департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Губернский педагогический колледж»
| УТВЕРЖДАЮ: __________ /Образцов И.Д. «___»_____________2021 г. |
| |
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА в
ГБПОУ ВО «ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Разработчик:
__________ / Кочегарова С.В.
«___»_______________2021 г.
г. Воронеж, 2021
Наименование программы | Программа наставничества в ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» |
Куратор | Кочегарова Светлана Владимировна, методист |
Формы наставничества, реализуемые в ПОО | «студент – ученик» «студент – студент» «педагог – педагог» «работодатель – студент» |
Ответственные лица по формам наставничества | Комолова Елена Викторовна Жукова Ирина Николаевна, Завьялова Татьяна Анатольевна Баранникова Алевтина Сергеевна Агеева Светлана Ильинична |
Нормативно-методическое обеспечение | - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ; - Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразо-вательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; - Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразо-вательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»); - Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23.10.2020 г. № 993. |
Цель программы | максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, преподавателей и молодых специалистов ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» |
Задачи программы | - улучшение показателей ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах; - подготовка обучающегося ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность; - раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории; - создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; - создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности; - привлечение к подготовке квалифицированных кадров для экономики региона опытных специалистов-практиков; - формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж», способного на комплексную поддержку, выстраивание доверительных и партнерских отношений. |
Сроки реализации | 01.09.2021 – 30.06.2022 |
Планируемые результаты | - измеримое улучшение показателей ГБПОУ «Губернский педагогический колледж» в образовательной, культурной, спортивной и других сферах; - рост числа обучающихся, успешно прошедших профориентационные и иные мероприятия; - улучшение психологического климата в образовательном учреждении как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и «экологичных» коммуникаций на основе партнерства; - практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению; - измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников предприятий реального сектора экономики, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций; - появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов); - участие молодых педагогов в профессиональных конкурсах, фестивалях и др. |
Этапы реализации программы | Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели Этап 2. Формирование базы наставляемых Этап 3. Формирование базы наставников Этап 4. Отбор/выдвижение наставников Этап 5. Формирование наставнических пар/групп Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели |
Условия реализации программы | Кадровое обеспечение реализации программы наставничества В реализации программы наставничества участвуют опытные педагоги, имеющие профессиональные успехи, склонные к активной общественной работе, обладающие лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Кадровая система реализации программы наставничества в рамках образовательной деятельности колледжа предусматривает, независимо от форм наставничества три главные роли участников: - наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставляемым может стать учащийся, студент, молодой специалист на условиях свободного вхождения в выбранную программу. - наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставниками могут быть студенты, представители сообществ выпускников ОУ, педагоги и иные должностные лица ОУ, сотрудники организаций-партнеров. - куратор – сотрудник колледжа, который отвечает за организацию цикла программы наставничества. Учебно-методическое обеспечение программы наставничества Педагогическим коллективом колледжа ведется учебно-методическая работа, которая направлена на создание современного учебно-методического обеспечения программы наставничества в соответствии с Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». Материально-техническое обеспечение программы наставничества При реализации программы наставничества используется материально-техническая база ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»: (кабинеты, лаборатории и их оборудование, библиотеки, ЭОР, ЦОР и пр.) |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность Программы наставничества (далее – Программы) определена государственной политикой в области модернизации профессионального образования. В условиях социально-экономического развития страны и регионов работодатели испытывают кадровый дефицит, потребность в выпускниках профессиональных образовательных организаций, обладающих мультидисциплинарными компетенциями и минимальной потребностью в адаптационном периоде при трудоустройстве.
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности. Внедрение программ наставничества в ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» обеспечит системность и преемственность наставнических отношений и программ.
Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра задач практически любого обучающегося:
- обучающегося, который оказался перед ситуацией сложного выбора образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе;
- обучающегося, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации;
- обучающегося, который не видит карьерной перспективы и возможности трудоустройства в своем регионе;
- обучающегося, которому приходится преодолевать психологические барьеры, и др.
Технология наставничества также применима для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:
- проблемы молодого специалиста в новом коллективе,
- проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Реализация программы наставничества в системе образования Российской Федерации с учетом российского законодательства, социально-экономических и других условий наиболее эффективна с опорой на следующие принципы:
- принцип научности предполагает применение научно обоснованных и проверенных технологий;
- принцип системности предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов;
- принцип стратегической целостности определяет необходимость единой целостной стратегии реализации программы наставничества;
- принцип легитимности, требующий соответствия деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации и нормам международного права;
- принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает честность и открытость взаимоотношений, не допускает покушений на тайну личной жизни, какого-либо воздействия или взаимодействия обманным путем;
- принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого ценностей законопослушности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческих ценностей;
- принцип продвижения благополучия и безопасности подростка (принцип «не навреди») предполагает реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому (никакие обстоятельства или интересы наставника или программы не могут перекрыть интересы наставляемого);
- принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение куратора и наставника по отношению к наставляемому и программе наставничества, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта;
- принцип индивидуализации и индивидуальной адекватности, направленный на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого собственной траектории развития, предполагает реализацию программы наставничества с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемого с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности;
принцип равенства признает, что программа наставничества реализуется людьми, имеющими разные гендерные, культурные, национальные, религиозные и другие особенности.
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Реализация Программы будет осуществляться посредством использования проектного подхода в соответствие с планами работы по четырем формам наставничества, представленным ниже:
ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»
Вариант взаимодействия: «опытный педагог – молодой специалист»
Предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому всестороннюю поддержку.
Цель:
успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри ГБПОУ «Губернский педагогический колледж», позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
2. Привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление преподавателя в образовательном учреждении.
3. Ускорение процесса профессионального становления преподавателя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
Ожидаемые результаты.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь колледжа, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в колледже. Преподаватели-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.
Среди оцениваемых результатов:
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качествепреподавателя в колледже;
- качественный рост успеваемости и улучшение поведения в студенческих группах;
- сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
- рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований,методических практик молодого специалиста.
Портрет участников
Наставник. Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Для реализации различных задач возможно выделение двух типов наставников.
Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.
Наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой педагог, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных учебных предметов, дисциплин или МДК.
Наставляемый. Молодой специалист, имеющий малый опыт работы до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с учениками, другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.
Возможные варианты программы
Вариации ролевых моделей внутри формы «педагог – педагог» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей колледжа и ресурсов наставника. Основными вариантами могут быть:
- взаимодействие «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
- взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка («не могу найти общий язык со студентами», «испытываю стресс во время учебных занятий»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов инициатив;
- взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в рамках которого, возможно, более молодой преподаватель помогает опытному представителю овладеть современными программами и цифровыми навыками и технологиями;
- взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник», в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).
Область применения.
Форма наставничества «педагог – педагог» может быть использована как часть реализации в колледже, профессиональной подготовки или переподготовки, как элемент повышения квалификации. Отдельной возможностью реализации с последующим фактическим закреплением является создание широких педагогических проектов для реализации в колледже: открытые уроки, конкурсы, курсы, творческие мастерские, Школа начинающего педагога, семинары, разработка методических материалов.
.
Форма наставничества: «педагог- педагог». Ролевая модель: «опытный педагог – молодой специалист»
Ф.И.О. и должность наставляемого сотрудника Ф.И.О. и должность наставника Срок осуществления плана: с « » 2021 г. по « » 2022 г.
Примерная программа работы наставников с молодыми педагогами
№ п/п | Мероприятие | Деятельность наставника | Планируемый результат | Фактический результат | Сроки |
1 | Познакомиться с ОО, с ее особенностями, направлениями развития, помещениями. Изучить сайт ОО. | Познакомить с ОО, с ее особенностями, направлениями развития, помещениями. Изучить сайт ОО. | Социальная адаптация. | | сентябрь |
2 | Изучить кодекс этики и служебного поведения сотрудника ОО. | Познакомить с кодексом этики и служебного поведения сотрудника ОО | Социальная адаптация. | | сентябрь |
3 | Познакомиться с коллективом: педагоги дисциплин, педагог- психолог, соц. педагог, бухгалтерия, библиотека, методист. | Знакомство с коллективом | Социальная адаптация. | | сентябрь |
4 | Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста. | Подбор материалов, методик. Собеседование. | Создание индивидуального плана молодого специалиста. | | сентябрь |
5 | Изучение нормативно-правовой базы, локальных актов. Ведение документации. | Изучению ФГОС СПО, локальных актов ОО. Составление рабочей программы. Обучение правилам заполнения журнала, заполнение электронного журнала. | Компетентность молодого специалиста при работе с документами. | | сентябрь |
6 | Ознакомление с Индивидуальным планом педагога. | Разработка индивидуального плана педагога | Наличие индивидуального плана педагога. | | сентябрь |
7 | Перенять успешный опыт и провести мероприятие вместе с наставником. | Перенять успешный опыт и провести вместе с наставником мероприятие | Проведение мероприятия, самоанализ. | | 1 семестр |
8 | Оказание методической помощи наставником. | Выбор методической темы, освоение технологии работы над выбранной темой | Описание методической темы. | | сентябрь- октябрь |
9 | Проектирование и анализ образовательной деятельности в контексте требований ФГОС. | Открытые занятия наставника, педагогов ОО, их анализ. Разработка инструментария для самостоятельного проектирования урока. | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока. | | в течение года |
10 | Освоение современных образовательных технологий. | Планирование и организация мастер- классов наставника и педагогов школы. | Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения. | | в течение года |
11 | Создание портфолио. | Организация деятельности по изучению вопроса. | Работа над портфолио | | в течение года |
12 | Введение в процесс аттестации. Требования к квалификации. | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников | Подготовка молодого специалиста к прохождению аттестации. | | в течение года |
13 | Организация продуктивной деятельности. | Разработка программ, КИМов, ФОСов и др. | Методические продукты. | | в течение года |
14 | Проектирование уроков в контексте требований ФГОС. | Организация самостоятельного проектирования урока Мастер-класс. Анализ и самоанализ уроков. | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока. | | в течение года |
15 | Участие в мероприятиях различного уровня. | Помощь в организации и участия в мероприятиях различного уровня совместно с наставником и самостоятельно. | Участие в мероприятиях различного уровня совместно с наставником и самостоятельно. | | в течение года |
16 | Итоги реализации программы. | Подготовка отчета наставника и молодого специалиста | | | до 15 мая |
17 | Мониторинг первого года реализации программы, выявление сложностей молодого педагога. | Подготовка опроса. | Корректировка программы на следующий учебный год. | | до 30 мая |
Подпись наставника Подпись наставляемого сотрудника _____________________
«___» 2021 г. «___»_____________________2021 г.
ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА «РАБОТОДАТЕЛЬ – СТУДЕНТ»
Вариант взаимодействия «работодатель – будущий сотрудник»
профессиональная поддержка в формате стажировки, направленная на развитие конкретных навыков и компетенций, адаптацию на рабочем месте и последующее трудоустройство.
Цель:
получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств, необходимых для осознанного целеполагания, самоопределения и самореализации.
Задачи:
1. Помощь в раскрытии и оценке своего личного и профессионального потенциала.
2. Повышение осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития.
3. Повышение уровня профессиональной подготовки студента.
4. Ускорение процесса освоения основных навыков профессии.
5. Содействие выработке навыков профессионального поведения, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам.
6. Развитие у студента интереса к трудовой деятельности в целом.
Критерии отбора наставников и наставляемых:
- неравнодушный профессионал с большим (от 10 лет) опытом работы;
- активной жизненной позицией, высокой квалификацией;
- имеет стабильно высокие показатели в работе;
- способен и готов делиться опытом, имеет системное представление о своем участке работы, лояльный, поддерживающий стандарты и правила организации;
- обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к студенту как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге.
Ожидаемые результаты программы:
- повышение уровня мотивированности и осознанности студентов в вопросах саморазвития и профессионального образования;
- получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность;
- расширение пула потенциальных сотрудников региональных предприятий с должным уровнем подготовки, которое позволит совершить качественный скачок в производственном и экономическом развитии региона в долгосрочной перспективе;
- адаптация молодого специалиста на потенциальном месте работы, студент решает реальные задачи в рамках своей рабочей деятельности;
- сокращение адаптационного периода при прохождении производственной практики и при дальнейшем трудоустройстве за счет того, что студентам передают технологии, навыки, практику деятельности, организационные привычки и паттерны поведения, а также отслеживают их использование, мотивируют и корректируют работу.
Форма наставничества: «работодатель - студент». Ролевая модель: «работодатель - будущий сотрудник»
Ф.И.О. и должность наставляемого
Ф.И.О. и должность наставника
Срок осуществления плана: с « » 2021 г. по « » 2022 г.
Примерная программа работы наставников со студентами (потенциальными сотрудниками)
№ п/п | Содержание работы | Планируемый результат | Фактический результат | Сроки |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |
8 | | | | |
9 | | | | |
10 | | | | |
11 | | | | |
12 | | | | |
13 | | | | |
14 | | | | |
15 | | | | |
16 | | | | |
17 | | | | |
Подпись наставника Подпись наставляемого ____________________
«____» _______________ 2021 г. « » ____________________ 2021 г.
ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА «СТУДЕНТ – СТУДЕНТ»
Варианты взаимодействия «успевающий – неуспевающий», «лидер – пассивный»,
«равный – равному»
Предполагает взаимодействие студентов колледжа, при котором один из них находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации.
Цель:
разносторонняя поддержка студента, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
1. Помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков и метакомпетенций.
2. Улучшение результатов учебы.
3. Улучшение творческих и спортивных результатов.
4. Помощь в адаптации к новым условиям среды, в случае, если студент – новичок.
5. Формирование благоприятной психоэмоциональной среды среди студентов.
6. Рост посещаемости творческих кружков.
7. Создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации.
8. Снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с конфликтами внутри коллектива обучающихся.
9. Формирование устойчивого студенческого сообщества
Ожидаемые результаты программы:
- высокий уровень включенности наставляемых в социальные, культурные и образовательные процессы организации;
- улучшение психоэмоционального фона в коллективе, лояльность студентов;
- культурное, интеллектуальное, физическое совершенствование, самореализация, а также развитие необходимых компетенций;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и социальных проектов в результате совместной работы (над проектами, совместная подготовка к олимпиадам или проведение совместных конкурсов).
Портрет участников
Наставник. Активный студент старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель колледжных и региональных олимпиад и соревнований, лидер группы/курса, принимающий активное участие в жизни колледжа (конкурсы, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Возможный участник всероссийских организаций или объединений с активной гражданской позицией.
Наставляемый.
Вариант 1. Пассивный. Социально/ценностно дезориентированный студент с низшей по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участие в жизни колледжа, отстраненный от коллектива.
Вариант 2. Активный. Обучающийся, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
Возможные варианты программы
Вариации ролевых моделей внутри формы «студент – студент» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Основными вариантами могут быть:
- взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант;
- поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
- взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
- взаимодействие «равный – равному», в течение которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
Область применения в рамках образовательной программы. Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в «кураторские часы», совместная организация и участие в конкурсах и проектных работах, совместные походы на спортивные/культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, волонтерство, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации).
Форма наставничества: «студент-студент». Ролевые модели: «успевающий – неуспевающий», «лидер – пассивный», «равный – равному»
Ф.И.О. и группа наставляемого
Ф.И.О. и группа наставника
Срок осуществления плана: с « »_____________2021 г. по « »_______________2022 г.
Примерная программа работы наставника с наставляемым
№ п/п | Мероприятие | Деятельность наставника | Планируемый результат | Фактическ ий результат | Сроки |
1 | Информирование обучающихся о подготовке программы, сбор предварительных запросов. | Собеседовани е, анкетировани е. | Выявление потенциальных наставляемых и их проблем, знакомство с программой и наставниками. | | сентябрь |
2 | Знакомство с ОО, инфраструктурой, правилами поведения. | | | | сентябрь |
3 | Знакомство с коллективом и налаживание взаимодействия с педагогами, администрацией. | | Установление комфортного взаимодействия, формата работы, построение доверительных отношений. | | сентябрь |
4 | Ознакомление с нормативно-правовой базой, планом работы. | | Совместное формирование целей на ближайший период работы, создание карты будущей работы, примерный план и формат встреч. | | сентябрь |
5 | Знакомство с успешным опытом и эффективной деятельностью. | | Мотивация наставляемых к активной работе самосовершенствованию на протяжении всего учебного года. | | сентябрь- октябрь |
6 | Помощь в создании и ведении портфолио. | | Работа над портфолио. | | в течение года |
7 | Участие в заседаниях студ. актива. | | | | ежемесячно |
8 | Совместное участие во внутриколледжных мероприятиях. | | В соответствии с планом воспитательной работы на учебный год. | | в течение года |
9 | Совместное участие в городских, региональных и федеральных мероприятиях. | | В соответствии с планом воспитательной работы на учебный год. | | в течение года |
10 | Итоги реализации программы. | Подготовка отчетов. | | | до 15 мая |
Подпись наставника Подпись наставляемого _____________________
«____» 2021 г. « ______»___________________2021 г.
ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА «СТУДЕНТ – УЧЕНИК»
Варианты взаимодействия «активный – пассивный», «активный – активный»
Форма предполагает взаимодействие обучающихся общеобразовательной организации и студентов образовательной организации среднего профессионального образования, при которой студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.
Переход от среднего к старшему подростковому возрасту также отмечен изменением отношения ребенка к взрослым, резким снижением успеваемости и потерей интереса к учебе, неприятием общепринятых социальных норм и правил. Наставничество обучающихся общеобразовательных организаций студентами позволит снизить негативные проявления подросткового кризиса и помочь проявить свои способности, а также определиться с выбором дальнейшей траектории обучения.
Цель:
успешное формирование у школьника представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов, метакомпетенций и мотивации, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.
Основные задачи взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в определении личных образовательных перспектив, осознании своего образовательного и личностного потенциала; осознанный выбор дальнейших траекторий обучения; развитие гибких навыков: коммуникация, целеполагание, планирование, организация; укрепление связи между региональными образовательными организациями и повышение процента успешно перешедших на новый уровень образования, формирование устойчивого студенческого и школьного сообществ.
Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности школьников в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования; снижение доли ценностно дезориентированной молодежи; активное развитие гибких навыков, необходимых для гармоничной личности; улучшение образовательных, культурных, спортивных и иных результатов и укрепление школьного сообщества.
Среди оцениваемых результатов:
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов обучающихся;
- снижение числа социально и профессионально дезориентированных подростков;
- увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу профессий педагогической направленности;
- увеличение числа студентов, поступающих на охваченные наставнической практикой факультеты и направления.
Портрет участников
Наставник. Ответственный, социально активный студент с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды. Участник образовательных, спортивных, творческих проектов. Увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы других. Образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности.
Наставляемый.
Вариант 1. Пассивный. Низко мотивированный, дезориентированный школьник старших классов, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, плохо информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри школы и ее сообщества.
Вариант 2. Активный. Мотивированный к получению большего объема информации о карьерных и образовательных возможностях школьник, желающий развить собственные навыки и приобрести метакомпетенции, но не обладающий ресурсом для их получения.
Возможные варианты программы
Вариации ролевых моделей внутри формы «студент – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника, основными вариантами могут быть:
- взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант поддержки для улучшения образовательных результатов и приобретения навыков самоорганизации и самодисциплины;
- взаимодействие «лидер – равнодушный», психоэмоциональная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, мотивация на саморазвитие, образование и осознанный выбор траектории, включение в школьное сообщество;
- взаимодействие «равный – другому», в рамках которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, активная внеурочная деятельность;
Область применения – в рамках образовательной программы. Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, организация совместных конкурсов и проектных работ, совместные походы на спортивные или культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в школьное сообщество.
Форма наставничества: «студент-ученик». Ролевая модель: «активный-пассивный», «активный-активный»
Ф.И.О. и группа наставляемого
Ф.И.О. и группа наставника
Срок осуществления плана: с « »_____________2021 г. по « »_______________2022 г.
Примерная программа работы наставника с наставляемым
№ п/п | Мероприятие | Деятельность наставника | Планируемый результат | Фактическ ий результат | Сроки |
1 | Информирование обучающихся о подготовке программы, сбор предварительных запросов. | Собеседовани е, анкетировани е. | Выявление потенциальных наставляемых и их проблем, знакомство с программой и наставниками. | | сентябрь |
2 | Знакомство с ОО, инфраструктурой, правилами поведения. | | | | сентябрь |
3 | Знакомство с коллективом и налаживание взаимодействия с педагогами, администрацией. | | Установление комфортного взаимодействия, формата работы, построение доверительных отношений. | | сентябрь |
4 | Ознакомление с нормативно-правовой базой, планом работы. | | Совместное формирование целей на ближайший период работы, создание карты будущей работы, примерный план и формат встреч. | | сентябрь |
5 | Знакомство с успешным опытом и эффективной деятельностью. | | Мотивация наставляемых к активной работе самосовершенствованию на протяжении всего учебного года. | | сентябрь- октябрь |
6 | Помощь в создании и ведении портфолио. | | Работа над портфолио. | | в течение года |
7 | Участие в заседаниях студ. актива. | | | | ежемесячно |
8 | Совместное участие во внутриколледжных мероприятиях. | | В соответствии с планом воспитательной работы на учебный год. | | в течение года |
9 | Совместное участие в городских, региональных и федеральных мероприятиях. | | В соответствии с планом воспитательной работы на учебный год. | | в течение года |
10 | Итоги реализации программы. | Подготовка отчетов. | | | до 15 мая |
Подпись наставника Подпись наставляемого _____________________
«____» 2021 г. « ______»___________________2021 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технологии интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности. Внедрение программ наставничества в ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» обеспечит системность и преемственность наставнических отношений и программ.
Программа отражает новый этап в развитии колледжа. В ней представлены цель, задачи, стратегия и тактика развития наставничества в колледже, определены мероприятия, проводимые в рамках реализации форм наставничества: «студент – студент», «преподаватель – преподаватель», «работодатель – студент». С Программой наставничества ознакомлены классные руководители учебных групп, преподаватели, обучающиеся, родители.
Управление программой осуществляют: куратор проекта – методист; руководители форм наставничества – заведующая отделом профориентации и трудоустройства, заведующие отделениями, педагог-психолог, заведующая педагогической практикой, под руководством директора колледжа. Основная функция управленческого состава – определение наставников и наставляемых, обучение наставников, согласование действий наставников и наставляемых по выполнению мероприятий и контроль достижения показателей ее реализации.
Программа наставничества является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Ход работы по реализации Программы наставничества анализируется на инструктивно-методических совещаниях. Корректировка Программы и анализ целевых показателей осуществляется в соответствии с положением о реализации целевой модели наставничества в ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж».