СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Музыка" для детей трех-пятилетнего возраста Школы раннего развития "Шаг в будущее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Музыка" для Школы раннего развития детей трех-пятилетнего возраста составлена с опорой на возрастные особенности дошкольников. Здесь прописана  работа над дикцией и артикуляцией, дидактические игры, слушание музыки, пение, игра на различных шумовых инструментах...

Просмотр содержимого документа
«Программа "Музыка" для детей трех-пятилетнего возраста Школы раннего развития "Шаг в будущее"»

Пояснительная записка

к рабочей программе по музыке Школы Раннего Развития детей дошкольного возраста 4-5 лет

в 2021– 2022 учебном году

Программа курса «Музыка» в качестве приоритетной задачи имеет развитие певческих и разговорных способностей детей раннего возраста и определяет их общее развитие. Программа связана с предметными областями учебного плана «Развитие речи», «Театральное творчество», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир»,  «Психология раннего возраста», «Музыка».

Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

5) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства;


3) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

4) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

6) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

Предметные результаты

1) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;


2) умение воспринимать искусство и выражать свое отношение к художественному произведению;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры человека;

4) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Требования к уровню подготовки учащихся

1 Раздел. Работа над постановкой певческого дыхания и осанки (правильная посадка)

Дошкольник научится:

  • Основным правилам поведения на занятиях,

  • Бережно относиться к своему организму;

  • Осознавать роль музыки в жизни человека;

Дошкольник получит возможность научиться:

  • -проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;

  • -импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;


Возрастные особенности детей четвертого года жизни.


Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес маленького человека к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В музыкальных играх и продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.


Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.


Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется

возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.


      1. Задачи развития и воспитания:
  1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.

  2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.

  3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

  4. Обогащение опыта самопознания дошкольников.

  5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.



Рабочая программа составлена на основе «Программы познавательной деятельности курса «Музыка» с опорой на «Синтез искусств» автора О.А. Куревиной «Путешествие в прекрасное»

(Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).

По своей природе искусство произошло от игры, от подражания. Поэтому искусство близко ребенку именно своей игровой природой.

Цель курса – развитие личности ребенка средствами различных видов искусства. Особенность данной программы заключается в том, что делается попытка создать у ребенка целостное представление о мире, синтезируя такие виды искусства, как музыка, театр, изобразительное искусство, искусство слова, а не разделяя их, как это принято в традиционной педагогике.

Задачи работы с младшими дошкольниками:

  • готовить детей к восприятию различных видов искусства;

  • дать элементарное представление о разных способах отражения действительности в искусстве;

  • учить видеть явления искусства в окружающей ребенка жизни.

  • приобретение музыкально-певческих навыков и умений; развитие музыкальности, эмоциональной выразительности, голоса, слуха и памяти.

  • повышение культурного уровня детей, формирование интереса к творческой, музыкальной деятелъности.

  • включение детей в исполнительскую деятельность;

  • развитие коммуникативных способностей личности.

  • подготовка детей к участию в праздничных мероприятиях гимназии (Новый год, 8 марта…)



Речь, искусство слова

Музыка

Изобразительное искусство

Пластика, ритмика, театральные формы

1. Знакомить с речевым этикетом, особенностями общения в различных бытовых ситуациях. Учить использовать формы речевого этикета адекватно ситуации.

Научить точно копировать заданные звуки. Познакомить с разными звуками (хлопками, голосом, ударами и т.д.).

Познакомить с объемными и плоскими формами в природе. Учить отличать объемные и плоские формы в природе.

Познакомить с мимикой, жестами и пластикой в речевом общении. Учить разыгрывать ситуации приветствия, прощания с их использованием.

2. Показать возможности звукоподражания на основе правильной дикции. Учить слушать свой голос и контролировать чистоту дикции.

Показать разницу между музыкальными и немузыкальными звуками. Научить отличать музыкальные и немузыкальные звуки.

Познакомить с различными способами создания цветовых пятен (свет дневной, искусственный, через цветное стекло, через объектив фотоаппарата). Научить проецировать цвет при помощи различных материалов.

Показать разницу между различными движениями (шаг, бег, прыжки) и покоем. Учить четко выполнять движения и находить их аналогии в жизни.

3. Дать представление о роли дыхания при говорении. Вырабатывать легочно-диафрагмальное дыхание.

Дать представление о зависимости силы голоса от дыхания. Развить долгий выдох при произнесении звуков разной высоты.

Дать представление об объемах различной формы в жизни. Научить жестовому рисованию объемов различной формы с координацией дыхания.

Показать особенности дыхания при движении. Учить координировать звук, движение, дыхание.

4. Показывать словесное богатство родного языка. Обогощать словарный запас детей.

Показывать звуковое и интонационное богатство окружающего мира. Вырабатывать акустический слух.

Показать многообразие цвета, материала, объема. Учить определять цвета, объемы, материалы в окружающем мире.

Показать многообразие мимики, жестов, движений. Учить фиксировать внимание на мимике, жестах, пластике.

5. Дать представление об устной речи, об органах речи. Учить слушать звучащую речь, реагировать на заданные вопросы, участвовать в беседе.

Дать представление о специфике музыки как звукового вида искусства. Учить слушать музыкальное произведение от начала до конца.

Дать представление о специфике произведений изобразительного искусства, о роли органов зрения в их восприятии. Учить внимательно рассматривать произведение живописи, скульптуры, архитектуры.

Дать представление о специфике жеста, мимики, движения в выражении чувств человека. Учить выражать чувства в движении, мимике, жестах.

6. Познакомить с устным народным творчеством. Учить соотносить правду и вымысел. Учить наизусть произведения малых фольклорных жанров.

Дать представление об особенностях народной музыки. Учить соотносить народную музыку с явлениями жизни.

Дать представление об эстетическом в повседневной жизни. Учить воспринимать декоративно-прикладное искусство.

Дать представление о характерных движениях народного танца. Учить выполнять эти движения.



Данная программа рассчитана на ознакомление детей с музыкой 3-4 лет по одному учебному часу в неделю (15 минут по СанПин-нормативам)

Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.


Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности;

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

- креативность (творческая организация) процесса обучения;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- уважительное отношение к детским результатам;

- обеспечение развития ребенка в процессе обучения.


Программа предусматривает развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.). Программа стимулирует развитие любознательности.


Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.

Содержание рабочей программы курса «Музыка» состоит из трех составляющих:

- предметное окружение;

- явления общественной жизни;

- мир природы.

Отбор программного материала осуществляется с опорой на известные принципы Я.А. Коменского:

- энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает);

- природосообразность (человек – часть природы, и он подчиняется ее законам);

- воспитательная ценность знаний.


Воспитание у ребенка интереса к музыке начинается с умения вслушиваться, любоваться красотой мелодии; проявлять любознательность и желание петь.

Музыкальное воспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Это обеспечивает эффективность решения поставленных задач, доступных для детей.

Общеизвестно, что занятия музыкой помогают всестороннему развитию ребенка, повышают его общий интеллектуальный уровень, помогают развить слух, память, образное мышление, воображение, мелкую моторику, а также образно-эмоциональную сферу.


Обучение музыке в раннем дошкольном возрасте включают в себя занятия пением, слушание музыки, музыкальные игры и танцы.

Пение – основной вид музыкальной деятельности, в которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребёнка, активно формируются музыкальные способности. Певческий процесс, общение с музыкальным искусством является основным воспитательным и развивающим детей фактором.

В процессе обучения пению у детей, помимо развития голосового аппарата, развиваются лёгкие, укрепляются мышцы живота и диафрагмы, устраняются логопедические недостатки, укрепляется нервная система, предотвращаются простудные заболевания. Также на музыкальных занятиях у детей развиваются психические функции: мышление, память, воображение, речь; дети учатся самостоятельно оценивать свои действия и действия других. Проявляется стремление к самовыражению, развивается творческая активность, умение управлять своим голосом и телом. Формирование певческих навыков, овладение исполнением небольших детских песенок и попевок в процессе обучения тесно взаимосвязано с развитием личностных качеств детей. Дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, общительными.

В процессе регулярных музыкальных занятий, как убеждают результаты работы по программе, выявляются наиболее музыкально-одаренные дети.


Педагог создает условия для включения детей в активную исполнительскую музыкальную деятельность, воспитывая эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

По окончанию данного курса дети умеют:
  1. Различать музыкальные и немузыкальные (шумовые, разговорные) звуки.

  2. Определять высоту звука (регистр высокий, средний или низкий).

  3. Ритмизовать слова по произнесенным слогам (односложные, двусложные, трехсложные слова).

  4. Соблюдать слоговую структуру слов.

  5. Четко выполнять артикуляционные упражнения, интонировать речевые высказывания.

  6. Дифференцировать право и лево

  7. Петь скороговорки


Принципы, реализуемые в образовательной программе:

  • Принцип системности. Обеспечивает эффективное решение выдвигаемых задач при минимальной затрате педагогических усилий и максимальной вовлеченности детей в исполнительский и художественно-творческий процесс. Результаты реализации этого принципа проявляются в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений, включённых в распевание и направленных на систематическое и последовательное развитие основных качеств певческого голоса и вокальных навыков.

  • Принцип коллективного характера обучения и учёта индивидуальных особенностей учащихся. Реализация принципа индивидуального подхода при коллективном занятии идёт по пути учёта возрастных и индивидуальных возможностей, а также певческого опыта и общего развития учащихся.

  • Принцип сознательности и творческой активности. Означает исключение методов наказания, опору на сознательное стремление детей к высокому результату в коллективно-исполнительской деятельности.

  • Принцип комплексности. Предполагает интеграцию всего комплекса воспитательно-образовательных мер вокруг ребенка, обеспечение эмоционально-положительного фона в обучении.


Распевание включает в себя комплекс музыкально-исполнительских упражнений, направленных на формирование певческих навыков (певческой установки, дыхания, звукообразования, звуковедения, дикции и др.). Каждое упражнение несёт свою задачу и формирует определённый певческий навык. Упражнения в процессе обучения заменяются на более сложные, совершенствующие умения детей.

Раздел распевания строится следующим образом:

  • Упражнения (без пения) направленные на развитие артикуляционного аппарата;

  • Упражнения, формирующие певческое дыхание (тренировка мышц брюшного пресса, развитие фонационного выдоха);

  • Упражнения, развивающие вокальную технику, формирующие такие певческие навыки как: единая манера звучания, достижение унисонного звучания голосов поющих, единое формирование гласных, сглаживание регистрового звучания, расширение звуковысотного и динамического диапазонов, атака звука и звуковедение, дикция, и др.


В целом, раздел распевания занимает около 5-7 минут.



Проектируемые результаты

  • Формирование устойчивого интереса к музыкальным занятиям, к коллективной музыкально-творческой деятельности.

  • Сформированность музыкально-художественного вкуса и интереса к музыке.

  • Овладение начальными певческими умениями и навыками, развитие голоса и слуха в рамках индивидуальных возможностей. Умение самостоятельно небольшие детские песенки и попевки

Цель: пробудить у детей устойчивый интерес к музыке, стремление к занятиям пением; активизировать разносторонние творческие проявления.

Задачи:

  • Развитие эмоциональной отзывчивости детей;

  • Освоение элементарных музыкально-певческих навыков;

  • Формирование сознательного стремления к унисонному звучанию.

Работа с детьми дошкольного возраста во многом предопределяет их дальнейшее развитие. Педагог должен на этой ступени, прежде всего, пробудить у детей интерес и любовь к музыке, создав на уроке эмоционально насыщенную обстановку, способствующую активному вовлечению детей в процесс музыкального восприятия, развитию их самостоятельности и творческой инициативы.

Одной из характерных черт работы с дошкольниками является развитие их эмоциональности. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших составляющих музыкальных способностей, она связана с развитием эмоциональной чувствительности в жизни. Развитию эмоциональной выразительности исполнения необходимо уделять особое внимание. Эмоционально-осмысленное пение обязательно активизирует воображение детей. На данном этапе обучения ребята знакомятся с основными музыкально-певческими навыками: певческая установка, дыхание, звукообразование, звуковедение, дикция. А также начинают разучивать первые несложные песенки.

Основу художественного репертуара на подготовительном этапе составляет песня. В работе над песней особенно наглядно проявляется воспитательная и образовательная основа музыкальных занятий. Очень важно, чтобы исполняемые произведения были понятны детям по содержанию, доступны по средствам музыкальной выразительности и ярко эмоциональны. После выразительного показа песни педагогом, необходимо предложить ребятам определить содержание текста, характер музыки, темп.

По ходу разучивания песен дети получают также элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при музыкальном разборе содержания песни знакомятся с основными характеристиками произведения, анализируют скорость и громкость и др. Для полноценного художественного разбора необходимо воспитывать у детей эмоциональное отношение к поэтическому тексту и мелодии песен. Это помогает развивать у них музыкальность, обогащает их внутренний мир. Поэтическая и собственно музыкальная сторона художественно-творческой деятельности должны быть тесно между собой связаны, особенно на данном этапе обучения.

Во время работы над разучиванием песни используются различные методические приёмы: исполнение хором, группами, индивидуально, пропевание по фразам (цепочкой), частично вслух и частично про себя (для развития внутреннего слуха) и т. д.

Детям среднего дошкольного возраста свойственна несконцентрированность внимания, быстрая утомляемость, поэтому урок должен строиться из чередования разных форм работы: использование детских шумовых инструментов, пальчиковых, музыкально-двигательных и музыкально-дидактических игр, слушание музыки, ритмические задания, разучивание новой песни, повторение уже освоенного репертуара, работа над скороговорками.

С первых же занятий педагогу необходимо учить детей внимательно слушать музыку и анализировать музыкальные впечатления, давая оценку прослушанному. Музыкальный репертуар, подготовленный педагогом для музыкально-дидактических игр, слушания и разучивания должен соответствовать возрасту детей, быть понятным и интересным. При прослушивании легких пьес педагог знакомит детей с понятиями: "песня", "марш", "танец"; включает музыкальные примеры изобразительного характера. Постепенно даются понятия о высоких и низких звуках, о музыке плавной и отрывистой, быстрой и медленной, громкой и тихой. Таким образом, дети учатся различать характер музыки - грустный, веселый, спокойный, бодрый.

Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю. Всего 37 часов.


Проектируемые результаты:

  • формирование стойкого интереса к музыкальным занятиям, эмоционально-положительное отношение к роли исполнителя;

  • приобретение представления об основных музыкальных жанрах, о пении и его особенностях;

  • усвоение основных певческих исполнительских навыков и возможности их адекватно применять при исполнении простейших музыкальных произведений;

  • умение продемонстрировать в коллективном исполнении унисонного звучания;

  • умение эмоционально насыщенно исполнять музыкальные произведения различного характера



ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:


  • Знакомство. Игра «Угадай, чей голосок»
  • Песенки с использованием мягких игрушек «Зайчик», «Мишка», «Серенькая кошечка» и «Два кота» и др.
  • Знакомство со сказкой «Язык Языкович» (для развития дикции и артикуляции)

  • Человек. Части тела Правая и левая стороны (В игре «Буги-Вуги»)
  • Огород. Овощи (разучивание песенок про осень и урожай)
  • Музыкально-дидактические игры

  • Игры на внимание («Наоборот»)

  • Метро-ритмические игры

  • Знакомство с музыкальными инструментами

  • Игра на элементарных шумовых инструментах

  • Использование микрофона в пении

  • Знакомство с классическими произведениями («Времена года» А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.)

Календарно-тематический план

для детей дошкольного возраста (3-4 лет),

в Школе раннего развития

МАОУ Вторая гимназия на 2020-2021 уч.г.

Тема

Ход урока

часы

даты

Примечания


Воспитательные мероприятия практической направленности

1

Урок-знакомство. Музыкальное приветствие

Музыкальное приветствие (пропевание и «раскачивание» слов на гласных звуках)

Игра «Угадай, чей голосок!»


1

4 сентября 2021

Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Звуки музыкальные и немузыкальные

Беседа о звуках. Сравнение музыкальных и немузыкальных звуков (мелодические звуки, которые можно спеть, пение птиц, шуршание листвы…) Разучивание коротких песенок и попевок для распевания

3

11, 18, 25 сентября


3

Работа над дикцией и артикуляцией

Знакомство со сказкой «Язык-Языкович».

Выполнение артикуляционной гимнастики в игровой форме на фоне звучания классической музыки

(И.-С.Баха, В.-А.Моцарта, Л.-В. Бетховена, А.Вивальди, К. Дебюсси, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского и др.)

3

2, 9, 16 октября


4

Знакомство с музыкальными регистрами: распознавание звуков высоких, средних и низких

Интонирование звуков различной высоты, показ звуковысотности при помощи руки во время интонирования педагога.

Игра «Медведь и воробышки»

2

23, 30 октября

Развитие эмпатии, как понимания чувств других людей и сопереживания им.

5

Работа над постановкой певческого дыхания и осанки (правильная посадка)

Постановка правильного певческого дыхания при помощи игровых упражнений и разучивания детских песенок новогодней тематики

Зимние музыкальные игры «Мороз», «Заморожу», «Цветные карандаши» и др.

7

6, 13, 20, 27 ноября,

4, 11, 18 декабря


6

Новогоднее праздничное мероприятие (утренник)

Подведение итогов первого полугодия посредством участия детей в Новогоднем утреннике и исполнения разученного репертуара

1

25 декабря


7

Определение на слух разного количества одновременно звучащих звуков (1,2, много)

В игровой форме (по типу игры в прятки), дети распознают, сколько одновременно педагог сыграл звуков на фортепиано

2

15, 22 января 2022г.



8

Продолжение работы над постановкой певческого дыхания и правильного интонирования

Постановка правильного певческого дыхания при помощи игровых упражнений и разучивания различных детских песенок

9

29 января,

5, 12, 19, 26 февраля,

5, 12, 19, 26 марта

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (животных…)

9

Введение в работу шумовых инструментов

Присоединение к разученному репертуару (детским песням) детского шумового оркестра

2

2, 9 апреля


10

Развитие музыкального слуха посредством игры на различных музыкально-шумовых инструментах. Создание детского оркестра

Разучивание новых песен с использованием шумового оркестра

3

16, 23, 30 апреля,



11

Работа с микрофоном

Пение песен из разученного репертуара каждым ребенком в микрофон (по куплетам или небольшим фрагментам, заранее оговоренным с ребятами)

3

7. 14, 21 мая

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

12

Урок - праздник.

Итоговое занятие.


Работа с аниматорами. Игры.

1

28 мая




ИТОГО:

37 ч.




































Возрастные особенности детей 4–5 лет


Возрастные особенности детей пятого года жизни. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные музыкальные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Наряду с игрой, у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, в том числе, и музыкальные. Намного разнообразнее становятся сюжеты песенок и попевок, становится более сложным мелодический рисунок произведения, хотя музыкальные навыки детей остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.


Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать песню, последовательно выделять в них отдельные части, фразы и устанавливать соотношение между ними.

Если взрослый невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения с взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.


Задачи воспитания и развития:

  1. Дальнейшее укрепление психофизического здоровья, развитие двигательной активности детей.

  2. Развитие познавательной активности через обогащение опыта деятельности, самопознание, представлений об окружающем мире и музыке.

  3. Формирование гуманных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных музыкально-дидактических играх и занятиях.

  4. Воспитание самостоятельности и инициативы на основе освоения разнообразных способов действий и развития стремления к самоутверждению.

  5. Развитие творческих проявлений в художественной, изобразительной и игровой деятельности.



Игровая деятельность


На пятом году жизни приобретенный детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Учитывая это, педагог стимулирует проявление доброжелательности в отношениях между детьми, внимательно изучает общение детей со сверстниками, создает условия для самодеятельных совместных игр в небольших подгруппах (от 2 до 3–5 человек).

Главными педагогическими задачами становятся:

  • развитие сюжетов и тематики игр, овладение детьми первичными умениями сюжетосложения;

  • обогащение содержания игровых действий;

  • формирование умений устанавливать разнообразные ролевые отношения и вести ролевой диалог;

  • стимулирование детской игровой самостоятельности и творчества и др.


Виды игр; игровая тактика педагога. Игровой репертуар пополняется: более разнообразными становятся сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные). В играх дети находят отражение разнообразных бытовых сюжетов и новых впечатлений о жизни и труде людей (семья, магазин, детский сад, парикмахерская и др.) Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации.


Развитие у детей интереса к музыкально-театрально-игровой деятельности проявляется в совместном с педагогом участии в играх-драматизациях, играх-песнях на темы изучаемых песенок и попевок. С помощью мимики, жестов, движений дети передают разное эмоциональное состояние персонажей.


Дети 4–5 лет ревностно относятся к своим игровым территориям и проявляют открытый негативизм к сверстникам, которые на них вторгаются без спроса. Это может служить источником конфликтов, избежать которые поможет продуманная заранее обстановка.


Многие игры используются как средство решения определенных обучающих и развивающих задач. Например, обучающие игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму, для развития счетных навыков, речевых умений. В таких играх воспитатель побуждает детей к активному решению познавательных задач, воспитывает сосредоточенность, внимание, настойчивость в достижении цели.

Учебно-предметно-дидактические игры помогают дошкольникам в познании свойств и признаков объектов в процессе реальной практической деятельности, стимулируют дальнейшее развитие интеллектуально-перцептивных умений. Дети учатся принимать поставленную воспитателем игровую задачу или выдвигать ее самостоятельно в соответствии с правилами игры, достигать нужного результата; контролировать достижение игрового результата в соответствии с игровой задачей; объяснять сверстникам, как получить результат; отвечать на вопросы воспитателя о ходе игры и предполагаемом результате.


В музыкально-дидактических играх дети активно пользуются словарем в обозначении размерных, темповых, динамических признаков и соотношений музыки в игре, игровых действиях.







Календарно-тематический план

по музыке

для детей дошкольного возраста (5 лет),

в Школе раннего развития

МАОУ Вторая гимназия


Так как ребята приходят в школу раннего развития МАОУ ВНГ на любом этапе, начиная новый учебный год с нуля, то дети пятилетнего возраста должны познакомиться, практически, с теми же формами и видами музыкально-творческой деятельности, что и дети 3-4-х-летнего возраста, но с небольшими дополнениями, соответствующими их возрастным психофизическим особенностям.


Тема

Ход урока

часы

даты

Примечания


Воспитательные мероприятия практической направленности

1

Урок-знакомство. Музыкальное приветствие

Музыкальное приветствие (пропевание и раскачивание слов на гласных звуках)

«Ритмические эхо»


1

4 сентября 2021г.

Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Звуки музыкальные и немузыкальные

Беседа о звуках. Сравнение музыкальных и немузыкальных звуков (мелодические звуки, которы можно спеть, пение птиц, шуршание листвы…) Разучивание коротких попевок для распевания

3

11, 18, 25 сентября


3

Работа над дикцией и артикуляцией

Знакомство со сказкой «Язык-Языкович».

Выполнение артикуляционной гимнастики в игровой форме на фоне звучания классической музыки

(И.-С.Баха, В.-А.Моцарта, Л.-В. Бетховена, А.Вивальди, К. Дебюсси, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского и др.)

2

2, 9 октября


4

Знакомство с музыкальными регистрами: распознавание звуков высоких, средних и низких

Интонирование звуков различной высоты, показ звуковысотности при помощи руки во время интонирования педагога.

Игра «Зайцы и волк»

2

16, 23 октября

Развитие эмпатии, как понимания чувств других людей и сопереживания им.

5

Работа над правильной осанкой и выработка певческого дыхания в упражнениях

Постановка правильного певческого дыхания при помощи игровых упражнений и разучивания различных детских песенок.


Зимние музыкальные игры «Мороз», «Заморожу», «Цветные карандаши» и др.

8

30 октября, 6, 13, 20, 27 ноября, 4, 11, 18 декабря


6

Новогоднее праздничное мероприятие (утренник)

Подведение итогов первого полугодия посредством участия детей в Новогоднем утреннике и исполнения разученного репертуара

1

25 декабря


7

Определение на слух разного количества одновременно звучащих звуков (1,2, много). Работа над выработкой акустического слуха.

В игровой форме (типа игры в прятки), дети распознают, сколько одновременно педагог сыграл звуков на фортепиано

3

15, 22, 29 января 2022г.


8

Развитие чувства ритма

Разучивание детских песен на метро-ритмической основе.


5

5, 12, 19, 26 февраля, 5 марта


9

Слушание музыкальных фрагментов из произведений знаменитых композиторов. Приучение детей к прослушиванию музыки и культуре поведения во время прослушивания музыкальных произведений

Антонио Вивальди «Времена года», Зима. Модест Петрович Мусоргский «Картинки с выставки»: Баба-яга, Балет невылупившихся птенцов, Полет шмеля. Эдвард Григ «В пещере горного короля». Шествие гномов…

3

12, 19, 26 марта

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

10

Введение в работу шумовых инструментов

Присоединение к разученному репертуару (детским песням) детского шумового оркестра

2

2, 9 апреля


11

Развитие музыкального слуха посредством игры на различных музыкально-шумовых инструментах. Создание детского оркестра

Разучивание новых песен с использованием шумового оркестра и кахонов (ударных инструментов)

3

16, 23 апреля


12

Работа с микрофоном

Пение песен из разученного репертуара каждым ребенком в микрофон (по куплетам или небольшим фрагментам, заранее оговоренным с ребятами)

3

30 апреля, 7, 14, 21 мая

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

13

Урок - праздник.

Итоговое занятие.


Работа с аниматорами. Игра.

1

28 мая




ИТОГО:

37 ч.




Работа над выработкой правильного певческого дыхания и музыкального интонирования проводится с детьми непосредственно во время ВСЕХ музыкальных занятий, т.к. благодаря развитию именно этих навыков у ребенка пробуждается музыкальный, мелодический, акустический и гармонический слух. Поэтому, в наших занятиях постоянно используется музыкальная сказка про «Языка-Языковича», в которой идет планомерное развитие всех навыков правильного пения: развитие дикции, артикуляции и правильного певческого дыхания, а также, звуковысотного слуха.

В раннем возрасте у детей мышцы дыхательного аппарата (диафрагма, легкие, брюшной пресс, мышцы живота) еще плохо развиты, т.к. в разговорной речи не акцентируется внимание продолжительности выдоха. Поэтому, у детей, как правило, фонационный выдох составляет всего 3-5 секунд. Задача педагога состоит в том, чтобы не только научить ребенка правильному певческому дыханию, но и развить продолжителдьность выдоха при пении с помощью специальных упражнений и игр.



Репертуарный список


  1. Рус.нар.мелодия, сл. З. Петровой «Плясовая» (4л..)

  2. Прибаутка в обр. т Попатенко «Сорока» (4л.)

  3. Муз. В. Калиникова, сл. нар. «Тень-тень-потетень» (4-5л.)

  4. Муз. В. Калиникова, сл.нар. «Киска» (4-5л.)

  5. Муз. А. Лядова, сл.нар. «Зайчик» (4-5 л.)

  6. Муз. А.Лядова, сл.нар. «Сорока» (4-5л.)

  7. Прибаутка в обр. Т. Попатенко «Уж как шла лиса…» (4-5л.)

  8. Прибаутка в обр. М. Иорданского «Скок, скок, поскок» (4-5л.)

  9. Рус. нар. прибаутка «Каравай» (5л.)


Народные песни:

  1. Польская нар. песня «Два кота» (4л.)

  2. Рус. нар. п. в обр. Т. Попатенко «Зайка» (4л.)

  3. Укр. нар. шуточная песня в обр. Т. Попатенко «Пляска» (4л.)

  4. Рус. нар. п. в обр. М. Иорданского «Картошка» (4-5л.)

  5. Рус. нар. п. в обр. М. Иорданского «Как у наших у ворот» (4-5л.)

  6. Рус.нар.песня в обработке Б. Снеткова «Как на тоненький ледок» (5л.)

  7. Белорусская нар. песня «Перепелочка» (5л.)

  8. Румынская нар. п. в обр. Т. Попатенко, рус.текст Ю.Хазанова «Кап,кап…» (5л.)

  9. Укр. нар. п. в обр. Т. Попатенко «Ой, звоны звонят» (5л.)

  10. Рус. нар. п. в обр. М. Иорданского «На горе-то калина» (5л.)

  11. Белорусская нар. п. «Сел комарик на дубочек» (5л.)

  12. Украинская нар. п. в обр. Г. Лобачева, своб. пер. О. Высотской «Веснянка» (5л.)

  13. Рус. нар. п. в обр. А. Жарова «Во кузнице» (5л.)

  14. Рус. нар. п. в обр. В. Рустамова «В сыром бору тропина» (5л.)


Произведения современных композиторов:

  1. Муз. М. Красева, сл. Н. Френкель «Веселая дудочка» (4л.)

  2. Муз. Г. Эрнесакса «Паровоз» (4л.)

  3. Муз. А Филиппенко, сл. Т. Волгиной «Цыплята» (4л.)

  4. ….… «Мишка с куклой пляшут полечку» (4л.)

  5. ……..«Три синички» (4л.)

  6. …… «Котята» (4л.)

  7. …… «Мишка» (4л.)

  8. …… «Куколка» (4л.)

  9. «Зайцы» (4л.)

  10. ……. «Мышка» (4л.)

  11. «Паровозик» (4л.)

  12. …… «Паучок» (4л.)

  13. Сл. и мелодия Т. Бырченко «Снежок» (4л.)

  14. …… «Мишка косолапый» (4л.)

  15. ……. «Мальчик-пальчик»(4л.)

  16. «Десять серых зайцев» (4л.)

  17. Муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Шмаковой «Елка» (4л.)

  18. Муз. В. Казенина, сл. Ф. Лаубе «Песенка ежика» (4л.)

  19. Муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен «Каждый по-своему маму поздравит» (4л.)

  20. Муз. Г. Куриной, сл. В. Стоянова «Киска» (4л.)

  21. Муз. В. Витлина, сл. С. Погореловского «Дед Мороз» (4л.)

  22. Муз. Е. Тиличеевой, счл. М. Долинова «Цирковые собачки» (4-5л.)

  23. Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова «Песня про елочку» (4-5л.)

  24. Муз. Е.Тиличеевой, сл. С. Маршака «Часы» (4-5л.)

  25. …….. «Кот и мыши» (4-5л.)

  26. ……… «Мы скакали» (4-5л.)

  27. ………. «Мышка и кот» (4-5л.)

  28. ………. «На двери такой замок» (4-5л.)

  29. «1,2,3.4,5, Червячки пошли гулять» (4-5л.)

  30. …… «Шел по лесу Дед мороз» (4-5л.)

  31. Муз. А Филиппенко, сл. Т.Волгиной «Веселый музыкант» (4-5л.)

  32. Муз. Л. Абеляна, сл. В. Степанова “Петь приятно и удобно» (4-5л.)

  33. Муз. г. Гладкова, сл. С. Козлова «Песенка львенка и черепахи» (4-5л.)

  34. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной «Ехали» шуточная песня (4-5л.)

  35. Муз. В. Агафонникова, сл. А. Ганчева «Веселая песенка» (4-5л.)

  36. Муз. В. Агафонникова, сл. А. Ганчева «Грустная песенка» (4-5л.)

  37. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского «В траве сидел кузнечик» (4-5л.)

  38. Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. С. Косенко «Паровоз» (5л.)

  39. Муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева «Здравствуй, Родина моя!» (5л.)

  40. Муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен «Скворушка прощается» (5л.)

  41. Муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой «Зимняя песенка» (5л.)

  42. Муз. с. Полонского, сл. Н. Виноградовой «Весенняя песенка» (5л.)

  43. …….. «Кот Мореход» (5л.)

  44. ……...«Помощники» (5л.)

  45. …… «Садовники» (5л.)

  46. …… «Стирка» (5л.)

  47. …… . «Маленький дождик» (5л.)

  48. …… . «Купаются утята» (5л.)

  49. …… . «Платочек» (5л.)

  50. …… «Лягушка» (5л.)

  51. …… . «Три медвежонка» (5л.)

  52. … … «Школа» (5л.)

  53. «Яблоки» (5л.)

  54. …… «Работнички» (5л.)

  55. …… «Музыканты» (5л.)

  56. …….. «Солнце спать легло» (5л.)

  57. «Цветочек» (5л.)

  58. …… . «Я хочу построить дом» (5л.)

  59. «Зонтик» (5л.)

  60. … … «Маленькая гусеница» (5л.)

  61. …… «Ветер» (5л.)

  62. …… «Дом» (4-5л.)

  63. …… . «Пять мух» (5л.)

  64. «Ручка-кулачок» (5л.)

  65. …… «Новогодняя» (Новый год у ребят. Стал волшебным сад…» (5л.)

  66. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной «По малину в сад пойдем» (5л.)

  67. Муз. Л. Абеляна, сл. В. Степанова «Про меня и муравья» (5л.)

  68. Муз. Е. Веврика «Улиточка» (5л.)

  69. Муз. М. Парцхаладзе, сл. П. Синявского «Дудочка» (5л.)

  70. Муз. Р. Паулса, сл. И. Ласманиса, перевод О. Петерсон «Сонная песенка» (5л.)

  71. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского «Улыбка» (5л.)

  72. Муз. В. Герчик, сл. З. Петровой «К нам приходит Новый год» (5л.)

  73. Муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко «Будет горка во дворе» (5л.)

  74. Муз. г. Портнова, сл. Л. Куклина «Хитрый кенгуренок» из музыки к спектаклю «Лесные сказки» (5л.)

  75. Муз. Ю. Чичкова, сл. В. Емельянова «Начинаем краковяк!» (5л.)

  76. Муз. А. спадевеккиа, сл. Е. Шварца «Добрый жук» (5л.)

  77. Муз. И. Арсеева, сл. Народные. Перевод с англ. С. Маршака «Кузнец» (5л.)

  78. Муз., сл. Д. Непомнящей «Песенка мамонтенка» из м/ф «Мамонтенок» (5л.)

  79. Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева «Колыбельная медведицы» (5л.)

  80. Муз. Л. Книппера, сл. А. Коваленкова, «Почему медведь зимой спит?» (5л.)

  81. Муз. В. Шаинского,сл. Ю. Энтина «Чунга-чанга» (5л.)

  82. Муз. Е. Тиличеевой, счл. М. Долинова «Бубенчики» (5л.)

  83. Муз. Андреевой «Музыкальное эхо» (5л.)

  84. Муз. Е. Тиличеевой «Вальс» (5л.)

  85. Муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкеля «Горошина» (5л.)


Произведения сибирских композиторов:

  1. Муз. Е. Попляновой, сл. Н. Пикулевой «Веселые медвежатки» Муз. Е. Тиличеевой, сл. В. Викторова «Песенка-шутка» (4л.)

  2. Муз. Е. Попляновой, сл. Ю. Мориц «Жук» (4л.)

  3. Муз. Е. Попляновой, сл. В. Татаринова «Солнечные зайчики» (5л.)

  4. Муз. Е. попляновой, сл. Н. Пикулевой «Песенка про двух утят» (5л.)

  5. Муз. Е. Попляновой, сл.Н. Гернет и С. Гиппиус «Утята» (5л.)


Музыкальные развивающие игры:

  1. «Мороз» (4-5л.)

  2. «Карусели» (4-5л.)

  3. «Игра в бубен» (4-5л.)

  4. «Найди свое место» (4-5л.)

  5. «Качели» (4-5л.)

  6. «Дождик» (4-5л.)

  7. «На лошадке» (4-5л.)

  8. «Левая-правая» (4-5л.)

  9. «Танец с платком» (4-5л.)

  10. «Ритмическое эхо» (4-5л.)

  11. «Буги-вуги» (4-5л.)

  12. «Снежинки» (4-5л.)

  13. «Медведь и воробышки» (4-5л.)

  14. «Наоборот» (4-5л.)

  15. «Цветные карандаши» (4-5л.)

  16. Разминка, распевка: «Сказка про Языка-Языковича» в действии и дыхательная гимнастика с игровыми упражнениям (4-5л.)

  17. Музыкально-шумовой оркестр (игра на различных детских музыкальных и шумовых инструментах) (4-5л.)


  1. «Заморожу» (5л.)

  2. «Шарик» (5л.)

  3. «Пальчики» (5л.)

  4. «Королевский марш» (5л.)

  5. «Десять мышек» (5л.)

  6. «Мышь и часы» (5л.)

  7. Пальчиковые развивающие игры (5л.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!