воздухе, прогулок |
Технические средства: аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат.
5.3. Смета расходов
№ п/п | Наименование расходов | Доля от общей суммы финансирования, % |
1 | Хозяйственные расходы | 10 |
2 | Канцелярские товары | 20 |
3 | Медикаменты | 10 |
4 | Призовой фонд | 10 |
5 | Настольные игры, спортинвентарь | 50 |
| ИТОГО | 100 |
5.4. Кадровое обеспечение
В реализации Программы участвуют высококвалифицированные педагоги МКОУ СОШ с. Биджан, имеющие значительный педагогический стаж, а также опыт работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
Основной персонал: начальник лагеря – 1 чел., воспитатель – 5 чел., медицинский работник – 1 чел.
Вспомогательный персонал: сотрудники столовой, сотрудники технического персонала.
Начальник лагеря выполняет следующие должностные обязанности:
- осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности пришкольного оздоровительного лагеря в соответствии с ее Положением и законодательством РФ;
- организует планирование работы с детьми на период действия лагеря;
- координирует работу воспитателей и вспомогательного персонала;
- утверждает график работы пришкольного оздоровительного лагеря, воспитателей;
- осуществляет систематический контроль над качеством воспитательного процесса, проведением мероприятий;
- организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации деятельности пришкольного оздоровительного лагеря;
-обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации;
-участвует в комплектовании пришкольного оздоровительного лагеря, принимает меры по сохранению контингента;
-обеспечивает выполнение воспитателями возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей;
- несет ответственность за жизнь и безопасность детей, противопожарную безопасность, поддержание санитарного состояния и оказание первой доврачебной помощи;
- контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и работ вне пришкольного оздоровительного лагеря;
- организует мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т.д.; организует вовлечение родителей в проведение воспитательной работы;
- устанавливает связи с организациями для совместной деятельности по воспитательной работе.
Воспитатель отвечает за организацию отдыха и оздоровления детей в отрядах в соответствии с планом работ.
Воспитатель:
-планирует работу своего отряда;
-отвечает за художественное оформление в лагере.
- организует ежедневный отдых детей, в том числе организует и проводит различные мероприятия;
-проводит ежедневный инструктаж по технике безопасности с детьми перед выполнением ими различных видов работ;
-ведет учета и пропусков дней каждым ребенком;
- представляет начальнику лагеря отчет о проделанной работе;
- несет ответственность за жизнь и здоровье детей;
-немедленно информирует начальника лагеря о происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей.
6. Комплекс мероприятий, реализуемых Программой
Все мероприятия в ходе реализации Программы проводятся в рамках работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Волшебная планета» в период 2-ой смены летних каникул 2015 года.
Продолжительность смены – 21 день (выходной день - воскресенье).
Режим работы лагеря: с 9:00 до 17:00 часов.
Все мероприятия запланированы с соблюдением режима дня для детей в соответствии с возрастными особенностями:
Режим дня летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Волшебная планета» |
Для детей до 10 лет | Для детей старше 10 лет |
9:00-9:10 | Общий сбор. Линейка | 9:00-9:10 | Общий сбор. Линейка |
9:10-9:20 | Зарядка | 9:10-9:20 | Зарядка |
9:20-10:00 | Завтрак | 9:20-10:00 | Завтрак |
10:00-10:30 | Отрядное время | 10:00-10:30 | Отрядное время |
10:30-11:00 | Подготовка к общелагерному мероприятию | 10:30-11:00 | Подготовка к общелагерному мероприятию |
11:00-12:00 | Общелагерное мероприятие | 11:00-12:00 | Общелагерное мероприятие |
12:00-13:00 | Отрядное время | 12:00-13:00 | Отрядное время |
13:00-13:30 | Обед | 13:00-13:30 | Обед |
13:30-15:00 | Дневной сон | 13:30-14:00 14:00-15:00 | Занятия по интересам Спортивный час |
15:00-15:30 | Полдник | 15:00-15:30 | Полдник |
15:30-16:00 | Отрядное время | 15:30-16:00 | Отрядное время |
16:00-16:30 | Общий сбор. Линейка. Подведение итогов дня | 16:00-16:30 | Общий сбор. Линейка. Подведение итогов дня |
Весь комплекс мероприятий можно представить в виде единого масштабного мероприятия, по форме представляющего игру путешествие. Работа с детьми в каждый день смены будет иметь тематическую направленность, поэтому для детей каждый день будет представлен в виде посещения определенной планеты.
План основных мероприятий лагеря «Волшебная планета»
День | Название | Мероприятия |
1 день | День знакомств - «Формирование экипажей Космических кораблей» | Операция «Экипаж»: знакомство детей в отряде;ознакомление с правилами лагеря, проведение инструктажей по технике безопасности; Операция «Уют»– оформление отрядных уголков и уголка лагеря. Общелагерное мероприятие «Откроем сердце друг другу» - проведение игр-знакомств. |
2 день | День открытия лагерной смены «Веселая планета» | Праздничное мероприятие «Открытие Весёлой планеты - 2015» |
3 день | Формирование у детей навыков безопасного поведения «Планета безопасности» | Познавательная беседа «Безопасность всегда и везде!» Конкурс рисунков «Правилам дорожного движения – всюду почет и уважение» |
4 день | День здоровья, приуроченный к празднованию Международного дня борьбы с наркоманией «Планета Здравия» | Беседа «Скажи вредным привычкам – НЕТ!» Акция «Наш лагерь – Территория здоровья»- проходит на протяжении всего дня Театрализованное представление «Суд над вредными привычками» |
5 день | День творчества детей «Планета Мульти-Пульти» | Просмотр мультфильмов Познавательная программа с элементами викторины «Всё об истории мультфильмов» |
6 день | День самоуправления -развитие самостоятельности и индивидуальности детей «Планета веселых затей» | Проведение мастер-классов по прикладному и декоративному творчеству детьми Общелагерное мероприятие «Сюрприз отряду от отряда» |
7 день | День пропаганды спорта и ЗОЖ «Планета подвижных игр» | Беседа «Спорт – залог здоровья» Презентация «История спортивных игр» Спортивные игры на свежем воздухе «Молодецкие забавы» Футбольный матч «Кубок Весёлой планеты - 2015» |
8 день | «Планета Юмора» | Минутка здоровья «Смех продлевает жизнь» Подготовка и выпуск юмористической стенгазеты «Крокодил» Игра «КВН» |
9день | День экологического просвещения «Планета юных экологов» | Беседа «Сохраним нашу планету!» Игра-путешествие «Экологическая кругосветка» |
10 день | Раскрытие талантов и индивидуальных способностей детей «Планета звёзд» | 1.Конкурсная программа «Минута славы» 2. Концерт «Звёзды зажигают» |
11 день | День детского творчества «Планета Самоделкиных» | Работа мастерской «Золотые ручки»: изготовление масок из бумаги Показ моды «Костюмы будущего - своими руками» |
12 день | День дружбы «Планета Друзей» | Беседа-обсуждение с элементами игры «Если с другом вышел в путь..» Игра «Тайный друг» проходит на протяжении всего дня Конкурсно-игровая программа «Возьмемся за руки друзья!» |
13 день | Празднование дня Ивана Купалы- «Планета сказочных героев» | Конкурс рисунков «Любимый сказочный герой» Театрализованное представление «Праздник Ивана-Купалы» |
14 день | «Планета именин» | Волшебная мастерская «Открытка своими руками» Праздничная программа-поздравление именинников «Мы стали старше» |
15 день | Повышение культуры поведения детей «Планета этикета» | Акция «В гостях у Дедушки Этикета» Концертная программа «Вежливость спасет мир» |
16 день | День патриотического воспитания детей «Планета патриотов» | Беседа о государственных символах России Игра-викторина «Россия – Родина моя!» |
17 день | «Планета Лидер» | Проведение тестов и мини-игр на определение лидерских способностей Конкурсная программа «Мисс и Мистер лагерь -2015» |
18 день | День закрытия смены «Конец Большого Космического путешествия» | Концертная программа «До новых встреч» |
7. Критерии оценки эффективности Программы
Критерии эффективности:
Эмоциональное состояние детей;
Личностный рост;
Физическое и психологическое здоровье;
Приобретение опыта общения со сверстниками;
Самореализация в творческой и познавательной деятельности;
Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
Удовлетворенность детей.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный - "лидер-организатор",
синий - "лидер-вдохновитель",
зелёный - "активный участник",
жёлтый - "исполнитель"
Участникам, набравшим 5-6 символов, присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами и подарками.
п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственное лицо |
1 | Входное анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере. | 1 день смены | Воспитатели |
2 | Методика «Выбор» (выявление степени удовлетворенности детей работой лагеря) | 15 день смены | Воспитатели |
3 | Цветограмма «Итоги дня» | Ежедневно | Воспитатели |
4 | Рефлексия мероприятий | Ежедневно | Воспитатели |
5 | Итоговое анкетирование детей, позволяющее выявить оправдание ожиданий. | Последний день смены | Воспитатели |
Список используемой литературы
Е.П. Шигаева «Оздоровительный лагерь отдыха как среда социализации подростка» - Человек и образование, № 1 (22) 2010. –с.111-114
В.А. Волгунов «Социализирующая среда детского оздоровительного лагеря» - Человек и образование, № 4 (25) 2010. –с.82-87
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980.
Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2007 г.
Радюк Е.А. Игровые модели досуга и оздоровления детей.- Волгоград: Учитель, 2008г.
Трепетунова Л.И. и др. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия. – Волгоград: Учитель – 2007г.
Филимонов А.П.., Сперанская Н.И. Комплексная программа организации отдыха и оздоровления детей и подростков «Итоги пятилетки: Люди. Цифры. События». Вариант 2011. Практико-ориентированная монография. Тюмень, 2011.