Программа «Наш мир интересен, но хрупок»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Актуальность программы
На основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» для 1-4 классов общеобразовательной Дашковской школы.
Актуальной задачей является - воспитание экологической культуры личности.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению детей – это цель образования в России
Новизна программы.
Данный курс соединил в себе теоретические сведения из разных областей географии, астрономии, биологии, экологии, предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника. Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.
Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться справочными материалами.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов и может быть использована для организации внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Срок реализации образовательной программы - 4 года.
Формы занятий. Основными формами данной программы являются комбинированные занятия, экскурсии, встречи, обсуждения. Аудиторные занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает теоритическая часть.
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, исследование.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.
Режим занятий. Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу, в 1 классе 33 часа в год, во 2-4 классах по 34 часа в год. За весь срок обучения - 135 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Программа «Мир вокруг нас» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
-
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Рассмотрено на заседании ШМО
30.09.2021
Утверждаю: _________________ (Маланин В.Д.)
Программа «Мир вокруг нас»
Тематическое планирование занятий
1 класс
№ | Тема | Часы | Способы деятельности учителя и учащихся | Контроль знаний |
I. | Раздел: Осень | 9 | | |
1. | Время года. Осень. | 1 | Беседа | |
2. | Не топчи травку. | 1 | Рассказ | |
3. | Цветы. | 1 | Диалог | |
4. | Посади дерево. Знакомство с названием деревьев. | 1 | Беседа | |
5. | Осенние листочки | 1 | Игра | |
6. | Прогулка по лесу. | 1 | Экскурсия | |
7. | Рисование осеннего дерева. | 1 | Рисование | |
8. | Что будет, если исчезнут леса? | 1 | Творческий поиск | |
9. | Почему природа и животные засыпают? | 1 | Рассказ | |
II. | Раздел: «Как животные готовятся к спячке» | 8 | | |
10. | Как животные готовятся к спячке? | 1 | Беседа | По повадкам, описанию отгадать. |
11. | Помоги белке. | 1 | Беседа |
12. | Ежи. | 1 | Поисковая работа |
13. | Лиса. | 1 | Рассказ |
14. | Заяц. | 1 | Сообщение |
15. | Лось. | 1 | Поисковая работа |
16. | Волк. | 1 | Рассказ |
17. | Медведь. | 1 | «В гостях герой» |
III. | Раздел: «Время года – Зима» | 8 | | |
18. | Время года – зима. | 1 | Беседа | |
19. | Что ты знаешь о птицах? | 1 | Сообщение | |
20. | Сова. | 1 | Рассказ | |
21. | Кукушка. | 1 | Беседа | |
22. | Снегирь, синица. | 1 | Рассказ, наблюдение | |
23. | Дятел. | 1 | Инсценировка | |
24. | Кормушка для птиц. | 1 | Изготовление | Тест: «Птицы» |
25. | Пробуждение природы. | 1 | Рассказ | |
IV. | Раздел: «Время года – весна» | 4 | | |
26. | Время года – весна. | 1 | Сообщение | |
27. | Первые цветы. | 1 | Рассказ | |
28. | Стрекозы, бабочки, пчёлы. | 1 | Сообщение | Отгадывание загадок о насекомых |
29. | Рисование насекомых по представлению | 1 | Рисование | |
V. | Раздел: «Время года – лето» | 3 | | |
30. | Время года – лето. | 1 | Беседа | |
31. | Июнь, июль. | 1 | Рассказ | |
32. | Август. | 1 | Беседа | |
VI. | Раздел: «Праздники…» | 2 | | |
33. | Праздники, путешествия: «Лес – лёгкие планеты», «Животные леса», «Цветы, которые нас окружают». | 1 1 | праздник | |
2 класс
1. | Что такое экология? | 1 | | |
I. | Раздел: «Всё о воде» | 11 | | |
2. | Ручейки и озёра. | 1 | Рассказ | |
3. | Реки нашего края (Ока, Нара). | 1 | Сообщение | |
4. | Зачем и кому нужна вода? Несколько строк о тайне воды. | 1 | Беседа | |
5. | Заводы и фабрики загрязняют водоёмы. | 1 | Поисковая работа | |
6. | Путешествие по рекам мира (Нил, Волга, Амазонка, Лена). | 1 | Работа по карте | |
7. | Путешествие по морям, озёрам, океанам. | 1 | Работа по карте | |
8. | Воды 2/3 на Земле. Но беречь её надо. Оздоровление организма водой. | 1 | Диалог | |
9. | Рисунок на тему «Сюжет из жизни, связанный с загрязнением воды». | 1 | Рисование | |
10. | Рисунок на тему «Что спасает воды» или придумывание технологии спасения водоёмов. | 1 | Творческая работа | Защита своих технологий |
11. | Придумывание экологической сказки на тему: «Найди ошибки в поведении ребят на водоёмах». | 1 | Сочинение | Чтение сказок |
12. | Конкурс «Песни о воде». | 1 | Поисковая и творческая работа | Исполнение песен |
II. | Раздел: «Позвоночные животные» | 6 | | |
13. | Позвоночные животные. Рыбы. Речной окунь. Щука. | 1 | Рассказ | |
14. | Карп. Треска. | 1 | Поисковая работа | Отгадывание рыб по картинкам |
15 | Отгадывание кроссвордов на тему «Беспозвоночные животные» и «Рыбы» | 1 | Отгадывание кроссвордов | |
16 | Разведение рыб и ее охрана | 1 | сообщение | |
17 | Крокодил | 1 | работа с книгой | |
18 | Синий кит | 1 | рассказ | |
19 | Экологический праздник: «Вода – это жизнь!» | 1 | праздник | |
20 | Откуда берется снег? | 1 | рассказ | |
III | Раздел: «Декабрь» | 4 | | |
21 | Декабрь-студенец | 1 | рассказ | |
22 | Праздничная новогодняя елка в доме | 1 | дискуссия | |
23 | Стихи о зиме | 1 | конкурс | проверка стихов |
24 | Загадки, поговорки, приметы зимы | 1 | | проверка знаний загадок и поговорок о зиме |
IV | Раздел: «Февраль» | 3 | | |
25 | Февраль – бокогрей | 1 | рассказ | |
26 | Как зимуют животные | 1 | беседа | |
27 | Игры: « Мороз», «Два Мороза» | 1 | игры | |
V | Раздел: «Март» | 3 | | |
28 | Март-утро года | 1 | беседа | |
29 | Знакомство с рассказами Н. Сладкова «Птицы», «Ручей», Г. Скребитского «На лесной полянке» | 1 | чтение рассказов | Викторина по прочитанным произведениям |
30 | Рисование сюжетов по прослушанным рассказам | 1 | рисование | |
VI | Раздел: «Апрель» | 3 | | |
31 | Апрель-водолей | 1 | рассказ | |
32 | Первые цветы: перелеска, ветреница, мать-и-мачеха | 1 | сообщение | отгадывание по картинкам цветов |
33 | Зарисовка по памяти цветов | 1 | рисование | |
34 | Праздник «Экологическая мельница» | 1 | праздник | Приглашаются родители |
3 класс |
I | Раздел: «Наша Галактика» | 4 | | |
1 | Звёздное небо | 1 | просмотр фильма | |
2 | Солнечная система. Солнце и планеты | 1 | работа с атласом | |
3 | Освоение космоса. Ю.А. Гагарин | 1 | рассказ | |
4 | Планета, на которой мы живём | 1 | беседа | сам.работа |
II | Раздел: «Моё Подмосковье» | 7 | | |
5 | Моё Подмосковье | 1 | работа с картой | |
6 | Путешествие по крупным городам Подмосковья | 1 | сообщение | |
7 | Мой родной город-Серпухов | 1 | Сбор материала по теме | |
8 | Проект на тему: «Появление и влияние парковых зон в нашем городе» | 1 | Поиск информации. Защита проекта на экологической конференции | |
9 | Рисование достопримечательностей города Серпухова | 1 | рисование | рисование |
10 | Викторина о Серпухове | 1 | | соревнование |
11 | Праздник –исследование «Мой родной Серпухов» | 1 | праздник | |
III | Раздел: «Жизнь в деревнях и городах» | 2 | | |
12 | Жизнь в деревнях | 1 | беседа | опрос |
13 | Жизнь в городах | 1 | беседа | опрос |
IV | Раздел: «Исчезающие растения и Животные» | 2 | | |
14. | Исчезающие растения | 1 | поиск | |
15. | Животные, находящиеся под угрозой исчезновения | 1 | сообщение | |
V. | Раздел: «Беспозвоночные» | 3 | | |
16. | Беспозвоночные животные: Дождевой червь, пиявка | 1 | доклад | |
17. | Бабочка-капустница, майский жук, комнатная муха, пчела. | 1 | работа с книгами | |
18. | Пресмыкающиеся: ящерица, уж, гадюка. | 1 | сообщение | опрос |
V. | Раздел: «Млекопитающиеся» | 2 | | |
19. | Млекопитающие: бобр, тигр, лев | 1 | доклад | |
20. | Конкурс – игра «О ком идет речь» | 1 | конкурс | |
VI . | Раздел: «Загрязнение окружающей среды» | 4 | | |
21. | Загрязнение атмосферы | 1 | беседа | |
22. | Загрязнение почв | 1 | рассказ | |
23. | Загрязнение вод | 1 | Рассказ-сообщение | |
24. | Защита окружающей среды | 1 | беседа | опрос |
VII. | Раздел: «Лекарственные растения» | 5 | | |
25. | Лекарственные растения | 1 | сообщение | |
26. | Рисование на тему: «Цветы в моей душе» | 1 | рисование | Отгадывание цветов по картинкам |
27. | Составление букетов по памяти из лоскутков ткани | 1 | Создание букетов | |
28. | Поход «Воскресенье в лесу» | 1 | поход | |
29 | За природу в ответе каждый. | 1 | диспут | |
30 | Памятники животным. | 1 | рассказ | опрос |
31 | Подготовка к праздникам. Идеи детей. | 1 | праздник | |
32-34 | Праздник «Охраняйте природу», «Берегите воду», «Любите Землю». | 3 | праздник | Приглашаются родители |
4 класс
I. | Раздел: «Акции». | 7 | | |
1 | Знакомство с международными акциями. 22 марта – Всемирный день воды. 22 апреля – День Земли. | 1 | рассказ | |
2 | Одна земля, одна семья. | 1 | беседа | |
3 | Хрупок мир сегодняшнего дня. | 1 | беседа, рассказ | назови акции |
4 | Лекция «Водный голод планеты». | | лекция | |
5 | Вода – важнейший источник жизни. | | беседа | |
6 | Путешествие по океанам: Тихий, Атлантический, Северно-Ледовитый, Индийский. | | путешествие | |
7 | Создание проекта: «Защити воду». | | защита проекта | работа по карте |
II. | Раздел: «Про птиц». | 8 | | |
8 | Про птиц… | 1 | беседа, рассказ | |
9 | Азбука птиц. | 1 | прослушивание голосов птиц | Работа по картинкам |
10 | Голоса птиц. | 1 | грам. запись | Отгадай голос птицы |
11 | Создание проекта «Птицы – наши друзья» | 1 | конкурс | |
12 | Конкурс рассказов «Кто, чем удивит?» | 1 | конкурс | |
13 | Самостоятельный подбор | 1 | сообщения | |
14 | Сделай своими руками кормушку для птиц | | | |
15 | Игра-путешествие: «В гости к Берендею» | | | |
| III. Раздел: «Экология и человек» | 8 | | |
16 | Экология и человек. Создание экологических цепочек. | | | |
17 | Красная книга и ее обитатели. | | | |
18 | Только человек может спасти планету. | | диспут | |
19 | Экологические катастрофы Земли | | | |
20-21 | Тайны природы | | | |
22 | Фоторепортаж о природе | | Сбор информации | |
23. | Оформление стен газеты: «Мой любимый пейзаж» | 1 | подбор материалов | |
IV. | Раздел: «Родное Подмосковье» | 4 | | |
24. | Растительное богатство Подмосковья | 1 | сообщения | |
25. | Лесные ресурсы Подмосковья | 1 | рассказ | |
26. | Животный мир Подмосковья | 1 | Поисковая работа | опрос |
27-29 | Приокско-Террасный биосферный заповедник | 3 | экскурсия | |
V. | Картины мира | 5 | | |
30-31 | Знакомство со странами | 2 | Путешествие по карте | Работа по карте |
32. | Мой взгляд в будущее | 1 | Самостоятельная работа | |
33-34 | Заключительные праздники | 2 | праздники | |
Итого: 135 часов