СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа летней оздоровительной площадки "Город традиций"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Просмотр содержимого документа
«Программа летней оздоровительной площадки "Город традиций"»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Белоевская средняя общеобразовательная школа»

Пермского края Кудымкарского муниципального округа





«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

протокол №____

от «___»_______2022г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «Белоевская СОШ»

____________Л.В. Нешатаева

«____»_________2022г.









Программа летней оздоровительной площадки

«Город традиций»

Срок реализации – июнь 2022






Программу составили:

Епанова Л.Г.,

учитель начальных классов

Надымова О.П.,

учитель начальных классов











2022

Паспорт программы



1


Полное название программы


Программа летней оздоровительной площадки

«Город традиций»


2


Цель программы


Организация активного отдыха детей и воспитание гражданских и патриотических чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре путем активизации его творческого потенциала и вовлечение в активные формы культурного и оздоровительного досуга.


2


Направление деятельности

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.


3


Составитель

программы


Епанова Л.Г – учитель начальных классов

Надымова О.П. – учитель начальных классов


4

Участники программы

Участниками программы являются обучающиеся 1-4 классов от 7 до 11 лет.


5


Адрес, телефон


Кудымкарский мун. округ, с. Белоево, ул. Комсомольская, д. 25 (8 34 246 3-51-52)


6


Место реализации


МАОУ «Белоевская средняя общеобразовательная школа»


7


Количество, возраст учащихся


80 учащихся, с 7 до 11 лет (5 отрядов по 16 человек)


8


Сроки проведения


С 1 июня 2022г. по 21 июня 2022г.

9

Условия участия в программе

Заявление родителей

10

Условия размещения участников

5 игровых комнат, спортивный зал, библиотека, актовый зал, пришкольная территория.




Пояснительная записка



Народное искусство и культурное

наследие: хранить и умножать

Году народного искусства и

нематериального культурного

наследия народов России)

Мы, живущие в 21 веке, имеем богатейшее культурное наследие, оставленное нам нашими предками, хранящееся веками. Издавна Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Формирование национального самосознания, гордости за свой народ – одна из важнейших задач в деле воспитания. И решение этой задачи возможно через приобщение детей к знаниям о своем народе, ее прошлом, его культуре, обычаях, традициях, умениях. Кроме того, возрастает потребность общества в творчески развитых личностях, стремящихся к духовному совершенствованию. Духовное возрождение народа невозможно без сохранения национальной культуры. Знание традиций, промыслов, ремесел сохраняет тепло народного творчества, дает основу будущему.

Истоки национального высыхают там, где не поют народные песни, где преданы забвению обряды, обычаи, потехи прошлого. Кто забывает прошлое, тот слеп и не имеет будущего. Мы не имеем право растить детей в духовной пустоте. Только духовный прорыв способен спасти национальные ценности. Мы обязаны помнить то, что, нас объединяет и делает Великим народом.

Поэтому актуальность данной программы мы видим в создании педагогической воспитательной среды, способствующей углубленному знакомству с национальной культурой нашей Родины.


Программа «Город традиций» разработана для учащихся 7-11 лет. Программа краткосрочная, реализуется в течение лагерной смены.


Девиз программы: К своим истокам прикоснись….
  • Народное искусство (фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта и национальных традиций, бытующие в народе, поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Нематериальное культурное наследие —
  • Устное народное творчество: сказки, эпические песни, эпические сказания, былины, фольклорная проза.

  • Исполнительские искусства: песенное искусство, танцевальное искусство, музыкально-инструментальное искусство, театральное искусство (народный театр, народный цирк и т. п.), сказительство.


  • Празднично-обрядовая культура: праздники, обряды, ритуалы.

  • Техники и технологии связанные: с традиционными ремеслами; с народными музыкальными инструментами; с традиционным народным костюмом; с традиционной хозяйственной и бытовой культурой.

Такое культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами, группами в зависимости от окружающей среды, их взаимодействия с природой и историей. Оно формирует у сообщества чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека, этноса.


В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России составлена программа «Город традиций»


Основные направления работы:
  • знакомство с народным бытом. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств у подрастающего поколения – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

  • знакомство с народно-прикладным творчеством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей и подростков. Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных.

  • знакомство с особенностями народных игр. Народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребенка. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным. В народных играх часто используются заклички, считалки, приговорки.

  • знакомство с традициями и народными праздниками. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Все это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребенка.

В настоящее время в культурной жизни нашей страны отмечается взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, фольклору, народным искусствам и ремеслам. Это имеет огромное значение для библиотек, так как чтение книг и других произведений печати остается одним из наиболее универсальных способов постижения своей истории, смысла традиционной культуры, овладения навыками и умениями в различных видах народного ремесла.

Цель программы: Организация активного отдыха детей и воспитание гражданских и патриотических чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре путем активизации его творческого потенциала и вовлечение активные формы культурного и оздоровительного досуга.


Задачи программы:

1. Создать условия для освоения детьми традиций, культуры народа, знакомство с народными промыслами, ремеслами, искусством (танцы, песни, разговорный жанр), развитие творческой деятельности по возрождению, сохранению народной культуры.

2. Формировать интерес к истории своего народа, его традициям и культуре.

3. Вовлекать детей в активные формы культурного и оздоровительного досуга.

4. Способствовать развитию фантазии, творчества и изобретательности.

5. Воспитывать стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

6. Формировать у детей понимания праздника как возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время.


Деятельность лагеря «Город мастеров» направлена на формирование отношений сотрудничества, содружества и толерантности в условиях лагеря с дневным пребыванием.

Для успешной реализации данной программы следует придерживаться следующих педагогических принципов:

1. Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.

2. Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.

3. Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

4. Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.

5. Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.

6. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.

7. Принцип наглядности данной программы: каждое дело отряда отмечено в выпуске листовки и включено в презентацию работы отряда.


Направления деятельности, специфика содержания программы

Спортивно – оздоровительное направление - формирование устойчивых представлений о здоровом образе жизни и грамотном отдыхе, организация оздоровления учащихся: мониторинг «Эффективность оздоровления в пришкольном лагере», утренние зарядки.

Гражданско-патриотическое направление - привитие детям любви к Родине, старшему поколению, почитание традиций страны, округа, города, школы;

Интеллектуальное направление - формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;

Толерантное направление - воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;

Экологическое направление – формирование представлений о взаимодействии с окружающей природой и людьми на основе изучения коренных этносов;

Художественное направление - развитие творческих, художественных, эстетических способностей детей, навыков самопознания;

Досуговое направление- способствовать развитию интересов и духовно-творческих возможностей каждого ребёнка через организацию активной досуговой деятельности.




Содержание программы - сюжетно-ролевая игра «Города традиций»

Все дети становятся жителями «Города традиций». Каждый отряд – это дом(изба), со своими традициями, законами и правилами, но в тоже время придерживается правил, законов, традиций города. Каждый дом имеет своё убранство. Каждый житель -это члены одной семьи.

В начале работы перед стартом игры ребята выбирают главу дома и разбирают поручения по видам деятельности.

Начинается игра на площадке, где был обнаружен отрывной календарь с посланием и заданиями от бабушек и дедушек наших жителей.

Структурно игра развивается в течение 15 дня и представляет собой проживание участниками различных игровых ситуаций.

Ежедневно итоги работы Лагеря и активности каждой избушки подводятся на Общем собрании жителей. За личное участие в жизни лагеря дети получают Номинашку.

В конце смены те ребята, которые наберут наибольшее количество Номинашек, получают сертификат Почетного Жителя. Также награждаются и самые активные по Номинашкам.

Каждый день отряды зарабатывают золотые серебряные или медные рублики, которые копят в специальной копилке в отрядном уголке.

У каждого отряда свои отличительные знаки: название, девиз отряда, эмблема, речёвка, песня. Также обязательно наличие уголка отряда.


Дети - жители «Города традиций»

Начальник лагеря- мэр (глава) «Города традиций»

Вожатый - Министр Культуры

Воспитатели - культурные и творческие руководители.













План сетка:


п/п


Дата

Ключевые дела

1

01.06.


День знакомств

-Знакомство с легендой смены, выбор актива, оформление уголков, подготовка к открытию смены;

-Мероприятие ДК «Ура, лето!»

«Расскажи мне о себе».

-Учебная эвакуация;

-Минутка здоровья «Мой рост. Мой вес»


2

02.06.


День народной игры.


-Инструктаж по технике безопасности.

-«Ярмарка идей» (обсуждение плана проведения праздника, посвященного открытию лагеря).

-Игра –путешествие «Тайны народов России»

-Краевая акция «Читаем Льва Давыдычева»

-Подготовка к концерту-открытию лагеря.

3

03.06.


День потешек.


- Беседа «Мой безопасный путь к лагерю и обратно».

-Русские / коми-пермяцкие народные потешки (разучивание песенок и потешек)

-Минутки здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье»

-Праздник «Открытие лагерной смены»

4

06.06.


День « Русской берёзки»


-Акция «Чистые руки»

-Пятиминутка безопасности - беседа о правилах поведения на природе

- Мастер-класс «Травнички-обереги»

-Праздник «Русской берёзки»

5

07.06.

День Родного края

-Пятиминутка безопасности- беседа «Лето без опасностей»

-Музыкальный час.

-Игра- путешествие «Коми край тэ менам»

6

08.06

День родной природы.


-Пятиминутка безопасности - беседа по отрядам по «Осторожно, огонь!»

-Танцевальный час.

-Эко-квест «В согласии с природой»

-Экологический патруль

7

09.06

День народных сказок.


-Минутка здоровья «Укусы насекомых».

- «В гостях у сказки» (инсценирование русской / коми-пермяцкой народной сказки»

-Конкурс рисунков «Шорок» (по мотивам сказок В.В.Климова)

-Флэшмоб «Песни наших бабушек»

8

10.06.

День посиделок.


-Минутка здоровья «Смех – великий лекарь!»

-Творческая мастерская «Изготовление кукол-оберегов»

-Посиделки «Гажа рыт»

9

14.06

День России.


-Минутка здоровья «Правила безопасного поведения на воде».

-Спартакиада «Россия, вперед!»

-Конкурс плакатов «Миру – мир!»

10.

15.06

День родного языка


-Минутка безопасности «Осторожно, клещи!»

-Презентация книги В.В.Козлова «Шондіа видз» (Солнечный луг»

-Викторина «Коми кыв тэ менам»

11.

16.06


День русской/коми пермяцкой пляски.

-Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами»

-Игровая программа «Танцуй, Россия»

- Отрядные дела


12.

17.06

День народного творчества


-Минутка здоровья «Полезные и вредные привычки!»

-Работа творческой мастерской «Умелые руки не знают скуки».

- Мастер классы по отрядам

- Игры на свежем воздухе.

13.

20.06

День народных развлечений.


-Беседа «Здоровое питание».

-Аукцион «Народных мудростей»

-Ролевая игра -ярмарка «На завалинке»

14

21.06

День расставаний


-Профилактический час «Твоя безопасность на дороге»

-Презентация «Все о нашем лагере».

-Праздник «Закрытие лагерной смены».

-Рисунки на асфальте «Весёлое лето!»

15

22.06

День памяти и скорби

-Программа ко Дню памяти и скорби

-Операция «Нас здесь не было»





Ресурсное обеспечение программы.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

Кадровое обеспечение:

Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;

Важатые – организуют воспитательную работу лагеря;

Воспитатели – организуют работу отрядов;



Методическое обеспечение:

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

  2. Должностные инструкции всех участников процесса.

  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.

  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

  5. Проведение ежедневных планёрок.

  6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.



Педагогическое обеспечение:

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

  1. Организация различных видов деятельности.

  2. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

  3. Создание ситуации успеха.

  4. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

  5. Организация различных видов стимулирования.



Материально-техническое обеспечение.

  1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных

мероприятий.

  1. Материалы для оформления и творчества детей.

  2. Наличие канцелярских принадлежностей.

  3. Аудиоматериалы и видеотехника.

  4. Призы и награды для стимулирования.




Применение

Источник финансирования и материальная база


Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Комнаты отдыха, игровые комнаты

Материальная база школы.

Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания, линейка в случае плохой погоды

Материальная база

школы

Физкультурный работник

Спортивная площадка

Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Физкультурный работник

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый

Зал (спорт. зал)

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Медицинский

кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база

школы

Медицинский работник школы

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Городской бюджет

Заведующая пищеблоком

Комнаты гигиены

Туалеты, , сушилки для полотенец, раздевалка

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал



Механизм реализации программы


Механизм реализации программы предполагает проектирование этапов реализации программы:

  1. Подготовительный этап

Первый этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия лагеря с дневным пребыванием детей начинается подготовка к летнему сезону.

Деятельностью этого этапа является:

    • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

    • издание приказа по школе о проведении летней кампании;

    • разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МАОУ «Белоевская СОШ»;

    • подготовка методического материала для работников лагеря;

    • подбор кадров для работы в летнем оздоровительном ЛДП;

    • разработка необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.п.).

  1. Организационный этап смены

Второй этап короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

    • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

    • запуск программы летнего оздоровительного лагеря с дневным

пребыванием детей;

    • формирование органов самоуправления;

    • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

    • проведение инструктажей.

  1. Основной этап смены

Основной деятельностью третьего этапа является:

    • реализация основной идеи смены;

    • вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;

    • работа творческих мастерских.

  1. Заключительный этап смены

Основной идеей четвертого этапа является:

    • подведение итогов смены;

    • анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам деятельности летнего оздоровительного лагеря;

    • выработка перспектив деятельности на следующий год. Закрытие смены.


Постлагерный период (по окончании смены)

Анализ деятельности смены (положительных и отрицательных моментов), проведенной работы и обобщение ее результатов. Оформление итоговой документации.

Представление материалов по итогам реализации программы для экспертной оценки на конкурсы летних вариативных программ, публикация материалов из опыта реализации смены и игровой модели в научно – методических изданиях и др. Обмен опытом работы с коллегами на совещаниях, научно – практических конференциях, фестивалях.


Предполагаемые результаты


  • общее оздоровление учащихся;

  • привитие навыков построения отношений на основе толерантности и совместного творчества;

  • развитие кругозора детей на основе социокультурных мероприятий, привитие навыков самообслуживания;

  • формирование культуры поведения;

  • чувство патриотизма и уважение к своей истории.


Критерии эффективности программы. Показатели.
  • Соблюдение режима дня, правил гигиены.

  • Участие в спортивных мероприятиях.

  • Уровень заболеваемости

  • Мотивация на здоровый образ жизни.

  • Отсутствие травматизма.

  • Сбалансированное питание.

  • Контрольные показатели по ОФП на начало и конец смены.

  • Благоприятный психологический климат

  • Количество и качество познавательных, развлекательных мероприятий.

  • Качество детских работ.

  • Личная заинтересованность детей в организации и проведении КТД

  • Доброжелательность в отношениях с товарищами, взаимопомощь.

  • Бесконфликтное общение.

  • Способность к рефлексии, самооценке.

  • Качество и количество мероприятий, проводимых внешкольными учреждениями.

  • Взаимодействие детей и педагогов.

  • Качество проводимых мероприятий.

  • Освоение новых форм организации детей.


Методы
  • Наблюдение

  • Анкетирование

  • Анализ документации медработника и журнала по ТБ


  • Диагностика показателей ОФП детей

  • Итоговая выставка творческих работ

  • Участие в концертах

  • Анализ количественных показателей

  • Опрос

  • Сюжетно-ролевые игры

  • Психологические тренинги общения

  • Анализ совместных планов

  • Собеседование

  • Анализ работы в отрядах

  • Тестирование


Оценка программы родителями отслеживается через:
  • записи в книге отзывов;

  • анкеты;

  • собеседования;

  • родительские дни;

  • приобретение путевки для своего ребенка на следующий сезон;

Оценка программы педагогическим коллективом реализуется через:
  • ежедневный анализ на педагогических планерках воспитателей и вожатых;

  • анализ педагогических дневников вожатых и воспитателей;

  • анализ образовательных программ (дополнительное образование);

  • анкетирование;

  • обсуждение результатов смены на итоговом педсовете;

  • участие педагогов в городских и др. научно – практических конференциях, семинарах

– практикумах;

  • публикацию статей из опыта работы по реализации программы в различные рода научно-методических журналах;

  • желание работать в педагогическом коллективе Лагеря на следующем сезоне;

  • и др.


Основными показателями, в первую очередь, будут являться отзывы самих детей, успешность конкретного ребенка в росте по конкретному виду деятельности.


В рамках программы предусматривается организация следующих видов анализа: анализ отрядных дел, анализ деятельности лагеря, анализ дня, анализ деятельности за определенный период времени, анализ стиля взаимоотношений, анализ работы органов самоуправления, анализ конкретных поступков и участия каждого в жизнедеятельности экипажа и лагеря.

На каждом уровне организации анализа и рефлексии предусматриваются определенные формы:

На личном уровне – дневники путешественника детей и вожатых, анкеты, индивидуальные беседы и т.д.

На уровне лагеря и экипажа – система отрядных огоньков, выпуск газеты, итоговые сборы, экран настроения.

На уровне педагогического корпуса – ежедневные планерки, текущие и итоговые педагогические советы.



Заключение

Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья,

развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Программа лагеря с дневным пребыванием «Город традиций» позволяет каждому ребенку найти себе дело по душе и стать активным жителем в получении новых знаний.













Литература


  1. Бойко Е.А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет – М., 2008.

  2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

  3. Детские праздники от А до Я / Под. ред. Лисицыной И.С. 2010.

  4. Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей. – М.: ЦГЛ, 2006.

  5. «Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.

  6. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства. / авт. – сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007.

  7. "Подвижные игры на уроках физкультуры в общеобразовательной школе" Устюгова С.В., Золотарева А.В. – Иркутск, 2007.

  8. Савченко Е.В., Жиренко О.В., Лобачева С.И., Гончарова Е.М. Летний лагерь на базе школы. М.,: «Вако», 2007.

  9. Школа интересных каникул / авт. – сост. С. Г. Огнева и др. – Волгоград: Учитель, 2007.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!