СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Музеи, парки и усадьбы Москвы" 1-4 классы (внеурочная деятельность)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель внеурочной деятельности состоит в подведении детей к пониманию, что их малая родина Москва - столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей. В ходе реализации программы предполагается проведение исследовательской работы по изучению родного края, экскурсионные выезды в музеи, парки, усадьбы города Москвы. 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Музеи, парки и усадьбы Москвы" 1-4 классы (внеурочная деятельность)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»


ГБОУ Школа № 2065

Россия, 142784, г.Москва, г.Московский, ул. Радужная, дом 5.

ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790


тел. / факс: 8 (495) 642-60-96;

email:[email protected];

web: www.sch2065tn.mskobr.ru





ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

ГБОУ Школа №2065

Протокол №1 от 28.08.2015 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ Школа №2065

___________________Н.С.Файдюк

01.09.2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «Музеи, парки и усадьбы Москвы»

внеурочная деятельность

1-4 классы
















г. Москва

2017



I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами программы является готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формированию мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; формирование основ российской и гражданской идентичности.

У обучающегося будет формироваться:

 - чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

 -   интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-   планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;

-   заниматься самостоятельным исследовательским поиском;

-   различать способ и результат действия;

-   вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.

2. Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

-   ориентироваться в парковой, музейной и усадебной терминологии;

- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;

-   составлять план поисково-исследовательского проекта;

-   находить и обрабатывать информацию;

-   ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

- анализировать объекты, выделять главное.

3. Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

-   описывать конкретные экспонаты и события;

-   правильно задавать вопросы респондентам;

-   договариваться, приходить к общему решению;

-   работать в группе;

-   высказывать суждения, аргументировать.

Планируемые результаты освоения программы

В процессе работы по данной программе у учащихся формируются следующие компетенции:

  • высокий уровень знаний по москвоведению и предметам эстетического цикла;

  • формирование исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;

  • умение анализировать и оформлять полученные знания;

  • социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;

  • развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города.

Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы.

С помощью художественно-эстетического воспитания у учащихся выстраивается целостная картина мира. Таким образом, через внеурочную деятельность посредством творческого развития происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.

Ожидаемые результаты:

1. Выработка у учащихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота;

2. Повышение интереса к деятельности музеев у учащихся;

3. Формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей;

4. Совершенствование учебно - воспитательного процесса.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

  • природные условия города;

  • исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;

  • исторические и культурные достопримечательности: Кремль, соборы Кремля, памятники знаменитым москвичам и гражданам России;

  • быт и нравы жителей древней Москвы;

  • имена и биографии знаменитых москвичей;

  • «литературную и театральную» Москву;

  • «военную историю» Москвы;

  • правила поведения и безопасности в городе;

  • смысл понятий: экспонат, экскурсия, коллекция, экспозиция;

  • правила поведения в музее.

  • читать план города, охранять объекты, памятники истории и архитектуры родного города;

  • в доступной форме излагать знания о Москве;

  • наблюдать за происходящим и интересоваться историей родного края;

  • уважительно относиться к предметам старины;

  • отбирать материал, обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;

  • логически и правильно излагать усвоенный материал;

  • использовать навыки исследовательской работы;

  • работать с цифрами и датами;

  • отличать архитектурные памятники один от другого;

  • работать в коллективе;

  • задавать вопросы, составлять рассказы;

  • выступать перед аудиторией и слушать других.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1-2 класс

учащиеся должны знать:

учащиеся должны уметь:

– историю своего района;

– роль опыта – как источника благосостояния людей;

– символику Москвы (герб, флаг);

– опасные участки района;

– что такое город;

– историю названия столицы;

– основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва,

подземные кладовые) и их роль в жизни человека;

– основные памятники архитектуры Москвы;

– народно-прикладное творчество Москвы;

– башни и стены Кремля;

– Красную площадь (историческую важность);

– близлежащие улицы Москвы

– называть 5 -7 близлежащих улицы Москвы;

– наблюдать, делать умозаключения;

– пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

– различать природные богатства;

– различать некоторые древние и современные здания;

– оценивать правильность поведения в природе;

– оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила

ОБЖ, уличного движения).


3 класс

учащиеся должны знать:

учащиеся должны уметь:

  • исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;

  • историю родного города;

  • быт и нравы жителей древней Москвы;

  • имена и биографии знаменитых москвичей;

  • правила поведения и безопасности в городе.

  • ориентироваться в городе;

  • работать с картой Москвы;

  • обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;

  • логически и правильно излагать усвоенный материал;

  • отличать архитектурные памятники один от другого;

  • рассказать о своем городе,

  • провести своеобразную экскурсию по Кремлю,

  • давать словесное описание объектов;

  • мыслить образами, сохранять их в памяти;

  • работать в группе.

4 класс

учащиеся должны знать:

учащиеся должны уметь:

  • историю и архитектуру родного города;

  • топонимику и историю центральных улиц и районов города;

  • «адреса» известных жителей города;

  • «литературную и театральную» Москву;

  • «военную историю» Москвы.

  • работать с картой Москвы; выбирать наиболее оптимальный вариант;

  • отбирать материал, обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;

  • использовать навыки исследовательской работы;

  • работать с цифрами и датами;

  • делать сжатые деловые записи;

  • отличать архитектурные памятники один от другого;

  • провести своеобразную экскурсию по Москве;

  • пользоваться приемами реконструкции событий при рассказе о городе:

  • наблюдать и мыслить образами, сохранять их в памяти;

  • уметь составлять зрительный ряд;

  • работать в коллективе.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего города через изучение его достопримечательностей; ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего города, его прошлому и настоящему; истории своей школы, района, города.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической информации.


II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

ЦЕЛЬ внеурочной деятельности курса состоит в подведении детей к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • сформировать у школьников представление о Москве;

  • пробудить интерес к прошлому и настоящему города;

  • приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем;

  • воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры;

  • раскрытие доступных для понимания учащимися связей, существующих в большом городе — природа и планировка города, местоположение города и его влияние на рост и развитие, природа и занятия жителей, обычаи и традиции предков и современная культура;

  • создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;

  • воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич;

  • воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;

  • повышение общей культуры и эрудиции школьников;

  • развитие наблюдательности, речи, общего кругозора школьников.

Программа раскрывает учащимся связи родного края, города с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории города с историей нашей страны. Почувствовать причастность к ней каждой семьи, каждого человека города.

Программа курса "Музеи, парки и усадьбы Москвы" рассчитана на учащихся 8-9 лет. Во 2 классе на изучение программы отводится 68 часов в год. В ходе реализации программы предполагается проведение исследовательской работы по изучению родного края, экскурсионные выезды в музеи, парки, усадьбы города Москвы.

Основные методы и технологии:

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Принципы реализации программы:

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно - ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно - ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

Актуальность: данная программа является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданской позиции. Краеведение открывает богатейшие возможности для формирования у школьников чувства патриотизма, гордости за свой город.

Новизна: данная программа помогает лучше познакомить учащихся с тем, как складывалась архитектурно-планировочная среда города, научить свободно ориентироваться в его физическом и историческом пространстве, считывать историческую и культурологическую информацию с городских топонимов и зданий центральных районов.

В содержание программы внеурочной деятельности также включаются 3 тура олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы»:

  • Вводный тур «Разминка»

Вводный тур - это, по сути, заявка на участие в турах основного этапа Олимпиады. Здесь требуется выполнить задания общего характера на сайте Олимпиады. 

  • Заочный тур «Музейное приветствие»

Команда-участник выбирает музей, в который она хочет пойти, и проходит заочный тур для этого музея. У парков не бывает заочного тура.

Заочный тур содержит 5 тестовых вопросов, ответить на которые надо в Интернете, на страничке выбранного музея. У каждого музея - свой заочный тур. Только после прохождения заочного тура по музею участник получает возможность скачать «Приглашения» в этот музей. Каждый участник сам решает, сколько заочных туров по разным музеям и усадьбам выполнять. Здесь нет ограничений. Выполнять задания заочных туров можно в любой момент во время проведения Олимпиады.

  • Очный тур «Музейный водоворот» 

Очный тур по паркам немного отличается от очного тура по музеям и усадьбам (на всех фотографиях, которые участник делает в парке, должна быть зверушка-путешественница). Задания очного тура составлены так, что найти ответы на них можно только на территории самого культурного объекта (!). Здесь участники должны быть особенно внимательны!

При посещении каждого музея, парка и усадьбы необходимо делать фотографию участника Олимпиады и загружать её в личный кабинет.

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; устные выступления; презентация; работа в группе; выполнение анкетных заданий в период экскурсионных выездов.



III. Тематическое планирование

1-4 классы (68 ч)

Наименование раздела, темы

Введение (2 ч)

1

Вводное занятие. Беседа «Москва – столица нашей Родины». Инструктаж по ТБ.

2

Рассказ "История города в названиях улиц". Виртуальная экскурсия по Москве.

Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» (58 ч)

3

Вводный тур «Разминка».

4

Заочный тур «Музейное приветствие».

Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в парк).

Презентация результатов посещения парка.

5

Заочный тур «Музейное приветствие».

Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в усадьбу).

Тестирование.

6

Заочный тур «Музейное приветствие».

Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в музей).

Отчёт о посещении музея.

7

Заочный тур «Музейное приветствие».

Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в музей).

Отчёт о посещении музея.

8

Заочный тур «Музейное приветствие».

Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в парк).

Презентация результатов посещения парка.

9

Заочный тур «Музейное приветствие».

Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в музей).

Отчёт о посещении музея.

10

Заочный тур «Музейное приветствие».

Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в музей).

Презентация результатов посещения музея.

Интересно о Москве (8 ч)

11

Отгадывание ребусов "Отгадай название района Москвы", "Где впервые встречается имя города".

12

Виртуальная экскурсия "Район, в котором я живу". Сравнение гербов разных городов, значение элементов и цвета). Практическая работа: создание герба школы (рисунок с элементами аппликации).

13

Литературная мини-композиция «Поклонимся великим тем годам». Прослушивание песен на военную тематику. Просмотр видеофрагмента "Вечный огонь у стен Кремля".

14

КВН «На семи холмах».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!