ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
ФИЛИАЛА ФГБОУВО «ДОНИЖТ»
«ДЕБАЛЬЦЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»
на 2023 -2024 учебный год
2023
Составители:
Юдина Елена Александровна, заместитель директора
Кудрявцева Наталья Юрьевна, методист ДКТИ
Программа наставничества Филиала ФГБОУВО «ДОНИЖТ» «Дебальцевский колледж транспортной инфраструктуры» на 2023-2024 учебный год (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
Введение | С.4 |
| |
1. Цель и задачи Программы | С.5 |
2. Ролевые модели в рамках форм наставничества, реализуемые в Филиале ФГБОУВО «ДОНИЖТ» «Дебальцевский колледж транспортной инфраструктуры»; | С.6 |
| |
3. Типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника в разрезе форм наставничества | С.7-9 |
| |
Приложения1 | |
| |
| |
ВВЕДЕНИЕ
В соответствие с Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» образовательные организации (далее – ОО) должны разработать и осуществить реализацию Программ наставничества (далее – Программа).
В соответствие с ГОСТ Р54871-2011 («Проектный менеджмент. Требования к управлению программой») Программа – это совокупность взаимосвязанных проектов и другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях общих ограничений.
Структурное построение Программы как документа планирования определяется процессом ее разработки, который предполагает выполнение следующих содержательных этапов:
целеполагание (определение и согласование со всеми участниками системы наставничества в ОО цели и задач);
определение форм наставничества, как проектов в рамках Программы;
выбор ролевых моделей в рамках форм наставничества, как микро-проектов;
разработку типовых индивидуальных планов развития наставляемых под руководством наставника (далее – Индивидуальных планов) в разрезе форм наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ3
Обеспечить развитие участников внедрения Целевой модели наставничества в Филиале ФГБОУВО «ДОНИЖТ» «Дебальцевский колледж транспортной инфраструктуры»;» и улучшение личных показателей их эффективности в разрезе форм наставничества
2. РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ В РАМКАХ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В «НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Форма наставничества4 | Вариации ролевых моделей5 |
Учитель-учитель (педагог-педагог) | «опытный учитель (педагог) – молодой специалист» - классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы; «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» - конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив; «педагог-новатор – консервативный педагог» - более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями; «опытный предметник – неопытный предметник» - опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).6 |
Форма наставничества: «Учитель - учитель (педагог – педагог)»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «учитель-учитель». Ролевая модель: «опытный учитель-молодой специалист».
Ф.И.О. и должность наставляемого сотрудника __Москалец Екатерина Николаевна, преподаватель спец.дисциплин _____________
Ф.И.О. и должность наставника ___Афонина Инна Николаевна, преподаватель ____________________________________________________________________________________
Срок осуществления плана: с «01» сентября 2023г. по «30» июня 2024 г.
№ | Проект, задание | Срок | Планируемый результат7 | Фактический результат8 | Оценка наставника |
Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления |
1.1. | Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития | | Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником | | |
1.2. | Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон профессионального развития | | | |
1.3. | Разработать меры по преодолению профессиональных трудностей с учетом тем мероприятий раздела 2. | | Разработаны меры преодоления профессиональных трудностей | | |
Раздел 2. Вхождение в должность9 |
2.1. | Познакомиться с ОО, ее особенностями, направлениями работы, Программой развития и др. | | Осуществлено знакомство с особен-ностями и направлениями работы ОО , изучена Программа развития ОО | | |
2.2. | Изучить помещения ОО (основные помещения, правила пользования и пр.): учебные кабинеты, актовый и физкультурный зал, библиотека, столовая и пр. | | Хорошая ориентация в здании ОО, знание аварийных выходов. | | |
2.3. | Познакомиться с коллективом и наладить взаимодействие с ним: руководство ОО, педагоги-предметники; педагог-психолог, документовед, бухгалтерия, завхоз и пр. | | Совместно с наставником нанесены визиты-знакомства, во время визитов обсуждены направления взаимодействия и сотрудничества | | |
2.4. | Изучить сайт ОО, страничку ОО в социальных сетях, правила размещения информации в Интернете о деятельности ОО | | Хорошая ориентация по сайту, на стра-ницах ОО в соцсетях «ВК. и на сайте колледжа, изуче-ны правила размещения информации в Интернете | | |
2.5. | Изучить Кодекс этики и служебного поведения сотрудника ОО (взаимодействие с родителями, коллегами, учащимися и пр.) | | Применяются правила Кодекса этики и служебного поведения | | |
2.6. | Сформировать понимание о правилах безопасности при выполнении своих должностных обязанностей | | Соблюдаются правила безопасности при выполнении должностных обязанностей | | |
2.7. | Изучить методику построения и организации результативного учебного процесса | | Организован результативный учебный процесс по дисциплине «Экономика» | | |
2.8. | Научиться анализировать результаты своей профессиональной деятельности | | Изучены и внедрены методы анализа планов деятельности педагога, применяемых методов обучения. | | |
Раздел 3. Направления профессионального развития педагогического работника10 |
3.1. | Изучить психологические и возрастные особенности учащихся 15-18 лет | | Изучены психологические и возрастные особенности студентов, которые учитываются при подготовке к занятиям | | |
3.2. | Освоить эффективные подходы к планированию деятельности педагога | | Освоены такие эффективные подходы к планированию деятельности педагога, как SMART-целеполагание | | |
3.3. | Познакомиться с успешным опытом организации внеклассной и внеурочной деятельности | | Изучен успешный опыт организации таких мероприятий, как фестиваль про-ектов, тематические экскурсии, КВН, «Разговоры о важном» | | |
3.4. | Изучить успешный опыт организации работы с родителями (в т.ч. - подготовка и проведение родительских собраний; вовлечение их во внеурочную деятельность) | | Совместно с наставником подготов-лены и проведены 3 род. собрания, мероприятия с родителями (индивидуальные беседы) | | |
3.5. | Изучить документы и НПА, регулирующие деятельность педагога (в т.ч. - эффективный контракт, Положение по оплате труда, ВСОКО, должностная инструкция и пр.) | | Изучено содержание эффективного контракта педагога, Положение по оплате труда, должностная инструкция преподавателя, должностная инструкция классного руководителя, локальные акты ДКТИ | | |
3.6. | Освоить успешный опыт учебно-методической работы педагога (составление технологической карты урока; методрекомендаций по … и пр.) | | Составлены технологические карты уроков и конспекты тем по дисциплине ««Экономика»» | | |
3.7. | Изучить опыт участия педагогов в проектной деятельности ОО | | Изучены проекты ОО по профилю деятельности педагога и выявлена роль педагога | | |
3.8. | Изучить перечень и порядок предоставления платных образовательных услуг в ОО | | Документы изучены | | |
3.9. | Перенять опыт оформления документации (перечень, шаблоны и правила), сопровождающей деятельность педагога | | По формату подготовлены … | | |
3.10 | Изучить успешный опыт организации профессионального развития педагога (в т.ч. - использование возможностей ресурсных центров, площадок, формы и направления профразвития) | | На основе изучения успешного опыта организации профразвития в ОО выбраны формы собственного профразвития на следующий год (стажировка в …) | | |
3.11 | Сформировать понимание эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций (между педагогом и родителем, педагогом и коллегами и пр.) | | Усвоен алгоритм эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций в группе учащихся и способов их профилактики | | |
3.12 | Познакомиться с успешными практиками разработки и внедрения образовательных инноваций в практику пед. деятельности | | Изучена практика разработки и внедрения игр по повышению финансовой грамотности | | |
3.13 | Подготовить публикацию…/конкурсную документацию… | | Подготовлена к публикации статья «…» | | |
Подпись наставника___________________________ «____» _________ 20__г. | Подпись наставляемого сотрудника_______________________ «____» _________ 20__ г. |
1 Приложения вводятся при необходимости, например, для иллюстрации статистики, отчетных/аналитических и др. данных
2 При условии ее создания в ОО как коммуникативной площадки в рамках внедрения Целевой модели наставничества
3 Каждая ОО адаптирует Дерево целей с учетом своей специфики деятельности и реализуемых в ней форм наставничества и выбранных ролевых моделей
4 При подготовке Программы ОО оставляет только те формы наставничества, которые ей подходят
5 При подготовке Программы ОО оставляет только те вариации моделей из типовых, которые реально будут осуществляться как микро-проекты. Также ОО вправе вносить свои собственные ролевые модели, исходя из актуальных задач развития ОО
6 Ряд ОО планируют внедрение модели «Опытный классный руководитель – начинающий классный руководитель»
7 В описании планируемого результата можно ссылаться на применение различных форм взаимодействия наставника с наставляемым, например: получена консультация; осуществлен обмен опытом в области ...; взаимное посещение мероприятий/уроков ... (указать название); совместно подготовлена конкурсная документация/статья/методическая разработка (указать название); совместно с наставником подготовлено выступление на конференции/совещании/Педсовете; составлен индивидуальный перечень литературы для изучения и пр.
8 Если фактический результат совпадает с запланированным, то следует отметить «результат достигнут в полной мере»; если фактический результат не выполнен, указывается «результат достигнут не в полной мере» или «результат не достигнут»; если превысил запланированный, то необходимо это описать.
9 Данный раздел заполняется исключительно для вновь принятых педагогов
10 Перечень и темы заданий определяются наставником на основе анализа потребности в развитии наставляемого, а также на основании его личных запросов