СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)» составлена на основе рекомендаций ПМПК  с использованием учебно-методической литературы. 2016-2017 уч.г.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями составлена на основе рекомендаций ПМПК с использованием учебно-методической литературы:

- методического пособия для учителей-логопедов «Логопедическая работа в коррекционных классах»-Лалаева Р.И.-Москва, «Владос» 2006г.

- в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Сырковская средняя общеобразовательная школа».


Цели и задачи программы.

Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Основные задачи программы:

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Методологические и теоретические основы программы.

Принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по данной программе:

гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода

системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов:

I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка. Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте. Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.

Со второй половины сентября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях.

Временные рамки III этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей.

Характеристика речевого развития обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию.

Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно- логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого школьника, нередко осложненное недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, приводит к незначительным затруднениям в овладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее формирования. Дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) из-за нарушения коркового анализа и синтеза в пределах слухового речедвигательного анализаторов с трудом овладевают произносительной стороной речи. Дальнейшее развитие протекает медленно и отличается своеобразием, поэтому к обучению в школе такие дети оказываются неподготовленными. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя речи, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем предметам.

Серьезные недостатки наблюдаются в лексике. Речь лишена слов различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Не менее распространенными лексическими нарушениями являются неправильное понимание слов и их неточное использование.

Еще сложнее протекает процесс овладения синтаксической стороной речи. Наиболее серьезными, часто встречающимися недостатками являются:

• Малая распространенность предложений,

• Пропуск слов и словосочетаний,

• Редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций,

• Нарушение порядка слов в предложении,

• Нарушение связи слов в предложении.

Дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания.

Цели и задачи рабочей программы по коррекции нарушений речи в 1 классе

Цель - коррекция дефектов устной и письменной речи детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Программа будет реализовываться на первом этапе коррекционной работы. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи. Для этого необходимо следующее:

-Сформировать представления о звукобуквенном составе слова.

-Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

-Корригировать дефекты произношения.

Устранение дефектов звукопроизношения не имеет расчасовки; и осуществляется параллельно с формированием фонематических процессов, с учётом динамики коррекции конкретного обучающегося.

Основные методы обучения:

·  наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных средств);

·  практические (упражнения, моделирование, конструирование и другие);

·  словесные;

·  игровые;

·  информационно – обучающие (ИКТ).

Технологии:

- Коррекционно-развивающие технологии;

- Личностно ориентированное обучение;

- Здоровьесберегающие технологии;

- Дифференцированный подход в обучении;

- Игровые технологии;

- ИКТ — технологии.

Планируемые результаты освоения программы обучающимися.

В коррекционно-логопедической работе для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, оценку продвижения ребенка в речевом развитии, овладении коммуникативными навыками, которые, в конечном итоге, составляют основу адаптации обучающихся в социуме.

Метапредметные результаты ребенка с ОВЗ в результате реализации программы коррекционной работы:

-анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;

-управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми.

-готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные результаты освоения содержания программы

Обучающиеся научатся:

- узнавать звуки гласные и согласные;

- понимать обращенную речь;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в простой рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа;

- различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

- определять слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

- отвечать полным предложением на поставленный вопрос;

- составлять предложения на заданную тему;

- восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.


Получат возможность научиться:

- различать звуки гласные и согласные;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- самостоятельно составлять рассказ;

- объяснять значение слов;

- определять тему рассказа, основную мысль.

Качественным показателем эффективности коррекционной работы является: автоматизация в речи поставленных звуков, положительная динамика в формировании устной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу обучения, к общению со сверстниками; снятие эмоциональной напряженности и тревожности при выполнении учебной деятельности.



























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС (3 раза, 34 недели)


№ п/п

Кол-во часов

Тема урока

Дата

Оборудование


1

Обследование словарного запаса, связной речи.


О.Б. Иншакова Альбом для логопеда

1

Обследование грамматического строя речи


1

Обследование слоговой структуры слов.


1

Обследование звукопроизносительной стороны речи.


1

Неречевые звуки. Звукоподражание.


Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, Л.Парамонова "Логопедия для всех", артикуляционная гимнастика в стихах, мультимидийные пособия, зеркала, предметные картинки, «волшебная ниточка», картинки с изображением органов речи, материал для развития воздушной струи.

1

Формирование представления о звуках речи. Гласные звуки.


1

Формирование представления о звуках речи. Согласные звуки.


1

Знакомство со словом.


1

Деление слов на части (слоги).


1

Лексическое значение слова. Слово, как часть предложения.


1

Знакомство с предложением. Составление предложений про лето


1

Составление предложений из 2-х слов. Составление схем предложений «Про Витю и Таню».


1

Дифференциация понятий «слово» и «предложение». Работа по картине «Осень».


1

Составление предложений с однородными

определениями на основе темы «Овощи».


1

Дифференциация сходных по звучанию слов.


1

Составление предложений на тему «Фрукты».


1

Определение схемы тела и основных направлений в

пространстве.


1

Работа по картине «Огород». Дифференциация понятий «Овощи» - «Фрукты».


Лото “Подбери и назови”, Т. Б. Филичева, Т. А. Каше “Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста”, зеркала, предметные картинки, символы, звуковая полоска, «волшебная ниточка», разборные буквы, палочки, слайды, презентации, мелодии, пластилин

1

Звук и буква Аа. Развитие зрительного гнозиса. Составление предложений на тему «Домашние животные».


1

Звук и буква Уу. Развитие зрительного гнозиса. Определение последовательности звуков в словах


1

Звуковой анализ и синтез, чтение слов ау, уа. Игра «Что изменилось?» с опорой на предметные картинки


1

Звук и буква Мм. Развитие зрительного гнозиса. Работа со сказкой «Три медведя».


1

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.


1

Звук и буква Оо. Развитие зрительного гнозиса.


1

Звук и буква Сс. Составление мини-рассказа на тему «Домашние птицы».


1

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.


1

Логоритмическое занятие «На лесном перекрестке».


1

Звук и буква Хх. Расширение лексики «Грибы, ягоды».


1

Занимательная логопедия. Определение количества предложений в рассказе


1

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.



1

Логоритмическое занятие на тему «В лесу».


Индивидуальные карточки, ребусы, карточки для индивидуальной работы, картинки на изучаемый звук, презентация, материалы к лексическим темам, пластилин

1

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. Лепка букв, составление из них слогов


1

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. Выкладывание из палочек узоров


1

Звук и буква Шш. Штриховка. Тема «День матери»


1

Дифференциация с-ш в слогах, в словах. Прослушивание и обсуждение стихотворений ко Дню матери.


1

Дифференциация с-ш в предложениях. Заучивание четверостишья.


1

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. Письмо знакомых букв.


1

Звук и буква Лл.


1

Звук и буква ы.


1

Звук и буква Нн.



1

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.



1

Звук и буква Рр.



1

Дифференциация р-л в слогах .



1

Дифференциация р-л в словах.



1

Дифференциация р-л в предложении. Составление предложений на тему: «Зима».



1

Упражнения в звуко-буквенном анализе и синтезе слов, чтении слогов и слов. Составление простых предложений по теме: «Домашние животные».



1

Упражнения в звуко-буквенном анализе и синтезе слов, чтении слогов и слов.



1

Занимательная логопедия. Формирование диалогической речи по сказке «Теремок».



1

Работа над словом в единственном и множественном числе.


Картинки предметные, слоги, кошелёчки, звуковые линейки (слово), символы твёрдых и мягких звуков,  буквы раздаточные, разрезанные, кассы букв и слогов

1

Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.


1

Звук и буква К к. Развитие навыков языкового анализа по теме «Посуда».


1

Звук и буква П п. Лексическая тема «Новый год»


1

Звук и буква Т т. Рисунок по теме «Новый год», обсуждение.


1

Дифференциация прописных букв п-т. «Зимние развлечения»


1

Звук и буква И и. Словообразование. Игра « Ласковые имена».


1

Дифференциация твердых и мягких согласных ( ы-и).


1

Звук и буква З з. Словообразование. Игра «Большой – маленький».


1

Дифференциация З-С в слогах, в словах, в предложении.


1

Звук и буква В в. Развитие лексики по теме «Обувь».


1

Звук и буква Ж ж. Игра «Помоги детенышам, найти свою маму».


1

Дифференциация Ж-Ш в слогах. Цвет.


1

Дифференциация Ж-Ш в словах. Форма.


1

Дифференциация Ж-Ш в предложении. Величина


1

Дифференциация Ж-З в слогах и словах.


1

Дифференциация Ж-З в предложении.


1

Звук и буква Б б. Цвет. Форма. Величина.


1

Дифференциация Б –П в слогах, в словах.


1

Дифференциация Г-К в слогах, в словах.


1

Дифференциация Д-Т в слогах и словах.


1

Звук и буква й. Развитие слухового и зрительного внимания по теме «Транспорт».


1

Дифференциация и-й в словах.


1

Буква Ь. Двухсложные слова со стечением согласных. Игра «Телефон».


1

Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов с буквой ь.


1

Упражнения в чтении и письме слов со стечением согласных.


1

Буква Е е. «День Защитника Отечества»


1

Буква «Е» после согласных в слогах.



1

Работа над сказкой «Лиса и заяц».


Буквы раздаточные, картинки на слова с изучаемыми звуками на конце, «Волшебная ниточка»,  «Мешочек с буквами», проволока, зелёные кружки «Светофор».

1

Буква Ё ё. Чтение скороговорок в 3 темпах. Заучивание.


1

Буква «Ё» после согласных.


1

Дифференциация О-Ё в слогах, словах


1

Дифференциация О-Ё в предложении.


1

Буква Яя. Лексика. Предметы народного быта.


1

Дифференциация А-Я в слогах, словах


1

Дифференциация А –Я в словах. Праздник 8 Марта.


1

Дифференциация А-Я в предложении. Разучивание стихотворения к празднику.


1

Буква Ю ю. Рисунок к празднику. Обсуждение.



1

Дифференциация У-Ю в слогах, словах, в предложении


1

Логоритмическое занятие на тему: «Птицы».


1

Звук и буква Ц ц. Определение позиции звука в слове по теме «Перелётные птицы».


1

Дифференциация Ц-С в слогах и словах.


1

Звук и буква Ч ч. Формирование словаря по теме «Первые весенние цветы».


1

Дифференциация Ц-Ч в слогах и словах. Просмотр мультфильмов. Пересказ просмотренных

мультфильмов.


1

Звук и буква Щ щ. Определение последовательности звуков в слове.


1

Дифференциация Ч-Щ в словах и предложении.


1

Звук и буква Ф ф. Рассмотрение предметных картинок. «Насекомые».


1

Дифференциация В-Ф в слогах и словах.


1

Звук и буква Э э. Употребление в речи простых предлогов. «Бабочка и цветы».


1

Буква «Ъ». Изменение слов по образцу: малыш-малыши, шалаш-шалаши.


А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская Сборник диктантов,

О.Б. Иншакова Альбом для логопеда

1

Закрепление навыков чтения и письма.


1

Фронтальное обследование.


1

Фронтальное обследование.


1

Фронтальное обследование.



Согласовано

Зам.директора по УМР

___________Васильева Г.А.

Утверждаю

Директор МАОУ «Сырковская СОШ»

___________________Варакина Л.А.










Программа «Логопедическое сопровождение

обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)» на 2016-2017 учебный год

1 класс
















Учитель-логопед:

Волочаева Л.А.









Использованная литература:

  1. Ефименкова Л. Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов.—М.: Просвещение, 1991.— 224 с: ил

  2. Коноваленко, В.В. Парные звонкие — глухие согласные. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6—9 лет / - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 32 с. — (Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у детей).

  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.– М.: «Владос», 1998. – 224 с.

  4. Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004

  5. Филичева Т.Г., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. 60 карточек. – Екатеринбург: ООО Издательство Литур, 2000

  6. Филичева Т.Г., Чевелева Н. А., Чиркина Т.В.. Основы логопедии. - М.: “Просвещение”, 1989.

  7. www.logoped.ru

  8. www.logopedy.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!