Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Восточное»
Макаровского района Сахалинской области
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Зам. директора по УВР приказом директора
МБОУ «СОШ с. Восточное»
от « ________» №________2022 г.
________________2022 г.
____________ Т.Э. Попова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Настольный теннис
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы: базовый
Адресат программы: 8-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработал программу:
С.В. Попов
педагог дополнительного образования
2022 г.
с. Восточное
Содержание программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .............................................................................................................. 3
1.1 Пояснительная записка ..........................................................................................................3
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .........................................................................................8
2.1 Учебный план ……………….................................................................................................8
2.2 Содержание учебной программы ........................................................................................ 8
2.3 Система оценки достижения планируемых результатов ...................................................9
2.4 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год ............................................. ..9
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .....................................................................................10
3.1 Методическое обеспечение программы..............................................................................10
3.2 Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов………………………10
3.3 Материально-техническое обеспечение программы ……………………………….……10
3.4 Кадровое обеспечение программы .....................................................................................10
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база, с учетом которой составлена программа.
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;
Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации программ»);
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2019 № 03-1235 «О методических рекомендациях»;
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «основная общеобразовательная школа с. Восточное»
Актуальность программы.
Настольный теннис доступен всем. Играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Программа направлена на создание условий для развития личности ребёнка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно – силовых качеств, формированию двигательных навыков. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъём поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребёнка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
Направленность.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Настольный теннис» по содержанию имеет физкультурно-спортивную направленность.
Уровень сложности программы.
«Базовый уровень» программы предполагает формирование у обучающихся устойчивой мотивации к получению знаний, умений, навыков в выбранном виде деятельности, готовности к дальнейшему творческому самоопределению. На базовый уровень принимаются дети, без ограничений и специальных испытаний. Входная диагностика проводится с целью выявления уровня готовности ребенка к освоению программы базового уровня.
Отличительные особенности.
Данная программа учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Адресат программы.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы - от 8 до 15 лет. К занятиям допускаются все учащиеся, желающие заниматься настольным теннисом, не имеющие медицинских противопоказаний. Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.
Формы и методы обучения.
Форма обучения: очная
Методы обучения:
словесный (рассказ, объяснение);
наглядный (демонстрация технического или тактического приёма; наблюдение, выполнение упражнений по образцу и т.д.);
практический (упражнения, задания);
методика выполнения упражнений для развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы и выносливости;
игровой (подвижные);
метод контроля и коррекции.
Виды занятий:
практические занятия;
теоретические занятия;
игровые тренировки;
товарищеские игры;
соревнования;
комплексные занятия.
Форма организации деятельности: в основе образования лежат групповые занятия, используются формы индивидуальной работы.
Режим занятий:
Один раз в неделю по одному часу.
Объем программы:
первый год обучения – 34 часа.
Срок реализации программы:
Один год.
Цель реализации программы:
Целью данной общеобразовательной программы является создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
Задачи:
Образовательные:
формирование необходимых теоретических знаний;
овладения техникой и тактикой игры в настольный теннис и ее основными правилами;
обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях.
развитие физических качеств (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
укрепление здоровья и повышение работоспособности обучающихся;
приобретение соревновательного опыта, навыков в организации и проведении соревнований по общей физической и технической подготовке.
Метапредметные:
воспитание моральных и волевых качеств;
выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе, воспитание ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом;
формирование потребности к ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья.
Планируемые результаты.
В результате изучения программы «Настольный теннис» воспитанниками должны быть достигнуты определённые результаты.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;
умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Личностные результаты:
понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
готовность к личностному самоопределению;
овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
Предметные результаты:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физкультуры;
излагать факты истории развития игры в настольный теннис, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении спортивных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из спортивных игр в теннис, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебно - тематический план.
№ | Название темы | Количество часов | Форма аттестации |
Теория | Практика | |
1. | Введение | 1 | 6 | Беседа |
2. | Общая физическая подготовка | | 10 | Беседа, практическое занятие. |
3. | Специальная физическая подготовка | | 12 | Беседа, практическое занятие. |
4. | Соревновательная деятельность | | 5 | Беседа, практическое занятие. |
| | 1 | 33 | |
| Всего | 34 | |
2.2 Содержание учебной программы.
1. Введение. Теория: вводное занятие. Входной контроль. Инструктаж по технике безопасности. Настольный теннис, как олимпийский вид спорта, олимпийские чемпиона, история развития настольного тенниса, привила игры.
2. ОФП.. Упражнения с ракеткой и мячом в движении - шагом, бегом, бегом с жонглированием разными сторонами ракетки и двумя сторонами ракетки поочередно Удары справа и слева ракеткой по мячу у стенке; челночный бег 10х10, подтягивание, отжимания, прыжки с места, бег на 10м, бег 30 м. Сдача контрольных нормативов.
3. СФП. Стойки, перемещения и остановки; имитация передвижений в игровой стойке со сменой зон, по треугольнику; обучение работе ног при ударах справа и слева в движении; набивание мяча; хватка ракетки. Жонглирование мячом; упражнения с придачей мячу вращения; подачи мяча обучение подачи «Веер», техника подачи «Маятник»; удары накатом, подрезкой. Игра срезкой и подрезкой, удары по мячу у стола, атакующие удары справа и слева, подача справа и слева с верхним вращением мяча, подача справа и слева с нижним вращением мяча, игра ударами «накат» справа и слева с одного угла в два, подача справа (слева) с подбросом мяча; подача справа (слева) с обманным движением руки с ракеткой, игра ударами «топ-спин» справа слева, удар толчок слева с отскока на месте. Имитация удара толчок слева; удары с наброса учителя; удар срезкой справа с отскока от стены с передвижением; изучение элементов «топ-спин» справа, слева; сочетание откидок справа и слева по всему столу; обучение ударам срезкой справа с перемещением вперед назад; обучение ударам срезкой справа и слева в сочетании; изучение технического приёма «свеча»;
4. Соревнования. Двухсторонняя игра, игра пара на пару (микс, девушки, юноши).
2.3 Система оценки достижения планируемых результатов.
Программа рассчитана на 1 год обучения. В течение каждого года обучающиеся получают определенные практические умения и теоретические знания. С целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам проводятся вводная, промежуточная, текущая и итоговая аттестации.
Год обучения | Вид контроля | Месяц | Формы подведения итогов по программе |
1 год обучения | Входной контроль | Сентябрь | изучение базовых возможностей учащихся объединений. Проводится в форме тестирования для выявления сформированности (обще учебных умений и навыков). |
Промежуточный контроль | Декабрь | выявления динамики развития. Проводится в форме игр, викторин, учебно-тренировочных соревнований. |
Итоговый контроль | Май | По завершении реализации программы. Определить степень достижения результатов. |
2.4 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год.
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Кол-во часов | Режим занятий | Контроль |
1 | 02.09.2022 | 29.05.22 | 34 | 34 | Вторник 15:00-15:40 | Сентябрь 2022г.-предварительный Декабрь 2022 г.-промежуточный Май 2023г.- итоговый |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Методическое обеспечение программы.
Методическое обеспечение: учебные пособия, книги, методические разработки занятий, видеоуроки.
3.2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов.
Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2010
А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2004
Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 2004
Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 2005
О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000
О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.:РГАФК, 2006
С.Д.Шпрах. У меня секретов нет. М.: Советский спорт, 2002
Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 2004
3.3.Материально-техническое обеспечение программы.
Для успешной реализации программы необходимы следующие материально-технические условия: помещение, подходящее для занятий настольным теннисом; тренажерный зал; кабинет (аудитория) оснащённая проектором и компьютером, с возможностью выхода в интернет. Спортивный инвентарь: теннисные столы - 3; теннисные шарики; теннисные ракетки; маты, скакалки, гантели, фишки.
Кадровое обеспечение программы.
Требования к кадровому обеспечению программы:
- Соответствие педагогического работника требованиям профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н;
- Знания в области преподаваемой дисциплины.