СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа литературно-драматического кружка "Алые паруса"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Алые паруса"

Просмотр содержимого документа
«Программа литературно-драматического кружка "Алые паруса"»

МБОУ Ново-Лакедемоновская СОШ







ПРОГРАММА

литературно – драматического кружка

«Алые паруса»













Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Николаева Светлана Александровна





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данная программа разработана на основе типовой программы Министерства образования Российской Федерации (1995 г.) «Театр 1-11 классы» авторы: Панфилов А.Ю., Букатов В.М.

Актуальность программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития и осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся.

Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве яв­ляется не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу.

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Отличительная особенность программы в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Главная цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи программы:

способствовать формированию:

  • необходимых представлений о театральном искусстве;

  • актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;

  • речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;

  • практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;

способствовать развитию:

  • интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;

  • творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;

  • эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;

создать условия воспитания:

  • воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;

  • творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;

  • духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.





Формы организации занятий:

Основной формой учебной работы является урок (состав группы 15 человек). Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимся для отработки дикции, мезансцены.

Важное значение имеет также работа по подготовке театральных игр, конкурсов, викторин, бесед, экскурсий в театр и музеи, спектаклей, праздников.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Основные методы работы:

  • наглядный – практический показ;

  • словесный – объяснение;

  • творческий – самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов.





Ожидаемые результаты освоения программы:

  1. учащиеся знакомятся с правилами поведения зрителя, этикета в театре до, во время и после спектакля;

  2. учащиеся знакомятся с видами и жанрами театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);

  3. обучающиеся формируют навыки чёткого произношения в разных темпах 8-10 скороговорок;

  4. обучающиеся формируют навыки прочтения наизусть стихотворений русских авторов;

  5. учащиеся овладевают комплексом артикуляционной гимнастики;

  6. обучающиеся формируют навыки действия в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

  7. учащиеся овладевают навыком произношения скороговорки и стихотворного текста в движении и разных позах;

  8. учащиеся формируют навык произношения на одном дыхании длинной фразы или четверостишия;

  9. обучающиеся учатся произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

  10. учащиеся совершенствуют навык чтения наизусть стихотворного текста, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

  11. учащиеся формируют навыки построения диалога с партнером на заданную тему;

  12. обучающиеся овладевают способами подбора рифмы к заданному слову и составления диалога между сказочными героями.





УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Программа состоит из 5 –ти разделов:

  • Введение,

  • Культура и техника речи,

  • Ритмопластика,

  • Театральная игра,

  • Этика и этикет.



Раздел «Введение» предусматривает знакомство учащихся с основными принципами и элементами работы литературно – драматического кружка.

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

Содержание разделов программы предполагает вариантность использования предлагаемого материала (т.е. на каждом уроке используются задания всех разделов), выбор которого направлен на раскрытие способностей учащихся, формирование культуры поведения и общения, воспитание и реализацию творческого начала.













Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

теоретические

практические

1

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка

1

 

2

Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).


3

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата


1

4

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.


1

5

Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).


1

6

Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».


1

7

Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.


1

8

Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций.


1

9

Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина про слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно).


1

10

Беседа «Надежда». Сочинение – рассуждение по выбранной пословице.


1

11

Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста.


1

12

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).


13

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.). Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».


1

14

Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов. Испытание пантомимой. Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».



1

15

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

1

 

16

Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»). Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

1

 

17

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)


 1

18

Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)


1

19

Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.


20

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру). Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).

1

1

21

Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил». Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). Репетиция отдельных сцен.

1


22

Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.


1

23

Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)


1

24

Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства.


1

25

Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок». Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок звере Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением й

1


26

Сценические этюды на воображение. Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно). Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.


1

27

Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.


1

28

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов. Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций.


1

29

Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)

1

 

30

Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). Привычки дурного тона. (Этикет)


 1

31

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «Шестое чувство»). Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов). Круглый стол «Азбука общения».

1

1

32

Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ.


 1

33

Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)


34

Анализ работы за год



















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел «Введение».

Знакомство с планом кружка.

Выбор актива кружка.

Изготовление «Уголка литературно - драматического кружка «Творческая мастерская»».

Раздел «Культура и техника речи».

Игры и упражнения, направленные на развитие внимания.

Выпуск газет о театре.

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

Игры по развитию языковой догадки.

Игры по развитию чёткой дикции, логики речи и орфоэпии.

Игры со словами, развивающие связную и образную речь.

Занятия, направленные на расширение словарного запаса и усовершенствование работы со словом.

Раздел «Ритмопластика».

Подготовка к этюдам: совершенствование физических данных.

Отработка сценических этюдов.

Тренировки, направленные на усовершенствование чувства ритма и движений.

Занятия пантомимой. Постановка пантомимических этюдов.

Раздел «Театральная игра».

Знакомство со структурой и профессиями театра.

Знакомство с особенностями театрального искусства.

Постановка сказки по мотивам сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Постановка сказки «Как Иван – дурак чёрта перехитрил».

Постановки по мотивам басен И. А. Крылова.

Постановка сказки по мотивам сказки С. Михалкова «Как медведь трубку нашёл».

Разработка и показ сценических этюдов.

Выступления на школьных праздниках.

Анализ проделанной работы.

Посещение театра.

Раздел «Этика и этикет».

Этика и общая культура человека.

Знакомство с понятиями, входящими в структуру этики и этикета.

«Золотое правило нравственности».

Культура речи.

Нормы общения и поведения.

Создание сценических этюдов, демонстрирующих знание норм этики и этикета.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Музыкальный центр;

музыкальная фонотека;

аудио и видео кассеты;

СД– диски;

костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

элементы костюмов для создания образов;

пальчиковые куклы;

сценический грим;

видеокамера для съёмок и анализа выступлений.

электронные презентации «Правила поведения в театре»

«Виды театрального искусства»

сценарии сказок, пьес, детские книги.




Учебно-методический комплекс

Список литературы

  1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.

  2. Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001 г.-270

  3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.

  4. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.

  5. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г.

  6. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.

  7. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..

  8. Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.

  9. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.

  10. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.

  11. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»

  12. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.

  13. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

  14. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.

  15. У. Шекспир «Собрание сочинений»

  16. Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.

  17. «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель , 2004г












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!