СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа младшей группы хоровой студии "Гармония"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа первого года обучения пению в хоре. Занятия 1 раз в неделю по 45 минут

Просмотр содержимого документа
«Программа младшей группы хоровой студии "Гармония"»

Департамент образования Вологодской области

Бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области

«Вологодская кадетская школа-интернат»

Принята

на заседании методического педагогического совета

от 28 августа 2019 года.

Протокол №



УТВЕРЖДАЮ:

Директор БОУ ВО «Вологодская кадетская школа-интернат им. Белозерского полка»

________________ /В.Н.Корепин/

02.09.2019 г., приказ №286















Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Хоровая студия «Гармония»

Младшая группа

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Срок реализации: 1 год



Автор-составитель:

Лощилова Светлана Юрьевна,

педагог дополнительного образования











г.Сокол, 2019 г.






Пояснительная записка



Рабочая модифицированная программа по дополнительному образованию объединения дополнительного образования хоровая студия «Гармония» создана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

РФ».

  • - Концепция развития дополнительного образования детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

  • - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.–М.: Просвещение, 2010

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 41
    «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
    «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  • Письмо Минобрнауки России № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006

  • Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

  • Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (проект)

  • Типовое положение о кадетской школе и кадетской школе-интернате (Приказ Министерства обороны и науки РФ от 15.02. 2010. №117

По уровню усвоения программа имеет общекультурный уровень, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная.

Музыка – это голос человечества, обращённый к внутреннему миру каждого человека. Ещё древние греки видели в музыкальном искусстве самое значительное воспитательное средство. В основе античного представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, так как музыкален.

Хоровое пение всегда было для людей основой всей общественной жизни и культуры. Исходя из того, что в музыке воплощены ритмы и законы Вселенной, люди искали в ней ключ к познанию мира и человека.

Если врач лечит тело, то учитель-музыкант воспитывает музыкой и пением нравственно, лечит души детей. Разве песня и пение – не выражение души человека? Ведь пение не только воспитывает душу, но и лечит сердце, нервы, развивает легкие, способствует хорошему кровообращению, то есть укрепляет здоровье.

История России и отечественная культура неотъемлемо связаны с хоровым пением, которому присуще естественность звукообразования, плавность, певучесть, широта.

Интерес к хоровому пению как таковому в современной школе практически утерян. Учащиеся не хотят, не умеют и не любят петь. Занятия в хоре, прежде всего, должны возродить интерес к хоровому пению и через развитие этого интереса привить любовь к пению, а также понимание музыки в её неповторимом многообразии. Хоровое исполнительство как нельзя лучше помогает решить многие задачи воспитательного, образовательного и развивающего характера. Занятия певческой деятельностью оптимизируют фантазию ребёнка, воображение, артистичность, интеллект, и являются мощным толчком в общем духовно-эстетическом развитии личности.

В нашей области большое внимание уделяется пропаганде, развитию хорового искусства. Проводятся фестивали, конкурсы хоровых коллективов, организуются гастрольные поездки лучших хоров.

С целью воспитания музыкальной певческой культуры, приобщения к мировой музыкальной культуре, хоровому пению создан хоровой коллектив.

Группа формируется с учетом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей каждого, с учетом предмутационного и мутационного периодов. При этом еще важную роль играет начальное музыкальное образование, а также музыкальные способности подростка. Занятия 1 раз в неделю по 45 минут. Посещение по принципу свободного выбора.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в нашем информационном мире потребность людей в творческом самовыражении возрастает. Детям, воспринимающим мир в художественных образах, легче раскрыть всю глубину своего потенциала в исполнительской деятельности. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие художественно-образного мышления и творческой активности учащихся в процессе раскрытия художественного образа музыкального произведения средствами выразительности разных видов искусств. Это значит, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. На хоровых занятиях у певцов формируется «творческое отношение к действительности, где действительность предстаёт как система взаимоотношений с миром, с культурой» (Затямина. Т.А. Конструирование современного урока музыки. – М.: Глобус, 2007, с 12).

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что каждый ребёнок воспринимает мир в художественных образах, поэтому целесообразнее формировать у обучающихся понятие о художественном образе в разных видах искусства и с помощью разных видов художественного творчества. Показ голосом для детей более убедителен, нежели рассказ о том, как выполняется данное задание, т. к. этот приём в высшей степени нагляден, заразителен, доступен, заставляет интуитивно найти нужные приспособления. На ученика воздействуют зрение, слух, эмоциональное возбуждение от услышанного хорошего звучания голоса педагога и помогают ему правильно спеть ту или иную музыкальную фразу. Непреднамеренное подражание свойственно детям.

Поэтапность обучения пению (от простых навыков к сложным) в данной программе предполагает и постепенное усложнение музыкального материала, который должен соответствовать не только возрастным особенностям детей, но и способствовать реализации принципа постепенного расширения диапазона на основе высокохудожественных произведений, в которых заложены идеи красоты и добре.

Отличительной особенностью программы является то, что программа работает в условиях школы-интерната, поэтому ежегодно в коллектив приходят новые обучающиеся, что, естественно, создает определенные трудности и в работе с репертуаром (новички не знают репертуара прошлого года), и в работе над качеством исполнения.

Содержание программы направлено на формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в

интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся. Программа способствует повышению общекультурного уровня учащихся и является комплексной в решении педагогических задач и развития личности школьника.

Данная программа базируется на передовом опыте дирижёров, педагогов, хормейстеров: Струве Г. А., Емельянова В. В., Пономарёва А. С., Осеневой М. Г. и других


Формы проведения занятий:


- практические занятия;

- теоретические занятия;

- учебные занятия – беседы; музыкальные гостиные;

- сводные репетиции;

- индивидуальные учебные занятия;

- выступления;

- самостоятельная работа кадет.

Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы

– творческая самореализация учащихся, участие вокально-хорового коллектива и его солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах;

– достаточно высокий уровень мотивации учащихся к вокально-хоровому исполнительству;

– выявление музыкально-способных, артистичных детей в области музыкально-хорового образования.

Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что дети на занятиях не только развивают вокально-хоровые навыки, но и раскрывают свой внутренний творческий потенциал. Освоение материала происходит в процессе практической творческой деятельности. Практические занятия по программе связаны с основным видом деятельности участников хора – пением. В работе над развитием вокально-хоровых навыков дети всегда должны добиваться точного и чистого исполнения мелодии, ритмической фигурации, чёткой артикуляции, выполнения динамических оттенков, выделять композиционные части текста, способствующие более полному раскрытию основного содержания исполняемой песни, уметь пользоваться разными регистрами, тембрально раскрашивая мелодию, эмоционально донося содержание до слушателя.

Психологическое обеспечение программы:

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

  • проведение психологического тестирования с целью выявления направленности личности кадета;

  • побуждение творческого побуждения кадет к практической и творческой деятельности;

  • применение индивидуальных и групповых форм обучения;

  • разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности обучающихся, их родителей и педагогов.

Принципы педагогического процесса:

- принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

Ожидаемые результаты и формы подведения итогов программы:

- дать ребенку возможность самореализоваться и раскрыть свои способности:

- концертные выступления хорового коллектива в мероприятиях школы, города, района;

- участие в конкурсах и фестивалях городского, районного, областного и всероссийского уровня.


Программа рассчитана на 1год обучения. Младшая группа – обучающиеся 5 класса (11-12 лет). Занятия 1 раз в неделю по 45 минут.

Цель программы: создание детского хорового коллектива, способного формировать художественную культуру учащихся посредством различных видов творческой деятельности, в частности, хорового пения, а также оптимизировать созидательные качества личности, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

Задачи, обусловленные целями занятий в хоре:

Приобщение детей к искусству хорового пения, развитие специфических навыков и умений (привить навык певческого дыхания, развить музыкальный слух, дикционно-речевые навыки, пение в унисон, чувство ритма и т.п.)

Воспитание эмоциональной культуры ребёнка в процессе занятий, развитие способности эстетического сопереживания во время пения, что является важнейшим условием для оптимизации творческих способностей личности.

Нравственно-патриотическое формирование личности на примерах исполнения русских народных, военных, исторических песен.

Воспитание музыкального вкуса и экологической культуры учащихся; формирование целостного восприятия окружающего мира и бережного отношения к нему; формирование национального самосознания в ходе изучения русской культуры и культуры разных народов мира.

Овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально – творческой деятельности.

Формирование духовной культуры детей на примерах исполнения зарубежной и отечественной классической музыки.





Содержание программы

хоровой студии «Гармония»


Младшая группа (5 класс)


Задачи:


– создание интереса к музыке, хоровому пению;

– обучение основным вокально-хоровым навыкам;

– обучению детей основам голосообразования, т.е. работа над постановкой голоса ребенка;

– обучение основам музыкальной грамоты и развитие музыкальной памяти учащихся.


Цель: через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.


Ожидаемый результат:


За учебный год должно быть пройдено 8-10 музыкальных произведений. По окончании 1 года обучения каждый кадет должен: иметь элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах, о вокально-хоровых навыках; знать, что такое правильная установка корпуса при пении сидя и стоя; уметь правильно пользоваться певческим дыханием; знать правила орфоэпии при пении; чисто интонировать мелодию в унисон с поддержкой мелодии в аккомпанементе; иметь представление пения каноном; научиться выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.


Учебный план


Название темы

Теоретич. занятия

Практич.

занятия

Всего

Форма аттестации

  1. Вокально-хоровая работа:

4

8

12


1.1.Дыхание


1

2

3

зачет

1.2.Звукообразование

1

2

3

опрос

1.3.Артикуляционно-речевой аппарат

1

2

3

Зачет

1.4.Метроритм

1

2

3

Зачет

  1. Работа над репертуаром


11

11

Зачет

  1. Музыкально-исполнительская работа (сценические репетиции)


3

3

зачет

  1. Концертная деятельность


3

3

выступление

  1. Мероприятия воспитательно- познавательного характера



5

Экскурсии в музыкальные театры, посещение концертов, муз.викторины, «Битва хоров»

ИТОГО



34




Содержание учебного плана.

  1. Вокально-хоровая работа - 12 часов

Раздел 1: Дыхание. –3 часа

Теория: научить пользоваться певческим дыханием.

Практика: Работа над развитием спокойного, ровного вдоха и экономичного выдоха. Цепное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания. Дыхательные упражнения по методике В. Емельянова.

Раздел 2 Звукообразование – 3 часа

Теория: знать понятие звукообразование

Практика: Выработка правильной осанки во время пения. Работа над чистотой интонации и унисоном. Упражнения, направленные на его выработку. Развитие певческого диапазона учащихся и его развитие через упражнения. Работа над достижением однородности звучания регистров. Попевки, вокализы на различные виды звуковедения.

Раздел 3 Артикуляционно-речевой аппарат –3 часа.

Теория: знать, что входит в понятие артикуляционный аппарат.

Практика: Выработка артикуляционной подвижности. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, вокальных упражнений, формирующих навык твёрдой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков. Формирование у учащихся понятия связи между дикцией и ритмом.

Раздел 4 Метроритм – 3 часа.

Теория: знать понятие метр, ритм, длительности нот

Практика: Изучение простых размеров. Упражнения по ритмическому аккомпанементу. Музыкальные и речевые скороговорки. Ритмический канон.

  1. Работа над хоровым репертуаром – 11 часов.

Цель: знакомство с новыми произведениями искусства

Практика: Разучивание нового произведения по частям в зависимости от его сложности. Работа над чистотой интонации, унисоном, развитием диапазона учащихся, умению слушать и слышать товарищей.

  1. Музыкально-исполнительская работа – 3 часа.

Цель: Работа над выразительностью исполнения в передаче образа произведения, эмоциональностью. Дирижерский жест: “внимание”, “дыхание”, “начало”, “окончание” пения: воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера “внимание”, “дыхание”, “начало”, “окончание” пения).

  1. Концертная деятельность – 3часа.

Теория: правила поведения артиста за кулисами и на сцене

Практика: Выработка поведение артиста на сцене и за кулисами. Выработка умения «настраиваться на концерт», быть сосредоточенным и эмоциональным.

  1. Мероприятия воспитательно-познавательного характера – 5 часов.

Цель: Развитие умения слушать музыку. Беседы и размышления о ней: воспитание умения слушать и понимать музыку, беседовать о ней. Для этого на занятии дети часто слушают музыкальные произведения в исполнении различных детских и взрослых хоровых коллективов, а также посещают различные концерты хоровой музыки, фестивали, участвуют в концертных программах школы. Так как в нашей школе работает программа Виртуальный концертный зал, мы имеем возможность посмотреть любой концерт или музыкальный спектакль в прямом эфире или в записи на большом экране в актовом зале, а потом обсудить его, что часто используется для музыкального просвещения кадет.







Календарный учебный график


Младшая группа


месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Формы контроля

сентябрь

2


9

16


23



30


18.20-19.05


18.20-19.05

18.20-19.05


18.20-19.05



18.20-19.05

Проверка данных

Репетиция

Репетиция


Репетиция



Репетиция



1


1

1


1



1


Метро-ритм


Звукообразование

Работа над репертуаром

Работа над хоровым репертуаром

Дыхание


Каб.31


Каб.31

Каб.31


Каб.31



Каб.31








Зачет по песне

2.

октябрь

7

14

21


28

18.20-19.05

18.20-19.05

18.20-19.05


18.20-19.05

Репетиция

Репетиция

Репетиция


Виртуальный концерт

1

1

1

1

Артикуляция

Работа над хоровым репертуаром

Мероприятия воспитательно-познавательного характера




Каб.31

Каб.31

Каб.31


Актовый зал





Отзыв, анализ концерта


ноябрь

18



23


25

18.20-19.05



14.20-15.00


18.20-19.05

Сценическая репетиция


Выступление на концерте

Репетиция


1



1


1

Работа над хоровым репертуаром

Концертная деятельность

Звукообразование




Актовый зал


Актовый зал

Каб.31

Зачет



видеозапись


декабрь

2

9

16




23


18.20-19.05

18.20-19.05

15.00-15.45




18.20-19.05


Репетиция

Репетиция

Вокальный конкурс «Ступени к мастерству»

Репетиция


1

1

1




1

Артикуляция

Дыхание

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

Метро-ритм

Каб.31

Каб.31

Актовый зал



Каб.31



Беседа о конкурсе


январь

13

29



27


18.20-19.05

18.20-19.05



18.20-19.05



Репетиция

Репетиция



Репетиция

1

1



1

Звукообразование

Работа над хоровым репертуаром

Метро-ритм

Каб.31

Каб.31



Каб.31


зачет







февраль

3

10



17



21

18.20-19.05

18.20-19.05



18.20-19.05



15.09 -15.45

Репетиция

Репетиция



Сценическая

репетиция


Выступление

на концерте

1

1



1



1


Дыхание

Работа над хоровым репертуаром

Музыкально-исполнительская работа

Концертная деятельность

Каб.31

Каб.31



Актовый зал


Актовый зал

Фронтальный опрос




зачет


март

2



5


15


18.20-19.05



15.00-15.45


18.20-19.05


Сценическая репетиция


Выступление

на концерте

Репетиция


1



1


1

Музыкально-исполнительская работа

Концертная деятельность

Работа над хоровым репертуаром


Актовый зал


Актовый

зал

Каб.31

зачет


апрель

6

13

20


27

18.20-19.05

18.20-19.05

18.20-19.05


18.20-19.05

Репетиция

Репетиция

Репетиция


Репетиция


1

1

1


1

Метро-ритм

Работа над хоровым репертуаром

Артикуляция


Каб.31

Каб.31

Каб.31


Каб.31

опрос


май

4



6


18



25

18.20-19.05



15.00-15.45


18.20-19.05



18.20-19.05


Сценическая репетиция


Выступление


Репетиция



Виртуальный концерт


1



1


1



1

Музыкально-исполнительская работа

Концертная деятельность

Работа над хоровым репертуаром

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

Актовый зал


Актовый зал

Каб.31



Актовый зал





Зачет



Анализ видеозаписи






Требования к знаниям и умениям обучающихся.


После первого года обучения кадет должен знать:

- правила охраны детского голоса

- что такое певческое дыхание

- правила певческого звукообразования гласных и артикуляцию согласных звуков

- что такое ритм и метр

- динамические оттенки громкости

- средства музыкальной выразительности

- свои партии в изученном репертуаре


Кадет должен уметь:

- правильно интонировать мелодии песен и тренировочные попевки и упражнения

- правильно вокально формировать гласные и согласные звуки

- анализировать собственное исполнение и исполнение своих товарищей


При обучении детей пению используются следующие методы:


1) Словесные методы (рассказ, беседа, показ, объяснение);

2) Методы организации и стимулирования музыкальной деятельности (метод игровых ситуаций, упражнение);

3) Практические методы вокальной работы с детьми (концентрический метод М.И. Глинки, фонетический метод, метод мысленного пения и др.).


Каждый метод представляет собой систему приемов, направленных на достижение наилучших результатов в обучении пению. К основным приемам обучения пению относятся следующие: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пение без сопровождения, пение закрытым ртом, вокализация, речевая декламация и т.д.

В практической работе педагогом широко используются элементы таких частных методик развития слуха и голоса, как “хоровое сольфеджио” Г. Струве, методики относительной сольмизации П. Вейса, Н. Долматова, методика развития детского голоса Г.П. Стуловой. Этот процесс сопровождается зрительной наглядностью (рисунки, таблицы, нотная запись) и подкрепляется двигательно-моторной активностью учащихся. С этой целью на занятии применяются различные игровые методы включения элементов музыкальной грамоты в процесс вокально-хоровой работы.


Техническое оснащение занятий:


– Класс с инструментами (фортепиано, синтезатор), актовый зал;

– Музыкальный центр, телевизор, микрофоны, микшерский пульт, колонки

– Шкафы для хранения нот, аппаратуры;

– Метроном;

– Костюмы для выступлений;

- Музыкальные фонограммы -1.



Литература

Асафьев Б. О хоровом искусстве. – Л., 1980.

Варламов А.Е. Полная школа пения. – М.: Музгиз, 1953.

Венгрус Л.А. Начальное интенсивное пение. – СПб: Музыка, 2000.

Глинка М.И. Упражнения для уравнения и совершенствования гибкости голоса. – М., 1910.

Дмитриев. Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 1970.

Локшин Д. Л. Хоровое пение в русской школе. – М., 1957.

Пигров К.А. Руководство хором. – М., 1964.

Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. – М., 1985.

Попов В.С., Халабузарь П.В., Иодко М.Р. Хоровой класс / Сборник примерных образовательных программ для педагогов дополнительного образования по инструментальной музыке и вокальному искусству. Вып. 40., Ч.1./ Под общ.ред. Минько Н.Г. – М., 2004. (Библиотечка педагога доп.образования)

Соколов В. Работа с хором. 2-е изд. – М., 1983.

Струве Г. Хоровое сольфеджио. – М., 1988.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Классикс Стиль, 2005.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – В кн.: Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!