Рассмотрено На заседании методического совета Протокол №1 от ___ августа 2022 г. Руководитель методического совета ___________Н.В. Осипова | Согласовано Заместитель директора по УВР _______Е.А. Щукина «___»__________ 2022 г. | Утверждено: директор школы-интернат № 2 _______________ Т.В. Шутилова Приказ № ______________ по школе-интернату №2 от «___»____________2022г. |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 2»
Рабочая программа логопедического сопровождения
для обучающихся 2 класса с ЗПР
на 2022-2023 учебный год
Адаптирована учителем- логопедом Ивановой Ольгой Станиславовной
г. Вышний Волочек
2022 год
Аннотация к рабочей программе логопедического сопровождения 2 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) для 2 класса разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития https://fgosreestr.ru/uploads/files/36b0f3af16f972088394a1322b6337db.docx
Общая характеристика программы логопедического сопровождения
Программа составлена для реализации коррекционного курса устной и письменной речи обучающихся. Ключевая идея заключается в повышении качества образования.
Содержание программы обеспечивает формирование у обучающихся познавательной мотивации к изучению родного языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами на первой ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта обучающихся.
В ходе реализации программы логопедического сопровождения осуществляется формирование языковых обобщений, коррекция и развитие навыков правильного использования языковых средств в процессе общения и в учебной деятельности. Происходит обогащение лексического строя речи, развитие лексической системности, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения новыми способами словоизменения и словообразования изучаемых частей речи, моделями различных синтаксических конструкций. Осуществляется развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию.
Программа логопедического сопровождения направлена на формирование речевой компетенции обучающихся, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций.
Цели и задачи программы логопедического сопровождения
Цель – коррекция и преодоление/или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций.
Задачи:
- коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
- совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;
- совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
- формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
- коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
- формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
- коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
- развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
Особенности отбора и адаптации материала программы логопедического сопровождения
Освоение программного материала осуществляется в соответствии с принципом доступности. По содержанию и объему материал должен быть посильным и понятным для обучающихся с ЗПР.
Учитель-логопед проводит отбор содержания используемого материала, ориентируясь на подбор или адаптацию текстов с ясным содержанием и сюжетной линией разных стилей и жанров, оптимальных по объему для изучения на занятии. Приоритет при выборе текста отдается содержанию, связанному с жизненным опытом школьника, кругом его интересов, способствующему формированию жизненных компетенций и практических навыков. Задания должны быть разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в итеративных (повторяющихся) ситуациях.
Закрепление изученного материала проводится с применением вариативного дидактического материала, позволяющего многократно отрабатывать учебный навык, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. В работе широко используется визуальная поддержка, применяются смысловые таблицы, карточки-опоры, таблицы родственных слов.
Процесс овладения материалом основывается на многократном применении полученных знаний на практике. Школьникам с ЗПР требуется больше времени на осмысление усваиваемых знаний, они нуждаются в закреплении и совершенствовании формируемых умений. Предусматривается отработка практических навыков, которые будут использоваться в реальных жизненных ситуациях.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержания программы логопедического сопровождения
В целях повышения эффективности коррекционной работы и осмысления содержания данной программы на занятиях используются разнообразные виды деятельности обучающихся с ЗПР. Учителю-логопеду целесообразно комбинировать аудирование, говорение и выполнение письменных работ. Обучающиеся с ЗПР должны объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы выполнения задания, задавать вопросы. Необходимо постоянно развивать у обучающихся с ЗПР умение работать с текстом и справочной литературой.
Немаловажным представляется введение алгоритмизации при изучении сложного речевого материала. Обучающимся с ЗПР предлагаются алгоритмы правил, выделение шагов последовательных действий при работе над заданием.
Учитель-логопед проводит зрительные диктанты, списывание, письмо по памяти и др. Важным является формирование умения находить в тексте слова на изучаемое правило и правильно его применять. На занятиях обучающиеся с ЗПР выделяют в тетради орфограммы зеленым цветом, при необходимости предварительно перед написанием орфографически проговаривают трудные слова. Все это способствует развитию орфографической зоркости и умения осуществлять необходимый самоконтроль и самокоррекцию.
Процесс овладения учебными компетенциями и навыками по коррекционному курсу основан на многократной тренировке в применении полученных знаний на практике с постепенным усложнением. Объяснение всего материала проводится с опорой на практико-ориентированные задания. При изучении тем рекомендуется использовать наглядный материал: опорные схемы, карточки, таблицы и т.д. Отработка и закрепление осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений.
Место программы логопедического сопровождения
Программа реализуется параллельно с учебным процессом посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий учителя-логопеда. Занятия проходят как в урочное, так и во внеурочное время в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы образовательной организации и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией. Количество логопедических занятий во 2 классе 2 часа в неделю (итого 68 часов).
Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и может составлять:
групповое занятие – 40 минут;
подгрупповое занятие – 30–40 минут;
индивидуальное занятие – 20–40 минут.
Учитель-логопед работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами сопровождения (учителем-дефектологом, педагогом-психологом), а также с родителями обучающегося с ЗПР, что обеспечивает комплексный подход в решении трудностей обучающегося с ЗПР.
Содержание программы логопедического сопровождения
Содержание программы обеспечивает формирование у обучающихся познавательной мотивации к изучению родного языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами на первой ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта обучающихся.
Коррекционный процесс, предусмотренный данной программой, опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предполагаемых современной педагогикой, психологией, лингвистикой и учитывает основные общедидактические, деятельностно - ориентированные принципы, а так же принципы коррекции нарушений речи.
Проведение коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда предполагает вариативность и индивидуализацию содержания программы.
Планируемые результаты освоения программы логопедического сопровождения
Обучающийся научится и будет (сможет):
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
Наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
И.Н. Садовникова «Нарушения письменной речи их преодоление у младших школьников», Книга для логопедов, Москва «Владос» 1995г.
Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Книга для логопеда, Москва «Просвещение», 1991г.
Л.Н. Ефименокова «Организация и методы работы логопеда на школьном логопункте», Пособие для логопеда, Москва «Просвещение» 1991г.
О.И. Азова Диагностика письменной речи у младших школьников. [Электронный ресурс] - М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. (Библиотека Логопеда).
С.Л. Андреева Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дисорфографиками [Электронный ресурс]// Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки № 43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. – М., 2003. – с. 76-84.
Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Методическое пособие - М.: Творческий центр «Сфера», 2008.
З.И. Бекшиева Коррекция письменной речи у школьников [Электронный ресурс] — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 318 с.
Г.А. Волкова Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие [Электронный ресурс] — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
КИМ: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2021/01/05/diagnostika-rechevogo-razvitiya-obuchayushchegosya-s-zpr
Материально-техническое обоснование образовательного процесса
1.Столы ученические.
2. Стол письменный.
3. Стулья ученические.
4. Шкаф для пособий.
5. Настенная доска (наборное полотно, магнитная доска и т.д.)
6. Настенное зеркало для логопедических занятий.
7. Ноутбук.
8. Стеллаж для пособий.
9. Разрезные азбуки и кассы к ним
10. Альбом с картинками для исследования произношения звуков
11. Наборы картинок, картинное лото, предназначенные для работы над речевым материалом на различные группы звуков
12. Книги-пособия с речевым материалом для закрепления произношения разных звуков
13. Наглядный материал по развитию речи (предметные, сюжетные, серии картинок и т.д.)
14. Настольные игры (различные лото, кубики, мозаика, специальные лото и др.) и игрушки (мебель, посуда, животные, птицы; игрушки, предназначенные для развития дыхания и т.д.)
Особенности реализации программы логопедического сопровождения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов по авторской программе | Количество часов по адаптированной программе |
1. | Обследование устной и письменной речи обучающихся | 0ч | 4ч |
2. | Дифференциация основных речевых единиц . Речь. Предложение. Слово. Звук. Гласные и согласные звуки. Обозначение мягкости и твёрдости согласных с помощью гласных. Дифференциация гласных. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных. Слог. Ударение. Безударная гласная. Развитие навыков звукового, слогового и языкового анализа и синтеза, фонематических процессов, пространственной ориентации и зрительно-моторной координации. Слоговой анализ и синтез. | 43ч | 28ч |
3. | Лексико-грамматические категории. Части речи. Имя существительное, глагол, имя прилагательное. Словоизменение, словообразование, согласование различных частей речи. Дифференциация частей речи. Антонимы, синонимы, омонимы – использование их в речи. Расширение активного словаря учащихся. Состав слова. Корень слова. Однокоренные и родственные слова. Окончание. Сложные слова. Суффикс. Суффиксальное образование слов. Приставка. Образование слов при помощи приставок. Правописание приставок. Предлоги. Дифференциация предлогов и приставок. Закрепление представлений о морфологическом составе слова. | 42ч | 28ч |
4 | Развитие и совершенствование связной речи. Работа над предложением. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Интонационная законченность предложений. Главные члены предложения. Распространение предложений. Работа с деформированными предложениями. | 5ч | 4ч |
5. | Обследование устной и письменной речи обучающихся | 0ч | 4ч |
Итого: | 90ч | 68ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности | Дата |
В году | В теме |
1-4 | 1-4 | Обследование устной и письменной речи обучающихся | Задания на определение уровня развития фонематического восприятия, лексико-грамматического строя и связной речи, нарушения чтения и письма. | |
Дифференциация основных речевых единиц. (28ч) | |
5 | 1 | Речь. Предложение. Слово. Звук. | Понятие «речь устная, письменная». Функции речи. Понятие «предложение», выделение предложения из речевого контекста, уточнение понятия об интонационной законченности предложения. Закрепление знаний о слове, его лексическом значении; дифференциация понятий «предложение» - «слово»; правильное согласование слов в предложении, оформление границ предложения на письме. Понятие о звуке. Дифференциация понятий «речевые и неречевые звуки». Развитие внимания, памяти, зрительно-пространственного ориентирования. | |
6 | 2 | Обозначение мягкости и твёрдости согласных с помощью гласных | Понятие «твёрдые и мягкие согласные». Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных. Упражнять в обозначении мягких согласных на письме гласными второго ряда. Чтение, письмо слогов, слов, предложений. Игра «Восстанови слово» - вписать недостающие буквы А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е. Развитие внимания, памяти, зрительно-пространственного ориентирования. | |
7 | 3 | Дифференциация А - Я. | Закрепление знаний о гласных первого и второго ряда. Обозначение мягкости согласных буквой Я. Дифференциация А – Я. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных. Повторение слоговых рядов с гласными А-Я. Игра «Восстанови слово» - вписать недостающие буквы А или Я; вписать недостающий слог с гласными А-Я. Запись предложения, вставляя пропущенные буквы А-Я. Упражнять в звукобуквенном анализе – запись слов только гласными буквами, только согласными буквами. Развитие внимания, памяти, зрительно-пространственного ориентирования. | |
8 | 4 | Дифференциация О - Ё. | Закрепление знаний о гласных первого и второго ряда. Обозначение мягкости согласных буквой Ё. Дифференциация О – Ё. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных. Повторение слоговых рядов с гласными О - Ё. Игра «Восстанови слово» - вписать недостающие буквы О или Ё; вписать недостающий слог с гласными О - Ё. Запись предложения, вставляя пропущенные буквы О - Ё. Упражнять в звукобуквенном анализе – запись слов только гласными буквами, только согласными буквами. Развитие внимания, памяти, зрительно-пространственного ориентирования | |
9 | 5 | Дифференциация У - Ю. | Закрепление знаний о гласных первого и второго ряда. Обозначение мягкости согласных буквой Ю. Дифференциация У – Ю. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных. Повторение слоговых рядов с гласными У - Ю. Игра «Восстанови слово» - вписать недостающие буквы У или Ю; вписать недостающий слог с гласными У - Ю. Запись предложения, вставляя пропущенные буквы У - Ю. Упражнять в звукобуквенном анализе – запись слов только гласными буквами, только согласными буквами. Развитие внимания, памяти, зрительно-пространственного ориентирования | |
10 | 6 | Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слов, после гласных, после разделительного Ъ и Ь знаков. | Буквы Е, Ё, Ю, Я – обозначение 2 звуков в начале слова, после гласной, после разделительного Ь и Ъ знаков. Закрепление правила. Дифференциация слов, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук и два звука. Запись слов, предложений под диктовку. Составление рассказа об осени по вопросам. Развитие внимания, памяти, зрительно-пространственного ориентирования. | |
11 | 7 | Буквы Е, Ё, Ю, Я. | Закрепление знаний о буквах Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после гласной, после согласной, после разделительного Ь и Ъ знаков. Звукобуквенный анализ слов с одинаковым количеством звуков и букв; слов, в которых звуков больше, чем букв; и слов, в которых звуков меньше, чем букв. Е, Ё, Ю, Я. Развитие внимания, памяти, зрительно- пространственного ориентирования. | |
12-13 | 8-9 | Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака в конце слова. | Тренировать детей в различении твёрдых и мягких согласных на конце слова. Упражнять в обозначении. мягкости согласных на письме мягким знаком. Выделение на слух мягких и твёрдых согласных (поднятие буквы). Составление из букв разрезной азбуки слов. Письмо слов с мягким знаком в конце слов. Ребус кровать. Сопоставить по произношению, написанию и значению слов: кон –конь, угол – уголь, хор – хорь. Составить и записать предложения. Игра «Назови мягкий согласный | |
14-15 | 10-11 | Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака в середине слова. | Тренировать детей в различении твёрдых и мягких согласных в середине слов. Упражнять в обозначении мягкости согласных на письме мягким знаком. Выделение на слух мягких и твёрдых согласных (поднятие буквы). Сопоставить по произношению, написанию и значению слов: полка – полька, банка – банька, галка – галька, уголки – угольки. Составить и записать предложения. Слова с пропущенными буквами. Игра «Спрячь мягкий знак в середину» преобразование слов типа пень – пеньки | |
16 | 12 | Звонкие и глухие согласные. Парные согласные Б-П, В-Ф, Г- К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. | Введение понятий звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных по наличию или отсутствию вибрации голосовых связок. Введение условных обозначений звонких и глухих согласных. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. | |
17 | 13 | Дифференциация Б-П. | Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Выделение заданного звука на слух - поднять соответствующую букву. Игра «Звонкий – глухой». Вставить пропущенную букву в слово, в предложение. Добавить или вставить недостающий слог. Работа со словами - паронимами. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. | |
18 | 14 | Дифференциация В-Ф | Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Выделение заданного звука на слух - поднять соответствующую букву. Игра «Звонкий – глухой». Вставить пропущенную букву в слово, в предложение. Добавить или вставить недостающий слог. Работа со словами - паронимами. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. | |
19 | 15 | Дифференциация Г-К. | Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Выделение заданного звука на слух - поднять соответствующую букву. Игра «Звонкий – глухой». Вставить пропущенную букву в слово, в предложение. Добавить или вставить недостающий слог. Работа со словами - паронимами. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. | |
20 | 16 | Дифференциация Д-Т. | Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Выделение заданного звука на слух - поднять соответствующую букву. Игра «Звонкий – глухой». Вставить пропущенную букву в слово, в предложение. Добавить или вставить недостающий слог. Работа со словами - паронимами. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. | |
21 | 17 | Дифференциация Ж-Ш | Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Выделение заданного звука на слух - поднять соответствующую букву. Игра «Звонкий – глухой». Вставить пропущенную букву в слово, в предложение. Добавить или вставить недостающий слог. Работа со словами - паронимами. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. | |
22 | 18 | Дифференциация З-С. | Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Выделение заданного звука на слух - поднять соответствующую букву. Игра «Звонкий – глухой». Вставить пропущенную букву в слово, в предложение. Добавить или вставить недостающий слог. Работа со словами - паронимами. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. | |
23 | 19 | Звукобуквенный анализ | Тренировать в звукобуквенном анализе и синтезе слов. Повторить количество и порядок звуков в слове, назвать звуки по порядку и записать в тетрадь. Составление слов из букв, стоящих в неправильной последовательности, составление слов из первых звуков данных слов. Развитие внимания, памяти, зрительно-пространственного ориентирования. | |
24 | 20 | Слог. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных | Дать понятие о слоговом составе слова. Формировать умение выполнять слоговой анализ. Дать понятие о слогообразующей роли гласных звуков. Слоговой анализ одно-, двух- и трёхсложных слов. Выделение гласных звуков в слове. Составление слоговых схем. Подбор слов к слоговым схемам. Составить и схематично записать предложения. Разделить слова на слоги и вписать гласные буквы. Упражнять в составлении новых слов путём перестановки слогов, звукобуквенном анализе, выделении слогов из слов, в подсчёте слогов, составлении слов из слогов. Закрепление правила переноса слов. Упражнять в переносе слов – запись слов для переноса; «Незнайкино письмо» - найти слова, которые неправильно разделены для переноса и написать их, исправляя ошибки. Развитие внимания, памяти, зрительно-пространственного ориентирования. | |
25 | 21 | Слог. Слоговой анализ и синтез. | |
26 | 22 | Слог. Слоговой анализ и синтез. Перенос слов. | |
27 | 23 | Ударение. Ударный слог, ударная гласная | Понятие о словесном ударении. Произнесение слов с ударением. Выделение ударного слога, ударного гласного звука в слове. Учить слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, отстукивая его, затем соотносить его со структурой слова, выделяя ударный слог. Соотнесение слова и слоговой схемы. Показать форморазличительную, смыслоразличительную роль ударения. Произнесение ряда слогов с переносом ударения. Перенос ударения в слове с одного слога на другой. Запись слов схемами с определением ударного слога и ударной гласной. Соотнесение слова и слоговой схемы. Составление и чтение слоговых схем. Постановка ударения. Тренировать в определении и произнесении ударной гласной. | |
28 | 24 | Ударение. Слогоритмическая структура слова. | |
29 | 25 | Ударение. Форморазличительная роль ударения. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения | |
30 | 26 | Безударная гласная в слове. | Тренировать в определении в словах ударных и безударных гласных и переносе ударения на безударную гласную для подбора проверочных слов. Тренировать в подборе проверочных слов – один – много, много – один, сегодня – вчера, вчера – сегодня. Находить проверочные слова из ряда родственных – подобрать только те, которые являются проверочными из предложенных, самостоятельно подбирать проверочные слова. Образовать от глаголов существительные и прилагательные, наблюдать за переносом ударения и безударной гласной – голодать, голод, голодный и т. п. Упражнять в нахождении в словах безударных гласных и в подборе проверочных слов. Словарные диктанты. Запись и анализ слов и предложений. | |
31 | 27 | Безударная гласная в слове. | |
32 | 28 | Безударная гласная в слове. | |
. Лексико – грамматические категории 28 ч |
33 | 1 | Части речи. Имя существительное. | Закрепление понятия о словах, обозначающих предметы. Закрепление знаний о живых и неживых предметах. Обучение детей постановке вопросов «что?», «кто?» к словам. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. Словоизменение существительных по родам, практическое употребление существительных различного рода, согласование местоимений ОН, ОНА, ОНО с существительными. Подбор существительных, обозначающих лиц противоположного пола (слон – слониха и т.п.). Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного, винительного, родительного, дательного, творительного и предложного падежей. Устранение аграмматизма в устной речи. Уточнение и расширение словарного запаса детей используемыми существительными. Проверка знаний и использование обобщающих понятий. | |
34 | 2 | Словоизменение существительных | |
35 | 3 | Словоизменение существительных | |
36 | 4 | Глагол. | Закрепление понятия о словах, обозначающих действия предметов. Обучение детей постановке вопросов к глаголам. Дифференциация глаголов от других слов. Практическое употребление глаголов в форме единственного и множественного числа. Словоизменение глаголов по родам, практическое употребление глаголов различного рода. Согласование глаголов с существительными по числам и родам. Тренировка в употреблении глаголов в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида. Формировать навыки словообразования (образования приставочных глаголов). Устранение аграмматизма в устной речи. Уточнение и расширение словарного запаса детей используемыми глаголами. | |
37 | 4 | Словоизменение глагола | |
38 | 6 | Согласование глагола с существительным. | |
39 | 7 | Имя прилагательное | Закрепление понятия о словах, обозначающих признаки предметов. Обучение детей постановке вопросов к прилагательным. Дифференциация прилагательных от других слов. Подбор предметов к признакам и наоборот. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Образование прилагательных от существительных – относительных, притяжательных, качественных. Устранение аграмматизма в устной речи. Уточнение и расширение словарного запаса детей используемыми прилагательными. Составление описательных рассказов с помощью прилагательных: «Мой любимый фрукт», «Моё любимое животное», «Моё любимое время года». | |
40 | 8 | Словоизменение прилагательных. | |
41 | 9 | Словообразование прилагательных | |
42 | 10 | Антонимы. Использование их в речи. | Наблюдать явления антонимии. Упражнять в подборе антонимов к существительным, прилагательным и глаголам. Выбрать из данных слов антонимы; составить словосочетания, закончить предложения, подбирая антонимы. Наблюдать за многозначностью антонимов (мелкая – глубокая река; мелкая – крупная ягода и т.п.). Уточнять значения слов, расширять активный словарь учащихся. | |
43 | 11 | Антонимы. Многозначность антонимов. | |
44 | 12 | Синонимы. | Наблюдать явления синонимии. Упражнять в подборе синонимов к существительным, прилагательным и глаголам. Выбрать, из ряда данных слов, синонимы; подобрать слова - синонимы к данным словам. Выписать из словосочетаний слова – синонимы, определить части речи. Заменить синонимами повторяющиеся слова в тексте. Найти слова – синонимы в тексте. Изменить текст, используя слова – синонимы. Уточнять значения слов, расширять активный словарь учащихся | |
45 | 13 | Синонимы. Использование их в речи. | |
46 | 14 | Омонимы. Многозначные слова. | Наблюдать явления омонимии и многозначности слов. Уточнять лексическое значение омонимичных слов, определить сочетаемость слов – омонимов с другими словами. Раскрыть семантику многозначного слова. Обогащать словарь учащихся путём уточнения и усвоения новых слов, смысловых и эмоциональных оттенков слов, переносного значения слов и словосочетаний. Упражнять в практическом различении прямого и переносного значения слов, использовать их в речи. Расширять активный словарь детей. | |
47 | 15 | Омонимы. Использование омонимов в переносном значении. | |
48 | 16 | Состав слова. Корень слова. | Познакомить детей с понятием «корень слова». Соотнести корень слова со схемой для обозначения на письме. Понятие о родственных и однокоренных словах. Упражнять в подборе родственных слов и выделении корня, в образовании от корня различных частей речи(существительных, прилагательных, глаголов – сад, садовый, садить и т.п.). Закрепить правописание безударной гласной в корне слова. Расширять активный словарь учащихся | |
49 | 17 | Однокоренные и родственные слова. | |
50 | 18 | Окончание. | Понятие «окончание», как изменяемая часть слова. Соотнести окончание слова со схемой для обозначения на письме. Упражнять детей в правильном подборе окончаний. | |
51 | 19 | Сложные слова. | Познакомить детей с понятием «сложные слова». Учить образованию новых слов путём присоединения корней. Уточнять значения слов, находить корни и соединительную гласную в сложных словах. Тренировать в правописании сложных слов и использовании их в речи | |
52 | 20 | Суффикс. Суффиксальное образование слов | Познакомить детей с суффиксом. Соотнести суффикс со схемой для обозначения на письме. Учить детей навыкам словообразования при помощи суффиксов. Образование уменьшительно-ласкательных существительных без изменения звуковой структуры корня при помощи суффиксов – ок. – ик, чик, -к с чередованием глухих и звонких согласных в корне. Закрепить правописание парных звонких и глухих согласных в корне. Упражнять в образовании существительных от основ на ц с изменением звуковой структуры слова и с чередованием согласных в корне слова при помощи суффиксов – к, - ик, - ок, - ек,- ушк, - ышк, - ц. Упражнять в словообразовании имён существительных собственных и нарицательных с использованием суффиксов – очк, - ечк, - ичк, - еньк, - оньк. Закрепить правописание чк, чн. Образование слов при помощи суффиксов с увеличительным значением -ищ. Образование названий детёнышей животных и птиц при помощи суффиксов без изменения звуковой структуры корня, с чередованием звуков в корне и заменой корня производного корня производного слова в единственном и множественном числе. Образование существительных, обозначающих названия профессий и лиц, осуществляющих действия. Уточнить и закрепить названия профессий, учить использовать эти слова в речи | |
53 | 21 | Суффиксальное образование слов. | |
54 | 22 | Приставка. Роль приставки в изменении значения слова | Познакомить детей с приставками, их значением и написанием в словах. Соотнести приставку со схемой для обозначения на письме. Развивать умение образовывать слова префиксальным способом. Познакомить с пространственным и временным значением приставок – в, - вз, - вы, - под, - над, - от, - у, - про, - пере, - за, - по, - с, - со. Упражнять в образовании глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи приставок. Учить образованию новых глаголов с помощью приставок, уточнять их значение. Учить различать временные глагольные формы по вопросам. Упражнять в правописании приставок с гласными А, О, выделении приставок в словах, образовании с помощью приставок глаголов, противоположных по смыслу. | |
55 | 23 | Префиксальное образование слов. | |
56 | 24 | Правописание приставок. | |
57 | 25 | Предлоги. Предлог как отдельное слово. Предлоги В, НА, НАД. | Уточнение конкретно-пространственного значения предлога. Закрепление правильного употребления предлогов в глагольных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизмов в импрессивной и экспрессивной речи учащихся. Пространственные значения предлогов. Дифференциация предлогов «место» и «направления». Составление словосочетаний и предложений с предлогами. Правописание предлогов со словами. | |
58 | 26 | Предлоги МЕЖДУ, ЗА, ПЕРЕД. Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ- ПОД. | |
59 | 27 | Дифференциация приставок и предлогов. | Дифференциация приставок и предлогов. Наблюдение за приставками и предлогами. Определение и обозначение приставок и предлогов. Глаголы с приставками противоположного значения и предлоги, обозначающие противоположное направление. Закрепить правописание приставок и предлогов. | |
60 | 28 | Состав слова. | Закрепить представления о составе слова. Упражнять в разборе слов по составу. Составление схем слов, подбор слов к схемам. Составление слов из частей слова. Подбор родственных слов. Запись предложений графически, отражая состав слова. | |
Развитие и совершенствование связной речи 4ч |
61 | 1 | Предложение Речь. Предложение. | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Уточнить понятие о предложении и его признаках. Упражнять в грамматически правильном построении предложения. Тренировать в наблюдении за интонацией понижения голоса, соотнося с правилом обозначения границ предложения на письме. Упражнять в обозначении границ предложения. Деление сплошного текста на предложения. Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения и правильно оформлять его; учить детей делать логические ударения, смысловые паузы, эмоционально окрашивать свою речь. Упражнять в передаче повествовательной, вопросительной, восклицательной интонации предложений. Определение главных членов предложения. Распространение предложений. Учить детей правильно согласовывать различные части речи в предложении, расширять размеры, разнообразить их структуру, совершенствовать предложения, делая их полными, ёмкими, точными и выразительными, вводить в них дополнительные сведения. Работа с деформированными предложениями. Развивать умение восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы. | |
62 | 2 | Интонационная законченность предложений. | |
63 | 3 | Предложение. Главные члены предложения | |
64 | 4 | Деформированные предложения. | |
Диагностика устной и письменной речи обучающихся 4ч |
65-68 | 1-4 | Диагностика устной и письменной речи обучающихся | Задания на определение уровня развития фонематического восприятия, лексико-грамматического строя и связной речи, нарушения чтения и письма.. | |
Критерии оценивания:
Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества устранения недостатков устной речи, письма и чтения обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми. Стандартизированные диагностические методики используются на начальном и заключительном этапах коррекционной работы. Результаты проверки фиксируются в мониторинге по диагностике устной и письменной речи.