СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Мастерская добрых дел» для детей с умственной отсталостью.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Мастерская добрых дел» предназначена для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Мастерская добрых дел» для детей с умственной отсталостью.»




Программа

«Мастерская добрых дел» для детей с умственной отсталостью.



Возраст обучающихся: 10-18 лет.

Срок реализации: 2 год






























Содержание




1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы ……………………………………………3


1.1. Пояснительная записка………………………………………………………3

1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………5

1.3.Содержание программы………………………………………………………5

1.4. Планируемые результаты……………………………………………………9


2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………….9


2.1. Календарный учебный график………………………………………………9

2.2. Условия реализации программы…………………………………………...13

2.3.Формы аттестации (контроля)………………………………………………14

2.4. Оценочные материалы……………………………………………………...15


3. Список литературы……………………………………………………………………..17
























1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы


1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Мастерская добрых дел» имеет техническую направленность и предназначена для реализации на базе Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка.

На протяжении всей истории человечества Руси и русского народа существовало и существует народное творчество. Оно сохраняет традиции преемственности поколении, влияет на формирование творческих традиций и вкусов. Основу прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

        Актуальность Содержание предлагаемой программы по обучению учащихся столярному делу направлено на воспитание творческого труда школьников, развитие их интереса к народному ремеслу, его творчеству и наследию. Столярное дело – позволяет формировать у ребят качественное отношение к труду, прививает целеустремленность, внимательность, развивает самостоятельность.               Обработка древесины – один из распространенных видов декоративно-прикладного искусства.          Изучение на кружковых занятиях столярного дела, как части духовного и материального наследия своего народа, будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность подросткам с интеллектуальными нарушениями попробовать свои силы в таком виде трудовой деятельности как столярное дело. На занятиях осуществляется индивидуальный подход к каждому воспитаннику, подбирается такой вид трудовых операций. С которым он сможет справиться, развивается мотивация для освоения новых видов работ с древесиной. В настоящей программе изложены поэтапное обучение различным столярным операциям, начиная с обработки кусочка древесины и заканчивая изготовлением изделия.

Новизна

Новизна программы состоит в том, что она основывается не на каком-либо одном виде обработки древесины, а направлена на комплексное изучение различных техник и технологий: начиная от простейших, таких как выпиливание, до изготовления изделий. В тех случаях, когда из-за больших размеров или сложности применяемых технологий изготовление

деревянного изделия затруднено или невозможно, учащиеся делают уменьшенные модели этих изделий (модели мебели, деревянных строений и сооружений). При этом, осваивая принципы изготовления крупных изделий, учащийся имеет возможность одновременно отрабатывать навыки и технологии, применяемые при изготовлении миниатюрных изделий.

Данная программа педагогически целесообразна, так как позволяет воспитанникам освоить различные трудовые операции, а трудовое обучение для подростков с ОВЗ является приоритетным направлением.

Ценность программы Посещение кружка дает детям понять, являются ли они натурой творческой, обладают ли усидчивостью, терпением, способностью к достижению цели, интересны ли им будут профессии, связанные с обработкой древесины, художественной обработкой древесины. Насколько комфортно им будет в данном виде трудовой деятельности, насколько он их радует, поможет определить посещение кружка «Мастерская добрых дел». На занятиях, допускающих постоянное общение между детьми, воспитываются и укрепляются высокие нравственные качества: взаимопомощь, ответственность и за себя, и за окружающих, доброта, честность. Воспитание и осознание в себе этих качеств поднимает личную самооценку, что очень важно для данного возраста.

Возраст обучающихся по данной программе 10-18 лет.

Срок реализации программы - 1 год..

Форма организации занятий: подгрупповая и индивидуальная. Занятия проходят в специально оборудованной мастерской.

Методы обучения:

по видам деятельности: объяснительно - иллюстративный метод - применяется устное или печатное слово, а также наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, направлен на получение новых знаний; репродуктивный метод применяется на практической части занятия - педагог показывает, ученик старается повторить, направлен на развитие практических навыков, а поставленные задачи для самостоятельного решения, направлены на развитие творческого воображения, конструкторских способностей, умения самостоятельно мыслить и действовать.

- По источникам информации: словесный – объяснение, инструкция, беседа, лекция; демонстрационный - применяются картинки, рисунки, иллюстрации, фотографии с описанием выполнения работы; практический - основан на практической деятельности учащихся, формирует практические умения и навыки.











1.2 Цель и задачи программы:

Целью занятий данной программы является удовлетворение интересов

детей к техническому творчеству через освоение столярных технологий и

доведение их интересов к потребности в творческом труде. Содействие раскрытию творческого потенциала ребёнка, реализации его творческой индивидуальности.

Задачи: Обучающие: 1.Формирование умения следовать устным инструкциям. 2.Формирование необходимых представлений о работе с древесинной и с сопутствующими материалами

3.Формирование творческого подхода к изготовлению изделий.

Развивающие:

1.Развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей ребёнка.

2.Развитие внимания, памяти, пространственного воображения, фантазии . 3.Развитие художественного вкуса. 4. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Воспитательные: 1.Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. 2.Воспитание аккуратности, усидчивости в работе, стремления доводить начатое дело до конца.

3.Формировать у детей бережливость и аккуратность при работе с пиломатериалами и инструментами.

1.3 Содержание программы.

Учебно- тематический план


п/п

Название раздела, темы.

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Техника

безопасности при работе в

столярной мастерской.

2

2

-

наблюдение.


Оборудование столярной мастерской

1

1

-



Рабочее место ученика

1

1

-


2

Материалы, применяемые в

столярных технологиях.

3

3

-

наблюдение.


Порода деревьев и их

применения

1

1

-



Классификация

пиломатериалов

1

1

-



Искусственные материалы и

их применения

1

1

-


3

Разметочный и измерительный инструмент для работы с

древесиной.

7

1

6

наблюдение.

4

Основные операции по обработке древесины

10

5

5


наблюдение.


Разметка

2

1

1



Пиление древесины

2

1

1



Строгание древесины

2

1

1



Долбление

2

1

1



Сверление

2

1

1


5

Основные виды столярных соединений

10

5

5

наблюдение


Столярные соединения

2

1

1



Шиповое соединение столярных изделий

2

1

1



Выборка шипов и проушин

2

1

1



Соединение элементов на нагелях, гвоздях, шурупах

2

1

1



Соединения на клеях

2

1

1


6

Ручные инструменты и

приспособления для работы в

столярной мастерской.

10

5

5

наблюдение


Приёмы работы с ручным

инструментом.

10

5

5


7

Изготовление игрушек из брусков древесины. Изготовление технических игрушек

56

14

42

Выставка работ,

участие в конкурсах,

наблюдение.


Лесовоз

4

1

3



Самолёт

4

1

3



Корабль

4

1

3



хлебовоз

4

1

3



Мебель

8

2

6



Лодка

4

1

3



Лестница

4

1

3



Мост

4

1

3



Тележка

4

1

3



Автомат

4

1

3



Танк

4

1

3



Трактор

4

1

3



Ракета

4

1

3


8

Работа с листовым

материалом.

6

2

4

Выставка работ,

участие в конкурсах,

наблюдение.


Подставка для чайника

3

1

2



Доска разделочная

3

1

2


9

Ремонтные работы в быту

10

4

6

наблюдение.


Всего

114

39

75


  

1.Введение. Техника безопасности. 

Столярные инструменты и приспособления: виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.

Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.

Умение. Правила поведения и работы в школьной столярной мастерской

Рабочее место ученика.  Техника безопасности при работе с инструментами и при изготовлении изделий. Создание мастерской для творческой работы. Оборудование мастерской рабочим местом. Наличие столярных, специальных электрифицированных инструментов и приспособлений.

2.Материалы, применяемые в столярных технологиях. Породы деревьев применяемые в солярных изделиях, конструкциях, мебели, народных промыслах. Строение древесины и её основные свойства. Мягкие и твёрдые породы.

3.Разметочный и измерительный инструмент для работы с

древесиной.

Теоретическая часть: Основные измерительные инструменты, применяемые

в столярных технологиях: линейка, угольник, штангенциркуль, малка.

Практическая работа: Определение размеров с помощью измерительных

инструментов (длина, ширина, толщина, глубина и диаметр)

основы резания. Геометрия инструмента: угол заострения, задний угол, передний угол, угол резания. Движение и виды резания: продольное, поперечное, торцовое.

4.Основные операции по обработке древесины

Разметочные работы. Основные понятия. Инструменты для разметки и пользование ими: линейка, угольник, рулетка, карандаш, ерунка, малка, рейсмус. Практическая работа.

Пиление. Общие принципы пиления. Типы зубьев пил. Инструменты и приспособления для ручного пиления древесины. Приспособления для распила заготовок.

Строгание. Инструменты для ручного строгания: рубанок, фуганок, шерхебель, штифтик, зензубель, горбач, цинубель. Подготовка к работе и наладка ручного строгального инструмента. Приемы ручного строгания и приспособления, облегчающие работу.

Долбление и обработка криволинейных поверхностей. Долбление и резание древесины стамесками. Виды стамесок. Обработка криволинейных поверхностей.

Сверление. Инструменты для сверления. Виды свёрл. Сверление древесины ручным инструментом. Механизированное сверление. Работа на сверлильном станке. Приспособления и оборудование. Практическая работа.

5. Основные виды столярных соединений

Склеивание. Виды клеев: природные, синтетические. Инструменты и приспособления для склеивания: прессы, струбцины.

Соединение на гвоздях и шурупах. Соединение на гвоздях. Основные размеры гвоздей. Приспособление для забивания мелких гвоздей. Соединение на шурупах. Размещение шурупа на поверхности изделия.

Шиповое соединение. Разъемные и неразъемные соединения изделий. Шиповые соединения различают:

- угловое концевое;

- угловое серединное;

- угловое ящичное;

6. Ручные инструменты и приспособления для работы в столярной мастерской.

Теоретическая часть: Приёмы работы ручным инструментом: пилой,

рубанком, стамеской, рашпилем. Техника безопасности при работе ручным

инструментом. Соединение частей заготовок в единое целое.

Практическая часть: Пиление вдоль и поперёк волокон древесины.

Строгание заготовок. Опиливание торцовых частей. Долбёжные работы.

Сверление отверстий.

7.Изготовление игрушек из брусков древесины. Изготовление технических игрушек.

Теоретическая часть: Рассмотрение порядка изготовления изделий по заготовленным шаблонам с переводом их на бруски древесины заданной толщины. Изучение проектов изготовления игрушек: лесовоза, самолёта и навесной полки для этих игрушек. Приёмы шлифования.

Практическая часть: Перевод чертежа изделия с шаблонов на заготовки.

Отработка приёмов пиления, строгания, опиливания, сверления, склеивания

на примере проектов простейших игрушек. Изготовление полки для игрушек.

Шлифование изделий.

8. Работа с листовым

материалом.


Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Зачистка как отделочная операция.

Инструменты для зачистки. Виды наждачных шкурок.


9. Ремонтные работы в быту

Ремонт мебели. Вводное занятие. Причины поломок.

Мебельная фурнитура. Петли, магнитные держатели.

Виды и назначения. Правила хранения. Установка петель, магнитных держателей.

Технология крепления петель. Технология установки магнитных

держателей, (оконные створки, двери). Правила безопасной

работы.

Дверные замки — виды. Замена замков. Устройство, ремонт.

Виды дверных замков и их устройство. Инструменты для ремонта

дверных замков. Правила безопасной работы


1.4. Планируемые результаты


Учащиеся к концу учебного года должны знать:

-основные породы. Свойства и пороки древесины;

-инструменты, оборудование и материалы, применяемые в столярном деле;

-устройство и правила обращения с ручным столярным инструментом;

- правила техники безопасности, санитарии и личной гигиены.


Учащиеся к концу учебного года должны уметь:

-изготовлять простые столярные изделия;

-пользоваться контрольно-измерительным инструментом;

-бережно обращаться с инструментом, экономно расходовать материал;

-соблюдать правила техники безопасности.


2. Комплекс организационно- педагогических условий.

2.1. Календарный учебный график.





п/п

Месяц. Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1



Индивидуальная, подгрупповая

2

Введение. Техника

безопасности при работе в

столярной мастерской.

Столярная мастерская

наблюдение.





1

Оборудование столярной мастерской







1

Рабочее место ученика



2



Индивидуальная, подгрупповая

3

Материалы, применяемые в

столярных технологиях.

Столярная мастерская

наблюдение.





1

Порода деревьев и их

применения







1

Классификация

пиломатериалов







1

Искусственные материалы и

их применения



3



Индивидуальная, подгрупповая

7

Разметочный и измерительный инструмент для работы с

древесиной.

Столярная мастерская

наблюдение.

4




10

Основные операции по обработке древесины

Столярная мастерская


наблюдение.





2

Разметка







2

Пиление древесины







2

Строгание древесины







2

Долбление







2

Сверление



5



Индивидуальная, подгрупповая

10

Основные виды столярных соединений

Столярная мастерская

наблюдение





2

Столярные соединения







2

Шиповое соединение столярных изделий







2

Выборка шипов и проушин







2

Соединение элементов на нагелях, гвоздях, шурупах







2

Соединения на клеях



6



Индивидуальная, подгрупповая

10

Ручные инструменты и

приспособления для работы в

столярной мастерской.

Столярная мастерская

наблюдение





10

Приёмы работы с ручным

инструментом.



7



Индивидуальная, подгрупповая

56

Изготовление игрушек из брусков древесины. Изготовление технических игрушек

Столярная мастерская

Выставка работ,

участие в конкурсах,

наблюдение.





4

Лесовоз







4

Самолёт







4

Корабль







4

хлебовоз







8

Мебель







4

Лодка







4

Лестница







4

Мост







4

Тележка







4

Автомат







4

Танк







4

Трактор







4

Ракета



8



Индивидуальная, подгрупповая

6

Работа с листовым

материалом.

Столярная мастерская

Выставка работ,

участие в конкурсах,

наблюдение.





3

Подставка для чайника







3

Доска разделочная



9



Индивидуальная, подгрупповая

10

Ремонтные работы в быту

Столярная мастерская

наблюдение.





114












2.2. Условия реализации программы


Техническое оснащение занятий

Перечень инструментов, необходимых для реализации программы

1. Пилы продольные.

2. Пилы поперечные.

3. Пилы лучковые.

4. Лобзики.

5. Рубанки.

6. Фуганок.

7. Напильники.

8. Наборы надфилей.

9. Набор стамесок.

10. Набор ручных столярных инструментов.

11. Молотки.

12. Киянки.

13. Стусло.

14. Струбцины.

15. Отвертки.

16. Угольники деревянные.

17. Линейки металлические 30, 50 и 100 см.

18. Угольники пластмассовые

19. Чертежные принадлежности.

Перечень расходных материалов

1. Дерево разных пород.

2. Фанера 3-10 мм.

3. Шпон.

4. Пилки для лобзиков.

5. Шкурка.

6. Наждачная бумага.

7. Различные виды клея.

8. Нитролак.

9. Растворитель 646.

10. Масляный лак.

11. Разбавитель.

12. Краски, тушь, фломастеры, карандаши.

13. Копировальная бумага.


Методический материал:

-плакаты

-образцы изделий

-технологические карты

-инструкционные карты

шаблоны

2.3. Формы аттестации (контроля)

Основным методом диагностирования является метод педагогического наблюдения, который с особой эффективностью подтверждает результативность обучения на занятиях кружка. Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов, проводится в течение учебного года.

  • Виды контроля

  • Входной контроль проводится с целью определения уровня развития детей.

  • Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения.

  • Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Формы подведения итогов:

  • Конкурсы

  • Проведение открытых уроков, мастер-классов.



2.4. Оценочные материалы


Критерии оценки


Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень


Познавательная активность

Отсутствие у учащихся интереса к расширению и углублению знаний

Стремление к углублению знаний

Стремление применять знания в новой ситуации и находить способы достижения целей своей деятельности


Познавательная самостоятельность

Выполнение поставленной за-дачи предложенными способами; функционирование знаний на уровне припоминания и осмысления учащимися ранее изученного материала, анализ

Самостоятельный выбор средств выполнения пос

тавленной задачи и ее разрешение

Обобщение и преобразование ранее приобретенных знаний для решения поставленной за-дачи

Самостоятельная постановка и выбор путей ее разре-шения; определение возможностей своих знаний для решения самостоятельно поставленной задачи; отбор и конструирование способов деятельности для решения задачи; приобретение и использование опыта пои-сковой деятельности


Знания


Представление об основных способах (технологиях) формо-образования изделий: пиление, строгание, долбление, точение, сверление

Представление об основных способах обработки древесины

Знание характерных особенностей технологических процессов изменения меха-нических и декоративных свойств древесины


Умения и навыки. Опыт творческой деятельности


Чтение графической документации, отображающей техно-логическую последовательность изготовления изделий из древесины; практическое изготовление однодетальных изделий из древесины в соответствии с требованиями технологического процесса.

Чтение графической доку-ментации, отображающей форму, конструктивные особен-ности и технологическую пос-ледовательность изготовления изделий из древесины; практическое изготовление де-талей изделия, их соединения и сборка в соответствии с требованиями технологического про-цесса.

Использование формы эскизного представления информации при создании изделий из древесины; разработка технологической последовательности изготовления изделия с учетом свойств обрабатываемого материала, возможных спо-собов обработки, требований к качеству и точности обработки, к декоративному оформлению изделия; вы-полнение отделки изделий из древесины.




п/п

ФИО

Познавательная активность


Познавательная самостоятельность


Знания


Умения и навыки. Опыт творческой деятельности



Н. г

К. г.

Н. г

К. г.

Н. г

К. г.

Н. г

К. г.























3 балла – Высокий уровень, самостоятельно выполняет работу


2 балла – Средний уровень, выполняет задание с помощью, под контролем взрослого


1 балл - Низкий уровень, выполняет только совместно с взрослым, требуется значительная помощь


0 баллов – Задание не выполняет, не проявляет интереса к деятельности,






















3. Список литературы:

Список литературы, используемой педагогом:

Абросимова А. А., Катан Н.И., Митлянская Т.Б., Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - М.,

Высшая школа, 1984.

Амалицкий В.В., Амалицкий В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты. - М., Академия, 2002.

Афанасьев А. Ф. Резчику по дереву. - М., Профтехобразование, 1990.

Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. - М., 1974.

Барташевич А.А, Антонов В.П. Технология производства мебели и резьба по дереву. - М, Высшая школа,

2001.

Бобров В.А. Справочник по деревообработке. - М., Феникс, 2003.

Браун Джереми. Энциклопедия методов обработки дерева. - М, Астрель, 2005.

Гарбер Н.Б. Декоративное шлифование и полирование. - М., Профтехобразование, 1978.

Завершинский В.В. Практика резьбы по дереву. - М, Народное творчество, 2005.

Кириллов А. Н. Производство фанеры. - М., Профтехобразование, 1985.

Колчин Б.А. Новгородские древности: резное дерево. - М., 1984.




21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!